Понятие СМИ и их функции. Образ и политический имидж

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,13 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие СМИ и их функции. Образ и политический имидж













Контрольная работа

Понятие СМИ и их функции. Образ и политический имидж

Содержание

1. Понятие СМИ и их функции. Понятие образа и политического имиджа

2. Определение имиджа как понятия. Политический имидж и образ страны: понятие, инструмент формирования и основные функции

3. Медийный имидж: основное понятие и компоненты формирования

Литература

1. Понятие СМИ и их функции. Понятие образа и политического имиджа

Уже в XIX веке О. Бальзак использует определение для СМИ как "четвертой власти", после законодательной, исполнительной и судебной. Это говорит о том, что сила и влияние масс-медиа огромно. Что же под ними понимается?

Прежде всего, СМИ (полная форма - средства массовой информации) - это форма распространения или же система органов, которые передают информацию публично. Передача происходит за счет сбора, обработки и распространения информации массам. Чтобы донести сообщения используется телевидение, газеты и журналы, радиоканалы, интернет и другие, менее популярные источники.

Однако в российском сообществе не все сходятся во мнении, что СМИ и масс-медиа одно и то же, и советуют не включать электронные носители в категорию средств массовой информации. Некоторые считают, например, Е.Л. Вартанова, что электронная передача информации предполагает быструю обратную связь пользователей между собой. В то время как СМИ навязывают новости "сверху-вниз". С этим можно было бы согласиться пару лет назад, но в современном мире манипулирование и дезинформация встречаются в Интернете все чаще, что также позволяет использовать схему воздействия от высшего уровня к нижнему (массам) с помощью электронных ресурсов.

В любом случае средства массовой информации давно не отражают реальность, как она есть, а формируют ее в заранее заданном тоне, так как большинство из них подчинены интернациональным ведущим игрокам. Освальд Шпенглер, немецкий философ и культуролог, считал, что в будущем лишь около четырех газет будут задавать вектор мышления провинциальных газет, а за счет таких действий и волю народа. Посредством этого формируется новый уровень взаимодействия между странами всего мира.

Более того, сейчас СМИ рассматривают не просто как передатчик информации, но и в качестве института демократии, который охраняет интересы личности, общества в целом и самого государства. Для того, чтобы дать определение какому-либо источнику как средству массовой информации, необходимо выяснить, соответствует ли он следующим критериям: во-первых, обращение к массовой аудитории, во-вторых, корпоративный характер, в-третьих, периодичность и, наконец, форма изложение материала (общедоступность).

Изучением функций средств массовой информации занималось много исследователей, таких как Г. Лассуэлл, С.Г. Коростенко, Е.П. Прохоров и другие. На основе заключений перечисленных ученых автор работы считает необходимым выделить следующие основные функции:

.Информационная (основная) - представляет актуальную и официальную информацию о разных сферах деятельности, от политики до развлечений и выбора досуга.

2.Из информационной функции вытекает коммуникативная - комментирование записей, общение и обсуждение.

.Идеологическую. Сюда как раз можно отнести утверждение О. Бальзака о "четвертой власти". Ведущие политические игроки стремятся оказать влияние на массы и создать необходимый образ.

.Культурологическая. Необходима для того, чтобы показать культурные ценности того или иного государства, а так же обратить внимание читателя на такое свойство культуры как преемственность, связать общество, нацию с традициями.

.Рекламно-справочная, т.е. удовлетворение запросов пользователей. Например, журналы о саде и огороде, коллекционирование и т.п.

.Регулирующая. Связана с идеологической, т.к. помогает в регулировании общественного мнения, установлении рамок мышления.

Получается, что СМИ играют одну из важнейших ролей в жизни человека. Популярность средств массовой информации с развитием технического прогресса только возросла. Прежде всего, из-за их доступности, во-вторых, они обеспечивают вовлеченность и личное участие, в-третьих, упрощаются до такой степени, чтобы донести сообщение до любого обозревателя и, наконец, благодаря невербальным способам донесения информации вызывают у аудитории эмоциональную рефлексию для легкого запоминания материала.

Чем дальше продвигается технический прогресс, тем больше людей вовлечены в происходящие события как напрямую, так и косвенно.

Современное общество вовлечено во всю систему общественных отношений и в глобальную экономику. Реклама создает общество потребления, навязывая стандарты, формируя потребности граждан. А чем выше потребности, тем больше нужды в информации. Та же ситуация с политикой и ее освещением. Чем больше переломных и неожиданных событий, тем выше уровень потребности в информации, подачу которой регулируют уже в основном властные органы или влиятельные мировые игроки.

Технический прогресс привел к удивительно огромной роли интернета как источника получения и передачи любой информации. Соответственно, увеличивается количество средств массовой информации. Например, в России около 82 309 зарегистрированных СМИ, в то время как автор работы подсчитал около 7, которые имеют английскую версию. В которых, в целом, освещается взгляд российской политической элиты на международные проблемы, говорится о повестке дня и состоянии экономики. В работе автор посчитал необходимым выделить 4 англоязычных СМИ, основывая свой выбор следующими факторами: Meduza - пока единственный известный оппозиционный источник, вещающий на английском.russia Today ("Россия Сегодня") широко распространена и доступна более, чем в 100 странах, атак же имеет круглосуточную трансляцию.russia Beyond the Headlines имеет колонки в популярных зарубежных СМИ в 29 странах мира и переводится на 17 языков. Sputnik имеет давнюю историю и тоже переведен на несколько языков.

2. Определение имиджа как понятия. Политический имидж и образ страны: понятие, инструмент формирования и основные функции

В политической науке существует несколько понятий, которые касаются определения облика государства. Основные из них: образ, имидж, стереотип и бренд. На каждом из них мы остановимся более подробно и дадим объяснение, почему в основе работы автор взял понятие образа.

Исследования имиджа и образа страны в последнее время приобрели невероятную популярность. Это связано не только с появлением такой отрасли изучения как имиджелогия и политический маркетинг, но и с возрастающей ролью результатов работ в этой сфере для формирования внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии стран. Учитывая то, что современный информационный круг продолжает расширяться с огромной скоростью, определение имиджа и образа государства помогут в понимании места страны на мировой арене и того, как ее видят другие акторы.

Прежде всего, определимся, можно ли прировнять определение имиджа и образа. В российской практике такое приветствуется, и в большей степени эти слова даже являются синонимами. Имидж в работах известных исследователей определяется как субъективный эмоционально окрашенный образ, который сложился в сознании масс, также представляется как стереотип. В зависимости от автора имеет немного разное разъяснение, но в целом это сводится к восприятию или представлению какого-либо объекта.

В то же время образ является более широким понятием и обозначает сложившуюся в голове людей репрезентацию чего-либо, а так же образ объекта, который они воспроизводят в мыслях. Более того, считается, что образ формируется в сознании спонтанно, в то время как имидж формируется целенаправленно.

Итак, главное различие, которое нам необходимо помнить - образ является реальным, а имидж конструированным.

Тогда как сопоставить общее определение с политическим имиджем? Восприятие направлено на само государство, его территорию, культуру, ценности, традиции и подобное. Политический имидж страны, как пишет И.Ю. Киселев, - субъективный эмоционально окрашенный образ государства, который сформировался посредством определенного воздействия, в особенности средствами массовой информации. Российские авторы И. Рожков и В. Кисмерешкин так же дают следующее определение - "конструкция, сформированная на основе личного опыта людей или под воздействием источников информирования, в том числе средств массовой информации". Здесь же можно разделить имидж на индивидуальный и коллективный, то есть воспринимается государство в целом или как совокупность политических партий, официальных знаков и организаций.

Структура образа страны представляет собой внешний и внутренний имидж. Внешний предполагает впечатление о государстве граждан других стран. Соответственно внутренний - представление собственного населения о своей стране. Это понятие включает в себя статус государства на мировой арене, национальную идентичность и образы, которые хочет представить правящая элита. Отсюда можно выявить направленность: внешний имидж относится к иностранным агентам и инвесторам, туристам и зарубежным органам власти, тогда как внутренний к местным властям и жителям регионов.

Кроме того, существует так же имидж объективный, субъективный и моделируемый. Субъективный - тот, который строится на представлении лидера о своем государстве или же народа о том, как воспринимается их страна за рубежом. Объективный образ предполагает представление о стране как внутренней, так и внешней общественности. Такой тип имиджа делится по сферам жизни, например, политический, экономический и так далее. Моделируемый образ - тот, который корректируется посредством СМИ и работы внутренних властных органов.

Образ страны также построен на нескольких уровнях сознания общества: стереотипный метод, предметный и мифологический. Рассмотрим стереотипный метод и само понятие стереотипа, которое можно ассоциировать с клише, укоренившейся мыслью в сознании человека. Стоит помнить, что стереотип и образ заметно различаются. Первый из них чаще распространен, более упрощен для лучшего восприятия и категоричен - позитивный или негативный. Таким образом, получается, что стереотип может вытеснить имидж, но второй, тем не менее, будет существовать в массовом сознании. Основную роль в такой подмене играет готовность людей судить чаще всего субъективными понятиями. Более того, сложившийся стереотип трудно изменить. Этому может способствовать не только государство, о котором сложилось определенное мнение, посредством корректировки политики, но и изменения внутри него как политические, так социальные и экономические.

Теперь рассмотрим понятие бренда. Многие путают его с политическим имиджем. Российские исследователи в сфере маркетинга А.П. Панкрухин и С.Ю. Игнатьев называют следующие отличия бренда от образа:

позитивность (в то время, как имидж может быть и негативным);

качественность (имидж не зависит от качества напрямую);

бренд визуализирован (имеет логотип, фирменный знак);

объект может иметь не один бренд;

наличие цены (имидж явно существует не только в рамках торговли.

Логичным будет перейти к вопросу, какие факторы являются ключевыми в формировании имиджа страны. Э.А. Галумов, один из российских исследователей в области политического образа, выделяет следующие группы факторов: во-первых, условно-статичные, которые включают в себя исторические факты и культурное наследие, природный и ресурсный потенциал, геополитические факторы и форму политического устройства. Во-вторых, условно-динамичные социальные факторы, подвергающиеся корректировке, включающие моральные и нравственные нормы общества, его социально-психологический климат и характер функционирования общественных объединений. В-третьих, политический имидж формируется посредством условно-динамичных институциональных факторов, также подверженных изменениям. Они включают в себя правовую сферу, экономическую стабильность, эффективность власти и полномочия, которые ей предоставлены для регулирования различных сфер жизнедеятельности.

Существуют разные подходы к формированию имиджа страны. В данной работе мы выделим три подхода. Первый - имиджевый, предложенный Э. Галумовым. Второй - маркетинговый, на которым работали такие исследователи, как Ф. Котлер, С. Андреев и другие. И третий подход - брендинговый, который своим основанием обязан, главным образом, С. Анхольту.

Имиджевый подход предполагает разграничение внешнего и внутреннего образа, который подразумевается рассматривать как "неизведанную территорию" и отталкиваться уже от этого. Политический образ должен соответствовать следующим критериям: быть уникальным, концептуальным, целостным, доступным, символичным, а также иметь широкое воздействие на массы.

Маркетинговый подход, соответственно, рассматривается с позиции маркетинга и предполагает привязку к определенным "местам", которым вся территория должна уделить большее внимание. В таком подходе структуру имиджа принято делить на образы инфраструктуры, основных достопримечательностей, населения.

Важно сказать и о структурном ранжировании имиджа страны. Многие исследователи выделяют следующие составляющие: имидж лидеров страны, публичной дипломатии, товаров, туристический имидж, общественный, инвестиционная привлекательность и сам политический имидж страны. Формируется образ страны условно в трех сферах: бизнес, государство и НКО.

Брендинговый подход опирается на представление о том, в каком направлении страна будет или должна смотреть и как ей быть конкурентоспособной. Соответственно, чтобы сделать государство более привлекательным в глазах, как собственных граждан, так и мировой общественности, необходимо повысить основные показатели, влияющие на способность страны конкурировать.

Если суммировать все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что политический имидж относится к технологиям коммуникации, и здесь переплетается с понятием образа. Соответственно, основные функции имиджа государства и его образа коммуникативные: во-первых, функция идентификации. Если говорить в контексте данной работы, то она уменьшает издержки при восприятии страны с положительной стороны. Во-вторых, идеализация - подчеркивает положительные стороны и моменты в государстве. И в-третьих, функция противопоставления, которая предполагает сравнение восприятия своей страны с восприятием других стран.

Помимо коммуникативных функций можно так же выделить следующие, менее значимые: смягчение негативных данных, концентрация внимания, расширение диапазона воздействия. Кроме того, существует нормативная (формирование отличительных качеств государства) и адресная функция, то есть, направленная на определенную аудиторию.

Мы говорили о таких понятиях, как имидж и образ, обозначая то, чем они могут различаться в представлении различных исследователей, а так же выявляя общее, например, функции, которые подходят как для определения имиджа, так и образа.

В данной работе автор считает нужным использовать понятие образа для определения оценки России за рубежом, так как оно является большее широким и включает в себя различные аспекты восприятия в нескольких сферах. Образ может включать в себя и стереотип, и бренд. Тем более, посредством влияния СМИ на сознание, картина происходящего у аудитории скорее возникает спонтанно, нежели посредством долгого анализа информации. К тому же образ можно сконструировать специально и тогда он станет имиджем. Его всегда можно описать и точно определить, он существует в массовом и индивидуальном сознании граждан.

Учитывая общее между имиджем и образом, мы можем использовать указанные выше их функции для анализа роли англоязычных российских СМИ в формировании образа России за рубежом.

3. Медийный имидж: основное понятие и компоненты формирования

Ранее мы рассматривали разницу между образом, имиджем, брендом и стереотипом, но существует так же такое понятие, как медийный имидж, которое входит в понятие образа и имиджа. Как часть образа и одно из современных явлений в мире технологий, автор считает необходимым более подробно остановиться на понятии медийного имиджа государства.

Однако стоит помнить, что медийный имидж отличается от публичного, формирующегося в массовом сознании. Приведем лишь некоторые основные отличительные черты:

·Субъектом формирования медийного образа выступают СМИ, а публичного - массы;

политический имидж средство массовая информация

·Так как при создании медийного образа предполагается использование фактов, которые почти лишены оценочной информации, такой образ обуславливается субъективными факторами, например, эмоциональными и психологическими. Публичный же имидж формируется на основе множества факторов;

·В СМИ зависимость от стихийного формирования общих представлений значительно ниже.

Тем не менее, медийный имидж гораздо легче поддается корректировке, чем тот же образ, стереотип или бренд. Более того, существует несколько параметров, которые создают медийный имидж: новостной, оценочный и смысловой.

Следует сделать упор на новостное видение, так как новостная сводка чаще всего появляется в СМИ. Сама ценность любой информации в данных сводках определяется следующими характеристиками: значимость события для определенного круга общественности или для мирового сообщества в целом, известность субъекта, воздействие, которое оказывает новость, актуальность, уникальность и степень конфликтности.

В данной контрольной работе мы рассматривали основные функции СМИ, разграничили такие понятия как образ, имидж, стереотип и бренд, добавили понятие медийного имиджа для более четкого разграничения. Проведенный анализ работ многих известных исследователей побудил нас остановить свой выбор на понятии образа и взять его за основу, прежде всего, благодаря его обширности, во-вторых, потому что он формируется спонтанно и лишь посредством корректировки конвертируется в понимание его как имиджа.

Литература

1.Аширова Э., Телеканал Russia Today набрал миллиард просмотров на YouTube // Российская газета.04.06.2015. URL: <http://rg.ru/2013/06/03/rt-billion.html> (дата обращения 22.04.2016).

.Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред.М. М. Лукиной. М., 2010.

.Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров - 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 c.

.Виноградова Н.С. Политико-психологический анализ образа России в англо - американских печатных СМИ: дис. канд. полит. наук. М., 2010.138 с.

.Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. М.: Андалус, 2007.128 с.

.Галумов, Э.А. Имидж против имиджа / Эраст Александрович Галумов. - М.: Известия, 2005. - 552 с.

.Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003.446 с.

.Галумов Э. Основы PR: учеб. для ВУЗов. - М.: Летопись, 2004. - 359 с.

.Голунов С.А. Имидж России: позитивные и негативные аспекты // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч. - практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С.72-76.

.Горбачев А. К России в мире относятся все хуже // Независимая газета. 2014. URL: http://www.ng.ru/politics/2014-08-21/3_sociology.html (дата обращения 20.04.2016).

.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998.

.Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. Спб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2006.376 с.

.Колесникова Т.Н., Чапайкина М.В. Роль имиджа России в глобальном пространстве // wordpress.com.02.14.2010. URL: http://pravo33. wordpress.com/2010/02/14/ <http://pravo33.wordpress.com/2010/02/14/> (дата обращения 15.04.16).

.Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.

.Манойло А.В. Модели информационно-психологического управления международными конфликтами // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. - 2010. - № 2. - С.85-95.

Похожие работы на - Понятие СМИ и их функции. Образ и политический имидж

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!