Трудоустройство молодежи как социальная проблема

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    516,03 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудоустройство молодежи как социальная проблема

Введение

Рынок труда в России обусловлен формированием как сложившейся в стране экономической ситуацией, так и внешними условиями.

Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости сильно изменило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого ресурса в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций. Недостаточная занятость данной группы трудовых ресурсов приводит к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: демографическому спаду, оттоку рабочей силы в теневой сектор экономики, ухудшению криминогенной ситуации, ослаблению пенсионных гарантий, отсутствию преемственности молодежи в сфере государственного управления.

Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной трудовой занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис.

Создание условий для адаптации и мобильности молодежи позволит ей быстро приспосабливаться к новым условиям труда, использовать новые технологии и продукты НТП, способствует накоплению человеческого капитала.

На данном этапе развития общества молодежный рынок труда характеризуется избыточным предложением престижных и высокооплачиваемых специальностей и недостатком квалифицированных специалистов. Особую значимость приобретает устранение причин количественной и качественной асимметричности на молодежном рынке труда. Правовой незащищенности молодежи, низкой конкурентоспособности последней по сравнению с другими группами трудовых ресурсов, отсутствия у молодых людей мотивации к труду, адекватной сложившимся экономическим условиям, ограниченности территориальной мобильности, неполноты учета и регистрации безработной молодежи.  Решение этих вопросов требует особого внимания к концептуальным основам исследования молодежного рынка труда. Есть необходимость обращать внимание не только макро-, но и микроэкономических функций данного сегмента и обоснования принципов его регулирования с целью разработки механизма обеспечения эффективной занятости. Все это и определяет социальную значимость данного исследования.

Проблема трудоустройства молодежи в настоящее время является предметом многочисленных исследований в отечественной науке и практике. Этому аспекту посвящены работы Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, В.А. Гневашевой, И.К. Золотовой, Э.В. Клопова, Г.И. Никитиной, Е.М. Прониной, А.В. Ткачука и многих других. В работах этих и других авторов проблема занятости молодежи рассматривается в общем виде, анализируются статистические показатели занятости, выделяются региональные особенности и т.д. Вопрос же об изучении факторов, влияющих на трудоустройство молодежи, и способов их регулирования на микроуровне практически недостаточно изучался. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических и практических результатов исследования на практике работы с молодежью, связанной с проблемой трудоустройства трудоустройством.

Из всего выше сказанного мы можем сформулировать цель нашего исследования.

Цель исследования -  изучение трудоустройство молодёжи, как социальную проблемы на примере г. Вологда

Объект исследования - проблема трудоустройства молодёжи в Вологде.

Предмет исследования - факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодёжи в Вологде.

 исследования - проблема  молодежи зависит от  двух групп : психологических ( мотивация молодежи,  профессиональных целей на  получения «как  большего » завышенные требования при , и т.д.) и социально-экономических (негативное  работодателей к молодым , низкая  плата, недостаточный  квалификации специалистов и др.).  регулирования проблемы  молодежи  от работы с этими  группами проблем.

Задачи исследования:

. Изучить  аспекты  молодежи.

. Рассмотреть на  факторы, влияющие на  трудоустройства молодежи на  уровне.

.  способы регулирования  трудоустройства молодежи и методы решения.

1.Аспекты изучения  трудоустройства

.1 Общая характеристика  трудоустройства молодёжи

Молодежь - это социально-демографическая , выделяемая на  возрастных  социального положения  людей, их места и  в социальной  общества, их специфических  и ценностей.

Безработица -  явление, при котором  экономически  населения, желающая  на условиях найма или  собственного дела, не  реализовать (свою  силу из-за от подходящих рабочих  (предложений) и  вследствие этого  дохода (заработной ).

К безработным в соответствии с законодательством Рос Федерации относят  граждан, не имеющих  и заработка (трудового ), проживающих на  России, зарегистрированных в  службы занятости по  жительства в целях  подходящей , ищущих ее и готовых  к ней. [21]

Проблемы  молодежи в России  уже достаточно  корни, берущие  начало с первых лет  нашего государства.

На  семидесяти с  лет государство являлось  основным работодателем. До  1991 г. действовал  закрепленный  всеобщей занятости. Для  предприятия регламентировался  и профессионально - квалификационный  работников (в том  и по возрастному признаку),  оплаты труда, их  обладали чрезвычайно  полномочиями по  и увольнению кадрового , сфера занятости  лишена гибкости. На  предприятий  излишки рабочей , которые, по различным , к началу 90-х  составляли от 10 млн. до 20 млн. , и, несмотря на это администрации все  предписывалось нанимать  силу.

Высокий  безработицы  молодежи сегодня  неоспоримым фактом.  и то, что борьба с молодежной , порождающей  незащищенность и ощущение , могла бы внести  вклад в развитие  экономики. По  Международной Организации  (далее, МОТ),  уровня безработицы  молодежи  обеспечило бы прирост  валовой внутренний  (далее, ВВП).  того, те, кто  начал трудовую , имеют меньший  длительной безработицы в . По данным  организации труда (), половина безработных в  - люди в возрасте до 24 лет. За  десятилетие  безработицы среди  резко возрос и  рекордного уровня в 88 млн. . [7]

Положение  в обществе определяет ряд  и субъективных факторов:  финансовой обеспеченности,  реализовать  в профессиональной сфере,  получить образование,  карьеру, обеспечить  гражданские  и социальные гарантии.  безработица выделяется при  проблем трудоустройства  в силу  остроты ее негативных . Молодые люди,  на рынок труда ( лет)  по возрасту, полу,  уровню, жизненным . В данной социальной  можно , три подгруппы, каждая из  имеет свои  черты. Молодежь в  от 14 до 18 лет представляют в  учащиеся школ, , колледжей и вузов. В  период человек  важные  ценности, нормы  в обществе и стремится  к существующим условиям.  задачей  периода является  предстоящей профессии.  в отличие от молодежи  развитых , где возраст вступления в  жизнь объективно , российская молодежь  раньше  в трудовые отношения. Уже  почти 80% молодёжи  свои первые  до 18 лет. Такая  должна бы привести к  результатам. Однако это не так:  трудовая деятельность не  в полной  получить должное , что изначально предполагает  уровень квалификации.

категория -  люди 18-24 лет,  или завершившие профессиональную , а также отслужившие в . Данная  достаточно уязвима на  труда, так как не имеет  профессионального и социального  и, как следствие,  конкурентоспособна.

В возрасте от 25 до 30 лет  люди в основном уже  свою профессиональную  и имеют  опыт работы. В  период жизни у  из них уже есть семья, и они  высокие  к предлагаемой (будущей) .

Анализ востребованных  для молодежи показал, что  большое  людей желающих,  работать в области , далее спросом  разнообразные  о работе в сфере  технологий, так же необходимы  с экономическим образованием.  вакансии  часто встречающиеся  с бухгалтерией, должностями , администраторов. Для рынка  молодёжь  мобильна, так как низкий  квалификации, а также  высокий уровень . Чаще  без работы остаются  граждане, имеющие  трудовой деятельности. Сег еще нельзя  о высоком уровне  адаптации к реалиям  экономики, а также о  представлениях  о характере спроса на  труда. Таким , сложившаяся ситуация на  молодежном  труда является  напряженной. Проблемы  молодых граждан во  связаны с  сокращением рождаемости,  физического и психического  здоровья, а снижением  жизни  и влиянием социально-экономических  на образ жизни  человека. Трудовая  молодежи  в условиях противоречивых и  структурных изменений во  социальных и экономических .  Поэтому  к решению проблемы  должен быть , так как молодёжь крайне  по возрасту,  и профессиональному уровню.

В  Российской Федерации  о гражданах России  право на  в условиях, отвечающих  безопасности и гигиены, на  за труд без какой бы то ни  дискриминации и не  установленного федеральным  минимального размера  труда, а также  на защиту от . [16] По Трудовому  возраст, с которого  заключение трудового  Заключение  договора допускается с , достигшими возраста 16 лет в  получения общего , либо  освоения основной  программы общего  по иной, чем очная,  обучения,  оставления в соответствии с  законом общеобразовательного  трудовой договор  заключать , достигшие возраста  лет для выполнения легкого , не причиняющего вреда их здоровью(в ред.  законов от  № 90-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-, от 01.12.2007№309-ФЗ) (ст. 63)2.  включения гражданина  в трудовую  достигает 15, Но если до  16 лет их уволят, то по Ф Закону РФ «О  населения РФ» (ст. 3) безработными они не  [18]

внимания требует  несовершеннолетних безработных.  исследованиям, они обладают  уровнем  о состоянии рынка , возможностях профессионального ; незнанием основ  законодательства;  к самостоятельным действиям на  труда; низкой  при решении вопросов ; отсутствием  работы, профессии (). Среди наиболее , обладающих деградационным  эффектом в  развития общества  следует отметить  общего среднего  у многих  граждан не достигших 18 лет,  причинами этому : во-первых, имеющаяся у  школ,  Закону РФ «Об образовании»,  избавляться от «трудных » и, во-вторых, отсутствие  у части школьников продолжать .[17] Наблюдается  скачок числа , не включенных в  или прекративших его до достижения 15 лет.  отмена всеобщего, «», среднего образования  определенную  подростков, не желающих  учиться и оказавшихся на  труда до достижения  возраста, в  сложные условия  в трудовую деятельность.

По  и сложности работ,  может  молодой человек в  с российским законодательством,  условно разделить  молодежь на  группы:

) от 14 до 18 лет - несовершеннолетние , выполняющие временные  на основе частичной  и ответственности;

) от 18 до 30 лет -  участники, в основном  и студенты, занятые на  и временных работах, а  участники,  занятые во время ;

) молодые люди,  профессиональное образование и  поиск 1- рабочего места. По  к 1-й группе предусматривается  содействия в организации  практики и  молодых людей к  и решению задач . В отношении 2-й группы  будут  мероприятия, направленные на  эффективных самостоятельных  с участниками рынка , стимулирование  творческой активности  и ее ответственности за свое .

Применительно к 3-й группе  эффективные  и механизмы взаимодействия  рынков труда в  вопросов трудоустройства . Труд  от 14 до 15 лет является результатом  уровня жизни . Несомненно, чем меньше  заинтересована в  деятельности, как следствие  доход семьи,  подростку приходится  работу.  семья в данном  может стимулировать  образования и выход на  труда  работника. Существует  опасность закрепиться в  неквалифицированного физического , что чревато  работника, переходом его в  слои общества.   подростков в возрасте от 14 до 15 лет в  деятельности, не  прекращением получения  (например, в период  школьных каникул),  оцениваться как  явление, отвечая  подростка и общества. В  случае подросток  к трудовой  в выборе стереотипа  поведения в рыночной . Поэтому федеральные и  программы  должны предусматривать  специальных программ,  бы были направлены на  подростков к  деятельности без  для образовательного процесса. [1]

По  Е.Г. Слуцкого и А.В. Кострикина,  работы  6 месяцев ведет не  к утрате трудовых  и деквалификации, но и появлению  в себе, . Статистика позволяет  достоверную информацию об  безработицы и преступности.  не на труд, а на « делать деньги»,  дохода любыми  не только подтверждается  социологических , но и подогревается соответствующей  потребительского образа . [20]

Особенность положения  на российском  труда определяется  факторами:

) Стереотипы.  работодателей негативно  к молодым  обосновывают тем, что у них отсутствие  трудовой деятельности и  выстраивать  в рабочем , излишняя эмоциональность и  поведения, т. е. все то, что свидетельствует о  незрелости человека,  уровне его  в обществе. Влияние  стереотипов приводит к  отношению к молодым  на рынке .

) Необоснованное пред молодежи о путях тации в сфере  и занятости. Это  в выборе будущей , а в дальнейшем - в определении  собственного трудоустройства.  изначально  из идеальных представлений  профессии, что зачастую .

) Падение престижа производственного труда для тельной части  людей. Основную  безработной молодёжи  выпускники , а это примерно 25%. Наибольшим  у молодежи пользу такие профессии, как  и бухгалтер, , юрист, творческий , программист, предприниматель. А  рынок квалифицированного  характеризуется  сложностями трудоустройства  специалистов. Проблема  стоит в малых  и сельских . Квалифицированные молодые  часто меняют , что в дальнейшем может  к дисбалансу в  структуре рабочей . Молодёжь отдаёт  материальной выгоде, а не  труда, что  способствовать подъему  страны. [15]

, сегодняшняя ситуация с  молодежи  под влиянием ряда , среди которых:  изменения экономической  и, соответственно,  уклада в результате  90-х годов,  всего - приватизации;  в конце  года распределения  и внедрение коммерческих  в деятельность учебных ; снижение  социальной защиты и  гарантий, как следствие -  количества молодых , не готовых к  в трудовую деятельность в  различных социальных  (сирот, выпускников  домов, , матерей-одиночек, наркозависимых, , детей из неблагополучных  и др.); приток в крупные  мигрантов, в том  - нелегальных; деформации в  ориентациях, жизненных  и психологических установках  людей.

Все эти  привели к возникновению  трудоустройства, которые  следующими особенностями:

 возрастной  начала трудовой  молодежи, которое, в  очередь, приводит к  в получении  образования и квалификации;

 получение молодыми  образование, что не соответствует  требованиям в  к определенным  услугам.

 Утрата  навыков, как последствие не  после  обучения;

большая  молодежи используется как,  рабочая силы,  не имеет  заработка, оформляется не  (т.е. работает без социального  и получает заработную  «в конверте»), не  пользоваться своими , закрепленными Трудовым  РФ;

несоответствие профессиональных  к работникам со  работодателей и наличие у  специалистов определенных  при поиске работы, не  с реальным  дел на рынке труда - все это  затрудняет процесс  молодежи.

1.2 Проблема  молодёжи в  Вологда

Проблема  молодёжи бесспорно  города Вологда.  На  день на  в центре занятости  600 человек в возрасте до 29 лет. С  2017 года за  в поиске  работы в отделение  населения по городу  и Вологодскому району КУ ВО « Вологодской » обратились 2440 , зарегистрированных в  Вологде, из них:

,4 % (1132 .) - составили ,

,6 % (600 чел.) -  в возрасте до 29 лет,

,3 % (130 .) - инвалиды

,9 % (486 .) - длительно ( 1 года) неработающие.

Из 600  имеют высшее  169, среднее (начальное)  204, 11 классов 48 ,9  115 и не имеющие основного  образования 64. Можно , что проблемой трудоустройства  с высшим и  профессиональным образованием  завышенные требования к  работе. А те, кто имеет  9 или 11 классов или  не имеет основного  образования не подходят .

Наиболее важной  является  уровень подготовки , что ведёт к росту  молодых.

В условиях ных преобразований,  право на труд  через личностную , проблема занятости  приобретает  остроту и требует  изменений в системе .

Зачастую на данном  развития  происходит перенасыщение  труда специалистами с  профессиями и недостаточная а специалистов по  специальностям по  несбалансированности  подготовки с рынка . Это говорит о нарушении  между спросом и  на рынке образовательных  и рынке  на специалистов. О переизбытке  по связям с общественностью и о специалистов по маркетингу.  безработица  острой социально-экономической , которая углубляется  несовершенства законодательной , отсутствия  государственной стратегии  молодежи, несоответствия  услуг потребностям , слабых  стимулирования работодателей к  молодежи. Последствие  низкая конкуренция  кадров,  становится безработной или  в теневом секторе .

Среди причин,   затрудняют  молодежи, следует , такие как: соответствие не в  мере специалистов  заведения  рынку труда;  рабочих мест по  специальности; несоответствие  выпускников  работодателя; недостаточный  взаимодействия между  заведениями и работодателями;  заказ на под кадров не отвечает  требованиям рынка ; недостаточно высокие  зарплаты  работников; низкий  статус некоторых ; завышенный уровень ; недоста уровень профессиональных ий; отсутствие желания  квалификацию.

Мало  молодёжь  из-за некоторых : отсутствие стажа  и профессионального ; отсутствие  ценностей, духовно- ориентиров; отсутствие  представлений о содержании ; ухудшение  работы учащейся молодёжи в  сессий; молодежь  мобильна, усилия, за на их обучение,  оказаться потраченными зря.

В  с недостаточным уровнем  квалификации, слабой  средне  и высших учебных  к изменениям, отвечающим  в экономико-отраслевой и социальной  предприятий, , вышедшие на рынок  в поисках первой , характеризуются малопривлекательным для работодателей сочетанием довольно  уровня теоретической и ской подготовки с  полным о практических навыков.

Многие работодатели практически не  пропагандой рабочих , не имеют  с учебными заведениями, не заботятся о кадровом . На практике работодатели  в штаты  предприятий выпускников с  существенного понижения  работника и экономии  заработной , по причине «навязываемой»  администрациями  целевого квотирования  в пользу .

Образовательные учреждения недостаточно ориентированы на подготовку , обладающих теми профессиональными и личностными , которые действительно  работодателями.

Одна из  претензий работодателей к  заведениям - ото теоретических знаний х специалистов от практики. По усугубляется низким  взаимодействия й и учебных учреждений  разработки  программ, содействия  выпускников.

рынка труда и  образовательных услуг  решение проблемы ьно-экономической  выпускников к рынку . Проблемы поствузовской  вынуждают выпускников  модели поведения за пределами, включая  и выезд из страны.

В  время  характерной  становится ориентация  на получение определен статуса в  за счет наличия  о высшем образовании. К  в сфере молодежной  относят: для  приоритетными являются  атрибуты профессии;  квалификация  не соответствует  потребностям рынка ; мотивом получения  образования  достижение в  высокого уровня  обеспеченности и  статуса. Ситуация,  на российском  рынке труда в  годы, является о напряженной и характеризуется  к ухудшению.  масштабы как регистрируемой, так и  безработицы среди , увеличивается ее продолжительность.

2.Факторы влияющих на трудоустройства молодёжи

2.1 Программа

Структура  данного социологического  состоит из трех : методологической, методической и . Методологическая  программы содержит:  цели исследования,  объекта и предмета , анализ  понятий, формулировку  и задач исследования.  часть определяет  логической  сбора информации.  часть программы  в себя технику , описание  сбора, обработки и  информации. Такая  структура программы  помогает  ошибок в процессе  исследования и анализа его .

2.2 Методологическая основа

Цель  работы исследовать  трудоустройства молодёжи на  города Вологды,  сложившуюся  трудоустройства в городе.  является молодёжь в  от 14 до 29 лет.

Гипотеза исследования -  трудоустройства  зависит от влияния  групп факторов:  (трудовая мотивация , смена  целей на цели  «как можно  заработка», завышенные  при трудоустройстве, и т.д.) и  (негативное отношение  к молодым специалистам,  заработная плата,  уровень кв специалистов и др.).

Осуществляя  методики исследования, мы  комплексом теоретических и  методов,  которых дает  с наибольшей достоверностью  сложные и многофункциональные .

В данной , используются следующие  методы исследования:  документов - для сбора  о деятельности ; опрос - для анализа  трудоустройства молодёжи; для  полученной информации -  анализа,  и группировки статистических .

Для проведения социологического  был выбран метод . Данный  имеет как положительные, так и  стороны. К плюсам  отнести скорость  результатов и  небольшие материальные . Минусы анкетирования  в том, что полученная информация  очень

Методы анализа,  и группировки статистических , помогли упорядочить и  полученные .

Для проведения данного , исходя из своего , знаний, имеющейся , был применен ряд , которые позволяют  изучить исследуемую , ее аспекты и параметры.  выбранный ряд  исследования определяет  достоверного результата.

2.3  департамента труда и  населения  области «Центре  населения Вологодской »

Местом сбором  данных был  труда и занятости  Вологодской области « занятости населения  области»,  в городе Вологда  М. Конева 15. Цель и -  изучение проблем  молодежи на  города Вологда.

занятости населения () - местное отделение  занятости,  работающие с населением в  труда и занятости,  оказывает государственные  населению в  занятости.

Основные  службы занятости :

) контроль и надзор за  трудового  и иных нормативных  актов, содержащих  трудового права,  о занятости , об альтернативной гражданской ;

) деятельность по предупреждению,  и пресечению нарушений  Российской  в закрепленных сферах  до внесения соответствующих  в Кодекс Российской  об административных ;

) организация альтернативной  службы;

) организация и  государственных услуг в  содействия  населения и защиты от , трудовой миграции и  коллективных трудовых .

Направления деятельности центра занятости :

•Прием граждан и  населения, регистрация в  оказания  в трудоустройстве, признания , профессионального обучения,  и выплаты пособий по , стипендий в  обучения по направлению  занятости населения,  материальной и иной  безработным  и членам их семей,  на содержании.

•Информирование  государственного управления, , предприятий и  о положении на рынке , спросе и предложении на  силу, возможностях , профессиональной .

•Организация и проведение  по активной политике , специальных программ:  работы,  трудоустройству особо  категории граждан,  дополнительных рабочих  по временной  безработных и несовершеннолетних  в каникулярное время и т.д.

• программ социальной  граждан,  работу и безработных.

• профессиональной адаптации,  психологической поддержки,  и направление на  обучение, переподготовку,  квалификации безработных

•Разработка, внесение , участие  с органами самоуправления, , профобъединениями работников в  и реализации мероприятий по  занятости в  массового высвобождения в  с ликвидацией предприятия.

• и выплата пособий по , стипендий и  помощи на условиях и в , установленных законодательством о .

•Формирование, ведение и  банка  о рынке труда, в т.ч. о  и предложении на рабочую .

Услуги, предоставляемые  занятости

1.            в поиске подходящей

Главное направление  службы занятости  - это социальная  населения через  в трудоустройстве и активизация  на рынке труда.  консультируют , обращающихся в службу  о возможностях получения , о требованиях, предъявляемых к  и работникам.

услуги:

•граждане  Федерации;

•иностранные ;

•лица без гражданства.

Для  услуги  в поиске подходящей  граждане, впервые  в учреждение службы  (центр  населения), представляют  документы:

•Заявление-анкету о  услуги содействия в  подходящей . (Заявление-анкета заверяется  подписью гражданина).

• гражданина Российской  или документ, его , (для граждан  Федерации); документы,  личность и гражданство  гражданина, ( для  граждан); документы,  личность, (для лиц без ). Документы, составленные на  языке,  переводу на русский . Верность перевода и  подписи переводчика  быть  заверены.

•Трудовую  или документ, ее заменяющий, ( граждан, впервые  работу, т.е.  не работавших). Дополнительно для  опыта работы по  (специальности) граждане  представить  договоры, служебные , договоры гражданско-правового .

•Документы, удостоверяющие  квалификацию .

•Граждане, впервые  работу (ранее не ), не имеющие профессии (), представляют  об образовании.

•Справку о  заработке за последние три  по последнему месту  кроме , впервые ищущих  (ранее не работавших).

• программу реабилитации , выдаваемую в  порядке, (для , являющихся инвалидами).

Для  услуги содействия в  подходящей  при последующих обращениях  представляют следующие :

•Паспорт гражданина  Федерации или , его заменяющий, для граждан  Федерации; документы,  личность и гражданство  гражданина, для  граждан; документы,  личность, для лиц без гражданства.

• программу реабилитации , выдаваемую в  порядке, для граждан,  инвалидами.

Результат  услуги содействия нам в поиске  работы:

Результатом  государственной услуги  гражданам в поиске  работы  получение гражданином  из регистра получателей  услуг в сфере  населения ( вакансий и работодателей),  сведения о свободных  местах (вакантных ) или об отсутствии  подходящей работы, а  направления на работу.

услуга предоставляется . Граждане,  право на неоднократное  данной государственной .

. Профориентация - это процесс  гражданином  вида трудовой , в которой он хочет  проявить, осознание  склонностей и  к этому виду  и способах приобретения , умений и навыков для  конкретной .

Услуга по организации  ориентации граждан  для тех, кто хочет определиться с  подходящей . Это дает определенность в  профессии, специальности,  трудовой деятельности.  сможет  и правильно определиться :

•выяснит свои  интересы;

•выявит  профессиональные ;

•определит для себя  привлекательности работы;

• подробную информацию о  и о существующем  на современном рынке  и соотнесет свои  и способности;

•определит  сильные и  стороны по отношению к  области профессиональной .

Все это любой гражданин  обсудить с консультантом центра .

В чем заключается услуга по  профессионального ?

Данная  проводится как индивидуально, так и в . Начинается профессиональное  с консультационной беседы с , в процессе  выявляются причины,  или затрудняющие профессиональное . Затем при согласии  (получателя  услуги) проводиться , которое не требует  подготовки или каких-либо  знаний.  может проводиться с  программно-технического комплекса или в  письменной форме. По  консультирования  выдает заключение в  форме о возможных  профессиональной деятельности,  соответствующих  качествам человека.

Для  государственной услуги  собрать перечь :

•заявление-анкета или  гражданина с предложением  центра занятости  о предоставлении государственной  по организации  ориентации (выдается в  занятости);

•паспорт или  его заменяющий;

•документы,  профессиональную  - для граждан, имеющих ;

•документ об образовании - для , не имеющих специальности;

• программа  инвалида - для граждан,  к категории инвалидов.

профессии проходит по  алгоритму: н ознакомиться с профессиями,  главный критерий  будущей работы и  несколько,  подходящих профессий.  изучить способности , ищущего работу и  их с его интересами.  те профессии, где совпадают  и способности. Далее  узнать, какие из них  на рынке  в той местности, где человек  жить. Обязательно  получить профессиональную  в училище,  или институте.

. Профессиональное

Образование состоит из  последовательных этапов,  самостоятельными, но  целями и средствами их . На первом этапе у  члена общества  система  знаний, приемов  деятельности, трудовых , на втором - комплекс  знаний и , опыт творческой . Третий этап - это  углубление, обновление,  профессионально  умений, обеспечивающих  эффективности труда.  четвертого этапа  параллельно с  первых трех . Целью последнего  является формирование у  общества  и умений, не связанных с  деятельностью (реальной или ), а обеспечивающих удовлетворение  интеллек потребностей человека.

образование - это формирование  направленности и системы  и профессионально  знаний, навыков, , приобретение опыта для  профессиональных типовых .

Цель  образования - подготовка  работника, с соответствующим , качеством и профилем , конкурентоспособного,  владеющего профессией.  образование является « приобретением обучающимися , необходимых для  определенной работы, оно не  повышением образовательного .

Профессиональное обучение  граждан и  населения

Профессиональное  безработных граждан и  населения может  по дневной или ,  или индивидуальной формам.  быть укоренным с  опыта , уровня профессиональной  обучаемых, совмещаться с  граждан в оплачиваемых  работах.  обычно носит , краткосрочный характер и  вероятность трудоустройства  по полученным , специальностям, роду  деятельности. Безработным  предоставляется возможность  в процесс  круглогодично.

Профессиональное  безработных граждан и  населения осуществляется:

•в  образовательных  начального, среднего и  профессионального образования;

•в  учреждениях системы  квалификации и  кадров;

•в учебных  предприятий (учебно-курсовых , учебных пунктах, , постоянно  курсах);

•в учебных , создаваемых службой ;

•в негосударственных организациях ( учреждениях).

.  поддержка безработных

Данная услуга  на повышение мотивации  гражданина к , активизацию позиции по  работы и трудоустройству,  сроков поиска  и трудоустройства,  разрешение или снижение  психологических проблем,  профессиональной и социальной , повышение  к существующим условиям,  профессиональной карьеры  оптимизации психологического .

Безработные  имеют право на  обращение за услугой.  по психологической поддержке  специалистами  занятости населения,  специальную подготовку по . При предоставлении услуги  строго  принцип конфиденциальности  и защита персональных  безработного.

Данная  услуга  гражданам, признанным в  порядке безработными в  с законодательством о занятости . Услуга  бесплатно.

Для получения  необходимо обратиться к  центра занятости,  государственную  по поиску подходящей . Затем заполнить  и принести с собой  программу  для граждан, относящихся к  инвалидов. Если  состоит на учете в  занятости  время, специалист  занятости населения  предложить получить  государственную  по психологической поддержке. В  случае гражданину  согласиться с данным , зафик свое согласие .

После оформления  документов (заявления-анкеты или  с предложением  центра занятости ) специалист центра  населения, осуществляющий  услуги по  поддержке, определит  оказания данной  услуги: или групповые .

Во время оказания  проводятся беседы со  (психологом), с целью  моральной и  поддержки. Совместно со  ищется решение  обратившегося человека,  причины,  трудоустройству, ищутся  реализации потребностей , определяются пути и  самореализации.  Для  личностных качеств и  психолог может  пройти тестирование или  тренинг.

На  тренинге человек  осознать свои , которые ощущаются как  к профессиональному , избавиться от внутренних  и страхов, проработать  ситуации. С помощью  участников , человек осознает, как его  окружающие люди. Это  ему выявить и в дальнейшем  эффективно  свои положительные . Во время оказания , совместно со специалистом  занятости  (психологом), ищется  практического решения  трудоустройства.

.  Социальная

Профессиональная,  и социальная адаптация - это  мер, способствующих профессиональному  работника, формированию у  соответствующих  и профессиональных качеств,  и потребностей к активному  труду, достижению в уровня .

Государственная услуга по  адаптации безработных  на рынке труда  на удовлетворение  граждан, признанных в  порядке безработными, в  навыков активного,  поиска . Таких как составление , проведение деловой  с работодателем, самопрезентация,  последствий  безработицы, повышение  к труду. Данная  способствует сокращению  поиска  работы за счет  у безработного гражданина  жизненной позиции.

данной  могут граждане,  в установленном порядке  в соответствии с законодательством  Федерации о  населения.

Услуга  при наличии одного из  оснований:

•личного  безработного  с заявлением-анкетой о предоставлении  услуги по социальной  безработных граждан на  труда;

• работника центра  населения о предоставлении  гражданину государственной  по социальной  безработных граждан на  труда, согласованного с  гражданином.

Работник  занятости  предлагает воспользоваться  в случаях, если  гражданин:

•испытывает  в поиске ;

•впервые ищет  (ранее не работал);

• возобновить трудовую  после  (более одного ) перерыва;

•состоит на  в органах службы  более 6 ;

•утратил способность к  работы по прежней  (специальности).

Услуга  предоставляться в  проведения занятий с  безработным гражданином (по  форме проведения) и () с группой  граждан (по групповой  проведения). При предоставлении  услуги по групповой  проведения  осуществляется профилирование  граждан.

После  необходимых документов,  назначается  проведения занятий. На  (количество которых  от 2 до 6) будут предложены , изучив , человек сможет  осуществлять поиск  и быстрее трудоустроиться.

темами :

•получение навыков  поиска работы;

• навыков делового ;

•составление ;

•отработка техники  переговоров;

•отработка  делового общения с  и самопрезентации;

• активной жизненной ;

•планирование карьеры.

проводятся в деловой и  обстановке  центра занятости . Занятия могут  и в форме деловой , на которой  граждане отрабатывают  общения с работодателем,  навыками телефонных .

Результатом  государственной услуги :

•получение безработным  навыков самостоятельного  подходящей , составления резюме,  деловой беседы с , самопрезентации;

•получение  о предоставлении  гражданину государственной  по социальной адаптации  граждан на рынке .

Государственная  предоставляется бесплатно.  государственной услуги  право на неоднократное  за государственной .

. Самозанятость

В целях  потребностей рынка  в расширении производства  и услуг,  возможностей занятости  путем развития  деятельности, служба  населения  безработным гражданам  в организации самозанятости.

услуга по содействию  безработных  на рынке труда  на удовлетворение потребности  в труде, которые уже  вид деятельности,  организацию самозанятости и  в эффективности этой .

Данная услуга  гражданам,  в установленном порядке  в соответствии с законодательством  Федерации о занятости  и желающие  предпринимательскую деятельность.

предоставляется при наличии  из следующих оснований:

• обращения  гражданина с заявлением-анкетой о  государственной услуги по  безработных граждан на  труда;

• работника центра  населения о предоставлении  гражданину государственной  по самозанятости  граждан на рынке , согласованного с безработным .

После оформление  или получения  безработного гражданина на  данной услуги,  центра занятости  должен  личные качества  предпринимателя.

При оценке  качеств потенциального  принимается во , имеющееся у гражданина , профессия, опыт , его финансовые возможности. В  программы  граждане могут  информацию о возможности  собственное дело,  консультации , пройти тестирование на  способностей к ведению  деятельности, пройти  по курсу « предпринимательства». Им также  быть оказана  в составлении бизнес-плана и  финансовая  на организацию самозанятости и  рабочих мест для  безработных граждан.

составления , для получения субсидии  гражданин представляет  документы:

•заявление на  субсидии;

• организации предпринимательской .

Бизнес-планы направляются  занятости на экспертизу.  получения  заключения экспертизы  между безработным  и центром занятости  договор на  субсидии.

Безработный  регистрирует в установленном  предпринимательскую деятельность,  центру  выписку из Единого  реестра юридических лиц или  государственного реестра  предпринимателей.  этого центр  населения перечисляет  на лицевой счет . Субсидия на  самозанятости предоставляется в  12-кратной максимальной  пособия по безработице и  (12*4900 ) = 58 800 , увеличенной на размер  коэффициента.

До истечения 3-х  с момента получения  гражданин  предоставить в центр  населения документы о  использовании субсидии, в  с представленным  (кассовые чеки и  кассовых чеков,  чеки, квитанции к  кассовым , квитанции - бланки  отчетности, счета-фактуры,  поручения, договора,  накладные,  приема-передачи выполненных  (оказанных услуг) и  документы). В случае  рабочих  для трудоустройства безработных  документы, подтверждающие  безработных граждан на  рабочие  (копии трудовых , заключенных с безработными , трудоустроенными по направлению  занятости на  дополнительные рабочие  и копии приказов о  их на работу).

В перечень  расходов на  предпринимательской деятельности :

•расходы на аренду  помещений, используемых для  предпринимательской ;

•расходы на косметический  здания (части ), сооружения, используемых для  предпринимательской  и находящихся в собственности  гражданина или предоставленных ему в ;

•расходы на приобретение (, реконструкцию)  средств (здания или его ), сооружения, оборудования,  (в том числе офисной), , электронно-вычислительной  и иного оборудования для  информации, периферийных , копировально-множительного оборудования,  техники,  аппаратов, факса и );

•транспортные расходы,  с доставкой приобретенных  средств, , материалов, топлива,  частей, товаров,  и продукции растениеводства;

• на приобретение , расходных материалов, , запасных частей;

• на лицензирование предпринимательской  и сертификацию  и услуг;

•расходы на  доступа телефонной  (установку телефонов);

•, связанные с  присоединением энергопринимающих  (энергетических установок) к  сетям;

•расходы на  программного ;

•расходы на приобретение  и продукции растениеводства ( сельскохозяйственном виде  деятельности);

• на приобретение товаров ( торговом виде  деятельности);

•иные , предусмотренные . Результатом предоставления  услуги являются  безработным гражданином  знаний и  на ведение собственного  (занятия предпринимательской ) и получение реальной  субсидии на  предпринимательской деятельности. Государственная услуга предоставляется . Получатели государственной  имеют  на однократное обращение за .5.

2.4 Анализ результатов исследования

Рассмотрим полученные результаты по сбору данных за 5 лет по трудоустройству молодёжи в департаменте труда и занятости населения Вологодской области.

Таблица 1- Молодёжь (в возрасте до 29 лет), обратившаяся в центр занятости с проблемой трудоустройства.


Анализируя ситуацию можно наблюдать, что численность молодёжи, которая ищет работу растёт, так, например, в 2013 году было зарегистрировано 1682 человека, а уже в 2015 году 3245 человек, что уже на 1563 чел. больше. А в 2016 наблюдался спад роста обратившихся, а за 4 месяца 2017 года численность уже достигла 600 человек, что подтверждает актуальность проблемы трудоустройства молодёжи не зависимо от полученного образования.

Центр занятости проводит программы по трудоустройству молодёжи:

) временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет

) трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

) трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников.

Рис.1- временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет

Из рисунка 1 мы видим, количество участников программы до 2015 года снижается, а в 2016 возрастает.  Можно предположить, что несовершеннолетняя молодёжь в 2014 и 2015 годах пыталась обойтись без помощи центра занятости, но в 2016 году численность обратившихся растёт.

Рис.2- Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

Из данного рисунка мы видим, что 2013 и 2016 году молодёжь испытывала больше трудностей в поиске работы, поэтому обращалась за помощью в центр занятости, можно предположить, что это было связано с началом экономического кризиса и молодые кадры попали под волну увольнений, так как имеют меньше опыта, чем остальные сотрудники.

Рис.3 Трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников

Рисунок 3 наглядно показывает, что выпускники ВУЗов не попадают под данную программу, а те, кто попадают имеют большие амбиции и стараются самостоятельно найти работу по профессии, но уже за 4 месяца 2017 года, когда ещё не закончился образовательный процесс в техникумах и колледжах и других учебных заведениях, в центр занятости обратился 1 человек, что можно предположить, что в дальнейшем возможно будет большой рост числа желающих обратиться за помощью по трудоустройству.

Так же центр занятости занимается профобучением и переподготовкой молодёжи

Рис.4 Количество участников профобучения

По рисунку мы видим, что в переподготовке и профобучении молодёжь нуждается всё меньше и меньше, потому что зачастую она ищет работу по специальности и не желает проходить лишний раз профобучение или переподготовку.

Непосредственно, когда молодёжь находиться в поиске работы порой нуждается в социальной адаптации, такие услуги предоставляет центр занятости

Рис.5 Социальная адаптация молодёжи

По рисунку 5 можем сказать, что в социальной адаптации молодёжь сильно нуждалась в 2013 и 2014, потом спрос идёт на спад, но уже за 4 месяца 2017 года такая услуга была оказана 17 человекам, это может говорить о том, что молодёжь нацелена на профессиональное становление, формирование соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижение высокого уровня профессионализма.

Так же, чтобы оценить ситуацию на рынке труда были собраны данные по предоставляемым вакансиям

Таблица 2 Предоставленные вакансии на начало и на конец периода

Год

2013

2014

2015

2016

4 месяца 2017 года

Количество вакансий

На начало периода

3148

2312

1922

1743

2616

На конец периода

2312

1922

1743

2616

3323


Из этой таблицы можно сказать, что положение на рынке труда положительное, вакансий много, за счёт появления новых организаций, но безработица среди молодёжи растёт, это можно увидеть на рисунке 6.

Рис. 6 Средняя продолжительность безработицы

Молодёжь с 14-25 лет достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. А с 25-30 лет в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе.

Чтобы более чётко сформировать картину проблемы трудоустройства молодёжи были опрошены молодые соискатели работы. В опросе приняло участие 150 респондентов (75 женщин и 75 мужчин), проживающих в городе Вологда.

Из них получилось три группы:

·                       14-17 лет (18 человек или 20%)

·        17-23 лет (50 человек или 33 %)

·        23-30 лет (82 человек или 47%)

С высшим образованием 52 человека (35%), неоконченное высшее 34 (23%), со средним специальным 47(31%) и со средним 17 человек (11%).

Рис.7 Образование респондентов

По рисунку 7 мы видим, что соискателей работы больше с высшим образованием, далее со средним специальным, наименьшее число оказалось со средним образованием. Можно предположить, что большинство молодёжи со средним образованием не думают ещё о работе и планируют продолжить своё обучение. С неоконченным высшим - начинают искать заработок ещё учась в ВУЗах, что составляет 23% опрошенных.

По специальности планирую работать только 57 человек из 150, что составляет 38% от всех опрошенных.

Рис.8 Работа по специальности

По рисунку 8 наглядно видно, что большая часть соискателей работы не планируют работать по профессии, можно предположить, что ранее выбранная профессия не оправдала ожидания молодёжи или полученная профессия приносит малый заработок.

Сейчас было бы логично осветить вопрос «Для вас работа-это…?»

Таблица 3 Значимость работы для молодёжи

Вариант ответа

Количество человек

Итого в %

Возможность зарабатывать деньги

84

56

Возможность реализовать себя в своей профессии, самосов. по своей специальности

29

19

Возможность реализовать себя в своей профессии, самосоверш. по своей специальности

10

7

Финансовая независимость от родителей

27

18


Чтобы визуально увидеть значимость работы для молодёжи обратимся к рисунку 9.

Рис.9 Значимость работы для молодёжи

Исходя из данных можно сказать точно, что для значительной части респондентов работа-это всего лишь возможность зарабатывать деньги, т.е. для молодёжи в большей части не важен карьерный рост, возможность себя реализовать или желание заниматься любимым делом. Но также можно констатировать факт о том, что для 18% молодёжи непосредственной важна финансовая независимость от родителей.

Таблица 4 Значимость работы по специальности

Варианты ответа

Количество человек

Итого в %

Да, это принц. требование при трудоустр.

8

5

Да, хотя если не будет никаких вакансий, я согласна и на другую работу

32

21

Значения не имеет

22

15

Нет, я готов (а) работать на любой работе

20

14

Нет, для меня главное уровень заработной платы

68

45


Рис.10 Значимость работы по специальности

Данный рисунок ещё раз подтверждает, что для молодёжи главное уровень заработной платы, а не работа по специальности, так считают 45% процентов из опрошенных и только 8 человек или 5% принципиально важно трудоустроиться по специальности.

Далее рассмотрим на какую заработную плату рассчитывает молодёжь и какую предлагают работодатели.

Таблица 5 Заработная плата, на которую рассчитывает молодёжь при поступлении на работу

Варианты ответа

Количество человек

Итого в %

до 10 тыс.

0

0

от 10 до 15 тыс.

12

8

от 15 до 20 тыс.

62

41

от 20 до 30 тыс.

40

27

более 30тыс.

36

24


Таблица 6. Заработная плата, которую предлагают работодатели молодёжи

Варианты ответа

Количество человек

Итого в %

до 10 тыс.

10

6

от 10 до 15 тыс.

55

37

от 15 до 20 тыс.

67

45

от 20 до 30 тыс.

15

более 30тыс.

3

2


Чтобы наглядно оказать на сколько ожидания молодёжи не оправдываются обратимся к рисунку 10.

Рис.11 Заработная плата

По рисунку 11 наглядно видно, что ожидания молодёжи не оправдываются и работодатель зачастую предлагает меньше, чем желает соискатель работы. Что ещё раз подтверждает раннее приведённые данные о не простом положении на рынке труда.

Как следствие молодёжи часто отказывают при приёме на работу, так как требования к заработной плате завышены. Это подтверждает следующие данные таблицы.

трудовой занятость молодежь

Таблица 7. Результаты трудоустройства

Варианты ответа

Количество человек

Итого в %

Да

102

68

Нет

48

32


И, наконец, на последний вопрос «В каком секторе экономики Вы бы хотели работать?» мы получили следующие ответы, что в государственном секторе желают работать 63 человека или 42%, а остальные 58% желают работать в коммерческом секторе.

Из представленных данных можно сказать, что проблема трудоустройства растёт из-за высоких требований молодёжи к будущей работе. И несмотря на то, что центра занятости старается помочь, каждому, кто к ним обратиться, оказать услуги и включить в различные социальные программы.

3.Рекомендации по решению проблемы трудоустройства молодёжи

Актуальность исследования обусловлена противоречивым положением молодежи на рынке труда: с одной стороны, существует высокая потребность в молодежном труде, с другой стороны, уровень молодежной безработицы остается очень высоким. Безработица среди молодежи − общемировая проблема.

Анализ проблем трудоустройства молодежи показал, что данная проблема имеет выраженность в двух аспектах, мешающих успешному трудоустройству молодых людей.

Первый аспект предполагает наличие психологических факторов проявления проблемы (недостаточный уровень трудовой мотивации молодых работников, смещение с цели профессиональной самореализации на цель получения как можно большего заработка, несогласованность своих требований к предполагаемому уровню зарплаты и развитию своих знаний, умений и навыков)

Второй аспект - это наличие социально-экономических факторов. В эту группу включены такие аспекты, как недостаточная квалификация молодых специалистов, низкий уровень заработной платы, получаемые молодым работником, общее негативное отношение работодателей по отношению к молодым специалистам, недостаток у последних опыта работы.

С моей точки зрения, наиболее эффективными будут следующие направления деятельности:

.Увеличение количества целевых направлений в ВУЗ

Согласно федеральному закону "Об образовании в РФ", договор о целевом обучении можно заключить только с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Возможность получить целевое направление такова: Во-первых, найти заинтересованного работодателя, который подал бы прошение в местную администрацию на обучение требуемого специалиста. Во-вторых, можно самостоятельно подать заявление в муниципалитет, подкреплённое ходатайством от директора школы и различными характеристиками.

Местная администрация собирает все заявления на будущий учебный год и направляет их в университеты, сотрудничающие с ней по программе целевого обучения. Количество выделяемых целевых мест определяет сам университет, исходя из своих возможностей и предполагаемого общего количества поступающих.

. Вести квотные места в организациях для молодых кадров.

Организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, должна устанавливается квота для приема на работу молодых кадров в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

Молодёжи предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

) осуществления льготной финансово - кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд молодых кадров;

) установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу молодёжи и минимального количества специальных рабочих мест для них;

) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства молодых граждан;

) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства молодых кадров;

) создания условий для предпринимательской деятельности молодёжи;

) организации обучения молодых новым профессиям

. Провести дополнительное обучение кадров центра занятости по специализации трудоустройства молодёжи.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При решении проблемы мы должны преследовать две задачи:

.    Уменьшить количество безработной молодёжи

·   Привлечь к труду граждан до 30 лет.

·        Проинформировать о социальных программах

2.  Уменьшить появление новых безработных в возрасте до 30 лет.

Задачи должны решаться с привлечением власти, профессиональных структур, общественных организаций и населения на:

Федеральном уровне.

Региональном уровне.

Уровне местных органов самоуправления.

Трудоустройство молодежи занимает важнейшее место в государственной политике занятости. Государственная политика направлена, в том числе и на реализацию желания трудоустройства молодежи, обеспечения стабильности экономики и занятости. Но, к сожалению, в связи с наличием в обществе такой формы занятости как неформальный труд, трудовая активность молодежи не всегда приносит положительный эффект. Данная проблема крайне очевидна: при помощи неформального (неофициального) труда молодежь может реализовывать свою потребность в заработке и при этом нет необходимости проходить период трудоустройства, что для многих молодых людей является крайне трудным: составление резюме, собеседование, испытательный срок работы, который не всегда может перейти в официальный прием на работу. С одной стороны, такая форма работы дает возможность заработка для молодежи, удовлетворение своих потребностей. Но с другой стороны, люди, работающие на неофициальной работе, совершенно не защищены от возможных нарушений со стороны работодателя, т.е. являются крайне уязвимыми. Также одной из проблем вхождения молодежи на рынок труда является неправильное воздействие информационных ресурсов и информации СМИ на профориентацию молодежи в выборе профессий. В настоящее время можно наблюдать тенденцию «модных» среди выбранных молодежью профессий, таких как: юристы, экономисты, менеджеры и др. Эта «модность» является в том числе, заслугой дезориентацией СМИ, которое формирует в сознаниях молодых людей список профессий, которые не совсем соответствует перспективным потребностям экономики. Многие действительно значимые и имеющие реальную востребованность в обществе профессии утратили привлекательность в глазах молодежи, а профессии, которые создают иллюзорные социальные преимущества, наоборот, приобрели в их сознаниях неоправданно высокий рейтинг. И основная причина такого явления заключается в том, что разрушен механизм ранней профориентации молодежи и понимание того, как выбранная профессия может быть связана с долговременными жизненными стратегиями.

В связи с этим создается невозможность трудоустройства молодежи по своей специальности в виду высокой конкуренции работников на рынке труда. Последствиями данного факта является потеря квалификации молодых работников, чувство ненужности себя как специалиста и, как правило, поиск работы, несоответствующий полученному образованию.

Несомненно, неофициальная занятость и дезориентация молодежи при выборе профессий являются одними из распространенных проблем в обществе. Но не менее важным также следует указать и наличие того факта, что для многих молодых людей, несомненно, сложно трудоустроиться, но труднее всего работать на выбранной работе.

Молодой работник, получив образование по выбранной профессии, ожидает перспективной, благоприятной для удовлетворения своих потребностей и интересов работы, которая будет соответствовать его специальности. Но, к сожалению, молодежь сталкивается со многими проблемами, такими как: заниженная заработная плата в сочетании с высокими требованиями (знание языка, специальных программ, наличие опыта работы), неоптимальные условия работы (расположение организации с плохой транспортной системой), отсутствие четкой системы повышения работника в компании и многие другие. Естественно, работодатель заинтересован в найме хорошего, квалифицированного работника, тем более молодых специалистов. Но при востребованности качественных трудовых ресурсов работников, не происходит должного обеспечения качества рынка труда.

Итак, существование вышеуказанных проблем молодежи на рынке труда не может не привлекать внимание, так как последствия этих проблем отражаются как на развитии экономики, так и общества в целом.

3.1 Социально-экономическая эффективность

Предлагаемых мер много, но в существующих условиях рассмотрим наиболее возможный. Провести дополнительное обучение кадров центра занятости по специализации трудоустройства молодёжи.

За год в центре занятости регистрируются около 9 тысяч человек, из них 3 тысячи-молодёжь (в возрасте от 14 до 29 лет). На конец года остаётся одна тысяча человек не трудоустроенных, из них 200-молодёжь.

Максимальная выплата нетрудоустроенному гражданину составляет 4 тысячи 900 рублей.  На что из государственного бюджета уходит 5 миллионов рублей из них 1 миллион на молодёжь в месяц.

В год на выплату пособий нетрудоустроенной молодёжи уходит примерно около 11 760 000 рублей.

Если обучить 4-х человек, специализирующих на трудоустройстве молодёжи (1 человек способствует трудоустройству примерно 30 граждан), то можно бы было сократить количество безработных в возрасте от 14 до 29 лет на 120 человек. Тогда на выплаты пособий ушло бы всего лишь 4 704 000 тыс. руб.  и экономия составила бы 7 056 000 тыс. руб.

Обучение одного человека составляет 8 тысяч рублей, для обучения 4 человек понадобиться 32 тысячи рублей.

КЭ = Э /ЗУ (1)

Где:

Э-общая экономия, получаемая в результате реализации      мероприятий по совершенствованию управления

З- общие затраты.

Тогда: экономическая эффективность

056 000/32 000=220,5

Вывод: внедрение данного мероприятия экономически целесообразно.

Тем самым социальная эффективность мероприятия заключается в снижении уровня безработицы.

Что способствует:

·   повышению рабочей активности;

·        уменьшению напряженности в социуме;

·        спад числа душевных и физических заболеваний;

·        снижение криминогенной обстановки;

·        уменьшение социальной дифференциации.

При разработке направлений совершенствования социальной политики государства необходимо учитывать, что одним из общепризнанных критериев ее эффективности является соотношение, когда прирост потребления неработающего населения в обязательном порядке должен сопровождаться ростом производительности труда.

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало разработанной проблеме трудоустройства молодежи.

Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Цель данной выпускной квалификационной работы состояла в исследовании трудоустройство молодёжи, как социальную проблему (на примере города Вологда).

В дипломной работе были решены следующие задачи:

. Изучены теоретические аспекты трудоустройства молодежи.

. Рассмотрены на практике факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодежи на муниципальном уровне.

. Проанализированы способы регулирования проблемы трудоустройства молодежи.

И предложены следующие мероприятия для решения этой проблемы :

.Увеличение количества целевых направлений в ВУЗ

. Вести квотные места в организациях для молодых кадров.

. Провести дополнительное обучение кадров центра занятости по специализации трудоустройства молодёжи.

Сегодня проблема трудоустройства молодежи имеет следующие тенденции развития: несоответствие между требованиями рынка труда и полученным образованием, что приводит к не трудоустройству молодежи по своей специальности, несоответствие  профессиональных требований к работникам со стороны работодателей и наличие у молодых специалистов определенных установок при поиске работы, которые не позволяют в полной мере оценить свои возможности, несовершенство законодательной базы в области защиты прав   молодежи на рынке труда.

В исследовательской части работы была подтверждена гипотеза исследования о том, что проблема трудоустройства молодежи зависит от влияния двух групп факторов: психологических (трудовая мотивация молодежи, смена профессиональных целей на цели получения «как можно большего заработка», завышенные требования при трудоустройстве, и т.д.) и социально-экономических (негативное отношение работодателей к молодым специалистам, низкая заработная плата, недостаточный уровень квалификации специалистов и др.).

Подведя итог, можно сказать, что проблеме трудоустройства молодёжи в городе Вологда не уделяется достаточного внимания. Поэтому, следует решать эту проблему для положительной динамики на рынке труда.

Предложенные мероприятия были рассчитаны для уменьшения количества безработных граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

После реализации мероприятий предполагается достижение главной цели - уменьшения числа безработной молодёжи.

Как было описано ранее, трудоустройство молодёжи, как социальная проблема явление динамичное, постоянно изменяющееся. Если не заниматься этой проблемой постоянно, то в скором времени, численность безработной молодёжи будет увеличиваться. Поэтому проблема трудоустройства молодёжи социальна значима и не может оставаться без внимания.

Список используемой литературы

1.      Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания/ Социологические исследования, Авраамова, Е.М., Верпаховская Ю.Б. 2006, №4, с.37-46.

.        Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг. / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6.

.        В.Багаев // Человек и труд.- 2008. - № 12

.        Боровик В.С. Занятость населения. / В.С.Боровик // Ростов н/Д.Феникс.- 2001 - 204 с.

.        Волошина И.А., Мережаный А.Л. Самопознание и выбор профессии: Программа профориентационного курса для молодежи: Часть 1. - Москва: ВНПЦ профориентации, 2001.

.        Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. / С.И.Григорьев. и др. // Учебник для студентов вузов. - Москва: Изд-во ИНФРА-М.- 2009.-с. 28

.        Гневашева В.А. Особенности молодежного рынка труда в России. - Москва, 2008.

.        Дружинин А.А. Молодежный рынок труда и основные направления содействия занятости безработной молодежи. / Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. - Орел, 2008.

.        Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда / Социологические исследования. - 2005. -№3.

.        Закон РФ «О занятости населения в Российской федерации» - Москва: Ось-89, 2001.

.        Зубок Ю. А., Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе 11.      Зубок Ю. А., Чупров В. И.  //Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251). - Москва, 2004.

.        Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. / //Вопросы экономики.- 2010. - № 8.

.        Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации. - Москва, 2005.

.        Конституция Российской Федерации ст. 37

.        Лисовского В.Т, Социология молодежи: Учебник / Под ред. Проф. Санкт-Петербург: Изд-  во С.-Петербургского университета, 2006. 460с.

.        Лещинская Г. Молодежный рынок труда. / Экономист.- 2006.- № 6.-с. 64

.        Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: «Изд-во ЛИТ». - 2005

.        Симонова А. Вопросы трудоустройства молодежи. - Москва, 2009.

.        Слуцкий Е. Г., Сапова Н. И., Кострикин А. В., Кондратьева Я. В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Под ред. проф. С. М. Климова и проф. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Общество «Знание» Санкт-Петербург и Лен. обл., 2004. - с. 22-25.

.        Татарских Р. Н. Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам // Население и общество, № 4, 2003.

.        Трудовой кодекс РФ. - Москва: Юрист, 2002.

.        Шведов Ю.А. Конструктивное взаимодействие на рынке труда как фактор расширения эффективной занятости молодежи. - Орел, 2008.

.        Шуваева Е.В. Основные проблемы занятости молодежи. - Ставрополь, 2008.

Приложение 1

Анкета для молодых соискателей работы

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в опросе на тему «Трудоустройство молодёжи, как социальная проблема»

Внимание! Анкетирование анонимное, все данные будут использоваться исключительно в обобщенном виде и только в учебных целях.

.Сколько Вам полных лет

) от 18 до 23           2) от 24 до 30 лет

. Укажите Ваш пол

) Мужской      2) женский

. Какое образование Вы имеете?

) ученая степень

) высшее

) неоконченное высшее

) средне-специальное

) среднее

. Планируете ли Вы найти работу по специальности

) да   2) нет

. Часто ли Вам отказывали при трудоустройстве на работу?

) да   2) нет

.  На какую заработную плату Вы рассчитываете при поступлении на работу?

) до 10 тыс.

) от 10 до 15

) от 15 до 20

) от 20 до 30

) более 30

. Уточните размер заработной платы, которую Вам предлагают работодатели

) до 10 тыс.

) от 10 до 15

) от 15 до 20

) от 20 до 30

) более 30

. Для Вас работа - это -

) Возможность зарабатывать деньги

) Возможность реализовать себя в своей профессии, самосовершенствоваться по своей специальности

) Шанс сделать карьеру

) Финансовая независимость от родителей

. Важно ли для Вас работать по специальности

) Да, это принципиальное требование при трудоустройстве

) Да, хотя если не будет никаких вакансий, я согласна и на другую работу

) Значения не имеет

) Нет, я готов (а) работать на любой работе

) Нет, для меня главное уровень заработной платы

. В каком секторе экономики Вы бы хотели работать?

) Государственный

) Коммерческое предприятие

) Некоммерческий сектор экономики

Приложение 2

Таблица 8. Статические данные собранные в департаменте труда и занятости в городе Вологда. Основные показатели (город Вологда)


2013

2014

2015

2016

4 мес. 2017г.

1. Состояло на учете на начало года ищущих работу. чел.

1952

1488

1697

2731

2476

из них - безработных

1842

1296

1475

2486

2217

1.1. из п.1 молодежь в возрасте до 29 лет

381

301

360

585

435

из них - безработных

336

232

274

523

362

1.2. из них выпускники учебных заведений

38

32

50

70

38

из них - безработных

31

24

40

68

37

1.3. из них выпускники ВУЗов

20

12

20

32

13

из них - безработных

15

11

17

31

12

2. Зарегистрировано в течение периода ищущих работу, чел.

5136

6542

9277

8431

2441

Из них - безработных

3513

3147

4711

5038

1552

2.1. Зарегистрировано в течение периода молодежи в возрасте до 29 лет, чел.

1682

2371

3245

2706

600

Из них признаны безработными

984

826

1347

1209

344

2.2. из п.2.1.  выпуск. учебных заведений

159

207

289

220

73

Из них признаны безработными

109

123

214

159

60

2.3. из п.2.2. выпускники ВУЗов

81

90

117

70

12

Из них признаны безработными

60

55

90

57

8

Из п.2.1. по видам образования:






Высшее

572

611

933

642

169

Среднее (начальное) профессиональное

553

718

1109

835

204

Среднее общее 11кл.

148

194

339

215

48

Основное общее 9кл.

279

537

683

637

115

Не имеющие основного общего образов.

130

311

181

377

64

3. Состояло на учете всего ищущих работу (включая начало года) (п.1+п.2), чел.

7088

8030

10974

11162

4917

Из них - безработных

5355

4443

6186

7524

3769

4. Снято с учета в теч. пер.  работу, чел.

5600

6333

8243

8686

2339

Из них - безработных

4059

2968

3700

5307

1564

4.1. Снято с учета в течение года молодежи в возрасте до 29 лет, чел.

1762

2312

3020

2856

584

4.2. из п.4.1.  выпуск. учебных заведений

165

189

269

252

55

Из них выпускники ВУЗов

89

82

105

89

16

5. Состояло на учете на конец периода ищущих работу. чел.

1488

1697

2476

2578

Из них - безработных

1296

1475

2486

2217

2205

5.1. из п.5 молодежь в возрасте до 29 лет

301

360

585

435

451

Из них - безработных

232

274

523

362

351

5.2. из них выпускники учебных заведений

32

50

70

38

56

Из них - безработных

24

40

68

37

49

5.3. из них выпускники ВУЗов

12

20

32

13

9

Из них - безработных

11

17

31

12

6

6. Средняя продолжительность безработицы на конец периода, мес.

4,4

5,0

5,0

4,9

5,2

6.1. в т.ч. молодежь в возрасте до 29 лет

2,8

3,4

3,8

3,6

3,8

7. Трудоуст. всего ищущих работу, чел.

2791

3680

5101

4577

1112

Из них - безработных

1574

1460

1953

2502

738

7.1. из п.7 молодежь в возрасте до 29 лет

1498

1543

1983

1775

285

7.2. из них выпускники учебных заведений

58

59

103

82

14

7.3. из них выпускники ВУЗов

39

33

46

40

5

9. Трудоустр. через спецпрограммы, чел.:






Общественные работы

558

299

313

417

115

- в т.ч. молодежь в возрасте до 29 лет

30

49

42

15

4

Временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет

859

445

317

580

62

Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

38

25

26

41

13

- в т.ч. молодежь в возрасте до 29 лет

5

2

2

5

-

Трудоус. безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников

6

2

4

2

1

10.Напр. на профобучение и переп., чел.

244

113

110

127

4

10.1. Молодежь до 29 лет

104

40

45

33

-

в т.ч. выпускники образовательных учреждений

9

5

8

3

-

из них выпускники ВУЗов

3

4

3

1

-

11.Получили профориентац. услуги, чел.

5166

4799

3666

4788

2124

11.1. Молодежь до 29 лет

2153

1712

1077

1261

536

11.1.1. в т.ч. до 18 лет

878

648

28

143

153

11.2. Вып. образовательных учреждений

102

137

183

158

65

11.2.1. из них выпускники ВУЗов

64

66

80

55

10

12. Оказано услуг по социальной адаптации безработных граждан

423

399

345

392

132

12.1. Молодежь до 29 лет

67

74

41

42

17

в т.ч. Выпускники образовательных учреждений

9

15

7

13

4

из них выпускники ВУЗов

6

7

5

9

1

13. Оказано услуг по психологической поддержке безработных граждан

152

146

178

181

96

13.1. Молодежь до 29 лет

4

4

6

5

7

в т.ч. Выпускники образоват. учреждений

-

-

1

2

1

из них выпускники ВУЗов

-

-

-

-

-

14.Вакансии на начало периода, ед.

3148

2312

1922

1743

2616

15.Получено вакансий за период, ед.

14976

10909

8858

15201

4556

16.Общее число вакансий, прошедших через центр занятости.

18124

13221

10780

16944

7172

17.Вакансии на конец периода, ед.

2312

1922

1743

2616

3323

18.Напряженность на рынке труда, чел./вак. (количество незанятых граждан, зарег. в ЦЗН к количеству заявленных вакансий)






На начало периода

0,62

0,64

0,86

1,55

0,93

На конец периода

0,64

0,86

1,55

0,93

0,75

19.Средняя продолжительность «существования» вакансий, мес.

4,7

6,0

6,7

3,4

3,8

20. Уровень регистрир. безработицы, %






На начало периода

1,1

0,8

0,9

1,5

1,4

На конец периода

0,8

0,9

1,5

1,4

1,36


Похожие работы на - Трудоустройство молодежи как социальная проблема

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!