полномочия в области законодательства (см. ст. 102, 104, 105 Конституции РФ).
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
Основным актом Совета Федерации являются постановления, принимаемые большинством голосов от общего числа его членов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок организации и проведения выборов определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Выборы считаются состоявшимися вне зависимости от того, какое число зарегистрированных избирателей приняло в них участие.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума избирает из своего состава постоянные комитеты и комиссии. В Думе созданы целый ряд комитетов и мандатная комиссия, возглавляют их председатели и их заместители.
Комитеты и комиссии - это вспомогательные, подготовительнозаконопроектные, организационные, контрольные органы Государственной Думы, призванные оказывать ей необходимую помощь.
Государственная Дума тайным голосованием избирает из своего состава председателя, первого заместителя и заместителей. После выборов 17 декабря 1995 г. предложено было избирать семь заместителей.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и регламентом, принятым 25 марта 1994 г. (в ред. от 26 февраля 1998 г.), нормы которого регулируют внутреннюю организацию и деятельность Государственной Думы.
В Государственной Думе образуются фракции и депутатские группы, каждая из которых должна состоять не менее чем из 35 депутатов. Их совместная деятельность необходима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.
Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся полномочия, которые закреплены в ст. 103 - 106. Самым главным из них является принятие законов. Только Государственной Думе принадлежит право принимать федеральные законы: в соответствии со ст. 104 Конституции РФ «законопроекты вносятся в Государственную Думу».
Вместе с тем, прежде чем проект станет законом, он должен пройти соответствующие стадии законодательного процесса.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ:
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Если Государственная Дума после первого выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев повторно выразит недоверие, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).
Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Государственная Дума не может быть распущена:
в течение года после ее избрания (п. 1 ст. 109 Конституции РФ);
с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (п. 4 ст. 109 Конституции РФ);
в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п. 5 ст. 109 Конституции РФ).
депутат законодательный власть полномочия
2. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Статус члена СФ и статус депутата ГД ФС РФ закрепляются Конституцией РФ (ст. 97, 98 и др.), ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» (в редакции ФЗ от 5 июня 1999 г.).
Во-первых, депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах; членом СФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Во-вторых, одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД.
В-третьих, член СФ, депутат ГД не вправе:
-быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
-находиться на государственной или муниципальной службе;
-заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
-состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Член СФ, депутат ГД осуществляют свои полномочия на постоянной и профессиональной основе.
Члены СФ, депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания (более детально о статусе члена СФ и депутата ГД в указанном Федеральном законе и регламентах палат ФС).
. Законодательный процесс в РФ
В соответствии с Конституцией РФ в РФ издаются три вида законов:
-федеральный конституционный закон (ФКЗ);
-федеральный закон (ФЗ);
-закон субъекта РФ.
В случае возникновения ситуации, связанной с пересмотром Конституции РФ или внесением в нее поправок, вопрос о законодательном оформлении этого решения различен.
В широком смысле - это деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу.
Стадии законодательного процесса РФ - это урегулированные конституционно-правовыми нормами, четко определенные временными рамками периоды и действия участников этого процесса по принятию (одобрению) ФКЗ, ФЗ.
Рассмотрим стадии законодательного процесса по принятию ФЗ, которые регулируются нормами статей 104 - 107 Конституции РФ и регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Собственно законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в ГД, что является реализацией права законодательной инициативы.
Вторая стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта в ГД.
Третья стадия - принятие закона в ГД. Федеральные законы (ФЗ) принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД.
Четвертая стадия - обсуждение и одобрение принятого ГД закона в Совете Федерации.
Пятая стадия - подписание и обнародование Президентом РФ принятого и одобренного федерального закона.
Принятие федеральных конституционных законов регулируется ст. 108 Конституции РФ.
После изучения лекционного материала и закрепления его на семинаре студент должен
знать:
-место парламента в государственном механизме;
-правовой статус палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы, компетенции палат Федерального Собрания;
-законодательный процесс;
уметь:
-отграничивать законодательный процесс и его стадии от специальных парламентских процедур;
владеть:
-навыками составления документов (регламентов, положений), направленных на регламентацию законодательного процесса, других парламентских процедур.
Литература
1.Конституция Российской Федерации. - М., 2009 (глава 5).
Дополнительная литература
3.Глущенко, П.П. Конституционное право России: учебное пособие / П.П. Глущенко. - 2-е изд. Стандарт третьего поколения для бакалавров и специалистов. - СПб.: Питер, 2012 (раздел 9).
4.Нисневич, Ю.А. Государственная власть современной России: учебное пособие для студентов вузов / Ю.А. Нисневич. - М.: Аспект Пресс, 2008 (глава 2).
5.Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. - М.: Изд-во «Юрайт», 2011 (глава 10).