Социальные проекты по развитию этнической и социальной толерантности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,28 Мб
  • Опубликовано:
    2017-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные проекты по развитию этнической и социальной толерантности

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие толерантности

.1 Понятие толерантности, этнической и социальной толерантности

.2 Процесс развития этнической и социальной толерантности

.3 Необходимость развития этнической и социальной толерантности

Глава 2. Социальные проекты

.1 Сущность и содержание социальных проектов

.2 Нормативно-правовые основы социального проектирования

.3 Социальный проект по развитию социальной и этнической толерантности

Глава 3. Диагностика этнической и социальной толерантности.

.1 Обоснование выбора методов и критериев диагностики

.2 Результаты анкетирования

Заключение

Список литератур

Приложения

Введение

Проблема толерантности в современном мире занимает одно из центральных мест, так как в свете процессов глобализации происходит массовое столкновение интересов множества различных социальных и этнических больших и малых групп. В целом, существует две основных точки зрения на вопрос о толерантности - одни считают, что толерантность - это одна из основных ценностей современного мира, призванная решить большинство социальных, культурны и политических конфликтов, в то время как другим кажется, что толерантность тождественна поражению в процессе борьбы за свои интересы и ценности.

В нашей стране в силу ее многонациональности, а также пестрого социального состава, вопросы толерантности имеют огромное значение. Проблемы, связанные с низким уровнем социальной и этнической толерантности, встречаются в нашей жизни повседневно, но, к сожалению, метод решения таких проблем путем реализации социальных проектов используется недостаточно активно. В большинстве случаев повышение уровня толерантности происходит по устаревшим и малоэффективным схемам или не производится вообще. Во многих сферах жизни этот процесс пущен на самотек и никак не регулируется ни органами власти, ни социальными службами. Особенно остро эта проблема стоит в образовательных учреждениях (школах, колледжах, институтах), а также в регионах и районах, где традиционно проживает большое количество трудовых мигрантов.

Целью нашей работы является разработка социального проекта, направленного на повышение уровня социальной и этнической толерантности среди студентов.

Для достижения поставленной цели следующие задачи:

уточнить определение понятия толерантности в научной литературе, выявить отличия и особенности социальной и этнической толерантности;

описать процесс становления этнической и социальной толерантности;

обосновать необходимость формирования толерантности;

описать существующие подходы социальному проектированию;

определить нормативно-правовую основу социального проектирования;

провести диагностическое исследование уровня толерантности среди студентов вуза;

составить проект по повышению социальной и этнической толерантности студентов вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в объединении релевантной научной информации по социальному проектированию с научными подходами к вопросу о толерантности в современном обществе. Практическая значимость работы заключается в возможности применения описанных методов диагностических исследования уровня толерантности, а также реализации описанного проекта на базе любого образовательного учреждения среднего и высшего звена.

Глава 1. Понятие толерантности

.1      Понятие толерантности, этнической и социальной толерантности

Толерантность, как и многие другие понятия социологии, многогранно и имеет несколько аспектов, являясь при этом предметом изучения различных научных дисциплин, таких как философия, политология, психология. В общем смысле толерантность смысле можно представить как терпимость к другому мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, нациям, религиям и образу жизни. В Философском словаре также добавляется, что толерантность является признаком уверенности в себе и осознания четкости своих жизненных позиций, открытости для различных идейных течений и отсутствия страха сравнения с другими точками зрения. Толерантность значит уважение и безоценочное принятие иных культур и способов самовыражения и путей проявления индивидуальности. При этом важно учитывать, что под толерантностью не понимается равнодушие, безразличие или снисхождение и отказа от собственных убеждений. Искусственное стремление прийти к общему согласию неизбежно ведет к еще большей социальной напряженности.

В этом же контексте В.И. Самохвалова отмечает, что понятие толерантности не является абсолютным и одинаково применимым во всех сферах человеческой жизни. Например, толерантность в отношении правонарушений была бы как раз равнодушием или даже преступным бездействием, толерантность в контексте моральных установок можно считать аморальностью, так, аморально и преступно мириться с противоправным насилием, а толерантность к патологическому поведению, например, вандализмом, граничит с неразборчивостью.

В трудах В.М. Золотухина приводится важное отличие толерантности от понятия терпимости, которая, в первую очередь, связана с психологическими ощущениями и переживаниями индивида, в то время как толерантность обозначает социальный уровень отношений в обществе, равноправное и принимаемое друг другом поведение в независимости от физических, психологических, половых, этнических и других различий. Поскольку разнообразие культур и традиций выступает общемировой ценностью, то толерантность служит нормой цивилизованного компромисса между конфликтующими культурами. Похожая точка зрения формулируется М.П. Мчедловой, которая также считает, что толерантность, в отличие от терпимости, предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность вести уважительный диалог и строить партнерские отношения на базе равноправного сотрудничества.

В определении Лекторского присутствует такое важно свойство толерантности, как «установка на взаимное изменение позиции в результате критического диалога» [9, c. 54] При этом, говоря о сути толерантности, Лекторский подчеркивает, что это явление предполагает понимание относительности собственных убеждений и невозможности обосновать их так, чтобы это стало очевидным и убедительным для всех; также предполагается установка на независимость, автономность, недопустимость силового вмешательства или навязывания точки зрения. [9, c. 47] Таким образом, в свете такого подхода к толерантности, можно сказать, что конструктивный диалог, беседа, где все стороны открыты и готовы слушать друг друга, может являться важным инструментом развития и реализации идей толерантности в обществе.

Толерантность связана не только с поведением индивида, но и является свойством нравственно, политической, правовой культуры каждого общества, социального слоя. Общественная толерантность отражена в морали, нравах, общественном сознании и психологии, государственная толерантность находит свое проявление в нормах законодательства и политической практике. Главными проявления толерантной культуры являются возможность каждым гражданином или социальной группой свободно исповедовать любые избранные ими нравственные, социально-политические, мировоззренческие предпочтения и при этом лояльное, терпимое, лишенное враждебности отношение к аналогичному выбору других. [14, c. 14]

Классификация толерантности на основании направления деятельности выделяет личностную, социальную и этническую толерантность. Личностная толерантность подразумевает ценностно-смысловое содержание, которое подразумевает уважение к личности, его правам и свободам, признание ответственности за собственную жизнь и понимание, что таким же правом наделены остальные люди. Под социальной толерантностью понимается такая форма сотрудничества между различными социальными группами, органами власти, при котором, с одной стороны, понимается необходимость такого сотрудничества, а с другой, гарантировано взаимное уважение сторон. Такая форма толерантности призвана сохранять баланс в обществе, признавать права граждан на объединение для отстаивание своих интересов и формировать основы гражданского общества. В этом смысле, понятие социальной толерантности шире понятия этнической толерантности и даже включает его в себя. Социальная толерантность проявляется в веротерпимости, миролюбивости, дружелюбном отношении между участниками, независимо от их социальной и этнической принадлежности, материального положения, социального статуса, принадлежности к какой-либо субкультуре. [8, c. 277]

Этническая толерантность - это способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т.д. [21] Этническая толерантность является проявлением отношения к «другим» на основе их национальной принадлежности, это одно из важнейших проявлений толерантности личности и общества. [19]

Этническая составляющая толерантности играет большую роль в современном обществе. К внешним проявлениям этнической толерантности относятся самообладание, способность человека или группы людей спокойно воспринимать нетрадиционные в их культуре, необычные и непривычные проявления и воздействия чужой национальной культуры без потери способности к адаптации. При попадании в иную этническую среду или вступлении в контакты с представителями других народов, большинство людей испытывают ряд психологических трудностей, которые зачастую сопровождаются состоянием неуверенности в себе и разочарования, однако, этническая толерантность способна предоставить индивиду различные способы реагирования на типовые конфликтные ситуации в чужой и своей этнической среде, таким образом снижая психологическую напряженность и облегчая процесс общения между представителями различных этнических общностей. В основе толерантного отношения к иным этническим сообществам лежит собственное позитивное этническое самоопределение, благодаря которому возможно внутренне позитивное восприятие собственной этнической культуры наравне с другими. Таким образом устанавливается некий баланс между толерантностью по отношению к собственной группе и другим этническим группам.

В основе этнической толерантности лежит понятие этнического менталитета, под которым понимается сложная многокомпонентая система общественных ценностей и установок, которые закрепляются в знаках, ритуалах, символах, передаваемых при помощи каналов воспроизводства традиционной культуры и позволяющих различным этническим группам относительно одинаково воспринимать окружающий мир и реагировать на его стимулы. [20, c. 48] Менталитет является объединяющим свойством личности, основой процесса социализации, сохранения и воспроизводства этнической идентичности. Осознавая уникальность своего народа, человека признает равное право других народов на существование.

Для более полного понимания концепции этнической толерантности необходимо рассмотреть ее антипод - этническую нетерпимость, или интолерантность, которая основана на идее о превосходстве собственной этнической группы над другими.

Подобная нетерпимость и неприятие других наций в поведении отдельного индивида или микро-групп приводит к грубости, пренебрежительному отношению, раздражению, хамству, оскорблениям, а в государственном масштабе ведет к агрессии, угрозе применения насилия и установлению господства и даже геноциду.

.2      Процесс развития этнической и социальной толерантности

Говоря о становлении толерантности, можно выделить два основных уровня этого процесса - становление индивидуальной толерантности в рамках формирования личностных качеств и процесс формирования общественной и государственной толерантности. Реализация первого процесса происходит через систему воспитания в рамках семьи и учебных заведений (детский сад, школа, ВУЗ), через общение в своей социальной группе. Для формирования общественной толерантности необходима реализация специальных национальных проектов, направленных на повышение самосознания, этнической и социальной идентичности, формирование положительного восприятия собственной и иных культур, с которыми индивид и группа сталкиваются в своей повседневной жизни. Практика показывает, что два этих направления тесно связаны, наиболее эффективным способом формирования толерантного обществ является развитие толерантности каждого его члена, которое происходит через приобретение социальной компетентности, развитие социальной активности и инициативности.

Процесс развития толерантности долгий и многоступенчатый. Он состоит из нескольких стадий, каждая из которых направлена на преодоление определенных противоречий, таких как нежелательные формы коммуникации учащихся, обучение приемам самоконтроля в ситуации общения с представителем «другой» этнической или социальной группы, формирование нравственно-волевой сферы личности. Прохождение этих стадий позволяет подготовить учащегося к овладению более высоким уровнем этнической и социальной толерантности.

Первый шаг в формировании толерантности - это ориентационная диагностика личностных особенностей учащихся, анализ полученных результатов. Затем необходимо сформировать личностно-индивидуальную систему знаний о толерантности в реальных условиях жизни, что обеспечит необходимые внутренние условия для развития толерантности. Следующий шаг - это формирование и развитие индивидуального способа проявления толерантности в различных условиях. Последний шаг нацелен на формирование навыков самоанализа и самооценки полученных навыков, данный шаг особенно важен при подготовке специалистов по социальной работе, к которым применяются повышенные требования по сформированности социальной и этнической толерантности. [15, c. 18]

В основе процесса формирования социально и этнической толерантности должны лежать следующие принципы:

принцип гуманизма - данный принцип направлен на обеспечение личностного роста учащихся, принятие многогранности их личности, поддержание индивидуальности и неповторимости и выделение способности к изменению и культурному развитию, которые помогают решить личностные проблемы;

принцип толерантности - сама идеология толерантности должна лежать в основе формирования этнической и социальной толерантности, то есть, уважение и признание равенства обучающего и обучающегося, отказ от доминирования, принятие разнообразия мировой культуры, формирование навыков конструктивного диалога в отношениях между представителями различных социальных и этнических групп, борьба с ксенофобией;

этнокультурный принцип - соблюдение данного принципа требует учета специфических этнокультурных черт, возможности культурной совместимости с принимающей средой;

Также при работе с детьми должны применяться техники и методы, совместимые с их возрастом. Начиная со старших классов и далее в ВУЗах возрастные ограничения методики и технологий снимаются.

Успешность процесса формирования этнической и социальной толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся, от уже сформированного самовосприятия (позитивного или негативного), от содержания и направленности образа собственного и чужого этноса, наличия стереотипов и степени их выраженности, состояния мотивационной сферы. [5, c. 85]

Процесс формирования этнической толерантности имеет свою специфику в многонациональных странах, таких, как Россия. Программы по формированию и развитию этнической толерантности будут различаться по тому, на кого они направлены - на принимающую сторону и представителей титульной нации или на представителей национальных меньшинств и мигрантов. Так, развитие толерантности последних невозможно без качественной социализации и интеграции их в новую социокультурную среду, что предполагает, в первую очередь, предоставление им возможности полноценной реализации собственных способностей путем создания комфортной социальной и психологической среды. В ходе формирования этнической толерантности у этой группы учащихся необходимо расширение их представлений о допустимых способах разрешения межличностных и этнических конфликтных ситуаций, развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, интереса к партнерам по общению из других этнических групп, знакомство с принятыми в данной этнической среде вербальными и невербальными методами коммуникации.

Что касается второй группы, в работе с учащимися необходимо сформировать нормы толерантного поведения, позитивного отношения к представителями других этнических групп. Основная работа, таким образом, должна быть направлена на развитие навыка эмпатии (сочувствия, сопереживания), способности и умения проявлять позитивные чувства, моделирования коллективной работы, конструктивного взаимодействия в пределах смешанной (по этническому признаку) группы. Большое внимание при работе с обеими группами должно быть уделено отработке эффективных методов коммуникации, эмоциональной саморегуляции и анализу собственного поведения.

.3      Необходимость развития этнической и социальной толерантности

В настоящее время бытует двойственное отношение к проблеме толерантности - одни считают её панацеей от всех социальных бед и конфликтов в обществе, другие видят в ней угрозу национальной и другим видам идентичности. Несмотря на такие противоположные оценки, большинство ученых все же сходятся в мысли, что настоящим злом является антипод толерантности - интолерантность, категорическое неприятие, ксенофобия, которые часто встречаются во всех сферах человеческих отношений.

Категория толернатности/интолерантности оказывает значительное влияние на состояние социального климата общества, на межличностные отношения и политику. Понимая необходимость толерантности для развития общества, руководители большинства развитых стран принимают соответствующие меры по профилактике нетерпимости и экстремизма.

Существует множество источников нетерпимости и ксенофобии в современном обществе, которые приводят к жестокости, насилию и разобщенности. Поэтому формирование социальной и этнической толерантности в сегодняшних условиях должно рассматриваться как первоочередная задача для сохранения страны и общества. Можно предположить, что в процессе социальной эволюции явление толерантности послужило защитным механизмом для успешного сосуществования и выживания разнообразных наций, этносов, религий и культур, больших и малых социальных групп, которые обладают различными возможностями развития.

Значение процесса формирования толерантности также заключается в том, что взаимопонимание является основной социальной и личностной ценностью в обществе, которая позволяет дать необходимое для развития взаимодействия между людьми, представителями различных этнических и социальных групп. Недостаток взаимопонимания приводит к нарушению социальных связей и саморазрушению личности, так как агрессивное поведение, направленное на других, «чужих», в большинстве случаев означает для самого человека потерю чувства защищенности, уверенности в себе и в завтрашнем дне, разочарованию в жизни и существующем порядке). И наоборот, грамотно выстроенное социальное взаимодействие позволяет выработать у человека чувство безопасности и уверенности в себе и собственных силах, что, в свою очередь, способствует развитию социально-ориентированных ценностей личности.

Цель воспитания толерантности состоит в провозглашении ценности человеческого достоинства, которое является ценностью международных стандартов прав человека. [11, 207] Данный подход предполагает, что формирование толерантности - это шаг в сторону создания дружественного сообщества.

социальный проектирование этнический толерантность

Глава 2. Социальные проекты

.1 Сущность и содержание социальных проектов

ГОСТ Р 54869-2011 определяет понятие «проект» как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных
ограничений.

В управленческой деятельности с 2012 г. действует стандарт ISO 21500, согласно которому проектом называется «уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям, в том числе ограничения на получение результатов, таких как время, деньги и ресурсы».

В работе Гейзлера проект представляется как комплексный системный процесс, направленный на изменение всех областей жизни человека и включающий в себя как замысел, идею, намерение, так и представление, описание предвосхищаемого образа объекта. [4, c. 10]

Гатина рассматривает понятие проекта в сравнении с такими терминами, как план и программа, при этом выделяя следующие свойства проекта: способность задавать целостное описание объекта, его строения и функций в отличие от плана и программы, которые, в свою очередь, лишь указывают на способы перехода из одного состояния в другое и являются заданием этого перехода соответственно. [3, c. 8] Помимо этих признаков, проект также отличается наличием ограниченной конечной цели, ограниченным бюджетом и требуемыми ресурсами, новизной, наличием запланированных изменений, правовым и организационным обеспечением.

В классификации проектов по по сфере деятельности выделяется такой тип, как социальный проект, который Гейзлер описывает, как деятельность, направленную на решение социальных проблем, существующих на данный момент в обществе. [4, c. 12] К таким проектам относятся, например, проект по усовершенствованию социального обеспечения малоимущих слоев населения, проект по оказанию материальной помощи людям, пострадавшим вследствие природных катаклизмов и т.п.

Луков в самом общем смысле социальным проектированием называет конструктивную деятельность отдельного человека или группы людей, направленную на достижение определенной цели в социальной сфере, на организацию эффективной социальной работы и преодоление различных социальных проблем, при этом характерной особенностью проектной деятельности он называет локализацию по времени, месту и ресурсам. В контексте исследования вопроса социального проектирования Луков вводит термин «инновация», под которым он понимает осознанное внедрение нового на основе переосмысления прошлого опыта. [10, c. 8] Без инноваций социальное проектирование не имеет смысла, так как вся суть социальных проектов состоит в привнесении неких качественных изменений.

Исследователи выделяют ряд специфических черт, свойственных социальному проектированию:

качественная и количественная оценка результатов проекта зачастую затруднена в отличие от технических или экономических проектов, в силу отсутствия абсолютных критериев оценки и показателей эффективности;

сроки реализации и длительность проектов могут варьироваться и не поддаются четкому предварительному планированию;

финансирование проектов по большей части происходит за счет бюджетных средств, а не частного капитала, и является ограниченным рамками возможностей регионального или федерального бюджета; [4, c. 14] Специфическим свойством социального проектирования Луков также называет его ориентацию на существующие в обществе ценности и стремление к принятому идеалу, таким образом, социальное проектирование является в сущности отражением своей эпохи и имеющихся в ней представлений о прекрасном, важном, вечном. [10, c. 15]

К другим особенностям социального проектирования можно отнести:

невозможность разделения работ между проектированием и сферой изготовления;

возможность представить и разработать в ходе проекта все основные процессы проектируемого объекта;

возможность проектного замышления;

проектная конструктивизация;

установка на реализацию проекта как возможность создания по проекту нового объекта. [3, c. 7].

Таким образом, сущность социального проектирования состоит в реальном представлении желаемого будущего в виде конкретного плана по преобразованию настоящего с учетом имеющихся условий и ресурсов. В основе социального проектирования лежат механизмы социального конструирования реальности, что означает, что социальный проект - это механизм изменения социальной среды, основанный на способности индивида конструировать реальность. [10, c. 7-8] Подобное конструирование всегда происходит в контексте данной культурной, социальной, экономической, политической среды, в условиях устоявшихся норм, традиций и ценностей общества.

Выделяется два основных подхода к определению сущности социальных проектов - это объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы.

Объектно-ориентированный подход к социальному проектированию подразумевает наличие объекта, который в ходе проекта будет создан или качественно изменен. (Ж.Т. Тощенко, В.И. Курбатов и О.В. Курбатова, Г.А. Антонюк, Н.И. Лапин, Н.А. Аитов) В рамках этого подхода социально-проектная деятельность рассматривается как особый вид плановой деятельности, жестко подчиненной принципам научности, конкретности и принципам управления обществом. По определению Тощенко, проектирование - это одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза или прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Социальное проектирование, в свою очередь, представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, при которой разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. [16, c. 322]

Антонюк, определяя социальное проектирование, пишет, что это особый вид деятельности, связанный с научным обоснованием выбора вариантов целенаправленного создания или изменения конкретных социальных институтов.

Лукин считает, что научная обоснованность объекта проектирования доказуема только в самых общих параметрах, но в отношении конкретной ситуации проекта всегда является спорной.

Проблемно-ориентированный подход представляет социальное проектирование как особый вид социальной технологии, которая способна аккумулировать имеющиеся          гуманитарные знания для решения насущных социальных проблем с учетом имеющихся ресурсов и поставленных целей. (Дридзе, прогнозное социальное проектирование) К особенностям данного подхода относятся: важная роль взаимосвязи между диагностикой и проблемы и принятием конструктивного решения; равноценное отношение к объекту и субъекту; понимание сути проекта как логического продолжения диагностического процесса.

Луков также предлагает третий подход к пониманию социального проектирования - субъектно-ориентированный или тезарусный. В центре этого подхода стоит тезарус отдельно взятого человека - субъекта социально-проектной деятельности.

Под тезарусом автор понимает совокупность знаний о мире и ценностных установок субъекта, позволяющих ему ориентироваться в жизненном пространстве. Автор обосновывает актуальность данного подхода тем, что автор, организатор любого социального проекта, в первую очередь, сам существует в конкретной социальной среде, а значит, реализуемый им проект несет на себе не только отпечаток среды, но и печать установок, ценностей автора. [10, c. 27-28] С Луковым согласен Дитрих, который пишет, что многое при реализации проектной деятельности зависит от личности проектирующего и от его умения нестандартно мыслить, от его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей. Многие негативные последствия возникают из-за отсутствия гибкости в принятии новых идей, следования привычным нормам и т.д.

Понятие тезаруса, предлагаемое Луковым, важно в нашей работе, так как, согласно автору, «иерархия знаний в его пределах строится не от общего к частному, а от своего к чужому». Автор считает, что именно на основании парадигмы «свое-чужое» строится картина мира не только отдельного индивида, но также и группы, сообщества людей. Следствием тезарусного способа жизненной ориентации является, в первую очередь, несовпадение субъективных миров людей и сообществ людей, во вторую очередь, ценностная регуляция поведения. Подобное деление на «мы» и «они» в целом естественно для человека, оно помогает осознать социальную дифференциацию, но, в то же время, способствует разобщенности общества. Социально-проектная деятельность призвана формировать и развивать солидарность, сближая участников проекта, образуя устойчивые внутренние связи. Рассматривая вопросы социальной и этнической толерантности в рамках социального проектирования, важно учесть такой компонент как тезарус, или свойства субъекта социального проекта.

Еще один важный компонент социального проектирования - это предмет проекта. В наиболее общем смысле под предметом понимается создание ценности.

Ценность может быть представлена в виде новой вещи, здания, комплекса, услуги, организации, мероприятия или изменения свойств старых предметов. В качестве предмета социального проектирования также могут выступать невещественные свойства и отношения, что является одной из отличительных черт именно социального типа проектирования. Проекты в сфере социальной и этнической толерантности предполагают именно формирование нового типа общественного отношения к определенному кругу явлений и группам лиц.

.2 Нормативно-правовые основы социального проектирования

Как и любая общественная деятельность, социальное проектирование должно проводиться в рамках действующего законодательства. В отношении социальных проектов в частности и социальной работы вообще в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов. Основной инструмент регулирования отношений в социальной сфере - это социальное законодательство, которое, в свою очередь, основывается на основном законе страны - Конституции Российской Федерации, а также на Гражданском, Трудовом и Бюджетном кодексах. Помимо этого, существует ряд специальных законов, призванных регулировать социальные отношения как на федеральном, так и на местном уровнях. К нормативно-правовым основам социальной проектной деятельности также относятся некоторые президентские указы и постановления правительства РФ, которые так или иначе затрагивают данную сферу.

Перечислим основным нормативно-правовые акты, влияющие на организацию и реализацию проектов в сфере социальных отношений.

Первый и основной документ, который призван регулировать сферу общественных отношений в нашей стране, - это Конституция РФ, в которой Россия провозглашается социальным государством, чья политика направлена на создание всех необходимых условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека и гражданина. Гражданский кодекс РФ определяет правовой статус и методы функционирования организаций социальной сферы. В Налоговом кодексе РФ отражены действующие льготы для организаций, чья деятельность является социально ориентированной и социально значимой. Эти льготы распространяются на размер транспортного, земельного налогов, налога на имущество и прибыль. К организациями, имеющим право на подобные льготы, относятся различные НКО (некоммерческие организации): центры помощи ветеранам, инвалидам, сиротам, благотворительные фонды, общественные объединения различной направленности.

В настоящий момент НКО представляют наибольшее количество инновационных социальных проектов различной направленности - экологических, образовательных, благотворительных, культурных и других. Благодаря им в нашей стране успешно апробированы и регулярно используются современные управленческие и информационные технологии социальной работы, которые теперь стали частью и государственных социальных проектов. Такая активная включенность НКО в социальную политику страны послужила причиной появления специального закона, регулирующего деятельность таких организаций - это Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данный закон определяет статус подобных организаций, порядок их регистрации, преследуемые цели, основы финансирования и другие правовые моменты. Согласно тексту действующего закона, некоммерческая организация - это организация или объединение людей, не имеющая совей целью получение прибыли. Цели НКО могут быть социальными, благотворительными, научными, политическими, управленческими, образовательными и др. Также в тексте закона обозначено, что НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она не противоречит целям организации, а направлена на их достижение. Однако на данный момент готовится нашумевшая новая редакция этого закона, которая вызывает опасения у правозащитных организаций, поскольку новый закон, предположительно, даст государству право жестко контролировать и даже закрывать неугодные объединения и фонды на основании участия иностранного капитала. Также планируется ужесточение правил регистрации НКО, но при этом упрощение процедуры ликвидации. По мнению многих экспертов, данный закон нарушает конституционные нормы и международные обязательства РФ.

Еще один закон, регулирующий сферу социальных проектов в РФ - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Он устанавливает различные меры федеральной и региональной государственной поддержки благотворительных организаций.

В Обращении Президента России В.В. Путина к Федеральному собранию от 5 сентября 2005г. были объявлены приоритетными следующие направления социальной политики: доступное жилье, образование, сельское хозяйство, медицина. Для реализации развития перечисленных направлений были созданы специальные программы: «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье». Для успешного управления приоритетными направлениями был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.

Говоря о нормативно-правовом регулировании проектной деятельности в области этнических отношений, нельзя не отметить тот факт, что 5 декабря этого года президентом было дано поручение о формировании федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Помимо этого, президент поручил правительству разработать законопроекты, предусматривающие пополнение списка общественно полезных услуг, оказываемых социально ориентированными НКО, услугами, направленными на реализацию межнациональной кооперации, социальной и культурной адаптации мигрантов, а также на сохранение и защиту самобытности, культуры и языка народов РФ, развитие этнического туризма. Ожидается, что по результатам этих поручений, уже к 1 мая 2017 года кабинетом министров будут представлены предложения по созданию Дома народов России для поддержки и стимулирования деятельности федеральных национально-культурных автономий и межэтнических общественных организаций, принимающих участие в национальной политике России. Подобное поручение было дано также Российской академии наук - о создании при президиуме РАН научного совета по вопросам межнациональных отношений. Очевидно предположить, что в результате реализации этой деятельности, появятся новые нормативно-правовые документы, регулирующие социально-проектную деятельности в области межэтнических отношений.

.3 Социальный проект по развитию социальной и этнической толерантности

Концепция проекта.

Предлагаемый нами проект призван повысить социальную и этническую толерантность студентов вуза с помощью такой объединяющей силы, как литература. Сложно представить другую сферу деятельности, которая могла бы вобрать в себя всё, что существует в мире - от самой консервативной классики до новейших бестселлеров, являющихся предметами нескончаемых споров. Объединяющая сила литературы состоит в том, что, каких бы взглядов на социально-политическое устройство мира и проблемы морали не придерживался человек, он всегда найдет в книгах как единомышленника, так и оппонента для жарких дебатов. Мы считаем, что оба этих процесса способны объединять людей и избавлять их от стереотипов и предрассудков в отношении друг друга: люди, которые изначально казались совершенно далеким друг от друга в социальном плане, могут разделять одни и те же взгляды на определенные вопросы, а в ходе грамотно организованных дебатов не только рождается истина, но и находятся сторонники и открываются новые свойства личности участников, ранее незаметные окружающим, что приводит к формированию новых социальных взаимодействий. Основываясь на этих предпосылках, мы предлагаем организовать студенческий литературный клуб под названием «Дом, в котором», на базе которого мы планируем проводить регулярные чтения, обсуждения и дебаты на основе тематических литературных произведений. Под тематическими произведениями в данном контексте понимаются произведения, посвященные теме социальных меньшинств в обществе. Первым произведением для изучения и обсуждения была выбрана книга Мириам Петросян «Дом в котором», которая и дала название проекту, так как в этой книге в метафорическом ключе описывается непростая и необычная жизнь подростков, которые являются «не такими, как все» (инвалиды, сироты, представители различных субкультур). На наш взгляд, эта тема способна вызвать интерес у большинства участников проекта и привлечь их к активной совместной деятельности. Мы считаем, что подобная совместная культурно-образовательная деятельность способна сплотить людей, заставить их обратить внимание на проблемы других, дать им возможность высказать свое мнение, поделиться своим видением ситуации и взглянуть на проблемы глазами других участников, что, в целом, и означает понятие толерантности.

Проблема, на решение которой направлен проект.

В настоящий момент в нашем вузе нет ни одного студенческого проекта, направленного на повышение этнической и социальной толерантности учащихся, способного объединить представителей различных этнических и социальных групп, повысить включенность таких студентов в общественную жизнь университета. При этом, однако, социальных состав студентов в нашем университете достаточно разнообразный, немало представителей национальных меньшинств, различных субкультур, разнится материальный достаток и социальное положение студентов. Для того, чтобы такой разрозненный в социальном плане коллектив стал одним целым, эффективно взаимодействующим организмом, необходимо сформировать площадку, где будет возможность проводить организованные мероприятия по сближению, знакомству и стиранию границ между социальными группами в рамках университетского сообщества. На данный момент студенты склонны объединяться в микро-группы по признакам национальности, материального достатка, места проживания (местные студенты, живущие в своих квартирах с родителями или студенты-приезжие, живущие в общежитии) и т.п. Мы считаем, что в нашем вузе реализовано недостаточно средств, способных объединять студентов на основе кросс-груповых (спортивных, культурных или научных) интересов.

Цель проекта.

Целью проекта является повышение сплоченности студенческого коллектива через повышение социальной и этнической толерантности студентов с помощью организованного культурно-досугового взаимодействия на базе специальной площадки.

Задачи проекта:

подготовительный этап:

проведение диагностического исследования уровня социальной и этнической толерантности студентов университета с целью выявления целевой аудитории проекта;

формирование «кадрового ядра» (5-10 человек) - группы студентов с высоким уровнем этической и социальной толерантности в качестве организаторов и руководителей;

привлечение остальных студентов к участию в деятельности клуба - собраниях, дискуссиях, конкурсах, выездных мероприятиях - с помощью различных информационных средств (печатная продукция, социальные онлайн сети, сарафанное радио и т.п.);

подготовка специальной площадки - аудитории на базе университета, где есть возможность проводить регулярные встречи;

составление графика мероприятий из расчета 1 встреча в неделю;

основной этап:

проведение регулярных мероприятий в рамках согласованного плана на базе специально подготовленной площадки 1 раз в неделю на протяжение всего учебного года;

повышение вовлеченности студентов в работу клуба, как путем увеличения состава участников, так и более интенсивным участием уже имеющихся;

привлечение преподавательского состава в работу клуба в роли экспертов различных областей для участия в дискуссионных встречах и для оценивания деятельности организаторов;

заключительный этап:

проведение повторного исследования уровня этнической и социальной толерантности участников проекта с целью установления эффективности достижения заявленной цели;

эмпирические наблюдения за изменениями в социальном поведении студентов;

анонимное анкетирование для определения отношения студентов к проекту и выявлению новых закономерностей их поведения в способах коммуникации друг с другом.

Целевая аудитория проекта.

Деятельность проекта направлена на всех студентов университета, в особенности на представителей этнических и других социальных групп, которые традиционно выпадают из участия в общественной жизни вуза (малообеспеченные, иногородние студенты, представители узких субкультур).

Сроки выполнения проекта и ожидаемые результаты.

Ожидается, что результаты работы данного проекта благоприятно скажутся на социальном положении данных студентов в университетском сообществе благодаря более активному их включению в общественную и жизнь, а также благодаря повышению общего уровня толерантности всех участвующих студентов.

Реализация всего проекта рассчитана на один учебный год, подготовительного этапа - на 1 месяц, основного - 7 месяцев (с октября по апрель), заключительного - 1 месяц.

Глава 3. Диагностика этнической и социальной толерантности

.1 Обоснование выбора методов и критериев диагностики

Проведение диагностического исследования этнической и социальной толерантности является важным подготовительным этапом социального проектирования в этнической сфере. Поскольку наш проект реализуется на базе вуза, то и аудитория для диагностического исследования была отобрана из числа студентов 1-4 курсов высших и средне-специльных учебных заведений. Общее количество студентов, принявших участие в исследовании, составило 40 человек.

Для проведения диагностического исследования уровня этнической и социальной толерантности нами были отобраны несколько методик. Начинать исследования нами было решено с опросника для определения уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Приложение 1), который позволяет определить общий уровень толерантности индивида, положение его мировоззрения в системе толерантность/интолерантность, определить его склонность принимать непохожих на него людей или отвергать их, презирать, испытывать по отношению к ним раздражение.

Оценка результатов тестирования выявляет четыре типа коммуникативной толерантности: высокий, средний и низкий уровень толерантности и полное неприятие других людей.

Результаты данного теста будут сравниваться с результатами теста для определения уровня этнической толерантности и для выявления закономерностей и взаимосвязей между общим уровнем толерантности человека и его этнической толерантностью. Первой гипотезой данного исследования является предположение о том, что люди, имеющие более высокий уровень коммуникативной толерантности, будут демонстрировать более высокий уровень этнической толерантности.

Для проведения теста на определение уровня этнической толерантности мы выбрали методику, разработанную В.С. Собкиным и Д.В. Адамчук (Приложение 2). Данный тест позволяет определить уровень сформированности этнической толерантности у испытуемых с помощью предложенных в опросе утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться. Каждое утверждение так или иначе отражает толерантное или интолерантное отношение к представителям других национальностей. Интерпретация результатов подразумевает выделение четырех уровней сформированности этнической толерантности: два (высокий и низкий) уровня толерантного отношения и два (высокий и низкий) уровня интолерантного отношения.

Высокий показатель толерантности означает сформированное умение признавать иные культуры, право людей на другой образ жизни и свободное выражение своих взглядов, предпочтений и жизненных установок. Люди, обладающие высоким показателем этнической толерантности по результатам данного теста, положительно относятся к культурным различиям и резко воспринимают любые проявления социальной дискриминации, они умеют находить в любой культуре что-то интересное для себя. Такое принятие иных культур, отсутствие этнических и социальных стереотипов и предрассудков позволяют рассматривать любую культуру сквозь призму ее собственных ценностей и приоритетов, а также дает возможность видеть альтернативные решения проблем, встречающихся в многонациональном обществе.

Низкий уровень толерантности подразумевает принятие этнического многообразия, уважением к различным этическим и социальным группам, но при этом склонность к популярным в обществе стереотипам и предрассудкам, связанным с представителями других национальностей. Людям с низким показателем толерантности по результатам данного тестирования зачастую не могут самостоятельно разглядеть многие, особенно скрытые проявления этнической дискриминации, они не способны осознать, с какими сложностями сталкиваются этнические и социальные меньшинства, что объясняется неумением взглянуть на проблему с нестандартного угла, глазами другого человека.

Низкий уровень интолерантности подразумевает, что индивид на словах допускает право других культур на отличие, принцип равенства в независимости от национальной или другой принадлежности, но при этом испытывает личную неприязнь по отношению к некоторым социальным и этническим группам. Такое противоречие между утверждаемым и реально ощущаемым зачастую объясняется влиянием общественного мнения, декларацией известных стереотипов, личным неприятным опытом общения с представителями данных групп. Люди с низким уровнем интолерантности по результатам данного тестирования отрицают крайние проявления этнической нетерпимости, но склонны к навешиванию ярлыков, что объясняется склонностью рассматривать любую проблему только с точки зрения собственных ценностей.

Высокий уровень интолерантности проявляется в осознанном нежелании признавать представителей других этнических групп, что проявляется в стремлении человека объяснять культурные различия отклонением от некой нормы, приравнивая их к девиантному поведению, отказе признавать равные права для разных социальных и этнических групп. Такой тип интолерантности проявляется ярко выраженном негативном отношении к «чужакам», презрением, нежеланием иметь с ними ничего общего, а порой и неприкрытой агрессией. Подобная экстремистская позиция, как правило, выражается открыто и публично, порой подкрепляясь внешними видом индивида.

Последним этапом исследования является проведение опроса, составленного нами, в котором испытуемым предлагается ответить, кого из предложенных представителей различных социальных групп они готовы видеть в качестве своих соседей, а кого нет (Приложение 3).

Этот опрос позволит оценить, как уровень социальной и этнической толерантности влияет на повседневные, практические решения в жизни человека.

Вторая гипотеза нашего исследования состоит в том, что люди с высоким и низким уровнем этнической интолерантности, а также люди с низким уровнем толерантности (по методике В.С. Собкина и Д.В. Адамчук) будут склонны к нежеланию видеть в качестве своих соседей любых представителей социальных или этнических меньшинств, в то время как люди с высокой коммуникативной и этнической толерантностью будут готовы жить рядом с такими группами. Таким образом, мы предполагаем, что только люди с высоким уровнем толерантности способны принимать по-настоящему толерантные решения в своей повседневной жизни, вести себя уважительно по отношению к представителям различных меньшинств, проявлять истинно толерантное отношение к ним, а не только декларировать его на словах.

Также мы считаем, что люди с низким уровнем толерантности также как и люди с низким и высоким уровнем интолерантности, будут склонны не выбирать себе в качестве соседей представителей социальных меньшинств в силу действия на их сознание и подсознание различных установок, стереотипов и предрассудков, связанных с этническими и социальными меньшинствами. Но, поскольку в целом данная группа людей принимает идею равенства людей, то, на наш взгляд, именно эта группа должна являться главной целевой аудиторией социальных проектов в области этнической толерантности, так как они достаточно открыты для новых знаний и моделей поведения и не настроены изначально негативно по отношению представителям иных социальных групп.


При проведении тестирования на уровень коммуникативной толерантности (тест Бойко) были получены следующие результаты.

Таблица 1

Уровень толерантности

% испытуемых

высокая степень толерантности

10% (4 человека)

средняя степень толерантности

40% (16 человек)

низкая степень толерантности

45% (18 человек)

полное неприятие окружающих

5% (2 человека)


Таким образом, видим, что подавляющие большинство испытуемых (85% или 32 человека) обладают средним и низким уровнем коммуникативной толерантности. Следующая по численности группа - это студенты с высоким уровнем коммуникативной толерантности (10% или 4 человека), а наименьшей оказалась группа испытуемых, абсолютно нетерпимо относящихся к окружающим (2 человека или 5%).

Результаты теста на определение уровня этнической толерантности (тест Собкина и Адамчук) представлены в следующей таблице.

Таблица 2.

Уровень этнической толерантности

% испытуемых

Высокий уровень толерантности

27,5 % (11 человек)

Низкий уровень толерантности

27,5% (11 человек)

Низкий уровень интолерантности

37,5% (15 человек)

Высокий уровень интолерантности

7,5 % (3 человека)


Таким образом, примерно половина испытуемых (55% или 22 человека) продемонстрировали высокий и низкий уровень толерантности, в то время как остальные участники (45% или 18 человек) показали низкий и высокий уровень интолерантности, причем 7,5% или 3 человека проявили крайнюю степень интолерантности в своих ответах.

Для подтверждения высказанной нами первой гипотезы исследования необходимо представить также сводную таблицу результатов опросов испытуемых, чтобы выявить наличие взаимосвязи между уровнем коммуникативной и этнической толерантности.

Таблица 3

Уровень коммуникативной толерантности

% участников с высоким уровнем этнической толерантности

% участников с низким уровнем этнической толерантности

% участников с низкий уровнем этнической интолерантности

% участников с высоким уровнем этнической интолерантности

Высокий

75% (3 чел.)

25% (1 чел.)

-

-

Средний

43,75%(7 чел.)

50% (8 чел.)

6,25% (1 чел.)

-

Низкий

5,6% (1 чел.)

11, 1% (2 чел.)

72, 2% (13 чел.)

11,1% (2 чел.)

Полное неприятие

-

-

50% (1 чел.)

50% (1 чел.)


Основываясь на приведенных в таблице 2 данных, можно сделать следующие выводы:

люди, обладающие высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности, склонны иметь более высокий уровень этнической толерантности, среди них только один участник с низким уровнем этнической интолерантности и ни одного с высоким;

среди испытуемых с низким уровнем коммуникативной толерантности подавляющее большинство имеют низкий уровень этнической интолерантности;

из двух человек, показавших крайнюю степень неприятия окружающих, оба имеют низкий и высокий уровень этнической интолерантности.

Таким образом, сводные данные двух исследований подтверждают нашу первую гипотезу - уровень этнической толерантности связан с уровнем коммуникативной толерантности, то, как люди в целом склонны воспринимать окружающих, влияет на то, как они относятся к национальным меньшинствам и представителям других культур.

Следующим шагом исследования было проведение опроса для выявления того, как уровень этнической толерантности влияет на бытовые сужения и повседневные решения людей, а также на их отношения к различным социальным группам, включая (но не только) этнические.

В таблице 4 приведены результаты опроса с учетом уровня этнической толерантности.

Таблица 4


Опрос: «Ниже перечислены различные группы людей. Назовите группы, с представителями которых Вы не хотели бы жить по соседству?»

Социальная группа

Не хотел бы жить по соседству


Высокий уровень толерантности

Низкий уровень этнической толерантности

Низкий уровень этнической интолерантности

Высокий уровень этнической интолерантности

Мигранты из стран бывшего СНГ

18,2% (2 чел.)

86,7 %(13 чел.)

100% (3 чел.)

Алкоголики

63,6% (7 чел.)

63,6% (7 чел.)

53,3% (8 чел.)

66,7% (2 чел.)

Гомосексуалисты

-

81,8% (9 чел.)

93,3% (14 чел.)

100% (3 чел.)

Наркоманы

81,8% (9 чел.)

90,9% (10 чел.)

86,7% (13 чел.)

66,7%(2 чел.)

Представители другой религии

-

36,9% (4 чел.)

80% (12 чел).

100% (3 чел.)

Больные СПИДом

9%(1 чел.)

72,7% (8 чел.)

93,3% (14 чел.)

100% (3 чел.)


Из таблицы 4 видно, что люди, обладающие высоким уровнем толерантности, в целом склонны спокойно относиться к соседству с гомосексуалистами и представителями других религий, лишь небольшая часть опрошенных предпочла бы не жить рядом с мигрантами или больными СПИДом, в то время как люди с более низкими уровнями толерантности, в основном, негативно отнеслись к идее проживания по соседству с мигрантами, гомосексуалистами и больными СПИДом. При этом видеть среди своих соседей представителей других религий не готова лишь треть людей с низким уровнем толерантности, в то время как большинство людей с низким и высоким уровнем интолернатности против такого соседства. В то же время примерно равномерно во всех четырех группах отвечали на вопрос о соседстве с алкоголиками и наркоманами - большинство опрошенных независимо от уровня этнической толерантности не хотели бы проживать рядом с данными категориями населения.

Таким образом, данные опроса подтверждают вторую гипотезу нашего исследования о том, что люди с высоким уровнем этнической толерантности в целом склонны более толерантно относиться к представителям различных социальных групп, в то время как люди с более низкими уровнями этнической толерантности менее толерантно относятся к представителям не только иных этнических, но и других социальных групп. Кроме того, опрос показал, что независимо от уровня толерантности, большинство людей негативно относится к таким социально осуждаемым категориям населения как наркоманы или алкоголики, что, вероятно, имеет отношение не столько к области толерантности, сколько к области морали.

Заключение

Целью нашей работы являлось создание социального проекта, направленного на повышение социальной и этнической толерантности. В ходе работы нами было сформулировано понятие толерантности, которое в широком смысле в ходе работы трактовалось нами как терпимость к другому мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, нациям, религиям и образу жизни, безоценочное принятие других людей, представителей иных социальных групп. Также в работе мы применяли такие термины, как социальная толерантность, или уважительная форма сотрудничества между социальными группами, и этническая толерантность, то есть терпимость к представителям иных национальностей.

Под понятием «социальный проект» мы понимали конструктивную, организованную деятельность группы людей, направленную на создание полезной общественной услуги. При составлении собственного проекта нами был выбран проблемно-ориентированный подход к пониманию социально-проектной деятельности, поэтому наш проект направлен непосредственно на решение проблемы - отсутствие площадки для плодотворного общения студентов как представителей различных социальных групп и, как следствие, низкая сплоченность студенческого сообщества и низкий уровень социальной и этнической толерантности.

При составлении проекта мы постарались сформулировать основные элементы: цели, задачи, целевую аудиторию, сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Также важным предварительным элементом проекта является диагностическое исследование, которое мы провели и описали в 3 главе данной работы. По результатам исследования были подтверждены две гипотезы о взаимосвязи уровней коммуникативной и этнической толерантности, а также о влиянии уровня этнической толерантности на общий уровень толерантности человека.

Список литературы

1.      Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск. - 1986. - 204с.

.        Гатина Л.И. Социальное проектирование: учебно-методическое пособие / Л.И. Гатина. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008 80 с.

.        Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами: Учебное пособие Минск. - БГЭУ. - 2005. - 256с.

.        Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. // Вопросы психологии, 1994, №4. - с. 82-92.

.        Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 1976.

.        Золотухин В.М. Терпимость и и толерантность: сходство и различие / Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2003. - № 2. - с. 94-100.

.        Лакиз К. С., Гакаме Ю. Д. Проблема формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 276-280.

.        Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / Вопросы философии, №11, Москва, 1997, с. 46-54.

.        Луков А.В. Социальное проектирование: учебное пособие / Москва, Московский гуманитарный университет: Флинта. - 2007. - 240с.

.        Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001. - 304с.

.        Самохвалова В.И. О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте / Философский журнал » №1, 2008, с. 161-175.

12.    Селезнев П.С. Управление социальными проектами. Монография Финансовый университет при правительстве РФ. - 2016. - 96с.

13.    Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

.        Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Специальность: 19.00.07 - педагогическая психология // кафедра педагогической психологии негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет». - Москва. - 2013. - 39с.

.        Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. / М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

.        Туккель И.Л. Управление инновационными проектами: учебник / СПб. 2011. - 802 с.

.        Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с

.        Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» [электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - Режим доступа: www.psyedu.ru

.        Шебзухова Ф.А. Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе: диссертация доктора философских наук / Ростов на Дону. - 2005. - 314с.

.        Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.

Приложение 1

Опросник В.В. Бойко для определения коммуникативной толерантности






Приложение 2

Тест для измерения межнациональной толерантности (Собкин В.С., Адамчук Д.В.)







Приложение 3

Ответьте на вопрос: «С представителями каких категорий людей вы бы не хотели жить рядом?»

Социальная группа

Не хотел бы жить по соседству

Не возражаю жить по соседству

Мигранты из стран бывшего СНГ



Гомосексуалисты



Наркоманы



Представители другой религии



Больные СПИДом




Похожие работы на - Социальные проекты по развитию этнической и социальной толерантности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!