Роль общественных организаций в социализации выпускников детских домов
Роль общественных организаций в социализации выпускников детских домов
Содержание
Введение
. Теоретическое обоснование проблемы постинтернатной социализации детей-сирот
.1 Социологическая специфика проблемы социализации детей-сирот и выпускников сиротских учреждений
.2 Основные формы и особенности организации постинтернатной адаптации выпускников-сирот
. Особенности постинтернатной социализации выпускников детских домов в современной России
.1 Основные современные тенденции социализации выпускников
.2 Роль общественных организаций в социализации выпускников детских домов
Заключение
Список литературы
Введение
В современной России проблема социального сиротства является одной из актуальных. По данным государственной статистики, численность детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается. Так, в 2011 году было 297329 детей-сирот, в 2012 - 321866, 2013 - 348396, 2014 - 343334. социальный сирота миграция алкоголизм
Причины, объясняющие высокий процент социальных сирот, являются следующие: низкий уровень жизни значительной части населения, вынужденная миграция, социально-политическая нестабильность, алкоголизм родителей, безработица и т. д.
После изъятия из семьи дети часто попадают в детские дома и интернаты. Многочисленные исследования развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждают, что отсутствие семьи сильно сказывается на формировании личности. Ребенок, в раннем детстве оказавшийся в интернатном учреждении, испытывает трудности в социальной адаптации, задержки в интеллектуальном и эмоциональном развитии, недоверие к обществу, депривацию. Как следствие - негативизм, проблемы в общении, агрессия, подозрительность, недоверие к окружающим, неуверенность в себе.
Детям-сиротам кажется, что мир непонятен и неупорядочен, а значит, невозможно регулировать и предвидеть, что произойдет извне. Представления о мире и о себе искажаются.
И с такими искаженными представлениями о социуме ребята выпускаются из стен детских домов. Из-за ошибочного восприятия себя и окружающих, бывшие воспитанники сталкиваются с проблемами, не разрешение которых приводит к затруднению адаптации.
Многие исследователи, изучающие проблемы адаптации выпускников детских домов (М. И. Лисина, А. М. Прихожан, Н. Н. Денисевич, И. Лангмайер и др.) отмечают, что выпускники, лишенные опыта семейной жизни и не имеющие семейной поддержки, чаще всего оказываются не готовыми к самостоятельной жизни. У многих детей искажены представления о социальных ролях, будущем, плохо сформированы социальные навыки, низкая самооценка, тревожность, несамостоятельность, недоверие к окружающим, безразличие к будущему. Все это осложняет процесс социальной адаптации подростков к обществу. Поэтому проблема социализации выпускников детских домов и интернатов так актуальна для нашего государства.
В начале XXI века проблема адаптации выпускников детских домов стала одной из наиболее острых проблем. Так, доля выпускников детских домов, успешно прошедших социализацию, в 2010 году составляла 20%, а в 2011 - только 10%. По статистике, 40% ребят становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков, еще 40% попадают в тюрьмы, часть выпускников становится жертвами криминала и 10% кончают жизнь самоубийством1. У детей-сирот в недостаточной степени формируется потребность в труде и профессиональной самореализации. В 2011 г. в службы занятости обратилось 38,2 тыс. детей- сирот в поиске работы, из них 22,4 тыс. трудоустроились. Выходя из детского дома, молодые люди, в основном, не имеют поддержки со стороны родственников - ни материальной, ни моральной.
В последние годы, в связи с увеличением числа детей-сирот, многие исследователи доказали затрудненную адаптацию детей, выпустившихся из детских домов и интернатов, в связи с чем было создано много организаций, направленных на поддержку, помощь в образовании, профориентации и социализации детей-сирот, в том числе и выпускников детских домов.
Проблематику социализации и социальной адаптации детей-сирот можно проследить в работах многих исследователей. Общие вопросы адаптации рассматривали в своих трудах: М. Вебер, Р. Парк, Ф. Знанецкий, Т. Спенсер, Т. Миллз, Т. Парсонс, У. Томас.
Личную адаптацию изучали - А. Адлер, Дж. Боулби, Г. Блумер, М. Маслоу, Дж. Мид, Э. Фромм, З. Фрейд. Среди отечественных ученых - Б. Г. Ананьев, М. А. Антипина, Л. С. Выготский, М. О. Дубровская, Г. В. Захарова, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев, А. Е. Личко, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, М. О. Ослон, Д. Д. Татаренко, А. Б. Холмогорова и другие.
В изучение социально-психологических механизмов адаптации важный вклад внесли П. М. Козырева, Ю. А. Александровский, М. В. Ромм, Ш. А. Надирашвили.
Проблемы детей-сирот изучали: М. С. Астоянц, Ф. Арьес, Е. Б. Бреева, А. Васильев, В. Вершинин, Л. Владимирова, Н. В. Грек, П. И. Городецкая, И. Ф. Дементьева, М. Егорова, В. К. Зарецкий, В. В. Клементьев, М. А. Ковальчук, Б. А. Куган, Н. В. Лазуренко, А. М. Нечаева, Р. Р. Орлянская, А. А. Пархимович, Н. В Присяжная, Е. М. Рыбинский, А. Ю. Рыкун, Г. И. Климантова, О. В. Степанов, Л. М. Шипицына, В. Н. Ярская и другие.
Вопросами социализации и адаптации выпускников детских домов и интернатов занимаются: А. П. Агаркова, М. С. Астоянц, Д. А. Быков, О. В. Былинкина, И. Ф. Дементьева, И. Б. Дерманова, Д. В. Зайцев, А. И. Иваницкий, ЕИ. А. Корабейников, В. Ю. Карвялис, Е. В. Кулигина, И. В Митина, И. Б. Назарова, Л. Я Олифиренко, Н. В. Присяжная, Н. В. Прусова, И. Р. Семин,.В. В. Скатова, В. И. Слуцкий, М. А. Хациева, Т. И. Шульга и другие.
Цель данной работы - изучить влияние общественных организаций на постинтернатную социализацию и адаптацию сирот.
Объектом данного исследования являются организации, деятельность которых заключается в помощи выпускникам детских домов.
Предмет исследования - роль общественных организаций в социализации выпускников детских домов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно обозначить следующие задачи:
1.Рассмотреть специфику социализации детей-сирот и выпускников сиротских учреждений;
2.Выявить основные формы постинтернатной адаптации выпускников, а также особенности ее организации в России;
3.Определить современные тенденции социализации;
4.Проанализировать деятельность общественных организаций и оценить их влияние на социализацию выпускников детских домов и интернатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты проблемы постинтернатной социализации детей-сирот. В параграфе 1.1 указывается социальная специфика проблемы социализации детей-сирот и выпускников сиротских учреждений, а в параграфе 1.2 - описываются основные формы и особенности организации постинтернатной адаптации выпускников-сирот.
Во второй главе рассматриваются особенности постинтернатной социализации выпускников детских домов в современной России. В параграфе
2.1раскрываются основные современные тенденции социализации выпускников. В параграфе 2.2 анализируется роль общественных организаций в социализации выпускников детских домов.
Список литературы содержит
источника.
В заключении указываются полученные результаты исследования и основные выводы по работе.
1. Теоретическое обоснование проблемы постинтернатной социализации детей-сирот
.1 Социологическая специфика проблемы социализации детей-сирот и выпускников сиротских учреждений
Проблема детей-сирот всегда была актуальна в нашей стране. В разное время в истории России дети по различным причинам (войны, голод, болезни и т.п.) оказывались без попечения родителей.
В настоящее время основными причинами сиротства являются1:
·смерть родителей (одного или обоих), возможно, в результате социальных или стихийных потрясений;
·добровольный отказ от ребенка (дети-отказники, дети- подкидыши);
·лишение родителей родительских прав.
В современном российском обществе только 10% детей-сирот стали таковыми по первой причине - смерти родителей, остальные 90% детей можно считать так называемыми социальными сиротами - сиротами при живых родителях.
В последнее время множество социологов исследуют феномен социального сиротства - явления, которое обусловлено "наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, которые были лишены родительских прав или были признаны недееспособными, безвестно отсутствующими и др.. Можно выделить следующие группы факторов социального сиротства:
1)социально-экономические: бедность, жилищные проблемы, отсутствие работы/ регулярного дохода;
2)факторы социальной эксклюзии: "выпадение" из социальных сетей (родственных, дружеских и т.д.), исключение из систем социальной безопасности (невозможность получения помощи);
3)социально-психологические: кризис внутрисемейных отношений, ролевая (воспитательная) некомпетентность родителей.
Заботу о детях-сиротах берут на себя государство и общество.
Государство пытается устроить детей-сирот в новые семьи, готовые и способные воспитывать ребенка. Основными формами семейного устройства по Семейному кодексу РФ являются:
усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот в новую семью, где его новые родители берут на себя функции биологических родителей;
опека - форма семейного устройства ребенка до 14 лет; опекун становится законным представителем подопечного, защищает его права и интересы;
попечительство - то же, что и опека, только над детьми от 14 до 18 лет;
приемная семья - вид возмездной опеки (попечительства), при котором ребенок помещается в семью по договору о приемной семье. Важной функцией семьи по отношению к ребенку является социализация индивида - процесс приобретения характеристик сознания и поведения, становления личности; он начинается с рождения человека и проходит всю его жизнь1.
Социализация понимается как важный вид социального взаимодействия, благодаря которому происходит формирование человека как полноценного члена общества. Этот термин используется социологами для описания процесса, с помощью которого люди приспосабливаются к социальным нормам, и обладают возможностью способствовать продолжению развития общества и передаче его культуры из поколения в поколение.
Этот процесс изучают двумя путями:
1.Социализацию рассматривают как интернализацию социальных норм. Это подход, при котором социальные нормы являются обязательными для индивида из-за того, что они устанавливаются человеком для себя, а не навязываются ему извне, таким образом, являются частью собственной индивидуальности личности. Таким образом, благодаря интернализации, индивид чувствует внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.
2.Социализацию также можно представить в качестве элемента социального взаимодействия, основанного на предположении о том, что люди повышают мнение о себе окружающих, получая одобрение; таким образом, индивиды социализируются в соответствии с ожиданиями других.
Рассматривая процесс социализации личности, невозможно не раскрыть понятие социальной адаптации. Э. Дюркгейм считал адаптацию усвоением общих социальных норм индивидом; данный процесс, по его мнению, носит "амбивалентный принудительно-добровольный характер"1.
С точки зрения М. Вебера, адаптация является наиболее "оптимальным способом удовлетворения потребностей человека".
Сторонники структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривали социальную адаптацию как "равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной среды".
Мнение социологов по поводу соотношения понятий "социализация" и
"социальная адаптация" различны. Некоторые авторы считают их синонимичными, рассматривая социальную адаптацию как механизм социализации. Другие авторы относят социальную адаптацию к одному из первых этапов социализации личности4. В данной работе мы будем придерживаться первой точки зрения.
Хочется также выделить понятие социальной компетентности. В отечественной науке оно впервые появилось в публикации А. П. Ветошкина и С. З. Гончарова. Они определили социальную компетентность, как "понимание назначения социальных институтов, отношений, норм и умения осуществлять социальные технологии"5.
Социальная компетентность в представлении Е. В. Коблянской это "понимание отношения "я" - общество, умение организовать свою деятельность и выбрать правильные социальные ориентиры"
Кроме того, социальную компетентность рассматривают еще и как уровень социализации человека, включающий его знания и умения; как личностное свойство, которое обеспечивает взаимодействие человека с окружающими на основе его отношений к себе и к обществу.
Многие исследователи обращают внимание на то, что социальная компетентность проявляется во взаимодействии людей, умении решать конфликты, способности работать в команде, в умении убеждать и организовывать людей для достижения определенных целей, понимать эмоции и чувства других людей.
Социализация, социальная адаптация и развитие социальной компетентности лучше всего проходят в семейных условиях, так как родители с самого детства объясняют детям социальные нормы и ценности в обществе, в котором они проживают.
Но, к сожалению, дети-сироты не всегда оказываются в семье. В таких случаях они попадают в детские учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К таким организациям можно отнести: дома ребѐнка, детские дома, детские дома-интернаты, приюты и т.д. (в настоящее время большинство из них реорганизованы в центры содействия семейному воспитанию, центры помощи семье, центры развития семейных форм устройства детей-сирот и т.д.).
Исследователи отмечают, что ребенок, подверженный таким воздействиям, как изъятие из семьи, а после - воспитание в разных детских домах и интернатах, может получить ущербную социализацию, проявляющейся в неумении строить отношения с другими людьми.
Особенности жизни в детском доме сказываются на развитии и восприятии мира у детей. Многие современные ученые исследуют последствия воспитания детей в государственных учреждениях.
По мнению А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, искажения в развитии детей-сирот вызывает не только ранняя материнская депривация - отсутствие наличия тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Особые условия проживания и воспитания в детских учреждениях оказывают существенное влияние на становление ребенка как личности.
Для воспитанников детских учреждений характерны такие черты как:
Иждивенчество;
Повышенная внушаемость;
Неадекватная самооценка;
Слаборазвитая способность ориентироваться в социуме;
Непонимание материальной стороны жизни;
Неадекватность уровня притязаний.
Воспитание в специальных учреждениях для детей-сирот, приводит к формированию личности с недоразвитием внутренних механизмов инициативного и активного поведения. Дефицит общения вне стен детского дома, приводит к закреплению у ребенка агрессивной и негативной позиции по отношению к окружающим.
Воспитанники зачастую не принимают себя как личность и, вследствие формирования у них неправильных социальных ожиданий, им присущи претендование через силу, асоциальные формы поведения и агрессия.
Замкнутый тип интернатных учреждений влияет также на интеллектуальное развитие воспитанников. Детям-сиротам присуще отсутствие творческого мышления, некорректное формирование мотивационных и волевых механизмов, шаблонное восприятие мира. Из-за замедленного и искаженного восприятия мира у таких детей, В. А. Бачинин определяет детей- сирот как духовных и социальных "ретардантов"1.
Быт в детских домах также отличается спецификой: при коммунальном характере быта, работники интернатных учреждений пытаются развивать в детях индивидуальность, при сохранении профессиональной дистанции, создать теплую атмосферу. О таких особенностях повседневных практик воспитателей и детей пишет М.С. Астоянц. Высокая регламентация жизни сиротских учреждений не дает возможности детям свободного выбора активных форм досуга. Возможно, это является одной из причин неумения детьми организовывать свое свободное время, отсутствия навыков самостоятельного выбора занятий.
В. И. Слуцкий указывает на весьма распространенный феномен в интернатных учреждениях - общественная собственность. Автор предполагает, что развитие самости человека блокируется феноменом общественной собственности. Для каждого человека необходимо подтверждение факта своего существования во внешней среде. Это выражается в наличии вещей, принадлежащих ребенку. Отсутствие в детском доме у ребенка собственных вещей, не позволяет ему утвердить свое бытие в мире.
После выпуска из интернатов и детских домов, дети сталкиваются с проблемами, несвойственными выпускникам школ, воспитывавшимся в семьях. У них происходит постинтернатная адаптация - "процесс усвоения и активного приспособления к условиям и нормам социальной жизни"1. Это подготовка выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни в обществе (получение профессионального образования, обеспечение жилищно-бытовых условий, трудоустройство и т.д.).
Проблема адаптации выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от самих интернатных учреждений, возраста выпускников и механизмы интеграции в обществе.
В 80-90е гг. группа отечественных ученых выделила ряд негативных черт общественного воспитания:
-неправильная организация общения взрослых и детей, в результате чего снижается доверительность между взрослыми и детьми, частая смена взрослых с различающимися программами поведения, затруднена возможность установления прочных отношений между взрослым и ребенком
-слабая психолого-педагогическая подготовка воспитателей
-замкнутость территории и ограниченность предметов, с которыми взаимодействует ребенок
-дети постоянно находятся в коллективе.
В России самым сложным периодом в социальной адаптации выпускников интернатов и домов для детей-сирот пришелся на конец 90-х гг., т. к. сформированный в СССР механизм интеграции исчез вместе, а новый был еще не создан.
Рыночная экономика привела к свободе высших и специальных учебных заведений в выборе программ обучения, проведении собственных экзаменов и подготовки абитуриентов, что позволило учебным учреждениям избавиться трудных подростков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Институты и училища отказывались от дорогостоящих общежитий и переориентировались на те специальности, которые были востребованные на рынке труда. Таким образом, для выпускников детских домов и интернатов оставались доступными лишь те учебные заведения, где оставались общежития. Чаще всего, это были отдаленные от центров профессиональные училища, в которых обучали уже устаревшим специальностям.
Такая ситуация привела к большому количеству выпускников детских домов в одном учебном заведении. Педагогический коллектив оказался не готов к работе с таким особенным контингентом, а учащиеся привносили и укрепляли негативные модели поведения, наработанные за годы воспитания в школах-интернатах и детских домах.
За первые годы ХХI века ситуация в стране постепенно изменилась к лучшему - численность беспризорников резко спала, стали появляться новые модели работы с выпускниками детских домов и интернатов. Проблема социализации выпускников стала широко обсуждаться в прессе и на научных конференциях федерального и регионального уровня.
Однако в настоящее проблема постинтернатной адаптации все еще актуальна.
Выпускаясь, дети-сироты, как правило, оказываются недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. Вчерашние воспитанники детских домов и интернатов чаще всего остаются без поддержки, плохо осведомлены, к кому обращаться за помощью в разных ситуациях.
Исследования показывают, что длительное проживание детей в специальных учреждениях для детей-сирот задерживает не только психическое
и физическое развитие, но еще и интеллектуальное. Эти факторы препятствуют нормальной адаптации выпускников в социальную среду. Подростки вынуждены покинуть детские дома, когда физическое, личностное и социальное развитие еще не завершены. Сироты, начиная самостоятельную жизнь, оказываются не только не адаптированными к ней из-за особенности пребывания в интернатном учреждении, но и морально, и физически неокрепшими1.
Кроме того, выпускники, вышедшие "в свет", сталкиваются со следующими социальными проблемами:
дезадаптация - "частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к окружающей среде". У выпускников детских домов она наступает в связи с резко меняющимся миром.
маргинальная социализация - промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения;
конформизм - социальный феномен, при котором "человек / группа лиц демонстрируют движение в сторону принятия или соглашения с мнениями, установками, нормами интересующей их группы с целью максимального соответствия поведению составляющих ее членов";
депривация - психическое состояние, связанное с лишением человека возможности удовлетворять свои потребности;
плохое мнение общества относительно детей-сирот: низкая правовая осведомленность и чувство вседозволенности приводит к тому, что дети-сироты занимаются вандализмом, воровством и хулиганством. Поэтому общество относится настороженно и недоверчиво к выпускникам детских домов;
отсутствие жизненного опыта: выпускники детских домов чаще всего не умеют разрешать конфликты, отстаивать свои права и не умеют обслуживать себя1.
Выпускники сталкиваются со множественными проблемами в воспроизведении социальных ролей, с синхронизацией этих ролей и решении проблем и конфликтов. Н.В. Присяжная считает, что наиболее серьезными проблемами для выпускников детских домов являются проблемы, связанные с трудоустройством, материальные затруднения, сложности с документами и новым окружением, а выпускники считают наиболее важными личностные проблемы.
Чаще всего выпускники хотят в будущем создать семью, но представления о семейной жизни, о социальных ролях мужа и жены у бывших воспитанников детских домов размыты. Не имея положительный пример семейной жизни и воспитания детей, выпускники оказываются некомпетентными родителями, что приводит к широкому распространению отказа выпускников от собственных детей.
Сирота, воспитывавшийся в государственном учреждении, не имеет постоянного дома. В 15-18 лет он вынужден уходить практически в неизвестность, решать проблемы, связанные с жильем и пропиской. Для некоторых ребят, окончить школу - значит, начать скитаться. Таким образом, к статусу сироты добавляется и статус мигранта (как социологическое понятие), а также и статус чужака и маргинала1.
Часто выпускники идут учиться в училища, в которых имеется общежитие. После получения профессионального образования, жилищная проблема для выпускников приобретает новое качество: им необходима работа, где обеспечат прописку. Сегодня мало организаций, имеющих общежития. Сироты остаются и без прописки, и без жилья. Они вынуждены жить в общежитиях и у друзей, таких же выпускников, имеющих жилье.
Жилищный вопрос в значительной мере определяет весь процесс социализации выпускника. Ему приходится бороться за жилье и прописку, проходить все ступени "жилищной социализации": обращения в администрацию города или района, в судебные органы, в комиссию по жилищным вопросам, в разные структуры социальной защиты. В некоторых случаях выпускники детских домов проходят через суд и вымогательство.
Довольно часто вследствие данных проблем они получают негативный жизненный опыт: бродяжничество, воровство, бездомность, болезни, проституция.
Во многих государственных учреждениях для детей-сирот специалисты проводят работу по профессиональному ориентированию. Однако не всегда удается найти работу по специальности, которая нравилась бы молодым людям. Проблемой является не столько поиск работы, сколько трудности, связанные с закреплением на рабочем месте. После выпуска из профессиональных училищ и колледжей, выпускникам обычно предлагают бесперспективные и низкооплачиваемые должности (вакансии рабочих). Как правило, большинство сирот не желают трудиться. Вследствие этого, выпускники начинают вести девиантный образ жизни и употреблять алкогольные напитки. Кроме того, некоторые руководители предприятий стараются не принимать на работу выпускников детских домов из-за отсутствия налоговых льгот и необходимости обеспечения таких работников социальными гарантиями. Таким образом, сложившаяся ситуация создает противоречия между проводимой экономической политикой и усилениями государственных мер по охране прав детей-сирот1.
Начало самостоятельной жизни при неготовности к этому выпускника, при его низком уровне социальной компетенции и несостоятельности жизненных планов, приводит к тому, что сирота противопоставляет себя социуму. Самостоятельная жизнь вынуждает переоценивать ценности: материальная сторона жизни становится главной проблемой выпускника, даже если он еще не готов решать проблемы. Менее ценными для выпускника представляются такие стороны жизни, как способности, общественное признание, возможности использования своих сил. Это способствует склонности молодых людей к асоциальному и криминальному образу жизни. По данным коллегии МВД, 80% несовершеннолетних правонарушителей - воспитанники детских домов и дети из неблагополучных семей.
Если социализация и адаптация сирот все же оказались неуспешными, и негативный жизненный опыт стал преобладать, то можно говорить о маргинальности выпускников.
1)неопределенность групповой идентификации: выпускникам трудно найти друзей, причислить себя к какой-либо социальной общности;
2)девиантная маргинальность: склонность к асоциальному поведению.
Также автор говорит о третьем виде маргинальности, когда ребенок получает ярлык неблагополучного человека "по наследству" от родителей. Такой вид маргинальности Н.В.Присяжная обозначила как "наследственная маргинальность"1.
С.Л. Лихачева утверждает, что роль наследственности в социализации детей-сирот часто выступает фактором риска, то есть наследственность является условием, которое само по себе не является источником возникновения нежелательных качеств, однако увеличивает вероятность их проявления при определенных условиях.
Таким образом, молодые люди, выпустившиеся из детских домов, сталкиваются с проблемами получения жилья, дальнейшего обучения или устройства на работу, организацией быта, свободного времени, получением медицинской помощи, взаимодействия с социумом и созданием семьи и так далее.
Выпускникам сложно строить социальные отношения, относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.
И.А. Яковлева утверждает, что детей не готовят к взрослой, постинтернатной жизни, а лишь "взращивают до определенного возраста"1. Б.А. Куган считает, что "условия, в которых находятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействует на их способность к учению. Они менее всего способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем".
Для решения вышеуказанных проблем выпускников интернатных учреждений необходимо принятие комплексных мер, взаимодействие социальных и других служб помощи и организация постинтернатного сопровождения.
1.2 Основные формы и особенности организации постинтернатной адаптации выпускников-сирот
Функции социальной адаптации и социализации детей-сирот в современном мире выполняет институт социальной работы, который является
"посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям - социальным сиротам"1. В рамках служб социальной работы ведется деятельность и в отношении сирот- выпускников.
Наиболее эффективной деятельностью, ведущей к успешной социализации выпускников детских домов, является организация постинтернатного сопровождения.
Сопровождение выпускников детских домов как технологию социальной работы в настоящее время можно охарактеризовать следующим:
1)Созданием инновационных моделей сопровождения;
2)Разработкой механизмов поддержки интернатных учреждений с учетом меняющихся социально-экономических и политических условий;
3)Разработкой курсов по повышению квалификации работников учреждений среднего профессионального образования;
4)Изучением моделей постинтернатной адаптации сирот, для того чтобы выделить факторы, способствующие и препятствующие адаптации детей-сирот в общество;
5)Совершенствованием законодательной базы, включением в нее успешных инновационных моделей социальной адаптации. Рассмотрим теоретические характеристики постинтернатного сопровождения. По мнению А. В. Федорова, данный вид сопровождения может пониматься по-разному:
как комплекс мероприятий направленных на успешную социализацию выпускников (в широком смысле);
как деятельность воспитателей по оказанию выпускникам помощи в получении образования, защите и обеспечению реализации прав на жилое помещение, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении (в узком смысле).
В целом, сопровождение выпускников детских учреждений состоит в системе действий, которые реализуются на основе взаимодействия участников сопровождения и способствующих позитивной социализации и самореализации бывших воспитанников интернатных учреждений, снижению числа преступлений, совершенных самими выпускниками и против них.
Сопровождение определяется следующими характеристиками:
1)Помощь оказывается всем выпускникам;
2)Применение индивидуального подхода к каждому,
3)Партнерские взаимоотношения между субъектом постинтернатного сопровождения и воспитанником учреждения для детей-сирот;
4)Формирование условий для саморазвития разных сфер личности ребенка.
5) Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов рассматривается как процесс приспособления сирот к социальной среде вне стен государственного учреждения, при котором выпускник сиротского учреждения без длительных внешних и внутренних конфликтов приступает к самостоятельной жизни и занимается полезной деятельностью, переживает процессы творческого самовыражения и самоутверждения.
Постинтернатное сопровождение осуществляет комплекс задач, реализующих цели социального самоопределения и способствующих преодолению трудностей ресоциализации - процесса "освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития". Задачами сопровождения являются:
1)Помощь в получении образования, приобретении навыков адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав, организации досуга;
2)Обеспечение результативности реабилитационной работы после выпуска из детского дома;
3)Повышение социального статуса сироты.
Быстрова Е.А. выделяет три основных направления в постинтернатном сопровождении воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1)Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение: оно направленно на формирование образовательной среды и положительного опыта эмоциональных воздействий.
2)Во-вторых, наличие социально-правового сопровождения, цель которого состоит в формировании у выпускников устойчивой социальной адаптации, подготовки к будущей профессии.
3)В-третьих, составление маршрута адаптации выпускников, прохождение медико-социальной и психолого-педагогической экспертизы, сбор информации об учебных заведениях и местах работы.
Постинтернатное сопровождение должно помочь выпускнику интернатного учреждения социализироваться в обществе - так сказать, перейти из специфического мира детского дома в мир современного социума. Социализация сирот-выпускников предполагает:
-воздействие социальной среды на личность ребенка;
-активное участие в этом процессе самого выпускника;
-совершенствование общества, системы социальных отношений, которое в силу жесткости требований часто оказывается недоступной для детей, лишенных родительского попечительства.
О. Е. Лебедев, О. Е. Майоров, Е. Е. Чепурных, В. И. Золотоухина, В. И. Семья в своих исследованиях выделяют четыре пути постинтернатного сопровождения выпускников детских домов:
1.Организация центров адаптации, в которых выпускники интернатов и детских домов находятся на государственном обеспечении. Таким образом, проблема постинтернатной адаптации не решается, но переносится на поздний
В такие центры входят группы постинтернатной адаптации, в которых воспитанники получают психолого-медико-педагогическую, социальную и юридическую помощь.
Другая форма в этом направлении - Центр постинтернатной адаптации. Такие центры создаются для детей-сирот, учеников средних и высших учебных заведений. Такой центр предоставляет молодым людям проживание, обеспечивает их едой, репетиторскими услугами при подготовке к экзаменам.
Похожая модель помощи в социализации сирот существует во Франции. Молодые люди совместно проживают в приюте, где они самостоятельно заботятся о себе и имеют возможность консультироваться с педагогами. В таких приютах живут сироты в возрасте 16-21 года.
2.Создание сиротских центров при училищах, в которых обучаются сироты. Такие центры сохраняют государственное обеспечение, но детям предоставляется более высокий уровень самостоятельности. В центрах проживают дети в возрасте 14-23 лет.
В таких центрах специалисты в основном помогают выпускникам в решении жилищных проблем и вопросов, связанных с получением пенсий и пособий.
3.Организация социальных гостиниц, приоритетной задачей которых является помощь выпускникам решении жилищной проблемы.
В социальных гостиницах проживают выпускники в возрасте до 23 лет. В таких гостиницах живут лишь сироты, на момент выпуска из детского дома не получившие жилье. В гостинице выпускник приобретает навыки самостоятельной жизни.
4.Оказание выпускникам консультационной поддержки в решении жизненных проблем.
5.Постинтернатное сопровождение сирот является важным элементом государственной социальной политики в направлении отношений семьи и детей.
Проблема социализации выпускников детских домов нашла свое отражение в Доктрине российского образования до 2025 г., которая предполагает формирование социально-психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации воспитанников интернатных учреждений, делая упор на постинтернатном сопровождении выпускников как технологии социальной работы с детьми.
Кроме того, проблемы выпускников сиротских организаций были затронуты в Послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 31. 11. 2010 г. и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых была поставлена задача разработки и реализации программ социального сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В письме Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ "О направлении рекомендаций" прилагались рекомендации осуществления программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот. Среди основных блоков рекомендаций можно выделить
·подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения;
·создание условий для получения выпускниками учреждений для детей- сирот профессионального образования;
·трудоустройство выпускников учреждений для детей-сирот;
·обеспечение выпускников учреждений для детей-сирот жильем;
·создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
В настоящее время в различных регионах России существуют различные практики сопровождения и поддержки выпускников. Основными практиками постинтернатной адаптации выпускников специальных учреждений для детей- сирот, являются следующие:
1)Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Данная модель в наибольшей степени распространена в регионах. В детских домах и интернатах дети проходят медико- педагогическую диагностику, с помощью которой выявляют физическое и интеллектуальное развитие воспитанников, а также их уровень готовности к самостоятельной жизни. После этого с помощью комиссии разрабатывается маршрут постинтернатной адаптации.
2)Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных учреждений центров социальной помощи учреждений в области социальной защиты населения. Воспитанникам предоставляется сопровождение или консультационно-методическая помощь, так же, для выпускников организовывают специальные учреждения для временного проживания. Так, в г. Петрозаводск в 2006г. был организован клуб для выпускниц детских домов и интернатов "Мать и
дитя". В клубе участвовали выпускницы, многие из которых уже имели детей.
3)Социальные гостиницы. Данная модель направлена на создание специализированных учреждений, задачей которых являетсяорганизация социально-педагогической и социально-правовой помощи выпускникам учреждений для детей-сирот, обеспечение их успешной социальной адаптацией, предоставляя возможность проживания в учреждении. Также создаются кризисные центры, предоставляющие временное жилье для молодых матерей - выпускниц детских домов.
4)Программы индивидуальной адаптации выпускников. В рамках программы осуществляется индивидуальное постинтернатное сопровождение выпускников при организации деятельности различных субъектов общественных отношений ( органов местного самоуправления, центров социальной помощи семье и детям, детскими домами и т. д.). Так, в г. Горнозаводск был разработан и осуществляет свою деятельность "Маршрут постинтернатной адаптации
выпускника". Все мероприятия такого маршрута ориентированы на адаптацию выпускника и носят адресный характер.
5)Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. При данной модели выпускникам помогают адаптироваться в общество опекуны. Так же к инновационным моделям адаптации выпускников относятся семейные центры. Так, во Владимирской области действует "Семейный центр". Другая модель - полный патронат для выпускников детских домов.
6)Сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. При данной модели, к сотрудничеству в оказании помощи выпускникам привлекаются такие структуры, как: социальные службы, здравоохранение, правоохранительные органы, коммунальные службы, органы исполнительной власти, спортивные и культурные учреждения. Эти структуры помогают выпускникам с трудоустройством, сбором документов для приобретения субсидий на жилье и проч. Такая модель социальной адаптации существует в Тамбовской области.
Анализ социальных практик адаптации сирот в обществе показывает, что в соседних регионах может существенно отличаться ситуация в решении проблем, связанных с социализацией сирот.
М. А. Костенко, анализируя программы и проекты социальной адаптации выпускников в разных регионах, выделяет их недостатки:
1)Недостаточность действий государства и местных властей, а также волонтеров, организаций и местных сообществ.
2)Фокусирование усилий не на результате, а на процессах;
3)Существенно преобладает количество краткосрочных проектов над долгосрочными;
4)Решения принимаются "сверху-вниз", вместо поднятия инициативы "снизу-вверх";
5)Недостаточный и слабый сбор статистических данных, не активное расположение положительных практик.
Все вышеуказанные недостатки программ постинтернатного сопровождения должны быть учтены для улучшения их эффективности.
Работа с выпускниками не должна быть проведением лекций, психокоррекцией и т. д. Основная деятельность, имеющая положительный результат - совместная работа специалистов с выпускниками.
Необходимо взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как:
выпускник детского дома подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, их действия не должны противоречить друг другу;
-целесообразно объединить действия специалистов в решении проблем ребенка, таким образом, создав условия для социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов;
-важно определить цели и задачи воспитания и социализации выпускников, обеспечить целенаправленность и согласованность в действиях педагогов и специалистов;
-появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения детей и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки сироты;
-успешность реализации поставленных целей и задач постинтернатного сопровождения ребенка зависит от согласованности действий всех субъектов сопровождения и координации их влияния на выпускника;
-обогащение субъектов постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.
Для эффективной работы по постинтернатному сопровождению необходима совместная деятельность различных структур. Совместная деятельность субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой единство двух сторон: совместные воздействия на воспитанника и воздействия участников совместной деятельности друг на друга.
Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются такие внешние структуры, как:
-медицинские учреждения;
-органы исполнительной власти;
коммунальные службы;
социальные службы;
правоохранительные органы;
культурные и спортивные учреждения;
образовательные учреждения;
благотворительные организации, НКО;
спонсорские организации.
Работу по созданию условий для успешной социализации выпускников детского дома необходимо начинать еще до выпуска, так как для решения некоторых вопросов требуется время. За это время выпускнику детского дома или интерната необходимо выбрать дальнейший образовательный маршрут. С помощью диагностики определяется социальный статус выпускника, план его первичной адаптации к новым условиям, потребности в дальнейшем попечении, отклонения в социальном поведении и их причины. Совместно с выпускником необходимо составить план развития, в том числе развития требуемых навыков, план коррекции его отклонений в поведении.
Кроме этого, необходимо оптимизировать взаимодействие выпускника с окружением. Следует организовать просвещение выпускников в различных аспектах и сферах жизни (установление социальных связей, решение межличностных конфликтов, развитие хозяйственных навыков, ведение здорового образа жизни и т.д.).
Работа с детьми-сиротами должна быть направлена на формирование у детей:
-позитивного отношения к людям;
-восприятия труда как образа жизни;
-способности делать выбор, умения принимать решения и нести ответственность (активная жизненная позиция);
-способности жить в социуме (ориентироваться в законах, знать права и гражданские обязанности).
Выпускник должен иметь практический ум, владеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя, быть способным к творчеству в своей профессиональной деятельности, чтобы, выйдя из стен детского дома, он мог справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации. Важно помочь выработать воспитаннику ясно осознанную цель в жизни, при этом, не потеряв своей индивидуальности.
Эти функции могут быть эффективно реализованы благодаря службе постинтернатного сопровождения, если она будет организованно и систематически осуществлять свою деятельность в следующих направлениях:
-взаимодействие с образовательным учреждением, в котором выпускник получит профессиональное образование. Это происходит посредством знакомства со спецификой образовательных учреждений (выезд в образовательное учреждение, посещение дней открытых дверей), педагогического сопровождения выпускника при поступлении, взаимосвязи сотрудников детского дома и сотрудников образовательных учреждений по вопросам адаптации в новом образовательном учреждении, обучения выпускника и решения проблемных вопросов;
-взаимодействие с органами опеки по решению жилищных вопросов, которое будет заключаться в своевременном оформлении необходимых документов, контроле над очередностью предоставления жилья выпускника детского дома либо интерната;
-взаимодействие с центрами занятости населения по решению вопросов дальнейшего трудоустройства: изучение рынка труда, знакомство выпускника с актуальными профессиями, рабочими местами на предприятиях и в учреждениях, помощь в поступлении в учебное заведение, необходимое для овладения выбранной профессией и оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве;
-взаимодействие с правоохранительными и судебными органами, заключающееся в связи с исправительно-трудовыми учреждениями, профилактикой преступности среди детей-сирот и выпускников, а также в работе с осужденными выпускниками;
-систематическая психологическая и социальная поддержка семей выпускников: работа психологов и педагогов с детьми выпускников, помощь в решении бытовых и проблем.
При выполнении вышеуказанных действий эффективная работа служб постинтернатного сопровождения выпускников позволит "создать" достойного члена общества, который сможет не только позаботиться о своих потребностях, но и влиться в социум, стать "своим".
Таким образом, в нашей стране в настоящее время остро стоит проблема социального сиротства. Дети становятся социальными сиротами в связи с социально-экономическими, социально-психологическими и социально- эксклюзивными факторами. Государство разрабатывает различные программы по возвращению в собственный и устройству в новые семьи детей-сирот. Однако детей в детских домах все ещѐ остаѐтся много. Последствием изъятия ребѐнка из семьи и воспитанием его в детском учреждении оказывается формирование множества проблем у детей. Эти проблемы обнаруживаются после выхода ребѐнка-сироты из детского дома. Такому ребѐнку присуща
дезадаптация, маргинальная социализация, депривация, что приводит к формированию плохого мнения общества о детях-сиротах, что также приводит к новым проблемам у выпускников. Если сирота не может справиться с проблемами, то это приводит к неуспешной социализации, которая проявляется в маргинальности бывших воспитанников детских учреждений.
Сегодня государство пытается облегчить процесс социализации детей- сирот после выпуска из государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрабатываются разные программы по подготовке детей к самостоятельной жизни и государством, и общественными организациями. В настоящее время самой эффективной помощью таким детям является постинтернатное сопровождение. Оно ставит перед собой задачи в оказании помощи детям в подготовке к самостоятельной жизни, получение выпускниками профессионального образования, трудоустройству и решении жилищных проблем.
2. Особенности постинтернатной социализации выпускников детских домов в современной России
.1 Основные современные тенденции социализации выпускников
Выпускникам детских домов и интернатов в России социальную и правовую помощь в первую очередь оказывает государство, такая помощь состоит в следующем. Выпускник получает необходимый набор документов (паспорт, свидетельство о рождении, справку о пребывании в детском доме, свидетельства о родителях и других родственниках, документы, подтверждающие право на жилую площадь, имущество и пр.), а также список телефонов и адресов государственных органов, которые могут помочь молодому человеку дальнейшей жизни.
Вот основной список организаций, помогающих молодым людям устроиться в дальнейшей жизни:
1)Отдел опеки: помогает выпускникам при решении жизненных проблем.
2)Комиссия по делам несовершеннолетних: занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3)Служба занятости населения: предоставляет помощь при устройстве на работу.
4)Управление социальной защиты населения: назначает и контролирует получение пенсий, так же занимается и другими вопросами социального обеспечения.
5)Распределения жилой площади и отдел учета: занимается жилищными вопросами (так, по закону выпускник детского дома и интерната имеет право единовременно получить жилую площадь в случае отсутствии наследуемой).
6)Народный суд: консультирует по гражданским и уголовным делам.
7)Нотариальная контора: подтверждает правильность оформления любых документов.
8)Юридическая консультация: выпускников консультируют по юридическим вопросам.
9)Органы ЗАГС: запросы архивных данных (место рождения, родители выпускника и другие родственники и пр.), регистрация актов.
10)Местная администрация: помогает решить все вопросы, связанные с социальной защиты выпускников.
К выпуску воспитанников администрации детских домов и интернатов подходят очень тщательно. Для каждого воспитанника назначается социальный педагог, который будет курировать жизнь молодого человека после выпуска. Одним из самых острых вопросов, кроме жилищного, является устройство на работу. Важно, чтобы воспитанник, который не привык к жизни вне детского дома, смог правильно сориентироваться, выбрать профессию по своим интересам и успешно устроился на работу. На этом этапе важно, чтобы ребята знали свои права и могли правильно ими пользоваться. Поэтому в детских домах и домах для сирот интернатного типа детей готовят к выпуску, вместе с документами и справочными адресами воспитатели выдают воспитанникам разные памятки выпускника. Она представляют собой подборки, адаптированные справочники нормативно-правовых документов и законодательных. В таких справочниках обязательно входят официальные документы или разъяснения, где перечислены права и льготы выпускникам учреждений для детей-сирот интернатного типа- это дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание, на образование, на имущество, жилое помещение и на труд.
Деятельность государства и общественных организаций направлена на разрешение трудностей выпускников. Так, на 2015 год в Российской Федерации зарегистрировано 11 435 общественных организаций. Но всего лишь 2% из них занимаются оказанием помощи детям-сиротам. В результате изучения опыта деятельности организаций выяснилось, что большинство общественных организаций имеют специализацию работы. Например, организация "Рука
помощи". Общественная организация существует во многих регионах и помогает детям, лишенным родительского попечения по программе
"Больничные сироты" происходит оплата труда воспитателей, ухаживающих за детьми-отказниками. Организация "Российский детский фонд" осуществляет две программы, направленные на помощь детям-сиротам: "Скорая социальная помощь" (эта программа оказывает благотворительную помощь выпускникам государственных учреждений для детей-сирот, детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам) и "Семейный детский дом" (программа направлена на оказание особой помощи (медицинской, юридической, образовательной, жилья и различных видов стипендий) в устройстве детей-сирот и их полноценного развития, воспитания, образования, трудоустройства и адаптации в семье и в обществе) 4.
В прошлом году состоялась презентация проекта "Центр библейского просвещения", координатором которого была И. В. Кабанова. На презентации она привела статистику, показывающую результат неудачной социализации сирот после выпуска из интернатов и детских домов:
·84% выпускников оказались не способны создать здоровую семью;
·9 из 10 созданных семей впоследствии распадаются;
·только 25% выпускников трудоустроены;
·всего 1% выпускников детских домов получают высшее образование;
·44% ребят получают средне-техническое образование;
·10% кончают жизнь самоубийством;
·40% бывших воспитанников становятся преступниками;
·40% выпускников становятся наркоманами или алкоголиками;
·10% ребят находят своѐ место в жизни.
Таким образом, получается, что почти 90% выпускников детских домов и интернатов проходят неудачную социализацию и являются потерянными для общества.
В 2008 в Москве и Московской области В. И. Жуковым было проведено исследование, в котором он оценивал подготовку к самостоятельной жизни с помощью метода экспертного опроса выпускников школ-интернатов, детских домов, детских домов семейного типа, патронатных семей, воспитателей детских домов и приемных родителей, а также детей из семей.
На вопросы о "временной перспективе" подростки из семей отвечали оптимистично, прошлое вспоминали в радужных тонах, страхи, связанные с будущим, обобщены: "Боюсь, что не сложится карьера", "Трудностей, связанных со взрослой жизнью". Подростки из детского дома часто не отвечали на вопросы о будущем, либо говорили "я умру", прошлое вспоминали с неохотой и в темных тонах, страхи, связанны с будущим, конкретны: "Не найду работу", "Не поступлю в институт".
Когда детям, воспитывающимся в семьях, предложили закончить предложение "Я стремлюсь", они отвечали лаконично, обобщенно " к счастью", " быть образованным и уважаемым", " к карьере". Большинство ответов воспитанников детских домов более конкретны: "Окончить школу",
"Поступить в институт".
Дети-сироты демонстрировали эмоциональную и морально-нравственную направленность при определении набора качеств, необходимых современному человеку, помогающих добиться успеха в жизни. Честность и порядочность дети поставили выше образования. Каждый пятый воспитанник социального приюта, каждый четвертый из школы-интерната и каждый третий из выпускник детского дома считают, что важным качеством успеха в жизни является справедливость, тогда как справедливость отметил лишь каждый десятый выпускник из семьи.
По мнению автора, домашние дети используют более реалистичный подход к структуре ценностей, а сироты демонстрируют свои идеальные представления, а не реальные установки.
Участники исследования из числа детей-сирот, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, сталкиваясь с теми же проблемами, что и их ровесники, воспитывающиеся в семьях, подростки-сироты зачастую оказываются не в состоянии усвоить учебный материал, что приводит к неуспеваемости и негативным поведенческим реакциям. Вследствие чего дети- сироты нарушают дисциплину, имеют проблемы в общении с одноклассниками, теряют интерес к школе, сбегают из детского учреждения, совершают правонарушения.
Дети-сироты, в среднем, учатся на уровень ниже своих сверстников из семей. Так, 12-13-летние дети-сироты учатся в 6 классе, а дети в возрасте 15-16 лет - в 9 классе, тогда как их сверстники обучаются в 7 и 10 классах соответственно.
Общение со сверстниками оказалось преобладающей формой досуга у всех категорий подростков (52% и более). Также, среди досуговых форм
времяпрепровождения, дети-сироты выделяют: просмотр телевизора (воспитанники детских домов - 47,4%, детских домов семейного типа - 24,0%), танцы, дискотека (42,3% - воспитанники школ-интернатов, 36% - детских домов семейного типа, 27,3% - социальных приютов). Кроме того, многие подростки предпочитают проводить свободное время на улице (42,3% - воспитанники детских домов семейного типа, 36,6% - из социальных приютов, 2,6% - из школ-интернатов).
Дети-сироты редко предпочитают читать в свободное время. А спектр выбранных детьми книг очень узок, тематически ограничен и вряд ли может помочь развить у детей гибкую систему поведения в жизненных ситуациях. Большинство подростков не имеют никаких личных предпочтений при выборе книг и читают только литературу, необходимую для школьной программы. 15,3% детей-сирот предпочитают читать сказки, детские рассказы и литературу жанра фэнтези, что искажает представления подростков об окружающем мире.
Для большинства подростков из семей и учреждений для детей-сирот важной формой досуга оказалось посещение кружков и секций (67,5%), однако спектр досуговых предпочтений у школьников из семей оказался выше, тогда как для воспитанников государственных учреждений являются лишь спортивные секции (для мальчиков) и кружки рукоделия и домоводства (для девочек).
Результаты говорят о том, что для воспитанников детских домов
"будущее" вызывает чувства опасения из-за непонимания.
Окружающий мир и людей подростки из семей описали как добрых и любящих: "мои друзья", "доброжелательные люди", мир "полон возможностей", "меня радует". В рассуждениях их сверстников из интерната вообще не встречались суждения о людях, зато мир оценивался положительно:
"красив, прекрасен".
Говоря о сверстниках, подростки из семей давали разные характеристики:
"уверены в себе", "красивые", "стараются выглядеть старше",
"легкомысленные". Общее отношение к одноклассникам положительное.
Большинство ответов, учащихся в интернате детей, носит ругательный характер: "все придурки и дураки".
Таким образом, у воспитанников интернатов и детских домов складываются сложные отношения со сверстниками. С одной стороны, они живут вместе постоянно, между ребятами часто возникают конфликты и отношения между ними складываются отрицательные, с другой стороны - дети из одного интерната не привыкли доверять кому-то постороннему, так как считают, что никто, кроме тех, кто жил в детском доме, не может их понять. Таким образом, для подростков, живущих в интернате или в детском доме, ценность "настоящего" заключается в возможности проявлять доброжелательность и уметь жить в доброжелательном коллективе, уверенности в себе, возможности для открытого общения, наличие друзей. Если подросток будет лишен этих ценностей, его поведение будет носить негативный характер.
Сотрудниками проекта социальной адаптации сирот "Полдень" был проведѐн опрос, в котором приняло участие 180 выпускников детских домов 2015 года, их спрашивали, где они собираются учиться и какую профессию выбрали.
Из всех выпускников девятого класса 25 детских домов Москвы, Санкт- Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга всего лишь шестеро идут в десятый класс.
Остальные пойдут учиться в колледжи. Так, 21 выпускник пойдѐт учиться на повара, 19 хотят учиться на автомехаников, 18 планируют работать парикмахерами (и еще 4 выпускника - визажистами), 10 хотят быть учителями, 9 - сварщиками и электриками.
Исследователи проекта "Полдень" портала "Милосердие.ru" также попытались узнать, чем руководствуются воспитатели, когда мотивируют подростков поступать в колледжи. Оказалось, что дело не в общежитии, поскольку часто выпускники во время учебы в колледже или в ПТУ продолжают жить в интернате или в детском доме. Но ребенок, выбирающий специальность плиточника-отделочника или повара после 9 класса, к моменту переезда из детского дома уже имеет профессию. Однако если подросток, после
класса идет в 10 класс, то в институте он оказывается без внешнего присмотра, а это пугает воспитателей.
Ранее подобный опрос был проведѐн среди выпускников учреждений для детей-сирот сотрудниками фонда "Дети наши". Целью исследования было не составление статистики по выбору профессий у выпускников, а оценка эффективности работников фонда.
Для участия в опросе информацию о себе согласились предоставить 81 из 125 выпускников детского дома, которых раньше курировали работники фонда
"Дети наши". Из опрошенных автомеханиками хотят быть девять подростков, поварами - восемь ребят, профессии газо-/электросварщиков выбрали шестеро опрошенных, парикмахера - пять, портными и швеями решили стать четверо, строителям и работникам в сельском хозяйстве отдали предпочтение по три человека.
Собранная статистика помогает понять, какие постоянно действующие кружки и мастерские необходимы для детей, чтобы они имели представление о своей будущей профессии и делали выбор учебного заведения не вслепую, а осознанно, опираясь на свои возможности и понимая, что их ждѐт в той или иной профессиональной области.
Очень часто детские дома заключают договоры с несколькими училищами и колледжами, куда будут поступать большинство выпускников. Подростки, которым хватает целеустремленности, после колледжа пойдут в вуз, а среднее профессиональное образование, по мнению воспитателей, им не помешает.
Таким образом, вышеуказанные исследования и их статистические результаты указывают на то, что дети-сироты плохо осведомлены о жизни за пределами детского дома, что они редко планируют развиваться дальше и получать высшее образование. Чаще всего выпускники думают поступать в техникумы и колледжи (44% из них действительно поступают). Не имея положительный опыт семейной жизни, выпускники-сироты часто не умеют заводить собственные семьи. Кроме того, они довольно часто сталкиваются с проблемой трудоустройства (только 25% трудоустроены).
К сожалению, так и не найдя свое место в жизни и не сумевши адаптироваться к жизни в обществе, очень многие выпускники становятся маргиналами, оказываются вовлечены в преступную деятельность; многие становятся наркозависимыми; часть (10%) кончает жизнь самоубийством.
Все это ведет к тому, что нашей стране становится необходимо введение новой социальной политики относительно выпускников детских домов, нужно обязательное постинтернатное сопровождение выпускников для их успешной социализации и социальной адаптации.