Социальные проблемы населения России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,07 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные проблемы населения России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Геолого-географический факультет

Кафедра географии и регионоведения






Курсовая работа по дисциплине: «География населения с основами демографии»

Тема: «Социальные проблемы населения России»


Руководитель

канд. геогр. наук, доцент

Е. А. Семенов

Исполнитель

Студент группы 15Гео(ба)РГТ

Поздеев А.О.

Оренбург 2017

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности социальных проблем населения России, на что и будет направлено данное исследование. Сегодня, в начале XXI века, Россия оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения.

В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию. В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться.

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также без необходимой маркетизации ее отраслей.

Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ - либерализации правил хозяйственной жизни без учета всего комплекса общественных реалий - привело к «отставанию социальных тылов».

Таким образом, актуальность выявления и поиск путей решения социальных проблем России заключается в том, что система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся групп населения.

В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую. Социальная среда не является «вместилищем экономических мероприятий», напротив - все пространство представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс.

Объект исследования - социальные проблемы населения России.

Предмет исследования - географические особенности социальных проблем России на современном этапе.

Цель работы - выявить пространственные различия, причины и характер социальных проблем населения России.

Задачи работы:

1.      Изучить понятие, виды и классификацию социальных проблем.

2.      Рассмотреть причины появления социальных проблем.

3.      Дать содержательную и географическую характеристику социальных проблем России на современном этапе.

4.      Рассмотреть особенности реализации социальной политики в РФ на современном этапе.

5.      Предложить альтернативные пути решения социальных проблем в современной России.

1. Теоретические аспекты исследования понятия, видов и причин социальных проблем

1.1 Понятие, виды и классификация социальных проблем

Социальные проблемы - это ситуации, события и условия, которые прямо или косвенно негативно влияют на гражданина с точки зрения общества. Сначала этот термин («социальная проблема») касался только неравномерного распределения богатства. Он начал использоваться еще в начале XIX (19-го) века, в Западной Европе.

Список проблем менялся и со временем продолжает меняться вместе с: изменением обстоятельств (экономических, социальных, политических); изменением уровня жизни граждан; изменением настроений граждан.

Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными.

В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от уровня жизни населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема - это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения.

Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. Эти проблемы имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Условно все проблемы можно разделить на:

. Социально-экономические. Сюда относятся все факторы, связанные с финансами и материальными условиями.

. Социально-бытовые. Включают факторы, связанные с обеспечением граждан доступным жильем, условиями жизни, материальными трудностями молодых и многодетных семей.

. Социально-психологические. Включают факторы, касающиеся семьи и внутренних отношений между родственниками. Сюда же относятся семейные конфликты, насилие в семье, измены, разводы.

. Социально-политические проблемы. Сюда относят гонку вооружений, региональные и государственные конфликты, рост насилия в отдельных странах и мире в целом. Также это касается и конфликтов на религиозной или этнической почве.

Если привести другую формулировку, классификация проблем будет выглядеть следующим образом:

.        Между социальными группами.

2.      Между классами.

3.      Между отдельными индивидами.

4.      Между социальными системами.

К глобальным проблемам относят такие факторы:

.        Демографический. В глобальном плане связан с общим ростом населения планеты. В ряде государств касается снижения количества жителей.

.        Продовольственный. Касается необходимости обеспечить жителей продуктами питания.

.        Энергетический. Касается необходимости обеспечивать население планеты энергией.

.        Экологический. Касается загрязнения окружающей среды и утилизации отходов.

Актуальные социальные проблемы во всем мире одни и те же. Различие заключается в том, что в одних странах какие-то проблемы проявляются острее, а другие - меньше. В некоторых государствах часть социальных проблем практически отсутствует: процентное соотношение их проявлений очень маленькое.

Актуальные социальные проблемы на сегодняшний день:

1.      Алкоголизм, наркомания (как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних).

2.      Бандитизм, преступность - как детская, так и «взрослая», терроризм, проституция, экстремизм.

3.      Беспризорность, нарушения прав детей, аборты, отказы от детей.

4.      Фашизм, конфликты, возникающие на религиозной, национальной, этнической почвах.

5.      Неравенство между классами жителей (когда одна часть граждан бедная, а другая - богатая).

6.      Безработица, бедность, недостаточная оплата труда.

7.      Инвалидность (высокое количество инвалидов относительно общей численности населения), отношение к гражданам с ограниченными возможностями.

8.      Демографический кризис: высокая смертность, низкая рождаемость, высокое количество эмигрировавших граждан, большой процент пенсионеров и граждан престарелого возраста.

9.      Загрязнение окружающей среды, возможность возникновения техногенной катастрофы.

10.    Состояние здоровья: рост заболеваемости, эпидемии, высокий шанс заражения.

11.    Социальное неравенство, ущемление определенных категорий граждан.

12.    Коррупция (не зависит от уровня экономического развития -может проявляться как в бедном, так и в богатом государстве).

13.    Инфляция.

14.    Самоубийство (большое количество случаев относительно численности населения).

15.    Ограничение прав граждан, подавление свободы слова, передвижения.

Полный список перечисленных проблем ярче всего проявляется в странах третьего мира. Помимо их острого проявления, в таких государствах еще и отсутствует полностью (или работает неэффективно) система их решения. То есть на ситуацию никто не старается влиять. Как следствие - пагубная обстановка может прогрессировать и длиться годами и даже десятилетиями.

В более развитых государствах эти проблемы тоже есть, но ощущаются они намного слабее.

В России ключевыми негативными факторами являются бедность и низкие зарплаты - даже у специалистов узкого профиля и востребованных профессий.

Менее серьезными являются такие социальные проблемы:

1.      Высокий уровень коррупции, «кумовства», продвижение «своих». Он прослеживается во всех структурах.

2.      Безработица, недостаток рабочих мест в регионах.

3.      Алкоголизм.

4.      Насилие в семье.

Остальные социальные проблемы в РФ в большинстве своем являются следствием этих факторов, и в той или иной мере зависят от них.

1.2 Причины появления социальных проблем

Практически все проблемы тесно взаимосвязаны и обычно развиваются не самостоятельно, а комплексно.

Более крупные и серьезные факторы «тянут» за собой несколько сопутствующих проблем:

.        Рост безработицы приводит к бедности, росту преступности, проституции, социального неравенства, демографическому кризису.

.        Увеличение количества алкоголиков, наркоманов приводит к росту преступности, проституции, насилию в семье, ранней смертности, самоубийствам, увеличению статистики заболеваемости.

.        Рост преступности влечет за собой усиление коррупции, проституцию.

Тесно взаимосвязаны социальные и экономические проблемы. В случае длительного упадка экономики государства будут обостряться следующие негативные факторы, по цепочке:

.        Снижение уровня жизни, доходов населения.

.        Рост безработицы.

.        Рост преступности.

.        Обострение проблемы алкоголизма и наркомании - так как граждане в сложных ситуациях нередко прибегают к алкоголю и наркотическим веществам, чтобы отвлечься.

.        Учащение случаев насилия в семье.

.        Снижение уровня рождаемости - так как при низком уровне дохода у семей не хватает денег для обеспечения ребенка.

.        Ухудшение состояния здоровья населения - из-за дешевых продуктов питания, нехватки средств на лечение и лекарства, тяжелых условий работы.

Актуальные социальные проблемы являются следствием, вытекающим из различных причин. Каждая проблема в отдельности появляется из-за определенных условий. Часто одна проблема является следствием другой, поскольку все они тесно взаимосвязаны.

Если рассматривать группы проблем, то к причинам их возникновения можно отнести: демографический общественный социальный

1.      Демографические, проблемы в семье. Возникают из-за низкого уровня достатка населения, безработицы, низкого уровня медицинского обслуживания, отсутствия соцпрограмм (или их низкого качества), направленных на поддержку семей с детьми.

.        Преступность. Растет из-за высокой безработицы, алкоголизма и наркомании, плохой работы правоохранительных органов.

.        Фашизм и конфликты, возникающие на религиозной, национальной или этнической почвах. Проявляется из-за наличия в определенной местности двух или более различных общественных групп. Также причиной могут стать исторические предпосылки, из-за которых одни группы агрессивно настроены по отношению к другим.

.        Коррупция. Возникает из-за слабого контроля со стороны государства, отсутствия общественного контроля за деятельностью властных структур со стороны населения (или отсутствия реакции правоохранительных органов).

.        Плохое состояние здоровья населения, высокий процент инвалидности. Возникает из-за недостаточного финансирования медицины, низкого уровня жизни, плохого состояния окружающей среды, устаревших технологий производства, алкоголизма и наркомании.

Социальное неравенство. Возникает из-за большой разницы между условиями жизни различных групп населения (в уровне дохода, возможностях, льготах).

Можно выделить и общие факторы, которые приводят к развитию и прогрессированию проблем:

.        Слабый контроль государственного аппарата, медленная (или неэффективная) реакция на возникающие проблемы (или ее отсутствие вообще).

.        Недостаточно эффективная работа правоохранительных и прочих контрольных органов.

.        Недостаточно эффективная работа образовательных учреждений.

.        Плохое состояние экономики в целом.

.        Высокая плотность населения.

.        Слишком быстрые перемены (технический прогресс, быстро меняющиеся тренды в моде), что приводит к развитию потребительской модели поведения, когда население стремится иметь все модные товары, тратя на это деньги. Также в этом случае люди легко поддаются рекламе и прочей информации, получаемой из внешних источников.

Таким образом, в процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении.

2. Анализ социальных проблем России

2.1 Характеристика социальных проблем России на современном этапе

Опрос ВЦИОМ проводился 10-11 декабря 2016 года в 130 населенных пунктах в 46 регионах страны. Опрошено 1600 человек, максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

По данным опроса, в конце 2016 года тремя главными социальными проблемами страны россияне назвали низкие зарплаты (18% в декабре против 13% в начале года), экономику в целом (18% против 23%) и здравоохранение (17% против 7%). Следом идут безработица (15%) и рост цен (13% против 20%).

В течение 2016 года значительно поднялась в рейтинге общероссийских проблем сфера образования. Год назад связанную с образованием обеспокоенность выражали только 4% опрошенных россиян, то в декабре 2016 года уже 11%. А вот обеспокоенность темой внешней политики за последние годы, напротив, снизилась: конце 2014 и 2015 годов ее называли важной проблемой 12%, а теперь только 4%.

Молодежь от 18 до 24 лет основными причинами для беспокойства помимо экономики (19%) называет инфляцию и безработицу (17% и 14% соответственно). Граждане в возрасте от 60 лет помимо сферы экономики (24%) называют проблемы со здравоохранением (23%) и низкими пенсиями (16%).

По 6% граждан среди основных российских проблем назвали развал сельского хозяйства и промышленности, зависимость от природных ресурсов, а также низкий уровень образования.

Кроме того, в список тем, которые россияне считают проблемными для страны, вошли низкий уровень пенсий и пенсионная реформа, высокие цены на ЖКХ (по 4%), вооруженный конфликт на востоке Украины, невозможность купить жилье, падение курса рубля (по 3%), качество дорог (2%).

Еще по 1% опрошенных пожаловались на проблемы материнства и детства, отсутствие перспектив для молодежи, миграционную политику, недоступность образования, преступность, алкоголизм, низкий уровень культуры, нравственности и патриотизма.

Так, наибольшее обострение фиксируется по двум направлениям: здравоохранение и образование, при этом половина всех жалоб на медицину связана со снижением ее доступности: коммерциализация многих услуг, высокие цены на лекарства, нехватка специалистов на местах.

Треть жалоб - это недовольство качеством лечения: низкая оценка профессионализма врачей, их отношения к пациентам». Баскакова отметила, что среди проблем сферы образования чаще всего звучит та же самая тема снижения его доступности: - »высокие цены на учебники, питание в школах, необходимость посещения платных занятий для того, чтобы подготовить ребенка к экзаменам или поступлению в ВУЗ.

Несколько реже звучит тема ЕГЭ, но много жалоб на качество обучения - родители перестают ориентироваться в меняющихся стандартах».

Если исходить из статистических показателей за 2016 год, необходимо отметить следующее.

Алкоголизм. Среди граждан РФ около 5 миллионов являются алкоголиками (из них 6% несовершеннолетних). Под угрозой национальная безопасность, так как алкоголь увеличивает развитие различных заболеваний и повышает смертность, способствует повышению преступности и насилия. Женский алкоголизм становится все более распространенным, что ведет к рождению больных детей.

По данным специалистов рост зависимости в России в 2016 году обусловлен ухудшением условий жизни: человек, чувствуя себя не защищенным и не уверенным в завтрашнем дне ищет выход в алкоголе; снимая стресс и напряжение таким способом, он получает искусственное успокоение; доступность алкоголя только подталкивает к «решению проблемы» именно таким способом.

Рост алкоголизма и преступности в России тесно связаны. Статистика 2016 преподносит неутешительные факты.

В состоянии алкогольного опьянения совершается: краж - 55%; грабежей - 80%; разбойных нападений - 70%; убийств - 80%; изнасилований - 80% (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения за 2016 г.

Под влиянием алкоголя человек теряет контроль над собой, притупляются чувства, появляется ощущение всесильности. Он искренне верит, что никто не узнает о содеянном. Хотя преступления, совершенные людьми в состоянии опьянения раскрываются гораздо быстрее.

Действуя импульсивно, человек не задумывается о последствиях. Самое большое количество семейных разборок в России происходит по причине чрезмерного употребления спиртных напитков.

Алкоголизм в определенные моменты вызывает агрессию, и выпивающего человека могут просто раздражать окружающие, именно по этой причине часто происходят побои женщин и детей. В таких семьях всегда есть риск возникновения насилия и жестокости.

Большая часть дорожно-транспортных происшествий вызвана пьяными водителями за рулем. Теряя способность контролировать ситуацию на дороге, такие участники движения становятся причиной смерти или потери здоровья других лиц. Поэтому в 2016 году законодательством ужесточилась ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Наркомания. В регулярных отчетах ФСКН за минувший 2016 год фигурируют следующие цифры:

1.      Тот или иной опыт употребления наркотиков имеют около 18 000 000 россиян.

2.      Ежегодно наркотические средства начинает употреблять около 90 000 жителей РФ.

3.      Около 8 000 000 человек принимают наркотики регулярно.

4.      90% зависимых принимают наркотики посредством инъекций.

5.      Средний возраст наркозависимых - 16 - 18 лет.

6.      Ежегодно из жизни уходит порядка 70 000 человек, подверженных зависимости.

Согласно официальным данным ООН за последние 10 лет количество наркозависимых в России возросло в 10 раз. Участились случаи детской и подростковой наркомании, а страна превратилась в подпольный рынок сбыта для такого тяжелого наркотика, как героин, на долю которого в РФ приходится 1/5 всего мирового оборота.

Преступность. Зарегистрировано 2.16 млн преступлений (на 10% ниже, чем в 2015). Среди них 44% составили дела по хищению чужого имущества. Каждое второе преступление совершалось лицами, ранее нарушавшими закон, а каждое третье совершалось в состоянии алкогольного опьянения.

Коррупция. РФ относится к странам с высоким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированными являются отрасли социальной сферы (медицина, ЖКХ), правоохранительные структуры и некоторые государственные организации (распределение земли, госзаказы и госзакупки, сертификация).

Безработица. Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7.8%, в настоящее время - около 5.4%. С начала осени 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращения персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год

По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы на конец 2014 года составлял 5.3%, на конец 2015 года - 5.8% (или 4.4 млн. человек), на конец 2016 года - 5.4% (или 4.1 млн. человек).

Инфляция: В 2016 году уровень инфляции в России составил 5,38%, что на 7,53 меньше, чем в предшествующем 2015 году и на 4,07% больше, чем в следующем 2017.

В 2016 Россия занимала 13 место по уровню инфляции в мире (см. Рисунок 3).

Рис. 3. Уровень инфляции по месяцам, в %

Аборты. За 2015 год по желанию женщин было совершено 447 тысяч абортов. По статистике количество абортов в РФ стабильно снижается последние два десятилетия. Для сравнения: в 1995 в РФ было сделано 2.76 млн абортов.

Самоубийства. На 100 тысяч граждан - 15.4 (на 2016 год). Это самый низкий показатель начиная с 1960. В «девяностые» РФ занимала второе место в мире по количеству самоубийств, в 2013 - четырнадцатое, в 2016 -тридцатое. Около 22% самоубийств, по статистике, совершают граждане в возрасте 40-49 лет, причем мужчины в 6 раз чаще женщин.

Конфликты на национальной почве. Из-за многоэтнического состава населения РФ конфликты на национальной и религиозной почве возникают часто. В основном они происходят в крупных городах (где живут большие диаспоры представителей других национальностей) и в городах, расположенных близко к южным границам.

Насилие в семье. Статистика по этому виду преступлений усложняется из-за того, что около 60-70% случаев не доводятся до правоохранительных органов, и около 97% случаев не доходят до суда. По приблизительным подсчетам, около четверти всех семей находятся в зоне риска (насилие в семье в той или иной мере присутствует).

Беспризорность. Точное количество беспризорников в стране не установлено, по примерным подсчетам, составляет несколько тысяч. В детских домах находятся около 72 тысяч детей различного возраста. Более 500 тысяч детей являются полными сиротами, но воспитываются в других семьях.

Проституция. В 2014 году по примерным подсчетам количество сотрудниц этой индустрии составило около 3 млн.

Состояние здоровья. Из 188 стран РФ оказалась на 119 месте по состоянию здоровья граждан. ВИЧ-инфицированных граждан - около 1.5 млн. Около 300 тысяч граждан в год умирают от онкологических заболеваний. Статистика по туберкулезу - 9 случаев на 100 тысяч населения. В целом оценка ситуации - ниже средней.

Социальное неравенство. Согласно официальной статистике по миру, рейтинг РФ в списке стран высокий, но далек от «лидеров» (в которых неравенство проявляется сильнее всего).

Демографическая ситуация. Начиная с 2010 года численность населения стабильно растет. По состоянию на начало 2017 года, она составляет 146 804 372 гражданина. С 1996 по 2009 года включительно имел место демографический кризис: численность населения стабильно снижалась (с 148.291 млн в 1996 до 141.9 млн в 2009). Сложнее ситуация обстоит с возрастом нации: количество пенсионеров (на конец 2016 года) - почти 43 миллиона (то есть почти треть от общей численности).

Инвалидность. На 2015 год в РФ насчитывалось почти 13 млн инвалидов. Среди них - 605 тысяч детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет).

Бедность. По данным Росстата, бедными можно считать 21.4 млн россиян (14.6% от общего населения). По факту этот показатель намного выше, поскольку прожиточный минимум (по которому и считается количество бедности) намного ниже реальной суммы, нужной на жизнь. По различным подсчетам, за чертой бедности находятся от 40 до 70 миллионов граждан (то есть чуть меньше половины) (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Уровень бедности в России в 2010-2016 гг. (%)

Очевидно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого - коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулеза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулезных больных были засекречены. Отчеты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные - медицинские, статистические и социологические - позволяют выявить основные социальные болезни.

Следует отметить, что ранжирование социальных проблем - оценка относительной важности, остроты - весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему народу. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

2.2 Особенности реализации социальной политики в РФ на современном этапе

С 2012 года вопросы социальной политики связаны с реализацией Указа Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года.

В процессе инаугурации В.В. Путин уточнил перспективы развития государства в направлении социального государства. Понимание сущности термина «Социальное государство» до сих пор вызывает разногласия в среде научного сообщества, т.к. в мире представлены несколько его моделей.

Вероятно, именно поэтому, в РФ понимание перспектив социального государства в России напрямую связано с направлениями социальной политики, определенными в указе президента.

Как и по отношению к иным указам, принятым в первый день нового срока управления страной, все государственные органы ежегодно готовят публичные отчеты о реализации серии правовых актов, получивших название «майские указы».

Указ №597 интересен тем, что включает в себя ряд направлений деятельности, хотя они отражены и в отдельных указах. Например, принятый в тот же день указ №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Он является «частью» по отношению к «целому» - указу № 597.

Ежегодные публичные отчеты на федеральном уровне и субъектов РФ позволяют отслеживать динамику развития социальной политики, прогнозировать ее перспективы.

Тем не менее, научное сообщество стремится анализировать именения в социальной политике и через тематику научных конференций, конгрессов и через исследования научных школ. Особый интерес представляют аналитические исследования ВШЭ.

Так, например, за последние годы можно наблюдать анализ следующих актуальных проблем социальной политики, рассмотренных на российском и международном уровне научного сообщества. Анализ сценариев (прогнозов) социально-экономического развития страны. Минэкономразвитие подготовило такой документ до 2030, где определило направления по трем сценариям и характеристикой ожидаемых результатов: консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Тем не менее, ни один из них не смог предвидеть санкционный режим, поэтому в 2015 году пересмотрены позиции Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года. Демография и миграционная политика России тесно связаны с проблемами семьи.

На примере действий Правительства в начале 2016 года можно отметить, что общество настояло на реализации ранее принятых Правительством Программ по поддержке молодых семей. Т.е. гражданская активность населения, характерная для социального государства и соответствующая политика в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действительно актуальна для органов исполнительной власти.

При этом демографическая политика в России более важна, чем миграционная, по сравнению с европейскими странами. Рынок труда и законодательная политика на рынке труда отражена в кардинальных изменениях ТК РФ. Несмотря на кризисные явления в экономике, усилены аспекты защиты работников по отношению к работодателям.

При этом, изменения последних двух лет демонстрируют переход от поддержки политики работодателей в сторону концепции социальной ответственности (КСО). Причем данные изменения начались именно в среде коммерческих организаций и государственных корпораций через систему мониторинга, в том числе ежегодных публичных и статистических отчетов.

Известно, что на данные меры повлияло вступление России в ВТО и система международного менеджмента качества. Но следует отметить настойчивую политику президента в наименее выгодных для экономики позициях при повышении социальной ответственности бизнеса и установления межсекторного взаимодействия: бизнес-общество-власть.

При этом необходимо отметить, что данная политика, проводимая через Министерство экономического развития, особенно в области грантовой поддержки социальной инициативы общества и меценатства со стороны бизнеса с 2015 года частично переходит в сферу влияния Общественной Палаты России.

Явные причины данного явления не указаны в нормативных актах, т.к. изменения кажутся естественными: в течение 2015 и 2016 годов наблюдается процесс передачи функций из одних органов другим по многим отраслям деятельности органов исполнительной власти. Наиболее важным на рынке труда следует отметить процесс введения профессиональных стандартов, многие из них начнут свое действие с 1 июля 2016 года.

Оценка данных изменений, полностью изменивших ситуацию в профессиональной деятельности и в области образования (ФГОС ВО) вызывает неоднозначную оценку специалистов с момента начала разработки профстандартов, поэтому социальная оценка ожидаемой экономической эффективности нововведений еще впереди.

Главным же результатом является уход от профессий, характерных для индустриального общества и не соответствующих вызовам информационного общества. При этом происходит политика активизации профориентации, что алогично в условиях доминирования видов деятельности, а не профессий, трудовой мобильности и развития фриланса вместо трудовых династий, что находит отражение в постепенном процессе отмены трудовых книжек с 2017 года.

Социальная политика касается регулирования трудовых доходов и расходов, особенно в условиях неопределенной экономической ситуации. Президент неоднократно настаивал на мерах по поддержке населения в ситуации превалирования расходной части бюджета и страны и города, и населенных пунктов, т.е. на всех уровнях управления.

Естественно «такое ручное» управление в стране с развитой частной собственностью и реалиями рыночной экономики не вполне согласуется, но, как показывают исследования, решение социального вопроса, особенно в обеспечении дохода на уровне прожиточного минимума является гарантией сохранности самого государства.

В системе социальных мер по поддержке социальной стабильности жизненного уровня населения находится и решение жилищных проблем. Стремительный рост ввода количества домов с одной стороны решает проблемы молодых семей и также решает демографические проблемы, однако, с другой стороны население обнаружило рассогласование между количеством и качеством не только сданных в эксплуатацию объектов, но и организации сервисных услуг со стороны управляющих компаний.

Особо остро стоит проблема застройки в исторической части городов, которая не только связана с информационной (визуальной) экологией, но и с обеспечением таких ресурсов как вода, тепло, свет в силу изношенности инфраструктуры. Социальная политика в области здравоохранения находится на вершине недовольства населения теми мерами, которыми решаются вопросы качественного обеспечения здоровья граждан государства.

Тем не менее, начатая с 2012 года политика не подверглась реорганизации в области охраны здоровья, хотя можно отметить переход политики от лечения заболеваний к профилактике здоровье обеспечения, формирования мотивации ЗОЖ, переноса ответственности на самого человека за собственное здоровье сбережение.

Государство в данном случае создало систему ежегодной диспансеризации, обязательного медосмотра за счет средств работодателя, т.е. создало условия для своевременного выявления проблем, которые предстоит решать самому человеку.

Введение с 2016 года обязательной экспертизы со стороны трудинспекции - «специальной оценки условий труда» еще более повысило ответственность работодателя за обеспечение безопасных для здоровья условий труда.

Тем не менее, эти условия напрямую связаны с оплатой труда работника. Т.е. позиция работника по отношению к сохранности своего здоровья косвенным образом отражается на сохранности его трудоустройства. Область образования также является частью социальной политики. С 2012 года решение проблем образования напрямую связано с изменением законодательства и федеральный закон предусматривал инновационные процессы на всех уровнях системы образования.

К 2016 году в целом завершен процесс основного внимания к дошкольному образованию, как в области материального обеспечения, так и содержания образования и присмотра. Но главным образом решалась задача повсеместного обеспечения его доступности для детей, начиная с 3 лет.

В это же время решался вопрос о переходе на ФГОС, начиная с начальной школы, и к 2016 году подвергается анализу процесс преемственности начального и основного общего образования, особенно в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Решение вопросов инновационной деятельности в высшей школе отражает процесс глобализации и взаимосвязан с ростом трудовой и образовательной мобильности.

Исследования в начале 2016 года показали, что Россия имеет наибольший процесс подготовки человеческих ресурсов к решению проблем экономики знания не только для отечественного производства и науки. При этом встает вопрос об интеграции науки, культуры, образования для решения проблем «возрождения» экономического подъема России.

Однако самым актуальным вопросом в 2014-2016 годах стал вопрос об использовании трудоспособности лиц пенсионного возраста. В Стратегии социально-экономического развития России говорится о динамике роста дополнительного профессионального образования лиц до 64 лет.

Одновременно решаются вопросы об организации условий общего и компьютерного образования граждан старшего возраста на базе Университетов III возраста и клубной деятельности в условиях традиционных информационных систем: музеи, архивы, библиотеки. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года ввел понятие «Дополнительное образование детей и взрослых».

При этом в России принята Концепция развития дополнительного образования детей в 2014 году, в 2015 году «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и, наконец, в 2016 году серия правовых актов об образовании пенсионеров:

. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р, «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».

А также значение имеют международные документы социальной направленности - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года, Международный план действий по проблемам старения населения 2002 года, специальные решения Организации Объединенных Наций по вопросам старения населения и положения пожилых людей (такие как Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991 год)).

Ключевые позиции в области культуры с 2012 года определяет Программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». Поэтому наблюдается серия тематических лет «Год литературы», «Год культуры», «Год кино», но при этом и развитие новых видов внутреннего туризма: музейный туризм, научно-образовательный туризм, деловой туризм, сохраняя традиции историко-культурного и спортивно-оздоровительного туризма.

Не менее значим «новый» правовой акт - Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», разработанной с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Рассматривая вопросы социальной политики в каждом отдельном направлении деятельности государства, значительное большинство новаций не совсем понятно обществу и не позволяет осознать неотвратимость изменений в общественном сознании.

Но комплексное изучение инновационной составляющей в социальной политике России помогает увидеть перспективы адаптации станы к новым историческим условиям жизни в мировом сообществе.

3. Альтернативные пути решения социальных проблем в современной России

Статистика показывает, что решение социальных проблем навсегда и везде - невозможно. Возможно частично уменьшить их проявление, вплоть до минимума.

Более того, меры, принимаемые для решения одних социальных проблем, могут привести к появлению других негативных явлений. К примеру, в 30-х годах прошлого века Советский Союз активно занялся борьбой с безработицей. Ее уровень упал: для граждан стали создаваться новые рабочие места в строительстве, промышленности и сельскохозяйственном секторе. Однако это привело к тому, что возникла неэффективная занятость и тяжелый ручной труд.

Прежде чем начинать борьбу с социальной проблемой, необходимо провести ее подробный анализ. Он должен включать:

2.      «Целевая аудитория»: какие слои населения и возрастные категории ощущают ее влияние.

3.      Насколько опасна ситуация.

4.      Какие проблемы и факторы сопутствуют ее появлению.

5.      Какая проблема является ключевой из комплекса (к примеру, алкоголизм - одна из основных причин ухудшения здоровья, роста преступности, насилия в семье).

После «диагностики» власть должна заниматься разработкой комплекса мер, направленных на борьбу с негативными факторами. Решение социальных проблем может включать:

. Просвещение «целевой аудитории». Население должно знать о текущей ситуации и ее развитии, а также о последствиях, которые она влечет за собой. К примеру, если речь идет о борьбе с наркоманией, необходимо регулярно доводить до сведения населения информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также о преступлениях, совершенных в состоянии наркотического опьянения.

. Разработка мер, направленных на решение ключевой и сопутствующих проблем.

. Усиление контроля над ситуацией, регулярный мониторинг динамики. Необходимо отслеживать, в какую сторону изменяется статистика, и какими темпами происходят изменения.

. По возможности - ужесточение ответственности. К примеру, если речь идет о наркомании, то следует увеличить сроки заключения за распространение и производство веществ.

Основными задачами в области управления государством должно быть повышение его эффективности с усилением социальной направленности. Организационное реформирование управления на макроуровне уже происходит - примером служит создание государственных корпораций. Если не говорить о социальной ориентации на всех уровнях, то здесь предстоит еще большая работа.

Так, основными принципами социально ориентированного государственного управления являются:

. Приоритет общественных интересов перед любыми частными (социальных слоев или групп населения, корпораций, политических партий);

. Развитие экономики с учетом интересов всех слоев общества и регионов, что достигается экономическим поощрением соответствующих отраслей регионов, а также выравниванием социальных различий путем перераспределения доходов с помощью налогов;

. Регулирование государством (экономически, а если необходимо, то и административными мерами) цен, на жизненно важные для большинства населения товары (продовольствие, лекарства, плата за жилье, коммунальные услуги, услуги связи и транспорта, электроэнергия, газ, бензин) с учетом интересов населения и товаропроизводителей.

В социально ориентированных государствах гарантировано бесплатное образование и лечение для всего населения (через страховое или государственное здравоохранение). Осуществляется строительство муниципального жилья с низкой квартирной платой для малоимущих, строительство жилья для продажи через дешевый или беспроцентный кредит сроком на 15-20 лет.

Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую.

Ни одна из социальных функций государства не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены законом. Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого уровня.

Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать.

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели «субсидиарного государства», которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.

При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Современные меры борьбы с каждой проблемой в отдельности - задача всегда индивидуальная. Один и тот же негативный фактор в каждой стране будет проявляться по-разному.

В борьбе (профилактике) должны принимать участие представители всех уровней власти, контролирующих органов и государственных структур - должны оставаться в стороне и средства массовой информации. Их задача - доводить до населения актуальную ситуацию, ее изменения и возможные последствия.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Каждое государство заботиться о своих гражданах, особенно это касается самых незащищенных слоев населения. Однако в социальной сфере России существует ряд проблем, которые обязано решить правительство. Каждый человек, оказавшийся в трудной ситуации, должен чувствовать себя защищенным.

В настоящее время уровень социального обслуживания на территории постсоветских республик недостаточно высок. Объективная потребность граждан значительно выше, чем-то, что предлагает государство.

Это объясняется рядом причин: экономической ситуацией; несовершенством законодательства; малоразвитостью негосударственной системы социального обеспечения.

Сфера соцобеспечения населения недостаточно финансируется, что в свою очередь приводит к низкому качеству услуг, кадровому дефициту, плохому материальному оснащению соответствующих учреждений. Законодательство также препятствует успешному развитию данной сферы, ведь часто в законодательных актах встречается противоречивость, а четко сформулированные понятия видов социального обеспечения отсутствуют. Поэтому в обществе зреет потребность реформирования этой сферы.

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои.

Основные социальные проблемы России:

1.      Бедность основной массы населения и социальное неравенство.

2.      Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.

3.      Безработица.

4.      Проблема увеличения численности населения.

5.      Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в российском государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления социальной поддержки населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг.

В их числе:

1.      Медицинское обслуживание граждан.

2.      Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.

3.      Обязательное бесплатное образование.

4.      Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая помощь социальных работников.

Анализ некоторых социальных проблем России фактически определяет социальную политику страны на ближайший период. Таким образом, чтобы переломить гибельные для страны тенденции, необходимо незамедлительно и радикально изменить политику государства, повернуть ее к социальной сфере, руководствуясь идеологией социального государства. Необходим крутой маневр, радикальные реформы общественной сферы, трансформирующие ее путем перевода на последовательно рыночные рельсы в рамках социального государства.

Только социальная модернизация сделает очевидной бесплодность политики «латания дыр», «быстрого реагирования» на ежедневно возникающие трудности в жизни людей, которая не позволяет решать ни одной крупной проблемы.

Список литературы

Нормативно - правовые акты

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2.      Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

3.      Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

4.      Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года».

5.      Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»

6.      Постановление Правительства РФ от 22.01.2015 № 33 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456»

7.      Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 85 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

8.      Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

9.      Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»

Литература

10.    Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник /Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2012. - 588 с.

11.    Багирова А.П. Концептуальные подходы к формированию репродуктивной политики в Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 3. - С.2-6.

12.    Вишневский А.Г. Россия: демографические итоги двух десятилетий // Мир России: социология, этнология. - 2013. - N 3. - С.3-40.

13.    Глинский В.В. Тенденции демографической политики: сдержанный оптимизм третьего цикла // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 16. - С.14-18.

14.    Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии // Демографические исследования. - 2011. - № 6. С. 144-156.

15.    Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник. - М: Издательство БЕК, 2014. - 421 с.

17.    Кравченко А.И. Обществознание: учеб. пособ. - М.: ТК Велби, 2012. - 280 с.

18.    Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности, 2012. C. 36-45.

19.    Опрос ВЦИОМ 10-11 декабря 2016 г. // Пресс-выпускВЦИОМ № 1140, 2016.

20.    Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия // «Мир измерений», 2012. С. 121-128.

21.    Попов Н.П. Бедные в богатой стране // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 4. - С. 41-47.

22.    Римашевская Н.М. Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения //Информационно-аналитический портал «Socpolitika», 2012. С. 156-173.

23.    Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.

24.    Соловьева М. Ф. О реализации социальной политики в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 4. - С. 26-30.

25.    Социальная политика /Под общ. ред. док-ра экон. наук, проф. Н.А.Волгина. - М.: Экзамен, 2014. - 943 с.

26.    Социология: учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. - 333 с.

27.    Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности-2: Хрестоматия. Казань, 2013. - 256 с.

Интернет ресурсы

28.    Королева А. Демографическая ситуация в России - http://expert.ru/

29.    Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)-URL: https://e.mail.ru/cgi-bin/msglist#readmsg?id=13643838990000001023&folder=0

.        Статистический справочник- http://www.gks.ru/.

.        Федеральная служба государственной статистики. Демография. //http://www.gks.ru/

Похожие работы на - Социальные проблемы населения России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!