Организация системы социальной защиты населения Апанасенковского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,28 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация системы социальной защиты населения Апанасенковского района

Введение

социальный население муниципальный

Актуальность темы исследования. Трансформационные социально-экономические процессы перехода к рынку постепенно меняют основу системы социальной защиты населения. Указанные процессы противоречивы, что объясняется их осуществлением в условиях экономической нестабильности. Основная масса населения страны не готова к вступлению в новые экономические отношения, ориентированные на конкуренцию, деловую предприимчивость. Эти негативные тенденции усиливают социально-экономические противоречия и становятся тормозом адаптации людей к новым экономическим условиям, т.е. трансформационно-преобразовательные процессы системы социальной защиты населения сопровождаются падением объемов производства, структурными дисбалансами в экономике, кризисом государственных финансов, возникновением безработицы, стагфляцией положения значительной его части [19, с. 29]. В тоже время от разрешения этих вопросов во многом зависят направленность и темпы дальнейших экономических преобразований социальной сферы, ее развитие, что актуализирует необходимость разработки теоретических основ и практических мер по предупреждению и смягчению возникающих негативных явлений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях кризиса происходит снижение уровня социальной защиты населения, и на первый план выходит решение таких проблем как безработица, распределение доходов, дефицит государственного бюджета и др.

Важнейшей задачей является создание научно обоснованной концепции системы социальной защиты населения в новых условиях, формирование правовой базы основных секторов социальной сферы и финансовая обеспеченность всех форм и видов социальных обязательств. Есть необходимость дальнейшей разработки стратегических программ социальной защиты населения, особенно в регионах, нацеленных на повышение качества жизни и усиление мотивированности трудовой деятельности [25, с. 11].

Степень научной разработанности темы. Социальная защита населения изучалась различными авторами. О.А. Снежко в своих трудах рассматривал основы социальной защиты граждан. В.П. Юдин дал полное определение понятия, сущности и границ социальной защиты. Г. Скачко рассматривал Роль социального страхования в системе социальной защиты населения. Х. Ламперт изучал социальную рыночную экономику. Правовое регулирование социальной защиты населения рассматривала Соловьева С.Д., Буянова М.О. Вильямский В.С. Чепурной А.Г. и др.

Объект исследования - социальная защита населения.

Предмет исследования - развитие системы социальной защиты населения муниципального образования на примере Апанасенковского района.

Проблема исследования. Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, тем самым обеспечивающие государственную поддержку семье, пожилым людям, ветеранам и инвалидам, лицам, уволенных с военной службы, и членам их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. Но жизненно важные социальные сферы испытывают некоторые проблемы: уровень безработицы не падает, проблема трудоустройства, детские сады и школы испытывают потребность в профессиональных воспитателях и учителях и т.д.

Цель исследования: определить перспективное направление развития Апанасенковского района.

Задачи исследования:

1. Проанализировать актуальную литературу публикации и правовые документы по теме.

. Рассмотреть основы организации социальной поддержки населения Апанасенковского района.

. Изучить социально-экономическое развитие Апанасенковского района

. Рассмотреть основные проблемы муниципального образования населения Апанасенковского района.

. Изучить специфику социально-экономической ситуации в Апанасенковском районе

. Дать рекомендации по развитию системы социальной защиты населения Апанасенковского района.

Методы исследования:

- теоретический анализ научных и нормативно-правовых источников;

анализ статистических данных;

метод анкетирования;

метод наблюдения.

Новизна исследования состоит в изучении социальной защиты на муниципальном уровне, определение совершенствования деятельности системы социальной защиты Апанасенковского района.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы, заключается в определении направлений развития системы социальной защиты Апанасенковского района, внедрение которых в реальную практику поможет повысить эффективность социальной поддержки населения Апанасенковского района.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти прараграфов, заключения, списка литературы.

1. Теоретические основы органов социальной защиты населения в РФ

.1 Основы организации социальной поддержки населения муниципального образования Апанасенковского района

Социальная защита населения-необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики [28, с. 38]. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем Апанасенковского района Ставропольского края.

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах:

как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни;

как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты [29, с. 22].

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям:

в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты - общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.);

в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения - прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита [29, с. 23-24].

В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы [26, с. 43].

Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций:

превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т.д.;

обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами системы социального обеспечения;

компенсационную, в тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов, возникает необходимость его возмещения (например, компенсации ликвидаторам и пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции) [26, с. 44].

В качестве основных принципов социальной защиты можно выделить следующие:

социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;

социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их; социальная защита должна базироваться на таком принципе мышления, который направлен на формирование элементов самозащиты граждан [29, с. 24].

Деятельность системы социальной защиты населения в Апанасенковском районе происходит по следующим основным направлениям:

социальное обеспечение, социальное обслуживание (стационарное и нестационарное), поддержка семьи и детей, дезадаптированных граждан, реабилитация инвалидов;

становление сети нестационарных учреждений социального обслуживания (центры и комплексные центры социального обслуживания, специализированные учреждения помощи отдельным категориям граждан);

формирование региональной нормативно-правовой базы по организации социальной поддержки граждан, проживающих на территории Апанасенковского района [29, с. 24-25].

В Апанасенковском районе действует объединенная система социальной поддержки населения, управление и координацию которой осуществляет управление труда и социальной защиты населения Администрации Апанасенковского муниципального образования Ставропольского края. Администрацией определяются виды, организационная структура и численность территориальных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения.

В задачи управления входит:

прием документов для оформления необходимых мер социальной поддержки, информирование населения по вопросам социальной поддержки;

работа с семьей (выявление социально-неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми, семей с детьми, находящимися в кризисной ситуации; обследование социально-бытовых условий проживания семей, оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения мер социальной поддержки) [22].

Набор предоставляемых населению мер социальной поддержки, принципы и способы их реализации, объемы финансирования формируются в соответствии с действующим законодательством. Деятельность по социальной поддержке населения осуществляется во взаимодействии учреждений социальной поддержки населения с органами местного самоуправления, с представителями различных ведомств (здравоохранение, УВД, образование, служба занятости и т.д.), а также с общественными и иными организациями.

На территории Апанасенковского района действует 4 учреждения социальной защиты населения:

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дивенский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дубки»;

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям»;

государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Апанасенковского района».

Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей с наиболее тяжелыми аномалиями психического развития, нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной адаптации и реабилитации [16].

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дивенский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дубки» обеспечивает проживание граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в постороннем уходе. В составе учреждения действует отделение надомного обслуживания. Сотрудники отделения оказывают помощь на дому одиноко проживающим престарелым гражданам и инвалидам, предоставляя им услуги по доставке продуктов питания и лекарств, уборке дома и т.д. Оформление необходимых документов для помещения граждан в другие социоучреждения стационарного типа [17].

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям» обеспечивает временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса их дальнейшего жизнеустройства детей. Также оказывает комплексную социальную, психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации. Кроме того содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей [18].

Государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Апанасенковского района» предназначено для комплексного социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов, создания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Работа данного учреждения направлена на:

разработку комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждение снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения;

выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями;

дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

оказание социальных, бытовых, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;

социальный патронаж отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

организация социально-консультативной, юридической, психологической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам и отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке [22].

Стоит отметить, что предоставление ряда мер социальной поддержки гражданам, отнесенным к федеральному регистру льготополучателей (инвалиды, участники ВОВ и др.) осуществляется структурами, не входящими в систему социальной защиты населения Апанасенковского района.

Подразделения Пенсионного фонда производят назначение и выплату трудовых и социальных пенсий, а также ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, и др. категориям, отнесенным к федеральному регистру льготополучателей. Подразделения Пенсионного фонда осуществляют консультирование по вопросам предоставления набора дополнительных социальных услуг (социального пакета).


1.2 Социально-экономическое развитие Апанасенковского района

Работа органов власти последних лет в сфере социально-экономического развития была направлена на сохранение, поддержку и развитие отраслей экономики, обеспечение роста основных показателей социального и экономического развития района, реализацию целей и задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Апанасенковского муниципального района Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. Принимались меры, направленные на выполнение мероприятий муниципальных, краевых и федеральных программ [22].

По предварительным итогам 2016 года по ряду показателей превышен уровень 2015 года, а именно: увеличен объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными и средними предприятиями, вырос оборот организаций, увеличены объемы платных услуг оказанных населению, устойчиво финансовое состояние большинства организаций, ввод жилья индивидуальными застройщиками,

Вместе с тем, на фоне благоприятной экономической обстановки, в районе снижены объемы перевозимых грузов грузовыми автомобилями.

Основным условием обеспечения стабильного развития района является также развитие агропромышленного комплекса. В крупных и средних сельхозпредприятиях района трудятся 2848 человек. Заработная плата работников сельхозпредприятий составляет 12353,6 рублей, что выше уровня прошлого года на 16,5%.

На развитие экономики и социальной сферы района за январь-декабрь 2015 года крупными и средними предприятиями направлено 503,4 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что выше уровня прошлого года в 2 раза.

Основной объем инвестиций в сумме 426,6 млн. руб. направлен в развитие сельского хозяйства, удельный вес в общем объеме инвестиций составил 84,7%. Около 4% или 19,8 млн. рублей вложено инвестиций по виду экономической деятельности государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование. 3,1% или 15,5 млн. рублей направлено по виду экономической деятельности «здравоохранение и предоставление социальных услуг». 2,5% или 12,6 млн. рублей направлено по виду экономической деятельности «Образование». 2% или 10,2 млн. рублей направлено по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Около 2% или 8,3 млн. рублей направлено по виду экономической деятельности оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования [22].

В целях повышения уровня жизни и занятости населения, решению социальных проблем, стабилизации и развитию экономики района, администрацией района принимались меры по привлечению финансовых средств в рамках реализации федеральных, краевых и ведомственных целевых программ.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Дорожное хозяйство и обеспечение безопасности дорожного движения» государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения» за счет субсидий полученных из дорожного фонда Ставропольского края в сумме 10,34 млн. рублей в четырех муниципальных образованиях района капитально отремонтированы 4 км 599 м дорог.

В рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие физической культуры и спорта» в МО с. Воздвиженского в парковой зоне осуществлено строительство комплексной спортивной площадки затраты из всех уровней бюджетов составили 2777,8 тыс. рублей [22].

В рамках государственной программы Ставропольского края «Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата» из краевого бюджета была предоставлена субсидия в сумме 12300,3 тыс. рублей на приобретение нежилого помещения для размещения многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В декабре 2015 года состоялось торжественное открытие МФЦ, который на сегодняшний день предоставляет 216 государственных и муниципальных услуг.

В рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» из федерального и краевого бюджетов была предоставлена субсидия в сумме 1797,67 тыс. рублей. За счет этих средств был капитально отремонтирован спортивный зал в МКОУ СОШ №3 с. Дивного (игровая площадка имеет многослойное полимерное покрытие, стены отштукатурены специальным способом, установлены новые осветительные фонари, окна - пластиковые, кроме того, оборудованы женские и мужские раздевалки с туалетами, раковинами для мытья рук, душевыми).

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в 2015 году жилищные сертификаты получили 7 молодых семей. Общий объем финансирования составил 8,99 млн. рублей. На данные средства приобретено 549,1 кв. м. общей площади жилья [22].

По ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» свидетельства о праве на получение социальных выплат получили 2 семьи, работающих в сфере образования. На вторичном рынке приобретено 103,77 кв. м. жилья. Общий объем финансирования составил 2,3 млн. рублей.

В рамках обеспечения жильем ветеранов (вдов, участников ВОВ) приобретено 2 жилых помещ

ения общей площадью 62,6 кв. м.

Потребительский рынок района в целом можно охарактеризовать как стабильный с высокими темпами развития материально-технической базы и уровнем насыщенности товарами.

В настоящее время инфраструктура потребительского рынка в районе представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли и общественного питания. Их количество по состоянию на 1 января 2016 года составляет 314 объектов, из них в розничной торговле - 265, в общественном питании - 49. Количество хозяйствующих субъектов в торговле составляет 229 единиц. Средняя численность работников хозяйствующих субъектов 954 человека [22].

Кроме этого торговлю с лотков и автомашин осуществляют около 200 предпринимателей. В районе действует универсальный рынок Апанасенковского райпотребсоюза на 80 торговых мест и две торговые площадки под размещение нестационарных торговых объектов на 302 места. В 5 поселениях района еженедельно в определенные дни проходят ярмарки по продаже товаров народного потребления. В с. Дивном проводятся сезонные ярмарки с мая по октябрь месяцы, рассчитанные на 40 торговых мест.

Объем платных услуг, оказанных населению крупными и средними предприятиями за 2015 год составил 295,7 млн. рублей, что на 1,7% выше уровня 2014 года.

За отчетный период по платным услугам наблюдается тенденция неравномерного развития его отдельных сегментов, из 10 наблюдаемых видов услуг по 5, отмечено сокращение объемов (бытовые услуги, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, медицинские).

В общем объеме платных услуг 78,1% приходится на коммунальные услуги; 2,8% на системы образования, 2,6% на ветеринарные услуги; 1,5% на медицинские услуги; 0,6% на бытовые услуги [22].

Основным источником дохода для трудоспособного населения остается заработная плата. Среднемесячная заработная плата работников (по крупным и средним организациям) за двенадцать месяцев текущего года увеличилась на 6,2% и составила 15826,1 рубль. Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях на 1 января 2016 года составила 5934 человека и снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 94 человека или на 1,6%.

Важное место в социально - экономическом развитии района занимает социальная сфера.

В системе социальной защиты населения в районе осуществляется работа по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Выплаты в 2016 году производятся по 17 основаниям. В управлении труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на учете состоит 14555 человек, меры социальной поддержки предоставляются 10982 гражданам [22].

Медицинское обслуживание населения в районе осуществляют 11 лечебных учреждений: 6 врачебных амбулаторий в населенных пунктах района и 4 фельдшерско-акушерских пункта и центральная районная больница с поликлиническим отделением на 600 посещений в смену и стационарными отделениями (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, гинекологическое, инфекционное, родильное, отделение патологии беременности и отделение анестезиологии и реанимации). Коечный фонд ЦРБ представлен 166 койками.

В малонаселенных пунктах, не имеющих медицинских организаций, организованы 3 домовых хозяйства, на которые возложены функции по оказанию первой помощи.

В районе широко развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи. В 2016 году функционировало 50 коек дневного пребывания, работающих в 1,5 смены. Из них: 12 коек дневного стационара при стационарных отделениях (травматологические, педиатрические) и 38 коек при амбулаторно-поликлинических учреждениях. В связи с неэффективностью использования дневных коек при круглосуточном стационаре педиатрического и хирургического отделений с октября 2015 года произведена реструктуризация коечного фонда дневного стационара, коечный фонд увеличен до 16 коек. Это позволяет повысить доступность медицинской помощи, жителям района, учитывая перенасыщенность стационарных отделений [22].

Развитие системы образования в Апанасенковском муниципальном районе является одним из приоритетных направлений социальной политики, которому уделяется особое внимание.

Из бюджета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по отрасли «Образование» финансируется 35 казенных учреждений и 1 бюджетное учреждение. Всего в Апанасенковском муниципальном районе функционирует 13 средних общеобразовательных школ, с общим контингентом 3384 учащихся. Все общеобразовательные организации прошли аккредитацию и подтвердили свой статус.

Для обеспечения эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся в общеобразовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района в каникулярное время при общеобразовательных учреждениях функционировали 15 лагерей с дневным пребыванием, на базе которых отдохнули в 2016 году 1298 школьников, 36 школьников выезжали по льготным путевкам в загородные лагеря [22].

В Апанасенковском районе действует объединенная система социальной поддержки населения, управление и координацию которой осуществляет управление труда и социальной защиты населения Администрации Апанасенковского муниципального образования Ставропольского края. Администрацией определяются виды, организационная структура и численность территориальных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения. На территории Апанасенковского района действует 3 учреждения социальной защиты населения: государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дивенский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дубки», государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям». Кроме того предоставление ряда мер социальной поддержки гражданам, отнесенным к федеральному регистру льготополучателей (инвалиды, участники ВОВ и др.) осуществляется структурами, не входящими в систему социальной защиты населения Апанасенковского района: подразделения Пенсионного фонда и фонд социального страхования.

Развитие системы образования в Апанасенковском муниципальном районе является одним из приоритетных направлений социальной политики, которому уделяется особое внимание.

Из бюджета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по отрасли «Образование» финансируется 35 казенных учреждений и 1 бюджетное учреждение. Всего в Апанасенковском муниципальном районе функционирует 13 средних общеобразовательных школ, с общим контингентом 3384 учащихся. Все общеобразовательные организации прошли аккредитацию и подтвердили свой статус.

Для обеспечения эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся в общеобразовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района в каникулярное время при общеобразовательных учреждениях функционировали 15 лагерей с дневным пребыванием, на базе которых отдохнули в 2016 году 1298 школьников, 36 школьников выезжали по льготным путевкам в загородные лагеря [22].

2. Перспективы развития центра социальной защиты населения муниципального образования на примере Апанасенковского района

.1 Анализ исследования проблем муниципального образования Апанасенковского района

Развитие муниципального образования - это режим функционирования социально-экономической системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и других потенциалов территории. Не смотря на предпринимаемые меры по социально-экономическому развитию Апанасенковского района, все же существует ряд проблем.

С целью более детального анализа проблем, которые испытывают жители Апанасенковского района, было проведено исследование. Выборка составила 100 человек, в качестве основного методы, был выбран опрос.

Как показали данные опроса большинство жителей практически всю жизнь прожили в селе (рисунок 1), что позволит выявить достаточно объективные проблемы, которые существуют на сегодняшний день в Апанасенковском районе.

Рисунок 1. Как долго Вы проживаете в этом населенном пункте?

Стоит отметить, что все необходимые учреждения (школа, поликлиника, больница, учреждения социальной защиты и т.д.) находятся достаточно близко от места проживания респондентов. Лишь в некоторых случаях опрошенные отметили, что таких учреждений у них нет.

Что же касается бытовых условий, то 75% опрошенных отметили, что имеют водопровод с холодной водой, у 25% - водопровод находится вне дома, у 1% - его нет вообще. Водопровод с горячей водой имеют у себя в доме / квартире - 66% респондентов, вне дома / квартиры - 9%, у 25% опрошенных - его нет вообще. Примерно поровну жителей имеют в доме / квартире туалет: 54% и 46% соответственно. Также большинство жителей имеют в квартире / доме ванную и кухню, лишь не многие указали, что их нет вообще.

В связи с тем, что население проживает в домах, в большинстве своем (93%) (рисунок 2), поэтому 9% имеют печное отопление, 4% центральное, а остальные (87%) пользуются газовым отоплением, АГВ, котлом.

Рисунок 2. Назовите, пожалуйста, тип Вашего жилья?

На вопрос: «Как Вы считаете, в каком направлении нужно развивать социальную сферу региона в первую очередь?», на первое место респонденты поставили позиция «заработная плата» 70%, затем «увеличивать число учреждений» 25%, на позицию меньше поставили «повысить компетентность и профессионализм работников», далее «обеспечить контроль граждан над деятельностью учреждений социальной сферы», наименьшее число получили позиции «обеспечить участие граждан в управлении социальной сферой», «повысить компетентность и профессионализм менеджеров», «расширить число национальных проектов» (таблица 1).

Таблица 1. Как Вы считаете, в каком направлении нужно развивать социальную сферу региона в первую очередь?

Позиции

в%

Увеличивать число учреждений

20%

Обеспечить контроль граждан над деятельностью учреждений социальной сферы

11%

Обеспечить участие граждан в управлении социальной сферой

9%

Повысить компетентность и профессионализм работников

16%

Повысить компетентность и профессионализм менеджеров

6%

Повысить оплату труда работников

86%

Расширить число национальных проектов

55%


Что же касается определенных ценностей, то большинство опрошенных стремятся к обретению крепкой семьи и воспитанию хороших детей, а также хотят приобрести уверенность в завтрашнем дне. Немаловажной является и моральная сторона жизни опрошенных, так 33% респондентов хотят жить по правде, совести и справедливости, 24% опрошенных желают чувствовать безопасность. Наименьшие позиции были отмечены, связанные с карьерой и богатством, а также верой в Бога. При этом стоит отметить, что подавляющему большинству населения все же удалось реализовать собственные цели и желания, в частности, это касается семейных ценностей.

Как показало исследование те респонденты, которые имеют постоянную работу, заняты, преимущественно, в сфере сельского хозяйства в качестве обычного рабочего. При этом, стоит отметить, что большинство работающего населения удовлетворены своей работой, лишь не многие частично либо совсем не довольны (рисунок 3). Скорее всего это связано с тем, что физическая нагрузка достаточно минимальна, по мнению респондентов.

Рисунок 3. Устраивает ли Вас Ваша нынешняя работа?

Согласно полученным данным, для опрошенных наиболее позициями в работе являются надежность места работы, возможность общения с людьми, хороший заработок, большой отпуск, хорошие товарищи по работе, интересная работа, удобное время работы, хорошие условия труда, полезность для общества.


Рисунок 4. Хотите ли Вы перейти на другую работу?

В ходе опроса выяснилось, что больше 90% населения имеют ежемесячный доход на 1 человека не более 15 тыс. рублей в месяц, поэтому, по словам жителей, в основном денег хватает на продукты питания и лекарства, в редких случаях, можно приобрести, например, дорогостоящие вещи (диаграмма 5). В связи с достаточно низким уровнем дохода, жители чаще всего отказывали себе в отоплении и ремонте жилья. В качестве же основного дохода выступает заработная плата, пенсия и пособие, а также получение прибыли от выращивании сельхозпродукции.

Рисунок 5. Каков ежемесячный доход на 1 человека в Вашей семье, учитывая ВСЕ источники дохода?

Что же касается основных проблем, которые существуют в поселке / селе, то, по мнению опрошенных, они связаны, прежде всего, с высокими ценами на продукты, товары и услуги первой необходимости, медицинским обслуживанием, отсутствием работы, обнищанием населения в целом (таблица 2). Соответственно, многие не удовлетворены в материальной плане, в частности своей заработной платой, финансовым положением своей семьи т др. Поэтому, как считают опрошенные, что улучшение жизни зависит исключительно только от собственных сил, полагаясь только на себя.

Таблица 2. Какие из проблем являются значимыми для Вашего города / района?

в%

Неудовлетворительное медицинское обслуживание

49

Отсутствие работы и опасение её потерять

43

Рост преступности, коррупция

18

Загрязнение территории города / района

24

Работа коммунальных служб

12

Обнищание населения

38

Межнациональная напряженность

10

Невыплаты/задержки зарплаты

8

Неудовлетворительная работа образования

9

Неудовлетворительная работа учреждений культуры

3

Плохие жилищные условия

11

Несправедливая оплата труда

28

Высокие цены на продукты, товары и услуги первой необходимости

59

Пьянство и наркомания

27


Стоит также отметить, что наибольшую тревогу у жителей вызывает состояние медицинского обслуживания, снижение уровня жизни, а также отсутствие порядка.

В ходе опроса выяснилось, что те респонденты, которые подучают социальные услуги, в целом удовлетворены работой социальных учреждений (рисунок 6). В качестве основных услуг, в которых нуждаются жители были названы: материальная и медико-социальная помощь.

Рисунок 6. Удовлетворены ли Вы получаемыми социальными услугами?

В целом же, респонденты в будущее смотрят без особых иллюзий, но некоторые не теряют надежду и верят в будущее. Незначительное количество опрошенных не веря в «светлое будущее» и настроены достаточно пессимистично (рисунок 7).

Рисунок 7. С каким настроением Вы смотрите в будущее?

Таким образом, проведенное исследование показало, что все необходимые жизненно важные учреждения и предприятия находятся недалеко от места проживания населения. В связи с тем, что большинство респондентов проживают в частных домах, система социально-бытового положения оставляет желать лучшего.

Наиболее важные проблемы, которые необходимо решать в социальной сфере, по мнению опрошенных, является финансовая сторона жизнедеятельности населения.

Основные ценности, по мнению респондентов, заключаются в семье и уверенности в завтрашнем дне. При этом первую категорию ценности: семья, по словам опрошенных, они достигли.

Большинство жителей заняты в сфере сельского хозяйства в качестве обычного рабочего. При этом, стоит отметить, что большинство работающего населения удовлетворены своей работой, лишь не многие частично либо совсем не довольны.

Несмотря на достаточно низкий материальный достаток и наличием проблем, связанных с высокими ценами на продукты питания, медицинским обслуживанием, отсутствием работы и т.д., жители не теряют надежды в светлое будущее.

.2 Специфика социально-экономической ситуации в Апанасенковском районе

Апанасенковский район образован в январе 1924 году из волостей и сел Благодарненского уезда. Административным центром было село Дивное, основанное в 1864 году и давшее первоначальное наименование району - Дивненский.

В 1931 году район упразднен, а в январе 1935 года восстановленный Дивненский район переименован в Митрофановский, поскольку районный центром стало село Митрофановское (ныне - Апанасенковское). В августе 1935 года район вновь переименован в честь прославленного земляка, героя Гражданской войны Иосифа Родионовича Апанасенко.

На 1 января 2016 года население района - 31,252 тысяч человек. В национальном составе удельный вес русских - 89%, даргинцев - 6,5%. В селах проживают также украинцы, белорусы, армяне и представители других этносов [22].

Демографическая проблема является одной из наиболее острых проблем социальной сферы района. Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения - источника пополнения рабочей силы, влияют на увеличение или снижение численности населения, изменения в его возрастно-половой структуре и миграционной активности.

Смертность населения сохраняется на высоком уровне и остается острой демографической проблемой в селе. Основной причиной высокого уровня смертности является рост численности населения старших возрастных групп, вследствие продолжающегося старения населения села [22].

Важное место в социально-экономическом развитии района занимает социальная сфера.

Медицинское обслуживание населения в районе осуществляют 11 лечебных учреждений: 6 врачебных амбулаторий в населенных пунктах района и 4 фельдшерско-акушерских пункта и центральная районная больница с поликлиническим отделением на 600 посещений в смену и стационарными отделениями (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, гинекологическое, инфекционное, родильное, отделение патологии беременности и отделение анестезиологии и реанимации). Коечный фонд ЦРБ представлен 166 койками.

В малонаселенных пунктах, не имеющих медицинских организаций, организованы 3 домовых хозяйства, на которые возложены функции по оказанию первой помощи.

В районе широко развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи. В 2015 году функционировало 50 коек дневного пребывания, работающих в 1,5 смены. Из них: 12 коек дневного стационара при стационарных отделениях (травматологические, педиатрические) и 38 коек при амбулаторно-поликлинических учреждениях [21].

Развитие системы образования в Апанасенковском муниципальном районе является одним из приоритетных направлений социальной политики, которому уделяется особое внимание.

Из бюджета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по отрасли «Образование» финансируется 35 казенных учреждений и 1 бюджетное учреждение. Процедура приема в школу детей осуществляется в строгом соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1], на основе Уставов школ, правил приема, с использованием электронной услуги «Зачисление в образовательное учреждение». Всего в Апанасенковском муниципальном районе функционирует 13 средних общеобразовательных школ, с общим контингентом 3384 учащихся. Все общеобразовательные организации прошли аккредитацию и подтвердили свой статус. По программам начального образования обучается 1345 учащихся. Все школы района имеют свободный доступ к сети Интернет, могут общаться и обмениваться информацией. Открытые уроки, воспитательные мероприятия в районе проводятся с техническим сопровождением, что повышает их эффективность [21].

Для обеспечения эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся в общеобразовательных учреждениях Апанасенковского муниципального района в каникулярное время при общеобразовательных учреждениях функционировали 15 лагерей с дневным пребыванием, на базе которых отдохнули 1298 школьников, 36 школьников выезжали по льготным путевкам в загородные лагеря [21].

Приоритетным направлением является и работа с одаренными детьми, что способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка через участие в конкурсах и олимпиадах, научно - практических конференциях. Всего в 2015 году было проведено более 50 различных конкурсов, в которых участвовало более 400 человек, победителями и призерами стали 224 учащихся. Более 80 обучающихся являются победителями и призерами в краевых мероприятиях и конкурсах [22].

В Апанасенковском районе функционируют 4 учреждения дополнительного образования: МКУО ДОД «Центр детского творчества», МКУО ДОД «Станция юных техников», МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МКОУ ДОД «Детско-юношеская школа», в которых занимаются 1769 детей [22].

Дополнительное образование детей способствует творческому развитию личности ребенка, существенно обогащает содержание образовательного процесса в целом. По состоянию на 01 января 2016 года в Апанасенковском муниципальном районе функционируют 17 дошкольных образовательных учреждений в режиме 10-ти и 12-ти часового пребывания детей. В них воспитывается 1374 ребенка в возрасте от полутора до восьми лет. На учете по предоставлению места в дошкольном учреждении состоят 170 детей в возрасте от 0 до 3 лет [22].

В районе ведется работа по формированию современной материально-технической базы образовательных организаций района, обновлению школьной инфраструктуры, созданию современных условий обучения и воспитания.

Отдел культуры администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, подведомственные ему муниципальные учреждения культуры и дополнительного образования, а также 11 сельских муниципальных учреждений культуры, находящиеся в ведении муниципальных образований поселений, в отчетном году продолжали деятельность по сохранению и развитию народной культуры, традиционных жанров народного творчества, формированию культурной самобытности, укреплению единого культурного пространства, библиотечному обслуживанию и реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Количество клубных формирований (кружков) по району -168, в них участников 2153 человека, что на 9 человек больше, чем в 2014 году [21].

Образовательную деятельность в сфере культуры в районе обеспечивают муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» и «Детская музыкальная школа», в которых занимаются 184 ребенка [21]

2.3 Рекомендации по развитию системы социальной защиты населения Апанасенковского района

В ходе исследования был сделан вывод об основных проблемах жизнедеятельности населения, в том числе в сфере социального обслуживания. Несмотря на то, что жители достаточно высоко оценили уровень работы государственных органов в сфере социальной поддержки, тем не менее определились ряд проблем:

нехватка денежных средств на выплату социальных пособий и т.д.;

ограниченный набор предоставляемых услуг, в частности, здесь имеется в виду, что помощь оказывается по основным позициям, не учитывая индивидуальные особенности каждого человека, нуждающегося в помощи.

Кроме того, следует сказать о необходимости реформировать сложившиеся структуры Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.

Таким образом, на основании всего вышесказанного целесообразно предложить следующие рекомендации.

Органам исполнительной власти на региональной и муниципальном уровнях:

уделять больше внимание подготовке специалистов по социальной работе, а также повышение квалификации работников. В данном случае, рекомендуется не только повышать уровень знаний работников социальной сферы за счет курсов повышения квалификации, обучения и т.д., но и проводить различного рода мероприятия, конференции с приглашением как органов государственной власти различных уровней, так и представителей теоретического и практического знания в данной области с целью обмена опытом, получением новой информации и знаний;

повышать авторитет работников социальной сферы с целью привлечения к данной профессии в том числе молодое поколение, за счет чего измениться ситуация с кадровым обеспечением. Для реализации этого предложения необходимо внедрить в практику проведение, например, различных конкурсов на лучшего социального работника года, в средствах массовой информации публиковать статьи о самых лучших практиках помощи работников социальной сферы населению и т.д.;

для привлечения высококвалифицированных, а также молодых специалистов рекомендуется разработать региональную программу, которая предусматривает, в первую очередь, материальную помощь. В качестве примера можно привести одноразовые выплаты молодым специалистам, окончившим профессиональное учебное заведение, предоставление жилья (возможно, на льготных условиях), а также оказание софинансирования при покупке своего жилья с договоренностью, что социальный работник обязан проработать определенное количество лет в данной сфере;

уделять больше внимание коммерческим и некоммерческим организациям, которые осуществляют свою деятельность в области поддержки пенсионерам, инвалидам, малоимущим и т.д. В данном случае рекомендуется оказывать всяческую поддержку общественным объединением для реализации общей цели - социальное обслуживание населения. При этом помощь должна заключаться не только в финансировании социально-значимых проектов для мало защищенных групп населения, но и разрабатывать совместные мероприятия, информировать коммерческий и некоммерческих сектора о проблемах, которые являются наиболее острыми, чтобы ориентировать, таким образом, их деятельность.

Государственному учреждению «Центр социального обслуживания населения Апанасенковского района»:

обратить внимание на досуговую деятельность, в частности людей пожилого возраста и инвалидов, как наиболее нуждающуюся категорию населения в проведении свободного времени. Возможно, совместно с общественными объединениями организовывать «кружки по интересам» (настольные игры, спорт, чтение литературы и т.д.);

с целью расширения социальных услуг, привлекать через региональные и муниципальные средства массовой информации неравнодушных граждан, способных оказать бесплатную помощь наиболее нуждающимся граждан (парикмахерские услуги, помощь в ремонте оборудования, пошиве или ремонту одежды и т.д.).

В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

В районе, как и в целом по краю, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социальном обслуживании, предоставляемом гражданам с учетом социальных показаний и в соответствии с состоянием здоровья. Несмотря на постоянный рост размера заработной платы и пенсий, число граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки со стороны государства, остается достаточно высоким.

Специфика социально-экономической ситуации муниципального образования заключается в демографической проблеме, которая является одной из наиболее острых проблем социальной сферы района в связи с высокой смертностью и низкой рождаемостью. Еще одно лидирующее место в экономике занимает промышленность района¸ которая представлена обрабатывающими производствами и производством и распределением электроэнергии, газа и воды. Важное место в социально-экономическом развитии района занимает социальная сфера. Медицинское обслуживание населения в районе осуществляют 11 лечебных учреждений, по отрасли «Образование» функционирует 35 казенных учреждений и 1 бюджетное учреждение, 4 учреждения дополнительного образования.

Структура управления сферой социальной защиты населения может быть рассмотрена через совокупность органов управления и учреждений, предоставляющих социальные услуги населению, которые условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся региональные органы исполнительной власти, одной из целей деятельности которых является организация осуществления социальной защиты населения. Ко второй группе могут быть отнесены органы, осуществляющие контрольную функцию в сфере социальной защиты.

Что же касается основных рекомендаций по развитию системы социальной защиты, то они касаются в основном вопросов законодательного, кадрового, научно-методического, материального и информационного укрепления системы дополнительного профессионального образования в сфере социальной защиты населения, что позволит созданию условий для оптимального использования потенциала учреждений этой системы в интересах развития отрасли, удовлетворения потребностей граждан в качественных и своевременных услугах социального обслуживания.

Государственному учреждению «Центр социального обслуживания населения Апанасенковского района»:

обратить внимание на досуговую деятельность, в частности людей пожилого возраста и инвалидов, как наиболее нуждающуюся категорию населения в проведении свободного времени. Возможно, совместно с общественными объединениями организовывать «кружки по интересам» (настольные игры, спорт, чтение литературы и т.д.);

с целью расширения социальных услуг, привлекать через региональные и муниципальные средства массовой информации неравнодушных граждан, способных оказать бесплатную помощь наиболее нуждающимся граждан (парикмахерские услуги, помощь в ремонте оборудования, пошиве или ремонту одежды и т.д.).

В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

Заключение

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Социальная защита населения - это система управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения.

Основной особенностью социальной защиты населения является, то, что оказание социальной поддержки осуществляется только самым незащищенным группам граждан при усилении финансирования социальных программ за счет внебюджетных источников, а также усилении доли личных средств в оплате социальных услуг.

Анализ нормативно-правовых актов Апанасенковского района показал, что основной задачей управления социальной защиты населения является исполнение переданных органам местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, опеки и попечительства в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, предоставления компенсаций отдельным категориям граждан, исполнение полномочий органов местного самоуправления муниципального района по пенсионному обеспечению отдельных категорий лиц.

Кроме того, основываясь на результатах работы организаций, занимающихся социальной защитой населения, необходимо решить проблемы, которые касаются, в первую очередь не сколько финансовых средств, сколько обучения и повышения квалификации работников в данной сфере.

Поэтому дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения Апанасенковского района зависит не только от краевых, но и федеральных органов власти.

Список использованных источников

1.   Закон РФ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

2.      Закон РФ №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон РФ №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон РФ №442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина №597 от 7.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон Ставропольского края №57-кз от 28.06.2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон Ставропольского края №103-кз от 28.06.2013 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон Ставропольского края №100-к от 07.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон Ставропольского края №101-кз от 07.12.2004 г. «О ежемесячном пособии на ребенка» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Закон Ставропольского края №19-кз от 10.04.2006 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и многодетных семей» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Постановление Правительства Ставропольского края №84-п от 05.03.2014 г. «О краевой программе «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014-2018 годы» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Государственная программа Ставропольского края №211-п от 12.12.2013 г. «Социальная поддержка граждан» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Краевая целевая программа №54 от 09.02.2007 г. «Реабилитация инвалидов Ставропольского края» // Консультант Плюс (дата обращения 09.11.2016 г.)

.        Алексеева О. Правовые основы социальной защиты населения // Вопросы социального обеспечения. - 2015. - №5. - С. 23-28.

.        Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» // www.mintrudsk.ru

.        Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дивенский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дубки» // www.tenderguru.ru

.        Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям» // www.apcspsid.ru

.        Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России // Социальное обслуживание. - 2014. - №5. - С. 5-35.

.        Никитин И. Кому положена социальная помощь и как ее получить в Ставропольском крае // Ставропольская правда от 24 ноября 2014 г. - С. 34-36.

.        Официальный сайт Правительства Ставропольского края // www.stavregion.ru

.        Официальный сайт администрации Апанасенковского района // www.aamrsk.ru

.        Рязанцев С.В. Миграционная подвижность экономически активного населения российской провинции в контексте формирования новых жизненных стратегий // Социальный атлас российских регионов. - 2016. - №2. - С. 69-78.

.        Рязанцев С.В. Новые формы занятости населения российской провинции как способ адаптации к современным социально-экономическим условиям: тенденции и перспективы развития, позиция государства // Социальный атлас российских регионов. - 2015. - №11. - С. 31-45.

.        Саленко Н.О. Особенности управленческого труда в системе социальной защиты населения // Работник социальной службы. - 2015. - №2. - С. 10-16.

.        Сурков Н.И. К вопросу о развитии понятия «социальная защита» // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - №4. - С. 42-45.

.        Топчий Л.В. Теоретические аспекты развития социального обслуживания населения в России // Социальное обслуживание. - 2014. - №2. - С. 6-23.

.        Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 372 с.

.        Шарин В. Социальная защита населения: теоретические основы // Социальное обеспечение. - 2015. - №14. - С. 21-25.

Похожие работы на - Организация системы социальной защиты населения Апанасенковского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!