Выявление степени готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    284,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выявление степени готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), как специальность и сфера профессиональной деятельности, является новой для России. Она представляет собой значительно более емкое явление, чем лечебная физическая культура, и объединяет в себе следующие направления: адаптивный спорт; адаптивную двигательную рекреацию; адаптивную физическую реабилитацию, адаптивное физическое воспитание; креативные телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности.

Целью адаптивной физической культуры является максимальное развитие жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния, реализация его творческого и физического потенциала.

Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах по адаптивной физической культуре показали необходимость формирования педагога, обладающего умениями исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания. Деятельность специалиста по адаптивной физической культуре требует не только глубоких профессиональных знаний, но важных качеств личности; способностей, развитых до высокого уровня, склонность к прогнозированию, проявление интуиции, саморегуляции, а также принятия решений, смелости, креативности. Данные целевые установки ставят приоритетом подготовку профессионально компетентных специалистов по адаптивной физической культуре в вузе. Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, способность решать профессионально-педагогические задачи в реальной практической ситуации, умение человека жить и эффективно действовать в обществе.

Полученные результаты проведенного нами исследования позволят наметить перспективы совершенствования прохождения практик студентами, обучающимися по направлению подготовки физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), однако при этом необходимо учитывать, что педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности, когда у самого студента есть стремление стать хорошим педагогом, когда он сознательно организует процесс своего профессионального образования.

Гипотеза исследования: предполагается, что готовность будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики будет зависеть от определенных условий (уровень теоретических знаний по предметам, степень сформированности практических навыков.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре.

Предмет исследования: готовность будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики.

Цель исследования: выявление степени готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики.

Задачи исследования:

Изучить состояние вопроса по литературным источникам.

Разработать анкету  студентов, обучающихся по направлению  физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), позволяющую оценить степень готовности к прохождению практики, и провести анкетирование.

Выявить динамику знаний и умений студентов, произошедшую за период прохождения практик (по специальности и профилю).

1. ХАРАКТЕРИСТИКА  К ПРОХОЖДЕНИЮ

.1 Понятие готовности  прохождении практики

По мнению  Ленова А.  (1984), понятие готовности к деятельности  разные трактовки  аспекты изучения:  наличие способности,  отношение, как  личности, как временное ситуативное состояние.  различные виды готовности к деятельности: психологическая моральная, теоретическая, практическая профессиональная. Разные трактовки явления готовности  ее видов обусловленны спецификой деятельности,  в каждом конкретнном исследовании. Одни из них интерпретируют готовность к деятельности  индивидуальном мнение, другие в функционально-психологическом. Однако несмотря на  подходы, исследователи рассматривают понятие готовность  качестве необходимой  положении деятельности человека.

Проблема готовности  деятельности рассматривается нами в ряду  состояний человека. Для результата готовности  деятельности необходимо адекватное понимание педагогических задач в своей специальности профессиональный навык, умение призывать физические  психические потенциалы  реализации деятельности. Такое понимание дает возможность говорить, что состояние готовности можно  и развить (Леонова А.  Психодиагностика функциональных  человека.  Изд-во Моск.  1984.  с.).

Шадриков В.  (1994) пишет что, готовность к деятельности может рассматриваться не  как привлечение  и психологических  но и  высший профессионализм,  на разнообразных, отобранных социальным опытом  профессией запасов, восполненных и замещениях, рожденный самосовершенствованием природных данных личного опыта  практики (Шадриков В.  Деятельность и  М.:  1994. 320 с.).

Автор книги рассказывает внешние причины всегда действуют лишь  через внутренние требования, то есть  личность, то готовнность человека к действию согласно утверждению Осознание им  потребностей, для удволетворению которых нужно  свои психические  физиологические процессы (Рубинштейн С.  Принципы и  развития психологии. М.: Изд-во  СССР, 1959. 21 с.).

В классификации педагогической готовности преподавателя  деятельности Сластенин В.А. (1997) выделяет следующие  структурные компоненты: психологическая готовность - сформированная тенденция на деятельнность указание на  (в структуре  готовности выделены  волевой и оценочный элементы). Научно-теоретическая готовность - наличие  объема педагогических, психологических социальных знаний, требующих для компетентной педагогической практике. В структуре теоретической готовности выделены ориентационный и познавательной компоненты. Практическая готовность - наличие  на требуемом  профессиональных умений  навыков. В  практической готовности  операционный или  компоненты. Психофизиологическая готовность - наличие соответствующих предпосылок для  педагогической деятельностью, сформированность профессионально значимых личностных качеств. Физическая готовность - соответствие  здоровья и  развития требованиям  деятельности и  работоспособности. Устойчивое единство и высокий уровень реализации названных элементов являются внутренним признаком сформированности педагогической готовности (Сластенин В.  Целостный педагогический  как объект  деятельности учителя. - М.:  1997.  с.).

Общие условия  студента к  труду: самостоятельное  критическое усвоение  человечеством культуры,  участие в  общественно значимых  специальное развитие  процессов. Степень  к деятельности  оснащенность студента  и профессиональными  умениями, навыками,  также совершенствовании  процессов, состояний  свойств личности.

В результате  теоретического анализа  что готовность  преодолеванию затруднений  педагогической деятельности, рассматривается в совокупности  общей готовностью  педагогической деятельности, являясь ее структурным звеном и обладает некоторыми подобными звеньями.  склонны рассматривать  к создание профессиональными качеств, в  числе и  к различным  деятельности, как  имеющий свои  особенности и  Термины «подготовка»  «готовность» трактуются  как синонимы, хотя между собой  связаны. Это  тем, уровень  специалиста во  определяется тем,  он проходил  Неслучайно под термином «подготовка» понимается меняющийся процесс, конечной  которого является  такого профессионального  как готовность.  целом готовность  педагогической деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее  результат деятельности,  важное качество  как устойчивая  личности, предпосылка  целенаправленной деятельности,  регулирования, устойчивости,

Таким образом, формирование готовности к  затруднений в  деятельности является  и результатом  процесса подготовки  Данный процесс рассматривается как формирование  него готовности  выполнению профессиональных  Поэтому готовность  как постоянное  эффективной реализации  каждой личности,  взаимосвязь личностных качеств и профессионального  специалиста, образующийся  учетом требований  деятельности (Библиотека онлайн [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система. - Режим доступа: #"901284.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Ответ на вопрос: «Что на практике вызвало наибольшие трудности?» (%)

Таким образом, выявлено, что у студентов  практике наибольшие  составило написание  На вопрос: Написание, каких  вызвало больше  студенты ответили  первой и  второй практике написание конспектов (36%); на первой  33 % вызвало затруднение написание планирования, на  соответственно - 27  на первой  у 8  студентов  возникло трудностей  написании документов, на второй практике  32% не  трудностей. Также  другие варианты  написание индивидуального  документы прохождения  не соответствуют  практики, составление  пульсометрии и 

В соответствии с рисунком 2 выявлены отличия в ответах на вопрос анкеты №8.

Рисунок 2 - Ответ на вопрос: «Написание каких документов вызвало наибольшие трудности?» (%)

На вопрос:  ли Вы  литературой при  к занятиям?» все  ответили, утвердительно. На вопрос:  пользовались, то  брали?» были получены следующие ответы: на  практике 82  студентов искали  интернет -  на второй  соответственно 77 %;  первой практике брали литературу в  % методическом кабинете  на второй  соответственно 63%; на  практике 24  искали литературу в библиотеке,  второй практике - 18%;  % пользовались лекционным материалом, 5 %  в книжном 

В соответствии с рисунком 3 определены предпочтения студентов в пользовании литературой.

Рисунок 3 - Ответ на вопрос: «Где брали литературу для подготовки?» (%)

На вопрос: «Какие трудности  испытывали при  занятий?» были получены следующие ответы: 42% - организация  на второй  -  %; на  практике 24  - терминология, на  практике - 18 %;  % выбор  для показа  объяснение техники  %, показ упражнений на  практике 6 ,  второй - 4%; 5  организация подвижных  Присутствовали другие варианты  звуковой фон  Студентами был выбран и вариант ответа «Не было ». На первой  так ответили  лишь 2  на второй  - 23%. Также на  практике студенты  трудности при  занятий, в частности в  техники 23%.

В соответствии с рисунком 4 определены трудности, с которыми столкнулись студенты при проведении занятий.

Рисунок 4 - Ответ на вопрос: «Трудности, возникшие при проведении занятий?» (%)

При ответе на вопрос «Подводились ли  Ваших занятиях » выявлено, что 72  студентов подводили итоги на первой  73% на  практике. На вопрос анкеты  «Если да,  в чем  испытывали трудности?» 28  ответили, что испытывали трудности в опросе учащихся  теме занятия,  - подведение итогов  8 % -  оценок. Результаты  второй практики оказались продуктивнее: трудности в опросе по теме уже испытывали 13%, в подведении итогов - 18% в выставлении оценок - 4%.

В соответствии с рисунками 5 и 6 представлена динамика трудностей в подведении итогов занятий.

Рисунок 5 - Ответ на вопрос: «Подводились ли итоги после проведения занятий?» (%)

Рисунок 6 - Ответ на вопрос: «В чем возникли трудности при подведении итогов?» (%)

На вопрос анкеты  14: «Давали  Вы домашнее  учащимся?» выявлено, что на  и второй  27 %   домашнее занятие. Соответственно на первой практике  % и  второй практике  не задавали  занятие. На  практике проверяли домашнее задание  помощи беседы  учащихся 25 , на второй - 18; на  практике 10  студентов и 9  на второй  применяли показ и  оценку; 9  студентов  первой практике не спрашивали домашнее задание.  второй практике  проверяли знания  виде теста  %.

В соответствии с рисунками 7 и 8 представлена динамика ответов студентов по вопросам домашнего задания.

Рисунок 7 - Ответ на вопрос: «Давали ли Вы домашнее задание занимающимся?» (%)

Рисунок - 8 Ответ на вопрос: «Как проверяли домашнее задание?» (%)

студент практика физический культура

На вопрос:  учащиеся были  предстоящей темой  на первой  39% дали утвердительный ответ. 52 %  заинтересованы, чем  6 % -  На второй  59% студентов отметили заинтересованность учащихся;  % скорее  чем нет;  % безразличие. В соответствии с рисунком 9 выявлена заинтересованность обучающихся темой занятия.

Рисунок 9 - Ответ на вопрос: «Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой занятия?» (%)

На вопрос «Как  заинтересовали освобожденных  занятий занимающихся?» студенты ответили следующим образом:  первой практике  % ответили,  помогали учителю,  на второй  - 40%; на  практике 25  наблюдали за  и указывали ошибки, а  второй практике -  на первой  8% занимающихся  на скамейке,  на второй  - 4%;  первой практике % отпускали  домой, а  второй практике - 4% соответственно.

В соответствии с рисунком 10 наглядно представлена динамика ответов на данный вопрос.

Рисунок 10 - Ответ на вопрос «Как Вы заинтересовывали освобожденных от занятий обучающихся?»(%)

На вопрос анкеты  18 «Насколько  уверенно держались  классом?» были получены следующие ответы: на  практике 41  респондентов, ответили, что  уверено держались  классом, на  практике - 45%;  первой практике  % иногда  а на  практике - 45%.  второй практике  студенты, которые  уверены в  4%.

В соответствии с рисунком 11 представлены варианты ответов по поводу уверенности при проведении занятий.

Рисунок 11 - Ответ на вопрос «Насколько Вы уверено держались перед классом ?» (%)

На вопрос «Как Вы  Ваша теоретическая  была достаточной  прохождения практики?» получено следующее: на  практике 49 %  ответили утвердительно,  второй практике - 77%; на  практике 50% считают недостаточной свою теоретическую подготовку для  практики, на  практике - 23 . На  №20 «Если  то где  подготовка?» студенты ответили следующим образом: на  практике 31% считают, что необходимо усилить методическую организацию, на  практике - 22%;  занятий - 31  на первой  - 27 %  документов по  практике (методических  плана-графика), на  практике - 13%; на  практике 17  - оформление конспектов,  второй практике -  %; на первой  2 %  работа с , на второй  - 9%.

В соответствии с рисунками 12 и 13 определен уровень теоретической подготовки к практике.

Рисунок 12 - Ответ на вопрос «Была ли теоретическая подготовка достаточной для прохождения практики?» (%)

Рисунок 13 - Ответ на вопрос: «Пожелания к содержанию подготовки к практике» (%)

студент практика физический культура

Респонденты на  анкеты № 21  ли помощь оказана со стороны  школы?» на  и на  практике  положительно (91%). В соответствии с рисунком 14 указана степень помощи учителя.

Рисунок 14 - Ответ на вопрос: «Достаточная ли помощь оказана со стороны учителя школы при прохождении практики?» (%)

В соответствии с рисунком 15 отмечена степень помощи методиста.

Рисунок 15 - Ответ на вопрос: «Достаточная ли помощь оказана со стороны методиста при прохождении практики?» (%)

На вопрос  23 «Как Вы  нужна ли  подготовка к  получены следующие ответы: на первой  91%  ответили, что нужна  подготовка к  а на  практике - 83%. На вопрос «Если да,  какие формы  на первой практике студенты ответили, что нужны  практические занятия (58%),  на второй  - 50%; посещение  в течение  года - так считают 50% студентов на  практике  45% на второй , на  практике 8  и на  практике 13% студентов отмечают самостоятельную работу с  материалами (методические  конспекты). В соответствии с рисунками 16 и 17 определены предпочтения студентов в специальной подготовке к практике.

Рисунок 16 - Ответ на вопрос: «Необходима ли специальная подготовка к практике?» (%)

Рисунок 17 - Ответ на вопрос: «В чем должна заключаться специальная подготовка к практике?» (%)

На вопрос «Удалось ли  контакт с  и отдельными ?» все  ответили утвердительно. На вопрос Если да,  сколько времени  получены следующие ответы: на первой  53%  сразу нашли  а на  практике - 45%;  первой практике % нашли  но не  всеми учащимися,  на второй  - 45%. В соответствии с рисунком 18 обозначен вопрос установления контактов с учениками.

Рисунок 18 - Ответ на вопрос: «Особенность подхода к занимающимся?» (%)

На вопрос  27 «Что  Вы позаимствовали  специалиста ?» респонденты ответили:  первой практике организация  на урок (53%),  на второй практике- 27%; на первой   проведения урока (49%),  на второй - 27%; на первой   и средства обучения (41%), а на  практике - 45%. Предложили  свой вариант  подход. В соответствии с рисунком 19 представлены варианты заимствования опыта.

Рисунок 19 - Ответ на вопрос: «Что положительно заимствовали у инструктора при проведении занятий?» (%)

На вопрос  28 «Насколько  удовлетворены результатами  практики?» респонденты : на первой  -  понравилось (53%), на  практике этот показатель составил 27%;  первой практике - скорее понравилось (36%), на второй  - 59%; на  практике скорее не понравилось (6%); на второй  9% , к сожалению, безразлична практика. В соответствии с рисунком 20 представлена динамика удовлетворенности итогами практики.

Рисунок 20 - Ответ на вопрос: «Удовлетворенность итогами практики(%)

Студенты  вопрос №  «Как педагогическая  повлияла на ашу профессиональную  ответили на  практике - укрепила в  выбранной профессии (69%), на практике по профилю - 63%;  первой практике - склонность к  что педагогом  не смогу (14%), на  практике - 13%; на  практике 11  и на  практике 23  студентов считают, что практика ничего не . В соответствии с рисунком 21 выявлена динамика правильности в выборе профессии.

Рисунок 21 - Ответ на вопрос: «Влияние практики на профессиональную ориентацию?» (%)

Таким образом, проведенное анкетирование показало, что студенты при прохождении практики по специальности в специализированном учреждении сталкиваются с определенными трудностями. В этой связи необходимо наметить пути оптимизации процесса подготовки к практике. Однако при этом необходимо учитывать, что практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности, когда у самого студента есть стремление стать хорошим педагогом, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самосознания. При подготовке студентов к прохождению практики по специальности в специализированном учреждении и практики по профилю необходимо более тщательно останавливаться на вопросах планирования учебного материала, способах организации занимающихся при обучении двигательным действиям и организации подвижных игр, проведении педагогических наблюдений.

Рассмотрим результаты проведения тренинга для подготовки к практике по профилю подготовки. В тренинге приняло участие 24 студент, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). В начале тренинга мы обсудили итоги практики по специальности в специализированном учреждении, которую студенты проходили на 4 курсе. Группу студентов разделили на 2 команды, первая команда - участники, предлагающие новые варианты решения задачи, вторая команда - члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения и один ведущий. Тренинг проходил в три этапа.

Первый этап или подготовительный этап состоял из постановки проблемы. Студенты ставили проблему: «Проблемы, которые испытывают на практике студенты». После чего, перечислялись проблемы, которые студенты испытывают на практике. Варианты, предложенные студентами: написание документации; проведение занятий; терминология, показ упражнений; проведение мероприятий; разнообразие занятий различным оборудованием; составление таблицы хронометрирования и пульсометрии; составления плана-графика занятий; написание конспектов; общение с занимающимися; подготовка к занятиям.

Второй этап - генерация идей. Первая команда предлагала много идей, для решения обозначенных проблем, обсуждала и дополняла их совместно. Были предложены следующие идеи для решения проблем: проведение специальных практических занятий, посещение школ в течение года, самостоятельная работа с методическим материалом, изучения методики проведения урока, рассмотрение методов и средств обучения, пользование научной литературой и интернет - источниками.

Третий этап предполагал группировку, отбор и оценку идей. На этом этапе из всех предложенных идей, вторая команда выбирала наиболее значимые идеи. Студенты, оценив и проанализировав предложенные идеи, сделали следующие выводы. Проходя практику, студенты должны знать и уметь применить знания гимнастической терминологии, применить знания общения с людьми пожилого возраста, составлять конспекты, знать об специфике работы дошкольных учреждениях, применянть практические знания, знать специфику работы детских дошкольных учреждениях, знать об особенностях контингента воспитанников.

Так же студенты обсудили, какой литературой надо пользоваться для подготовки к практике. «Частные методики адаптивной физической культуры», «Теория и методика физической культуры», «Специальная педагогика», «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Специальная психология и педагогика», «Адаптивное физическое воспитание», «Лыжная подготовка», «Реабилитация инвалидов», «Гимнастика». Интернет - источники для студентов к подготовке к практике: ЭБС Лань, BIBLIOCLUB. RU, www. biblioteka.vstu.edu.ru, www. Knigafund.ru.

Аналогичный тренинг был проведен перед прохождением практики по профилю подготовки (5 курс). Были подробно разобраны задания на практику, специфика предстоящих занятий, возможные вопросы. Нами был составлен тематический указатель литературы, на основании которого можно было ориентироваться в возникающих на практике вопросах.

После прохождения студентами практики по профилю подготовки (5 курс) нами также были подведены итоги, проведено обсуждение вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение литературных источников по вопросам готовности студентов к практике, показало, что система подготовки  в области  физической культуры  одной из  составляющих каждой  страны. Эта  как существенная  входит в  социальной деятельности,  связана с  рекреацией населения,  досугом, физическим  детей и  Именно в  обучения и  будущих специалистов  работы с  складываются те  знаний и  которые в  в значительной  будут определять  физической культуры,  реальное место  значимость в  Большое значение в этом направление имеет практика, готовность к которой закладывается в период обучения и в процессе ее прохождения.

Нами была разработана анкета  студентов, обучающихся по направлению  физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), которая позволила оценить степень готовности к прохождению практики. Рассматривались теоретические и практические аспекты готовности.

Анкетирование позволило констатировать тот факт, что студенты сталкиваются с определенными трудностями на практике.

Однако, за период прохождения практик (по специальности и профилю) выявлена положительная динамика знаний и умений студентов. При прохождении практик студенты получили большой практический опыт, углубили теоретические знания.

Проведенное исследование показало, что необходимо наметить пути оптимизации процесса подготовки к практике. Однако при этом необходимо учитывать, что практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности, когда у самого студента есть стремление стать хорошим педагогом, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самосознания. При подготовке студентов к прохождению практики по специальности в специализированном учреждении и практики по профилю необходимо более тщательно останавливаться на вопросах планирования учебного материала, способах организации занимающихся при обучении двигательным действиям и организации подвижных игр, проведении педагогических наблюдений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

. Формировать у будущих специалистов профессионально значимые качества, положительную мотивацию, потребность в осуществлении профессиональной деятельности на творческом уровне.

. Вооружать будущих специалистов по адаптивной физической культуре теоретическими знаниями, в том числе о творчестве и профессионально творческой деятельности в процессе изучения всех дисциплин, включенных в учебный план вуза.

. Формировать у студентов умения и навыки профессионально творческой деятельности в условиях специализированных учреждений.

. Стимулировать учебно-познавательную и творческую активность будущих специалистов по адаптивной физической культуре и вовлекать их выполнения различного рода творческих заданий и упражнений в учебном процессе.

. В процессе обучения необходимо использовать такие средства и способы педагогических воздействий, которые стимулировали бы положительные мотивы студентов к творческой деятельности, а так же его умение и способности решать любые педагогические задачи, находить новые пути нестандартные подходы в процессе профессионального совершенствования.

. При проведении практических занятий по спортивным дисциплинам следует обращать внимание студентов на то, какие задачи решаются с помощью того или иного приема, какой метод следует использовать в конкретном случае, какие наиболее эффективные средства возможны при решении поставленной задачи.

. Студентам необходимо вести дневник практиканта, в который включать педагогические наблюдения и размышления, анализ проведенных занятий, самоконтроль и обзор прочитанной литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Бабушкин, Г. Д. Психологические основы  профессионального интереса  к педагогической  учеб. пособие  Г. Д.  - Омск: ОГИФК,1990.  186 с.

.        Баландин, В. А.  активного обучения  конкретных ситуаций»  и основы применения / В.А.Баландин, Ю.К.Чернышенко, С.А. Локтев и др. - учеб. пос.  - на  - 153с.

.        Балашова В.Ф. Соблюдение педагогических  при работе  детьми -  как базовый  профессиональной компетенции  по адаптивной  культуры / В.Ф.Балашова, А.В.Рева //  вопросы физической  и спорта:  XIV Всероссийской  - практической  (24 -25  2011 г.).  Томск: Издательство  2011. - С.259.

.        Баранов, Е.  Некоторые проблемы  адаптации специальных  / Е. Б. Баранов // Ежеквартальный  Адаптивная Физическая  - 2011.  № 3.  С. 47.

.        Водяникова,  А. Профессионально  педагогическая практика  1- 2  в системе  специалистов на  физической культуры / И.А.водяникова. Москва: Физкультура и  1991. -  с.

.        Евсеев,  П. Адаптивная  культура (цель,  место в  знаний о  /С. П. Евсеев // Теория  практика физической  -1998. -  1. -  65.

.        Ильина,  А. Тестовая  проверки знаний  программированное обучение / Т.А.Ильина.- Москва: Советская педагогика,  - 22 с.

.        Каптеров, П.  Дидактические очерки.  образования/ П.Ф.Каптеров //  пед. соч.  1982. -  с.

.        Корельская, Н.  Работа с  детей инвалидов / Н. Г. Корельская  Адаптивная физическая  - 2000.  № 1.  С. 41

.        Леонова, А.  Психодиагностика функциональных  человека / А.Б.Леонова. - Москва: Изд-во Моск.  1984. -  с.

.        Литош,  Л. Формирование  умений студентов  / Н. Л. Литош // Адаптивная  культура и  для лиц  нарушением интеллекта.  образование Сибири.  - №  - С.  - 26.

.        Лосин,  А. Анализ  возникающих у  физкультурного вуза  процессе прохождения  практики / Е. А. Лосин, О. Н. Титорова //  записки университета  П. Ф.  - 2009.  № 4.  С. 86  88.

.        Митин,  Е. Особенности  по адаптивной  культуре / А. Е. Митин // Universum. <http://cyberleninka.ru/journal/n/universum-vestnik-gertsenovskogo-universiteta> -  - № 4.  С. 36.

.        Мухина,  В. дисциплина  физкультурно -  деятельности» / А. В. Мухина, И. Г. Терентьева // Адаптивная физическая культура.  -№ 4.  С.46

.        Печерина О.В. Роль  практики в  будущих специалистов  физической культуре  спорту / О.В.Печерина, Р.С.Жуков //  вопросы физической  и спорта: XII Международная  - практическая  посвященная 60-летию  факультета физической  и спорта  государственного педагогического  - 29  2009г). - Томск:  ТГПУ, 2009.- 240 с.

.        Рубинштейн, С.  Принципы и  развития психологии / С.Л.Рубенштейн.  Москва.: Изд-во  СССР, 1959.  21 с.

.        Сластенин, В.  Целостный педагогический  как объект  деятельности учителя / В.А.Сластенин. - Москва:  1997. - 

.        Солодков,  С., Королев  Н. Физиология  Примерная программа  для специальности  Физическая культура  лиц с  в состоянии  (адаптивная физическая  Утверждена Министерством  РФ / А.С.Солодков. -  РГУФК, 2003.  38 с.

.        Тарантей, В. Г. Педагогическая практика студентов / В.Г.Тарантей. Минск, 1991.  с.

.        Теория и  адаптивной физической  учебник. в  т. Т.  Содержание и  адаптивной физической  и характеристика  основных видов  под общ.  С. П.  - 2-е  испр. и  - Москва: Советский спорт, 2005.  276 с.

.        Частные  адаптивной физической  учебное пособие  под ред.  В. Шапковой  - Москва:  спорт, 2003.-  с.

.        Шадриков, В.  Деятельность и способности / В.Д.Шадриков. - М.:  1994. - 320 с.

.        Шапкова,  В. Образование:  теории к  и практике /Л. В. Шапкова  Адаптивная физическая  2005. -  3. -  2 -

.        Библиотека онлайн [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/library/.

.        Консультант плюс [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа: http://www.consultant.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для студентов

Вопросы:

. Курс

. Возраст

. Базовое образование

. Мотивы поступления на факультет

. База прохождения практики

. Контингент занимающихся и возраст занимающихся

. Что на практике вызвало наибольшие трудности?

подготовка к занятиям

проведение занятий

проведение мероприятия

общение с занимающимися

написание документации

другое

. Написание каких документов вызвало больше трудностей?

написание конспекта

составление планирования

другое

. Пользовались ли Вы дополнительной литературой при подготовки к занятиям?

Да

Нет

. Если пользовались, то где брали?

библиотека

методический кабинет учреждения

интернет - ресурсы

лекционный материал

покупала в книжном магазине

другое

. Какие трудности Вы испытывали при проведении занятий?

организация занимающихся

выбор мест для показа

объяснение техники

показ упражнений

организация подвижных игр

терминология

другое

. Подводились ли на Ваших занятиях итоги?

да

нет

. Если да, то в чем вы испытывали трудности?

выставление оценок

подведение итогов занятия

опрос учащихся по теме занятия

другое

. Давали ли Вы домашнее задание учащимся?

да

нет

. Если да, то, как Вы его проверяли?

беседа (опрос) учащихся

предлагали проверку в виде теста

показ, ставилась оценка

другое

. Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой занятия?

заинтересованность учащихся

безразличие

скорее заинтересованы, чем нет

другое

. Как Вы заинтересовали освобожденных от занятий занимающихся?

сидели на скамейке

наблюдали за учащимися и указать ошибки

отпускали домой

помогали учителю

. Насколько Вы уверенно держались перед классом (группой)?

всегда уверено

иногда теряюсь

не уверен в себе

другое

. Как Вы считаете, Ваша теоретическая подготовка была достаточной для прохождения практики?

да

нет

оформление конспектов

методическая организация и проведение занятий

оформление документов по педагогической практике (методических разработок, плана- графика)

самостоятельная работа с литературой

. Достаточная ли помощь, полученная со стороны учителя школы?

да

нет

. Достаточная ли помощь, полученная со стороны методиста учреждения?

да

нет

. Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка к практике?

да

нет

. Если да, то, какие формы предпочтительнее?

специальные практические занятия

посещение школ в течении учебного года

самостоятельная работа с методическими материалами (методические разработки, конспекты)

другое

. Удалось ли установить контакт с классом и отдельными учениками?

да

нет

. Если да, то сколько времени потребовалось?

сразу нашел (а) подход

непонимание учащихся

нашел (а) подход, но не со всеми учащимися

другое

. Что положительного Вы позаимствовали у учителя ФК (инструктора)?

методика провидения урока

методы и средства обучения

организация учащихся на уроке

другое

. Насколько Вы удовлетворены результатами педагогической практики?

очень понравилось

скорее понравилось

безразлично

скорее не понравилось

. Как педагогическая практика повлияла на Вашу профессиональную ориентацию ?

укрепила в правильности выбранной профессии

ничего не изменила

склонность к мысли, что педагогом стать не смогу

другое

. Знания каких дисциплин изученных за период обучения на факультете Вы применили?

.Каких знаний на Ваш взгляд Вам не хватало?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематический указатель литературы

Тема

Источники литературы

Общее понятия готовности специалистов к прохождению практики

1. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. - М., Советский спорт, 2004. - 192 с. - ISBN -8. 2. Частные  адаптивной физической  Учебное пособие  под ред.  В. Шапковой  - М.:  спорт, 2003.-  с.

Сущность и проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к практике

1. Белова И.Ю. Становление профессиональной компетентности специалистов адаптивной физической культуры в системе вузовского образования / И. Ю. Белова; Забайкал. гос. гумм.-пед. ун-т. - Чита, 2009. - 115 с. 2. Литош Н.Л.,Михалев В.И. Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе // Ученые записки университете имени П.Ф.Лесгафта.- 2008 .- № 6.- С.65-68 3. Ачкасов, В.В. Подготовка специалистов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» в условиях интеграции России в Болонский процесс/ В.В.Ачкасов, С.Б.Нарзулаев// «Современные аспекты адаптивной физической культуры»// Мат-лы I Всеросс.н-практ.конф.-Томск, 2007.- С.3941. 4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2-х тт. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / под общей редакцией проф. С.П.Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с. 6. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях : дис. … д-ра пед.наукк / В.Ф. Костюченко ; С. -Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта.- Санкт - Петербург, 1996.-419 с. Цибизова Т.Ю.О проблемах подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Т.Ю. Цибизова // Наука и образование. - 2011.- № 10. 8. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.в. Шапкова ; С. - Петерб. Гос. Акад.физ.культуры им. П,Ф. Лесгафта .-Санкт- Петербург, 2003.- 58 с.

Профессиональная компетентность специалиста по адаптивной физической культуре к подготовке к практике

1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2008. - 245 с. 2. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования /Н.А. Гришанова // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х Симпозиума. Кн.6. - М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 254 с. 3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. - 2 изд. доп и перераб. М., 2002. - 254 с 4. Зволинская Н.Н. О современных требованиях к профессии специалиста по физической культуре / Зволинская Н.Н., Маслов В.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 115-119.

Профессионально важные знания и умения специалиста адаптивной физической культуры в подготовке к практике

1. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза Текст. /А.И. Артюхина. Волгоград: Волгоград, гос. мед. ун-т, 2006.- 122 с. 2.Балашова В.Ф. Профессионально - важные качества личности как неотъемлемые составляющие компетентности специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова, H.H. Чесноков //Высшее образование в России.- 2009. - №3. - С.87-92. 3. Строгова Н.А. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки / Н.А.Строгова // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка.- 2011 - № 1. - С.26-28  4. Трофименко Ю.А.,Андрюхина Т.В. Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре /сб. тез. докл. VI Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18 нояб. 2010 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т.». - Екатеринбург, 2010. С.185-186

Основные компетенции, необходимые специалисту адаптивной физической культуры в подготовке к практике

1.Балашова В. Ф. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре, формируемые и применяемые в научно-исследовательской деятельности // Вестник ТГПУ. 2009. №2. С.30-34 2. Болонов, Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г. П. Болотов. - М. : Творческий центр, 2003. 160 с. 3. Астафьев, Н. В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н. В. Астафьев, А. С. Самыличев. - Омск : 1997. 39 с. 4. Астафьев, Н. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. В. Астафьев, А С. Самыличев. - М.: Советский спорт, 1991. 67 с. 5. Левченко, И. Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. СУЗов / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. 186 с. 6. Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: учеб. пособие / Н. О. Рубцова. - М.: РГАФК, 1995.


Похожие работы на - Выявление степени готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к прохождению практики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!