Participatory media - новые формы журналистики, ведущий принцип которых - установка на соучастие читателя, на совместное создание и редактирование новостей, что стирает границы между производящим новость и потребляющим ее.[13]media включают в себя гражданскую журналистику во всех её проявлениях. Гражданин - и журналист, и потребитель информации. Он является главным участником информационного процесса. То есть сегодняшний читатель имеет возможность и влиять на содержание новости и её форму и даже сам производить новость. Такова тенденция в современной журналистике.
В любом случае, общим для всех гражданских журналистов является то, что они не обладают специальным журналистским образованием (хотя есть и исключения), не получают денег за свою медиа деятельность, это любители, а не профессионалы. Публикуемая в блогах информация характеризуется высокой оперативностью, но зачастую не отвечает требованиям профессиональной этики журналиста.
2. Медиа-проекты в гражданской журналистике
.1 Формы гражданской журналистики: интернет-сми, блоги и подкастинги
Формирование гражданской журналистики обусловлено масштабным технологическим переворотом, но ведь содержание невозможно без формы. Давайте более подробно рассмотрим формы гражданской журналистики. Возьмем три наиболее яркие формы: интернет-сми, блоги и подкастинги.
Гражданские журналисты за относительно непродолжительный период, с момента появления их в сети Интернет, все больше укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают факты, сведения, которые по неким причинам остались незамеченными формальными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность. поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию.
В последнее время профессиональные редакции стали рассматривать гражданских журналистов как дополнительных поставщиков актуальной информации, близких понятию профессии «репортер», и привлекать их к сотрудничеству. Особенно эта тенденция проявляется в Интернет-СМИ.
Интернет-СМИ (также web_СМИ, онлайн-СМИ) - это род ресурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации. СМИ в Интернете, так же как и традиционные медиа - газеты, телевидение, радиовещание производят информацию, создаваемую с определенной периодичностью журналистским коллективом и отражающую жизнь общества. [4]
Онлайн-издания наделены всей совокупностью традиционных признаков, требуемых для отнесения их к разряду СМИ, а также обладают рядом специфических, таких как мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность.
Мультимедийность - это «возможность использования текста, графики, звука и видео в материалах».
Гипертекстуальность - это «система связи между отдельными документами посредством гиперссылок».
Интерактивность - это «взаимонаправленная коммуникация СМИ и пользователей». Интерактивность в онлайн-СМИ проявляется не только посредством традиционных писем читателей в редакцию. Пользователь может в режиме реального времени участвовать в создании журналистского материала, «одновременно обсуждать с читателями наиболее актуальные вопросы и корректировать направление развития сюжета». Ему предоставляется возможность оставлять комментарии, которые могут иметь как самостоятельный характер и экспертную ценность, так и стать дополнением к редакционной публикации. [5]
Например в России пользовательский конвент составляет значительную часть материалов таких ресурсов, как электронное периодическое издание «Ридус» (www.ridus.ru), интернет-издание «Частный Корреспондент» (www.chaskor.ru). Новостной портал LifeNews (lifenews.ru) покупает свидетельства очевидцев, присланные через специальное мобильное приложение на адрес сайта, а также предлагает выполнить редакционное задание за денежное вознаграждение.
СМИ, публикации которых созданы пользователями, обозначают термином Consumer Generated Media (CGM) в переводе с английского оззначает медиа, созданные пользователями.[8]
Таким образом, в отличие от традиционных медиа, где роль аудитории достаточно пассивна, в онлайн-СМИ появляется возможность реализовать такое сотрудничество редакции и пользователей, при котором именно аудитория будет занимать активное положение.
Появление блогов позволило каждому человеку почувствовать себя журналистом. Блоги ведут люди разных профессий и возрастов. Любой Интернет-пользователь может писать на интересующие его темы, выкладывать фотографии и видео. Блоггеры быстро откликаются на происходящие события.
Понятие «блог» занесено в Оксфордский словарь. Блог - это «регулярно обновляемая webстраница, размещенная на сайте (блогхостинге), посты которой могут содержать тексты, фотографии и видео, расположенные в обратном хронологическом порядке». [4]
Пост, или постинг - «публикация пользователя на форумах или в блогах; может быть текстовой или мультимедийной (фото, аудио, видеопостинги), произвольной формы и объема». [4]
Именно деятельность блоггеров в отечественной практике называют гражданской журналистикой - «те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских Интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру.
Развитие и популярность блогосферы обусловило появление журналистских авторских блогов. Блоги привлекают профессиональных журналистов возможностью обращаться к читателю без посредников, напрямую. Журналисты в блогах могут позволить себе больше субъективных оценок, авторского мнения, могут пренебречь публицистическим стилем и использовать неформальный стиль общения с аудиторией.
Сегодня наблюдается тенденция превращения блогов в массовую информационно-коммуникативную среду, где реализуются различные коммуникационные модели. Создавая блог, пользователь публикует информацию, доступную для максимально возможного количества читателей. В данном случае осуществляется коммуникационная модель «опе-to-many». Также блоггер может вступать в коммуникацию с аудиторией - модель «опе-to-one».[15]
Записи в блоге могут носить конфиденциальный характер и предназначаться для определенной группы лиц, например только зарегистрированным на сайте пользователям - коммуникационная модель «опе-to-few».[15]
Блоггеры могут объединяться в сообщества, созданные по принципу общности интересов, позиций, взглядов. Участники данных сообществ подразделяются на две группы: тех, кто может делать записи (редакторы), и тех, кто может их только просматривать. Вместе с этим возможность потреблять информацию, опубликованную в сообществе блогеров, имеет каждый пользователь. Такая модель носит название «few-to-many».[15]
Технология мультимедиа определила появление альтернативных информационных каналов, таких как - подкастов.
В отечественную практику Термин «подкастинг» пришел из английского языка: podcasting - производное от слов iPod, популярного плеера для проигрывания музыки и мультимедиа, и broadcasting, что означает широкоформатное вещание.
Подкастинг - это «процесс создания и распространения звуковых или видеопередач в Интернете».[3]
Подкаст - это разновидность блога: «аудиофайл или регулярно обновляемая серия аудиофайлов, доставляемых подписчику с помощью технологии RSS». RSS (от англ. really simple syndication, rich site summary) - «стандарт формата данных, предназначенный для описания лент и анонсов новостей, изменений в блогах. Позволяет автоматически транслировать информацию с одного сайта на другой или в почтовый ящик подписчику. Используется также для экспорта сообщений с информационных сайтов в новостные коллекторы (агрегаторы)».[3]
При наличии портативного компьютерного устройства и специальной, находящийся в открытом доступе в сети Интернет программы для редактирования аудио- или видеофайлов любой пользователь может открыть, например, собственное радио, записав передачу и выложив ее на какой-либо публичный сервер. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что подкастинг, по сути, может являться площадкой для гражданских журналистов.
В нашей стране технология подкастинга получила развитие относительно недавно. По результатам исследования коммуникационного медиаагентства Universal McCann, число слушателей подкастов в России только 58% респондентов. По данному показателю Россию опередил Китай, где подкасты регулярно слушают 74% респондентов, и Филиппины - 61% опрошенных.
Если информация, транслируемая по телевидению и радио, может, теоретически, дублироваться, то подкасты содержат в себе уникальные материалы.
.2 Медиа-проекты гражданской журналистики «OhmyNews», «Ридус», «CGnet», «The Huffington Post»
Гражданская журналистика существовала и до Интернета, однако с возникновением последнего резко изменились ее масштаб, содержание и организация, а главное, ее роль в обществе. Отдельные сюжеты в сети читает и смотрит аудитория, сопоставимая по численности с аудиторией крупных СМИ, а иногда и превосходящая ее в разы.
Как сам трактует Алексей Торгашев гражданскую журналистику. "Я сам думал над этим вопросом не раз, так как являлся одним из создателей ресурса "Лиги справледивых городов", то с неудачей собственного сайта, могу сказать, что все попадает под нее в том числе и википедия и блоги. Если говорить о репортерской части, то это фейсбук и инстаграм. Гражданская журналистика - это все тоже самое только деньги не платят."
Но все же обращаясь к практике в гражданской журналистики стоит охарактеризовать и представить ситуацию в медиасфере в различных уголках мира.
Широкое распространение форматов новых медиа обусловило существование в Сети большого количества альтернативных интернет-СМИ.
Есть такие медиа которые продемонстрировали неоднократно, что они не только являются создателями новостей, но и могут ставить на повестку дня важные вопросы, которые игнорировались традиционными медиа.
Южная Корея - Ohmy News.
Самым ярким примером и основоположником Интернет СМИ можно считать Южную Корею. Она считается одна из самых онлайновых стран. Здесь и изобрели гражданскую интернет-журналистику. 22 февраля 2000 года малоизвестный корейский журналист О Йен Хо выложил в Сеть манифест новой журналистики под названием «Восстание 727 партизан новостей». Этот любопытный документ никогда не публиковался на русском языке. Вот одна из выдержек.
«Мы будем противостоять им, высоко подняв флаг партизанской войны. Наше оружие - утверждение, что каждый гражданин - репортер. Мы намерены основать союз партизан новостей».
часа дня 22 минуты 22 февраля 2000 года. С публикацией OhmyNews в мире появилась настоящая Интернет-газета.
Данный проект создавался силами корреспондентов-международников и штатных сотрудников OhmyNews International (OMNI) - международной компании, объединившей тех, кого вдохновляет идея общественной журналистики по всему миру.
Как сам считает Оу Йон Хо: каждый человек может стать репортером. Каждый имеет право рассказывать о событиях, описывать их и распространять. Журналисты, которые работают в СМИ, держат в своих руках власть над всем процессом создания и распространения новостей над крупными СМИ нередко довлеют политические силы, и это ставит под угрозу свободомыслие и объективность"
Одним из ключевых событий в истории OhmyNews были президентские выборы 2002 г., когда победу одержал Рох Му-Хун, что явилось неожиданностью как для политических кругов, так и медиасообщества. Рох Му-Хун не был любимчиком традиционных СМИ; его политическая кампания освещалась разрозненно и не всегда объективно. Тут то и главная заслуга OhmyNews была в том, что портал с самого начала президентской гонки, объективно освещал кампанию будущего президента. Тем самым создали ему политический имидж и предпосылки для победы на выборах. Все это в очередной раз свидетельствовало о роли интернета и, в частности, новых медиа в Южной Корее. [20]с самого начала реализовал формулу «штатные редакторы - граждане-журналисты». За 13 лет схема работы не изменилась и выглядит довольно просто. Чтобы стать автором, нужно зарегистрироваться на сайте и выложить в «редакторский кабинет» свою заметку. Редакторы её читают и либо отвергают, либо принимают, причёсывают стиль, проверяют факты и наконец выкладывают в публичный доступ. Публикуется около двух третей всех присылаемых текстов, треть по разным причинам уходит в корзину - недостоверная информация. Гражданские журналисты создают 80% контента, штатные - 20%.
В результате Ohmy News представляет новостной портал, скрещенный с блогами. Стиль редакторы не ограничивают, темы тоже, поэтому на главной странице есть все от личных дневников и заканчивая политической аналитикой.
На сегодняшний день OhmyNews избавился от международной редакции, не стал развивать собственное веб-телевидение - использует канал Ustream. Корреспондентов сайта 500 тысяч, правда, половина из них лишь комментирует новости. По косвенным данным, бюджет OhmyNews - около 6,5 млн долларов, из которых половину приносит информационное спонсорство мероприятий, треть - реклама, а остальное - другие проекты и пожертвования. [19]
"По словам Алексея Торгашева OhmyNews попали в удачное время на удачном росте интернета. Иметь в штате более 60 тыс активных корреспондентов - это показатель. OhmyNews - это один яркий пример в мире, который показывает, что принципиальную возможность создания СМИ, базирующегося на работе репортёров-любителей.
Очевидно, что пока выстроить новую бизнес-модель у Оу Йон Хо не получилось. Но традиционная модель у него вполне работает, чего не скажешь о других подобных проектах.
Америка - The Huffingtom Post
В практике Американской медиасфере онлайн - агрегатором со штаб-квартирой в Нью-Йорке является проект The Huffingtom Post
В мае 2005 года Хаффингтон и Лерер запустили проект. Сайт появился на фоне общего разочарования, которое испытывали демократы по поводу внешней и внутренней политики США, а в особенности - выборов 2004-го. The Huffington Post получил имя республиканца - правда, не имеющего к нему никакого отношения И был запущен как откровенно либеральное СМИ левой ориентации и альтернатива другому новостному агрегатору консервативной направленности - Drudge Report. [18]
В феврале 2011 года американский медийный конгломерат AOL (America Online) приобрел Huff Post за 315 миллионов долларов, назначив Арианну Хаффингтон главным редактором специально созданной медиа-группы The Huffington Post.
Идея создателей The Huffington Post заключалась в том, чтобы известные люди не только пассивно привлекали трафик, но и вступали в дискуссии с обычными пользователями, которые также могли вести свои блоги на сайте. Посты перед публикацией проходили отбор: одни тексты редакторы отметали, другие просили сделать, например, «чуть более блоговыми» - HuffPost требовался живой, непринужденный язык. Что характерно, за публикации редакция сайта никому, в том числе и знаменитостям, не платила.
Сегодня проект объединяет как свои местные, так и международные издания. Медиа-группа имеет несколько локальных версий в США, ориентированных на читателей из Чикаго, Нью-Йорка, Денвера, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Детройта, Майами.
Сайт публикует огромное количество разнообразных новостей, сатиру, блоги. Он охватывает темы политики, бизнеса, развлечений, окружающей среды, технологий, образа жизни, культуры, женских интересов, а также рассказывает о местных новостях
Аудитория превышает более 100 миллионов человек. По таким показателям сайт уже оставил позади такие издания, как The New York Times, USA Today, The Washington Post и других лидеров американского интернета. Несмотря на многочисленную критику со стороны профессионалов, проект не изменил выбранной с самого начала стратегии. Изначально он сделал ставку не на пассивных читателей старых газет, а на активных интернет-пользователей, которые сами готовы производить контент.
«Люди не хотят просто потреблять новости, - объясняла в одном из интервью Арианна Хаффингтон. - Они хотят делиться ими, они хотят продвигать и хотят дополнять их». Соблюдая этот главный принцип, The Huffington Post при этом не забывает постоянно эволюционировать и меняться - таковы законы выживания в интернете.
С 2011 года Huff Post вышел на мировую арену, запустив канадскую, британскую и французскую версии. В 2012 году появились версии для Испании и Италии, в 2013 году - для Германии, Японии и стран Магриба (на французском языке). В 2014 году - для Бразилии, Греции и Индии, тогда же появилась и версия сайта Huff Post на арабском языке. В 2015 году была создана версия для Австралии.[18]
С 2012 года самым главным нововедением стал телевизионный онлайн-проект HuffPost Live. Его создатели не просто придумали очередной разговорный канал с ведущими и гостями - они перенесли на экран то сообщество блогеров, которые составляют основу HuffPost. Любой желающий может записать ролик со своими мыслями на ту или иную тему, которая будет обсуждаться в эфире. Если высказанные идеи покажутся редакторам интересными, пользователя пригласят для участия в передаче, где он могут подискутировать с ведущими или экспертами.
Помимо Арианны Хаффингтон и основной группы редакторов, для «Хаффингтон Пост» пишут более 9000 блогеров, политиков и знаменитостей, ученых и экспертов.
В 2012 году «Хаффингтон Пост» получил Пулитцеровскую премию в категории национальный репортаж. Лауреатом премии стала серия публикаций «Beyond the battlefield» одного из авторов издания, Дэвида Вуда, в которых рассказывается о жизни американских солдат, раненных в войнах в Ираке и Афганистане.[18]
Подводя итог, можно сказать, что The Huffington Post стал еще одним ярким и успешным проектом. Но хочется приметить, что аудитория в России далеко не так активна, как в США, и не так многочисленна. Аудитория Интернета в РФ составляет 76,5 млн человек в месяц по данным TNS за февраль 2015 года, в США - более 245 млн. При этом еще один фактор успешности данного проекта, это гражданская активность. По словам Алексея Торгашева "В России гражданская активность упала по сравнению с 2012 годом."
Индия - CGnet
Один из самых обездоленных слоев индийского общества - это адиваси. Они занимаютсамую нижнюю ступеньку на социальной лестнице Индии Их жизнь хуже, чем далиты, каста «неприкасаемых». Адиваси, практически не имеют возможности участвовать в политической жизни страны. Проект CGnet был запущен для того, чтобы их голоса были услышаны. Создателем этого проекта выступил Шубраншу Чоудхари - индийский журналист, работавший для The Guardian и BBC. На сегодшнешний день Шубраншу Чоудхари обучает представителей коренных народов Индии гражданской журналистике. [12]
CGnet - это народный сайт Чхаттисгарха, где журналистом является каждый.
Чхаттисгарх - это образованный в 2000 году небольшой штат в центральной Индии, где преобладает коренное население, называемое адиваси [21]
Это форум гражданской журналистики, миссия которого заключается в предоставлении слова каждому желающему.
На момент запуска в 2004 г. проекта CGnet, освещение проблем рядовых граждан в местных газетах находилось на очень низком уровне - только 2 %. Если индийские власти разрешат создать в этом проблемном для страны регионе свое общественное радио, то адиваси, подготовленные сотрудниками CGnet, получали уже свою информационную платформу, которая стала каналом СМИ, работающим для племени и силам.
На сегодняшний день принцип CGNet заключается в том, что основные СМИ, не уделяют достаточно внимания заботам племен. Конфликт налицо, и члены CGNet активно работают над тем, чтобы дополнить материалы ведущих СМИ, акцентируя свое внимание на проблемах, которые эти издания обходят стороной по разным причинам.
Позиции CGNet укрепляются: племена адиваси имеют теперь имеют возможность отстаивать свои права в индийском обществе посредством гражданской журналистики в рамках проекта, косвенно влияя на социальную политику государства.
Гражданские журналисты CGnet помогают разоблачать нарушения прав человека, о которых не пишет основная пресса. Некоторые материалы перепечатываются ведущими СМИ и привлекают внимание правозащитников.
У адиваси существует богатая устная традиция. CGnet намерен записать эти сокровища устного творчества в цифровом формате, чтобы сохранить богатое языковое и культурное наследие этих племен.
CGnet обучает молодых адиваси простым приемам гражданской журналистики - как записывать и передавать волнующие их вопросы по мобильным телефонам, используя встроенную камеру. Затем эти изображения загружаются на сайт и обсуждаются на форуме по электронной почте.
Запущенный с 2010 года CGnet зарегистрировал более 430000 телефонных звонков, опубликовано более 5800 историй и задокументированых отчетов. Более 200 проблем, было решено журналистами. [12]
Успех CGnet также была признана во всем мире. Чудхари в 2013 году выиграл премию Google Digital. Активизм за его усилия, а в прошлом году был признан Foreign Policy журналом среди 100 лучших мировых мыслителей в мире.
Можно сделать вывод, что в Индии, гражданская журналистика обрела высокую значимость среди общества. Журналистика влияет на жизнь и на решения. Сегодня CGnet расширяет сферу своего влияния, стремясь охватить коренное население еще четырех соседних штатов, делая упор на общность языка и культуры, и создать центр «налаживания диалога с внешним миром».
Россия - Ридус
Ридус - периодическое интернет-издание. Основное направление - публикация новостей. Основанное в сентябре 2011 года. Целью которого было развитие и популяризация гражданской журналистики, помощь начинающим авторам и фоторепортерам в поиске своей аудитории
На начальном стадии развития часть новостей писалась редакцией «Ридуса», а часть - пользователями ресурса. «Ридус» позиционировал себя как агентство гражданской журналистики.
Деятельность проекта не ограничивалась только публикацией самых интересных репортажей. Создатели превратили проект в площадку для обсуждения вопросов развития "гражданской журналистики", оказывают с его помощью разнообразную помощь - анонсами событий и полезными советами, даже оказывают иногда юридическую или техническую поддержку.
На сегодняшний день «Ридус» состоит из двух составляющих. Одна называется «Редакция» и представляет собой традиционное СМИ, с редакцией и собственными корреспондентами.
Вторая часть - «Бездна новостей» - раздел, где публикуются все новости, написанные и загруженные на сайт пользователями Интернета. В «Бездне» новости ранжируются в соответствии с читательскими голосами, и первая десятка наиболее популярных новостей попадает на главную страницу. [17]
Сейчас Ридус, плавно перерос в «агентство кремлёвской журналистики», как называют его за глаза. В проекте на самом деле редакционных постов больше, чем блогерских.
Можно с уверенностью сказать, что идея «агентства гражданской журналистики» провалилась. Так Ридусу и не получилось собрать достаточное число активно пишущих блогеров.
.3 Перспективы гражданской журналистики и проблемы, затрудняющие её развитие за рубежом и в России
Стремительное развитие сети Интернет в начале 2000-х годов стремительно повлекло моду на блоги и социальные сети, что и повлияло на появление такого направления, как гражданская журналистика. В некий период казалось, что вооружившись различными гаджетами, и создав свой блог, все это может заменить профессиональных журналистов. Действительно, появилось множество весьма влиятельных блогов, а соцсети стали более оперативными источниками новостей, чем ленты новостных агентств. Но на современном этапе, а именно сегодня, на наших глазах, все это стремительно начинает рушиться и исчезать. Все выше проанализированные проекты, претерпевают крах. Кто то как мы видим, переквалифицировался в профессиональные СМИ, кого то выкупили СМИ и они стали зависимыми. С чем это связано?
Изначально целью гражданской журналистики считалось, участие аудитории в журналистской деятельности и предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиям демократического общества.
Главное в этой формулировки это «надежной точной информации». А что мы имеем в настоящее время. Да интернет выдвинул в число лидеров общественного мнения многих людей, которые оказались талантливыми публицистами. Да, способность связно и интересно излагать свои мысли - действительно ключевой фактор в профессии журналиста. Красиво писать в блогах -это не показатель того, чтобы называться журналистом. В современном мире очень важно понять, кто журналист, а кто -нет. Действительно, сегодня задавать вопросы, описывать происходящее и свои впечатления, фотографировать, включать камеру на мобильном телефоне и т.д. могут все, от мала до велика. Но достоверно написать материал могут только профессионалы. Вот одна из главных проблем - это отсутствие профессионализма у гражданских журналистов.
В чем же выражается непрофессионализм таких журналистов. В первую очередь это безграмотность. Второе это акцентирование на события личной жизни, а также создание огромного количества ботов и блог - подделок, а также фейковых страниц.
Как комментирует сам Алексей Торгашев «При создание таких проектов, самое сложное с чем мне пришлось столкнутся, это с некачественным материалом, а он возникает от не знания профессиональных рамок. Как можно взять в команду неизвестного человека, не поняв, как он излагает и пишет материал. В день мне моей команде и в том числе мне приходилось прочитывать огромное количество некачественного контента»
По данным одного из исследований "Pew Internet & American Life Project", всего 1/3 часть блогеров проверяют факты, о которых они пишут. Все остальные - то есть, подавляющее большинство ведущих дневники людей - просто пишут о том, что их волнует и заботит, не задумываясь о том, что опубликованные ими тексты могут стать для кого-то источником информации, зачастую - ложной.
Однако есть и такие пользователи, каждая запись которых воспринимается читателями как событие и повод для обсуждения. У таких блоггеров есть преданные поклонники, ярые критики или же оппоненты, которые цитируют журналисты и к ним обращаются, когда хотят получить комментарий от экспертов.
Как мы видим, отсутствие любых рамок и ограничения одновременно является еще одним недостатком гражданской журналистики. Представленная здесь информация редко проверяется на достоверность, потому велика вероятность наткнуться на ложь. А если создатели таких проектов, борются с такой проблемой, то просто претерпевают поражение, поскольку это занимает огромное количество время на проверки.
Еще одной из явных проблем гражданской журналистики является недоверие аудитории. Блогер не заинтересован во вникании, его цель и задача - выдать информацию, пока она "сенсационна".
Да существует, конечно, одно преимущество гражданской журналистики - это ее независимость. В традиционном плане она не зависит от спонсоров, представителей власти, регламента СМИ и других ограничений. Соответственно журналист может писать абсолютно обо всем (конечно, если это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации). Соответственно читатели могут получать максимум информации на любые темы. Ресурсы также интерактивны - здесь каждый может высказать свое мнение и получить на него оперативный ответ. Но и тут возникает ряд проблем, одна, из которых это систематизация. Надо грамотно продумать сайт, его цели, задачи, а также набрать редакторский коллектив, который будет осуществлять постоянную работу. Да, первые месяцы, может редакторы, будут работать на энтузиазме и на репутацию, но долго так не протянется, и проекту потребуется финансирование.
Как правило, дохода от своих занятий редакторы таких проектов, занимающиеся гражданской журналистикой, не получают. На их новостях могут заработать владельцы интернет - порталов, где размещаются репортажи «гражданских журналистов», а сами «гражданские журналисты» довольствуются лишь славой и рейтингами посещаемости.
Как бы ни хотелось, но спонтанную и профессиональную гражданскую журналистику надо бы финансово поддерживать, чтобы профессионалы своего ремесла, осуществляли работу. Ведь как бы мы не хотели, но журналист-профессионал, что зарабатывает себе на жизнь журналистикой, а не практикует ее как дополнение к основной работе.
Как цитирует сам Владимир Познер: «Интернет - это место, где обмениваются мнениями и спорят, но не журналистика, гражданской журналистики быть не может, как и гражданской медицины. Это конечно ерунда. В плане журналистики интернет это не профессиональная вещь. Как они могут снимать на уровне операторов? Оказаться в месте, где что-то происходит? А может быть гражданская медицина?»
Также в последнее время ситуацию гражданской журналистики стал осложнять тот факт, что блогосферу стали использовать в маркетинговых сферах. Все чаще нанимают авторов и ставят им конкретные задачи по продвижению или популяризации товара, услуги или персоны, что тоже подрывает доверие к транслируемой информации. Поэтому можно прогнозировать у традиционных СМИ потерю интереса к постам гражданских журналистов.
За время своего существования в России гражданская журналистика не показывает своей эффективности. Многочисленные примеры событий, волновавших российских блогеров, показывают, что несмотря на бурное обсуждение проблем, дискуссии не перешли границу виртуального мира.
А отсутствия такого влияния на общество снижает гражданскую активность, а значит и снижает значимость гражданской журналистики.
Пока можно наблюдать, что все специализированные проекты гражданской журналистики, создаются либо в рамках грантовых международных и, следовательно, недолговечны, либо их выкупают медиахолдинги, либо они меняют специфику и работу проекта, потому что инициация идет сверху. Это показывают выше проанализированные нами проекты.
Таким образом можно сказать, что гражданская журналистика, не может долго существовать без профессиональной. Так как она показывает слабую способность к самоорганизации, и профессиональные СМИ необходимы для организаторской и редакторской деятельности гражданских журналистов.
Заключение
Подводя итоги, следует сказать, что нам удалось понять, что история гражданской журналистики, зародилась за долго до эпохи появления Интернета. Его основа была заложена ещё в начале XX века. А с появлением Интернета значительно преобразовались в способах подачи и каналах распространения.
Начиная с самого главного, о понятие гражданской журналистики, анализируя и сопоставляя мнения различных авторов, можно сказать, что гражданская журналистика, это прогрессивная интерактивная общественная публицистика, в которую посвящают люди разных профессий, и которая не требует профессиональных навыков. Её можно определить как активное участие аудитории впроцессе сбора, анализа и распространения новостей и информации
Если, говорить о формах подачи такой публицистике. То можно выделить как минимум два способа подачи организации гражданской журналистики в Интернете. Нижний уровень составляют сайты и сети с компактным размещением материалов отдельных индивидов и сообществ: форумы, блоги, чаты, социальные медиа.
Второй уровень состоит из своего рода издательских комплексов, агрегаторов новостей, почерпнутых из источников нижнего уровня.
В самом факте существования издательских агентств, сайтов, гражданской журналистики, связанных с относительно большими финансовыми затратами, нет. Скорей это в наше время становится просто менее актуально. Поскольку все более активно в медиа журналистике стали выступать социальные сети. Каждый пользователь социальной сети может свободно выйти на человека, который ему интересен, будь то общественный деятель, политолог, официальное лицо, и напрямую обратиться к нему с интересующим его вопросом, чем через агрегаторов новостей.
Развитие блогосферы и социальных сетей, а также, как следствие, комментирования событий, ситуаций и явлений привели к повышению интереса к авторскому комментарию. Это порождает, то что популярность и авторитетность отдельных блогеров и заставило многие СМИ обратить более пристальное внимание на колумнистику.
Также нам удалось выявить явные проблемы и трудности гражданской журналистики, которые не дают ей развиваться на примере конкретных проектов. Основные проблемами являются: низкий профессиональный уровень, проявляющийся с безграмотностью и подачей информации, отсутствие любых рамок и ограничения для гражданских журналистов, непроверенность и недостоверность публикаций, создание огромного количества ботов и блог-подделок, а также фейковых страниц. Если касаться конкретно специализированных сайтов, то удалось выяснить, что финансирование в этом, также является в этом деле неотъемлемой частью, для хорошего развития, структурирования и развития.
Подводя итоги все выше и прогнозируя будущее гражданской журналистики, можно сказать, что гражданская журналистика вряд ли сможет заменить профессиональную. Скорей между ними возникнет сотрудничество. По крайней мере, многие СМИ уже к этому близки.
1.Волохонского В.Л, "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet". // Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.: СПбГУ, 2007.
2.Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров // Жанры речи. Саратов: Изд. центр "Наука". 2007. Вып.5. "Жанр и культура". С. 370-389.
3.Данченок Л.А., Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: учебное пособие / под ред. Л.А. Данченок. СПБ, Питер, 2014, 288 с.
4.Лукина М.М, Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М., 2010. С. 341.
.Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева - М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. 124 с.
.Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца ХХ столетия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
.Марченков А., Гражданская журналистика: понятие, направления, субъекты / 60 параллель. №3(42). 2011.
.Пескова О. Ю. Инструменты PR 2.0 в бизнесе и политике // Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы. Сб. научн. Ст. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 5. М.: НИУ ВШЭ, 2011. С. 228-259.
.Халамбаджа И. "Фантастический самиздат", журнал "Если" №9, 1998.
10.Хлебникова Н. "Гражданская журналистика: к истории становления термина" // журнал "Медиаскоп" выпуск №3, 2011.
11.About CGNet Swara. [электронный ресурс] URL: http://cgnetswara.org/about.html.
12.Collaborative Citizen Journalism // SearchSOA.com [электронный ресурс] URL: http://searchsoa.techtarget.com/definition/collaborative-citizen-journalism.
.Martin B. The Power of Open Participatory Media and Why Mass Media
Must Be Abandoned // masternewmedia.org. Monday, March 20, 2006. [электронный ресурс] <URL:http://www.masternewmedia.org/news/2006/03/20/the_power_of_open_participatory.htm>.
.Бартелдс Владимир История, теоретическое обоснование и примеры гражданской журналистики. Гронинген, Нидерланды, Октябрь 2008. [Элекронный ресурс] URL: <http://megalektsii.ru/s46095t1.html>.
.Гражданская журналистика, Журнал ВАК [Электронный ресурс] http://repetitora.com/grazhdanskaya-zhurnalistika.
.Ермакова Ирина, Самиздат, Энциклопедия кругосвет [Электронный ресурс] http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/samizdat.html?page=0,1.
.Ридус - материал из Википедия [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%8.
.Сурганова Елизавета - "Всем прижали хвост", [электронный ресурс] Lenta.ru, URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/21/huffpo/.
.Торгашев Алексей - Боже мой новости! - №16-17 (294-295), 24 апреля 2013, - Русский Репортер [электронный ресурс] URL: http://rusrep.ru/article/2013/04/24/news.
20.Торгашев Алексей, г. Москва статья «Каждый гражданин - репортёр», [электронный ресурс] URL: http://yspu.org/images/Торгашев_А.Ф._Каждый гражданин - репортёр.pdf.
21.Чхаттисгарх: материал из Википедии. [электронный ресурс] URL: http://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%A7%D1 %85%D0%B0%D1 %82%D1 %82%D0%B8%D1 %81 %D0%B3%D0%B0%D1 %80%D1 %85.