Тенденции информационной войны в условиях украинского кризиса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,18 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции информационной войны в условиях украинского кризиса















Контрольная работа

Тенденции информационной войны в условиях украинского кризиса

Содержание

1. Эффективность информационной политики акторов информационной войны во время украинского кризиса

. Влияние информационной войны на отношения между Россией и Украиной

. Варианты дальнейшего развития российско-украинских отношений в условиях ведения информационной войны

1. Эффективность информационной политики акторов информационной войны во время украинского кризиса

О влиянии информационной войны на российско-украинские отношения необходимо говорить, прежде всего, в контексте ее эффективности. Для начала необходимо, обратить внимание на то, что наблюдается позитивная динамика в успехах России в ведении информационной войны со странами Запада. За последние несколько лет Российская Федерация достигла значительных результатов в информационном пространстве.

Примером являются успехи (несомненно, часть успеха заключается в том, что граждане стран Запада скептически относятся к СМИ) телеканала Russia Today ("Наиболее полно акции протеста на Уолл-Стрит освещал телеканал Russia Today. Какая ирония: никогда бы не подумала, что переключусь на российский телеканал в поисках объективных новостей"). Следовательно, точка зрения Российской Федерации представлена в США, странах ЕС.

Об эффективности информационной войны со стороны России можно судить по данным опроса «Левада-Центра». Согласно приведенным данным, отношение россиян к США значительно ухудшилось в мае 2014 года. В январе 2014 года хорошо к США относились 43% опрошенных, плохо - 44%, затруднялись ответить - 13%, в мае 2014 года ситуация кардинально поменялась: хорошее отношение - 18%, плохое - 71%, затруднялись ответить - 11%. В январе 2015 количество тех, кто стал хуже относиться к США увеличилось до 81%, в то время как хорошее отношение уменьшилось до 12%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что информационная кампания, проведенная Россией, дала положительный результат для страны. Последний опрос был осуществлен в марте 2016 года, по данным которого, количество граждан России, хорошо относящихся к США увеличилось до 25%, а количество тех, кто относится плохо снизилось до 64%. Эти данные являются, скорее всего, результатом сближения позиций России и США в Сирии и уменьшения количества материала, направленного на очернительство действий США. Вместе с уменьшением антизападной, антиамериканской риторики в государственных СМИ постепенно начинает меняться общественное мнение граждан РФ. Кроме того, проведенный опрос может являться свидетельством того, что у россиян начал вырабатываться иммунитет к пропаганде.

В отношении ЕС количество положительно расположенных граждан РФ до апреля 2014 года было стабильно высоким в пределах 50-60%, а плохо расположенных - 20-35%. В апреле 2014 года значения изменились - хорошо относились к ЕС 33%, плохо - 53% и в марте 2016 года эти данные незначительно изменились. Хорошо относятся к ЕС с мая 2014 года по март 2016 года 25-35% граждан РФ, плохо - 60-70%. Это свидетельствует о том, что информационные кампании Российской Федерации эффективны и достигли тех, результатов, к которым и стремились.

Отношение к Украине по многим причинам, в частности, из-за действий Украины, но в основном благодаря информационной кампании России, ухудшилось, начиная с мая 2014 года. В апреле 2014 года положительно относились к Украине 52%, негативно - 37%, в мае 2014: 35% и 49% соответственно. Согласно последнему опросу марта 2016 года, хорошее отношение граждан РФ к Украине составило 25%, плохое - 64%. Следовательно, можно сделать вывод, что Россия смогла достичь тех результатов, к которым стремилась, в частности, благодаря развитию глобальной информационной сети, которая позволила реализовать массовое воздействие на население для манипулирования сознанием.

Таким образом, информационная кампания, которая ведется Россией в пределах своих границ, является эффективной. Вероятно, такие результаты являются следствием информационных кампаний, которые проводились ранее, когда смогли убедить граждан РФ не верить западным СМИ, а доверять в основном российским средствам массовой информации.

Положительный результат для информационной кампании в России является следствием и того, что 51% населения (согласно опросу, проведенному в марте 2014 года) получают новости преимущественно из одного источника. Для них, согласно данным, приведенным в аналитическом отчете 2014 года, телевидение представляет собой главный канал получения информации, примерно 85% опрошенных.

Стоит отметить важную тенденцию: значение новостных телепередач уменьшается в зависимости от повышения разнообразия источников информации. Например, среди граждан, которые пользуются двумя источниками, доля телевидения близка к 46%; те, кто использует 3 источника только - в 33% случаев предпочитают получать информацию благодаря телевидению и так далее. Следовательно, чем меньше разнообразие источников, тем больше зависимость от информации, получаемой от телевидения, тем больше его влияние на сознание граждан. Это, в свою очередь, подтверждает достоверность выводов о влиянии информационной кампании России на сознание граждан в период с 2014-2016 года.

Важно также обратить внимание на то, что большинство граждан РФ уверено, что на территории Украины не находятся наши войска, и убеждено, что Российская Федерация не ведет войну с Украиной. Мнения большинства совпадает с заявлениями официальных лиц России, которые постоянно транслируются государственными СМИ.

Однако средства массовой информации оказывают большее влияние на сознание граждан, чем власть. Например, в 2014 году количество тех, кто выступает за ввод российских военных на Украину в случае возобновления войны, выросло (но, все же, большинство против - 60%). Следует отметить, что представители власти РФ об этом не делали заявлений. Однако об этом часто заявляли российские эксперты представителям Украины во время выступлений на государственных СМИ.

Кроме того, влияние пропаганды с телеэкранов можно заметить, анализируя ответы россиян на вопрос о будущем ДНР и ЛНР, которые совпали с мнениями, транслируемыми СМИ. Например, в марте 2015 года 41% граждан РФ были убеждены, что республики могли бы быть независимыми государствами (увеличение показателя в три раза по сравнению с мартом 2014 года), в то же время, процент убежденных граждан о необходимости включения ДНР и ЛНР в состав РФ значительно снизился с 48% 2014 года до 15% 2015 года.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что согласно последнему опросу «Левада-Центра», россияне стали меньше интересоваться украинской тематикой. Например, довольно внимательно в 2016 году за последними событиями на Украине следят только 25% граждан РФ, в то время как без особого внимания - 48% (2015 год: 43% и 35% соответственно). Вероятно, такой результат является следствием увеличения недовольства вмешательством России в украинские дела, что, в свою очередь, может быть связано с избытком тематических ток-шоу на телевидении, которые начинают надоедать зрителям.

Благодаря данным, приведенным в опросах, можно сделать вывод, что россияне доверяют телевидению больше, чем другим источникам информации (это наиболее распространенный источник информации). Стоит также отметить, что в России очень малый процент населения критически относится к получаемой информации и проверяет источники, что вновь подтверждает тенденцию повышения эффективности информационных кампаний в РФ, например, кампания, посвященная событиям в Крыму и на востоке Украины. Психологически это объясняется тем, что чем дольше освещается тот или иной сюжет по телевидению, тем меньше граждане подвергают их сомнению и реже проверяют их достоверность.

Несмотря на культурную и геополитическую близость Украины и РФ, Россия не смогла применить эффективно информационную силу, что ярко проявилось во время украинского кризиса. Эскалация конфликта на Украине также продемонстрировала неспособность Российской Федерации влиять на украинцев. В то же самое время США проявили себя в информационной войне как успешная сторона, так как они смогли сформировать общественное мнение с применением СМИ с целью осуждения всех действий РФ в отношении Украины. Изоляция России при помощи санкций осуществляется по инициативе США. На внутриполитическом уровне РФ удается контролировать потоки информации и влиять на сознание граждан, однако на международном уровне Россия не может контролировать достоверность распространяемой информации о РФ, не говоря уже о том, чтобы влиять на сознание украинцев или граждан ЕС и США.

Однако необходимо отметить, что российские СМИ иногда допускают ошибки. Примером являются российские недостоверные источники, которые стали распространять информацию о заявлении Виктории Нуланд, что Украина - «нецивилизованная страна».

Что же касается Украины, то украинская информационная кампания успешна внутри страны, о чем свидетельствуют приведенные опросы. Доказательством успешности информационной пропаганды на Украине является тот факт, что большинство граждан убеждены, что Россия участвует в войне на востоке Украины на стороне сепаратистов (украинские СМИ создают ложное восприятие событий, которые закрепляются в сознании украинцев и граждан стран Запада, которые начинают в это верить, например, что ополченцы представляют собой кадровых военных РФ, что Россия аннексировала Крым). В то время как в Российской Федерации конфликт представляется как украинский внутренний.

Успешность Украины внутри страны является следствием того, что руководство, пришедшее в мае 2014 года к власти, в первую очередь установило свое влияние над телефоном, почтой, телевидением и радио. В этом заключается информационное преимущество, благодаря монопольному использованию и контролю СМИ. Важным элементом информационной кампании на Украине, обеспечивающим ее успех, является ограничение вещания российских телевизионных каналов внутри страны, так как они чувствуют, что российское телевидение сильнее, учитывая также и то, что Украине против правды сложно бороться.

Кроме того, согласно контент-анализу украинских СМИ, проведенному экспертами ИМЭМО РАН, средствам массовой информации Украины удалось сформировать негативный образ России во всех контекстах (двусторонние отношения РФ и Украины, роль России в военном конфликте на востоке Украины, присоединение Крыма к РФ, причастность России к крушению малазийского Боинга). Таким образом, антироссийская политика была проведена успешно на Украине. В то же самое время российские средства массовой информации не относятся также критично к Украине. Большинство статей СМИ Российской Федерации носят нейтральный характер. Необходимо также отметить, что СМИ Украины делали акцент на важности введения санкций против РФ, в то время как СМИ других стран носили, в основном, нейтральный оттенок.

Что же касается информационных кампаний США, то можно сделать вывод, что они успешны, так как смогли изменить сознание украинцев и настроить их против России. США, как и Украина, осуждали РФ за эскалацию кризиса на Украине. Примечательно то, что количество американских статей в СМИ, в отношении этой проблемы превосходят количество аналогичных СМИ Украины. Кроме того, важно учитывать, что радиус распространения информации США является самым большим в мире. Это свидетельствует об эффективности их информационных кампаний, что доказывается на примере успешного создания негативного образа РФ в условиях украинского кризиса в странах ЕС и на Украине. Интересным также является тот факт, что тема российско-украинских отношений в американских СМИ не освещалась. Согласно исследованию ИМЭМО РАН, статьи, посвященные этой проблеме, отсутствуют.

Информационные кампании стран ЕС не так эффективны, скорее всего, вследствие того, что в большинстве случаев они стремились нейтрально освещать российско-украинскую тематику во время украинского кризиса, за исключением некоторых тем, таких как присоединение Крыма к России (освещали в негативном формате) и крушение малазийского Боинга (которому было посвящено наибольшее количество статей с негативными репликами в сторону РФ).

Подводя итог контент-анализа СМИ во время украинского кризиса ИМЭМО РАН, можно сделать вывод, что украинские СМИ максимально негативно стремились осветить роль России в украинском кризисе. СМИ США, прежде всего, создавали негативный образ России в условиях эскалации украинского кризиса и крушения Боинга. СМИ стран ЕС в основном создавали негативный образ во время освещения тематики крушения малазийского Боинга. Таким образом, перевес в информационной войне был на стороне антироссийской «коалиции».

Благодаря данным опросов можно сделать вывод, что самым успешным участником информационной войны во время украинского кризиса являются США. Информационные кампании Украины и РФ успешны исключительно в пределах своих территорий по разным причинам. Украина успешна внутри своей страны благодаря усилиям США, которым это выгодно. Россия успешна на своей территории благодаря законодательной и информационной политике. Страны ЕС не особо успешны как внутри своих государств, так и за пределами (стараются быть нейтральными). Кроме того, во многих случаях граждане ЕС не верят западным СМИ, так как, когда они начинают сверять информацию из разных источников, то ловят национальные средства массовой информации на лжи. В России же они не обладают успехом благодаря законодательной деятельности РФ, которые смогли уменьшить количество поступающей информации извне от иностранных информационных источников. Кроме того, можно сделать вывод, что информационная война во время украинского кризиса представляет собой совокупность скоординированных по целям, месту и времени информационных операций, которые проводились как до начала кризиса на Украине, так и во время. Антироссийская информационная кампания, проводившаяся с целью настроить граждан Украины против РФ, повлекла за собой российско-украинскую военно-политическую и экономическую конфронтацию.

информационный война украинский кризис

2. Влияние информационной войны на отношения между Россией и Украиной

О влиянии информационной войны на российско-украинские отношения, необходимо судить по степени ее влияния на изменение двусторонних отношений в области экономики, политики, культуры.

Информационная война негативно влияет на отношения между Россией и Украиной. Доказательством этому служит опрос «Левада-Центра» об отношении россиян к Украине, который свидетельствует об ухудшении двусторонних отношений в целом.

Кроме того, согласно совместному исследованию «Левада-Центра» и Киевского международного института социологии, более 60% граждан Украины уверены, что Российская Федерация и Украина находятся в состоянии войны, примерно 25% россиян придерживаются такой же точки зрения.

Об ухудшении отношений между Россией и Украиной вследствие украинского кризиса и в условиях ведения информационной войны можно судить по данным опросов 2013-2016 годов «Левада-Центра» и Киевского международного института социологии. Например, 52% граждан Российской Федерации убеждены, что России и Украине необходимо стать дружественными государствами (без виз и таможни). В то же время, граждане Украины считают иначе: за открытость границы высказались только 43% (в ноябре 2013 года 73% украинцев хотели, чтобы границы были открыты). За закрытие границы высказались 32% граждан РФ и 43% граждан Украины. Об объединении двух государств не может быть и речи, о чем свидетельствуют низкие проценты в опросах (положительно на это ответили только 11% россиян и 4% украинцев).

Таким образом, можно сделать вывод, что до 2014 года, до начала украинского кризиса отношение украинцев к россиянам было значительно лучше, как и у граждан РФ к гражданам Украины. С 2014 года отношение россиян к украинцам и наоборот существенно ухудшилось. Например, согласно опросам граждане РФ часто выражают негативное отношение к Украине (примерно, 59%), как и граждане Украины к Российской Федерации (47%).

Об ухудшении отношений между Россией и Украиной вследствие информационной войны можно судить и по тому факту, что ¼ россиян считают, что между государствами в настоящее время идет война (в этом они правы, но только война в информационном пространстве). Однако 65% граждан России уверены, что никакой войны нет. На Украине ситуация противоположная, 63% украинцев уверены, что война есть, в то время как только 18% граждан Украины считают, что нет.

Кроме того, о негативном влиянии информационных кампаний можно говорить, судя по данным опроса «Левада-Центра» - 47-50% россиян относятся очень плохо к украинским новым властям (2014 год), по данным Киевского международного института социологии, 56-59% граждан Украины также относятся очень плохо к российским властям.

Негативное отношение к Украине в целом во время украинского кризиса значительно усилилось. Например, в январе 2014 года 60% россиян относились к Украине в основном хорошо и только 22% - в основном плохо, в сентябре 2014 года 29% и 39% соответственно.

В этот же самый период, в феврале 2014 года 78% украинцев в основном хорошо относились к России и 13% в основном плохо, в сентябре 2014 года - 48% и 41 % соответственно. Приведенные примеры свидетельствуют о взаимном ухудшение отношений к правительству и политике двух стран вследствие украинского кризиса.

Учитывая, что для большинства населения как в России, так и на Украине телевидение является главным, а порой и единственным источником получения информации, результаты опроса демонстрируют негативное влияние информационной войны на отношения между Россией и Украиной, так как сознание граждан обеих стран сильно меняется под действием СМИ. Как следствие, возросла степень отчуждения между украинцами и россиянами, что оказывает негативное влияние не только на межгосударственные отношения, но и на межличностные.

Последствия информационной войны быстро преодолеть невозможно по множеству причин (например, множество погибших, ситуация с Крымом). Из-за СМИ граждане Украины уверены, что Российская Федерация ведет военные действия на их территории, россияне (благодаря государственным средствам массовой информации) не воспринимают конфликт так же остро. Некоторые граждане России даже не знают о вероятности, что там могут воевать граждане РФ, так как российские СМИ демонстрируют события в качестве народного восстания (ополченцы против украинских военных). Таким образом, точки зрения граждан России и Украины значительно расходятся, так как в результате информационной войны формируются противоположные образы друг друга. Например, россияне считают, что граждане Украины - братский народ, который оступился и которому нужно помочь найти верный путь обратно. В то время как украинцы уверены, что Россия осуществила акт агрессии в отношении Украины, упрекают Российскую Федерацию в имперских амбициях, о попытке не допустить сближения Украины с ЕС. Со временем постоянно транслируемая официальная позиция России (в России) и Украины (на Украине) становится личной позицией читателей, зрителей внутри двух стран.

Влияние информационной войны на российско-украинские отношения можно оценить, судя по экономическим показателям. Например, товарооборот Украины с РФ в 2015 году сократился на 63% (более чем в 2 раза), экспорт украинских товаров в Российскую Федерацию снизился на 61,3%, импорт товаров из Росси также значительно сократился - на 63,9%. Однако в декабре 2015 года РФ оставалась крупнейшим торговым партнером Украины (12,8% экспортных поставок в Россию и 20% импорта из РФ).

Кроме того, с украинской стороны было прекращено военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности с Россией. «Украина прекратила обслуживание ракетных комплексов, которые производились на предприятии "Южмаш", был прекращен военный транзит и транзит товаров двойного назначения как по территории, так и воздушным пространством Украины». Украина рассчитывала, что из-за этого пострадает оборонная промышленность РФ, что она будет развалена. Она считала себя ведущим цехом для оборонной промышленности России. Несомненно, проблемы в РФ возникли в связи с этими действиями Украины, например, Николаевский завод делал турбины для военных судов России, однако сейчас РФ стремится разработать свои аналоги.

Помимо экономических показателей, демонстрирующих ухудшение двусторонних отношений, важным показателем во взаимоотношениях между странами является культура. Об ухудшении культурных двусторонних отношениях можно судить по тому факту, что российским актерам, музыкантам запрещено въезжать на территорию Украину (например, С. Пенкину). В России также действуют негласные запреты на украинских исполнителей (например, запрет выступления украинской группы "Океан Эльзы").

Анализируя влияние информационной войны на отношения между Россией и Украиной, можно сделать вывод, что вследствие информационных кампаний экономические, политические и культурные связи между РФ и Украиной были разорваны. Восстановить их в ближайшие десятилетия будет невозможно, так как на Украине информационному влиянию были подвержены несколько поколений. Последствием информационной войны является сокращение торгового оборота, закрытие зоны свободной торговли, усиление этнонационализма на Украине, вражды украинцев и русских, усиление ненависти к России, правительству РФ и российским гражданам на украинской территории. В то время как со стороны Российской Федерации информационная кампания настраивает граждан России только против правительства Украины.

3. Варианты дальнейшего развития российско-украинских отношений в условиях ведения информационной войны

Следствием информационной войны являлось начало военного конфликта на востоке Украине. В итоге гибнет множество граждан Украины. Количество жертв будет увеличиваться, так как страна становится «несостоявшимся государством, перестает работать медицина и так далее». Таким образом, в будущем косвенные потери от информационной войны будут намного больше, чем от военного конфликта.

Другим последствием информационной войны Запада, которая велась с целью распада СССР, является тот факт, что 25 лет нахождения у власти на Украине недееспособной элиты «привели большую часть Украины в африканское состояние». Сейчас Украина представляет собой деградирующее государство, как следствие информационного воздействия, в частности, со стороны США. Начиная с момента распада СССР, она не развивалась, а только деградировала, о чем свидетельствуют показатели экономической ситуации в стране. Так, после распада СССР в 1991 году Украина была одной из богатейших республик. Однако результатом 24 лет независимости является тот факт, что в 2014 году падение экономики - 6,8%, инфляция - 25%, государственный долг - $72 млрд. «При этом соотношение госдолга к ВВП достигло критической отметки - около 70%, тогда как, по мнению экспертов, рубеж для Украины - показатель в 60%». Если же война на востоке Украины прекратится и информационная война ослабнет, то возможным станет осуществление прогноза мирового банка об улучшении экономической ситуации как на Украине, так и в России.

Вследствие того что в настоящий момент идет информационная борьба между Россией и Западом в условиях украинского кризиса, что страны ЕС и, в особенности, США стремятся усилить антироссийские настроения, вероятность улучшения российско-украинских отношений отсутствует. Не вызывает сомнений тот факт, что конфронтация на Украине будет продолжаться долго, так как это выгодно США. Более того, в некоторых проамериканских странах Европы элиты также стремятся использовать Украину с целью создания проблем для Российской Федерации, и недопущения улучшения отношений между РФ и ЕС, РФ и Украиной. Они хотят, чтобы Украина представляла собой зону нестабильности для России на долгое время. Таким образом, антироссийская информационная война стран Запада способствовала, по мнению С.А. Караганова, «превращению Украины в отсталую страну».

Кроме того, последствием информационной войны в условиях украинского кризиса является то, что судьба Донбасса становится сложнее. По мнению С.А. Караганова: «Донбасс будет зоной совместного контроля формально под юрисдикцией Украины, и, таким образом, представлять собой замороженный конфликт». Некоторые российские эксперты предлагали создать Новороссию. Однако это осуществить невозможно, так как именно по причине воздействия информационной кампании стран ЕС и США на сознание украинцев, на Украине начала формироваться украинская нация, и, следовательно, получить в Новороссии абсолютное пророссийское большинство стало невозможно.

Из-за информационной войны во время украинского кризиса бессмысленно говорить о возможности воссоединения России с Украиной, так как элита Украины ни под каким предлогом не захочет этого, их сознание было кардинально изменено под воздействие западной пропаганды.

Стоит также отметить, что Украина может надолго остаться в нестабильном состоянии, что, скорее всего, будет поддерживаться США, несмотря даже на то, что странам Европы это становится все более невыгодно. Таким образом, в краткосрочном (1-2 года) и среднесрочном (5-7 лет) периодах не стоит ждать успешного восстановления российско-украинских отношений, так как Украина в ближайшее время не сможет провести антиолигархическую и демократическую трансформацию по европейскому образцу, о которой заявляли еще на Майдане в конце 2013 года. Более того, в 2016 году не стоит ждать полного исполнения «Минска-2», что представляет собой, по мнению эксперта Д. Тренина, «дополнительный фактор напряженности между Российской Федерацией и Украиной».

Кроме того, стоит обратить внимание и на тот факт, что после обретения Украиной независимости процесс формирования украинской нации противопоставленной России проходил очень медленно и не очень успешно вследствие того, что существовали тесные взаимосвязи с Российской Федерацией. Сила российской культуры не давала возможности развиваться самостоятельной украинской идентичности в антироссийском направлении, примером этому является принятый в 2012 году закон «Об основах государственной языковой политики», в котором был закреплен региональный статус русского языка («Акты высших органов государственной власти принимаются на государственном языке и официально публикуются на государственном, русском и других региональных языках или языках меньшинств»).

США это осознали, и с целью успешной реализации национального проекта на Украине с целью отделения ее от РФ, они способствовали созданию всех необходимых условий на Украине для противопоставления ее России. Мощным инструментом воздействия являлась идея вступления в ЕС, которую США успешно внедрили в украинские умы посредством СМИ (радио, телевидение, ток-шоу). Кроме того, действия Российской Федерации в Крыму и на Донбассе, неуспешность внешней российской информационной политики, успех информационной политики США на Украине способствовали скорейшему окончательному формированию украинской нации с антироссийскими настроениями.

Попытки оказания экономического и культурного влияния на Украину со стороны России осуществлялись в течение длительного времени. До 2013 года они были более успешными, чем в настоящее время. Однако они не дали тех результатов, на которые рассчитывала РФ. Вследствие информационной войны во время украинского кризиса Россия приобрела вечного недоброжелателя в лице Украины.

Одним из главных последствий информационной войны также является то, что благодаря особенности информационной войны (она не имеет границ) война на востоке Украины перекинулась на дальние территории. Например, наблюдается в настоящее обострение отношений между российскими и украинскими диаспорами в США и в Канаде. Отношения между русскими и украинцами (раньше граждан СССР, которые переехали в США, объединяло чувство принадлежности к одной стране вне зависимости откуда они уехали: из Москвы, Киева, Донецка) даже на таком далеком расстоянии ухудшаются пропорционально усилению информационной войны между США, странами ЕС и Украиной, с одной стороны, и РФ, с другой, в условиях украинского кризиса. Примером является ситуация, когда в одной русской семье «работала украинская медсестра, ухаживала за тяжелобольной женщиной, выполняла функции сиделки и собеседницы, а теперь без всякого предлога отказывается общаться с этой семьей, так как они являются русскими».

Следовательно, можно утверждать, что в будущем отношения между Россией и Украиной не улучшатся, так как последствия информационной войны в условиях украинского кризиса уже распространились далеко за пределы двух государств. Очевидно, что отвечать за эти последствия будут будущие поколения украинцев и русских.

Таким образом, можно сделать вывод, что из-за информационной войны Украина из братской страны превратилась в недружественное государство, которое стремится всеми возможными способами нанести ущерб России. Цена подобных действий украинскую элиту не пугает, даже если это экономические, политические потери, либо ухудшение жизни граждан страны. Следовательно, даже маленькая победа в информационной войне, по мнению Украины, стоит таких жертв. Учитывая, что для Украины «мягкая сила» Запада (по сути, информационная война против России) является привлекательной, она будет действовать во вред РФ, чего бы ей этого не стоило, с целью сближения с ЕС. Украинский кризис отбросил назад и значительно обострил российско-украинские отношения. Начавшийся в конце 2013 года серьезный кризис в двусторонних отношениях повлек за собой разрушительные последствия для отношений между Россией и Украиной. Однако необходимо также учитывать, что Россия не откажется от Украины и не допустит ее дальнейшее сближение с ЕС, которое наносит ущерб российским интересам на постсоветском пространстве. Учитывая также, что Украине выгодно создавать впечатление продолжающегося конфликта с РФ с целью отвлечения внимания граждан Украины от коррупции и неэффективного управления в стране, и выгодно создавать формальную основу для сохранения санкций (что входит в интересы США, так как иначе они позволили бы странам ЕС надавить на Киев и заставить его выполнять свои обязательства по соглашению Минск). Проанализировав литературу, опросы, проследив последние тенденции в развитии двусторонних отношений, можно сделать вывод, что из-за информационной войны во время украинского кризиса Украина надолго стала самой враждебной для Российской Федерации страной.

Похожие работы на - Тенденции информационной войны в условиях украинского кризиса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!