Опыт общения с инфраструктурами, 'ответственными' за планирование семьи в системе здравоохранения

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,61 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт общения с инфраструктурами, 'ответственными' за планирование семьи в системе здравоохранения

Опыт общения с инфраструктурами, «ответственными» за планирование семьи в системе здравоохранения

Д. Пономарева, Я. Яковлева

магистры 2-го года, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова

Каждая женщина имеет опыт обращения в организации, занимающиеся планированием семьи: это Центры планирования семьи, женские консультации, клиники гендерной медицины, Центры репродукции. Это организации, куда приходят миллионы девушек и женщин всех возрастов со своими заботами, проблемами и переживаниями. Причин обращения в такие инфраструктуры множество: беременность, рождение ребенка, операции, аборты, бесплодие, различные заболевания или врожденные патологии репродуктивной системы, гормональные сбои в работе организма и пр.

Общая характеристика учреждений планирования семьи в Москве

Женские консультации предназначены для профилактики и лечения различных болезней репродуктивной системы женщин, а также для планирования беременности и подготовки к родам. Центры планирования семьи занимаются ведением беременностей и родов, оказанием акушерской помощи пациенткам с преждевременными родами, с групповой и резус-несовместимостью матери и ребенка, с заболеваниями крови. Деятельность клиник гендерной медицины направлена на решение партнерских проблем, они занимаются вопросами и женского, и мужского репродуктивного здоровья. К их сфере деятельности относятся такие проблемы, как лечение бесплодия, воспалительных заболеваний и инфекций, сексуальных расстройств у мужчин и женщин.

Система репродуктивного здравоохранения в России состоит из двух уровней. Женские консультации, центры планирования семьи и гинекологические отделения в медицинских учреждениях - это первичное амбулаторное звено. Родильные дома, специализированные гинекологические клиники, гинекологические отделения в больницах относятся к учреждениям вторичной стационарной помощи. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин сам выбирает организацию для получения первичной медико-санитарной помощи, но не чаще раза в год. Медицинское учреждение выбирается в том числе по территориально-участковому принципу [2].

По данным, представленным в Государственной программе города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012-2020 гг., по состоянию на 2012 г. в Москве функционировали 135 государственных женских консультаций, 31 акушерский стационар, отделения гинекологии в 50 стационарах, одно отделение для несовершеннолетних с консультативным центром [3] (рис. 1).

В последние годы отмечается рост числа беременных, вставших на учет в медицинских организациях. В 2012 г. этот показатель составил 119 092, в 2013 г. - 120 136. Количество родов в 2013 г. в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы составило 126 820 [5].

В 2013 г. показатель материнской смертности составил 14,7 случая на 100 тыс. родившихся живыми. Основное число летальных исходов приходится на показатели смертности в многопрофильных и специализированных больницах, куда беременные женщины поступают с наиболее тяжелыми патологиями. Как отмечается в указанной выше Программе, дальнейшее совершенствование организации оказания акушерско-гинекологической медицинской помощи в городе Москве требует оптимизации структуры медицинских организаций, распределения функций между отдельными медицинскими организациями и их подразделениями [3].

планирование семья врач доверие

Рис. 1. Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий, организаций, имеющих женские консультации и детские отделения (левая ось), и число коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин и рожениц, тыс. (правая ось) в г. Москве, 2000-2012 гг.

Источник: [11].

В 2013 г. количество абортов в России составило 1012,4 тыс., или 28,3 аборта на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет [12]. При этом более 70% абортов приходится на женщин в возрасте 20-34 года - 732,1 тыс., или 42,8 аборта на 1000 женщин этой возрастной группы.

Следует отметить, что обследования, которые проводились в последние годы по выборке, репрезентативной в масштабах страны, подтверждают статистику по прерываниям беременности Росстата. Таким образом, если в ряде регионов и есть недоучет абортов, то на государственном уровне он не значим [8].

При этом с каждым годом число абортов по сравнению с числом рождений уменьшается. Если в 2000 г. количество абортов более чем в 1,5 раза превышало количество рождений, то в 2013 г. число абортов было в 2 раза меньше числа рождений.

Если говорить о Москве, здесь один из самых низких уровней зарегистрированных абортов - 11,3 аборта на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2013 г. При этом, если убрать из расчета самопроизвольные выкидыши, как это принято в мировой статистике абортов, то показатель будет равен 5,5 [8]. В Москве также наблюдается одна из самых высоких долей абортов, сделанных в частных клиниках, - более 20%.

Такова ситуация, связанная с планированием семьи, в контексте инфраструктур, ответственных за это. В рамках нашего исследования мы попытались выделить основные проблемные моменты, касающиеся обращения в женские консультации и Центры планирования семьи, а также влияние опыта на репродуктивное поведение женщин.

Гипотезы исследования

Несмотря на разнообразие организаций, занимающихся планированием семьи, мы предположили, что пользование их услугами (за исключением женских консультаций) слабо распространено. Это может быть связано с недостаточной информированностью, с удовлетворенностью услугами, оказываемыми по месту жительства, с отсутствием серьезных проблем с репродуктивным здоровьем. Еще один момент - мужчины меньше, чем женщины, осведомлены о данных учреждениях.

Женщины могут пользоваться услугами сразу нескольких учреждений, поэтому следующая гипотеза связана с недоверием к ним или к врачам. Сомнения в компетентности врача, проверки его предписаний, неудовлетворительный уровень качества оказываемых услуг и технического оснащения женской консультации - все это может стать мотивом к обращению в несколько организаций одновременно. Женщины обмениваются опытом и рекомендуют врачей друг другу. Мы предположили, что эти рекомендации также оказывают значительное влияние на пользование услугами и доверие к врачу.

Еще одна гипотеза: существуют опасения в отношении женских консультаций, которые влияют на сроки обращения. Если женщина ожидает негативного отношения, хамства, неуважительного обращения, ей хочется перенести момент постановки на учет как можно дальше по времени. Однако также мы предполагаем, что опасения не настолько сильны, чтобы влиять на само репродуктивное поведение.

В исследовании также рассматривается вопрос бесплатных и платных услуг. Женщинам свойственно в большей степени доверять платному врачу, государственные услуги менее качественные, обращение персонала лучше в платных клиниках. Проверяется также влияние неуважительного отношения со стороны персонала и ожиданий относительно моральной (психологической) поддержки на частоту обращения в учреждения здравоохранения, оказывающие услуги по ведению беременности, родовспоможению и планированию семьи.

Распространение инфраструктур планирования семьи

Анализ проведенных интервью показывает, что однозначной позиции в отношении услуг женской консультации или других организаций, занимающихся планированием семьи, у женщин не сложилось. Мнение зависит от собственного опыта, от опыта знакомых. Для кого-то врачи и женская консультация ассоциируются только с положительными эмоциями, для кого-то обращение в медицинские центры превратилось в страшный опыт.

Все женщины, узнавшие про беременность, должны встать на учет в женскую консультацию. При этом инфраструктуры, ответственные за планирование семьи, не ограничиваются только этим учреждением. В ходе исследования было выяснено, что наибольшую известность имеют Центры планирования семьи, в то время как про клиники гендерной медицины и Центры репродукции слышали далеко не все.

Характер ответов респондентов позволил выявить один проблемный момент. Центры планирования семьи имеют репутацию учреждений, в которые обращаются только в случае больших проблем при беременности, при бесплодии или для ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Для кого-то эта связь настолько сильная, что происходит путаница в названиях.

Вопрос: Знаете ли вы об организациях, занимающихся планированием семьи?

Ответ: «А как они, ЭКО называются, или?..» (ж, 40, 2 - здесь и далее указаны пол, возраст респондента и число детей).

При этом область деятельности Центров планирования семьи намного шире. В таких центрах проводятся обследования и лечение пациенток с невынашиванием беременности, медико-генетическое консультирование, осуществляется ведение беременности, подготовка к родам и т.д.

Чаще всего о Центре планирования семьи респонденты узнавали от знакомых - «знаю от знакомой, которая делала ЭКО» (ж, 34, 2). Обращение в учреждения, связанные с планированием семьи, вызвано какими-либо проблемами: «Необходимости не было, беременность протекала нормально» (ж, 31, 1); «Во время беременности нет, она у меня протекала классически, очень хорошо» (ж, 39, 1).

Мужчины, как правило, менее осведомлены об организациях, занимающихся планированием семьи: «Что-то слышал. Жена лучше меня в этом плане осведомлена» (м, 31, 2). Они также подчеркивают отсутствие необходимости в этих учреждениях: «Ну, в организациях планирования семьи не было необходимости, так как и возраст, и опыт есть. Теоретически мы подкованы. Вроде мы пока сами справляемся с этими вопросами» (м, 39, 4).

Больше половины женщин пользовались услугами двух учреждений (Центра планирования или платной клиники и женской консультации). При подготовке исследования предполагалось, что данный факт может быть связан с недоверием к квалификации врача, проверкой его предписаний, с качеством оказываемых услуг, с недостаточным оснащением женской консультации. Все это нашло подтверждение в историях респондентов. Добавилась также еще одна причина - желание сдавать больше анализов.

В платную клинику обращались, потому что «рекомендовали сослуживцы, девушки. Как бы на платной основе более качественные услуги получила. У меня было кесарево сечение, и в платной консультации со второй беременностью специалист не только вел всю беременность, она же делала операцию, и она же потом следила за здоровьем моим вплоть до выписки. То есть такой комплексный подход» (ж, 41, 2).

Другие обращались в несколько учреждений не из-за недоверия врачу, а для получения нескольких заключений: «Человек, выслушав одно мнение, старается где-то выслушать еще и другое мнение. Это не из-за того, что понимаешь, что некомпетентный человек, но, так как есть возможность, мы живем в огромном мегаполисе, я всегда старалась 2, 3, 4 мнения набрать» (ж, 39, 1).

Чего женщины ожидают от женской консультации, за какими услугами туда идут?

«Чтобы сдать анализы и проследить, что с тобой все в порядке, - от обычной консультации, я думаю, большего и не требуется» (ж, 40, 4).

«Приходить обследоваться и держать руку на пульсе. Это учреждения поликлинического плана, созданные для направления женщины на какие-то процедуры» (ж, 37, 1).

«Ну, чтобы больничный получить, я не знала, какую еще выбрать, где можно наблюдать беременность, а наблюдать все равно надо, поэтому пошла в женскую консультацию, ну и параллельно туда так и ходила» (ж, 41, 2).

«Женскую консультацию я воспринимаю только как заведение, которое ведет и контролирует беременность, помогает нормально доносить ребенка и родить, помогает оформить все необходимые документы» (ж, 35, 2).

Платный врач или бесплатный?

В рамках качественного исследования мы не могли не затронуть сравнение бесплатной женской консультации и платных клиник, в которые обращаются женщины. Оправданно ли наличие нескольких врачей, различается ли качество обслуживания, компетентность врачей - мы рассматривали проблемы женских консультаций и объективные причины для обращения в платные клиники.

Для одних женщин платные услуги были оказаны на очень высоком уровне: «Ой, знаете, там такая дорогая консультация, все как в фильмах. Чуть ли не на руках носят. Так что очень хорошо все там общаются с женщинами. К тому же врач знал, что его лично посоветовала моя подруга, возможно, и это сыграло роль. Я точно знаю, что в менее дорогих консультациях далеко не всегда так сюсюкаются, как со мной. К молоденьким девушкам точно предвзято часто относятся, говорят, мол, сама еще ребенок и рожать собралась. Это по рассказам знакомых, которые слышали это где-то» (ж, 31, 2).

Что касается компетенции врачей, то не все согласны с тем, что в женской консультации она ниже:

«Я считаю, что вот обычная женская консультация, она обслуживает больше населения, чем платная, поток проходит больше, врачи опытнее в этом плане. Они более подготовленные. Ведут диспансированное наблюдение. Этих жителей они вот знают прям целыми семьями. Это как семейный врач. А в платных клиниках они ведь не все делают. Не выдают родовые сертификаты, больничные листы порой не выдают. У них связь со стационарами не налажена, ведь женская консультация - это одно, есть еще родильные отделения, целая цепочка - преемственность медицины. А вот там консультативный прием и все» (ж, 40, 2).

«Не скажу, что частный доктор лучше, чем в обычной поликлинике. Если доктор хороший, то он может сидеть как в частной, так и в госполиклинике. Я по знакомству выбираю докторов» (ж, 36, 0).

«Обращалась в бесплатную консультацию и в платную. В общем-то, говорили они примерно одно и то же» (ж, 41, 2).

«Ялежала и в платных, и в бесплатных палатах, врачи одинаковые, т.е. единственное, что в платном случае, ну будет чуть лучше кровать, ты будешь лежать одна, а не в какой-то компании. Будет телевизор в платной. А врачи, медсестры - они все одинаковые абсолютно, и там и там. Не определяется качество тем, бесплатная эта клиника или платная, просто хочется пойти к проверенному врачу» (ж, 30, 0).

Некоторые женщины столкнулись с абсолютной некомпетентностью платных врачей: «Я получала платные услуги у акушера-гинеколога, которая оказалась абсолютно неквалифицированной. Выбор клиники во второй раз был ошибкой. Более того, она вообще не имеет права там работать. Когда у меня открылось кровотечение, врач вместо того, чтобы заботиться о здоровье пациента, беспокоилась только о репутации клиники» (ж, 34, 2).

Для выявления опасений, связанных с обращением в женскую консультацию, задавался вопрос о сроке постановки на учет по беременности. Предполагалось, что те женщины, у которых есть какие-то отрицательные ассоциации или знакомые с негативным опытом, будут оттягивать этот момент до последнего. Данная гипотеза не нашла никакого подтверждения в ходе исследования. Некоторые женщины не знают срок, на котором надо вставать на учет в женскую консультацию (до 12 недель). Некоторые путают и говорят, что надо вставать после 12 недель.

Основная часть респонденток встали на учет на ранних сроках беременности, как только узнали. Это связано с ожиданием ребенка, его желанностью и планированием: «Ой, моментально. Мне кажется, еще месяца не было. Очень быстро. Я даже какую-то поддержку от государства получила, рублей 200мне дали. Кратчайшие сроки. Потому что ждали ребенка. Когда мы увидели тест, была такая радость, что первое место, куда я хотела бы пойти, - это, конечно, женская консультация, чтобы подтвердить, что я «в положении» (ж, 39, 1).

Некоторые женщины вставали на учет ближе к 12 неделям. Это происходило по разным причинам. Кто-то не знал про беременность, кто-то находился в другой стране, другие раздумывали, куда им пойти, к какому врачу, в какое учреждение. «Изначально я планировала все-таки какую-то платную клинику. И в платной клинике мне сделали УЗИ, и я сдала анализы, и подтвердилась беременность, но на тот момент почему-то прошла информация, что платные клиники не имеют права выдавать больничные. И я пока узнавала эту информацию, пока думала, куда все-таки ехать, все-таки платная клиника в другом городе, и я не понимала, как я буду туда ездить на больших сроках. Поэтому, пока думала, а потом уже... Хотя я узнала на ранних сроках» (ж, 41, 2). Если относительно роддомов и качества их обслуживания можно найти достаточное количество актуальной информации, то получить информацию о рейтинге женских консультаций, их технических и профессиональных характеристиках довольно проблематично.

Можно также выделить опасения в отношении оснащения медицинской техникой, препаратами: «Вот это ввергло в ужас полный, люди замечательные, а вот работать им не на чем и не с чем» (ж, 28, 1); «Я старалась об этом не думать» (ж, 34, 2). В отдельных случаях эта проблема сглаживалась: «Если не было какого-то оборудования, говорили: «Я тебе советую туда-то съездить, показаться где-то еще, сдать какой-то анализ очередной» (ж, 39, 1).

Респондентки также рассказывали о своих опасениях по поводу посещения государственных поликлиник во время беременности, если женщина работает: «Это ужасно просто наблюдаться в государственной женской консультации: это безумные очереди... вот когда ты приходишь кровь сдавать. Вот нужно просто понять, что у беременной женщины почти каждый день с утра токсикоз месяцев до четырех, и нужно утром пойти кровь сдать натощак, естественно. Ты идешь, у тебя кружится голова, тебя тошнит, а там эти бабульки вместе со своими кулечками, с баночками своими. Тебя без очереди практически никто не пропустит. Это просто ужасно. Потом опять же, чтобы попасть к врачу, так по крайней мере было при мне, сейчас не знаю как, нужно взять утром талончик... и может быть, ты попадешь в тот же день, но только после обеда. Хорошо, если утром будет запись, тебе не надо... Бывает, что в восемь утра берешь талончик и попадаешь на четыре часа дня. А ведь женщина еще работает до семи месяцев. То есть ты утром должна отпроситься на работе, чтобы пойти талончик взять, а потом еще пойти вечером... не все работодатели на это идут. Я помню, мне приходилось несколько раз писать заявление, чтобы взять этот день «за свой счет» (ж, 32, 2).

Заметим, что, согласно законодательству Российской Федерации, на основании справки, подтверждающей беременность, работодатель обязан предоставить женщине время в течение рабочего дня для соответствующего обследования. После предоставления медицинского заключения время отсутствия сотрудницы должно быть оплачено в соответствии со ст. 254 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. за беременной женщиной сохраняется средний заработок по месту работы. Однако из вышеприведенной цитаты видно, что работодатели не всегда соблюдают Трудовой кодекс и идут навстречу беременным работницам.

Не секрет, что для женских консультаций очень остро стоит проблема очередей. Часто наши респонденты называли очередь в качестве ассоциации со словосочетанием «женская консультация».

«Видела, как высиживают люди по несколько часов даже» (ж, 40, 2).

«Ну, сдача крови, допустим. Опаздывали, народу много, душно, сесть негде, женщины беременные, медсестры опаздывают, потом бегом-бегом, не оказывают должного внимания. Путали анализы, такое тоже вот было. Ну, это мелкий персонал, врачи в принципе все нормальные, хорошие» (ж, 43, 2).

Большинство респонденток на вопрос о неуважительным отношении врачей отвечают, что с таким не сталкивались. Однако есть несколько негативных примеров:

«Бывает и неуважительное отношение: «Давай, что ты там возишься, садись». Ну, ругаются. Я считаю, что это некомпетентно» (ж, 35, 2).

«Ну, в общем, да, сталкивалась с отношением, таким нейтральным. Типа «Что, пришла? Пришла!А, ну ладно. Молодец. Свободна» (м, 39, 4).

Хотелось бы обратить внимание на одну интересную особенность российского законодательства. В п. 1 ст. 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.1993 № 5487-1) было регламентировано право пациентов на «уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала» [1]. Однако на смену данному документу пришел Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Из нового закона право пациентов на уважительное и гуманное отношение «чудесным» образом исчезло [2].

Таким образом, объективной причиной для обращения в платную клинику может являться отсутствие очередей или более доброжелательное отношение врачей. Другими преимуществами частных клиник являются более организованный сервис, современный ремонт и приятный внешний вид помещения, удобная мебель, более вежливый административный персонал.

«Конечно, есть женщины, которые наблюдаются там. Они не хотят побывать в очереди, быстрее обслуживание, персонал есть, штат укомплектован, они лучше оснащены, обследования шире» (ж, 40, 2).

Таким образом, основными жалобами респонденток на государственные медицинские учреждения были:

1)            очереди, недостаток должного внимания;

2)            недостаточное оснащение медицинской техникой, препаратами;

3)            пренебрежительное отношение персонала.

Причины претензий к частным клиникам:

2)            чрезмерная забота о репутации клиники;

3)            исключительно консультативный прием, отсутствие права выдачи родовых сертификатов и больничных листов в некоторых кли никах.

Доверие к врачам

В статье Е. Здравомысловой и А. Темкиной «Врачам я не доверяю», но... Преодоление недоверия к репродуктивной медицине» [4, 179-211] анализируются ожидания женщин относительно услуг учреждений здравоохранения и причины их недовольства. В рамках исследования авторы использовали эмпирические данные за 2005-2006 гг., которые состоят из пяти дневников включенного наблюдения и 22 глубинных интервью с пациентками медицинских учреждений. Информантки - женщины в возрасте 19-45 лет, которые в основном принадлежат к среднему классу.

В данном исследовании приводятся некоторые жалобы пациенток, которые не были указаны респондентками текущего качественного исследования. Таким образом, в государственных инфраструктурах женщин также беспокоят отсутствие комфортных условий и приватности, непредоставление доступных объяснений диагноза, а также процедур.

Что касается претензий к частным клиникам, в статье отмечается недоверие к негосударственным учреждениям. Авторы также описывают несколько случаев, когда пациентам ставили неправильный диагноз с целью вымогательства дополнительных денежных средств.

Таким образом, в рамках нашего исследования проверяется следующая гипотеза: «Доверие к врачам платных клиник ниже, чем к врачам обычных женских консультаций». В ходе анализа полученных данных не было выявлено четкой связи между формой организации и доверием к ней. В основном причинами доверия или недоверия к врачу являлись его личные качества и профессиональный опыт. Следует также отметить огромную роль советов и рекомендаций знакомых. Так, женщины, которые обращаются к врачу по совету знакомых, полностью доверяют ему и довольны оказанными услугами.

Возвращаясь к доверию, стоит также отметить, что те женщины, которые имеют в семье или в близком кругу врачей-гинекологов, акушеров или хирургов, непременно с ними советуются и проверяют показания врачей. «Если мне ставят какой-то диагноз, то я схожу к нескольким врачам и послушаю. В любых ситуациях я советуюсь с мамой-хирургом» (ж, 35, 2).

Степень доверия также зависит от хода протекания беременности, если все хорошо - поводов для сомнений в компетенции врача меньше: «Я доверяла своему врачу, потому что каких-то больших проблем со здоровьем у меня не было» (ж, 34, 2).

«Первый врач поставил диагноз, как будто погадали на кофейной гуще. Вообще не в тему» (ж, 34, 2). В таких условиях женщина начинает искать других врачей, получать услуги в других организациях, даже полагаться на свой собственный опыт: «Я понимала, что надо полагаться на свои ощущения и интуицию, что-то соблюдалось, что-то нет» (ж, 37, 1).

Основными причинами для доверия к врачу респонденты считают:

•              его профессионализм и опыт: «Профессиональные врачи, которые знают свое дело и умеют донести до людей, что происходит с плодом» (м, 28, 2); «Первому врачу доверяла, несмотря на то что она работала по старинке. И мне кажется, что она видела и слышала больше, чем врачи при помощи современных методов» (ж, 34, 2);

•              советы знакомых, их опыт общения с врачом;

•              спокойное протекание беременности;

•              научные регалии: «Да, доверяла. В большей степени, конечно, платному. Платный был профессор, а бесплатный - рядовой специалист» (ж, 41, 2);

•              хорошее отношение к пациентке: «Как-то душевно вела очень, по- доброму. Да, мне это было важно» (ж, 41, 1).

Нам удалось выявить сомнения, связанные с финансовой заинтересованностью врачей:

«Врачи также зависят от препаратов, которые они выписывают и получают за это деньги. Не слепо я им доверяю» (ж, 35, 2).

«Во второй раз у нас были догадки, что врач работает только из-за денег... Сейчас мы тоже иногда получаем платные услуги в государственной поликлинике, но врач так сильно не заинтересована в деньгах. Иногда она рекомендует не делать так часто платные процедуры (например, проверка гемоглобина), так как это излишне» (ж, 34, 2).

Опыт обращения в медицинские учреждения

Интересен вопрос о целях женщины при обращении в подобные заведения - волнуют ли ее моральная, психологическая поддержка или только медицинские услуги. Подавляющее большинство респондентов указывают, что моральная поддержка в женской консультации (и других учреждениях) никак не предусмотрена. На вопрос о ее необходимости ответы различались.

Только около трети женщин нуждались в моральной поддержке. Остальные получали ее в семье, от своих близких: «Моральная поддержка - если только близких, семьи, а так нет. Я уже твердо стояла на ногах, я понимала, что меня ждет через девять месяцев, поэтому нет, я не нуждалась ни в какой поддержке. Единственно, что, семья, конечно» (ж, 39, 1).

Некоторые респонденты шли только за медицинской поддержкой, но «своим хорошим настроением врач, конечно, оказывала моральную поддержку и психологическую» (ж, 29, 1); «там работали очень приятные люди, так что и в моральном плане беременность прошла очень комфортно» (ж, 31, 2).

Те, для кого психологический аспект очень важен, готовы обращаться к платному врачу: «Надо, чтобы он был квалифицированный, но в первую очередь позитивный, доброжелательный, чтобы его человеческие качества нравились... пусть даже за деньги, но чтобы он улыбался» (ж, 31, 1).

Для того чтобы судить о степени удовлетворенности услугами, о том, был ли опыт положительным или отрицательным, задавался вопрос: «Обратились ли бы вы в это заведение повторно? Посоветовали ли бы знакомым?» Среди тех, кто обращался к врачу не по рекомендации знакомых, подавляющее большинство не хотели бы пользоваться услугами тех же самых организаций и врачей. Однако причины встречаются разные - врач слишком старый, посоветовали другого врача, не понравилось обращение. Об удовлетворенности тех, кто не меняет организацию, также нельзя делать однозначные выводы:

«Останусь в этой консультации только для галочки, для официального больничного листа, а само лечение я буду вести где-то дополнительно за плату» (ж, 28, 1).

«Буду обращаться в женскую консультацию только с практической точки зрения. Сдать бесплатный анализ каждые сколько-то недель, чтобы элементарно лишние деньги на это не тратить» (ж, 31, 1).

Опыт обращения в женские консультации также характеризуется поведением персонала - соблюдением этикета, вежливым обращением. «Некоторые врачи не очень вежливые, ну, может быть, их можно понять. У них огромный поток. Понятно, что каждой, может быть, не уделишь должного внимания, не улыбнешься» (ж, 31, 1).

В результате исследования было выявлено, что неуважительное обращения врачей встречается реже, чем обслуживающего персонала (например, в гардеробе). «Меня не коснулось жестко. Но соседка была у меня, у которой все жестко было. Я бы не выжила в той обстановке, как с ней там разговаривали» (ж, 31, 1); «Иногда говорят «что, пришла? Пришла! А, ну ладно. Молодец. Свободна» (м, 39, 4). Не всегда приветливое обращение врачей часто связывают с большой загруженностью.

Одно из интересных открытий исследования - восприятие хорошего приема в женской консультации как большой удачи. Респонденты часто описывают свой опыт, используя слова «везло», «не повезло», «удачно», «обошло стороной» и тому подобное: «По опыту подруг, половина на половину. Где-то пугают страшными диагнозами, где-то запускают беременность, и женщины теряют ребенка» (ж, 30, 0); «Я как-то сама не сталкивалась, мне везло» (ж, 41, 1); «Нам везло по-страшному» (м, 28, 2).

Опыт обращения в большинстве случаев не повлиял на желание иметь детей в дальнейшем. Отмечалось, что в случае отрицательного опыта он мог бы повлиять: «Если бы роддом был самый обычный, такой же, как женская консультация, я бы не согласилась рожать второго ребенка. Вот это ужасно» (ж, 28, 1). Для одной респондентки появился повод задуматься об еще одном ребенке: «Так вот, я пришла на УЗИ, и мужчина, очень интересный врач, говорит: «Ну, вот сейчас быстренько, потом третьего. А за третьего еще землю дают». Я говорю: «Нет, пока хватит». Он говорит: «Нет, тебе нужно еще третьего». Тогда я даже не думала, что третьего ребенка... сейчас я в таком... смятении нахожусь» (ж, 32, 2).

Личное мнение относительно беременности врачи высказывают больше в положительном ключе - оставлять ребенка, вынашивать его, иметь побольше детей, не тянуть со следующим: «Вы знаете, они все говорили мне одно и то же: «За одним придешь, приходи за вторым». Вот это от бабушек, которые мыли помещение, до главврача. Они всегда говорили: «На первом не останавливаться». Эмоциональный фон там всегда был хороший. Люди приходили на работу, и лица у них, и эмоциональное состояние были всегда для будущей мамы подобающими, во всяком случае, для меня» (ж, 39, 1).

Не все учитывают высказанное мнение: «По поводу прерывания, по поводу выбора платного роддома высказывали, и всеми мнениями я пренебрегла» (ж, 28, 1); «Врач всегда считала, что детей должно быть не меньше двух» (ж, 34, 2).

Иногда мнение врачей может оказывать давление на пациента, иногда оно высказывается в неуместной обстановке: «Когда я уже лежала на столе раскладушечном, врач, которая там готовила, задала вопрос: «Ты уверена, что этого хочешь? Поверь, мужчины приходят и уходят, а если ты не сможешь иметь детей...» На самом деле я плакала, мне было тяжело расставаться, но я опять же понимала, что этот мужчина, которого я выбрала, я чувствовала, мой, были планы жить долго и счастливо, и я сказала, что не могу поступить по-другому» (ж, 37, 1).

Это может негативно восприниматься женщинами: « Человек приходит к врачу за помощью, а они начинают ругаться: «Когда ты рожать будешь?», «то-да-се», «старородящая». Когда мне надо, тогда и буду рожать, у меня есть свое мнение» (ж, 35, 2).

Респонденты также высказывали некоторые рекомендации в отношении оказания услуг и общения с пациентами: «Икогда идешь вставать на учет по беременности, у тебя всегда спрашивают: «Беременность оставляем?» Это идет в форме вопроса. Мне кажется, им надо это в форме утверждения всегда говорить ("смеется,), а не в форме вопроса. Потому что, когда женщина еще не очень осознает, что будет дальше происходить, да и в таком смятении находится... это ее подталкивает на принятие, возможно, не очень правильного решения» (ж, 32, 2).

Однозначного мнения о женской консультации нет. Кому-то там «трепали нервы» (ж, 34, 2), им приходилось пользоваться дополнительными услугами, кто-то отвечал с ходу о своих впечатлениях: «Вообще ужас, кошмар, лучше туда не ходить» (ж, 35, 4). У кого-то «опасения отсутствовали. Может быть, какие-то положительные факторы тоже отсутствовали. Надо сходить было» (м, 39, 4).

С другой стороны - «это надежное учреждение, очень нужное для женщин и для девочек всех возрастов» (ж, 40, 2), «женские консультации сочетают в себе все плюсы и минусы государственных учреждений» (ж, 34, 1).

Родильные дома оставили у женщин более теплые впечатления, чем женские консультации. Отчасти это связано с самим событием, фактом появления новой жизни. Большинство респонденток вспоминают о родах и времени, проведенном в роддоме, с улыбкой.

«Самые лучшие ассоциации (со словом «роддом». - Авт.), самые замечательные, хорошее место для женщины. Несмотря на пройденную боль, переживания перед родами, бессонные ночи, «почему она родила, а я еще нет, вдруг я вообще никогда не рожу», бесконечные звонки домой» (ж, 39, 1).

«Сейчас уже, спустя время, уже только приятные ассоциации. Детей ведь оттуда выносят. Несмотря на то что мне там было больно и ноги еле передвигала, сейчас уже смешно это вспоминать. Теперь остались только приятные воспоминания - еще пойду» (ж, 29, 1).

Однако есть пример неуважительного отношения не только в женской консультации, но также и в роддоме:

«К роддому тоже, кстати, относится про доброжелательность. Тоже не хватало. Меня не коснулось жестко. Но соседка была у меня, у которой все жестко было. Я бы не выжила в той обстановке, как с ней там разговаривали. Какая-то жесть была» (ж, 31, 1).

Итак, в ходе исследования было выявлено, что наибольшее распространение среди медицинских учреждений, занимающихся планированием семьи, получили женские консультации и Центры планирования. Клиники гендерной медицины, Центры репродукции известны немногим, а уровень осведомленности мужчин ниже, чем женщин. Получение услуг в двух учреждениях связано с с недоверием к квалификации врача, проверкой его предписаний, с качеством оказываемых услуг, с недостаточным оснащением женской консультации.

Основные проблемы государственных учреждений - очереди, недостаток должного внимания к пациенту; недостаточное оснащение медицинской техникой, препаратами; пренебрежительное отношение персонала. Однако к частным клиникам также предъявляются претензии из-за некомпетентности врачей; чрезмерной заботы о репутации клиники. Услуги заключаются исключительно в консультативных приемах, отсутствует практика выдачи родовых сертификатов и больничных листов. Гипотеза большего доверия к платным врачам не подтвердилась.

Основными причинами для доверия к врачу являются его профессионализм и опыт, советы знакомых, их опыт общения с врачом, спокойное протекание беременности, научные регалии, хорошее отношение к пациентке.

Опасения в отношении женских консультаций не влияют на сроки обращения. Женщины не ожидают моральной поддержки, обращаются только за медицинскими услугами. В целом опыт общения с инфраструктурами не влияет на репродуктивное поведение.

Истории всех женщин очень разные, у кого-то остались лишь приятные впечатления, кого-то не удовлетворило качество услуг. Это заставляет задуматься о том, как же женщине выбрать медицинскую организацию, ответственную за рождение детей и планирование семьи. Выбрать ближайшую к дому женскую консультацию или частную клинику в центре? Прислушаться к совету знакомых или искать в Интернете?

Респондентки, выбравшие организацию по совету знакомых, полностью доверяли своему врачу. Но как быть тем, кто не может заручиться рекомендациями от друзей и родственников по данному вопросу?

При написании статьи мы обнаружили, что в Москве отсутствует единый открытый портал с рейтингом инфраструктур, ответственных за планирование семьи, и отзывами о них. На Портале открытых данных [10] представлен список всех женских консультаций Москвы, их графики работы и адреса. Однако никаких отзывов на данном сайте оставлять нельзя, не говоря уже о рейтинге.

В Интернете можно найти несколько сайтов, где женщины оставляют свои отзывы о женских консультациях и планировании семьи. Но информация есть далеко не по всем организациям, а рейтинг не является всеохватывающим и носит довольно субъективный характер. Таким образом, было бы целесообразно создание государственного сайта со всей необходимой информацией, которая помогала бы женщинам принять взвешенное решение о выборе той или иной медицинской организации.

Подводя итоги, хочется отметить общий настрой интервьюируемых женщин. Они охотно делятся своим опытом, воспоминаниями, впечатлениями. «Когда мама идет все-таки в женскую консультацию, для нее это же важный момент. Каждый приход - это же вес, сердце, - и для тебя это все самое главное. Мамы беременные - у них глаза на мокром месте. Там чуть что - сразу слезы, нервная система очень расшатанная. Как ваза хрустальная. Для мамы это все очень волнительно, трогательно. Каждый прием» (ж, 31, 1). Этот опыт навсегда остается в памяти женщины и может как улучшить ее состояние во время беременности, добавить спокойствия, так и превратить девять месяцев ожидания в пытку и стресс от походов к врачу.

Библиография

1.             Федеральный закон от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 27.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

2.             Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3.             Государственная программа города Москвы на 2012-2020 гг. «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)».

4.             Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - 430 с. - (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 18).

5.             Результаты реализации в 2013 г. Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)». URL: http://old.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/page_prog_ stolichZD?OpenDocument

6.             Кочорова Л. В. Анализ удовлетворенности пациенток работой женских консультаций Санкт-Петербурга в системе обязательного медицинского страхования / Л. В. Кочорова, Б. Л. Цивьян // Ученые записки СПбГМУ им. Академика И. П. Павлова. - 2014. - Т. 21. - № 4. - С. 25-27.

7.             Кужель А. М. Результаты пилотного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в амбулаторных медицинских организациях для взрослых Санкт-Петербурга / А. М. Кужель,

О. Б. Строгонова, В. Н. Поспелова, Н. В. Маркова // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 6. - С. 12-16.

8.             Сакевич В. Аборты и контрацепция в России: есть ли различия между регионами? / В. Сакевич // Демоскоп Weekly. - 2014. - № 623-624. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0623/reprod01.php

9.             Светличная Т. Г. Оценка удовлетворенности медицинской помощью пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений (по данным социологического опроса) / Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова, А. В. Кудрявцев // Здравоохранение Российской Федерации. - 2010. - № 3. - С. 18-21.

10.           Портал открытых данных Правительства Москвы. URL: www.data.mos.ru/ datasets/509

11.           Т ерриториальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве. URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ moscow/ru/statistics/sphere/

Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b14_50/Main.htm

Похожие работы на - Опыт общения с инфраструктурами, 'ответственными' за планирование семьи в системе здравоохранения

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!