Тема секса и полового воспитания школьников в печатных изданиях периода перестройки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,67 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тема секса и полового воспитания школьников в печатных изданиях периода перестройки















Реферат

Тема секса и полового воспитания школьников в печатных изданиях периода перестройки

В данном реферате проводится анализ дискурсов о сексе и половом воспитании в средствах массовой информации в период Перестройки. В качестве источников используются журналы: «Здоровье», «Огонёк», «Юность», «Семья и школа», «Аврора» и «Ровесник». Выбор изданий связан с разными факторами.

Так, журнал «Здоровье» взят в связи с тем, что публиковал статьи, освещавшие половое воспитание с медицинской стороны. Его тираж в период Перестройки считался одним из самых крупных и составлял 25,5 млн. экземпляров в год.

Журнал «Огонёк» берется в качестве источника по причине высокого тиража, который в 1985 году составил 1,5 млн. экземпляров, а в 1990 году увеличился до 4 млн. экземпляров [Кузнецов, 2002, C. 36]. Этот журнал был достаточно свободным в своих публикациях и считался одним из первых, в котором массово начались обсуждения темы секса и полового воспитания.

Журнал «Юность» был выбран, потому что был ориентирован на молодежную аудиторию, его тираж в 1989 году составил 3 млн. экземпляров.

По этой же причине рассматривается и журнал «Ровесник», который был практически единственным журналом, рассчитанным на подростковую аудиторию.

Журнал «Семья и школа» был отобран, потому что был рассчитан на родителей и учителей, что позволяет определить примерный круг тем, которые обсуждались взрослыми с подростками о половом воспитании. Кроме того, тираж этого журнала тоже был достаточно высок, он составлял более 2,5 млн. экземпляров в год.

Также используется материал из художественно-литературного журнала «Аврора», так как он был намного доступнее для подростковой аудитории этого периода, в отличие от аналогичных журналов «Литературное обозрение» и «Иностранная литература», и в нем впервые было опубликовано достаточно откровенная повесть В.Кунина «Интердевочка».

Таким образом, производится широкий охват всех направлений в печатных СМИ.

В середине 1980-х гг. в публичном пространстве появляются оппонирующие официальной идеологии дискурсы, связаны с социальными изменениями, происходящими в конце 1950-х начале 1960-х годов.

Коренным переломом послужило появление приватного пространства, но, непосредственное влияние оказала смена политики государства. В это время продолжается изменение языковых практик и из-за популяризации сексуальности в СМИ, происходит активное усвоение новых оборотов речи, связанных с приватной жизнью. Возвращение сексуальности в публичную сферу приводит к тому, что начинается борьба между условно «консервативными» направлениями, занимающимся контролем поведенческих практик, и «либеральными» течениями, которые стремятся избежать социальных проблем. Борьба за идеи, которая ведется на страницах журналов и газет в этот период, оказывает большое влияние на подрастающие поколение.

Подростки, сталкиваясь с разногласиями по отношению к сексуальному поведению, не знали, какой из позиций следует придерживаться, и выбирали для себя наиболее близкую и удобную систему взглядов. Это приводило к серьезным противоречием между ценностями молодого поколения и культурными ориентирами старшего поколения, что выражалось в семейных конфликтах с родителями и школьном недопонимании учителей.

Кроме того, в период Перестройки и политики гласности происходит изменение публичного дискурса. Одним из символов изменений, произошедших в это время, становится появление в СМИ умалчиваемой прежде темы секса и полового воспитания. В период Перестройки происходит переосмысление сексуального дискурса, одним из проявлений которого стала проблема полового воспитания, а так же переход темы из сферы приватного в публичное пространство. Именно это породило конфликт, который, впоследствии, перерос в дискуссию в СМИ.

Как отмечает одна из исследователей, И. Гевиннер, СМИ становятся инструментом коммуникации: «они передают образы, ценности, нормы, дифференцируют новости по их важности и, таким образом, конструируют реальность» [Гевиннер, 2014, С. 25]. Наиболее ярко это выражается в «закрытых» обществах, где существует дефицит демократических прав и свобод индивидов. В таких обществах СМИ становятся инструментом пропаганды, распространяют государственную идеологию и культивируют «правильные», с точки зрения государства, образы поведения индивидов.

Таким образом, в СССР можно наблюдать, как совершаются эти манипуляции. Необходимо отметить, что такой контроль и пропаганда выгодной (желаемой) для правительства идеологии и поведенческих практик затрагивает все сферы деятельности индивидов. С периодом Перестройки связано особое отношение советских людей к СМИ, как главному и правдивому источнику информации. Данное отношение, в последствие, отразилось и на восприятие СМИ в период Перестройки. Кроме того, такое восприятие СМИ советскими людьми делало этот ресурс инструментом легитимации, так как и общество и государство наделяет его одинаковыми полномочиями. Это послужило отправной точкой для начала обсуждения темы секса и полового воспитания через СМИ.

В период Перестройки и политики гласности происходит ослабление контроля над СМИ, из которых большинство советских граждан получали информацию. В это время наблюдается смена сексуального дискурса, и информация, которая держалась под контролем, выходит на передний план. Такая ситуация приводит к тому, что подростки начинают получать новые знания, связанные с сексуальной тематикой из различных источников. В доперестроечный период достоверным и практически единственным источником информации по сексуальной тематике считались медицинские учреждения и школы, где медицинские работники и учителя доносили до подростков и их родителей «правильную» информацию. В период Перестройки статус этих институтов начинает изменяться, так как появляются альтернативные, такие как СМИ, кинофильмы, художественная литература.

Рассмотрим тенденции, заложенные в более ранние периоды, но широко обсуждаемые с наступлением Перестройки. В качестве примера возьмем статью 1985 года в журнале «Здоровье» «Ранний брак - за и против?».

В статье автор, кандидат психологических наук, объясняет подросткам, молодежи, и их родителям все аспекты, связанные с вступлением во взрослую жизнь. Важным, по мнению автора, является разделение на мальчиков и девочек с точки зрения физиологических особенностей. Он отмечает, что «для юноши, организм которого не достиг необходимой зрелости раннее вступление в брак нежелательно. Но, особенно, нежелателен ранний брак для физически незрелой девушки, так как «беременность у нее может протекать с осложнениями, неблагополучными бывают и роды…» [Волкова, 1985]. Из статьи становится ясно, что ранний брак - это медицинская проблема, которую необходимо решать, проводя профилактические консультации с подросткам. Особое внимание автор уделяет девушкам, поскольку именно от них зависит в большей мере воспроизводство потомства. А, под ранним браком подразумеваются не только узы, связывающие двух людей, но и половой акт, который будет нежелателен, поскольку молодой организм девушки не готов к ранней беременности. Распространение медицинского дискурса в начале 1980-х гг. происходит не случайно, поскольку в СССР демографическая обстановка была очень важна. И эта тема является ничем иным как отголоском наследия 1960-х - 1970-х гг., в которые наблюдался демографический спад рождаемости.

Так, медицинский дискурс обсуждения социальных процессов, а в частности сексуальных аспектов, закладывает основной контекст обсуждения темы сексуальности и сексуального поведения подростков в журналах. Вступлением в брак начинает связываться с развитием подрастающего поколения и улучшения социальной обстановки.

Тенденция объяснения темы секса через медицинские термины, физиологические осложнения, продолжается и в 1986 году. В. О. Гарбузов, кандидат медицинских наук, на страницах журнала «Семья и школа», рассчитанного на взрослую аудиторию - учителей и родителей, публикует серию статей посвященных проблеме полового воспитания школьников. Продолжая в целом идею формирования социальной зрелости у подростков и молодежи старшей школы с 11 - 16 лет, В. О. Гарбузов говорит о том, что «половое воспитание предполагает формирование положительной установки на отцовство, материнство, ответственность перед будущими детьми» [Гарбузов, 1986, С. 24-26]. Родители должны поддерживать беседы, проводимые в школе в рамках курса «Этика и психология семейной жизни», говорить о любви, через которую уже выходить на вопросы полового воспитания.

В этой статье, намечается уже следующая цепочка коннотаций полового воспитания, в которой брак связывается не только с созданием семьи, но и с половым актом, рождением детей. Важным последствием чего становится - отцовство и материнство, за которое будущие родители должны нести ответственность. Однако, несмотря на ответственность родителей за детей и их социальное развитие, тема полового воспитания в этой статье не получает дальнейшего развития. Будущим родителям не рассказывают о контрацептивах, которые в это время набирают популярность на Западе.

Таким образом, государство, намеренно умалчивая важные аспекты, еще пыталось вернуть тему сексуальности под свой контроль. Однако умолчание вопроса контрацепции приводило к более серьезным последствиям для общества, и в конкретном случае, для подростков.

Возможно, это послужило одной из причин развития другого дискурса, который наблюдается в этом же 1986 году. Он подчеркивает разнонаправленность полового воспитания подростков. Особенностью этого дискурса становится включение в обсуждение темы представителей не только психологии и медицины, но и таких наук как социология, философия. Они поднимают проблему полового просвещения в рамках вопроса молодой семьи и учащения разводов [Сысенко, 1986]. Так, проблемы начинает рассматриваться под другим углом, и связывается с неосведомленностью людей.

В интервью с В. Мансуровым, кандидатом философских наук, заместителем директора Института социологических исследований АН СССР под названием «О любви, труде и досуге», поднимаются вопросы, которые напрямую связаны с проблемами молодежи. Говоря о разводах, респондент отмечает, что в качестве одной из причин выделяется «недостаточная осведомленность о вопросах секса» [Марков, 1986, С. 12]. Он добавляет, что «мало проводится на эту тему бесед, лекций, не публикуются в молодежных журналах статьи сексологов…» [Марков, 1986, С. 12].

Кроме того, респондент обращает внимание на недостаточное внимание педагогов и органов здравоохранения. Важным, по мнению ученого, является вопрос просвещения молодежи, для которого нужно задействовать всевозможные каналы. Но использовать эти каналы нужно правильно: «непременно с четкой сверхзадачей, с точно расставленными акцентами, чтобы ни в коем случае не было равнодушной, эдакой сторонней констатации фактов, характеров, конфликтов…» [Марков, 1986, С. 12]. «Как молодой человек приспосабливается к обществу, его духовным достижениям, так и общество…просто обязано приспосабливаться к запросам молодого человека. Процесс этот взаимный» [Марков, 1986, С. 12-13].

Так, автор обозначает подростковые проблемы и даже выступает за их решения, но сводит объяснение важных аспектов к общему описанию. Он не высказывает никаких эмоций по поводу проблемы и рассматривает её отстраненно, используя большое количество обобщений. Выступая за неравнодушное отношение к проблеме, автор сам надевает маску, которая отделяет его от решения установленных важных для общества вопросов, поскольку он не конкретизирует этапы их решения.

Продолжая тему, другой автор отмечает, что «гласность - это не только ознакомление с тем или иным случаем злоупотреблений, нарушений, проступков, преступлений, но и активное конкретное противодействие этим явлениям, факт наказания: гласность - это не только открытый разговор, но и социальный урок» [Амлинский, 1986, С.20]. Таким образом подчеркивается значимость проблемы полового воспитания подростков, что выводит обсуждение на другой уровень, актуализируя и легитимизуя тему секса и полового воспитания через политику, проводимую государством.

Распространенной рубрикой, а также способом передачи информации в 1986 году становится письмо читателя. Такая форма использовалась редакторами и раньше, однако, теперь письма освещают и тему полового воспитания, которая умалчивалась и не публиковалась в более ранние периоды.

В журнале «Огонек», в рубрике посвященной читательским письмам «Если говорить откровенно», публикуется письмо Наташи К., шестнадцатилетней школьницы из Тулы. Девушка пишет, что встретила парня, который после двух месяцев сказал: «надоели вздохи на скамейке, и что мы уже взрослые…» и что им лучше не встречаться, а если встречаться, «то с одним условием…» [Если говорить откровенно, 1986, С. 20]. Девушка согласилась выполнить условия, но так как публичное обсуждение темы секса еще не была широко распространено, то многие подростки не понимали как поступать в подобных случаях. Так, в данной ситуации девушка решила, что сделала что-то неприличное и напилась таблеток, попытавшись, тем самым, совершить суицид. Но главные вопросы остались без ответа: «Чем же измеряется любовь? Уважением? Помощью? Нежностью? Как она возникает? Что мне делать? Бросить его?» [Если говорить откровенно, 1986, С. 20].

В этом письме отразились вина и стыд, который испытывала школьница после случившегося, а также попытка понять, по каким правилам необходимо действовать в такой ситуации. Здесь также запечатлен парадокс периода Перестройки. Социальные изменения происходили в обществе намного быстрее, чем все остальные, и в отличие от предыдущего советского периода сталкивались «классические» советские традиции и новые «западные» течения. Это письмо позволяет сделать вывод, что в перестроечном обществе еще присутствовала мораль, которая считала таких девушек потерянными.

Однако в редакцию также приходили письма «консервативной» направленности. Например, редакцией «Огонька» было опубликовано письмо 36-летнего мужчины из Вологды. Автор, А. Яснов, говорит о том, что провел собственное расследование по теме семья и общество в период гласности. В результате, он пришел к следующему выводу, что в современном, для него, обществе наблюдается гегемония женщин. Это явление отражается и на мужском населении. Как утверждает автор, женщины подавляют мужчин, и мужчинам необходимо противодействовать этому процессу. «Надо как-то ограничить женщин, не ущемляя, конечно, их жизненно важных прав. В результате изменится женская мораль. Самим женщинам станет спокойнее, продуктивнее. Медлить нельзя! Иначе произойдет страшная беда» [Раскрепостить мужчин и… ограничить женщин, 1986, С. 32].

Автор письма открыто демонстрирует сексистское настроение в обществе, и стремится доказать, что мужчинам необходимо преодолевать эту дискриминацию в обществе. Однако необходимо обратить внимание, что этот человек родился в 1950 году, а в результате войны демография населения сильно пошатнулась, работающего женского пола было намного больше, чем мужского и, конечно, женщины стали занимать руководящие должности. Так, можно говорить о том, что этот «консервативный» дискурс был также заимствован из 1960-х гг., на которые как раз приходится взросление автора данного письма, что оказало определенное влияние на него.

Однако такие выступления и дискуссии «консервативного» характера активно публикуются только с 1986 года. В качестве особенностей этого направления можно выделить борьбу за возвращение к старым, советским, традициям, и навязывание морально нравственной точки зрения по вопросу полового воспитания.

К этой консервативной тематике или, лучше сказать, традиционной, можно отнести письмо Шалвы Амонашвили, адресованное дочери и опубликованное в журнале «Семья и школа». Автор письма пытается убедить свою дочь быть женщиной, мудрой образованной и не растрачивать жизнь на «тряпки» и на просмотр западных фильмов, в которых показывают, что у девушек несколько молодых людей, и они их меняют как перчатки. Кроме того, он пытается донести до читательниц, что женщине нужно быть скромной и вести себя соответственно установленным в обществе правилам [Амонашвили, 1986, С. 26-28].

В письме прослеживаются отголоски борьбы с мещанством, которые были закреплены в различных постановлениях ЦК КПСС периода Перестройки. Таким образом, через взгляд отца, выражающего достаточно «консервативную» позицию, продолжает проводиться и линия партии, причем государство продолжает использовать для продвижения этой линии и другие инструменты, над которыми у него еще остается контроль. Так как переоценка ценностей происходила крайне медленно, как отмечают некоторые исследователи, «тело, прежде всего женское, в официальном дискурсе не рассматривалось как индивидуальное тело, а виделось собственностью государства, принадлежностью коллектива или частью рода» [Борисова, 2006, C. 183].

Дискуссия и борьба дискурсов продолжается на страницах печатных изданий, но при этом ищет другие площадки. Так, важным в этот период времени становится развитие телевидения, которое начинает привлекать к своим экранам все больше подростков и детей.

Разнонаправленность программ и различная их тематика приводит к тому, что подростки смотрят все передачи подряд, поскольку не имеют своего собственного телевизионного канала, а детские программы идут вместе с взрослыми.

Таким образом, возникает проблема, различные решения которой рассматривает в своей статье Е. Бабахина. Она предлагает создать детский и подростковый канал, который объединил бы в себе все передачи для детей, как мультфильмы, так и различные научно-документальные фильмы и дискуссии [Бабахина, 1986]. Так, в этой статье автор уделяет внимание телевидению, как смешанной площадке для коммуникации с разными возрастными группами и говорит о том, что от этого необходимо избавляться.

Это статья выводит дискуссию на следующий уровень, она задает основную тенденцию, наметившуюся только к концу 1986 года. Ее особенность выражается в том, что, если в предыдущие годы проблемы молодежи и подростков только обозначались в публичной сфере, то с 1986 года появляется необходимость в решении вопросов.

В качестве примера можно привести круглый стол под названием «Семья + школа = личность», в рамках которого поднималась проблема воспитания личности. Темой обсуждения стали нравственный и сексуальный аспекты. Один из участников беседы, В. А. Сысенко доцент из центра по изучению народонаселения говорит: «Нужно …не мешкая, поставить вопрос о создании на государственном уровне системы комплексной подготовки молодежи к браку. Кто же конкретно этим должен заниматься? Семья, детские учреждения, здравоохранение, школы, вузы. И, конечно, средства массовой информации! Но главную задачу должны взять на себя семья и школа. Надо в семье и в школе воспитывать не девочку, а будущую жену и мать, не мальчика, а будущего мужа и отца» [Иванова, 1986, С. 12-15].

Таким образом, решение данного вопроса подводится под государственный норматив. Оно сводится к необходимости обозначить проблему, обсудить ее и выдвинуть четкий план устранения, в котором обозначаются сроки для формирования здоровой советской семьи. Высокопарный слог автора статьи, наводит на мысль, что половое воспитание - это плановое конвейерное производства с необходимой системой контроля со стороны государства через различные институты.

Также, в рубрике «Прошу слова!» в 1987 году была опубликована заметка демографа, в которой говорилось о рождаемости и волновом явлении в демографии. В этой статье наряду с решением проблем молодой семьи поднимался вопрос о просвещении детей, чтобы избежать в дальнейшем снижение рождаемости. Он пишет: «Поскольку семьи не справляются с подготовкой своих детей к будущей семейной жизни, часть этой подготовки взяла на себя, наконец, школа. Введен учебный предмет «Этика и психология семейной жизни…Многое, однако, настораживает. Нет специалистов, а ведь предмет сложный. Судя по изданным книгам, разговор ведется на уровне детского сада. Отсутствует самое интересное для молодежи, а именно методы и техники планирования семьи» [Переведенцев, 1987, C. 7]. Автор отмечает, что это становится одной из причин множества нежелательных беременностей, громадного числа абортов и появления нежеланных и несвоевременных детей. Также здесь прослеживаются авторские эвфемизмы, которые позволяют заменить непристойные выражения для публичной дискуссии, так методы и техники планирования семьи заменяют не что иное, как секс или половое влечение. Кроме того, само употребление этого выражения «методы и техники планирования семьи», уводит тему в сферу государственной политики, для которой было характерно обеспечение себя трудовыми ресурсами - рабочей силой. В отличие от Запада, где термин использовался в качестве просвещения населения о вопросах контрацепции и других методов, которые способствовали борьбе с перенаселением, в СССР этот термин используется в совершенно других коннотациях, поскольку контрацепция считалась неприемлемой для широкого распространения.

Однако, как отмечает автор, эта тема действительно становится интересной как для читателей, так и для научного сообщества, которое считало своей целью - бороться с проблемой неосведомленности подростков. Это отмечают и редакторы статей: «В почте нашей рубрики много писем о любви. Любви сегодня много позволено. Можно жениться по любви и разводиться из-за любви, а можно любить друг друга, не вступая в брак. В последние годы любовь, личная жизнь человека, его семейные отношения стали объектом пристального изучения социологов, демографов, этнографов, сексологов, юристов, педагогов. Все они пытаются поставить свой диагноз причинам тех серьезных болезней, которыми страдает современная семья: ранние, непрочные браки, рост малодетных и бездетных супружеских пар, множащиеся число разводов» [Иванова, 1987, C. 14-15].

Эту тенденцию можно проследить и в следующем письме. «Сейчас пошли толкования, о необходимости посвящения молодежи в тайны секса. Бытует мнение, что нынче не модно быть невинной девушкой и прежде, чем пойти в загс, надо, мол, пожить, узнать, подходим ли друг другу …я считаю, что все эти разговоры о сексе и интимной жизни только подталкивают молодежь к распущенности!». В качестве решения заложенного конфликта, автор статьи использует интервью с экспертом, И. Коном. В этом интервью поднимается вопрос что делать: оставить «табу» или научить людей обращаться с этим вопросом. В результате они выясняют, что «сексуальная грамотность нужна вовсе не потому, что люди развращены, а потому, что от нее зависит качество брачно-семейных жизни, а следовательно - и устойчивость семьи… Наша сексуальная культура недостаточна, и это серьезно тормозит половое просвещение и в семье, и в школе… Гласность требует откровенного обсуждения этой проблемы. Однако публичное обсуждение деликатных вопросов требует не только смелости, но также такта и специальных знаний» [Иванова, 1987, C. 14-15].

Таким образом, в этой дискуссии показаны две противоположные точки зрения на проблему полового воспитания, в качестве оппонента «консервативному» дискурсу приводится «либеральное» мнение. Причем, в этой статье не выясняется кто из них прав, а кто виноват, а, наоборот, можно проследить склонность к тому, что решить проблему можно лишь сообща, разобравшись в ней досконально.

Так, эта же склонность «консервативной» и «либеральной» позиций наблюдается и в обсуждении скрытой социальной проблемы - проституции, которая в этот период стоит очень остро. Эта тема активно рассматривается на страницах журналов. Так, журнал «Огонек» в 1987 году публикует статью «А домой приходили на цыпочках», сюжет которой можно сравнить с вышедшей в 1988 году в журнале «Аврора» книгой В.Кунина «Интердевочка» [Кунин, 1988]. Автор статьи обращает внимание, что в основном проституцией занимается молодежь, которая ищет красивой жизни. И для того, чтобы избежать этого явления в обществе необходимо говорить о нем. «Бить в колокола нужно по-другому поводу: как проникло в наше общество это явление, почему, не будем скрывать правду, быстро распространяется?» [Кривомазов, Овчаренко, 1987, С.30-31].

Именно так считает и общественность, поэтому в 1990 году в журнале «Аврора» публикуется диалог «Секс и культура» со специалистом по сексуальному поведению молодежи и по изучению современной семьи. В диалоге поднимаются вопросы воспитания молодежи, и в частности предотвращения подростковой проституции. Так, социолог С.И. Голод пропагандирует разные формы просвещения - не только в сексуальном аспекте, но и в общекультурном. «Сексуальное просвещение зависит и от общеобразовательного ценза человека, и от уровня его общей культуры, бытовой, и от особенностей его психологического склада» [Самойлов, 1990, С. 108].

Это в шуточной форме продолжает обсуждаться и на страницах журнала «Огонек» в статье «Министерство легкого поведения», в которой с иронией автор рассказывает о проституции в СССР и способах ее легализации. В итоге, он приходит к выводу, что эти способы не действуют в СССР [Успенский, 1988, С. 32].

В 1988 году проблема молодежи предается статус значимости. В целом, вопрос стоит очень остро, поэтому в статье «Всматриваясь в лицо поколения» приводится стенограмма заседания клуба по проблемам молодежи и их решениям, которая показывает недопонимание между молодежью и более старшим поколением. Автор подчеркивает, что молодежь сейчас стоит на переломном моменте, поскольку не знает, как себя следует вести, при этом, никто толком не знает, что будет завтра, а все, родители, учителя и общество в целом, хотят, чтобы молодежь определилась [Хромаков, 1988, С. 63-70].

Также вызывает недопонимание вопрос об изменении внутрисемейных отношений. В рубрике «Я и семья» Новелла Иванова проводит интервью с профессором-социологом Миколаем Козакевичем, который заявляет: «МЫ ЖИВЕМ НА ПЕРЕЛОМЕ ИСТОРИИ, КОГДА ФОРМИРУЕТСЯ НОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ, НОВЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА» (курсив автора) [Иванова, 1988, С. 31-32]. Поэтому он отмечает, что важно говорить об изменениях семьи. Женщина должна выбирать, что делать, рожать или не рожать, а не делать все сразу. Должна быть оказана помощь женщине [Жуховицкий, 1988, С. 2-7].

В связи с этим поднимается институциональный вопрос: кто должен заниматься воспитанием молодежи? К этому времени вопросом начинают интересоваться не только государство, которое стремится к монополии на воспитание молодежи, но и читатели. Это приводит к тому, что в разных журналах почти одновременно публикуются письма на эту тему.

Например, письмо одной из читательниц, опубликованное под заголовком «Что такое мы творим?», посвящено воспитанию детей в школе и «непедагогическим методам» работы с детьми. В письме рассматривается ситуация, происходящая на ежедневной линейке, проводившейся для провинившихся детей. Учителя делят учеников на группы, и группа провинившихся детей подвергается общественному наказанию, эти дети проходят по всей школе под звонкий крик своих одноклассников: «ПОЗОР!». Все это проводится с целью предотвратить различные детские шалости, поскольку, как отмечают педагоги, в последствие они принимают уже больший масштаб: «Среди таких девочек проститутки и наркоманки» [Что такое мы творим, 1988, С. 77]. А в другом письме, автор задает следующий вопрос: «Мы ужасаемся, наркомания, пьянство, проституция - но не напрямую ли связаны они с той атмосферой бездуховности и пустоты, которая стала в школе нормой?» [Каковкин, 1988, С. 15-16].

Этот пример иллюстрирует состояние общественных институтов, которые были призваны напрямую контролировать развитие темы секса и полового воспитания в публичном пространстве. Отсюда следует вывод, что, несмотря на политику гласности, педагоги использует различные психологические методы для нормализации и контроля над этой сферой. Они не стремятся проводить просветительские мероприятия по актуальному как для родителей, так и для детей-подростков вопросам.

В этом же году в журналах появляются небольшие фельетоны, которые высмеивают некоторые события, которые происходили ранее. С помощью этого жанра происходит осмысление соотношения прошлого и настоящего. Так, в статье под названием «Жениха выбирает коллектив», говорится о выборах в колхозе, на которых победил бывший муж невесты. Автор отмечает: «Раньше об этом молчали, сейчас только говорим» [Левшин, 1988, С. 33].

Значимыми становятся и мероприятия, которые, как в случае с проституцией, показывают столкновение двух позиций - «либеральной» и «консервативной». Таким мероприятием, в конце 1980-х гг., становится Конкурс красоты. На первом конкурсе, проводившемся в Москве, выиграла 17-летняя школьница, которой пришлось пожалеть о своем выигрыше, потому что «консервативно настроенные» учительницы в школе, приравнивали эти конкурсы к проституции [Леонидов, 1988, С. 32-33].

Подобная ситуация происходит и в 1991 году. Несмотря на развитость подобных конкурсов, к которым, казалось бы, общество должно начинать привыкать, ситуация не меняется. Воспитанница педучилища, победившая на ленинградском конкурсе «Мисс Белая Ночь», была вынуждена под давлением своих учителей покинуть училище. Они, узнав о том, что их ученица приняла участие в таком «сомнительном мероприятии» отказались продолжить ее обучение [Не родись красивой, 1991, С. 29].

Все это показывает, что публичное обсуждение темы сексуальности приводит к изменению способов репрезентации женщины, которые проявляются через различные конкурсы. Однако «консервативный» лагерь, общественность, которая придерживается старых традиций, умолчания и запрета, в обсуждении и презентации темы секса, полового воспитания и других тем, связанных с этими, интерпретирует эти изменения, с точки зрения нарушения традиции (запрета). Это приводит к тому, что такие конкурсы попадают под категорию «разврата».

Цикл научных статей продолжает развиваться и в 1988 году в журнале «Здоровье» выходят публикации И.Л.Ботыева и В.Н. Масловой «У истоков сексуальности» и «Эскизы будущего», в которых авторы, как и их предшественники, затрагивают гендерные стереотипы. Авторы обращают внимание на то, что мальчикам и девочкам требуется разное воспитание - «девочке ласка необходима гораздо больше, чем мальчику». Кроме этого, авторы развивают идею «сексуальности» как явления, которого не стоит опасаться, а которое является физически и психологически обусловленным, отходя от его негативной для советского читателя окраски. Они определяют сексуальность как что-то «имеющее отношение к мужчине и женщине, к их здоровью, социальному и психологическому благополучию и возможности создать семью» [Батыева, Маслова, 1988, C. 24], и пытаются объяснить, как формируется половое влечение.

Таким образом, эти статьи закладывают позитивную основу для обсуждения темы секса и полового воспитания. Если раньше все сводилось к медицинскому и государственному дискурсу - плановости и обезличенности, то теперь авторы стремятся показать этот вопрос, как важный для всех, избавляясь от негативного эффекта предшествующих периодов «Застоя» и «оттепели». Кроме того, такие аномалии как проституция уже начинают рассматриваться в другом контексте.

В 1988 году на передний план выступает другая проблема, в СССР начинается эпидемия СПИДа, которая изначально была связано с недостатком медицинских инструментов. Начало обсуждения этой темы послужила эпидемия, вспыхнувшая в Элисте. Спустя некоторое время, тема СПИДа начинает связываться с половым воспитанием, поэтому все редколлегии журналов стараются сделать акцент на том, что заразиться можно не только гомосексуалистам, но и сторонникам гетеросексуальных отношений [Шевелев, 1988; Морозов, 1990].

Алла Алова в статье «Жизнь при СПИДе» начинает с вопроса - «Есть ли лекарство против секса?». Она пишет о том, что «опасность заразиться уже давно вышла из «резервации» групп риска», «зоной риской стал вообще секс. И внебрачные, и добрачные связи тоже» [Алова, 1988, C. 14]. В интервью, которое она берет у И. Кона, он отмечает, что сексуальная революция на западе привела к тому, что «люди почувствовали, что сексуальные отношения дают настоящее удовлетворение и счастье только тогда, когда они индивидуализированы» [Алова, 1988, C. 14]. Однако политика Советского Союза, при которой «сексуальное поведение в Советском Союзе - тайна даже большая, чем карта военных заводов. Потому что о сексуальном поведении нет даже закрытых сведений» [Алова, 1988, C. 14]., наоборот, приводит к развращению общества.

Известный советский демограф Марк Тольц провел исследование в Перми по добрачным зачатиям и другим «таинственным» явлениям. Пермское начальство обиделось: «Как оклеветан город!». Жители Перми оказались самыми аморальными, потому что исследований по другим городам не было. А потом то же самое обнаружилось в Ленинграде. Автор статьи отмечает, «чтобы эффективно бороться со СПИДом, нам необходимо поднять половое просвещение на должный уровень. Без этого все наши усилия будут уходить в песок…просто иметь в продаже презервативы - это мало. Надо чтобы еще их использовали, чтобы они вошли в традицию, были включены в сексуальную культуру» [ Алова, 1988, C. 14].

Эта тема прослеживается и в 1989 году в статье «Лучше не думать», автор поддерживает идею, высказанную И. Коном. СПИД - это проблема недостатка одноразовых шприцов, капельниц и презервативов. Но с этим надо как то бороться, и журнал «Огонек» развертывают борьбу со СПИДом и предотвращением возможности заразиться, они открывают Благотворительный Фонд для закупки шприцов, одноразовых капельниц (станций переливания крови) [Литвинова, 1989; Алова, 1990].

Вопрос о борьбе со СПИДом с помощью Фонда достигает и Правительства. Так, в 1990 году распорядительный Совет Благотворительного Фонда «Огонек» - АнтиСПИД» публикует открытое письмо Верховному Совету СССР, президенту СССР [Открытое письмо Верховному Совету, 1990].

Со временем, в публичной сфере становится все больше статей, посвященных борьбе со СПИДом. Так, авторы отмечают, несмотря на затягивание с разработкой вакцины против СПИДа, дело идет и работа уже началась. Л.Б. Меклер и Р.Г. Идлис, работая совместно, приступили к расшифровке ДНК, которая позволит на основе генома провести лечение СПИДа [Коган, 1990].

Однако оптимистичным прогнозам 1990 года приходит на смену реальность 1991 года, в статьях отмечают, что «лучшее на что нам приходится сейчас рассчитывать, - это замедление роста эпидемии СПИДа путем просвещения» [Азбука СПИДа, 1991, C. 33]. Причем, само просвещение проводится различными способами. Например, журнал «Огонек» проводит конкурс на лучший плакат о СПИДе, организованный с целью пропаганды, и конкурс «Бизнес против СПИДа» [Бизнес против СПИДа, 1991]. Все это организуется с целью показать, что «СПИД - это не заморское пугало, а самая что ни на есть реальная угроза для каждого из нас» [Кривицкая, 1991, С. 20-21].

Также в 1990 году выходит на всеобщее обозрение проблема, связанная с увеличением проституции среди подростков. В качестве примера Алена Маслакова рассказывает о «любви» школьниц 11-12 лет, которые решили каким-то образом занять свой досуг и занялись проституцией. В ее описании фигурируют четыре истории «пионерок», прилежных учениц, которым было нечем заняться после школы, в связи с чем, они, совершенно случайно, оказываются втянутыми во взрослые отношения, за которые еще можно получать деньги [Маслакова, 1990, C. 71].

В частности в связи с такими случаями в журнале «Юность» появляется рубрика «20 комната», посвященная проблемам подростков и детей. Чтобы наладить эту связь, открывается линия доверия, которая позволяет детям и подросткам рассказать о своих чувствах и переживаниях и получить своевременную консультацию у психотерапевта.

Так, девочка 16 лет (учится в 9 классе) позвонила по поводу своей ранней беременности, жалуясь на недопонимание, возникшее с мамой, в связи с такой ситуацией. Кроме того, поступали звонки, где девушка 17 лет говорила о том, что ее бросил парень, с которым у нее были интимные отношения. Он сказал ей, что «как первая в жизни женщина она ничего. Он почувствовал себя мужчиной. А для дальнейшего… говорит, я очень некрасивая» [20 комната заседание тридцать четвертое, 1990, С. 34-35]. Это позволяет говорить о том, что подростковые сексуальные проблемы начинают приниматься обществом как важные, и с подростками начинают выстраивать диалог специалисты, заинтересованные в их своевременной адаптации в обществе.

Однако общество не сразу оценило советы специалистов, его «консервативно» настроенная часть разнообразными способами старалась вернуться к традиции. Один из читателей журнала пишет: «восторжествовала правда жизни еще в одной сфере нашего существования. Теперь мы знаем не только то, кто и что у нас ест, кто чем дышит…, что творилось во времена Сталина и Брежнева, но и то, как мы на самом деле размножаемся. Действительно ханжество и лицемерие в половом воспитании искалечило много судеб. Но разве это доказывает то, что просвещение должно осуществляться главным образом в плоскости физиологии сексуальных отношений, когда подразумевается избавление от оков изжившей себя ханжеской морали и представляется прогрессивная свобода этих отношений? Разве доказано, что чистота и целомудрие является анахронизмом? Действительно, многим для личного счастья полезно знать, как предохраняться от зачатия ребенка и получать физическое удовлетворение» [Свободный микрофон, 1990, C. 79]. Автор письма добавляет, что следует дать возможность человеку выбирать между «свободной любовью» и чистотой: «как кандидат биологических наук кое-что смыслю в тех вещах, о которых пишу… об одном только прошу тех кто имеет возможность влиять на миллионы неокрепших душ: давайте не будем заслонять проблемой противозачаточных средств и эрогенных зон проблему постижения высшей любви между мужчиной и женщиной» [Свободный микрофон, 1990, C. 79]. Это высказывание говорит о противопоставлении «высокого» и «низкого» в культуре. Под «высоким» в этом письме понимается первая подростковая любовь, как возвышенное чувство, а под «низким» - половой акт, проблемы противозачаточных средств, абортов.

Особенность сочетания этих двух противоположных культур характерна как для «консервативной» части общества, так и для «либеральной». Это могло привести к дальнейшему компромиссу обоих лагерей, и возможно могло послужить точкой для их сближения. Но в указанный период этого не происходит.

Тем не менее, сложно говорить о половом воспитании, не остановившись на альтернативных каналах получения информации. Так, в рубрике «Проза жизни» в 1990 году была опубликована статья, в которой проводился обзор порнографического ассортимента журналов и газет. В одной из таких статей в качестве заголовка было следующее утверждение: «свободный секс предупреждает: когда общество смотрит на половую жизнь как на грех, то связь поколений прерывается». Автором удалось понять проблему недопонимания между взрослыми и подростками, и она уместилась в очень емкое выражение. Действительно, в этот период наблюдается сильный поколенческий конфликт, который пытаются сгладить специалисты из разных сфер, но у них возникают проблемы. Так, не подвластной контролю становится проблема порнографической, так называемой, бульварной прессы. По мнению специалистов, это оказывало вредоносное влияние на подростков: «Все это даже не макулатура. Это за рамками допустимого. И вред от них, с позволения сказать, изданий может быть значительным. Думаю, эти брошюрки и картиночки сломали уже не одну судьбу» [Барыкин, 1990, C. 18-19]. Хотя критика со стороны специалистов и присутствует, автор обращает внимание на то, что «рынок журнальной прессы сложился не сам по себе, он отражает нравы (точнее-безнравственность) всего общества. Он индикатор состояния нашей идеологии и уровня идеологов» [Барыкин, 1990, C. 18-19]. Таким образом, автор ссылается опять на государственные инструменты, которые перестают использоваться для восстановления контроля и возвращения «порядка».

Еще одним каналом получения информации становятся фильмы, которые чаще всего имеют эротические сцены. Так, к концу 1991 года, можно говорить о новой наметившейся теме, любви между разновозрастными мужчиной и женщиной, при этом, женщина, чаще всего подросток или недавно окончившая школу студентка, а мужчина, наоборот, средних лет. Эта тема закладывается с выходом в 1988 году фильма «Асса» [Веденеева, 1988] и продолжается анонсами в СМИ на провокационные фильмы. Такими фильмами стали «Номер Люкс для генерала с девочкой», со сценой совращения 13-летней девочки, и «Умереть от любви», где в главных ролях выступают проститутка и сутенер, которые являются семьей [Жуховицкий, 1991].

Причем, последний фильм вызвал общественный резонанс, а в газете «Коммерсант» даже появилось сообщение, что режиссер Т. Шахвердиев обманул проститутку и снял фильм «Умереть от любви». Будто бы он сказал, что он кино выйдет только на западе, в результате чего на проститутку было осуществлено нападение и ее ограбили. В ответ режиссер написал в журнал «Огонек» заметку «Одна проститутка сказала», в которой он открыто заявляет, что такое было и раньше до того как снялся фильм и сама героиня, Наталья открыто выступала на премьере за права проституток, добиваясь закрепления их положения [Шахвердиев, 1991].

В 1991 году продолжает развиваться тенденция, заложенная немного ранее и в журнале «Огонек» в рубрике «Светская хроника». В жанре фельетона рассматриваются необычные ситуации и мероприятия, происходящие в то время.

Так, в статье под заголовкам «Англичане находят секс забавным», говорится о Русском самодеятельном театре западных бизнесменов и дипломатов, работающих в нашей стране. На его сцене была поставлена «комедия вокруг секса» [Светская хроника, 1991], которая позволяет в шуточной форме рассказать о злободневных проблемах и отразить сексуальные аспекты.

Подобным явлением стал спектакль в другом театре, эротическом театре Демидова, «Люксембургский сад», в котором несколько девушек и мужчин раздеваются донага и представляют дом свиданий. Это мероприятие посетил бывший руководитель Военно-политической академии, который отметил, что « сексуальное воспитание офицеров не мешало бы включить в учебную программу…» [Секс вместо марксизма-лененизма, 1991. C. 29].

Различные ситуации происходят с иностранцами, решившими приехать в Россию, что так же не забывают упомянуть редакторы этой рубрики. Так, они публикуют письмо иностранцев «Кавиар анд крабс, или письма издалека», в которых два английских лорда с гражданином из Швейцарии делятся впечатлениями от поездки в Санкт- Петербург. «Отдохнув в отеле, мы вышли на улицу и тут начались наши приключения» - пишут туристы. К ним подошел приличный молодой человек и на хорошем английском предложил «экологически чистых девушек с полной гарантией, по сто долларов. Сразу подошли девушки, ошарашив иностранцев, кратким курсом «Камасутры» [Кавиарандкрабс, или письма издалека, 1991. C. 27].

Однако издание также уделяет внимание и главной проблеме - контрацепции. Оно публикует заметку «Лучшее средство контрацепции - голова». В этой заметке главный гинеколог Калининского района Москвы, С.Н. Лабурь, говорит, что «голова вообще средство полезное, но мало кто использует ее по назначению в интимной жизни». По его мнению, просветительские лекции не позволяют говорить об улучшении положения, поэтому он решил написать сценарий к первому советскому мультфильму о сексуальной жизни [Лучшая средство контрацепции - голова, 1991]. Несмотря на ироничность статьи, наконец-то становится заметным, и это подчеркивается автором, что нужно использовать всевозможные ресурсы для просвещения молодежи. Он отмечает, что если будет больше надежных источников, а не только бульварной прессы, тем лучше будет для этой сферы.

Ироничные темы этой рубрики позволяют читателю взглянуть на проблемы эпохи Перестройки через шуточные образы, представленные в разных ситуациях. Однако стоит обратить внимание, что проблемы, описанные в этой рубрике, совпадают с основным содержанием статей специалистов, высказывающихся на тему полового воспитания.

Свидетельством того, что в СССР не хватало опыта для решения данного вопроса, являются многочисленные обращение специалистов из разных сфер к западному опыту.

В журнале «Огонек» от 1991 года публикуется диалог «Вперед к личной жизни», в котором рассказывается про Амстердам и про район красных фонарей. Беседа ведется с господином де Влам - одним из президентов голландской фирмы, занимающимся вопросами планирования семьи, поставкой в разные страны мира контрацептивов высокого качества. В этой статье господин де Влам задается вопросом: «Почему вы до сих пор боитесь широко обсуждать эти проблемы? Вам мешают религиозные предрассудки?» [Сальникова, 1991, C. 15]. Для того, чтобы не казаться неосведомленными в этой теме, наши специалисты стремятся перенять западный опыт. Так, российские ученые принимали активное участие в 10-ом всемирном конгрессе по сексологии, проходившем в Амстердаме.

Таким образом, автор приходит к следующему заключению: «неужто в нашей стране теперь официально есть секс?», тогда «пришло время придавать дикому советскому сексу цивилизованные формы» [Сальникова, 1991, C. 15]. И действительно, пора задуматься о развитии этой проблемной сферы.

Постепенный переход к этому вопросу происходит уже в других статьях, в этом же 1991 году. Выходит статья Б. Кочубея и Н. Семенова «Что же такое секс и как с ним бороться?», в которой они заявляют открыто: «Наконец дождались и мы сексуальной революции» [Кочубей, Семенова, 1991]. Они говорят, что половая жизнь в школьном возрасте стало обычным явлением, также как и беременность 14-15летних. Но что с этим делать? На западе уже давно ведется активное обсуждение в СМИ, и на повестке не простое размышление о том, что подросток сам виноват, что пришел к той или иной ситуации, как часто встречается в советских газетах, а наоборот, попытка понять и оценить проблему [Кочубей, Семенова, 1991].

В связи с этим, в 1991 году появляется анкета в журнале «Юность» под названием «Познай себя! Опыт сексологов всего мира - к вашим услугам», в которой, отвечая на обычные вопросы, подросток открыто демонстрирует свою позицию по поводу сексуальных предпочтений [Познай себя, 1991].

Кроме того, в этот период журнал «Здоровье» публикует выдержки из работ Дж. Гейла «Сексуальность подростков, руководство для родителей»[Гейл, 1991а; Гейл, 1991б; Гейл, 1991в; Гейл, 1991г; Гейл, 1991д; Гейл, 1991е], в которых автор на примере американской молодежи рассматривает проблемы половой жизни, интересующие подростков и их родителей. Он стремится показать родителям, что доверительные разговоры о сексуальном поведении очень важны для подростков, и предлагает подробную инструкцию. Пособие Гейла затрагивает не только вопросы, которые рассматривали советские ученые, о половом воспитании, раннем браке, он стремится к личностному подходу и говорит о сексуальной ответственности партнеров, а также контрацепции с целью предупреждения абортов и нежелательных беременностей. Как можно заметить, статьи Дж. Гейла были первыми, в которых упоминалась контрацепция, как положительное явление.

Необходимо также обратить внимание на выдержки из другой работы - Ди Снайдер «Курс выживания для подростков» [Снайдер, 1989а; Снайдер, 1989б; Снайдер, 1989в; Снайдер, 1989г; Снайдер, 1989д], опубликованные в советском журнале для подростков «Ровесник» в течение 1989 года. Несмотря на то, что эта книга была рассчитана на американских подростков, она стала актуальной и для советских юношей и девушек. Она затрагивала важные для них проблемы: непонимание родителей, изменения, связанные с развитием тела, непринятие себя, половое воспитание, первая любовь. Ди Снайдер пишет, что очень важно получить позитивный взгляд на секс и любовь именно от родителей. Таким образом, в статьях западных авторов мы видим отход от привычных для советских авторов обобщений. Ди Снайдер и Дж. Гейл стараются донести до читательской аудитории мысль о том, эти проблемы важны, прежде всего, для читающих, поэтому о них следует говорить и их следует обсуждать, в том числе и с родителями. Поэтому они используют обычный язык, и не стремятся к сведению этой темы к медицинскому дискурсу, социологическому или политическому.

Таким образом, на протяжении всего периода Гласности можно проследить изменение тем в освещении проблем полового воспитания. В начале периода Перестройки, многие авторы склоняются к освещению вопроса с помощью легитимных инструментов.

Например, с 1985 по начало 1987 года все еще прослеживается использование медицинского языка, характерного в конце 1970-х. Несмотря на то, что некоторые исследователи утверждают, что «подобные воззрения - вплоть до переломных 1990-х годов - были характерны не только для официальной пропаганды, но и для более «прогрессивных» научного, публицистического и литературного дискурсов» [Борисова, 2006, C. 184]. Все равно происходит смена дискурсов.

Однако такое изменение происходит не поэтапно, поэтому в 1987 году к медицинскому дискурсу добавляются другие, направленные на общее освещение проблем подростков. С этими дискурсами напрямую связано появление статей из различных исследовательских областей. В это время в дискуссию включаются социологи, демографы и другие исследователи, которые стремятся к решению проблемы. Появляются темы, которые напрямую отражают социальные проблемы государства, такие как ответственность за детей, отцовство, материнство, уменьшение числа подростковых абортов, разводов в молодых семьях. Авторы уделяют особое внимание ресурсам для разрешения этих проблем через социальные институты - семью, школу. Что непосредственно связано с попыткой вернуть под контроль государству сексуальную сферу.

Актуализация и пик активности наблюдается в конце 1989 года и длится до конца 1991 года. Статьи этого периода напрямую отражают злободневные проблемы как социальные, так и экономические, связанные с темой секса и полового воспитания. Такой проблемой становится проституция, которая впоследствии будет связана с актуальной для всего советского общества проблемой СПИДа. И только с возникновением такой проблемы как эпидемия СПИДа, в СССР начинает распространяться тема контрацепции, которая актуализируется, в связи с нехваткой презервативов, и закрепляется в связи с появлением различных пособий по сексологии и воспитанию подростков.

Но, несмотря на актуализацию обсуждения этой темы в публичном пространстве, с большим трудом происходит конкретизация проблем и их решений. Так, можно разделить Перестройку условно на два периода. До 1989 года в качестве конкретизации можно увидеть только письма с примерами из собственного опыта, которые наталкивают авторов на обсуждение в общих чертах проблем, но не приводят к решению. И после 1989 года, когда начинают публиковаться статьи или курсы, в основном западных авторов, в которых все наиболее приближено к повседневному опыту читателей, нет никаких общих слов, а есть четкая особая инструкция по применению. Такая особенность характерна для западных авторов, Ди Снайдера и Дж. Гейла.

Но для того чтобы полностью сделать эту тему легальной для публичного пространства не достаточно просто начать о ней говорить, опубликовав статью в журнале. Легитимация этой темы происходит на протяжении всего периода Перестройки, за счет расширения экспертного дискурса и включения в эту проблему «голоса общества» через появление жанра писем. Этот жанр позволяет осваивать тему секса и полового воспитания наивным образом, через повседневный опыт.

Кроме того, легитимация происходит за счет связей с другими легальными сферами - политической, экономической и социальной. При этом, возникает последствие, которое тоже оказывает услугу для легитимации - тема секса и полового воспитания, принимает широкое распространение.

С этим связана и другая особенность. В период Перестройки происходит гуманизация дискурса. Тема секса и полового воспитания начинает рассматриваться не столько как связь с репродуктивной функцией и здоровой семьей, которая важна для построения социалистического общества, сколько с подростковыми проблемами, чтобы избежать различных «травм» в этой области и последующих отклонений.

Однако важно отметить, что в связи с этим происходит видимое разделение сторонников и противников полового воспитания подростков на два лагеря: «консервативный» и «либеральный», который стремится к всестороннему рассмотрению проблемы, для того чтобы избежать ее крайности.

«Консервативный» лагерь борется за сохранение традиции умолчания сексуальных проблем. Он рассматривает половое воспитание в школах, как нечто недопустимое, так как может привести к половой распущенности и опасным последствиям, как для подростков, например, ранний брак, так и для общества, например подростковая проституция и распространение СПИДа.

А «Либеральный» лагерь, наоборот, стремится к всестороннему рассмотрению проблемы, для того чтобы избежать ее крайности. Его представители выступают за проведение курса по половому воспитанию в школе, за открытое освещение подростковых проблем в публичном пространстве и за распространение контрацептивов.

Литература

половой воспитание статья дискурс

1.Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр. сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. Orange, Conn.: Антиквариат, 1986. 525 с.

3.Бочарова О.А. Сексуальная свобода: слова и дела // Человек. Москва, 1994. № 5. С. 106-107.

4.Блюм. А. Русская классика XIX века под советской цензурой // Новое литературное обозрение. Москва. 1996. №32. С. 432-447.

.В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 612 с.

.Волков С. История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына. М.: Эскимо, 2008. 352 с.

7.Гевиннер И. Гендерные стереотипы: о чем свидетельствуют имиджи женщин в популярных женских журналах СССР и ГДР? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. Иваново. 2014. № 6. С. 25.

8.Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. 136 с.

9.Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л.: Знание, 1990. 32 с.

10.Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. М.: Ладомир, 2005. 232 с.

11.Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996. 188 с.

12.Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 148 с.

Похожие работы на - Тема секса и полового воспитания школьников в печатных изданиях периода перестройки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!