Факторы, влияющие на решение потребителя о выборе услуги (дистанционное обучение)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    407,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы, влияющие на решение потребителя о выборе услуги (дистанционное обучение)














Факторы, влияющие на решение потребителя о выборе услуги (дистанционное обучение)












Рига, 2016

Содержание

Аннотация

Введение

Теоретическая часть

1. Сущность дистанционного обучения

2. Платформы дистанционного обучения

3. Человеческие факторы

3.1 Комфорт

3.2 Мобильность

3.3 Экономия времени

3.4 Финансовое положение

3.5 Образование для людей с ограниченными возможностями здоровья

3.6 Молодые мамы и декрет

3.7 Несколько образований

3.8 Повышение квалификации

3.9 Невысокая стоимость

Практическая часть

1. Задачи, методология и процедуры исследования

2. Результаты опросов

2.1 Первая группа

2.2 Вторая группа

3. Оценка платформ дистанционного обучения

Заключение

Список использованной литературы и информационных источников

Аннотация


Объектом данного исследования являются критерии, по которым люди выбирают дистанционное обучение.

Актуальность работы связана с широким распространением интернет-технологий в современном обществе, в т. ч., в одном из основных его институтов - в образовании.

Работа состоит из:

Введения

Теоретическая части

Практическая части

Выводов

Предложения

Заключения

Списка использованных источников и информационных ресурсов.

Введение


XXI век, век глобальных перемен. Стремительно развивается технологический прогресс. Меняются ценности людей и их образ жизни. Для работы сегодня не обязательно быть привязанным к определённому городу или стране. Можно жить в Англии, а работать в Чехии. Такая же ситуация происходит и с системой образования. Появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, но и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Сегодня доступна возможность обучаться из разных уголков планеты и при этом не терять в качестве получаемых знаний. Многие высшие учебные заведения предлагают возможность получения, как первого, так и второго высшего образования или повышения квалификации. Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическую эволюцию заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. Практика показывает несколько иную ситуацию: единственное, что объединяет традиционное заочное обучение и классическую форму дистанционного обучения на основе Интернет-технологий - это отсутствие очного общения между преподавателями и студентами. Использование современных технологий в образовательном процессе делает его более открытым, включённым в жизнь, служит - в конечном результате - инструментом для повышения качества образовательного процесса, предоставляя возможность гибко реагировать на запросы социума, мобильно отслеживать результаты обучения.

Цель исследования: Предмет исследования: Объект исследования: Вопрос исследования:

Исследовать причины выбора дистанционного обучения. Дистанционное обучение Первая группа: 18 мужчин и 20 женщин, разных возрастов, которые получили или получают образование дистанционно. Вторая группа: 25 мужчин и 25 женщин, которые не получали образование дистанционно Система MOODLE. Для первой группы - Выбирая дистанционное образование, вы руководствовались факторами Для второй группы - Какая жизненная ситуация могла бы вас побудить к выбору дистанционного обучения


Задачи:

Провести теоретический анализ факторов, которые влияют на выбор в пользу дистанционного образования. Провести исследование и получить данные исследования. Обработать и проинтерпретировать полученные данные в ходе исследования. Сделать выводы и написать предложения.



Теоретическая часть


1. Сущность дистанционного обучения


Дистанционное обучение - это новый вид обучения, он отличается от очного и заочного обучения. Данный вид обучения иначе организован. Он предполагает другие средства обучения, другую форму взаимодействия учителя и учащихся. Как и любая другая форма обучения, она имеет составляющие: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Не нужно путать дистанционное обучения и заочное. Их главное отличие в том, что во время дистанционного обучения обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование, как новую форму образования. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Отличается только форма подачи материала и взаимодействие учителя с учениками. Дидактические принципы организации дистанционного обучения те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернета.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление материала, и его применение на практике для лучшего усвоения. Следовательно задачами учителей являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование обучения подопечных, организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между учеником и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Поскольку дистанционное обучение отличается от очного, то и мотивация обучающихся должна отличаться. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо предусмотреть интерактивные компоненты при разработке курсов дистанционного обучения.

2. Платформы дистанционного обучения


Бесплатные оболочки - программное обеспечение, свободно распространяемое и доступное для бесплатного официального скачивания и установки на сайтах компаний-разработчиков (например, MOODLE, Sakai, OLAT и др.) - программное обеспечение с открытым кодом.

Условно бесплатные оболочки - программное обеспечение, свободно распространяемое и доступное для бесплатного скачивания и установки на сайтах компаний-разработчиков только в базовой версии, при использовании которой часть функционала недоступна для использования. Для получения полноценной системы необходима оплата (например, Open Elms, Dokeos и др.).

Коммерческие оболочки - программное обеспечение устанавливаемое (предоставляемое к использованию на правах аренды) компанией-разработчиком на коммерческой основе. Возможны доработки под конкретную организацию за дополнительную плату (например, Прометей, ГиперМетод и др.) - программное обеспечение с закрытым кодом.

3. Человеческие факторы


3.1 Комфорт

Дистанционное обучение - это, несомненно, комфорт. Учиться можно, где угодно и когда угодно. Приятнее изучать материалы, дома в тепле, чем в не отремонтированных помещениях университета. Не нужно пересекаться с неадекватными однокурсниками, которые срывают пары и мешают учиться. Снижается к минимуму личностный фактор, когда из-за личной неприязни или конфликта преподаватель может снизить оценку за ту или иную работу или просто грубить и относиться снисходительно.

 

3.2 Мобильность

Дистанционное обучение даёт учащимся большую свободу в передвижении. Они становятся мобильными. Нет нужды каждый день с утра до вечера посещать учебное заведение. При желании можно учиться в одном конце страны или даже планеты, а работать совершенно в другом и не беспокоиться об опоздании на урок. Для многих обучающихся это является одним из главнейших факторов при выборе данного вида обучения. Сегодня мир открытых границ и большинство тянет путешествовать, а традиционное обучение почти невозможно объединить с таким увлечением. Выходом из подобной ситуации является удалённое образование.

 

3.3 Экономия времени

Еще один, немало важный фактор при выборе Дистанционной формы обучения - экономия времени. Время - один из важнейших факторов в жизни любого и его экономия всегда приветствуется. Обучаясь дистанционно, есть возможность самостоятельно создавать для себя комфортные условия учебы. Все зависит исключительно от студента и его желания получать образование. При такой форме обучения никто не будет "стоять над душой" и заставлять скорее сдать контрольную работу. В то время, как на очном отделении план учебы жестко расписан по дням и месяцам, на дистанционной форме обучения студент сам в состоянии ускорить темп - сдать контрольные и экзамены раньше конечного срока сдачи, тем самым быть свободным от учебы раньше тех, кто обучается очно.

 

3.4 Финансовое положение

К сожалению не всем посчастливилось родиться и вырасти в благополучной и обеспеченной семье, где родители способны оплатить обучение своим детям. Как показывает практика, большинству студентов помимо учёбы нужно зарабатывать для обеспечения себя и своего обучения, бывают случаи, что по тем или иным обстоятельствам нужно ещё и семью обеспечивать. Но учась и работая, необходимо успевать там и там, должны успешно справляться как с работой, так и с учёбой, и самое главное - одно не должно мешать другому. В мире сплошь и рядом студенты бросают учёбу из-за невозможности совмещать трудовую деятельность с обучением. Дистанционное обучение даёт возможность учиться тогда, когда это удобно и когда это к месту. Студент может не переживать о том, что после работы или перед работой он не успел выучить материал или во все пропустил пары по причине того, что на работе много нерешенных задачи и его не отпустили на учёбу. Это не означает, что в дистанционном обучении нет сроков сдачи работ. Они, несомненно, есть, но обучающийся может спокойно спланировать, когда и где ему лучше выполнить домашнее задание или сдать проверочную работу. К примеру, когда после тяжелого трудового дня нет сил решать учебные задачи, он спокойно может это переложить на выходные дни, и, выспавшись и отдохнув, заняться учёбой.

 

3.5 Образование для людей с ограниченными возможностями здоровья

За счёт прогресса в сфере здравоохранения у людей удлиняется жизнь и с каждым годом учёные разрабатывают всё больше лекарств от смертельных болезней и физических отклонений. Не все люди полностью выздоравливают. Некоторая часть населения испытывает трудность в передвижении, а кто то и вовсе обездвижен. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире проживает около 650 миллионов людей с ограниченными возможностями. В современном мире ежедневно ведётся борьба за место под солнцем. Образование является одним из факторов, который может помочь людям с ограниченными физическими возможностями преодолеть свои собственные ограничения и дать возможность конкурировать за место под солнце и показать на что они способны. Технология дистанционного образования открывает новые горизонты для этой уязвимой группы, чтобы получить образование, развивать уверенность в себе и стать активным членом общества. Учась дистанционно не нужно бегать, прыгать. Дистанционное обучение убирает не равенство по физическим данным и даёт раскрыться умственно и креативно. Большинство людей инвалидов испытывают чувство ущемлённости, они сторонятся общества и замыкаются в себе. Обучаясь дистанционно, риск быть оскорблённым и высмеянным сводится к минимуму. На просторах онлайн кампуса есть возможность завести хорошие знакомства и найти друзей, поскольку оценивать будут по уму.

 

3.6 Молодые мамы и декрет

Для матерей в декрете, учиться почти невозможно. Без поддержки со стороны очень тяжело заниматься воспитанием детей и одновременно учиться. Для учёбы в привычном её понимании нужно посещать лекции, на что тратится большая часть дня и не у всех есть возможность оставить маленького ребёнка с кем-то для присмотра. Перерыв в карьере тоже таит немало трудностей. Современный рынок труда требует от специалистов постоянно повышать уровень своего образования, совершенствовать навыки и опыт. Это практически невозможно для мамы с детьми грудного возраста. Выйдя на работу, она может обнаружить, что сильно отстает от своих коллег и не может рассчитывать на карьерный рост. Дистанционное образование может дать шанс не потерять деловую хватку или вовсе обучиться совсем новому ремеслу и получить новую профессию. Во многих странах на государственном уровне существуют образовательные программы для молодых мам.

 

3.7 Несколько образований

Многие студенты выбирают дистанционное обучение, как второе высшее образование или третье. Ведь в быстроразвивающимся мире нужно успевать быстро учиться и осваивать новые навыки и профессии. С дистанционным образованием можно изучать несколько профессий параллельно не выходя из дома. Это даёт возможность сэкономить время, деньги и нервы.

 

3.8 Повышение квалификации

Оценив все преимущества дистанционного обучения, многие большие корпорации предлагают своим сотрудникам воспользоваться дистанционным образованием для повышения профессиональной квалификации с возможностью дальнейшего роста по карьерной лестнице. Данный фактор не только относиться к корпорациям, но и к просто занятым людям, который решили увеличить свой багаж знаний.

 

3.9 Невысокая стоимость

Данный фактор присутствует не во всех странах. Но в развитых странах дистанционное обучение обходится студентам на порядок дешевле очного обучения. Как показывает опыт ведущих университетов США, себестоимость дистанционного обучения существенно ниже, поскольку главным фактором себестоимости является оплата труда преподавателей, которая в общем итоге зависит от количества студентов на одного преподавателя. В случае дистанционного обучения это отношение может быть сильно изменено в сторону увеличения количества студентов на одного преподавателя. Отпадает плата за аренду помещений для большого количества учащихся. Так же студенту не нужно тратиться на проживание при университете и на проезд до него.

Практическая часть


1. Задачи, методология и процедуры исследования


Цель данной работы была изучить, какими факторами люди руководствовались, выбирая дистанционное обучение, какие жизненные ситуации могут сподвигнуть для выбора дистанционного обучения, а так же оценить платформу MOODLE.

Исследование проводилось с помощью опроса и интервьюированию молодых людей. В исследовании участвовало две группы. Первая это 18 мужчин и 20 женщин разных возрастов, которые получают или получали образование дистанционно. Вторая группа состояла из людей 50, которые не получали дистанционного образования. В таблице 5.1 представлены вопросы опросника, в таблице 5.2 показаны вопросы второго опросника.

Первой группе был представлен вопрос: Выбирая дистанционное образование, вы руководствовались факторами; ниже были перечислены факторы: мобильность в передвижении, работа параллельно с учёбой, проблемы со здоровьем, экономия времени, декрет, второе или третье образование, повышение квалификации, комфорт, не высокая стоимость обучения.

Второй группе так же был представлен вопрос: Какая жизненная ситуация могла бы вас побудить к выбору дистанционного обучения; варианты ответа были таковыми: Повышения квалификации на работе, повышение квалификации за счёт работодателя, приобретение второго/ третьего образования, декрет, инвалидность, расширение кругозора, мобильность, комфорт.

дистанционное обучение опрос интервьюирование

2. Результаты опросов


2.1 Первая группа

На рисунке 2.1 приведены результаты первого опроса.

Рисунок 2.1 Результаты опроса

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Для 26% опрашиваемых людей решающим фактором при выборе образования стал тот факт, что параллельно с учёбой, они хотели работать. Совмещать очное обучение с работой для них создало бы большой дискомфорт. Для 18% людей дистанционное образование стало решением для получения второго/третьего образования. Так же был большой процент женщин - 16%, которые воспользовались услугой дистанционного обучения во время декрета. Для повышения профессиональной квалификации дистанционным образованием воспользовались 13%.10% опрашиваемых решили сэкономить своё время с помощью данного вида обучения. У 8% людей выбор был связан с их здоровьем и ограниченными физическими возможностями. Меньшинством из факторов оказались: мобильность (выбрали 3% опрашиваемых), комфорт (3%) и невысокая стоимость обучения (3%).

2.2 Вторая группа

На рисунке 2.2 приведены результаты второго опроса.

Рисунок 2.2 Результаты опроса

При анализе ответов на вопрос второго опроса были получены следующие результаты. Большинство или 22% людей ответили, что воспользовались бы дистанционным обучением, если учебу оплатит работодатель. 18% опрашиваемых воспользовались бы данным видом обучения при уходе на декретный отпуск. 16% людей воспользовались бы дистанционным обучением в том случае, если бы получали второе или третье высшее образование. 14% решили бы учиться дистанционно, имея серьезные проблемы со здоровьем. Для 10% опрошенным мотивацией бы послужило воспользоваться данным обучением при повышении квалификации за свой счёт. Для 8% людей мотивацией бы послужила возможность в мобильности. Так же, 8% ответили, что начали бы учиться дистанционно для себя, ради расширения кругозора. Для 4% решающим фактором в выборе в пользу дистанционного обучения стал комфорт в обучении.

Плюсы такого выбора администрации очевидны:

это возможность начать использовать дистанционные технологии с наименьшими затратами;

отсутствие необходимости в установке дополнительного оборудования;

программного обеспечения, доступность оболочки.

Наряду с явными преимуществами существуют и отрицательные последствия такого решения:

увеличение бюрократии, потребуются различные формы отчётности, часто отсутствующие в бесплатных оболочках.

доработка программистами бесплатной платформы, как правило, утяжеляя новыми функциями, приводит к её некорректной работе, перегрузке, сбоям.

Основной минус бесплатных платформ в том, что - при развитии дистанционного обучения, расширении сферы использования дистанционного обучения в образовательном процессе - они перестают удовлетворять требованиям и запросам всех, задействованных в образовательном процессе: студентов, педагогических работников, администрацию учебного заведения.

Отмечается невозможность создания интерактивных курсов: небольшие возможности у блока тестирования, а именно - невозможность использования графики, различных типов вопросов, случайного выбора заданий для каждого обучающегося индивидуально, некорректная работа вне стен образовательной организации, слабый контроль и идентификация учебно-методических материалов и ограниченность форм статистической отчётности, а так же, перегрузка системы - всё это приводит к необходимости разработки собственной платформы или покупки полноценной системы у разработчиков.

Как уже отмечалось выше, используют чаще всего это - либо условно бесплатной системой, чаще всего это - MOODLE (около 90 %) - либо собственные разработки (не более 4 %). Лишь в 6 % случаев администрация образовательного заведения сразу принимает решение о закупке коммерческой платформы. Наглядные данные (в %) представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Используемые оболочки дистанционного обучения

Образовательное учреждение SIA Riseba входит в 90%. Данное учреждение предлагает обучение дистанционно с помощью систем MOODLE. В общем, платформа работает хорошо, но время от времени она работает не корректно:

были зафиксированы случаи, когда невозможна была сдача проверочных работ;

для студентов бывает тяжело получить обратную связь с преподавателями или найти контакты для коммуникации с ними.

Часто в системе указываются не корректные сроки сдачи проверочных работ. Учитель указал одну дату, в системе в меню показывается другое число. Из-за этого получаются стрессовые ситуации как для студентов, так и для преподавателей.

Так же можно отметить, что система визуально устарела и можно сделать более дружелюбное навигационное меню.

Выводы:

Упираясь на литературные источники и проанализировав проведённое исследование можно сделать вывод, что большинство людей получивших или получающих образование дистанционно, это те, кому нужно было параллельно учёбе работать - 26% опрошенных. По убывающей следуют люди, которые:

·        получают второе или третье образование - 18%,

·        потом, девушки/женщины, находящиеся в декретном отпуске - 16%.

·        Люди, которые не получали образование дистанционно заинтересованы в тех случаях, когда обучение человека оплачивает его работодатель - 22% опрошенных.

·        Большое желание в учёбе дистанционно может появиться у людей в декрете - 18%.

·        Так же, в данном виде образования заинтересованы люди с уже имеющимися степенями 16%.

В ходе исследования так же было выяснено, что малое количество людей осведомлено о дистанционном образовании, часто путают с заочным обучением. Люди не решаются на учёбу дистанционно из-за опасений, что полученный диплом не будет котироваться, устраиваясь на работу в других странах, а так же, для получения следующей степени образования.

Предложения:

.        Проводить рекламные компании по популяризации дистанционного обучения. Это могут быть визиты с презентациями в школах, вузах, родительских собраниях. Вещания в СМИ.

2.      Предлагать скидки:

·        Для женщин в декрете.

·        Для людей с проблемами со здоровьем.

·        Контракты с работодателями.

3.      Усовершенствовать/ сменить платформу дистанционного обучения.

4.      Предлагать первый месяц бесплатно учиться или демо обучение, чтобы человек мог попробовать обучение дистанционно для понимания, что это такое и нужно ли ему оно.

5.      Сделать обучение дешевле.

Заключение


Дистанционное образование даёт возможность быть более активными и идти в ногу со временем.

Результаты проделанной работы, что на выбор в сторону дистанционного обучения влияет множество факторов. Эти факторы очень индивидуальны. Прорабатывая только один фактор, должного результата не даст. Нужен комплексный подход для продвижения и популяризации дистанционного обучения. В тоже время большое количество людей не верят в дистанционное обучение. Так же сама система (платформа) нуждается в некоторых доработках.

Список использованной литературы и информационных источников

Похожие работы на - Факторы, влияющие на решение потребителя о выборе услуги (дистанционное обучение)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!