это наиболее трудоспособная часть населения и именно на них возлагаются такие важные функции, как развитие науки, культуры и образования в целом. Поэтому так важно развивать у них «правильные» ценностные ориентиры.
Актуальной задачей современного вуза является точное определение ряда ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности обучающихся.
Наше исследование было посвящено социально - психологическому анализу ценностных ориентаций современного студента. В ходе исследования мы попытались ответить на следующие вопросы: «Какие же они, современные студенты? Каковы их ценностные ориентиры?»
В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили студенты 1-го курса психологического факультета Академии ФСИН России (выпускники средних общеобразовательных школ 2016 г.) и студенты 1-го курса Московского института экономики, менеджмента и права (выпускники 2003 г.). Выборка составила 110 студентов.
Испытуемым в ходе исследования было предложено расположить в порядке значимости ряд ценностей:
-здоровье;
-счастливая семейная жизнь;
-познание;
-любовь;
-уверенность в себе;
-наличие верных друзей;
-интересная работа;
-активная деятельная жизнь;
-свобода;
-материально обеспеченная жизнь;
-творчество;
-красота природы, искусство.
На основании проведенного пилотажного исследования нами был составлен список особо значимых и незначимых для студентов жизненных ориентиров. Полученные результаты исследования отражены в таблицах №1 и №2.
Таблица №1. Рейтинг особо значимых ценностей студентов психологического факультета Академии ФСИН России
Сферы ценностейКол-во человек, оценивающих ценность, как высоко значимую% от общего числа испытуемыхПознание10100Здоровье990Счастливая семейная жизнь330Любовь110Уверенность в себе110Наличие верных друзей00Интересная работа00Активная деятельная жизнь00Свобода00Материально обеспеченная жизнь00Творчество00Красота природы, искусство00
Из таблицы №1 следует, что для студентов Академии ФСИН России наиболее значимой ценностью (100%) является познание - неотъемлемая часть развития личности, получения образования и ведения полноценной жизни. Менее значимой ценностью (90%) для них является здоровье.
Такая ценность как счастливая семейная жизнь также является популярной среди студентов (30%). Интерес, проявленный к ней, может быть обусловлен выбором спутника (спутницы) жизни, созданием молодых семей именно в студенческие годы.
В разряд незначимых для современных студентов ценностей попали такие, как красота природы и искусство. По-видимому, это связанно с тем, что ХХI век - это век развития современных технологий. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придал ему совершенно иной облик и заметно изменил жизнь каждого человека. Студенты перестали посещать театры или музеи, они отдают предпочтение телевидению или сети Интернет.
Проанализируем рейтинг особо значимых ценностей для студентов Московского института экономики, менеджмента и права (Таблица №2) и сравним с результатами рейтинга особо значимых ценностей для студентов Академии ФСИН России (Таблица №1).
Анализируя таблицу №2 можно сделать вывод, что тройку важнейших ценностей также составили здоровье, счастливая семейная жизнь и познание, однако, предпочтение познанию отдает меньший процент испытуемых, при этом данные студенты первостепенной считают такую ценность как здоровье.
Таблица №2. Рейтинг особо значимых ценностей для студентов Московского института экономики, менеджмента и права
Юридический факультет Московского института экономики, менеджмента и праваСферы ценностейКол-во человек, оценивающих ценность, как высоко значимую% от общего числа испытуемыхЗдоровье7638Счастливая семейная жизнь6030Познание3819Любовь3819Уверенность в себе2412Наличие верных друзей2211Интересная работа168Активная деятельная жизнь126Свобода105Материально обеспеченная жизнь42Творчество21Красота природы, искусство00
В выборе незначительной ценности испытуемые обоих ВУЗов оказались солидарны и остановились на красоте природы и искусстве.
Таким образом, в ходе наших исследований мы проследили, как изменились взгляды студентов на мир и их ценностные ориентиры.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества со студентами в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями обучающихся остается в руках умелого, хорошо подготовленного наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.