родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству[8].
2. Основные концепции человеческого поведения
Поведение человека исследуется различными направлениями психологии - бихевиоризмом, когнитивизмом, психоанализом и другими. Основными психологическими концепциями человеческого поведения, повлиявшими на социологию и социальную психологию, считаются психоаналитические направления, которые развивались 3 игмундом Фрейдом, Карлом Густавом Юнгом, Альфредом Адлером. [4, c. 10]
По мнению З. Фрейда, основателя психоанализа, поведение индивида складывается из сложного взаимодействия уровней его личности. Фред выделял три уровня личности - низший уровень, который состоит из бессознательных импульсов и побуждений и определяется врожденными биологическими потребностями и комплексами. Название этого уровня по Фрейду - Оно (Ид), этот уровень отделен от сознательного Я индивида и образует второй уровень его психики. Сознательное Я состоит из рационального целеполагания и ответственности за свои действия. Высший уровень - это уровень Сверх-Я, являющийся результатом социализации и представляющий собой совокупность осознанных индивидом социальных норм, которые вытесняют из сознания нежелательные для общества импульсы и влечения, не давая им реализоваться. Личность человека с точки зрения Фрейда - это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, которая и обуславливает индивидуальное поведение индивида.
Концепция К.Г. Юнга дополняет учение Фрейда, в этой концепции в к бессознательному относятся не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное - особый класс психологических явлений, единый для общества в целом. Коллективное бессознательное, согласно учению Карла Юнга, состоит из архетипов - общечеловеческих первообразов. Постоянное ритуальное воспроизведение архетипов напоминает членам общества идеальные модели поведения, заложенные в первообразах.
Альфред Адлер свою психоаналитическую концепцию основывает на бессознательной воли к власти, которая, по мнению австрийского психолога, является врожденной структурой личности и определяет поведение.
Развитие психоанализа в дальнейшем привело к появлению множества школ, которые заняли пограничное положение между психологией, социальной философией и социологией. Так сформировался неофрейдизм.
Ярким представителем неофрейдизма в психологии и Франкфуртской школы в социологии является немецкий социолог Эрих Фромм. Взгляды Фромма формировались под влиянием марксизма, что прослеживается в его теории.
В отличие от Зигмунда Фрейда, Фромм считал, что поведение человека обуславливается не внутренними биопсихическими факторами, а окружающей социальной средой. Фромм вводит термин «социальное бессознательное», под которым понимается психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование.
Основой механизма социального вытеснения являются социальные табу, которые формируют «социальный характер» человека. Социальный характер представляет собой стиль поведения, воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом.
Выше были рассмотрены концепции психоанализа, теперь рассмотрим концепции бихевиоризма. Представители бихевиоризма - Б. Скиннер, Дж. Хоманс рассматривают поведение как систему реакций на различные стимулы.
Концепция американского психолога Скиннера - биологизаторская концепция, в которой отсутствуют различия между поведением человека и животного. По мнению Скиннера, существует три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное (вызываются воздействием соответствующих символов) и оперантное (форма адаптации организма к окжающей среде). Концепция Скиннера представляет человека как существо, внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства.
В рамках социологии идеи бихевиоризма разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс. Их концепция основана на понятии подкрепления, перенятом из психологического бихевиоризма. Подкрепление представляет собой вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Эффективность такого вознаграждения определяется степенью депривации у данного индивида (лишенности чего-то, в чем индивид постоянно нуждается) [7]. Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители - это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Негативные подкрепители - это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта.
По мнению Хоманса, социальное поведение представляет собой обмен между людьми деятельностью, которая имеет какую-либо социальную ценность. Таким образом, Хоманс предлагает интерпретировать социальное поведение посредством поведенческой парадигмы Скиннера, но дополнив ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми, так как отношения между людьми всегда являются взаимовыгодным обменом деятельностью или услугами.
Еще одна теория обмена - теория американского социолога Питера Блау, который дополнил теорию обмена, выделив в ней четыре стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения. Выделением этих уровней Блау показывает, что, начиная с уровня межличностного обмена, обмен не всегда может быть равным. [4, c. 35]
Ролевая концепция американского социолога Джорджа Мида рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. По мнению социолога, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.
3. Типология социального поведения
Возьмем две социальные типологии личности - типология Э. Фромма и типология Р. Мертона.
Немецкий социолог и психолог Эрих Фромм (1900-1980) создал концепцию социального характера, по его теории, психику человека и социальную структуру связывают социальные характеры, которые вырабатывает человеческая психика под влиянием социальной среды.
Э. Фромм выделяет выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. [5, c. 59]
Современная социология чаще всего пользуется типологией личности, которая основана на делении личностей на типы по критерию их ценностных ориентаций, к таким типам относятся: традиционалисты, идеалисты, фрустрированный тип, реалисты, гедонистические материалисты. [1, c. 54].
Для традиционалистов наибольшее значение имеют ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо.
Идеалисты - это, в первую очередь, независимые личности с критическим отношением к традиционным нормам, которые имеют установки на саморазвитие и пренебрегают авторитетами.
Фрустрированный тип личности имеет низкую самооценку, угнетенное, подавленное самочувствие и ощущает себя вне жизненного потока.
Реалисты одновременно сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
То есть, социальный тип личности является отражением того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.
Роберт Мертон - американский социолог двадцатого века, один из столпов социологической науки, который разработал типологию поведения личности по её отношению к целям и средствам. Согласно разработанной Р. Мертоном типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в определенные типы поведения. [6, c. 61]
Первый тип - конформист. Конформное поведение является добропорядочным поведением человека, предполагает согласие человека с культурными целями общества, а также с институциональными средствами достижения этих целей. Конформист является лояльным членом общества.
Второй тип - новатор, который принимает культурные ценности общества и стремится к их достижению неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными.
Третий тип - ритуалист. Этот тип поведения предполагает принятие институциональных средств, которые он абсолютизирует, однако те цели, достичь которые необходимо с помощью этих средств, он игнорирует или забывает. Основой поведения ритуалиста являются различные ритуалы, церемонии и правила, при этом оригинальные, нетрадиционные средства достижения цели им, чаще всего, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность).
Четвертый тип - изолированный. Этот тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (это, например, алкоголики, наркоманы - люди, находящиеся вне группы). В некоторых источниках такой тип называется «ретреаризмом».
Пятый тип - мятежник, который пребывает в нерешительности по отношению как к средствам, так и к культурным целям. Мятежник отступает от существующих целей и средств, стремясь создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
Заключение
Социальное поведение является формой и способом проявления действующими субъектами общества своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.
Есть две основные формы поведения личности: «естественное» поведение, заложенное в человеке природой, инстинктами и ритуальное («церемонное») поведение - искусственно созданное поведение, которое необходимо для того, чтобы обеспечить стабильность общества как социальной системы.
В различных направлениях психологии и социологии поведение личности изучается по-разному. Основные концепции поведения личности, которые оказали влияние на социологию и социальную психологию - это психоаналитические направления, развиваемые 3 игмундом Фрейдом, Карлом Густавом Юнгом, Альфредом Адлером.
В социологии существует несколько типологий личности, в работе рассмотрены некоторые из них. На сегодняшней день наиболее популярной типологией поведения личности является типология, которая основана на делении личностей на типы по критерию их ценностных ориентаций, к таким типам относятся: традиционалисты, идеалисты, фрустрированный тип, реалисты, гедонистические материалисты.
Список использованной литературы
1.Социология: Методическое пособие /Акимова И.А., Гаврилина Е.А., Кансузян Л.В. и др.; Под ред. Акимовой И.А. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2008. - 167 с.
2.Волков Ю.Г.: Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Волков Ю.Г., Лубский А.В., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 232 с.
.Ефимова, Н.С.: Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
.Мягкова, А.Ю.: Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - 5-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - 256 с.
.Симонова, О.А. История социологии ХХ века: избранные темы: учеб. пособие / О.А. Симонова. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 208 с. - (Новая университетская библиотека)
.Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000. - 344 с.
.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 22.12.2016).
.Толковый словарь по психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology_dictionary.academic.ru/(Дата обращения: 22.12.2016).