Социальная организация как социальная система
Социальная организация как социальная
система
Содержание
Введение
. Сущность организации и ее виды
. Социальная организация как социальная система
. Структура социальной организации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждая организация представляет собой маленькое общество, со своим
населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и
финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свои историю, культуру,
технологию и персонал.
Основной элемент социальной организации - человек. Между людьми в
организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях
симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована
в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений
не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу
сложности, либо в силу нецелесообразности.
В своей повседневной жизни люди оказываются втянутыми в деятельность
множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив,
спортивную команду и т.д. Каждая организация индивидуальна, хотя и имеет ряд
одинаковых черт.
Каждый член человеческого общества всю свою жизнь проводит в
организациях, сталкивается с организациями, зависит от организаций. Вполне
справедливо утверждение о том, что человек рождается в организации,
воспитывается в организации, удовлетворяет свои потребности в организации и
именно организация провожает его в последний путь. В процессе своей жизни люди
постоянно сталкиваются с различными социальными организациями.
Данная тема является актуальной, поскольку люди все время взаимодействуют
с различными социальными организациями и изучение последних дает возможность
более эффективно управлять человеческими ресурсами.
1. Сущность
организации и ее виды
Социология управления неразрывно связана с изучением организаций,
поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в
организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с
другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь.
Организация (от лат. orgarisatio - формирую, создаю, сообщаю стройный
вид) характеризуется как:
. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных
элементов или частей системы в соответствии со структурой целого - организация
как состояние.
. Объединение людей для совместного достижения поставленной цели,
действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных
для этой организации - организация как система.
Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы,
устройство системы.
В своей повседневной жизни люди оказываются втянутыми в деятельность
множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив,
спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два
основных типа - неформальные и формальные.
Типы организации:
Неформальная - система межличностных связей, возникающая на основе
взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами,
т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном
выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная
симпатия, любительские интересы и т.п.).
Можно выделить три основные черты этого явления:
спонтанность, то есть незапланированность возникновения;
существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией
формальной;
главная особенность - не служебное, "не деловое" содержание
межличностных отношений.
Формальная структура организации - это форма отношений внутри официально
сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных
должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она
предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников
в рамках такого коллектива.
С социологической точки зрения социальная структура формальной
организации характеризуется следующими чертами:
рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится
принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной
цели;
безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным
личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения,
устанавливаемые по заданной функции;
служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные
отношения;
функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях
функциональным (необходимым, нужным) целям;
наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным
персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации,
координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как
социального целого.
Во многих формальных организациях существуют неформальные организации,
которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и
регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.
Две специфические черты отличают организации от других видов социальных
групп:
во-первых, организации - это, прежде всего социальные группы,
ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических
целей;
во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая
степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том
смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу
поведения ее членов.
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая,
производственная и социальная организация.
Трудовая организация - это:
организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому
плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания
определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная
организация. Трудовая организация значительно шире производственной и
охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских,
культурно-просветительских, административных и других организаций.
Производственная организация относится только к сфере материального
производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных
благ.
Социальная организация - (от позднелатинского organize - сообщаю стройный
вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними,
объединённых для достижения определенных целей посредством распределения
функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных
правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
.
Социальная организация как социальная система
Социальная система - целостное образование, основными элементами которого
являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.
Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.
Основной связующий элемент социальной системы - человек. Социальные системы
в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными,
экономическими, политическими, медицинскими и др. На рисунке 1 приведены
основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
Рис.1 Виды социальных систем.
Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные
системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и
знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существует
социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и
другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей.
Так, для социально-экономических организаций главная цель - получение
максимальной прибыли. Для социально-культурных - достижение эстетических целей,
а получение максимальной прибыли является второй целью; для
социально-образовательных - достижение современного уровня знаний, а получение
прибыли также является вторичной целью.
Социальная организация характеризуется обычно следующими основными
признаками (рисунок 2):
наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения
членов данной организации;
иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые
подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой
деятельности;
распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами
работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения
между людьми.
Рис.2 Признаки социальной организации
Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных
систем, поскольку в ее природе заложена известная двойственность:
во-первых, она создается для решения определенных задач,
во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности
людей.
На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система
межличностных отношений.
Например, перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся
две задачи:
. повышение экономической эффективности производства и качества
выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;
. социальное развитие коллектива или работника как личности.
Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их
особенности:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства интересов людей (личных, коллективных,
общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в
обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и
предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм
людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему
контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими
действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В
социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные
(искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические
процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы,
связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии,
композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся
процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы,
связанные с приватизацией социальной организации).
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на
работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и
ценности и выступает в защиту этих норм.
Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и
наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.
Поскольку социальная организация рассматривается в данной работе как
социальная система, то необходимо рассмотреть ее структуру.
.
Структура социальной организации
Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную
и непроизводственную.
Производственный тип структуры социальной организации формируется в
зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие
компоненты общей структуры, как (рисунок 3):
а) функциональную (содержание труда);
б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);
в) социально-психологическую (межличностные отношения);
г) управленческую (система управления).
Рис.3 Компоненты структуры социальной организации
Качественными признаками функционирования производственного типа структуры
социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к
труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего
профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений,
связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет
система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это
моральное и материальное стимулирование и т.д.).
Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда,
когда члены, к примеру, трудовой организации (коллектива) участвуют в различных
видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от
работы, время работников. К непроизводственной структуре социальной организации
можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных,
спортивных и других организаций.
Общая структура социальной организации промышленного предприятия
возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса,
в процессе труда), так и в свободное от работы время.
В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень
структуры.
В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых
важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и
координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все
это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в
определенной внешней среде.
Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются
в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и
социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации
и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда
сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к
своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности,
положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за
принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать
работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже
негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого
удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и
т.д.
Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой
приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и
деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и
руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы.
Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение
конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное
руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не
абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые
недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно
относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы
управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет
собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями,
ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена
под угрозу.
Заключение
организация формализация иерархия коммуникация
Организация (от лат. orgarisatio - формирую, создаю, сообщаю стройный
вид) характеризуется как внутренняя упорядоченность, согласованность
взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со
структурой целого - организация как состояние, а также объединение людей для
совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной
структуры и на основе правил, установленных для этой организации - организация
как система.
Выделяют формальные и неформальные организации.
Социальная система - целостное образование, основными элементами которого
являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.
Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.
Основной связующий элемент социальной системы - человек. Социальные системы в
зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими,
политическими, медицинскими и др.
Социальная организация характеризуется обычно следующими основными
признаками: наличие единой цели; формализация отношений в организации и
нормативная регуляция поведения членов данной организации; иерархия отношений;
распределение функций; наличие коммуникации.
Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную
и непроизводственную. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний
уровень структуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная организация
представляет собой социальную систему, поскольку она: имеет структуру и
соответствует определению социальных систем.
Список
использованной литературы
. Бойков В.Э. Социология управления: учебник. - М.: РАГС,
2010, 336 с.
2. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н.
Социология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 480 с.
. Кравченко А. Социология управления: фундаментальный
курс. - М.: Академический проект, 2011. - 1136 с.
. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество.
- М.: НОРМА, 2009. - 615 с.
. Сергейчук А. Социология управления. - М.:
Бизнес-пресса, 2010, 240 с.
. Фролов С.С. Социология организация. - М.: Гардарики,
2012. - 384 с.