Частноправовая составляющая института общей аварии
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие и становление института общей аварии в
историческом контексте
1.1 Обзор новой редакции Йорк-Антверпенских правил
Глава 2. Разграничение общей аварии и частной аварии
.1 Принципы общей аварии и их особенности
Глава 3. Частноправовой аспект общей аварии
.1 Регулирование отношений между субъектами морского предприятия
.2 Порядок распределения общей аварии
.3 Особенность действий в чрезвычайной ситуации, возникшей в
результате пиратского захвата. Конфликт правил F and C
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Ежедневно посредством морских
перевозок совершается колоссальное количество рейсов, около 5% всех грузов
перевозятся грузовыми судами, в день примерно 180 тыс. судов одновременно
курсирует в мировом океане. Такие рейсы осуществляются как внутри стран, так и
между странами на большие и малые расстояния. Обычной практикой является
участие представителей разных государств в одном рейсе и в случае любого
происшествия, люди, живущие в правовых государствах, ориентируются на
национальное право, которое призвано защищать их интересы. Если происходит
чрезвычайна ситуация с судном страны «А», на котором находится груз страны «Б»,
который принадлежит компании из страны «С», несомненно, возникает вопрос, к
законодательству какой страны прибегнуть?
В основу данной дипломной работы
легли основные аспекты института общей аварии. Данный правовой институт призван
регулировать защиту интересов участников морского рейса в случае возникновения
чрезвычайной ситуации на судне.
Актуальность темы исследования
заключается в том, что подобные аварийные ситуации при морских перевозках
случаются периодически, в то время как известные способы их урегулирования
весьма противоречивы и требуют контроля и совершенствования. Согласно
сохранившимся документальным источникам институт общей аварии уходит своими
корнями в средние века, однако в защите своих интересов были заинтересованы
мореплаватели со времен их появления. Следует предположить, что максимальное
развитие данный институт получил в государствах, чьи границы омывали моря или
океаны. Поэтому в основу данной работы легли труды ученых-правоведов
представителей семьи общего права. В то же время следует отметить, что
отечественными правоведами вопрос общей аварии исследован слабо. В отечественной
литературе в основном рассматриваются источники общей аварии и редкие случаи
судебной практики. Актуальность работы также определена тем, что согласно
статистике рост морской торговли увеличивается по мере того как растет
популяция населения и растут его потребности. Как следствие, с возрастающей
потребностью в морских перевозках растет и потребность в максимальной
прозрачности разрешения коллизионных ситуаций.
Объектом данного исследования
является частноправовая составляющая института общей аварии. Институт общей
аварии больше относится к публичному праву, вместе с тем защита частного
интереса в нем является особенностью применения данного института. В качестве
предмета исследования рассмотрено взаимодействие сторон морского предприятия во
всех временных отрезках общей аварии (до, во время и после), а также прослежена
динамика развития источников регулирования института общей аварии.
Целью настоящей дипломной работы
является рассмотрение коллизионных вопросов судебной практики, спорных норм
действующего законодательства, поиск решения вопросов, связанных с продуктивной
работой института общей аварии и исключения коллизий в будущем. В рамках
достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать
основные цели и принципы института общей аварии;
- сравнить изменения
в законодательстве об общей аварии, проанализировать предпосылки к этим
изменениям;
- изучить документы
международной ассоциации диспашеров и фундаментальные прецеденты.
Гипотеза заключается в том, что сам
институт общей аварии усложнен не столько юридическими нормами, сколько
наличием «слепой зоны» для свободы действия заинтересованных сторон, которая
выражается в наличии неурегулированных ситуаций и благодаря этому наличия
возможности злоупотребления со стороны заинтересованных сторон.
При подготовке настоящей дипломной
работы были использованы и применены общенаучные методы анализа и синтеза, а
также специальные юридико-отраслевые методы, в том числе исторический и
сравнительно-правовой.
Научная новизна работы заключается в
сравнительно-правовом анализе применимых норм систем общего и континентального
права, проведенном обзоре последней редакции Йорк-Антверпенских правил 2016 г.
в англоязычном варианте, официальный перевод на русский язык которой на момент
подготовки данной работы отсутствовал.
Практическая значимость исследования
заключается в определении принципов общей аварии и факторов, разграничивающих
общую и частную аварию, в систематизации подходов по определению общей аварии,
а также индивидуализации подходов по разрешению коллизионных ситуаций. В этих
целях произведен обзор новой редакции Йорк-Антверпенских правил 2016 г.
В рамках настоящего исследования
использованы несколько групп источников:
- первую группу
источников составляют доктринальные исследования отечественных правоведов
(статьи, комментарии к законам, учебные пособия), в числе которых работы А.С.
Кокина, В. Н. Гуцуляк, И. С. Жилина, С. В. Самуленкова, С. А. Гуреева, М. И.
Савченко.
- вторую группу
источников составляют документы Международной Ассоциации Диспашеров,
размещенные на официальном сайте https://www.average-adjusters.com/, документы
американской ассоциации морских страховщиков, размещенные на официальном сайте
https://www.aimu.org/, документы Лондонской ассоциации диспашеров, размещенные
на официальном сайте #"901075.files/image001.jpg">
Приложение №2