Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,07 Мб
  • Опубликовано:
    2017-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

Содержание

Введение

Глава 1. Информационные агентства в системе СМИ

.1 Становление российской журналистики в Интернете

.2 Особенности Интернет-СМИ

.3 История информационных агентств

.4 Тенденции развития информационных агентств

Глава 2. Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

.1 Региональное информационное агентство «СеверИнформ»

.2 Региональное информационное агентство «КарелИнформ»

.3 Региональное информационное агентство «Атмосфера»

.4 Региональное информационное агентство «Омск здесь»

.5 Сравнительный анализ региональных агентств с федеральным контентом

Глава 3. Творческое приложение

Заключение

Список литературы

Введение

Информационные агентства - это организации по сбору, обработке и дальнейшему распространению информации, в том числе посредством сети Интернет. Сегодня именно они формируют повестку дня, выделяя из всего потока информации главные новости.

В начале своего существования информагентства были поставщиками информации для газет, журналов, телевидения и радио. Но с появлением Интернета всё изменилось. Информационные агентства стали активно публиковать новости на пространстве Рунета и очень скоро завоевали популярность среди аудитории.

В данной дипломной работе рассматриваются региональные информационные агентства с федеральным контентом для изучения специфики и роли информагентств в настоящее время.

Гипотеза: информационные региональные агентства сегодня - новый вид сетевых СМИ.

Актуальность исследования объясняется малоизученностью феномена региональных информационных агентств с федеральной составляющей. До сих пор в сфере журналистского интереса был «местный» контент региональных информационных агентств. Федеральный же контент не рассматривался в исследованиях.

Объект исследования: региональные информационные агентства Северо-Западного федерального округа («СеверИнформ» и «КарелИнформ») и Сибирского федерального округа («Атмосфера» и «Омск здесь»).

Предмет исследования: федеральный контент исследуемых региональных информационных агентств.

Цель исследования: выявление особенностей новостной составляющей региональных информационных агентств, а именно -федерального контента.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

изучить становление российской Интернет-журналистики;

рассмотреть понятие информационного Интернет-агентства;

исследовать контент региональных информационных агентств с федеральной составляющей;

сравнить федеральный контент четырёх региональных информационных агентств;

определить специфику работы региональных информационных агентств.

Методы исследования: исторический, аналитический, сравнительно-сопоставительный анализ.

Методологической базой работы выступили труды исследователя Э.В. Могилевской. Так, например, в работе «Информационные агентства в Интернете: Особенности и принципы функционирования» автор даёт определение информационному агентству, указывая на процесс конвергенции, который влияет на современное состояние информагентств. В её же статье «Типологические признаки информационных агентств в Сети» определяются факторы, оказывающие влияние на возникновение информационных Интернет-агентств, ставшие для нас принципиальными в понимании специфики работы региональных информационных агентств с федеральным контентом.

Также в дипломной работе были использованы научные труды, посвящённые развитию российского Интернета и интернет-журналистики, а также специфике работы информационных агентств. В частности, были исследованы работы: С.Г. Машковой, М. Лукиной и И. Фомичёвой, И.Н. Панарина, О.Р. Лащук, А. Акопова, Ю.А. Погорелого. Труды данных исследователей помогли разобраться в феномене современных информационных агентств и стали своеобразным толчком к пониманию сути региональных информагентств.

Хронологические рамки исследования: сентябрь 2015 года - май 2016 года.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 23 источника и Приложений.

российский журналистика федеральный контент

Глава 1. Информационные агентства в системе СМИ

.1 Становление российской журналистики в Интернете

Дата рождения российского Интернета - 7 апреля 1994 года. В этот день международный информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен RU для Российской Федерации.

Первые веб-сайты в России появились ещё в 1993 году. Этот год можно считать началом любительского периода развития Сети как средства массовой коммуникации, включающего в себя период 1993 - 1995 гг. В этот период появляются предпосылки создания первых изданий в Сети - электронных библиотек, проектов литературной направленности, первых веб-обозрений.

В 1995 году была подготовлена почва для Интернет-журналистики. Исследователь И.А. Распопина даёт ей следующее определение: «Интернет-журналистику можно определить как разновидность журналистской деятельности, заключающуюся в сборе, обработке и распространении общественно-важной информации в Интернете, позволяющей организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без развёртывания особой инфраструктуры».

октября открылся «РОМАН» - первый интерактивный литературный проект, автором которого стал Роман Лейбов. В октябре того же года в Сети начинают публиковать информацию о ходе выборов в реальном времени «Россия: выборы-95».

ноября 1996 года вышел первый выпуск «Паравозов-News» - заметки «обо всём и ни о чём». 24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» - ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика.

Но будущее Рунета во многом определил августовский кризис 1998 года. В поисках объективной информации люди обращались к традиционным СМИ, но часто не находили ответа. Однако появилась новая возможность получения оперативной информации - Интернет: «Так примерно за один день в русском Интернете возникает само понятие о средствах массовой информации», - отмечает А. Носик.

Активное развитие Интернета началось на рубеже 1999 - 2000 гг. в связи с выборами в Государственную думу и перевыборами Президента. Именно в этот период создаются первые профессиональные проекты - сетевые издания, появляются крупные игроки на сетевом медиа-рынке, а также вкладываются инвестиции в развитие Интернета.

Но с появлением Интернета возник вопрос: а не являются ли некоторые его ресурсы средством массовой информации? Исследователь А.И. Акопов, говоря об Интернете, употребляет понятие «четвёртое СМИ», новый вид СМИ. Исследователь Е. Горный считает, что «не так уж важно, какие именно ресурсы в Интернете мы будем считать «настоящими» СМИ, а какие нет… Что в действительности важно, так это то, что многие сетевые образования являются de facto медийными структурами, поставляющими информацию громадной аудитории». Е.Л. Вартанова выделяет Интернет-СМИ в качестве «самостоятельного звена» в системе российских средств массовой информации.

Но есть и другие точки зрения. Так, И.И. Засурский определяет Интернет как набор коммуникационных каналов, «коммуникационную среду». А. Соколов даёт конкретизацию этому определению: «Интернет - глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счёт использования телекоммуникационных технологий».

Так или иначе, новостные ресурсы Интернета относят к средствам массовой информации. Именно о сетевых СМИ, а в частности, об информационных агентствах, пойдёт речь в данной работе.

.2 Особенности Интернет-СМИ

Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователи М. Лукина и И. Фомичёва пришли к выводу, что Интернет-СМИ обладают следующими отличительными особенностями, которые не присущи традиционным каналам коммуникации:

гипертекстуальность

интерактивность

мультимедийность.

Гипертекстуальность предполагает систему связи между отдельными

документами посредством гиперссылок. Ссылки на источники предоставляют редакциям возможность повысить достоверность информации, а также дают возможность аудитории воспользоваться дополнительными источниками.

Интерактивность позволяет редакции мгновенно получать реакцию читателей на публикуемые материалы. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ осуществляется через почту, на телевидении - через телефон.

Мультимедийность подразумевает представление различных по своей природе форматов информации в одном медийном источнике. Такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение.

В Интернете по-новому проявляется такой неотъемлемый признак средства массовой информации, как периодичность. Как правило, выход в свет газет, журналов, радио- и телепрограмм заранее запланирован. Например, мы знаем, что газета «Московский Комсомолец» выходит 6 раз в неделю (кроме воскресенья). В Интернете мы не можем заранее знать, когда выйдет та или иная новость. Естественно, материал про запланированное мероприятие должен выйти в течение этого же дня. Но бывают и чрезвычайные ситуации, например: стихийные бедствия, несчастные случаи и др. Информация об этом мгновенно появляется в Интернет-пространстве. Создатели и контент-менеджеры Интернет-СМИ уделяют серьёзное внимание периодичности обновления информации на своих сайтах. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной информации.

Также как и периодичность, по-новому должен быть осмыслен и такой признак средств массовой информации, как ареал распространения. Информационные ресурсы Интернета доступны всем в любое время и практически из любой точки земного шара, ограничения накладывают только языковые различия.

Характер распространения информации по каналам глобальной компьютерной Сети позволяет по-новому оценить показатели, которые формируют центральную и местную прессу. Этот вектор, по которому происходит изменение типов изданий, в Интернете сохраняется. Центральные СМИ в ней присутствуют наравне с региональными и локальными изданиями.

.3 История информационных агентств

За время, прошедшее после распада Советского Союза, журналистика на постсоветском пространстве изменилась радикально: появилось российское законодательство о печати, средства массовой информации стали значительной и объёмистой промышленной отраслью - медиаиндустрией.

Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в девятнадцатом веке добавились информационные службы, в двадцатом появились радиостанции и студии телевидения.

На начальном этапе своего существования информационные агентства снабжали традиционные СМИ - газеты, журналы, телевидение и радио - хроникой и официальными сообщениями. Им не отводилось отдельной роли в системе массмедиа. В законе «О средствах массовой информации» говорится, что «на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации», но даже здесь мы видим, что информагентства определялись по формальным признакам - редакция, издатель, распространение.

Исследователь В.И. Сапунов дал следующее определение информационному агентству: «информационно-коммуникативный комплекс по накоплению, обработке и распространению общезначимых сведений, обеспечивающий оптимальное функционирование медиасистемы».

Первые аналоги информационных агентств появились в XVI веке в Средиземноморье. Это были так называемые «бюро по собиранию новостей». Появившееся вскоре подобное бюро в Риме называлось «цех по написанию новостей», а его работники - «новелланти». Их обязанностью было собирать и обрабатывать информацию.

Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году в Париже. Его основатель - Шарль Луи Гавас (фр. Charles-Louis Havas), получивший хорошее образование и имевший способности к языкам. Он делал переводы из европейских периодических изданий и предлагал их парижским газетам. Так возникло информационное агентство «Havas» («Гавас»). Его услугами пользовались влиятельные парижские газеты «Journal des Débats» («Журналь де Деба»), «Le Constitutionnel» («Конститюсьонель»), «La Presse» («Пресс»), «La Sekl» («Сьекль»). Информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от собственных корреспондентов. Для быстрого получения информации применялась голубиная почта.

В агентстве Гаваса первые навыки работы получили будущие основатели собственных информационных агентств - Бернхард Вольф (фр. Bernhard Wolff) и Питер Юлиус Рейтер (фр. Peter Julius Reuter).

Изначально информационные агентства занимались только сбором и последующим распространением информации. Их деятельность сопровождалась стремлением к оперативности и непрерывности информационного потока. Информационные агентства одними из первых внедряли в работу технологические изобретения XIX, а затем XX и XXI веков.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата Петроградского телеграфного агентства в дни Октябрьского переворота 1917 года, наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице были слиты в единый информационный орган - РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

На одно из первых мест среди информационных агентств, завоевавших доверие потребителей новостей - российских и зарубежных СМИ, иностранных посольств, органов государственной власти, управления и других - вышло ИТАР-ТАСС.

января 1992 года был принят указ «Об информационном телеграфном агентстве Россия» (ИТАР). Занимаясь сбором, обработкой и распространением внутренней и международной информации, это информационное агентство фактически получило монопольное право на сообщения официального характера и передачу полного текста указов Президента и Правительства РФ. С 1 сентября 2014 года агентство приступило к реализации новой бренд-политики, направленной на создание мощного бренда государственного агентства - Информационного агентства России «ТАСС».

Вторым по популярности информационным агентством является РИА «Новости». Оно было создано в сентябре 1991 года. ИА «Новости» имело около 80 загранбюро и корреспондентских пунктов, более 1 500 подписчиков в странах СНГ и около 100 за рубежом. В 1993 году оно стало государственным информационно-аналитическим агентством. В декабре 2013 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан «Указ о мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ». Согласно тексту указа, агентство РИА «Новости» ликвидировано, права учредителя и имущественные права были переданы Международному информационному агентству «Россия сегодня».

Особое место в истории информагенств занимает «Интерфакс», появившийся в 1989 г. и сразу заявивший о себе, как о главном поставщике экономической и политической информации международного уровня. Основатель агентства Михаил Комиссар со своими коллегами с «Радио Москвы» в сотрудничестве с французско-советским предприятием «Интерквадро» стали выпускать бюллетень новостей на русском и английском языках. Это было одно из первых частных предприятий, которое начало предоставлять объективную информацию о событиях в СССР. Сегодня «Интерфакс» - это политические и экономические новости, а также фундаментальные и биржевые данные, решения для управления рисками, маркетинга и PR.

Информационные агентства занимали неоднозначное место в системе СМИ начала 2000-х годов. Это подтверждает и следующее определение: «информационные агентства - это специализированные предприятия (организации, службы, центры), основными функциями которых являются сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономической, социальной, культурной. Из него следует, что информагентства не считались СМИ, они были всего лишь организациями, которые работают для СМИ - передают «сырой» материал для газет, журналов.

Но вскоре информационные агентства стали не только «поставщиком новостей» - они надёжно закрепились в Интернете и стали одним из видов сетевых СМИ.

.4 Тенденции развития информационных агентств

Говоря о тенденциях развития информационных агентств, необходимо принимать во внимание современное состояние Интернета как среды их функционирования.

Одновременно с выходом в Интернет и началом работы с массовой аудиторией информационные агентства превратились в сложную многофункциональную систему, удовлетворяющую потребностям различных групп общества.

Информационное интернет-агентство - это специализированная организация, сочетающая в себе функции СМИ и информационного агентства, занимающегося сбором, обработкой и распространением информации через Интернет и другие цифровые средства связи (спутник, мобильная связь и др.) для СМИ и массовой аудитории.

По мнению исследователя Э.В. Могилевской, на возникновение информационных Интернет-агентств влияние оказали технологические факторы:

возможность создания и распространения информации в глобальной Сети;

неограниченный объём информации для распространения;

использование гипертекста;

мультимедийность;

возможность конвергенции в рамках одного ресурса;

относительная простота и малозатратность создания информационного продукта для авторов;

низкая стоимость выхода на Интернет-рынок;

отсутствие нормативно-правовой базы регулирования деятельности;

возможность доступа, неограниченного временными и территориальными рамками для аудитории.

Аудитория является одним из важных типоформирующих признаков, по которому можно оценить привлекательность того или иного СМИ (в том числе и информационного агентства).

Аудитория информационных агентств весьма специфична. К ним обращаются либо те, кто в дальнейшем перерабатывает полученную информацию, либо те, кто хочет быстро получить новые сведения. Многие люди всё чаще отдают предпочтение информационным агентствам, так как именно они отличаются краткостью, концентрированностью и понятностью подачи материала.

Исследователь А. Акопов так охарактеризовал аудиторию сетевой журналистики: «по возрастным категориям явно преобладают люди молодого возраста, по полу - мужчины, по территории - жители крупных городов, по профессии и интересам - программисты и пользователи-любители, по социальному положению - творческая интеллигенция, учащиеся и студенты. Однако, так или иначе, все категории общества всё-таки представлены, речь идёт лишь о диспропорциях, которые последовательно уменьшаются».

Если А. Акопов охарактеризовал аудиторию всей сетевой журналистики, то Э.В. Могилевская выделила категории пользователей информационных агентств:

СМИ - журналисты, аналитики, редакторы российских и зарубежных средств массовой информации;

государственные структуры - представители государственных и правительственных структур;

финансовый и корпоративный сектор - руководители предприятий, эксперты, специалисты инвестиционных и консалтинговых компаний, научных организаций, образовательных учреждений;

частные потребители информации - индивидуальные пользователи, владеющие компьютером с доступом в Интернет.

Исследователь К.А. Кульшманов в свою очередь отметил, какая аудитория и в какое время суток обращается к информационным агентствам: «информагентства активно посещаются по утрам и в дневное время профессиональными журналистами. Обычные рядовые пользователи Интернета заглядывают на сайт новостных агентств чаще всего в вечернее время и в выходные дни».

На современное состояние агентств влияют процессы конвергенции, то есть объединение форм подачи текстовой и аудиовизуальной информации на одном интернет-ресурсе. Одним из таких информационных агентств является агентство международной информации РИА «Новости» - ведущее мультимедийное агентство в России. Тексты, фотографии, инфографика, аудио, видео, анимации и карикатура - все эти современные и традиционные форматы широко используются им для оперативного освещения событий в России и за рубежом. Современный мультимедийный ньюзрум агентства, запущенный в январе 2008 г., воплощает самые передовые технологии сбора, обработки и выпуска новостной информации.

Конвергенция позволяет сделать сообщение более наполненным и интересным. К примеру, если мы возьмём один текст без сопровождения визуальной информации (иллюстрации, фотографии или видео), возможно, он никого и не заинтересует. В то время как текст, дополненный визуальным контентом, привлечёт аудиторию и даст ей возможность более подробно узнать о происходящем.

Также на современное состояние информационных агентств оказывают влияние процессы диверсификации - появления бесконечного числа разнообразных ресурсов, и сегментации, которая выражается в направленности на узкоспециализированную аудиторию.

Информационные агентства находятся в постоянном поиске и разработке новых услуг, функционируя в конкурентной среде наряду с другими поставщиками информации. В качестве примера служит уже вышеупомянутое агентство РИА «Новости», которое тратит много средств на развитие новых технологий.

Принципы работы информационных агентств во всём мире одинаковы. Каждый журналист агентства специализируется на определённой теме. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что будет происходить в его «секторе ответственности» в ближайшее время. Каждый корреспондент готовит индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определённый момент времени должно произойти определённое событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость. Она и оказывается на ленте, становясь общедоступной.

При написании новости каждый журналист информагентства должен придерживаться обязательного принципа - объективности в своей деятельности. Ведь он является своеобразным проводником между фактом и аудиторией. Именно поэтому роль формирования новостных потоков информации, возложенная на агентства, особенно важна, так как малейшее искажение картины новостной реальности может стать причиной финансовых и политических катаклизмов.

Новости информационных агентств схожи с привычными публикациями в печатных СМИ: сообщения на лентах агентств по аналогии с газетами можно структурировать по принятым в академической журналистской науке жанрам: здесь найдутся событийные и информационные заметки, мини-обозрения, новости-анонсы. Однако для новостей агентств, всё же характерен ряд особенностей, связанных как со спецификой канала информации - Интернета, так и с историческими факторами, повлиявшими на формирование жанровой специфики телеграфных сообщений. Одним из основных типов новостей агентств являются так называемые флеши, сообщения, состоящие из трёх-десяти слов, передающие самую суть. В ленте они обычно выделяются иным цветом, шрифтом для максимального привлечения внимания.

Каждое сообщение публикуется информагентством не просто само по себе, а в ряду других, поэтому необходимо единообразие, композиционный стандарт, чтобы легче было найти информацию и использовать её в дальнейшем. Если потребителю трудно найти нужные сообщения или сложно выделить основные содержащиеся в них факты, качество работы агентства можно признать неудовлетворительным. В идеале все сообщения должны быть систематизированы, однако практически это неосуществимо: слишком они разнообразны по тематике и быстро сменяют друг друга.

Успешная работа агентств зависит от многих факторов, в частности, от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.

Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам справочно-аналитический материал, специализированную информацию, а также проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции.

На сегодняшний день эффективно развитие модели работы информагентства мультимедийного типа. То есть наряду с журналистом в команде должен быть и дизайнер, и пиарщик, и информационный программист. Это позволит развивать журналистику данных, готовить качественную инфографику.

Исследователь Э.В. Могилевская отмечает, что на данный момент функционируют следующие группы информационных агентств:

универсальные и специализированные

общефедеральные и региональные

государственные и частные

передающие текстовую информацию и мультимедийные и др.

Также Э.В. Могилевская выделяет классификацию по охвату территории распространения и масштабу деятельности информационных агентств:

международные

национальные

региональные

местные.

Для нас представляют особый исследовательский интерес региональ-

ные информационные агентства, которые на сегодняшний день являются особым кластером в системе СМИ.

Выводы по 1 главе

Интернет в России стремительно развивался, несмотря на события, происходящие в стране. Интернет-журналистика проделала серьёзный путь в своём эволюционном развитии - от любительских веб-сайтов, которые появились в 1993 году, до серьёзных новостных ресурсов.

Главными особенностями интернет-ресурсов являются: гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность - именно они привлекают читателя сетевых СМИ.

Почва для создания информационных агентств появилась ещё в XVI веке. А первые информационные агентства в России возникли во второй половине XIX века.

Информационные агентства, несомненно, эволюционировали: от организаций поставляющих информацию СМИ, до права считаться особым видом сетевых СМИ. При этом они не только сохранили, но и приумножили читательскую аудиторию, которая является важнейшим типоформирующим признаком, посредством которого можно оценить привлекательность информационного агентства.

Глава 2. Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

Система региональных информационных агентств начала складываться в середине 1990-х годов наряду с развитием региональной прессы, местного телевизионного и радиовещания. В это время происходит заметный сдвиг от общефедеральных к местным изданиям, которые привлекают читателей обилием информации о жизни региона.

Постепенно региональная пресса теряет своих читателей в силу отсутствия квалифицированных кадров, слабой материально-технической базы, трудной экономической ситуации. Аудитория выбирает более выгодный и удобный способ доставки информации - Интернет.

За новостями начинают обращаться к региональным информационным агентствам. Это логично, ведь людям интересно знать, что происходят рядом с ними: в соседнем доме, на соседней улице.

Одно из первых региональных агентств - «Башинформ». Оно было создано ещё в 1992 году под названием «Версия». Новости рассылались по платной подписке на электронную почту, распространялись при помощи курьерской связи. В 1997 году было зарегистрировано доменное имя bashinform.ru и появился сайт-визитка ИА РБ «Башинформ». С начала 2000-х новости ИА «Башинформ» - в открытом доступе. Сейчас - это самый цитируемый и посещаемый новостной ресурс Башкирии.

Летом 2012 года Центром Исследований РИА Новости было проведено исследование, целью которого был анализ интереса жителей регионов к федеральным и региональным новостям. Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что наиболее привлекательной информацией для жителей регионов является локальная информация. При этом одним из ведущих принципов, определяющих интерес к новости, стал принцип географической близости: «если событие произошло близко от меня, то я склонен больше про него читать и обсуждать».

Несомненно, локальная информация пользуется большей популярностью у жителей определённого региона. Но без федерального контента не обходится почти ни одно региональное информационное агентство. Федеральные новости дают возможность находиться в курсе событий, которые происходят в стране: издание новых законов, крупные происшествия, новости культуры, экономики, и др.

В данной работе рассмотрены региональные информационные агентства «СеверИнформ» и «КарелИнформ» (Северо-Западный федеральный округ), «Атмосфера» и «Омск здесь» (Сибирский федеральный округ). Исследуемые агентства имеют свидетельства о регистрации в качестве СМИ и входят в рейтинги цитируемости СМИ, опубликованные на сайте информационно-аналитической системы «Медиалогия», в базу которой круглосуточно поступает более 31 000 СМИ.

Для исследования мы выбрали информационные агентства, которые позиционируют себя как региональные, публикуя при этом федеральный контент, то есть новости не только отдельно взятого региона, но и всей страны. В данной работе под федеральным контентом мы понимаем новости, которые касаются большинства жителей страны.

Мы рассмотрим тематику интересующих нас информационных агентств, определим количество федеральных новостей, опубликованных за месяц, а также проанализируем их и распределим по рубрикам - это позволит нам увидеть специфику работы региональных информагентств.

.1 Региональное информационное агентство «СеверИнформ»

Региональное информационное агентство «СеверИнформ» было создано в 1999 году. На сегодняшний день оно обладает масштабной корреспондентской сетью, функционируя в 11 регионах Северо-Западного федерального округа России, среди которых Вологодская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и др.

Партнёрами «СеверИнформ» являются такие информационные агентства, как «REGNUM - Архангельские новости», «ВолгаИнформ», «Север ДВ», а также электронный журнал «Прессинг» и лента новостей «РИА PrimaMedia».

В I квартале 2016 года, согласно рейтингу, подготовленному информационно-аналитической системой «Медиалогия», агентство «СеверИнформ» занимает 2 место в списке ТОП-10 самых цитируемых СМИ Вологодской области (индекс цитируемости 26,84), уступив лишь официальному сайту г. Череповца Cherinfo.

На главной странице информационного агентства «СеверИнформ» (см. Приложение 1) опубликованы «Главные новости дня». Заметим, что здесь публикуются сразу и региональные, и федеральные новости (в отличие от других вкладок, на которых новости распределены по регионам: вкладки «Новгородская область», «Псковская область» и др., федеральный же контент и вовсе выделен в отдельную вкладку «Другие»).

Помимо самого сайта агентство «СеверИнформ» представлено в трёх социальных сетях: Facebook, «ВКонтакте», Twitter.

На сайте агентства новости распределяются по 12 рубрикам: «Все рубрики», «Власть», «Культура», «Политика», «Экономика», «Общество», «Происшествия», «Здравоохранение», «Образование», «Сельское хозяйство», «Криминал», «Спорт».

Для анализа федерального контента исследуемого агентства нами был взят промежуток времени с 6 апреля по 6 мая 2016 года. Мы выяснили, что за это время было опубликовано 39 федеральных новостей по следующим рубрикам:

общество - 29 новостей (74,4%)

здравоохранение - 4 новости (10,3%)

власть - 1 новость (2,6%)

политика - 2 новости (5,1%)

экономика - 3 новости (7,6%).

В самой «многочисленной» рубрике - «Общество» - были опубликова-

ны следующие новости: прогноз Министерства Финансов о понижении стоимости ипотечного кредитования в 2017 году (5 апреля), запрет на выезд россиян в Турцию и Египет в 2016 году (7 апреля), предложения, касающиеся: 1) выплаты женщинам 250 тыс. рублей за отказ от аборта (8 апреля); 2) ограничения продажи энергетиков (9 апреля); 3) запрета на ночную продажу сигарет (12 апреля), утверждение нового этического закона для коллекторов (26 апреля), возможное повышение стоимости ОСАГО для злостных нарушителей ПДД (4 мая) и др.

Также в данной рубрике уделяется много внимания праздникам, среди которых профессиональные праздники: 6 апреля - День работников следственных органов МВД России, 10 апреля - День войск ПВО; религиозные: православные христиане празднуют Вербное Воскресенье (24 апреля).

В рубрике «Здравоохранение» были опубликованы всего четыре новости: запрет для пожилых людей на самостоятельное обращение к врачам, (6 апреля), с 1 июля скорую помощь обяжут приезжать на срочный вызов за 20 минут (15 апреля), доступ к врачебной тайне могут открыть для страховщиков (28 апреля) и кнопки качества могут появиться в больницах (28 апреля).

Самая «малочисленная» рубрика - «Власть» - представлена одной новостью, опубликованной информационным агентством 11 апреля: «Муниципальные районы могут наделить правом законодательной инициативы».

В рубрике «Политика» опубликованы две новости: предложение Госдумы на избрание губернатора региона на один срок (13 апреля), Сергей Миронов высказал своё мнение о выборах губернаторов (24 апреля).

Рубрика «Экономика» представлена тремя новостями: ипотечников не лишат права досрочно выплачивать займы (18 апреля), «Разливное вино может исчезнуть из продажи» (22 апреля) и «Премьер-министр поручил увеличить долю малого и среднего бизнеса в импортозамещении» (6 мая).

В ходе обработки новостей, собранных за период с 6 апреля по 6 мая 2016 года, были выявлены дни, когда было опубликовано больше всего новостей: 6 (среда) и 12 апреля (вторник) (по три новости). Также есть дни, когда федеральный контент не публиковался: 16 и 17 апреля (суббота и воскресенье), 29 и 30 апреля (пятница и суббота), 1 и 2 мая (воскресенье и понедельник).

Каждая новость сопровождается иллюстрацией либо фотографией по теме сообщения. Две новости сопровождаются инфографикой: «Рейтинг закредитованности жителей российских регионов» (12 апреля), «Рейтинг: в каких регионах самая «дорогая» ипотека» (20 апреля).

Под каждой публикацией есть кнопки социальных сетей, позволяющие поделиться новостью: в «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», LifeJournal, Twitter, МойМир.

На сайте агентства представлена статистика посещений, визитов и просмотров. Статистику можно посмотреть как за месяц, так и за определённый день и даже час. Так, например, в апреле сайт информационного агентства «СеверИнформ» посетили 96 762 человека, было совершено 162 055 визитов и 304 526 просмотров. В мае эти показатели снизились: 70 699 людей посетили информационно агентство, 115 113 визитов было совершено на сайт агентства и 194 240 просмотров. Возможно, понижение связано с продолжительными выходными этого месяца.

Поскольку за выбранный нами период было опубликовано всего 39 федеральных новостей, мы вышли на главного редактора ленты новостей агентства «СеверИнформ» «ВКонтакте» - Игоря Гробовикова и хотели узнать у него, по каким критериям отбирается контент для агентства (см. Приложение 2). Ответа, к сожалению, не последовало.

.2 Региональное информационное агентство «КарелИнформ»

Информационное агентство «КарелИнформ» ведёт свою работу с 2004 года. Агентство публикует новости Карелии, Петрозаводска, федеральный контент, а также интересные новости со всего мира (см. Приложение 3). На сайте агентства есть знак 16+. Это значит, что публикуемый контент доступен лицам, достигшим шестнадцати лет.

Главный редактор информагентства - Ольга Лузина. Журналисты агентства: Константин Бегунов, Виктор Кузмин, Екатерина Климова, Анастасия Креминская, Анна Лузина, Дина Тозан, Михаил Шабанов, Юрий Шляхов.

В рейтинге, опубликованном информационно-аналитической системой «Медиалогия», агентство «КарелИнформ» занимает 12 место в ТОП-15 самых цитируемых СМИ Республики Карелия по итогам 2015 года (индекс цитируемости 4,53).

Информационное агентство «КарелИнформ» представлено в социальных сетях: Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Instagram, а также у него есть свой канал на YouTube.

На главной странице сайта агентства «КарелИнформ» публикуются самые заметные события дня. Каждый день сюда попадает по пять новостей - одна новость сменяет другую.

На сайте есть вкладка «Районы Карелии». Выбираем район (например, Пряжинский район или Беломорский район) и нам становятся доступны все новости выбранной местности. Это очень удобно, поскольку для получения нужной информации можно не листать всю ленту новостей.

Новости распределяются по пяти рубрикам: «Политика», «Общество», «Бизнес», «Происшествия», «Это интересно».

Нами был исследован федеральный контент в период с 6 апреля по 6 мая 2016 года. За это время на сайте информационного агентства «КарелИнформ» было опубликовано 99 федеральных новостей. Отметим, что на исследуемый контент рубрикация не распространяется. Мы распределили новости сами по пяти рубрикам:

общество - 45 новостей (45,5%)

происшествия - 1 новость (1%)

политика - 44 новости (44,4%)

бизнес - 3 новости (3%)

это интересно - 6 новостей (6,1%).

Больше всего новостей было опубликовано в рубрике «Общество» -

. Среди них: 250 тыс. рублей хотят платить россиянкам за отказ от аборта (8 апреля), запрет на продажу пива в пластиковых бутылках (8 апреля), создание в России «министерства счастья» и «министерства будущего» (13 апреля), российские работодатели задолжали своим работникам 4,5 млрд. рублей (19 апреля), в России повысился уровень грамотности (20 апреля), старые плацкартные вагоны будут заменены на новые (24 апреля), реальная заработная плата в России сократится в этом году на полтора процента (30 апреля), соблюдения водителем ПДД будет влиять на стоимость ОСАГО (4 мая) и др.

Рубрика «Происшествия» - самая «малочисленная». В неё была отнесена всего одна новость, опубликованная агентством 12 апреля: «Российский вертолёт разбился в Сирии».

К рубрике «Политика» мы отнесли 44 новости: в России могут перенести начало учебного года (7 апреля), бесплатный вызов скорой помощи будет доступен 4 раза в год (10 апреля), детей дошкольного возраста запретят оставлять одних в автомобилях (13 апреля), «Видео признали обязательным доказательством в делах о ДТП» (17 апреля), пьяные водители будут отвечать своим имуществом перед жертвами аварий (24 апреля), законопроект об увеличении суммы единовременной выплаты из средств материнского капитала (1 мая), МРОТ уже этим летом может вырасти до 7 500 рублей (2 мая), «Путин поручил правительству подумать о «материнской зарплате» (4 мая) и др.

Три новости мы отнесли к рубрике «Бизнес»: 9 моделей автомобилей покинут Россию (10 апреля), в России закрылось около 300 дилерских центров по продаже автомобилей (16 апреля), «В 2017 году авторынок России вырастет на 30-40%» (27 апреля).

К рубрике «Это интересно» были отнесены шесть новостей: в 2017 году Банк России выпустит купюры в 200 и 2000 рублей (13 апреля), Дмитрий Песков рассказал журналистам о часто задаваемых вопросах, которые приходят на «Прямую линию» (13 апреля), Владимир Путин рассказал, примет ли участие в выборах 2018 года (14 апреля), на сайте Кремля опубликовали данные о доходах Владимира Путина (15 апреля), День воспитателя и всех дошкольных работников - новый праздник появится в России (20 апреля) и «Валентина Матвиенко по-новому предложила разделить Россию» (28 апреля).

За исследуемый период было опубликовано две новости, которые из региональных перешли в федеральные: новый дорожный знак появится в России (знак «Зона торможения» опробуют в Калужской области) (16 апреля) и купюра номиналом 300 рублей может появиться в России (жители Омска выступили с предложением к Центробанку) (30 апреля).

В ходе обработки федерального контента не было выявлено ни одного дня без публикаций новостей. Больше всего федерального контента в период с 6 апреля по 6 мая 2016 году было опубликовано 13 апреля (среда) - восемь новостей. Меньше всего - 21, 25 и 30 апреля, 3 и 4 мая - по одной новости.

Каждая новость сопровождается фотографией либо иллюстрацией. Под каждой публикацией есть кнопки социальных сетей: Facebook, «ВКонтакте» и Twitter - с помощью них можно поставить «лайк» и «репостнуть» понравившуюся запись к себе на страницу.

Среднесуточный показатель просмотров на сайте агентства «КарелИнформ» - 25 238 (апрель 2016 г.), 23 794 (май 2016 г). В апреле сайт агентства посетили 11 589 человек, в мае - 10 864 человека. Снижение просмотров и посетителей в мае может быть связано с продолжительными майскими праздниками.

.3 Региональное информационное агентство «Атмосфера»

Информационное агентство «Атмосфера» является широко цитируемым источником оперативной и достоверной информации. Посещаемость ресурса - более 85 000 просмотров в день (исходя из этого, агентство является лидером по посещаемости среди новостных ресурсов Алтайского края).

С марта 2014 года агентство представлено в новом формате - «больше, чем новости»: теперь это пространство, в котором пользователю предоставляется возможность управления новостным потоком с помощью новых функций и сервисов, а также персональных настроек профиля.

На сайте агентства публикуются новости Барнаула, Алтайского края, республики Алтай, Сибири, а также федеральные новости и интересные события, которые происходят в мире.

Согласно рейтингу, подготовленному информационно-аналитической системой «Медиалогия» в 2015 году, информационное агентство «Атмосфера» входит в ТОП-20 самых цитируемых СМИ Алтайского края (индекс цитируемости 1,72).

На главной странице агентства располагается самая важная новость дня (см. Приложение 4). Слева от неё есть значки, которые обозначают: день недели, погоду, курс доллара и евро, а также есть значок социальной сети «ВКонтакте». Также агентство представлено в «Одноклассниках» и Twitter. Новости можно посмотреть все сразу, либо перейти на вкладки: «Россия», «Мир». На сайте информационного агентства новостной контент распределён по 12 рубрикам: «Политика», «Экономика», «Спорт», «Общество», «ЧП», «Культура», «Транспорт», «Туризм», «Здоровье», «Наука», «Мобильный мир» и «Красота».

Для анализа федерального контента исследуемого агентства нами был выбран промежуток времени идентичный ИА «СеверИнформ» и «КарелИнформ» (с 6 апреля по 6 мая 2016 года). Мы выяснили, что за это время была опубликована 81 федеральная новость по следующим рубрикам:

ЧП - 3 новости (3,7%)

политика - 26 новостей (32%)

общество - 27 новостей (33,3%)

туризм - 2 новости (2,5%)

экономика - 14 новостей (17,3%)

транспорт - 3 новости (3,7%)

спорт - 3 новости (3,7%)

мобильный мир - 1 новость (1,2%)

красота - 1 новость (1,2%)

наука - 1 новость (1,2%).

В рубрике «ЧП» представлены следующие новости: создание национальной гвардии и подчинение МВД Госнаркоконтроля (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) (6 апреля), закупка МВД систем акустического воздействия для борьбы с нарушителями порядка (26 апреля), «Российский МиГ-31 перехватил разведсамолёт США в районе Камчатки» (29 апреля).

Рубрика «Политика» представлена 26 новостями: 14 апреля состоится «Прямая линия» с В.В. Путиным (7 апреля), внесение нового законопроекта о переносе начала учебного года (8 апреля), Бориса Грызлова исключили из состава Совета Безопасности (12 апреля), «Началась «Прямая линия» с Владимиром Путиным» (14 апреля), у арестованного замминистра культуры РФ обнаружили крупные банковские счета (20 апреля), присвоение звания Героя России заместителям Шойгу (4 мая), «Путин поручил правительству подумать о «материнской зарплате» (5 мая) и др.

В самой «многочисленной» рубрике - «Общество» - опубликовано 27 новостей: празднование Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), представление в Госдуме нового законопроекта о поощрении за отказ от аборта (8 апреля), в России отмечают День авиации и космонавтики (12 апреля), новый приказ Минздрава для «скорой помощи» (15 апреля), супруги получили право не платить кредиты друг друга (20 апреля), предложение ограничить россиян в выборе имён для своих детей (22 апреля), летом в России поднимется стоимость мороженого (5 мая) и др.

Рубрика «Туризм» представлена следующими новостями, которые были опубликованы 28 и 30 апреля: призыв МИД не ездить в Турцию и «Туроператоры ожидают, что россияне станут выезжать за границу ещё на 35% реже».

В рубрике «Экономика» опубликовано 14 новостей, среди которых: для пенсионеров появились специальные кредиты (8 апреля), снижение ключевой ставки Центробанка (11 апреля), новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей появятся в России (13 апреля), снижение ставок Сбербанка по валютным и рублевым вкладам населения (26 апреля) и др.

Рубрика «Транспорт» представлена всего тремя новостями: «Российских пилотов обучат уходу на второй круг» (8 апреля), иностранным перевозчикам увеличили плату за проезд по российским дорогам (22 апреля), с российского рынка уходит автомобильная марка Acura (29 апреля).

Самые «немногочисленные» рубрики - «Мобильный мир», «Красота» и «Наука». В каждой из них опубликовано всего по одной новости: «Mail.Ru, Яндекс.Почта и Gmail.com станут бесплатными на планшетах» (6 апреля, рубрика «Мобильный мир»), cтало известно имя победительницы конкурса «Мисс Россия - 2016» (18 апреля, рубрика «Красота»), видео первого пуска с космодрома «Восточный» (28 апреля, рубрика «Наука»).

Больше всего федерального контента было опубликовано 14 апреля - 18 новостей. Это объясняется тем, что в этот день проходила «Прямая линия» с Президентом РФ В.В. Путиным. Каждые 15 минут появлялась новость о том, какие вопросы задают жители страны: 1) Владимиру Путину задали вопрос по состоянию дорог; 2) во время «Прямой линии» В.В. Путину был задан вопрос про аптечную мафию и дешёвые лекарства, которых нет; 3) «Путина спросили о закрытии школ, больниц и детских садов в сёлах» и др. Федеральные новости не публиковались в следующие дни: 10 и 17 апреля (воскресенье), 23 апреля (суббота), с 1 по 3 мая (воскресенье, понедельник, вторник).

Также за исследуемый период нами были рассмотрены две новости, которые изначально были региональными, но со временем перешли на федеральный уровень: Владимира Путина просят заступиться за тигра, который покусал 13-летнюю девочку в барнаульском зоопарке (13 апреля) и эксперты признали няню, отрезавшую голову ребёнку, невменяемой (29 апреля). Одна новость перешла из федеральной в региональную - Сенатор Владимир Полетаев предложил разместить на купюре в 2000 рублей изображение алтайской горы Белухи.

Новости агентства сопровождаются фотографиями и иллюстрациями, две новости - видео: стало известно имя победительницы конкурса «Мисс Россия - 2016» (18 апреля) и видео первого пуска с космодрома «Восточный» (28 апреля). Также отметим, что под каждой новостью свой комментарий может оставить любой пользователь.

.4 Региональное информационное агентство «Омск здесь»

На сайте информационного агентства «Омск здесь» публикуются новости Сибири, Омска, Омской области, федеральные новости, а также события, которые происходят в мире.

Главный редактор информационного агентства - Татьяна Шкиркина.

Согласно рейтингу информационно-аналитической системы «Медиалогия», в I квартале 2016 года исследуемое информационное агентство входит в ТОП-20 самых цитируемых СМИ Омской области, расположившись на 11 месте (индекс цитируемости 15,34).

На главной странице агентства публикуются самые интересные новости, которые произошли за день (см. Приложение 5). Контент агентства можно посмотреть по интересующей местности, переходя на вкладки: «Новости Сибири», «В государстве», «Новости ЕАЭС», «В мире».

Информационное агентство «Омск здесь» представлено в таких популярных социальных сетях, как: Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Instagram, а также у него есть канал на YouTube.

Новости распределяются по 8 рубрикам: «Политика», «Экономика», «Происшествия», «Общество», «Культура», «Спорт», «Интервью» и «Ещё».

Отметим, что по перечисленным рубрикам распределяются лишь новости Омска и Омской области. На новости Сибири, федеральные новости и на события в мире данная рубрикация не распространяется.

Для анализа федерального контента исследуемого агентства нами был взят промежуток времени идентичный трём ранее исследуемым агентствам: с 6 апреля по 6 мая 2016 года. За это время на сайте агентства «Омск здесь» было опубликовано всего 17 новостей. Поскольку контент не был структурирован агентством по рубрикам, мы сделали это сами.

Опираясь на рубрикацию исследуемого агентства, мы распределили федеральный контент по 5 рубрикам:

общество - 5 новостей (29,4%)

культура - 1 новость (5,9%)

экономика - 1 новость (5,9)

политика - 9 новостей (52,9%)

происшествия - 1 новость (5,9%).

К рубрике «Общество» мы отнесли следующие новости: запрет на применение физической силы со стороны коллекторов (6 апреля), в Совете Федерации предлагают ввести уголовное наказание за оскорбление гимна (11 апреля), «Россияне стали меньше пить пива» (12 апреля), в России предлагают создать «министерство счастья» (14 апреля), «Роспотребнадзор изымает из аптек «мужские» таблетки» (6 мая).

Рубрика «Культура» - одна из самых «малочисленных». Мы решили, что к данной рубрике относится только одна новость, опубликованная агентством 15 апреля: стало известно, о чём будет текст «Тотального диктанта».

К рубрике «Экономика» мы отнесли новость про то, что россияне «проедают» половину своих доходов (19 апреля). Данная рубрика также относится к «малочисленным».

Рубрика «Политика» представлена 9 новостями: бывший Министр финансов России Алексей Кудрин возглавит совет Центра стратегических разработок (21 апреля), «С космодрома «Восточный» успешно стартовала первая ракета» (28 апреля), новая пенсионная реформа (28 апреля), «В Кремле признали, что кризис повлиял на исполнение майских указов» (6 мая) и др.

К рубрике «Происшествия» была отнесена следующая новость: ФСБ предотвратила теракты в Москве, запланированные группой выходцев из Центральной Азии (5 мая) (данная рубрика также относится к «малочисленным»).

Больше всего федерального контента было опубликовано 28 апреля - три новости. С 7 по 10 апреля, с 16 по 18 апреля, с 22 по 25 апреля, с 30 апреля по 3 мая - новости в эти дни на информационном агентстве «Омск здесь» не выкладывались. Отметим, что практически все отмеченные дни приходятся на выходные и праздники.

Почти все рассмотренные нами новости сопровождаются фотоматериалом или иллюстрациями. Одна новость сопровождается видео - новость о выговорах со стороны Путина ответственным чиновникам и менеджерам за провал запуска ракеты с космодрома «Восточный» (28 апреля).

Поскольку на сайте информационного агентства не было информации по аудитории, мы обратились за помощью к администратору группы «ВКонтакте» «Омск здесь» - Екатерине Криль: «Мужская аудитория составляет примерно 55%, женская - 45%, ориентировочный возраст - от 22 до 35 лет». Нам удалось узнать и то, в какое время аудитория больше всего посещает сайт информационного агентства «Омск здесь»: «Аудитория более активна в первой половине дня, но больше всего посещений приходится на вечернее время - с 18:00 до 20:00». Екатерина также отмечает, что в течение дня есть три пика, когда на сайте агентства больше всего просмотров: «утром - с 9 до 10 часов, в обед - около 13:00, вечером - с 17 до 18 часов» (см. Приложение 6).

2.5 Сравнительный анализ региональных информационных агентств с федеральным контентом

Федеральный контент региональных информационных агентств целиком зависит от повестки дня конкретно каждого информационного агентства.

Исследовав федеральный контент двух региональных информационных агентств Северо-Западного федерального округа - «СеверИнформ», «КарелИнформ» и двух агентств Сибирского федерального округа - «Атмосфера», «Омск здесь», мы пришли к выводу, что количество новостей, опубликованных на сайте каждого информагентства, существенно разнится.

Так, на сайте информационного агентства «СеверИнформ» в период с 6 апреля по 6 мая 2016 года было опубликовано 39 федеральных новостей, на ИА «КарелИнформ» - 99, на ИА «Атмосфера» - 81 федеральная новость и на ИА «Омск здесь» - 17. Мы считаем, что количество федерального контента может зависеть от публикации региональных новостей. Нашу догадку подтверждает и исследуемое нами информационное агентство «КарелИнформ»: «Если есть местные новости, федеральные отходят на второй план. Но полностью мы про них всё равно не забываем. Хотя бы одна новость в два часа федеральная выходит, если местные новости заканчиваются - чаще» (см. Приложение 7). Агентство «Омск здесь» не придерживается данного принципа: «Количество федеральных новостей в среднем составляет десятую часть всех публикаций на сайте за день. Зависимости, о которой вы говорите, нет, так как у нас нет жёсткого требования к числу новостей. Обычно мы публикуем не больше 3-4 общероссийских новостей в день» (см. Приложение 8).

Информационное агентство «КарелИнформ» рассказало нам, как они отбирают федеральный контент: «Есть такая хорошая вещь, как Mediametrics. Он даёт рейтинг самых читаемых новостей Рунета или по конкретному региону за 10 мин/час/сутки. Если говорить о федеральных новостях, то мы, когда выбираем новости для публикации, опираемся на рейтинг за час и сутки: те новости, которые находятся наверху и идут в ленту. Также мы просматриваем ленты новостей ведущих федеральных СМИ - отбираем новые законопроекты, например» (см. Приложение 9).

Администратор группы «ВКонтакте» «Омск здесь» - Екатерина Криль рассказала, новости на какие темы публикует агентство «Омск здесь»: «Обычно выбираем те, которые имеют повышенный интерес. Это могут быть важные политические решения, события, влияющие на экономику всех регионов, резонансные новости, крупные происшествия. Либо наоборот, что-то забавное» (см. Приложение 10).

Мы пообщались и с редактором ленты новостей группы «ВКонтакте» «Атмосфера» - Вячеславом Кондаковым. Он рассказал, как формируется лента новостей на информационном агентстве: «У нас был план четыре новости в час. Три из них должны быть федеральные и не менее одной - местная. Если была возможность, ставили две местные новости в час. Потом мы перешли на формат три новости в час - две федеральные и одна местная. Местные новости - самые важные и актуальные из сферы политики, общества, культуры, спорта и экономики. Из федерального - топовые новости «Яндекса» и других поисковиков. Старались брать в основном общественно-политические темы. Развлечения и культуру старались ставить на вечер и предвечернее время» (см. Приложение 11).

Исследовав материалы региональных информационных агентств, мы пришли к выводу, что каждое агентство по-разному относится к отбору федеральных новостей. В табл. 1 представлены все рубрики исследуемых агентств. Мы видим, что не все рубрики, опубликованные в таблице, представлены на сайте каждого информагентсва.

Анализ изученных материалов, отражённый в табл. 1, показывает, что большую часть из них составляют материалы рубрики «Общество» (29 - у «СеверИнформ», 45 - у «КарелИнформ», 27 - у «Атмосфера», 5 - у «Омск здесь»). На втором месте новости рубрики «Политика» («СеверИнформ» - 2 материала, «КарелИнформ» - 44 материала «Атмосфера» - 26 материалов, «Омск здесь» - 9 материалов). Остальные рубрики представлены не на каждом информационном агентстве.

Таблица 1 - Темы материалов региональных информационных агентств

Темы материалов

«СеверИнформ»

«КарелИнформ»

«Атмосфера»

«Омск здесь»

Общество

29

45

27

5

Здравоохранение

4

-

-

-

Власть

1

-

-

-

Политика

2

44

26

9

Экономика

3

-

14

1

ЧП / Происшествия

-

1

1

Туризм

-

-

2

-

Транспорт

-

-

3

-

Спорт

-

-

3

-

Мобильный мир

-

-

1

-

Красота

-

-

1

-

Наука

-

-

1

-

Культура

-

-

-

1

Бизнес

-

3

-

-

Это интересно

-

6

-

-


Проанализировав федеральный контент исследуемых агентств, мы увидели, что некоторые новости встречаются на нескольких агентствах. Таких новостей двадцать. Самая «популярная» из них - «За отказ от аборта предлагают платить 250 тыс. рублей» - она есть на трёх региональных информагентствах из четырёх (см. табл. 2).

Таблица 2 - Материалы региональных информационных агентств

Новость

Информационное агентство и день выхода материала

1.

Пожилым людям могут запретить самостоятельно обращаться к врачам

«СеверИнформ» - 6 апреля  «КарелИнформ» - 7 апреля

2.

«Прямая линия» с Владимиром Путиным пройдёт 14 апреля

«Атмосфера» - 7 апреля  «КарелИнформ - 7 апреля

3.

Депутаты Госдумы предлагают перенести начало учебного года

«КарелИнформ» - 7 апреля «Атмосфера» - 8 апреля

4.

За отказ от аборта предлагают платить 250 тыс. рублей

«СеверИнформ» - 8 апреля  «Атмосфера» - 8 апреля  «КарелИнформ» - 8 апреля

5.

В России появятся купюры номиналом 200 и 2000 рублей

«Атмосфера» - 13 апреля  «КарелИнформ» - 13 апреля

6.

Названы города с самыми плохими дорогами

«Атмосфера» - 13 апреля  «КарелИнформ» - 13 апреля

7.

«КарелИнформ» - 13 апреля  «Омск здесь» - 14 апреля

8.

Сегодня состоится «Прямая линия» с президентом России Владимиром Путиным

«Атмосфера» - 14 апреля  «КарелИнформ» - 14 апреля

9.

Скорая помощь будет обязана приезжать на срочный вызов за 20 минут

«СеверИнформ» - 15 апреля  «Атмосфера» - 15 апреля

10.

За оскорбление гимна можно получить уголовное наказание

«Омск здесь» - 11 апреля  «СеверИнформ» - 19 апреля

11.

Россияне стали больше тратить на продовольственные товары

«Атмосфера» - 19 апреля  «Омск здесь» - 19 апреля

12.

Супруги могут не выплачивать кредиты друг друга

«Атмосфера» - 20 апреля  «КарелИнформ» - 20 апреля

13.

«Обратная ипотека» может появиться в России

«СеверИнформ» - 21 апреля  «СеверИнформ» - 21 апреля

14.

Православные христиане празднуют Вербное Воскресенье

«СеверИнформ» - 24 апреля  «Атмосфера» - 24 апреля

15.

Госдума не планирует ограждать подростков от социальных сетей

«СеверИнформ» - 25 апреля  «Атмосфера» - 25 апреля

16.

Для коллекторов утверждён новый этический кодекс

«СеверИнформ» - 26 апреля  «КарелИнформ» - 26 апреля

17.

С космодрома «Восточный» успешно стартовала первая ракета

«Атмосфера» - 28 апреля  «Омск здесь» - 28 апреля

18.

Стоимость ОСАГО вырастет для злостных нарушителей ПДД

«СеверИнформ» - 4 мая  «КарелИнформ» - 4 мая

19.

Владимир Путин поручил правительству подумать о «материнской зарплате»

«КарелИнформ» - 4 мая  «Атмосфера» - 5 мая

20.

Роспотребнадзор изымает из аптек «мужские таблетки»

«Омск здесь» - 6 мая  «КарелИнформ» - 6 мая


Таким образом, мы видим, что исследуемые агентства по-разному формируют ленту новостей. Одни публикуют федеральный контент в зависимости от количества региональных новостей - если их мало - берут больше федеральных и наоборот. У других поставлена чёткая задача - определённое количество как местных новостей, так и федеральных в час/сутки.

Сравнив два информационных агентства Северо-Западного федерального округа - «СеверИнформ», «КарелИнформ» и два информагентства Сибирского федерального округа - «Атмосфера» и «Омск здесь» - существенных различий мы не выявили. Все агентства публикуют федеральный контент с использованием средств визуализации - иллюстраций и фотографий, а иногда даже видео.

Региональные информационные агентства пользуются популярностью у жителей определённой местности. Аудитория таких агентств может получить не только локальные новости, но и узнать о событиях, которые происходят в стране.

Анализ федерального контента исследуемых региональных агентств показал, что акцент делается на общественно-политические новости, а именно на принятие законопроектов.

Рубрикация каждого агентства различается. Но есть две рубрики, которые присутствуют на сайте каждого агентства - «Общество» и «Политика». Некоторые новости присутствуют сразу на нескольких исследуемых нами агентствах.

Федеральный контент региональных информагентств отбирается в соответствии с рейтингами самых читаемых новостей, а также посредством просмотра ленты новостей ведущих федеральных СМИ.

Лента федеральных новостей формируется каждым агентством по-своему. Некоторые опираются на количество региональных новостей - если их мало - восполняют недостаток федеральными. Другие публикуют новости в соответствии с принципом - три новости в час - две федеральные и одна местная.

Сравнение информационных агентств Северо-Западного и Сибирского федеральных округов показало, что между ними нет существенных различий. Исходя из этого, мы делаем вывод, что все региональные агентства схожи между собой - каждое агентство публикует «местные» новости, и, так, или иначе, затрагивает федеральный контент.

Глава 3. Творческое приложение

Для творческого приложения были взяты данные, полученные в ходе исследования четырёх региональных информационных агентств: «СеверИнформ» и «КарелИнформ» (Северо-Западный федеральный округ), «Атмосфера» и «Омск здесь» (Сибирский федеральный округ).

Мы решили проиллюстрировать числовые данные с помощью инфографики. В этом нам помог сайт: Easel.ly. Было сделано пять инфографик: по одной на каждое рассматриваемое региональное информационное агентство и ещё одна, в которой мы отобразили все информагентства, которые исследовали во второй главе дипломной работы.

Инфографика была сохранена в двух форматах: в JPEG и в pdf. В последнем формате при просмотре изображения можно переходить по гиперрсылкам на сайты рассмотренных информагентств, а также на социальные сети, в которых они представлены.

Региональное информационное агентство «СеверИнформ»

Региональное информационное агентство «КарелИнформ»

Региональное информационное агентство «Атмосфера»

Региональное информационное агентство «Омск здесь»

Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

Заключение

Цель дипломной работы заключалась в выявлении особенностей новостной составляющей региональных информационных агентств, а именно федерального контента. Для этого были поставлены и выполнены задачи: изучено становление российской интернет-журналистики, рассмотрено понятие информационного Интернет-агентства, исследован контент региональных информационных агентств с федеральной составляющей, было проведено сравнение федерального контента четырёх региональных информационных агентств и определена специфика их работы.

Таким образом, основные положения дипломной работы сводятся к следующим.

На сегодняшний день информационные агентства являются особым видом сетевых СМИ. Они не только предоставляют информацию традиционным СМИ - газетам, телевидению, радио, но и сами публикуют новости в пространстве Интернета.

Специфика работы рассмотренных региональных информационных агентств заключается в публикации локальной информации, а также новостей федерального значения, которые дополняются средствами визуализации - иллюстрациями и фотографиями.

Проанализировав федеральный контент двух региональных информационных агентств Северо-Западного федерального округа («СеверИнформ» и «КарелИнформ») и двух информагентств Сибирского федерального округа («Атмосфера» и «Омск здесь»), мы увидели, что количество федеральных новостей на всех агентствах существенно разнится. Это обусловлено политикой каждого конкретного информационного агентства.

Отбор федеральных новостей каждым агентством происходит следующим образом: просматриваются ведущие федеральные СМИ, а также рейтинги новостей - самые популярные попадают в ленту региональных агентств. Количество публикаций федерального контента определяется каждым агентством по-разному: одни действуют по принципу «две федеральных новости в час и одна локальная», другие выкладывают три-четыре российские новости в день, третьи ссылаются на количество регионального контента - если его недостаточно, обращаются к федеральному.

Таким образом, региональные информационные агентства с федеральным контентом являются одним из интереснейших объектов для изучения - их активное развитие в пространстве Интернета, несомненно.



Список литературы

1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. - 1998. - № 3. - 183 с.

. Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. и др. Средства массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 391 с.

. Алексеенко Д.И. Особенности профессиональной деятельности журналиста информационного агентства в работе с экономической информацией. Дисс. к.ф.н. - Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Российско-Армянского университета», 2014. - 159 с.

. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2014. - 269 с.

. Большакова К.Ю. Место и роль информационных агентств новой России // Молодой учёный. - 2011. - №2. Т.2. - С. 190. - 192.

. Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации собственных медиасистем // От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е. Л. - М., 2000. - 200 с.

. Ворошилов В.В. Журналистика. 2-е издание. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 360 с.

. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: Издано при финансовой поддержке Фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2010. - 200 с.

. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 383 с.

. Кириллова Н. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005. - 400 с.

. Кульшманов К.А. Современные информационные агентства: типология, функции, мировые тенденции развития. Дисс. д-ра филос. - Астана: Изд-во Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, 2014. - 183 с.

. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 160 с.

. Лукина М.М., Фомичёва И.Д. СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. - 80 с.

. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1. - С. 159 - 166.

. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Интернет для журналиста. - СПб.: Галерея, 2001. - 215 с.

. Овсепян Р.П. История новейшей журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 205 с.

. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. - М.: Поколение, 2012. - 244 с.

. Распопина И. А. Российская Интернет-журналистика: история становления и характеристика современного состояния // Научный журнал Байкальского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 208 - 214.

. Сафина А. Р. Типология и история развития современных российских Интернет-СМИ // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 3. (70). - С. 156 - 161.

. Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.

. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб.: Изд-во РНБ, 2001. - 352 с.

. Средства массовой информации России. М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 391 с.

Электронные ресурсы

. Easel.ly // URL: http://www.easel.ly/#

. Mediametrics. Свежие котировки новостей // URL: http://mediametrics.ru/rating/ru/day.html

. Акопов А. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 2000. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://jgreenlamp.narod.ru/typology.htm

. Вагнер Е.А. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №4 (2). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-agentstva-v-sisteme-sovremennyh-massmedia-tendentsii-razvitiya

. Горный Е. Интернет для журналистов // Русский Журнал. - 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/internet_for_journalists.html

. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ), № 2124-1от 27.12.1991 (ред. от 05.04.2016). Глава II. Статья 23. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/8f2377ab7e44f923d41eaa9ef92bbb10e6cf9a82/

. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm

. Информационное агентство REGNUM // URL: http://regnum.ru/russian/fd-nw/arxangelsk.html

. Информационное агентство «Атмосфера» // URL: http://www.asfera.info/

. Информационное агентство «Атмосфера» в Twitter // URL: https://twitter.com/asfera_info

. Информационное агентство «Атмосфера» в «ВКонтакте» // URL: http://vk.com/club17629574

. Информационное агентство «Атмосфера» в «Одноклассниках» // URL: http://ok.ru/profile/536297575036

. Информационное агентство «Башинформ» // URL: http://www.bashinform.ru/

. Информационное агентство «ВолгаИнформ» // URL: http://volgainform.ru/

. Информационное агентство «КарелИнформ» // URL: http://karelinform.ru/

. Информационное агентство «КарелИнформ» в Instagram // URL: https://www.instagram.com/karelinform/

. Информационное агентство «КарелИнформ» на Facebook // URL: https://www.facebook.com/Karelinformru-135558196486070/

. Информационное агентство «КарелИнформ» в Twitter // URL: https:// twitter.com/karelinform

. Информационное агентство «КарелИнформ» на YouTube // URL: http://www.youtube.com/channel/UCC5mf8v46riilWBsBMwRYbQ

. Информационное агентство «КарелИнформ» в «ВКонтакте» // URL: http://vk.com/karelinformru

. Информационное агентство «Омск здесь» // URL: http://omskzdes.ru/

. Информационное агентство «Омск здесь» в Instagram // URL: https://www.instagram.com/omskzdes/

. Информационное агентство «Омск здесь» на Facebook // URL: https://www.facebook.com/omskzdes55

. Информационное агентство «Омск здесь» в Twitter // URL: https://twitter.com/Omsk_zdes

. Информационное агентство «Омск здесь» на YouTube // URL: https://www.youtube.com/watch?v=J0HiTwSB-xc&list=PLmYJFzoJtmKAbFASTw-cShvqe_E7BKCW_

. Информационное агентство «Омск здесь» в «ВКонтакте» // URL: http://vk.com/omskzdes

. Информационное агентство «РИА Новости» // URL: http://ria.ru/docs/about/ria_history.html

. Информационное агентство России «ТАСС» // URL: http://tass.ru/history

. Информационно-аналитическая система «Медиалогия» // URL: http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/

. Информационно-аналитическое агентство «СеверИнформ» // URL: http://www.severinform.ru/

. Информационно-аналитическое агентство «СеверИнформ» на Facebook // URL: https://www.facebook.com/severinform/

. Информационно-аналитическое агентство «СеверИнформ» в Twitter // URL: https://twitter.com/severinform

. Информационно-аналитическое агентство «СеверИнформ» в «ВКонтакте» // URL: http://vk.com/severinform

. Информационно-аналитическое агентство «Территория ДВ» // URL: http://terradv.ru/

. Медиахолдинг PrimaMedia // URL: http://primamedia.ru/

. Международная информационная группа «Интерфакс» // URL: http://www.group.interfax.ru/txt.asp?rbr=1&id=6

. Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете как система // Научно-культурологический журнал RELGA. - 2008. - №4 [167]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2151&level1=main&level2=articles

. Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: Особенности и принципы функционирования: Автореф. дис…. канд. фил. наук. - Воронеж: Изд-во ТГУ, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aspirant.vsu.ru/ref.php?cand=1165

. Могилевская Э.В. Типологические признаки информационных агентств в Сети. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1756&level1=main&level2=articles

. Моя библиотека // URL: http://mybiblioteka.su/1-67605.html

. Официальный сайт города Череповца Cherinfo // URL: http://www.cherinfo.ru/

. Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. - М.: МГУ, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text19/018.htm

. Сапунов В.И. Функционирование зарубежных информационных агентств в современной медиасистеме. Автореф. дис…. д-ра. фил. наук. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filolog/SapunovVI.pdf

. Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России. Отчёт Центра исследований РИА «Новости». [Электронный ресурс]. URL: http://pano.ria.ru/Advert/Research2013_pdf2.pdf

. Электронный журнал о СМИ «Прессинг» // URL: http://www.pressing.spb.ru/

Похожие работы на - Региональные информационные агентства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!