Скандинавская ходьба

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    207,51 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Скандинавская ходьба

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА

Содержание

Введение

. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

. Техника скандинавской ходьбы

.1 Разминка

.2 Ходьба

.3 Релаксация

. Научно-методические основы использования скандинавской ходьбы как средства физического воспитания студентов СМГ

.1 Методические основы включения скандинавской ходьбы в комплекс средств физического воспитания студентов специальной медицинской группы (с использованием материалов исследований А.Г. Сушанского и М. Кантанева)

Выводы

Введение


На современном этапе развития нашего общества, характеризующегося сложными социально-экономическими изменениями, остро стоит проблема сохранения здоровья населения, как непременной составляющей человеческой жизни, являющейся непреходящей ценностью (В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, 1999). Здоровье нации - важнейшее условие ее благополучия. Здоровый человек, обладая более высокой работоспособностью и производительностью труда, способствует увеличению экономических ресурсов общества. Наиболее подверженным негативному влиянию социальной среды контингентом считается учащаяся молодежь, так как ее представители являются еще не до конца сформировавшимися в физическом отношении индивидуумами.

На сегодняшний день объективно установлено увеличение числа студентов с врожденными и приобретенными патологиями и отнесенными по этой причине к контингенту специальных медицинских групп (P.M. Васильева, 1995; В.И. Козлов, 1995; B.C. Фомин, 1995; К.Н. Сизоненко, 2003; С.А. Романченко, 2006 и др.).

Рост заболеваемости студентов происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития (JI.H. Шелкова, 2000). Исследования Б.Г. Акчурина, 1996; Т.Г. Коваленко, 1999; Г.Л. Любимовой, 1999 и др. свидетельствуют о наличии закономерной тенденции к снижению состояния здоровья у студенческой молодежи. Одной из основных причин такого положения является недостаточная двигательная активность студентов (П.В. Зайцев, 1991; Д.Н. Давиденко, 1996).

 

1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы


Анализ научно-методической литературы позволят сделать вывод о том, что у специалистов нет единого мнения относительно средств, применяемых для студентов с различными нарушениями в специальной медицинской группе. Одни авторы считают приоритетными циклические упражнения аэробной направленности (О.Н. Токмакова, 1999; Е.Г. Мильнер, 2007; О.Г. Румба, A.A. Горелов, Н.В. Балышева, 2010), другие выделяют средства атлетической гимнастики (В.А. Вишневский, 2005; A.B. Савельева, 2007), третьи подчёркивают необходимость использования дыхательных упражнений (О.Г. Румба, A.A. Горелов, М.Д. Богоева, 2011). При этом предлагаемые средства в работах данных исследователей носят обобщающий характер для различных типов нарушений здоровья. Авторы С.А. Дробышева (2004), М.Н. Скуратович (2006), H.H. Нежкина (2010), М.К. Майорова (2010) высказывают мнение о необходимости дифференцированного использования средств физического воспитания учащихся, выделенных на основе учёта типа их заболевания.

Наличие низкого адаптивно-приспособительного характера функционирования организма студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, требует обеспечения, с одной стороны, наиболее полной коррекции состояния их здоровья при существующих различных заболеваниях, а с другой - создания условий для подготовки к активной трудовой и общественной жизни.

Система физического воспитания в российских вузах в комплексе основных задач рассматривает создание условий для регулярных занятий физическими упражнениями оздоровительной и коррекционной направленности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Значительные трудности при организации этих занятий связаны с выбором эффективных и доступных средств физического воспитания, так как при этом возникает необходимость одновременного учета большого числа факторов. Основные из них - особенности нозологии, стадия протекания основного заболевания, наличие сопутствующих отклонений, общее функциональное состояние и уровень физической подготовленности студентов СМГ, характер учебной деятельности, возраст, пол и ряд других.

Поэтому проблема оптимизации содержания физкультурных занятий со студентами СМГ остается актуальным направлением научного поиска специалистов в сфере физической культуры и адаптивной физической культуры. Недостаточно разработанными остаются способы подбора, дифференциации средств и методов физического воспитания студентов с различными нарушениями, отнесённых к специальной медицинской группе.

Обращение к вопросу включения скандинавской ходьбы в практику физического воспитания студентов СМГ обусловлено, во-первых, достаточной научной проработкой проблемы влияния данного вида ходьбы на организм занимающихся; во-вторых, ростом популярности этого физкультурно - оздоровительного вида в нашей стране.

Ходьба с палками называется в международной практике (на английском языке) Nordic walking, в переводе - нордическая ходьба, она же скандинавская, финская или северная.

 

2. Техника скандинавской ходьбы


Эта разновидность спортивной ходьбы появилась в Финляндии (поэтому она еще называется "финской ходьбой") несколько десятилетий назад, а точнее в 40-х годах ХХ века, и сейчас миллионы людей занимаются им по всему миру. В последние годы и в России растет количество приверженцев этой разновидности фитнеса. Скандинавская ходьба - это ходьба со специальными палками, похожими на лыжные, а, если по-другому сказать, то это ходьба на лыжах, но … без лыж.

 

Эффективность этой аэробной тренировки чрезвычайно высока. Польза скандинавской ходьбы состоит в том, что она:

·        по словам медиков, считается лучшим спортивным упражнением для снижения веса. Она позволяет сжечь примерно на 46% калорий больше, чем при обычной ходьбе. Затраты энергии за один час ходьбы составляет примерно 400 ккал;

·              активирует около 90% всех мышц нашего тела, стимулирует развитие мышц плечевого пояса, спины, ног;

·        улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализует кровяное давление, снижает уровень "плохого" холестерина;

·              одновременно поддерживает тонус мышц верхней и нижней части тела, тренирует выносливость;

·              уменьшает давление на колени и суставы, увеличивается плотность костной массы, снижается риск возникновения остеопороза, уменьшается риск переломов;

·              очень хорошо подходит для коррекции осанки и решения проблем шеи и плеч;

·              помогает двигаться с помощью палок в более быстром темпе без больших усилий;

·              возвращает к полноценной жизни людей с проблемами опорно-двигательной системы;

·              позволяет поддерживать спортивную форму, жизненный тонус и внешний вид;

·              доступней и безопасней для людей пожилого возраста, чем бег.

Экипировка для ходьбы включает специальные палки (нордики), удобную одежду и обувь. Одежду и обувь вы выбираете по вкусу, а вот палки необходимо купить в спортивном магазине.

Палки бывают двух видов: с фиксированной длиной и телескопические, то есть с несколькими выдвижными коленьями. Палки изготавливают из различных материалов: алюминиевые, алюминиевые с карбоном, 100% карбоновые палки, углепластики с карбоном. Они имеют крепления для фиксации рук.


Высота палок зависит от вашего роста. Они подбираются путем умножения вашего роста на коэффициент 0,68 (±5 см). Например, при росте 175 см длина палок должна составлять около 119 см (±5 см). Необходимо иметь в виду, что, чем выше длина палок, тем больше нагрузка на определенные мышцы тела.

Техника скандинавской ходьбы достаточно проста:

·        во время ходьбы сначала надо вставать на пятку, а затем уже на носок;

·              одна рука вытянута вперед и немного согнута в локте, при этом палка держится под углом;

·              другая рука находится на уровне таза и тянется назад;

·              далее идет повторение этих позиций.

Выбрав экипировку и изучив технику движений можно приступить к занятию ходьбой, которую можно условно разделить на три этапа:

. разминка,

. сама ходьба,

. релаксация после ходьбы.

 

.1 Разминка


Как и перед любой серьезной тренировкой, необходимо несколько минут потратить на разминку мышц и суставов, чтобы подготовить тело к нагрузкам. Для этого можно проделать следующие упражнения.

Первое упражнение


1.   Возьмите руками одну палку за концы и поднимите ее над головой.

2.      Сделайте наклоны влево и вправо несколько раз.

Второе упражнение

1.   Выставьте правую ногу вперед и раскачивайтесь вперед-назад.

2.      При этом обе руки двигаются в сторону, противоположную движению тела.

.        Повторите упражнение несколько раз, меняя ноги.

Третье упражнение

1.   Возьмите палки в руки и поставьте их слегка за спину.

2.      Сделайте не менее 15 приседаний.

Четвертое упражнение


1.   Встаньте прямо, для поддержки держитесь за палку.

2.      Осторожно согните одно колено и поднимите лодыжку вверх.

.        Возьмите рукой лодыжку, поднесите ее к ягодичным мышцам и удерживайте в течение 15 секунд, затем поменяйте ноги.

Пятое упражнение


1.   Обе палки поставьте перед собой на ширине плеч.

2.      Поставьте прямую ногу вперед, пятку на землю, носок вверх.

.        Осторожно, согните другое колено, наклонитесь вперед с прямой спиной. Задержитесь на 15 секунд. Повторите с другой ногой.

Шестое упражнение

2.      Поднимите палки за спиной вверх пока не почувствуете растяжение мышц.

Седьмое упражнение


1.   Поставьте палки перед собой.

2.      Согните тело в талии вниз.

.        Обопритесь на палки с прямыми руками и прогнитесь несколько раз.

Восьмое упражнение


1.   Захватите за спиной верхнюю часть палки одной рукой, нижнюю часть - другой.

2.      Поднимайте палку вверх до тех пор, пока не почувствуете растяжение мышц руки, держащей за нижнюю часть палки. Опустите палку.

.        Поменяйте руки и проделайте упражнение.

В дальнейшем вы сами можете придумать для себя разминочные упражнения.

 

.2 Ходьба


Прежде чем начать ходьбу, отрегулируйте длину ремней, которые будут удерживать палки в ваших руках. Во время самой ходьбы с палками слегка согните ноги в коленях, правую руку вытяните вперед и немного согните в локте. Палку держите под углом. Левую руку свободно держите на уровне таза и тяните назад. Во время каждого шага необходимо сначала вставать на пятку, a потом - на носок.

Не существует какого-либо особого способа дыхания. В начале ходьбы можно дышать через нос. С увеличением темпа движения вам нужно больше воздуха, чем то количество, которое поступает через нос. Поэтому начните дышать через рот. Это произойдет естественным образом. Главное, чтобы дыхание было спокойным и ровным. И, вам должно быть комфортно. Вы также можете беседовать с человеком, идущим с вами рядом. Постарайтесь, чтобы соотношение вдоха и выдоха было 1:1,5-2, то есть, если вы вдох делаете на два шага, то выдох - на три-четыре шага.

 

.3 Релаксация


После ходьбы сделайте несколько глубоких вдохов, упражнения на растяжку икроножных мышц, бедер, а также спины. Возвратившись домой, примите теплую ванну, если есть возможность, то сходите в баню или сауну, прогрейтесь, чтобы на следующий день не болели мышцы.

 

3. Научно-методические основы использования скандинавской ходьбы как средства физического воспитания студентов СМГ


Для нашей страны скандинавская ходьба - сравнительно молодой вид двигательной активности, получивший распространение в практике лечебной физической культуры, частично в практике спортивной подготовки лыжников и биатлонистов как средство тренировки в летнее время. В России скандинавская ходьба стала популярной в среде людей пожилого возраста как средство оздоровления и активного отдыха.

В настоящее время в отечественной системе физического воспитания учащейся молодежи этот вид ходьбы не используется. По нашему мнению, это связано прежде всего с тем, что не определены научно-методические основы включения скандинавской ходьбы в практику занятий физическими упражнениями в образовательных организациях, не разработаны критерии оценки ее эффективности как средства укрепления и коррекции здоровья, средства развития и повышения функциональных возможностей организма обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Научной новизной исследования является определение научных основ включения скандинавской ходьбы в комплекс средств физического воспитания студентов специальной медицинской группы, критериев и показателей эффективности скандинавской ходьбы как средства физического воспитания студентов СМГ.

Определение научных основ включения скандинавской ходьбы в комплекс средств физического воспитания студентов СМГ дано в работах А.Г. Сушанского (2013); Е.Ю. Качан, В.Г. Палагнюк, А.В. Трофимова, С.В. Трофимовой (2012); И. Уткиной (2012); M. Kantaneva (2010); C. waltera (2009). Это позволяет выделить положения о том, что скандинавская ходьба:

) положительно влияет на общий уровень физической подготовленности занимающихся, способствует улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, является эффективным средством коррекции осанки и телосложения;

) активно используется в программах лечебной физической культуры;

) не имеет противопоказаний к занятиям;

) доступна и безопасна для людей различного возраста с различным уровнем физической подготовки в связи с простотой двигательных операций и наличием в основе техники навыка ходьбы как природной способности человека;

) имеет не только большое практическое значение как средство оздоровления, реабилитации и рекреации, но и существенный социальный эффект, так как повышает уровень психического здоровья занимающихся, формирует у них ценностное отношение к физической культуре и основы здорового стиля жизни.

Большинство из перечисленных показателей рассматривается как результат физического воспитания студентов СМГ, у которых нозологические характеристики состояния здоровья также связаны с нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ЦНС, опорно-двигательного аппарата и т.д., что дает основания и открывает перспективы научного поиска по проблеме включения ходьбы в занятия с данной группой студентов.

 

.1 Методические основы включения скандинавской ходьбы в комплекс средств физического воспитания студентов специальной медицинской группы (с использованием материалов исследований А.Г. Сушанского и М. Кантанева)


Важно отметить, что этапность включения скандинавской ходьбы в учебные занятия по физической культуре студентов СМГ носит условный характер, но выделение нескольких этапов позволяет обеспечить, с одной стороны, адекватную последовательность педагогических воздействий, с другой стороны, максимально эффективно провести подготовку организма к решению задач индивидуального развития, коррекции и реабилитации.

Этапы

Основные задачи

Методические основы использования скандинавской ходьбы

I

1) освоить технику скандинавской ходьбы;  2) повысить уровень общей выносливости;  3) обеспечить положительную динамику функционального состояния сердечно - сосудистой системы организма.

При ходьбе ЧСС оптимального тренировочного режима - 120-150 уд/мин; время работы - от 30 до 90 мин; темп-медленный. Постепенный переход с равнинной на пересеченную местность; при улучшении общего состояния можно выбирать более сложные ландшафты. В работу вовлекается около 90 % мышц тела.

II

1) изучить основы методики самостоятельных занятий скандинавской ходьбой;  2) повысить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем до уровня не ниже среднего;  3) обеспечить положительную динамику уровня физической подготовленности;  4) содействовать коррекции физического развития студентов с избыточной массой тела.

При достижении хорошего физического состояния постепенное включение в методику первого этапа ходьбы вверх и вниз на время. Например, в течение 20-30 мин, когда расстояние не имеет значения. Вверх идти быстро, пользуясь палками в качестве опоры, а вниз возвращаться свободно. Спустившись вниз, сразу поворачивать назад и вновь подниматься вверх. Сжигается до 45 % калорий больше, чем при обычной ходьбе.

III

1) формировать устойчивую мотивацию к регулярным занятиям скандинавской ходьбой; 2) поддерживать достигнутый уровень функционального состояния основных систем организма; 3) повысить физическую подготовленность занимающихся до уровня не ниже среднего

При хорошем общем состоянии к используемым ранее методикам добавить бег с палками после небольшой разминки. для этого выбрать короткий склон, около 20-60 см. По крутизне холм должен быть таким, чтобы можно было прыжками взбираться вверх и быстро сбегать вниз. Время работы до 20 мин. При подъеме вверх прыжками использовать технику подъема "елочкой". Если прыжки противопоказаны, то в гору можно бежать. Темп произвольный, важная активная работа рук с усиленным отталкиванием. Вниз спуститься бегом и сразу выполнить упражнения на восстановление.

IV

1) освоить приемы самоконтроля влияния занятий скандинавской ходьбой на организм; 2) использовать скандинавскую ходьбу как средство коррекции и реабилитации нарушений в состоянии здоровья по индивидуальным нозологическим показаниям занимающихся; 3) провести комплексную оценку эффективности скандинавской ходьбы как средства физического воспитания студентов СМГ.

В зависимости от достигнутых результатов в равной мере используются методики предыдущих этапов (индивидуальный подход). Как средство реабилитации при заболеваниях: - ОдА использовать мягкую почву, время работы не более 30 мин, темп медленный; - при значительных ограничениях применять гимнастические упражнения с палками локального характера на укрепление различных мышечных групп и растягивание; - ЦНС и психических нарушениях проводить занятия ходьбой на природе, рекомендовано сопровождение беседой; - особенно рекомендована скандинавская ходьба лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системой.

Общие рекомендации: 1) рекомендованный режим занятий: не менее трех раз в неделю, можно ежедневно; 2) до начала ходьбы провести разминку в течение 5-8 мин. После ходьбы выполнить комплекс упражнений на растягивание и дыхательные упражнения. 3) тесты для определения правильного темпа: если достаточно носового дыхания - нагрузка нормальная, включается ротовое дыхание - нагрузка избыточна; если при ходьбе можете легко разговаривать - нагрузка нормальная, если можете на ходу петь - увеличьте темп, если задыхаетесь, разговаривая, - идите медленнее; 4) тест для определения индивидуального оптимального пульсового режима во время тренировки средней интенсивности: от 220 вычесть возраст в годах. 60 % от этой величины считается оптимальным для начинающих, а 85 % - для тренированных лиц; 5) основа физиологически правильного дыхания при ходьбе: на четыре шага - вдох, на один - пауза, на четыре шага - выдох, на один - пауза; 6) длина палок для лиц с нарушениями в состоянии здоровья подбирается на основе правила: 0,7 см. х рост.



Выводы

студент скандинавский ходьба медицинский

На наш взгляд, внедрение скандинавской ходьбы в практику физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья позволит:

усилить оздоровительный эффект учебных занятий физическими упражнениями;

повысить интерес и, как следствие, устойчивость мотивов студентов СМГ к регулярными физкультурным занятиям оздоровительной и рекреационной направленности;

более эффективно реализовать индивидуальный подход в практике физического воспитания с выходом на построение индивидуальных образовательных программ по физической культуре для обучающихся с нарушениями в состоянии здоровья;

расширить спектр средств физического воспитания новым видом двигательной активности;

создать предпосылки для решения задач формирования общекультурных компетенций студентов СМГ в части готовности к самостоятельному использованию физических упражнений для обеспечения успешной социальной и профессиональной деятельности.

Скандинавская ходьба с палками является перспективным и эффективным средством для отдыха, физической нагрузки и релаксации, а значит и благотворно скажется на вашем здоровье.

Похожие работы на - Скандинавская ходьба

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!