Социальное предпринимательство как направление гуманизации национальной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,97 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное предпринимательство как направление гуманизации национальной экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории








Социальное предпринимательство, как направление гуманизации национальной экономики

Курсовая работа

Исполнитель

студент группы ЭУз - 21 ____________ Д.Ю. Цапов

Научный руководитель

к.э.н., доцент ____________ Н.В. Герасимчик






Гомель 2017

Реферат

Курсовая работа 35 страницы, 4 таблицы, 11 источников.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное, факторы, экономика, предприятие, конкурентоспособность, средства, рынок, промышленность, организации, исследование, роль социального предпринимательство в национальной экономике.

Объект исследования: социальное предпринимательство.

Цель курсовой работы: на основании литературных источников изучить социальное предпринимательство, ее основные формы, условия создания, почему необходимо, а также развитие в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнение, детализация, аналогия, анализ.

Задачи курсовой работы:

-рассмотреть роль социального предпринимательство в национальной экономике;

-проанализировать опыт социального предпринимательства в зарубежных странах;

-выявить основные направления, проблемы и пути развития социального предпринимательства в Республике Беларусь.

Полученные результаты: на основе обобщения теоретических данных было выявлено что, в настоящее время в стране социальное предпринимательство на начальном этапе, но стремительно набирает обороты в развитии. Область применения: экономика Республики Беларусь.

Предложения: для развития социального предпринимательства нужна поддержка, т.е. стимулирование инновационных процессов со стороны государства; вложение дополнительных денежных средств в проекты; повышение эффективности использования научных разработок в данной сфере; нужно финансово заинтересовывать предпринимателей.

Содержание

Введение

. Сущность социального предпринимательства

. Основные формы социального предпринимательства

. Эффективность социального предпринимательства и перспективы его развития в РБ

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современных экономических условиях многие люди перестают думать об окружающих, их деятельность направлена исключительно на получение материальной выгоды. Примером тому может служить огромное количество предприятий, загрязняющие окружающую среду, нечестная конкурентная борьба, браконьерство и так далее. Но остались люди, которые обращают внимание на социальные проблемы, существующие на данный момент в стране, и желают их исправить.

Последнее десятилетие стали для нашей страны временем становления нового, ранее никому не известного направления предпринимательства - социального предпринимательства. Данный феномен, известный ранее лишь за рубежом, получил распространение в Беларуси. Накопленный опыт зарубежных стран в данной сфере послужил фундаментом для развития отечественных предприятий. Но требуется время и материальные средства для переосмысления и подстраивание для наших традиций этого опыта.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что при переходе к рыночной экономике усилилась стратификация общества, и требуется экономическая поддержка социально незащищенных слоев.

В различных государствах проводятся встречи, где объединяются социологи, финансисты, экономисты, лидеры гражданского общества, политики и практики социального сектора. В нашей стране также появилась перспектива распространения социального предпринимательства.

Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.

Цель данной работы - изучить понятие социальное предпринимательство и выделить его особенности. В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:

. Дать определение понятию «социальное предпринимательство», выяснить основные функции и особенности данного явления.

. Изучить основные формы социального предпринимательства.

3. Рассмотреть эффективность социального предпринимательства в Республике Беларусь.

1. Сущность социального предпринимательства

Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект.

Социальные предприятия строятся на принципах самоокупаемости, финансовой устойчивости и инновационности используемых подходов. Применение новых, уникальных инструментов, способность решать проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет собственных доходов формируют ключевые преимущества социального предпринимательства. Если благотворительность ограничена в объеме ресурсов, времени и пространстве, то социальное предпринимательство изначально предполагает масштабируемость и тиражируемость. Целью становится не локальное решение единичного вопроса, а достижение качественно нового уровня в преодолении социально значимых проблем.

Сильной стороной социального предпринимательства являются и встроенные механизмы контроля эффективности. Решение общественно значимых вопросов непосредственно включено в бизнес-процесс компании, что существенно снижает вероятность нерационального расходования ресурсов. Именно социальное предпринимательство обладает наиболее высоким уровнем отдачи на единицу вложенных средств.

Наконец, социальный предприниматель, как и любой другой бизнесмен, руководствуется определенной бизнес-стратегией, основанной на знании сильных и слабых сторон продукта, поиске новых рыночных возможностей и определении угроз. Использование предпринимательского подхода позволяет в итоге резко повысить вклад в достижение долгосрочного социального эффекта.

Социальное предпринимательство - это механизм, который может и должен стать социальным измерением модернизации Беларуси.

Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, переносить подходы и идеи. Это сопровождается повышением компетентности социальных предпринимателей, их профессиональным ростом и вносит вклад в развитие человеческого капитала страны. В большинстве своем те, кто решается посвятить себя этой сложной области бизнеса, - новаторы. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с самыми современными технологиями. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения.

Крайне ценен опыт взаимодействия россиян с социальными компаниями. Вместе с тем все еще достаточно высок уровень недоверия к представителям бизнес-сообщества и их усилиям в социальной сфере.Налицо проблема, которую можно охарактеризовать как кризис доверия. С одной стороны, бизнес в целом воспринимается позитивно, с другой - в нем не видят активного агента социальных изменений.

С расширением сети социальных предприятий неизбежно произойдет изменение отношения к социально ориентированному бизнесу. Встречным движением станет рост социальной ответственности традиционного бизнеса, который будет стремиться интегрироваться в новую парадигму взаимодействия общества и предпринимателей.

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия - одна из ключевых задач социального предпринимательства.

Взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти в сфере социального предпринимательства не ограничивается фискальной сферой. Достаточно широкое распространение получили специальные фонды развития - партнерские организации, которые создаются с целью социально-экономического развития территорий муниципалитетами, бизнесом и некоммерческими организациями. Такие трехсторонние коалиции позволяют эффективно решать проблемы местного уровня. Более того, реализация трехсторонних соглашений формирует устойчивые партнерские связи и выстраивает коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества.

Упрочение взаимоотношений государства, бизнеса и общества в рамках парадигмы социального предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов гражданского общества в Беларуси. Ориентация на комплексное решение острых социальных проблем, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив.

Позитивно то, что все без исключения начинания в рамках данного подхода преследуют исключительно конструктивные цели. Процесс социального предпринимательства, если рассмотреть его детально, предполагает прохождение пяти основных этапов:

·Поиск возможностей:

- социальные проблемы;

неудовлетворенные потребности.

·Определение концепции развития:

·- определение социальных выгод;

·- определение новых продуктов или рынка.

·Определение и приобретение необходимых ресурсов:

- финансовые ресурсы;

человеческие ресурсы;

знания, опыт, навыки, компетенции.

·Запуск и рост предприятия:

- измерение результата;

расширение компании.

·Достижение цели:

- слияние с другими компаниями;

расширение компании и изменение миссии;

Весь бизнес-процесс компании, работающей в сфере социального предпринимательства, структурируется двумя доминирующими векторами. В первую очередь это решение общественно значимой проблемы, во вторую - получение прибыли. Баланс этих векторов определяет сущность социального предпринимательства. Оно становится источником стабилизации и упрочения общественных связей, двигателем устойчивого и поступательного развития.

. Основные формы социального предпринимательства

Социальное предпринимательство сегодня динамично развивается во многих странах мира, что обусловлено постоянным возникновением всё новых социальных проблем на фоне проявлений глобального экономического кризиса. Имеющиеся для их решения финансовые ресурсы ограничены, что стимулирует поиск новых путей их эффективного использования. В социальной сфере это приводит к формированию инклюзивных и социально инновационных институтов (форм), к которым относится и социальное предпринимательство.

Рост мирового признания роли социальных предприятий в последнее время связан и с тем, что они не только способны играть важную роль в решении социальных проблем, но и содействуют устойчивому экономическому росту и развитию.

Сам термин «социальное предпринимательство» активно используется в англоязычных публикациях со второй половины 20 века, с резким возрастанием популярности после 2000 года (см. рис. 1); в публикациях немецких ученых также отмечается возрастание интереса к тематике социального предпринимательства уже в начале 21 века. На русском языке публикации стали появляться в последние 6-7 лет.

В Беларуси исследования социального предпринимательства находятся в начальной стадии, существует необходимость изучения и систематизации эмпирических данных, всестороннего анализа проблематики сферы социального предпринимательства и потенциала социальных предприятий, что однозначно требуется во избежание принятия преждевременных решений в сфере политики.

В соответствии с обозначенной проблематикой, в 2015-2016 году в Беларуси было проведено пилотное исследование предприятий, которые могут быть отнесены к категории «социальных предприятий». В организации и проведении исследования социальных предприятий Беларуси приняли участие 15 экспертов из организаций:

vНекоммерческая организация ОДБ Брюссель <#"justify">Методология исследования

В белорусском законодательстве пока отсутствует правовое определение терминов «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», «социальный предприниматель». В этом смысле Республика Беларусь не является исключением: подобная ситуация наблюдается в ряде стран ЕС. Тем не менее, на основании изучения опыта других стран при проведении пилотного исследования социальных предприятий в Беларуси в качестве основных признаков и операционных критериев для отнесения предприятия к категории социальных были приняты: частная форма собственности, наличие юридической возможности заниматься коммерческой деятельностью, наличие социальных целей в качестве основы деятельности предприятия. На начальной стадии исследования предлагалось также выделить критерий «само позиционирование предприятия как социального», однако в процессе взаимодействия с руководителями ряда предприятий выяснилось, что у значительной части из них не сформировано восприятие своего предприятия как социального. Кроме того, ряд предприятий не позиционируют себя как социальные, считая, что это может ухудшить их бизнес-имидж. Поэтому критерий позиционирования являлся в данном исследовании факультативным.

Основная цель исследования - выделить типичные характеристики и особенности, сформировать «портрет» белорусского социального предприятия, что позволит понять динамику и перспективы развития сектора, а также сформулировать рекомендации для людей, ответственных за принятие решений, - при необходимости.

На первом этапе для исследования социальных предприятий в Беларуси был составлен реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть отнесены к категории социальных на основании трех выделенных критериев. В него были включены 182 организации, что, безусловно, не позволяет охватить весь спектр социальных предприятий, но, с учетом поставленной цели исследования, является достаточной основой для одного из первых эмпирических исследований социально-предпринимательского сектора в Беларуси. Далее, на втором этапе исследования, проводился экспертный опрос руководителей социальных предприятий в форме структурированных интервью. Кроме того, был использован кейс-метод.

Анализ видов деятельности социальных предприятий

На первом этапе для исследования было установлено, что по основному виду деятельности 46% организаций из составленного реестра занимаются производством товаров, 10% - работают в сфере торговли, 44% - оказывают другие услуги. Такие пропорции примерно соответствуют структуре белорусского ВВП. Важно упомянуть, что традиции трудоустройства людей с инвалидностью на производстве сложились исторически с начала прошлого века и, возможно, этим можно объяснить высокую долю предприятий, производящих товары, в числе социальных предприятий Беларуси. Кроме того, нормы белорусского законодательства предусматривают возможность получения государственной субсидии на оборудование рабочих мест для людей с инвалидностью, в том числе на закупку станков и оборудования.

Наиболее представлены в идентифицированных социальных предприятиях оказание строительно-монтажных услуг (30% идентифицированных социальных предприятий, оказывающих услуги), электромонтажные (13%) или полиграфические услуги (7%). Необходимо отметить, что многие услуги, которые оказывают социальные предприятия (в частности - предприятия, учрежденные НКО), представителям целевых групп оказываются со скидкой либо бесплатно.

Сравнивая полученные результаты с имеющимися эмпирическими данными о европейских социальных предприятиях, можно отметить, что в странах ЕС отсутствует единый подход к определению возможных для социальных предприятий видов деятельности. Как правило, социальные предприятия в ЕС работают в таких сферах, как:

üсоциальная и экономическая интеграция лиц с особыми потребностями и ограниченно конкурентоспособных на рынке труда (например, трудовая интеграция, частичная занятость);

üоказание общественно значимых социальных услуг (например, долгосрочного ухода для пожилых людей и для людей с инвалидностью; образование и уход за детьми; социального жилья; медицинского ухода).

üдругие общественные услуги (такие, как местный транспорт, содержание общественных мест и т.д.);

üэкологическая сфера, где создаются предприятия, занимающиеся сокращением выбросов и отходов, использованием возобновляемых источников энергии.

Определение возможных сфер деятельности используется для разграничения социальных предприятий. При этом в ряде стран (Австрия, Болгария, Чехия) законодательное определение социального предприятия сужает допустимый диапазон их деятельности - напрямую либо же за счет определения того, что находится в сфере общественной значимости и пользы. В нескольких странах (Бельгия, Нидерланды, Великобритания) сфера деятельности социальных предприятий предельно широка, предполагая внедрение социальных инноваций в любых видах экономической деятельности и развитие социального предпринимательства в новых видах деятельности: бизнес-услуги, креативные и цифровые услуги и т.п.

В Беларуси можно ожидать расширения и изменения структуры видов экономической деятельности социальных предприятий в направлении роста объемов и увеличения числа оказываемых услуг, а также внедрения социальных инноваций, в том числе на основе использования новых информационных технологий. Для идентификации социальных предприятий может использоваться критерий, предполагающий определение возможных видов экономической деятельности, однако он не может быть основным и единственным.

Характеристики исследованных социальных предприятий

На втором этапе исследования - в период с июня по сентябрь 2015 года - проводился экспертный опрос руководителей социальных предприятий в форме структурированных интервью. К участию в экспертном опросе были приглашены 52 руководителя социальных предприятий, вопросы предполагали получение информации о сроке существования предприятия, его учредителях, социальных целях работы, количестве занятых (в т.ч. представителей целевой группы), динамике основных экономических показателей, основных социальных эффектах (результатах) деятельности предприятия, ключевых факторах успеха, а также основных проблемах и вызовах для социального предприятия.

В результате опроса ответы были получены от руководителей 25 социальных предприятий. Ряд руководителей предприятий, отказавшихся от детальных интервью, тем не менее, высказали своё мнение о социальной роли своего бизнеса и перспективах развития социального предпринимательства в Беларуси.

Таким образом, группа описанных в ходе исследования социальных предприятий представлена малыми и микро организациями. Возраст предприятий - 1,5-52 года, при этом 28% обследованных предприятий (7) - старше 20 лет. По организационно-правовой форме 18 организаций - унитарные предприятия (производственно-торговое унитарное предприятие, учебно-производственное унитарное предприятие, частное унитарное предприятие по оказанию услуг), 3 социальных предприятия работают в форме общества с ограниченной ответственностью, 1 - совместное ООО, одно предприятие функционирует как ЗАО, два - организованы индивидуальными предпринимателями.

Организации, принявшие участие в опросе, с точки зрения состава учредителей и организационной формы работы можно разделить на следующие группы:

üКоммерческие предприятия, которые учреждены некоммерческими организациями (НКО) для содействия в реализации уставных целей этих организаций;

üКоммерческие предприятия, созданные в партнёрстве с иностранными компаниями для реализации социальных целей;

üПредпринимательская деятельность в форме мастерских и т.п., осуществляемая религиозными организациями для реализации целей этих организаций.

üИндивидуальные предприниматели, позиционирующие себя и действующие как социальные предприниматели;

üКоммерческие организации, созданные без участия общественных организаций, но преследующие социальные цели (оказывающие поддержку благотворительности, социальным инициативам и проектам, и, таким образом, развивающие среду для социальных инициатив и социального предпринимательства в Беларуси, нацеленные на трудоустройство представителей уязвимых групп, содействие решению местных/локальных социальных проблем, повышение качества жизни в регионе и т.п.).

Европейский опыт формирования критериев отнесения предприятий к категории социальных был закреплён в Страсбургской декларации (2014), где были приняты следующие общие характеристики социальных предприятий, зафиксированные в Social Business Initiative Европейской Комиссии:

(1)Получает доходы от предпринимательской деятельности.

(2)Имеет социальные или общественно значимые цели и социальные мотивы в экономической деятельности, часто в форме социальных инноваций высокого уровня.

(3)Прибыль реинвестируется в основном с учетом достижения избранных социальных целей.

(4)Методы организации работы и участия людей в деятельности социальных предприятий отражают их миссию, основаны на демократичности, участии и фокусировке на принципах социальной справедливости (предполагается, в частности, что стратегические решения принимаются демократическими методами).

Проанализируем особенности белорусских социальных предприятий, принявших участие в опросе, по степени проявления названных характеристик.

Таблица 1 - Особенности социальных предприятий Беларуси в соответствии с критериями Social Business Initiative

Тип социального предприятияПолучает доходы от предпринимат льской деятельностиИмеет социальны е цели (…), часто в форме социальны х инноваций высокого уровняПрибыль реинвестируетс я в основном с учетом достижения избранных социальных целейМетоды организации работы основаны на демократичност и, участии и фокусировке на принципах социальной справедливостиКоммерческие предприятия, учрежденные НКО++/-+±Коммерческие предприятия, созданные в партнёрстве с иностранными компаниями±+/±+±Предпринимательская деятельность религиозных организаций++/-+±Индивидуальные предприниматели++/+++Коммерческие организации, созданные без участия НКО, преследующие социальные цели++/++±

Для белорусских социальных предприятий характерно получение доходов от предпринимательской деятельности и наличие социальных целей. Не все изученные предприятия соответствуют критерию социальной инновационности, они ограниченно применяют демократические методы управления и скорее не ориентированы на участие сотрудников в управлении.

Коммерческие предприятия, которые учреждены некоммерческими организациями (НКО) для содействия в реализации своих уставных целей, в значительной части были созданы еще в советские времена либо в 1990-х годах. Сегодня свои предприятия имеют общественное объединение

«Белорусское общество инвалидов» (ОО «БелОИ») - 118 предприятий, общественное объединение

«Белорусское общество глухих» (ОО «БелОГ») - 11 предприятий, общественное объединение

«Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам» (ОО «БелАПДиМИ») - 4 предприятия, гомельское областное общественное объединение «Инвалиды-спинальники» (Гомель можно убрать название города) - 1 предприятие, брестское областное молодёжное общественное объединение «Инвалид и среда» (Брест можно убрать название города) - 1 предприятие и ряд других некоммерческих организаций.

Большинство предприятий осуществляют оперативно-хозяйственную деятельность автономно от своих учредителей, но ограничены ими в вопросах назначения руководящих сотрудников, а также в вопросах распределения прибыли. Ключевые стратегические решения по развитию предприятий принимаются правлением общественного объединения. Не все предприятия данного типа готовы позиционировать себя в качестве социальных.

На социальных предприятиях исследуемого типа, охваченных в процессе исследования, работают 232 человека - от 4 до 28 человек на каждом из предприятий, среднее число работников составляет 13,6 человек. При этом доля работающих с инвалидностью составляет от 0 до 64% (в среднем 55%).

Социальными целями деятельности таких предприятий являются:

финансирование организации-учредителя;

реабилитация людей с инвалидностью, адаптация их к трудовой деятельности, социальная адаптация;

повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда через создание для них рабочих мест, трудоустройство людей с инвалидностью;

повышение самооценки и уровня жизни инвалидов, содействие их самореализации;

обеспечение экономической независимости людей с инвалидностью и их интеграция в общество;

производство продукта, который содействует социокультурной адаптации лиц, имеющих группу инвалидности, что делает их жизнь разнообразнее и интереснее.

Прибыль социальных предприятий, учрежденных НКО, не распределяется между физическими лицами. Часть прибыли либо дохода указанные предприятия направляют организации-учредителю, что определяется решением правления соответствующей общественной организации. В случае, когда одна и та же НКО является учредителем нескольких организаций, для отдельных учрежденных ею социальных предприятий существует потенциальная возможность получения ссуд на развитие, приобретение техники и т.п. за счет средств, аккумулированных от отчислений различных подчиненных организаций. Особенности формирования и распределения прибыли предприятий, учрежденных НКО, представлены в табл.2.

Таблица 2 - Особенности формирования и распределения прибыли социальных предприятий, учрежденных НКО. принявших участие в экспертном опросе

Прибыль социальных предприятийЧисло предприятийДоля (% к числу социальных предприятий, учрежденных НКО, участвовавших в экспертном опросеПрибыль отсутствует847%Прибыль передаётся на нужды организации-учредителя423%Прибыль реинвестируется в развитие предприятия318%Нет ответа212%Примером коммерческого предприятия, созданного в партнёрстве с иностранными компаниями для достижения социальных целей (или для решения социальных задач), может служить Белорусско-германское совместное общество с ограниченной ответственностью «Надежда-XXI век» (Минская область, Вилейский район). Профилем деятельности предприятия является организация санаторно-курортного лечения и оздоровление детей, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и иных категорий детей и взрослых, выращивание сельскохозяйственной продукции с применением принципов экологического земледелия, оказание оздоровительных и оздоровительно-образовательных услуг. В конце 2015 года на предприятии работали 212 человек, из которых 3 имели инвалидность. Предприятие рентабельно, производительность труда в 2015 году была выше среднестатистической по республике. Кроме того, важно выделить наличие стратегических партнеров, качественной стратегии развития и ее обновления с учетом изменения внешних и внутренних условий.

Ещё одним социальным предприятием данного типа является ООО «Эбербах-Полесье», которое было создано в Калинковичском районе Гомельской области при участии немецкого общественного объединения «Помощь Оденвальда - детям Чернобыля» (г. Эбербах, Германия). Основная продукция - сувениры ручной работы. Главной задачей является создание рабочих мест для людей с инвалидностью, не имеющих возможности трудоустроиться на открытом рынке труда. Кроме того, помимо основной деятельности сотрудниками предприятия ведется реабилитационная работа с людьми, находящимися в отделениях дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения. В настоящее время предприятие утратило поддержку немецкого партнёра, приостановило свою деятельность и находится на стадии реорганизации.

Таким образом, социальные предприятия, созданные в партнёрстве с иностранными компаниями для реализации социальных целей, частично или полностью финансируются иностранной стороной. Необходимо отметить сильную зависимость таких предприятий от иностранных партнёров в вопросах финансов, стратегического менеджмента, найма руководящего персонала. Часто такие социальные предприятия создаются не в столице, а в одном из регионов Беларуси, так как региональное развитие является важным приоритетом международных партнёров.

Примерами социально-предпринимательской деятельности религиозной организации могут выступить частное унитарное предприятие «Агапэ» созданное религиозной миссией «Благотворительное католическое общество «Каритас», а также подворья, мастерские (швейная, свечная, иконоокладная, художественная, слесарная и пр.) и лавки православных церквей и монастырей Беларуси. Ещё одним примером является многофункциональный комплекс православной церкви «Дом Милосердия», в структуру которого входят реабилитационный центр «Элеос», социальный центр, мастерские, гостиница «Митрополичья гостиная», кафе «Барлия» и пр.

Так как при православных монастырях не ведётся отдельная бухгалтерия по работе мастерских, сложно с финансовой точки зрения оценить их деятельность. Тем не менее, наличие большого числа волонтёров, влияние религиозной мотивации, а также удержаний из оплаты труда средств на питание и проживание делает их работу эффективной социально и экономически. Прибыль от деятельности таких предприятий направляется на нужды церкви.

Социальное предприятие частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Агапэ» было учреждено представителями католической церкви с целью организации условий для проведения мероприятий, а также размещения и питания на базе гостиничного центра РМ «БКО «Каритас», расположенного в д. Лесковка Минского района. Планировалось, что там будут проживать родственники детей, которые находятся на лечении в детском онкологическом центре. Тем не менее, в связи с особенностями местоположения, а также сложностями в организации менеджмента, гостиничный комплекс оказался мало востребованным. Кроме того, на сегодняшний момент предприятие не получает финансирования из международных. Убытки социального предприятия покрываются за счёт средств религиозной миссии.

Одним из способов общественного участия является индивидуальное предпринимательство либо создание коммерческой организации для решения социальных задач.

Одним из успешных примеров социально-предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимательства является деятельность индивидуальной предпринимательницы Натальи Халанской, владеющей анти-кафе «Тайм-клуб 1387» в г. Бобруйск. Целью существования кафе является не только получение прибыли, но и развитие местного сообщества с учетом интересов самых незащищенных и уязвимых групп. Другим примером является индивидуальный предприниматель Ксения Ширко с проектом академии для девушек «Серебряная лебедь», где предоставляются образовательные услуги для девушек и женщин. Важно отметить, что функционирование таких предприятий стало возможным благодаря поддержке «зонтичных организаций» социального предпринимательства: проект «Серебряная лебедь» был поддержан краудсорсинговой площадкой ТАЛАКА, а проект Анти-кафе «1387» поддержала площадка startidea.by.

Примером успешно работающего социального предприятия, созданного без участия НКО, zdkztncz ООО «Гипермаркет услуг 124» - аутсорсинговый контакт-центр, предлагающий услуги по ремонту квартир, бытовой техники, электромонтажные и сантехнические работы и пр. На предприятии работает 70 сотрудников, 50 из которых (около 70%) - люди с инвалидностью.

Другим примером подобного социального предприятия является ЧУП «Семейный причал», который действует в д. Войганы (Воложинский район Минской области). «Семейный причал» - это первый в Беларуси частный приют (дом-интернат) для пожилых людей, рассчитанный на 45 человек. Предприятие существует с августа 2013 года и оказывает услуги по реабилитации пожилых людей. Обслуживающий персонал состоит в основном из местных жителей (22 человека). Основная задача предприятия - улучшение уровня жизни для пожилых людей. Приют был создан в бывшем здании школы, которое было взято в аренду. Тем не менее, спустя 2 года после основания предприятие пока ещё не вышло на прибыльную работу.

В Беларуси работает также ряд коммерческих предприятий, оказывающих поддержку благотворительности, социальным инициативам и проектам и таким образом создающих среду для развития благотворительности, социальных инициатив и социального предпринимательства в Беларуси: ООО «Мае сэнс», УП «Талака Технологии», ООО «Хайв Проджект». Эти предприятия выполняют схожие функции, но используют различные механизмы сбора и распределения средств. Как правило, определённая часть собранных средств направляется на административные расходы.

Источники доходов социальных предприятий

Все источники доходов социальных предприятий можно условно разделить на рыночные (реализация товаров и услуг) и нерыночные (государственные субсидии и гранты, частные пожертвования, не денежные поступления или взносы в натуральной форме, такие как волонтерский труд и т.д.).

Для социальных предприятий в Беларуси характерно наличие в первую очередь рыночных источников доходов. В то же время, в соответствии с действующим в Беларуси законодательством (в частности, Законом «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Положением о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности», утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №128 от 02.02.2009 г. и др.), для финансирования мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, могут быть направлены средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Например, нанимателям из числа организаций любой формы собственности, которые организуют адаптацию инвалидов к трудовой деятельности и включены в перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям, возмещаются все расходы на оплату труда таких работников (с отчислениями), но только на период трудовой адаптации, срок которой составляет от 6 до 12 месяцев. Следует отметить, однако, что сами по себе организация трудовой адаптации людей с инвалидностью и создание рабочих мест для людей с инвалидностью не позволяет автоматически отнести соответствующее предприятие к категории «социальных». Очевидно, критерием отнесения такого предприятия к числу социальных должна быть доля наемных работников с инвалидностью в общей численности работающих.

Возможности использования белорусскими социальными предприятиями частных пожертвований ограничены законодательством о безвозмездной помощи. Часть ресурсов получают социальные предприятия, учрежденные НКО, за счет использования имущества, находящегося в собственности общественных объединений. Государственное финансирование в сфере грантов не развито (например, инновационные ваучеры и гранты по критериям их предоставления вряд ли могут быть доступны социальным предприятиям), а механизмы государственного социального заказа находятся на стадии своего становления.

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве

Проведем классификацию белорусских социальных предприятий по используемым бизнес- моделям, основываясь на классификации Арай Ю.Н. В представленной классификации прослеживается существенная особенность социальных предприятий: социально-предпринимательские фирмы, в отличие от других видов организаций, рассматривают благополучателей не только в качестве конечных потребителей товаров или услуг, находящихся, соответственно, в конце цепочки создания ценности, а в целом ряде случаев вовлекают благополучателя на различных этапах цепочки создания ценности.

Кроме того, в этой классификации прослеживается смешанный характер дохода социальных предприятий. Источником дохода в некоторых случаях выступает сам благополучатель, однако очень часто - третья сторона. Это объясняется в большинстве случаев неплатежеспособностью благополучателя и необходимостью построения социальными предпринимателями такой бизнес- модели, которая позволила бы устойчиво функционировать за счет получения дохода от другой заинтересованной стороны.

Таблица 3 - Бизнес-модели, используемые белорусскими социальными предприятиями, принявшими участие в экспертном опросе

Благополучатель за пределами/ в начале цепочки создания ценностиБлагополучатель внутри цепочки создания ценностиБлагополучатель за пределами/ в конце цепочки создания ценностиБлагополучате ль - источник дохода«Платформа» 1 (в т.ч. 1 - комбинированный с моделью «Доступ к товару/услуге»)-«Доступ к товару/услуге» 8 (в т.ч. 1 - комбинированный с моделью «Платформа»; 2 - с моделью «Благотворительность», 1 - «Занятость»)Источник дохода - третья сторона«Доступ к рынку» 2«Занятость» 15 (в т.ч. 2 - комбинированный с моделью «Благотворительность », 1 - «Доступ к товару/услуге»)«Благотворительность» 3 (в т.ч. 2 - комбинированных с моделью «Доступ к товару/услуге»)

В модели «Платформа» социальное предприятие выступает в качестве посредника между благополучателем и покупателем, реализовывая основную цель - обеспечение доступа благополучателя к рынку (например, предоставляет ремесленнику возможность реализации продукции). В данной модели благополучатель является источником дохода для социального предпринимателя. Модель «Доступ к рынку» также является моделью, где социальное предприятие выступает как посредник, обеспечивая доступ представителей целевой группы к рынку, однако, в отличие от предыдущей модели, в этой модели благополучатель не является источником дохода. Социальный предприниматель не только обеспечивает площадку для обмена информацией, но, как правило, и приобретает продукцию от благополучателя либо для перепродажи, либо в качестве сырья для дальнейшего производства продукции. Модель «Занятость» отражает идею трудоустройства лиц, ограниченно конкурентоспособных на рынке труда (например, людей с ограниченными возможностями, военнослужащих, уволенных в запас, выпускников детских домов, женщин после окончания отпуска по уходу за ребенком и т. п.) Модель «Доступ к товару/услуге» отражает участие социальных предприятий в устранении «провалов рынка», связанных с отсутствием или невозможностью доступа к товару или услуге определённой группы людей. Источником дохода в данной модели является благополучатель, который готов заплатить за товар/услугу. При работе по модели «Благотворительность» представители целевой группы получают услугу/товар абсолютно бесплатно, а источником дохода для социального предпринимателя выступает третья сторона (например, социальное предприятие предлагает покупателям наборы для создания игрушек и оплачиваемую покупателями возможность работы в творческой мастерской, а игрушки далее могут быть безвозмездно переданы благополучателям).

Фактически, белорусские социальные предприятия, основанные НКО, по своим характеристикам чаще всего можно отнести к бизнес-модели «Занятость», и они наиболее близки к так называемым социальным предприятиям трудовой интеграции (work integration social enterprises (WISEs). Указанные предприятия, как правило, учреждены НКО. Заметим, что в некоторых европейских странах (Финляндия, Литва, Польша, Словакия и Швеция) понятие социального предприятия в национальном законодательстве узко концентрировано именно на таких предприятиях. Такое ограниченное определение практически исключает из состава социальных предприятия, имеющие другую социальную миссию - предоставление социальных и образовательных услуг, охрану окружающей среды, благосостояние для всех, помощь развивающимся странам и пр.

Способы создания и продолжительность деятельности социальных предприятий

По длительности существования обследованные предприятия представляют достаточно разнородную группу.

Таблица 4 - Характеристика социальных предприятий, описанных в ходе исследования, по длительности работы

Период существования в качестве социального предприятияКоличество (из числа обследованных социальных предприятий)26 и более лет221-25 лет510-20 лет82-9 лет7менее 2 лет3Таким образом, социальные предприятия Беларуси имеют достаточно долгий период существования, что обусловлено востребованной бизнес-идеей, спецификой (уникальностью) производимой продукции, успешным менеджментом.

В мире известны следующие основные способы создания социальных предприятий:

üвследствие использования НКО предпринимательского подхода и бизнес-инструментов в своей деятельности происходит учреждение социального предприятия либо постепенная трансформация самой НКО. Это возможно также в связи с сокращением объемов предложения социально значимых услуг государством;

üвыбор предпринимателем нового вида деятельности, основная цель которой - решение социальной проблемы (т.н. социальный старт-ап), за счет роста предпринимательского интереса к социальным инновациям;

üсоздание гражданами, располагающими небольшими объемами ресурсов, предприятия с выраженной социальной миссией;

üза счет развития коммерческими организациями межсекторного взаимодействия в рамках выполнения программ корпоративной социальной ответственности, формирования философии корпоративного гражданства;

üпутем реструктуризации публичного сектора и передачи части функций по производству товаров и услуг социальным предприятиям с первоначальной поддержкой за счет соглашений о закупках, финансовых вливаний.

Большая часть условно «старых» белорусских социальных предприятий создана первым способом, в последнее десятилетие проявляются также предпринимательские способы создания. При соответствующих институциональных преобразованиях можно было бы ожидать активного развития социально-предпринимательского сектора за счет реструктуризации публичного сектора Беларуси.

Важно отметить, что в европейских странах большое значение в стимулировании создания социальных предприятий играют контракты, заключаемые в общественном секторе. Доминирующие способы создания социальных предприятий определяются национальной экономической системой и характером рамочных условий развития, а также системы поддержки социального предпринимательства.

В имеющихся исследованиях социальных предприятий подчеркивается важность и значимость возможности масштабирования их бизнес-идеи. При этом цикл включает (после основания организации) создание сети организаций со схожими целями и процессами и франчайзинг (см., например, The European Social Franchising Network). Беларуси пока не созданы сети социальных предприятий, т.е. по критерию масштабирования процесс их развития находится на начальной стадии.

Импортозамещение - увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно).

Первоочередной мерой трансформации, существующей в Республике Беларусь модели импортозамещения - это обеспечения перехода к экспортоориентированной стратегии.

Важнейшим механизмом достижения положительного сальдо внешней торговли Республики Беларусь является снижение импортоемкости произведенной продукции и импортозамещение товаров, потребляемых на внутреннем рынке.

Однако по большинству видов продукции отсутствует импортозамещающий эффект и наблюдается рост доли импортных товаров и услуг.

Выпуск уже получившей распространение в мире сложнотехнической продукции будет целесообразен только при наличии в стране, соответствующей научно-технической и производственно-технологической базы, способной обеспечить ее дальнейшее совершенствование на конкурентоспособном уровне.

Поэтому возможности наращивания объемов выпуска такой продукции в рамках политики импортозамещения ограничены и не должны являться приоритетными.

Эффективное проведение импортозамещающей политики в сфере товарного производства должно основываться на следующих подходах:

·стратегия наращивания - механизм, ориентированный на долгосрочную перспективу и предполагающий постепенное наращивание объемов выпуска новой продукции преимущественно на основе отечественного научно-технического и производственно-технологического потенциала;

·стратегия заимствования - освоение на начальном этапе производства товаров, производившихся ранее в технологически развитых странах, а в дальнейшем при развитии собственного научно-технического и промышленного потенциала ее совершенствование и переход к полному циклу производства;

·стратегия переноса - преимущественное использование зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала для организации производства новой продукции путем закупки лицензий на высокоэффективные высокие технологии.

С точки зрения сбалансированности внешнеторгового оборота для малой открытой экономики важно, чтобы импорт товаров, в том числе инвестиционных и сырьевых, в долгосрочном периоде был компенсирован за счет экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

С этой позиции новое импортозамещающее производство (при насыщении внутреннего рынка и достижении необходимого качества продукции) должно либо выходить на внешние рынки, либо включаться в цепочку по обслуживанию экспортоориентированных предприятий.

Именно такой подход в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках и оптимизации внешнеторгового сальдо.

Импортозамещающий эффект должно создавать каждое из отечественных предприятий, соответствующее данным критериям и поставляющее свою продукцию на внутренний рынок, поскольку при его отсутствии спрос на нее компенсировался бы поставками из-за рубежа.

Опыт стран, применявших политику импортозамещения, показывает, что динамичная и эффективная стадия импортозамещения не занимает большой отрезок времени.

Во всех странах, делавших ставку на развитие импортозамещающего производства как основной линии модернизации экономики, неизбежно наступал серьезный кризис.

Такая ситуация обусловливалась тем, что «тепличный» режим функционирования национальной экономики, основанный на протекционизме и выражающийся в отсутствии конкурентной среды для отечественной промышленности, приводил к консервации отставания и не способствовал появлению в экономике конкурентоспособных отраслей, отвечающих требованиям мирового научно-технического прогресса.

Поэтому в рамках импортозамещающей политики необходимо решить такие задачи, как:

·приведение критериев включения проекта в государственную программу импортозамещения в соответствие с требованиями ВТО, т. е. обеспечение большей нейтральности объективности, а также эффективности предлагаемых проектов с учетом полных затрат;

·переориентация выделения государственных средств с прямого финансирования производств на финансирование НИОКР;

·активное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, для внедрения инноваций, проведения технического перевооружения производства и технологической модернизации;

·освоение производств наукоемкой продукции.

Как показывает опыт азиатских стран, наибольших успехов добились государства, которые наращивали свой экспорт одновременно с процессом импортозамещения. То есть ориентация на экспорт является наиболее удачной стратегией.

Постепенный рост отрицательного торгового сальдо, увеличение государственного долга и снижение золотовалютных резервов обуславливают необходимость импортозамещения в Республике Беларусь.

В данный момент степень индустриализации Республики Беларусь достигла уровня, на котором должен быть осуществлён переход к экспортоориентированной экономике.

. Эффективность социального предпринимательства и перспективы его развития в РБ

Проблемы и барьеры для развития бизнеса социальных предприятий: взгляд «изнутри»

Проанализируем основные проблемы и вызовы, которые, с точки зрения социальных предпринимателей, создают барьеры для развития их бизнеса.

Ключевыми проблемами и вызовами с точки зрения белорусских социальных предприятий и предпринимателей являются следующие:

- более высокая себестоимость продукта или услуги, произведённых социальным предприятием;

сложность со встраиванием в крупные торговые сети;

проблема со сбытом продукции в условиях жесткой конкуренции со стороны крупных предприятий-производителей, чья продукция дешевле;

рост дебиторской задолженности;

- финансирование деятельности общественной организации-учредителя отнимает ресурсы, которые могли бы пойти на развитие социального предприятия;

- отсутствие дешёвых и длинных денег, необходимых для развития предприятия, нет микрофинансирования и субсидий;

- необходимость в регулярной дорогостоящей сертификациии стандартизации продукции вне зависимости от дохода и др.

Целый ряд проблем, артикулированных в ходе экспертных интервью, так или иначе взаимосвязан с ролью государства в регулировании экономических отношений:

üотсутствие законодательных и нормативных актов, определяющих особые условия (требования) деятельности социальных предприятий;

üсоциальные предприятия не имеют достаточно льготных условий, позволяющих им конкурировать с традиционным бизнесом;

üнет стабильных и постоянных заказов, в том числе государственных;

üфактическое наличие разных подходов органов государственного управления и контроля к предприятиям государственной и частной формы собственности.

Важно отметить, что существует ряд факторов, которые не выделяют руководители социальных предприятий, но которые серьёзно влияют на устойчивость и успешность бизнеса социальных предприятий: инновационность предприятия (менеджмента, товаров, услуг и пр.), а также система профессионального менеджмента.

Проблемы и барьеры для развития бизнеса социальных предприятий: дополнение по результатам исследования

По результатам обобщения результатов опроса можно выделить ряд специфических факторов внешней и внутренней среды, существенным образом влияющих на деятельность социальных предприятий в Беларуси.

Социальные предприятия функционируют в той же бизнес-среде, что и остальные субъекты хозяйствования, и конкурируют на рынке с организациями, не связанными нормами и требованиями трудового законодательства по критериям, соответствующим трудоустройству представителей групп, ограниченно конкурентоспособных на рынке труда.

В законодательстве отсутствует четко артикулированная позиция в отношении статуса, системы и механизмов поддержки социальных предприятий. Законодательно закреплены только некоторые льготы для отдельных организаций, однако такие преференции действуют бессистемно.

Так, в Налоговом Кодексе Республики Беларусь есть перечень получателей спонсорской помощи, при оказании которой спонсоры вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы такой помощи, но не более 10% от валовой прибыли. В то же время, данный перечень является закрытым и общественная организация может быть добавлена в него только решением Совета Министров.

Также существуют понижающие коэффициенты к базовым ставкам аренды, которые применяются для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества. В частности, индивидуальные предприниматели и организации имеют право на получение понижающего коэффициента за арендуемые площади 0,1 при числе работающих инвалидов на арендуемых площадях 50 процентов и более от среднесписочной численности работающих на арендуемых площадях.

Кроме указанных выше, существуют и другие меры, которые могут быть отнесены к экосистеме поддержки социального предпринимательства:

üосвобождение валовой прибыли от уплаты налога на прибыль для предприятий, в которых доля сотрудников с инвалидностью составляет не менее 50%;

üпредоставление нежилых помещений для организации труда в надомных условиях и предпринимательской деятельности инвалидов;

üтовары, произведённые предприятиями, на которых доля сотрудников с инвалидностью составляет более 50% освобождаются от налога на добавленную стоимость оборотов при реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг);

üпредприятия, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников имеют преференции при участии в конкурсе на государственные закупки.

В дополнение, существуют меры стимулирования предпринимательской деятельности на территориях средних, малых городских поселений, сельской местности, меры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, меры по развитию агроэкотуризма и ряд других нормативных документов, способствующих развитию сферы социального предпринимательства.

Отсутствие законодательных норм, выделяющих социальные предприятия из числа традиционного бизнеса, создаёт условия для различной интерпретации данного феномена в стране, а также не позволяет сформировать узнаваемый имидж среди широкой общественности.

В результате, сегодня потребители, как правило, выбирают продукт без учета статуса организации-производителя. В то же время, при условии организации соответствующей кампании для стимулирования социально ответственного потребления возможно увеличение спроса на продукты, производимые социальными предприятиями. Фактически необходимо создание своеобразного бренда «продукция социального предприятия» через выстраивание прозрачных взаимовыгодных партнерских отношений между производителем (СП), продавцом (в случае его участия в цепочке) и конечным потребителем, но очевидно - при участии государства либо сильной НКО.

В большинстве случаев социальные предприятия управляются наемными руководителями. Как правило, у них отсутствует стратегическое видение работы организации, не осознаются и, соответственно, не поддерживаются ключевые факторы успеха организации (ответ на этот вопрос вызвал у респондентов существенные затруднения), а насущные проблемы и необходимость их решения заслоняют собой необходимость стратегического планирования. Зачастую у опрошенных руководителей не сформировано осознание социальной миссии как важной составляющей потенциального коммерческого успеха организации, а также понимание возможности использовать позиционирование предприятия как «социального» в качестве преимущества при формировании маркетинговой стратегии. Часть опрошенных полагают, что деятельность их организации не направлена на получение прибыли, что противоречит сути самого понятия «социальное предприятие».

Социальные предприятия, созданные общественными объединениями, перечисляют установленный процент выручки (либо дохода, прибыли) соответствующим объединениям и при этом не могут самостоятельно формулировать стратегию развития - фактически, даже при имеющейся возможности применить навыки стратегического менеджмента, ресурсы для этого отсутствуют либо крайне ограничены.

Ряд эффективных мер по стимулированию развития социального предпринимательства в Беларуси может лежать в сфере образования: для успешного развития социального предпринимательства в нашей стране в системе образования должны появиться специализированные курсы по социальному предпринимательству, обучающие программы по экономике общественного сектора и некоммерческих организаций.

Основные выводы

Примененные качественные методы анализа позволили сделать следующие выводы:

.Большинство социальных предприятий Беларуси полностью или частично соответствуют таким европейским критериям социального предпринимательства как:

1)Наличие социальных целей и социальных мотивов хозяйственной деятельности.

2)Большая часть прибыли реинвестируется для достижения социальных целей.

)Организационная независимость предприятия от государства и традиционных коммерческих организаций.

В то же время, в отличие от европейских социальных предприятий, рассмотренные белорусские предприятия не полностью соответствуют следующим критериям социального предпринимательства:

1)Реализация социальных целейв форме социальных инноваций, инновационность используемых инструментов и методов.

2)Если для европейских социальных предприятий принципы демократического управления являются базовыми, лежащими в основе самого духа социального предпринимательства, то в Беларуси они воспринимаются чаще как декларативные. Во многом это связано с потребностями дальнейшего развития в стране стандартов и соответствующих им практик публичности, социальной открытости, традиций активного участия граждан в управлении - того, что вкладывается в концепцию нового публичного управления.

2.Существует определенная практическая проблема в «разграничении» социальных предприятий от других организаций. Идентификация сектора социальных предприятий имеет важное значение как для статистической оценки и сравнения их вклада в экономику с другими странами, так и - что более важно - для вовлечения их в производство общественно значимых услуг и товаров в свете необходимости реформирования функций государственного сектора и повышения эффективности использования централизованных финансовых ресурсов, а также решения имеющихся социальных проблем с применением рациональных и инновационных подходов.

По результатам исследования предлагается выделить следующие характеристики/критерии социальных предприятий:

юридическая возможность осуществлять коммерческую деятельность;

наличие социальных целей в качестве основы деятельности предприятия;

реинвестирование большей части прибыли в развитие предприятия и/или решение социальной проблемы (при этом прибыль не распределяется между учредителями предприятия);

частная форма собственности;

финансовая независимость (от государства и коммерческих фирм - это значит, что рыночный доход предприятие превышает другие источники дохода, в случае получения бюджетного финансирования, оно получается на конкурентной основе);

возможность масштабирования деятельности предприятия;

инновационность деятельности предприятия (инновационные товары/услуги, инновационный менеджмент, маркетинг и пр.)

3.Обследованные предприятия относятся к малым и микроорганизациям (что не исключает наличия в Беларуси социальных предприятий, относящихся к среднему и крупному бизнесу), находятся на различных стадиях жизненного цикла. Более молодые организации, как правило, занимаются оказанием услуг, работают в новых видах деятельности.

Значительная часть белорусских социальных предприятий ориентирована на трудовую интеграцию лиц, ограниченно конкурентоспособных на рынке труда (в первую очередь, людей с инвалидностью), что соответствует наиболее узкому подходу к определению социальных предприятий, однако не исключает возможности отнесения к социальным предприятиям и ориентированных на достижение других социальных целей.

Белорусские социальные предприятия демонстрируют практически полную независимость от государственного финансирования. Механизмы финансирования социального предпринимательства развиты слабо и недостаточно. Особую актуальность названные вопросы приобретают в свете необходимости повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на решение социальных проблем.

4.С точки зрения людей, ответственных за принятие решений, понимание феномена «социальное предпринимательство» в Беларуси чрезвычайно низкое, что, безусловно, является барьером на пути его развития.

Целый ряд перспективных задач развития/содействия развитию социального предпринимательства может быть определен в плоскости образования и обучения, профессионализации управления.

Создание и продвижение бренда «продукция социального предприятия» может стимулировать социально ответственное потребление и содействовать решению социальных проблем за счет роста спроса на соответствующие продукты.

социальный предпринимательство муниципальный государственный

Заключение

В свете всего вышесказанного можно сказать, что социальное предпринимательство можно и нужно развивать в нашей стране.

В соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы, изучены теоретические и методологические основы формирования социальной ответственности предпринимателей и благоприятной предпринимательской среды как условия социального развития современной Беларуси. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

. Социальное предпринимательство - это социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Развитие этого вида предпринимательской деятельности позволит решить проблемы как на региональном уровне, так и на государственном.

. Существует две большие проблемы, не позволяющие развиваться социальному предпринимательству: незнание людей об этом виде деятельности и отсутствие нормативно правовой базы по этому вопросу.

. На данный момент в России существует множество социально ориентированных предприятий, однако, их развитие идет достаточно медленно из-за проблем, названных в предыдущем пункте.

С моей точки зрения, социальное предпринимательство в скором времени начнет активно развиваться, что будет способствовать решению острых проблем в нашей стране.

Список использованных источников

1.Кадол, Н. Ф. Социальное предпринимательство как экономическая проблема / Н. Ф. Кадол // Актуальные проблемы современной экономики: материалы республиканской конференции молодых ученых, Минск, 25 ноября 2005 г. Вып.3 / [редкол.: В.Н. Шимов (гл. ред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорус. гос. экон. ун-т". - Минск: БГЭУ, 2006. - С. 130-131.

2.Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и методология: учеб. пособие. М.: РАГС, 2010. - 178 с.

.Бабич A.M. Основы социальной политики: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2012. -40 с.

.Бланк И.А. Управление финансовыми рисками. К.: Ника-Центр, 2009. -599 с.

.Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник ВУЗов, 2003. -640 с.

.Дацко С.Н. Социальные и экономические основы деятельности предприятий потребительского рынка. М.: МИЭТ, 2013. - 180 с.

.Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2010. - 528 с.

.Микроэкономика: Теория и российская практика. Учебное пособие 8-е изд. / ред. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. - М.: КноРус, 2012. -587 с.

9.Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е.Р. Ярской - Смирновой, П.В. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2006.

10.Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / отв. ред. А.А. Козлов. - М.: Логос, 2004.

.Бетурлакин, В.В. Менеджмент в социальной службе: особенности управления профессионализацией / В.В. Бетурлакин // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - № 1.

.Искорцева, Н.В. Менеджериализация социальных сервисов: основные принципы и проблемы / Н. В. Искорцева // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - № 4.

Похожие работы на - Социальное предпринимательство как направление гуманизации национальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!