Репродуктивные ценности и установки

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,33 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Репродуктивные ценности и установки

МГУ имени М. В. Ломоносова

Экономический факультет











Репродуктивные ценности и установки



Ю. Полякова

К. Сахбетдинова

Эта тема исследования, безусловно, важная с точки зрения понимания ценностей и установок, а также репродуктивных намерений населения России для того, чтобы грамотно выстраивать и применять социально-демографическую политику. Изучение мотивов рождения последнего ребенка проводилось в начале 1940-х гг. в США (Индианаполисе) и было продолжено в СССР в 1970-е гг. Теоретическая модель, которая объясняет взаимоотношение репродуктивных намерений и фактических рождений с учетом расхождений между двумя этими показателями, была разработана У. Миллером и Д. Паста [11]. Они выделяли четыре комбинации связи, которые возможны между намерениями и рождениями, - это реализация положительных намерений, отрицательных намерений, а также два случая, когда намерения не реализуются: ложноположительную - если желание иметь ребенка не приводит к его появлению - и ложноотрицательную - если рождение ребенка происходит «незапланированно», при высказанном ранее нежелании иметь детей. Также был разработан механизм влияния установок на последующие решения в теории планируемого поведения И. Айзена и М. Фишбейна [9]. По данной тематике также написано большое количество статей. К примеру, в статье А. О. Тындик представлено комплексное исследование репродуктивных установок населения в российском обществе на 2012 г., анализируется взаимосвязь между различными элементами репродуктивного поведения. Автор также показывает связь между ориентацией на однодетность и откладыванием деторождения, стремлением к многодетности и более ранним вступлением в родительство. Исследование проводилось на базе репрезентативного социально-демографического обследования РИД- МИЖ. Из наиболее значимых институтов данного направления в развитии демографии можно назвать Российский институт стратегических исследований. В нем, в частности, рассматриваются вопросы о влиянии особенностей трансформационной российской экономики на репродуктивное поведение и рождаемость [8].

Отдельного внимания заслуживают работы сотрудников Центра по изучению народонаселения экономического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 1976 г. под руководством профессора А. И. Антонова были проведены исследования репродуктивного поведения семьи в Москве и в Вильнюсе. Оба исследования отличались широкой программой с использованием психологических методов измерения установок. Проводились опросы одновременно мужей и жен в одних и тех же браках. При опросах женщин и мужчин средние показатели предпочтений в отношении числа детей мало различаются по полу (числа детей по ответам мужчин в среднем обычно превышают аналогичные числа по ответам женщин, но не намного). Такое исследование по данной тематике проводилось в России одним из первых в мире [1].

В России изучение репродуктивных намерений становится особенно важным в связи со снижением рождаемости и быстрым старением населения. Во многом здесь прослеживается связь с концепцией второго демографического перехода, где выдвигается идея о том, что причиной снижения рождаемости, происходящего в настоящее время, является главным образом ценностный сдвиг от материальных к постматериальным ценностям (ценностям самореализации) [10]. Это может быть связано с изменением институциональной среды, в которой те или иные институты определенным образом обусловливают снижение рождаемости и трансформацию семейных ценностей. К примеру, в современной России у женщин в репродуктивном возрасте, а именно начиная с 20 лет, на первое место выходит получение образования, даже нескольких высших образований, и движение по карьерной лестнице, поэтому планирование рождения детей приходится примерно на 30 лет и выше. Вероятнее всего, медицина, обращая особое внимание на «ответственность» и на представления о сложности рождения нескольких детей, также культивирует снижение рождаемости [2]. Таким образом, по-видимому, в настоящее время лишь такие институты, как семья и религия, оказывают позитивное влияние на рождаемость [3].

Обращаясь к вопросу семьи, здесь следовало бы упомянуть тот факт, что в России на сегодняшний день сложилось мнение, что идеальное количество детей в семье - двое, но рождение второго ребенка происходит в большинстве случаев только в полных семьях, рождение третьего - исключительно в полных семьях.

Что касается влияния религиозности на количество детей в семье, данная корреляция была рассмотрена в ряде исследований демографов и экономистов. К примеру, Д. Филлипов и К. Бергхаммер в своих исследованиях при выявлении обусловленности рождаемости наличием религиозности отметили, что последняя влияет на значение идеального числа детей в семье, на вероятность появления следующего ребенка, на ожидаемое и реальное число детей. То есть данные показатели являются более высокими для религиозных людей. Ими были выделены категории, особенно влияющие на рождаемость, а именно: религиозное учение, социальный капитал религиозных людей и способность религии уменьшать у индивида чувство неопределенности [12].

В России также был проведен ряд исследований о влиянии религиозности на рождаемость. Т. М. Малева и О. В. Синявская в рамках проекта РИДМИЖ выявили, что у этнических групп, исповедующих ислам, отмечается наиболее высокий уровень рождаемости. Что касается других религиозных групп, у них рождаемость находится на примерно одинаково низком уровне [6].

Обращаясь к социально-экономическому положению населения, можно заметить следующее: если у семьи достаточно средств для обеспечения ребенка, его воспитания, проживания в приемлемых условиях, получения образования и удовлетворения примитивных человеческих потребностей, тогда существует большая вероятность, что семья решится завести детей. Если же женщина вынуждена одна (самостоятельно) растить ребенка, то существует высокая вероятность роста абортов или использования контрацептивных препаратов для предотвращения нежеланных рождений. Для того чтобы исключить влияние денежного капитала на принятие решений планирования и о рождении детей, государство выделяет средства на поддержку малоимущих семей, а также специальные выплаты при рождении второго, третьего и последующего ребенка (см. статью И. Ни в данном сборнике).

Однако большая часть населения высказывает негативное мнение в отношении государственного субсидирования, ссылаясь на его незначительность в общем доходе семьи и весьма трудную процедуру его получения. Уровень рождаемости в стране зависит от мотивации человека, его репродуктивных намерений и степени их реализации. Поэтому для достижения демографических целей, определенных государством, прежде необходимо выяснить, какие существуют мотивационные факторы и репродуктивные намерения у населения, чтобы сформировать эффективную социально-демографическую политику.

Несмотря на определенное влияние социально-экономического положения семьи на решение супругов о количестве детей, в исследованиях ряда ученых отражается и наличие обратной связи между данными явлениями. Еще английский экономист Адам Смит в своем известном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (Лондон, 1776) писал следующее: «Бедность... как кажется, даже благоприятствует размножению. Истощенная голодом женщина в горной Шотландии часто имеет более двадцати детей, тогда как изнеженная пресыщенная дама часто неспособна произвести на свет и одного ребенка и обыкновенно оказывается совершенно истощенной после рождения двух или трех детей. Бесплодие, столь частое среди светских женщин, весьма редко встречается у женщин из низших слоев народа. Роскошь, может быть, порождает в прекрасном поле страсть к наслаждениям, но, по-видимому, всегда ослабляет и часто совершенно уничтожает способность к деторождению» [7].

Так называемый «парадокс обратной связи», под которым понимается обратная зависимость между экономическим положением семьи и ее желанием иметь то или иное количество детей, рассматривался также в трудах Ж. Бертильона (1890), Б. С. Яголима (1928), С. А. Новосельского (1929), С. Г. Струмилина (1934, 1936, 1957), А. М. Востриковой (1960, 1965), Таубера (1960), А. Г. Волкова (1965-1984).

Таким образом, именно ценности и установки главным образом формируют в человеке желание (или его отсутствие) иметь определенное количество детей в семье.

Обращаясь же к вопросу об отношении россиян к абортам и о политике, проводимой в России в данной области, можно сослаться на исследования Института демографии НИУ ВШЭ, которые показывают, что россияне в целом не одобряют аборт, и никто не принимает такое решение с легкостью [4].

Однако в вопросе о законодательном ограничении права на аборт по желанию мнения россиян разделились надвое. В наибольшем процентном соотношении против выступили мужчины и женщины за пределами репродуктивного возраста, девушки без опыта семейной жизни, сельские жители и люди с низким уровнем образования. По результатам опроса «Левада-центра», верующие не едины во мнении по отношению к абортам. Чуть более половины респондентов, исповедующих православие, и около 61% последователей ислама не были согласны с тем, что аборты - это узаконенные убийства и их нельзя разрешать ни при каких условиях. Большая часть взрослого населения (77%), включая верующих, считает, что рождение детей в семье нужно планировать, используя методы контрацепции. И лишь 14% опрошенных придерживаются точки зрения, что нужно родить и вырастить столько детей, сколько даст Бог. Таким образом, если бы в стране проводился референдум, следует ли законодательно ограничить аборты, то, по всей видимости, большинство выступило бы против.

Религия и отношение к абортам и контрацепции. В нашем исследовании мы также решили обратить внимание на фактор религиозности респондентов и его связь с их репродуктивными установками и отношением к абортам.

Часть опрошенных отнесли себя к религиозным: они отметили необходимость совершения различных обрядов (крещение, отпевание, венчание и т.д.) и частого посещения храмов. Вот что, к примеру, они говорили: «К сожалению, не очень часто [посещаю храмы], но хожу на исповедь, стараюсь посещать, во всяком случае, все наши христианские праздники и соблюдать какие-то традиции, быть богопочитающим, богобоязненным человеком». Или так: «А какую религию исповедуете? - Христианство. - Хорошо. А как часто вы посещаете храмы? - Каждое воскресенье. Мы в баптистскую церковь ходим».

Что примечательно, из опрошенных женщин религиозными оказались чуть более половины. Среди респондентов мы также выделили группу индивидов, не относящих себя к какой-либо религии либо считающих, что есть определенные высшие силы, но они не знают, какие. Часть респондентов также отметила, что если и проявляет свою религиозность, то такое их поведение являлось следованием обычаям общества, или же обращение к Богу было «по необходимости», в зависимости от жизненной ситуации. Здесь можно привести следующий ответ на вопрос, считает ли себя респондент религиозным: «Религиозный - громко сказано. Меня крестили в детстве, но я довольно спокойно отношусь к религии, без фанатизма. Мы детей тоже крестили, но это, скорее, потому что в обществе так принято. Я все равно думаю, что человек волен сам выбирать, во что ему верить. Мы не будем навязывать детям религию». Другой ответ представителя данной группы респондентов прозвучал так: «Да нет, скорее всего, так - атеист с проблесками веры. Ну то есть я верю во что-то, но пока еще не могу сказать, что прямо такая религиозная. На пути к религии, скажем так». Или, к примеру, еще один ответ: «Я не считаю себя глубоко религиозным, я считаю, что... я больше за, ну, как бы высший разум, если можно так сказать, то есть... Вот и наша Земля, и наша жизнь, оно как-то запланировано, я верю, что мы живем не просто для того, чтобы родиться, покушать, родить ребенка, умереть, и чтобы дальше все было, я считаю, что все-таки мы духовно развиваемся не зря. Что дальше, возможно, наша духовная оболочка для чего-то там и будет служить».

У респондентов также спрашивали об их отношении к аборту. Нами было отмечено в большей степени негативное отношение к данному вопросу со стороны почти всех женщин, многие из них говорили о его возможности лишь по медицинским показаниям. Часть женщин тем не менее допускали его. Женщины также отмечали необходимость планирования семьи и важность применения контрацепции. Мы получили следующие ответы: «К контрацепции отношусь положительно, к абортам - отрицательно. Я человек верующий, аборт - это большой грех. Контрацепция помогает мужчине и женщине не взять большой грех на душу. Хотя в принципе церковь отрицает и контрацепцию. Но я считаю, что это лучше, чем взять грех на душу». Или другой ответ: «Применение контрацепции допускаю, совершение абортов - нет. Негативно отношусь. Я понимаю, что есть ситуации, когда это необходимо, но это прямо должны быть такие ситуации исключительные».

Ответы женщин, отметивших возможность абортов по медицинским показаниям, прозвучали следующим образом: «[Возможность применения] контрацепции - да, конечно. Аборты - при сложном стечении обстоятельств. Я считаю, что если есть какие-то проблемы со здоровьем или так сложились обстоятельства именно по здоровью, допустим, будущего ребенка, то обязательно, да». Также был приведен такой ответ: «Я точно знаю, что это [аборт] большая травма для женщины. Пока была беременная, наслушалась историй. И что женщины чувствуют, что как будто действительно убили ребенка. Я могу понять аборт только по медицинским показаниям, а не просто потому что случайная беременность. Потому что случайных беременностей вообще не должно быть в принципе, беременность и материнство - это же очень серьезные вещи».

Вот что ответили респондентки, допускающие совершение аборта: «[Применение контрацепции допускаю], потому что желательно, чтобы беременности были запланированы. [Совершение абортов допускаю, так как] есть жизненные ситуации... не просто внеплановая беременность, а в каких-то стечениях, ну, не знаю, банальное изнасилование или... ну молодая какая-то девушка, девочка совсем, какие-то неосторожные связи, вдруг. Лучше на ранних стадиях, вот за аборты на ранних стадиях, пока еще, ну скажем, все это еще на уровне клеточки. Да, с точки зрения религии не очень хорошо, но, с другой стороны, лучше прервать эту беременность с минимальными рисками для девочки, для девушки, для женщины, и потом, собравшись с мыслями, с силами, там, пройти медицинское обследование и уже запланировать беременность и родить здорового, счастливого ребенка и быть счастливой матерью, чем потом мыкаться и «что же сделать?». Еще один ответ прозвучал следующим образом: «Контрацепция нужна, а то будет семеро по лавкам. К абортам плохо отношусь. По молодости было дело, правда. Но с другой стороны - как посмотреть. Иногда смотрю на больных детей - и жалко. Одно дело, если родился больным и родители решили оставить и растят его таким - это я уважаю. А бывает, что вынашивают и отдают в детский дом (даже здоровых!). По- моему, для ребенка бывает лучше, чтобы сделали аборт. Из детского дома выходят единицы адекватных людей. Если не заберут ребенка в семью, то он будет скорее всего несчастливым, неблагополучным. А может и вором, и преступником ведь стать - тогда и другие люди пострадают. А иногда это бывает необходимо - пожертвовать несформировавшимся ребенком, чтобы не умереть самой. Конечно, надо стараться, чтобы этого не было, но всякое же случается. Сама операция бывает нужна».

Несмотря на в большей степени очень отрицательное отношение к совершению абортов, по вопросу о законодательном запрете последних респонденты были не столь категоричны. Большинство из них склонялось к мнению о том, что принятие решения об аборте очень индивидуально, и у женщин могут быть разные обстоятельства, ставшие причиной такого поступка, и здесь, скорее, она в ответе за свою судьбу и судьбу ребенка. Лишь три из 30 опрошенных женщин проголосовали бы за запрет абортов. Один из аргументов прозвучал следующим образом: ««Да, проголосовала бы. Работая в акушерстве и гинекологии, никому бы не пожелала этого». Мужчины в своих ответах отметили правовые и экономические аспекты данного вопроса: «Ну, моя позиция по жизни, не только конкретно по этой теме, а любой запрет, я считаю, неэффективен. Можно запретить, однако люди не перестанут их делать. Значит, будут делать их подпольно, с большим вредом для своего здоровья, чем это было бы легально. Я считаю, что запреты не решают проблем, потому что запреты всегда можно обойти, если на то есть желание»; ««Нет. Я считаю, это личное дело каждого человека - иметь детей или не иметь. Разные ситуации бывают. Экономическая ситуация не позволяет ребенка иметь. Бывают разные случаи»; «Нет. Потому что бывают разные случаи. Это ограничение прав личностных»; «Ну, в нормативном порядке нет, потому что это всего-навсего увеличит рост преступности. Потому что законы в этой сфере не действуют, особенно в нашем обществе. Я бы голосовал против запрета»; «Скорее нет. Опять же ситуации бывают разные, и под одну гребенку всех заносить я не стал бы. Надо индивидуально смотреть и решать. Может, имеет смысл создавать специальные комиссии по этим вопросам. Но как специальный запрещающий закон я не согласился бы с этим».

Вред и польза контрацепции, освещение вопросов контрацепции в СМИ. Возвращаясь к вопросу о контрацепции: несмотря на то что респонденты по большей части поддерживали ее применение, они допускали использование далеко не всех ее видов ввиду возможного нанесения вреда здоровью. Вот какие мнения мы услышали на этот счет: «Некоторую - да [считаю вредной]. Противозачаточную спираль. У меня были проблемы со здоровьем личного характера, и мне начитывали много лекций по этому поводу; поэтому я знаю, что она может принести, в моем случае, вред». Ответ другого респондента: «Спирали - очень опасно, так как угроза воспаления. Я также считаю, что не каждый врач может ее грамотно поставить». Еще одно мнение по поводу отрицательного влияния спирали на состояние здоровья: «Чаще всего любая контрацепция, она все-таки влияет на здоровье женщины. Я работаю в центре акушерства и гинекологии. Спираль - обычно миома из-за нее». Была высказана точка зрения, касающаяся и такого вида контрацепции, как прерывание полового акта: «А это какая у нас вредная контрацепция - когда предохраняется мужчина, прерывает половой акт. Это ведет тоже к сексуальной дисфункции мужской, даже к импотенции, к большой такой неврологической встряске. Это не полезно. И еще для женщины это тоже вредно, потому что мужские гормоны должны к женщине поступать, нейтрализовать ее лишние женские, и тогда будут оба здоровы. Это защищает ее от опухоли, от миомы матки, от эндометриоза». Многие женщины также настороженно относятся к применению контрацептивных препаратов в виде таблеток: «Таблетки могут быть опасны, если они не подходят. Это ведь явно не витаминки». Ряд мужчин также считают некоторые виды контрацепции вредными: «Женские противозачаточные таблетки могут привести к гормональным сбоям»; «Считаю таблетки женские вредными, но может, это от недостатка сведений в этой области»; «Нет, но без всяких таблеток. Таблетки могут менять гормональный фон и прочие особенности организма».

У ряда женщин, однако, достаточно позитивные представления о современных достижениях медицины, и они не считают ни один из видов контрацепции вредным для здоровья: «А считаете ли вы контрацепцию вредной для здоровья?» - «Нет ("резко, уверенно,)». - «А почему?» - «Вот опять же, потому что ситуации бывают разными, профилактика абортов». - «А именно по отношению к здоровью?» - «Нет, не считаю, абсолютно, отнюдь, наоборот даже». Или вот еще один полученный ответ: «Нет [не считаю контрацепцию вредной для здоровья]. Главное подобрать правильно контрацепцию». Мужчины, считавшие, что контрацепция не наносит вреда здоровью женщины, отвечали следующим образом: «Это же индивидуальная подборка врачом, скорее всего. Если что-то организм не принимает, есть другие средства»; «Не считаю вредной. Потому что это инструмент. Инструмент не может быть вредным или полезным. Все зависит от способа применения».

В данном ключе рассмотрим вопрос осведомленности современных женщин о методах контрацепции и его освещение в СМИ (рис. 1).

В обзоре «Ключевые факторы, влияющие на использование контрацепции в Восточной Европе и Центральной Азии» [5] было проанализировано исследование, проведенное совместно Фондом ООН в области народонаселения и Международной федерацией планируемого родительства методом фокус-групп в таких странах, как Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Болгария, Казахстан, Македония и Сербия. Опрашивались как городские жители, так и сельские, как состоящие в браке, так и одинокие. По возможности включались уязвимые группы населения (цыгане и др.), молодежь до 25 лет. В исследовании было выделено семь ключевых факторов неиспользования контрацепции:


1.Недостаток правительственных обязательств по обеспечению контрацептивами;

2.Восприятие современной контрацепции как вредной для здоровья;

3.Доступ молодежи к информации и услугам по планированию семьи затруднен;

4.Недостаточные знания и негативное отношение к контрацепции со стороны поставщиков услуг;

5.Узкий спектр доступных методов контрацепции ограничивает выбор;

6.Стоимость;

7.Социальные нормы и ожидания в отношении секса и сексуальности.

Что касается фактора 3, исследование показало, что городская молодежь имеет лучший доступ к информации о планировании семьи, чем сельская. Важными источниками информации являются Интернет, телевизионные сериалы, СМИ. Тем не менее такая информация не всегда является знанием, и респонденты часто не знали, как правильным образом использовать метод и где приобрести то, что необходимо для его применения.

По данному вопросу мнения респондентов проводимого нами исследования разделились: часть их них отметили необходимость распространения информации о контрацептивах и методах контрацепции по телевидению и радио. Вот как прозвучали их ответы: «Да, я считаю, что да [должна распространяться], потому что оградит от ранних абортов и всего такого»; «Да, конечно. Просто потому что информация о контрацепции помогает предотвратить количество нежелательных беременностей, инфекций, которые передаются половым путем. То есть это просто, наверное, необходимая часть полового образования, которого действительно сейчас не всегда хватает»; «Я считаю, что должна, но, может, 8-9-й класс, не раньше. По радио и телевидению - ну, молодежь вся в Интернете сидит, в социальных сетях. Мне кажется, Youtube будет эффективнее в этом случае»; «Должна, я считаю, и лекции им должны читать, и на сайтах, и в брошюрах, и по телевидению. Это должно быть все». репродуктивный поведение контрацепция аборт

Часть респондентов высказались против такой меры: «Нет, это достаточно узкая специализация, и это должно производиться именно в специализированных учреждениях»; «Ну, я не очень принимаю, потому что по телевизору и дети смотрят, всему свое время. Они и так рано или поздно это узнают, а вот на всю... не надо»; «Мне кажется, в школе должна, а по телевизору не должно быть такого. О таких вещах, для чего нужна контрацепция, от родителей надо узнавать или в школе, а не по телевизору. Когда ты уже знаешь, что это такое, тебе уже рекламируют варианты. В школе все-таки должно объясняться, но точно не по телевизору. Это будет вульгарно».

У второй респондентки, ее ровесницы, но не относящей себя к очень религиозным и отметившей свои походы в церковь лишь в кризисные периоды жизни, двое детей, третий по счету брак, и, несмотря на ее мнение о том, что «если Бог дал, то значит вот, как бы надо это воплощать», она не выступает категорически против абортов: «Если женщина уже в возрасте, и когда у нее там уже есть дети и она считает, что это в тягость ей, то, конечно, я считаю, что можно сделать аборт», и выступает против их законодательного запрета, аргументируя тем, что «бывают всякие ситуации». Что интересно, респондентка не допускает применение контрацепции, а о вреде последней говорит следующим образом: «Ну, вот про таблетки да, я считаю, что не надо этого делать, это вредно. А презервативы - это естественно». На вопрос о распространении информации о контрацептивах и методах контрацепции по телевидению и радио она ответила следующим образом: «Да нет, наверное, и так все знают (смеется). Я думаю, что нет».

Таким образом, делая общий вывод по части влияния фактора религиозности респондентов на их репродуктивные установки и отношение к абортам, следует отметить общую характеристику ответов респондентов, по большей части являющихся религиозными: это отрицательное отношение к совершению абортов, положительное отношение к контрацепции, а также большое количество высказываний о необходимости планирования семьи. Различие в репродуктивных установках было рассмотрено на двух конкретных примерах, где были приведены мнения по отдельным вопросам женщин, придерживающихся разных точек зрения по отношению к религии.

Репродуктивное поведение в зависимости от ценностей и установок. Исследование предполагает проверку гипотезы о влиянии ценностей и установок мужчин и женщин на их репродуктивное поведение, поэтому в данном разделе рассмотрена взаимосвязь ценностных ориентиров респондентов и их репродуктивного поведения.

При опросе респондентов им было предложено дать ассоциации некоторым понятиям, чтобы выяснить их отношение к ним. Были предложены следующие понятия: «ребенок», «мать», «семья», «отец». Понятие «ребенок» получило следующие ассоциации: «основная миссия человека, животного, растения», «цель жизни, продолжение рода», «будущее», «самое дорогое, ради чего живем», «мое сердечко», «настоящее счастье», «новое существо, личность», «важный член семьи», «ответственность, труд», «богатство, достоинство», «материнский инстинкт». Женщины, которые пока не имеют детей, мало представляют, что значит ребенок, они признаются в своем незнании и непонимании. Остальные женщины и мужчины, имеющие одного и более детей, отнеслись к такому заданию либо с юмором, либо с теплотой.

Понятие «мать» также получило некоторые интересные ассоциации: «волчица, победительница», «любовь», «детство», «вкусная еда», «воспитание», «женщина, которая дает жизнь». Понятие «семья» получило следующие ассоциации: «ячейка общества», «пристань моя», «мой мир», «ответственность», «полная чаша», «очень важно», «союз». Понятие «отец» получило следующие ассоциации: «добытчик», «мой тыл», «взросление», «мужчина, который помогает женщине давать жизнь». Таким образом, семья для респондентов в любом случае - очень важное явление, которым они дорожат. Женщины хотят иметь детей и испытывают к данному понятию очень теплые и неосязаемые чувства.

Далее рассматривается восприятие женщинами и мужчинами положения об основном предназначении женщины - быть матерью. Мнения по данному вопросу разделились. Женщины считают, что это должно сопровождаться возможностью самореализовываться в качестве личности путем карьерного роста или через иные занятия, не связанные с уходом за детьми и ведением домашнего хозяйства. Мужчины в основном полагают, что женщина обязана быть матерью и только, однако некоторые не отрицают и возможности помимо материнства развиваться как личности. Среди женщин, имеющих детей, большинство согласны полностью с тем, что женщина прежде всего должна быть матерью. Некоторые респон- дентки, у которых нет детей или же они находятся в ожидании ребенка, склонны считать, что быть матерью - это далеко не главное предназначение женщины. Они считают, что современное общество уже устроено немного по-другому, нежели несколько десятилетий назад. В настоящее время очень ценятся труд женщин и их общий вклад в экономику любой страны, поэтому в первую очередь она должна самосовершенствоваться как личность, а потом уже планировать детей.

На женщин и мужчин по большому счету не оказывает влияния репродуктивное поведение родителей, друзей или коллег. Они предпочитают сами решать, сколько детей иметь в семье, в зависимости от различных ситуаций (финансовых, жилищных и проч.). К примеру, один респондент, имеющий на данный момент уже четверых детей, считает, что оптимальное число детей - шесть, на его репродуктивное поведение не влияет ближайшее окружение. Респондент со своей женой особо не занимаются планированием рождений детей и принимают решение по желанию, на которое не оказывают влияние внешние факторы. Большинство респондентов считают, что в первую очередь необходимо задуматься о финансовом благополучии семьи перед тем, как планировать детей. Это важно, потому что детей нужно содержать, воспитывать, дать полноценное и хорошее образование, которое также требует вложения денежных средств. Кроме того, необходимо иметь соответствующие жилищные условия. Некоторые респонденты высказали мнение о том, что жить с родителями под одной крышей - достаточно сложно, поэтому семейная пара должна обзавестись своим жильем, прежде чем планировать детей. Однако по результатам исследования не все респонденты, высказывавшие такое мнение, добились подобных успехов в решении вопроса о жилье.

Почти все респонденты, как мужчины, так и женщины, склонны полагать, что женщина обязательно должна иметь работу. Некоторые не столь категорично отнеслись к данному вопросу и считают, что у женщины должно быть хотя бы любимое дело, помимо воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужская часть опрошенных по крайней мере считает, что женщина не может дать хорошее воспитание детям, если сама не совершенствует свои знания, не развивает свою индивидуальность или не имеет работы.

В исследовании также ставится вопрос о том, какое оптимальное количество детей должна иметь семья в России. Респонденты в основном считают, что это два-три ребенка. В основном мнения разошлись из-за вопросов о различных возможностях финансового обеспечения детей. Мужчины и женщины считают, что в принципе достаточно иметь хотя бы одного ребенка, но если позволяют финансовые возможности семьи обеспечивать еще несколько детей, то следует иметь и больше. Кроме того, некоторые респонденты при ответе на данный вопрос обратили свое внимание на демографическую ситуацию в России в текущий момент. Они считают, что в настоящее время в стране существует достаточно много демографических проблем, таких как старение населения, его сокращение, поэтому «русскому народу необходимо плодиться, чтобы не сгинуть с лица Земли». В целом респонденты имеют представление о демографической политике в России. Кроме того, респонденты в большинстве случаев обременены вопросами о финансовом благополучии семьи. Некоторые из них высказывают мнение о том, что оптимальное количество детей в России - это четверо, однако сами не могут позволить себе такую роскошь из-за отсутствия жилья или небольшого заработка семьи. В опросе участвовали и матери-одиночки, которые также считают оптимальным иметь двоих или троих детей, но из-за отсутствия полноценной семьи не могут позволить себе иметь большее количество детей. Некоторые респонденты вынуждены содержать своих родителей или выполнять обязательства по кредитам и поэтому также не могут позволить себе большее количество детей.

Исследование показало, что существует проблема определения наилучшего возраста для рождения у мужчин и женщин, которая также оказывает безусловное влияние на репродуктивное поведение. Респондента 40 лет, имеющая одного ребенка-подростка, считает, что в ее возрасте уже не стоит планировать детей, хотя здоровье и финансовое положение позволяют ей это сделать. Таким образом, можно заметить, что представления о наилучшем возрасте для рождения детей влияют на фактическое количество детей у респондентов и на планы, которые они строят.

На планирование рождения детей респондентами также влияют их взгляды на оптимальное количество детей в России в рамках демографической ситуации в стране. Респонденты стараются поддерживать и улучшать рождаемость в России. Однако влияние репродуктивного поведения ближайшего окружения оказалось в большинстве случаев незначительным. Из этого можно сделать вывод, что люди чаще всего следуют своим убеждениям, не беря во внимание опыт родственников, друзей или коллег.

Кроме того, в исследовании поднимался вопрос о самостоятельном решении женщины оставлять ребенка или делать аборт. Мнения разделились. Некоторые респонденты категорически против абортной системы, которая существует в России. Ввиду своих религиозных установок глубоко верующие респонденты считают, что в случае незапланированной беременности вне зависимости от наличия условий для воспитания ребенка или наличия супруга женщина должна оставить его. С другой стороны, менее категоричные респонденты полагают, что женщина не должна сама решать этот вопрос. Прежде всего она должна посоветоваться с отцом ребенка или с близкими и родными людьми, которые ее поддержат и выслушают. Третья и самая малочисленная группа респондентов считает, что только женщина сама вправе решать, делать аборт или нет, так как все тяготы, связанные с рождением и воспитанием ребенка, ложатся именно на нее.

В исследовании поднимались вопросы об осведомленности респондентов по поводу «недели тишины» и об отношении их к данной мере. Были получены следующие ответы: «Ну, мне кажется, это правильно. Потому что бывают решения, которые вызваны каким-то истерическим и нервным состоянием, а в принципе, если подумать, оказывается не так страшно. Я думаю, сильно большое количество абортов делается больше в каком-то паническом состоянии, чем в здравом размышлении. Наверное, это все-таки помогает как-то «притихнуть». Но с другой стороны, это затягивает время. Срок на неделю... Я, конечно, не очень разбираюсь в медицине, но я так понимаю, что там каждый день на счету», или «Ну, не знаю, я не представляю себе, чтобы я неделю помолчала, все равно не получится»; «Ну, в общем-то, всегда решать все вопросы лучше, когда остынут чувства, и вот первые такие эмоции пройдут, и уже со здоровой спокойной головой продумать. В общем, это логично». Мужское мнение было следующим: «Не знаю, пусть рожает, если плод в норме»; «Если у женщины есть постоянный партнер, то она должна поделиться новостью о беременности с ним, и вместе они решат, что делать дальше. Про «неделю тишины» знаю. Вполне с ней согласен. Хотя иногда срок беременности не позволяет ее проводить. Можно использовать этот метод только на ранних сроках»; «Ситуационно зависит. Думать должна!»

В целом респонденты плохо осведомлены о данном явлении. Примерно половина считает, что «неделя тишины» полезна, так как снизит количество абортов. Другая половина склонна полагать, что «неделя тишины» - это слишком большой срок для беременных женщин, желающих сделать аборт.

В заключение сделаем несколько выводов. Прежде всего, ценности и установки каждого отдельного респондента, безусловно, влияют на его репродуктивное поведение и планирование рождения детей. Было найдено различие во влиянии ценностей и установок на женщин и мужчин в некоторых вопросах. Однако исследование показало, что почти все респонденты (исключение составляют буквально единицы) не обращают внимания на репродуктивное поведение своих родителей или знакомых. Ценности современного мира за последние полвека изменились. Теперь женщины и мужчины хотят сами решать вопрос о количестве детей в семье, ориентируясь на свои возможности их обеспечения всем необходимым. Кроме того, ценности и установки прошлого поколения (родителей респондентов) по поводу получения качественного образования оказали свое влияние на участников опроса почти всех возрастов (у нескольких человек старше 40 лет не выявилась подобная корреляция). Таким образом, почти все респонденты имеют хотя бы одно высшее образование и только после его получения принимали решение о создании семьи или рождении детей.

Установки по поводу возраста вступления в семейные отношения мужчин и женщин также оказались неоднозначными. В основном женщины ссылались на медицинские показатели среднего возраста рождения детей. Мужчины считают, что возраст по большому счету не имеет значения, мужчина должен осознавать ответственность и иметь постоянный заработок, чтобы содержать семью и детей.

Таким образом, по ответам респондентов можно сказать, что они обладают высокими моральными ценностями. Все респонденты мужского пола имеют постоянный заработок и могут содержать семью и детей, поэтому их ответы по предыдущему высказыванию можно считать правдивыми. Опрошенные в целом на момент рождения детей уже имели постоянный доход и были в сознательном возрасте для понимания всей ответственности и серьезности семейной жизни.

Библиография

1.Борисов В. А. Демография / В. А. Борисов. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. - С. 177.

2.Забаев И. Рациональность, ответственность, медицина: проблема мотивации деторождения в России в начале XXI в. / И. Забаев // Экономическая социология. - 2011. - Т. 12. - № 2. - С. 21-48.

Weekly. - 2013. - № 553-554. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0553/ analit03.php

4.Как государству бороться с абортами? // Демоскоп Weekly. - 2015. - № 631-632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/reprod01.php

5.Ключевые факторы, влияющие на использование контрацепции в Восточной Европе и Центральной Азии // Демоскоп Weekly. - 2013. - № 573- 574. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0573/reprod01.php

6.Малева Т. М. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике / Т. М. Малева, О. В. Синявская // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. - 2007. - Вып. 1. - С. 204.

7.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. I. Глава VIII «О заработной плате» / А. Смит. - М.: Эксмо, 2007.

8.Тындик А. О. Репродуктивные установки населения в современной России / А. О. Тындик // SPERO. - 2012. - Весна-лето. - С. 95-112.

9.Ajzen I. Understanding attitudes and predicting social behavior / I. Ajzen, M. Fishbein. Englewood Cliffs. - NJ: Prentice-Hall, 1980.

10.Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society / R. Inglehart. - Princeton (NJ): Princeton University Press, 1990.

11.Miller W B. How does childbearing affect fertility motivations and desires? / W. B. Miller, D. J. Pasta // Social Biology. - 1995. - No. 42. - P. 185-198.

12.Philipov D. Religion and fertility ideals, intentions and behavior: a comparative study of European countries / D. Philipov, C. Berghammer // Vienna Yearbook of Population Research. - 2007. - Vol. 5. - P. 271-305.

Похожие работы на - Репродуктивные ценности и установки

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!