Социальные центры для граждан без определенного места жительства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,21 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные центры для граждан без определенного места жительства

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальные центры для граждан без определенного места жительства, понятие, признаки, задачи

.1 Понятие и признаки категорий граждан без определенного места жительства

.2 Понятие социальных центров и их задачи

Глава 2. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование

.1 Правовая структура социальных центров для граждан без определенного места жительства

.2 Форма предоставления социальной помощи гражданам без определенного места жительства

Заключение

Список литературы

Введение

В наше время в России имеется ряд различных проблем социального, политического, экономического характера.

Вопросы бездомности особенно актуальны в современных условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Сегодня бомж стал человеком-невидимкой, и не потому, что его действительно не видно - просто общество, государство не хотят замечать бомжей, обращать внимание на проблемы этой категории людей, наших с вами сограждан. Между тем количество бездомных устойчиво растет. Точная численность лиц без определенного места жительства неизвестна, по различным оценкам составляет около 4,5 миллионов человек или 2,8% населения России.

Проблемы социального характера являются очень актуальными и немаловажными в нашей стране. Количество граждан данной категории с каждым днем растет и органы социальной поддержки пытаются применять меры по предотвращению роста данной категории граждан.

Деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

За годы своего существования социальная работа как вид деятельности выработала достаточное количество технологий работы с лицами без определенного места жительства. Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами без определенного места жительства были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности лиц без определенного места жительства, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Цель работы является рассмотрение и изучение работы социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Задачи данной работы:

изучение понятий и задач социальных центров

рассмотреть понятия граждан без определенного места жительства (БОМЖ)

изучение организации работы социальных центров для граждан без определенного места жительства

Объектом исследования является понятие, задачи и функции социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Предмет исследования - организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключение, а также список литературы.

Методологической основой исследования явились общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение и др., а также такие специальные методы, как формально-юридический, структурно-функциональный и др.

Глава 1. Социальные центры для граждан без определенного места жительства, понятие, признаки, задачи

.1 Понятие и признаки категорий граждан без определенного места жительства

Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Во многих странах мира уже накоплен опыт практической реализации идеалов социального государства, отработаны правовые механизмы и технологии социальной зашиты людей, созданы организационные структуры, гарантирующие действие правовых норм. Для России в этой сфере много нового, несмотря на социальную ориентацию государственной политики в советский период. Это объясняется тем, что изменилась социально-экономическая природа общества и, соответственно, другими стали взаимосвязи между государством и гражданином[1].

В нашем государстве существует категория граждан, то есть ниша - это граждане без определенного места жительства, сокращенно БОМЖ.

Граждане без определенного места жительства(БОМЖ) представляют собой группу населения, для которой характерно уклонение от общественно-полезного, производственного труда и отсутствие регистрации по месту жительства в качестве собственника, по договору найма или поднайма, договору аренды и других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данная категория граждан зародилась в нашей стране очень давно. Группы лиц БОМЖ растут с каждым днем все больше, чаще всего такими лицами становятся пожилые люди, пожилые-инвалиды, граждане освободившиеся из мест отбывания наказания и даже дети, дети- инвалиды и др.

Данная категория граждан не имеет средств к существованию, утрачивает семейные и социальные связи, трудовые отношения.

Среди пожилых людей появляется значительное количество граждан без определенного места жительства в результате потери ими жилья при попытке его продажи, обмена или дарения, насилия в семье и др.

Отсутствие регистрации у граждан, освобождающихся из мест лишения свободы и выпускников детских домов, также приводит к их включению в группу лиц без определенного места жительства.

Составляющей трудной жизненной ситуации у всех выше перечисленных объектов социальной работы является отсутствие регистрации по месту жительства. Согласно с Гражданским кодексом Российской Федерации местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом и др., где гражданин постоянно или преимущественно проживает[2].

Другой составляющей трудной жизненной ситуации гражданина без определенного места жительства является частичная или полная потеря здоровья. Образ жизни данной категории клиентов влияет на приобретение ими заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Суровые погодные условия, характерные для Российской Федерации в зимний период приводят к переохлаждениям, обморожениям, ожогам бездомных и как следствие появление у них хирургической патологии, вплоть до ампутаций конечностей. Значительная часть всех приобретенных заболеваний у клиентов, потерявших жилье, связана с их алкогольной зависимостью. Среди граждан, вышедших из мест лишения свободы и занимающихся бродяжничеством распространен туберкулез легких.

Лица без определенного места жительства, это граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и для решения и выхода из нее необходима социальная помощь и поддержка гражданам.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности.

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм.

Утрата постоянного места жительства влечет за собой большое количество последствий, например, такое как ограничение в правах гражданина, отсутствие регистрации у гражданина так же способствует возникновению у гражданина затруднений в реализации права на труд, социальное обеспечение, участия в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Бездомный гражданин не может иметь необходимый жизненный уровень, включающий качественную пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. В результате потери места жительства у человека возникают затруднения с получением права на обеспечение во время безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам[4].

Тем самым данная группа граждан ведет неблагополучный образ жизни, такой как бродяжничество.

Бродяжничество - это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города.

Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность - явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, для многих стран в настоящее время являются:

недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

малодоходность многих семей и отдельных граждан;

социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;

нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, "дикого" капитализма.

Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше - отменить ее или оставить.

Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов.

Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности полиции в борьбе с бродягами, попрошайками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только полицейскими методами решить невозможно[3].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждый гражданин может попасть в трудную жизненную ситуацию, связанную с потерей места жительства, государство не придает особого значения данной группе населения, тем самым имеется мало методов и способов решения проблем.

.2 Понятие социальных центров и их задачи

В наше время существует огромное количество различных социальных центров поддержки граждан. Рассмотрим возникновение социальных центров, все начинается с социального обслуживания.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде, оно представляет собой комплекс выдач в «натуральной форме» и услуг для определенной категории граждан.

Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

В научной литературе социальное обеспечение рассматривается как отдельный правовой институт Особенной части права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве, которые указаны в статье 4 Федерального Закона №442. К ним относятся:

равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

адресность предоставления социальных услуг - в соответствии с научной литературой, обозначает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в силу чего нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

добровольность - в научной литературе это принцип означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия;

конфиденциальность- в соответствии со статьей 6 Федерального закона №442 не допускается разглашение сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги работниками учреждений социального обслуживания.

Все вышеперечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение так же в подзаконных актах, и в актах, издаваемых Правительством РФ.

Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума [5, c.13].

Государственная социальная помощь может оказываться в пособиях, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Также государственная социальная помощь оказывается безвозмездно.

Исходя из вышесказанного можно отметить следующие специализированные центры оказания помощи гражданам

Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации без определенного места жительства, в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.

Комплексный центр социального обслуживания населения -учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемое в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних- специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей-специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

Социальный приют для детей и подростков- специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Центр экстренной психологической помощи по телефону- государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения. Помощь по телефону предоставляется центром круглосуточно и бесплатно.

Специальный дом для одиноких престарелых (социальная квартира) - специализированный дом или квартира, входящие в состав жилищного фонда социального использования, создаются для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Геронтологический центр - учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного их проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Данные учреждения помогают людям адаптироваться и восстановиться в обществе, иметь равные права на высокий уровень жизни.

В вышеперечисленных центрах можно отметить такой, как комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, сокращенно центр «БОМЖ». Данный центр находится в городе Челябинск по адресу ул. Сталелитейная, 44.

Центр «БОМЖ» осуществляет деятельность по поддержки категории граждан без определенного места жительства, цели данного учреждения заключаются в следующем. Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации:

) переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан без определенного места жительства;

) полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере социального обслуживания граждан без определенного места жительства.

Предметом деятельности Бюджетного учреждения является предоставление временного места пребывания, оказание социальной помощи и услуг гражданам без определенного места жительства, осуществление мероприятий по социальной реабилитации лиц, утративших социально-полезные связи к условиям жизни в обществе.

) предоставление спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;

) предоставление пастельных принадлежностей;

) обеспечение горячим питанием;

) обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;

) содействие в получении медико-психологической помощи;

) оказание санитарно-гигиенических услуг;

) организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

)содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;

) содействие в получении профессии в соответствии с физическими возможностями и умственными способностями;

) помощь в оформлении документов;

) содействие в получении юридических и иных консультаций [6]

Вид деятельности центра:

Прием лиц без определенного места жительства.

Проведение санитарной обработки.

Оказание первой доврачебной помощи.

Проведение санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Организация питания, досуга, быта.

Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья.

Предоставление для временного пребывания отдельного койко- места.

Оформление в дома - интернаты.

Направления на лечения в учреждения здравоохранения.

Подготовка документов для назначения, оформления, перерасчета, пенсий.

Получение или восстановление документов, удостоверяющих личность (паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту пребывания)

Оформление страховых свидетельств обязательного образца (СНИЛС)

Оформление страховых медицинских полисов.

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

Проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации.

Оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы.

Предоставление гигиенических услуг.

Правовые услуги:

Содействие в установлении социально - правового статуса в соответствии с действующим законодательством.

Содействие в получении установленных действующим законодательством мер социальной поддержки.

Содействие в получении консультативной помощи.

Обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов, проживающих в центре

Так же центр «БОМЖ» определенного места жительства» тесно взаимодействует с Центром занятости, со средствами массовой информацией, также предоставляет рабочие места проживающим в Центре гражданам.

Основной задачей Центра социальной реабилитации является содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе:

Лицам, освободившимся из мест лишения свободы (для бывших заключенных Центр становится «соломинкой», которая помогает не скатиться вновь на преступную дорожку);

Гражданам престарелого возраста и инвалидам без определенного места жительства (из - за чрезмерное употребление алкоголя, оставшихся без внимания близких и родственников);

Лицам, оставшимся без жилья и средств на существование в случае чрезвычайных обстоятельств (из - за квартирных махинаций, потерявших документы).

Режим работы МУ «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» - круглосуточно.

В соответствии со своей задачей Центр социальной реабилитации осуществляет:

предоставление для временного пребывания до 30 суток в году бесплатно, отдельно койка - места с комплектом постельных принадлежностей;

Оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;

Направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

Обеспечение одноразовым горячим питанием,

Содействие в адаптации к новой обстановке;

Оформление, в случае необходимости на постоянное проживание в дома - интернаты;

Установление группы инвалидности;

Оказание содействия в восстановлении документов;

Оказание содействия в назначении пенсии.

Юридическая консультация;

Медико - психологическая работа;

В исключительных случаях бесплатное проживание и питание более 30 календарных дней в году может быть продлена, в случае:

Восстановления документов, удостоверяющих личность или сборе документов для назначения пенсии, инвалидности;

потери памяти.

Прием граждан производится по личному заявлению обратившегося, либо по направлению, выданному управлением социальной защиты населения.

В Центре на каждого заводится личное дело, которое должно содержать:

Личное заявление;

Приказа руководителя о представление клиенту услуг по временному проживанию;

Личная карточка

По возможности копии документов: паспорт: паспорт гражданина РФ, страховое пенсионное свидетельство, справка медика - социальной экспертизы о наличии инвалидности, иных документов.

При отсутствии документов Центр оказывает содействие в их восстановлении [7].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что данные центры и их деятельность нуждается в дальнейшем поддержании и развитии в наше время. Центры адаптации имеют большое значении так, как если бы не существовало данных центров, то данная категория граждан не имела даже малейшего значения в нашем обществе.

Глава 2. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование

.1 Правовая структура социальных центров для граждан без определенного места жительства

Центр социального обслуживания населения - является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, нестационарная.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.

Центр организуется и содержится за счет: средств бюджета субъекта Российской Федерации; средств местного бюджета; ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг; дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги; доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение, прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счёт доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе. Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Центр не подлежит приватизации и не должна быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в зало. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта͵ оснащены телефонной связью и отвечать санитарно- гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения. [16]

Основными правовыми документами, гарантирующими социальную помощь населению и регламентирующими деятельность государственных и иных органов в этой области в Российской Федерации, являются:

) Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года)[1];

) Декларация ООН о правах человека 1948 года;

) Конвенция ООН о правах человека 1989 года и другие международные документы;

) Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года) [9];

) Федеральные Законы:

"О ветеранах";

"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; [12]

"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

"О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий";

"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и другие законы Российской Федерации;

) Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и нормативные акты Министерств и Комитетов Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления.

Конституционные основы социальной помощи - это основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан. Этим фундаментальным принципам присущи следующие особенности. Во-первых, они выступают критерием правомерности социальной деятельности государства. Во-вторых, они структурируют и ориентируют всю систему социальной поддержки конкретных граждан. В-третьих, в них закрепляются основные государственные гарантии в социальной сфере.

Эти принципы относятся к числу основополагающих суждений законодателя о существенном в праве, предопределенных социально-экономическими законами, прямо закрепленных в нормах права или проводимых через их содержание. [8, c.52]

2.2 Форма предоставления социальной помощи гражданам без определенного места жительства

Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства могут быть подразделены на индивидуальные и групповые. Индивидуальные включают в себя - прием, беседу, консультацию. Групповые включают в себя социальные тренинги, общественные работы, фронтальные беседы, практические занятия, праздники, совместная работа в группе.

Наиболее часто используется индивидуальная форма работы, прием в первые включает в себя консультирование по оказанию услуг, специалист по социальной работе узнает ряд факторов по которой гражданин попал в трудную жизненную ситуацию, так же узнает личную информацию такую как возраст, имя, фамилия, наличие документов так же место работы, наличие детей в возрасте до 18 лет, родственников. На первичной консультации специалист рассматривает проблему и пути ее решения.

Консультация в первую очередь направлена на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предполагает:

) выявление граждан без определенного места жительства;

) обеспечение горячим питанием и временным местом пребывания;

) профилактику различных социально-психологических отклонений;

) осуществление работы с семьями клиентов, направленной на восстановление их утраченных семейных связей;

) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве клиентов;

) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов;

) правовую помощь (содействие в оформлении регистрации по месту пребывания, получения паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства и т.д.);

) определение длительности пребывания гражданина в качестве бездомного.

Также специалист после проведения консультирование клиента проводит первичный прием, в котором специалист выявляет основную проблему возникновения трудной жизненной ситуации (преобладание объективных или субъективных факторов в возникновении проблемы клиента, которую он не в состоянии или не может разрешить самостоятельно).

Далее получает объективную информацию о факторах трудной жизненной ситуации клиента и уточняет основной из них, который незамедлительно разрешается. На этом этапе осуществляется документирование полученной информации в журнале первичного приема граждан, где отражаются сведения о принятых клиентах, причинах обращения, объемах и видах оказанных услуг.

Специалист по социальной работе выявляет дополнительные факторы, составляющие трудную жизненную ситуацию на момент первичного посещения, что позволяет в процессе оказания помощи ее дифференцировать. В ходе анализа информации, наличия соответствующих документов нередко устанавливается, что клиент и его семья пережили экстремальную ситуацию. В данном случае экстренно предоставляются социальные услуги в условиях отделения срочного социального обслуживания. В зависимости от тяжести проблемы бездомного специалист рекомендует полустационарное или стационарное социальное обслуживание для получения дополнительных социальных услуг.

Первичный прием помогает специалисту по социальной работе восстановить картину развития трудной жизненной ситуации клиента и прогнозировать ее изменение на ближайшую перспективу, что существенно для выбора методики оказания помощи.

Психотерапевтический эффект первичного приема заключается в том, что специалист по социальной работе демонстрирует клиенту перспективы и существующие положительные изменения его трудной жизненной ситуации.

Первичный прием как вид социального консультирования включает этапы:

) Подготовительный. Специалист по социальной работе готовит документы для проведения первичного приема: перечень предоставляемых социальных услуг для граждан без определенного места жительства, патронируемых данным отделением (отделом) социальной службы, проверяет наличие бланков заявлений о предоставлении социальных услуг, образцов заполнения данных документов. Консультант психологически настраивается на длительный и непрерывный коммуникативный процесс, с гражданами, пережившими трудную жизненную ситуацию.

) Установления отношений сотрудничества и выявления причин, побудивших клиента к обращению в социальную службу. На данном этапе гражданин без определенного места жительства оформляет заявление на оказание ему социальных услуг.

) Диагностики и анализа проблемы.

) Формулировки проблемы и определение целей проведения первичного приема.

) Установления плана действий по разрешению трудной жизненной ситуации.

) Предоставления конкретной социальной услуги.

) Оценки результатов первичного приема.

Эффективность проведения первичного приема определяется с помощью метода совместного обсуждения, в ходе которого резюмируется перечень социальных услуг для данного конкретного человека и его семьи, выясняется, как изменилось эмоциональное состояние клиента, утратившего жилье в процессе проведения данной формы социальной работы. После проведения первичного приема специалист по социальной работе оформляет индивидуальную карту социального обслуживания клиента. [15]

Групповая форма чаще всего используется после проведения индивидуального приема, так как проблемы выявлены и уже изучены, и приняты меры по их решению, проводятся различные тренинги по развитию и адаптации личности, также помимо этого проводятся общественные работы, помогающие развить благоприятное отношение к труду. Проводятся различные мероприятия, праздники что бы данная группа граждан чувствовала себя комфортно и уютно в обществе.

Данная форма помогает адаптировать и реанимировать гражданина в обществе, помочь ему идти на благоприятный контакт с людьми, также помогает для дальнейшего поиска работы, а также получения уверенного статуса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что от формы предоставления социальной помощи многое зависит в судьбе гражданина оказавшегося без определенного места жительства. При предоставлении социальной помощи, индивидуальная форма помогает выяснить и решить в первую очередь главную проблему гражданина, оставшегося без жилья, а групповая форма в свою очередь помогает адаптировать гражданина в обществе и помогает ему не потеряться ему как личности и иметь благоприятный уровень жизни.

Заключение

Каждый гражданин заслуживает должного отношения к себе и не важно есть ли у него жилье или его нет. Каждый из нас равен перед друг другом. Такая группа лиц как «БОМЖ» имеет немаловажное значение в наше время, они наши сограждане только без крыши над головой. В наше время данную категорию граждан не воспринимают как людей, они вызывают отвращение, люди их отвергают, боясь того что они несут в себе болезни. Но ведь они в большинстве не виноваты в том, что с ними произошло, чаще всего это жертвы обмана, мошенничества. В нашем развитом государстве не придается практически никакого значения для решения ряда проблем связанных с категорией граждан без определенного места жительства. Можно отметить ряд проблем, связанных с предоставлением помощи гражданам, оказавшимся без крыши над головой, например, начнем с того что люди не воспринимают данную категорию граждан как своих, это проблема связанна с воспитанием, это по большей степени проблема психологического характера. Решить данную проблему не так просто, ведь не каждый может подать руку помощи переступив свои принципы и гордость. Решение может заключаться в следующем: привлекать граждан к помощи и поддержки данной категории, проводить различные мероприятия с участием данной категории граждан. Есть еще одна большая проблема такая как социальные центры для лиц без определенного места жительства. Эта проблема заключается в том, что данные центры есть, но их количество очень маленькое. Также в этих центрах не хватает работников, средств для предоставления первой необходимой помощи. Решение данной проблемы заключается в следующем, развивать количество данных центров, с помощью государства, привлекать граждан к помощи центрам в приобретении средств для существования, проводить мероприятия по пожертвованию средств существования.

И это не все проблемы, которые существуют, самыми сложными в решении являются проблемы экономического, политического и психологического характера, благодаря которому так же появляются граждане без определенного места жительства.

Так же безработица приводит к увеличению данной категории граждан, не имея работы человек не имеет средств к существованию в следствии чего он не может оплачивать коммунальные услуги и иметь благоприятные условия для жизни. В ходе чего люди теряют жилье, семьи, работу. Решение этих проблем зависит только от государства так как наше государство устанавливает налоги, цены, и размеры на них. Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод в нашей стране в первую очередь для решения выше озвученных проблем необходимо наладить политические отношения, налаживать экономическое развитие, а также психологические отношения между государством и гражданами.


Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ

.Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года)

.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.т.1865

.О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст.3699

.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 48. - ст.4563

.О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №32. - ст.3198

.Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013

.Кирилюк О.М. Социальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - № 7. - С.108-115.

.Кирилюк О.М. Социальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011.

.Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс, 2013

.Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева) ("Статут", 2011)

.Павленок П.Д. Введению в профессию «социальная работа». - М., 2013

Похожие работы на - Социальные центры для граждан без определенного места жительства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!