Территориальное общественное самоуправление в странах СНГ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,07 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальное общественное самоуправление в странах СНГ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного права









РЕФЕРАТ

Территориальное общественное самоуправление в странах СНГ








Минск, 2016

Оглавление

Введение

. Территориальное общественное самоуправление - структурный элемент системы местного самоуправления в странах СНГ

2. Территориальное общественное самоуправление в Украинской Народной Республике

. Территориальное общественное самоуправление в Кыргызской Республике

. Территориальное общественное самоуправление в Российской Федерации

. Территориальное общественное самоуправление в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Несмотря на точные определения понятия «территориальное общественное самоуправление» (далее - ТОС), содержащиеся в законодательных актах о местном самоуправлении многих стран Содружества, до настоящего времени многие активисты ТОС, деятели местной власти, ученые, спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти - к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. Ответ на этот вопрос может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанными выше актами законодательства стран СНГ. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституциями стран Содружества он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению. Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.

В условиях строительства в странах СНГ гражданского общества, территориальное общественное самоуправление может стать механизмом участия граждан в делах государства.

. Территориальное общественное самоуправление - структурный элемент системы местного самоуправления в странах СНГ

век принес понимание того, что демократическое правовое государство может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя. Право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к общим для всех государств - членов Совета Европы демократическим принципам, это право непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.

Существование наделенных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление. Защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти.

В данной работе будет совершена попытка исследования органов территориального общественного самоуправления в странах, входящих в состав СНГ.

Содружество Независимых Государств региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруси и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно, как Беловежское соглашение).

Государства - участники СНГ

Азербайджанская Республика

Кыргызская Республика

Республика Армения

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Молдова

Республика Таджикистан

Республика Узбекистан

Российская Федерация

Туркменистан

Украина

Все страны Содружества провозглашают власть народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. Народный суверенитет является важнейшим принципом конституционного строя.

Большинство государств СНГ в Декларациях о государственном суверенитете и конституциях используют широкую трактовку понятия народ, отождествляя его с населением республики. Так, Декларация о государственном суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 г. констатирует, что граждане Таджикистана независимо от их национальности составляют народ Республики (ст. 12). Аналогичная мысль заложена в Конституции Узбекистана: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности» (ст. 8). Конституция Туркменистана вводит понятие «народ Туркменистана», «туркменский народ». Согласно Преамбуле этой Конституции одна из целей государства - охрана национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа.

Новая Конституция Республики Беларусь, принятая всенародным референдумом 24 ноября 1996 г., ставит целью обеспечение незыблемых устоев народовластия [2].

В Конституции Азербайджана 1995 г. первая глава именуется «Власть народа». В ней определен источник власти, закреплено право народа свободно и независимо учреждать свое управление.

Народовластие в странах СНГ означает признание того факта, что народ выступает носителем суверенитета и материальным источником власти. Основу государства составляет единство народа.

Категории «народовластие», «народный суверенитет» по содержанию близки к понятию «самоуправление народа». Самоуправление народа - это не отдельная форма демократии, а проявление ее сущности, реальное, практическое участие граждан в управлении социальными процессами, т.е. в разработке, обсуждении и принятии государственных решений.

При переходе общественного строя от социалистической к капиталистической модели, народное самоуправление выступает в качестве средства саморегуляции и самоконтроля общества, основанного на гражданской зрелости, понимании общественного долга, единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В научной литературе при рассмотрении местного самоуправления в зарубежных странах традиционным является подход, при котором все государства в зависимости от характера процесса формирования органов местного самоуправления подразделяют на две группы: государства континентальной и англосаксонской системы [10]. Рассматриваемая группа стран относится к континентальной модели организации местного самоуправления, кроме того, все государства, за исключением России, имеют унитарную форму государственного устройства, что обусловливает централизованное и единообразное регулирование организации местного самоуправления на всей территории страны.

Местное самоуправление - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения с учетом исторических, национально-этнических особенностей и иных интересов населения. Эти вопросы решаются на основе конституции и законов, местной материальной и финансовой базы.

Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного обслуживания населения и достижение политической и социальной стабильности в регионе посредством согласованных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления [13].

Местное самоуправление является исключительным правом местного населения. Установление местного самоуправления в зарубежных странах СНГ является частью общего процесса демократизации политических систем.

Местное самоуправление осуществляется: 1) непосредственно населением (местные референдумы, сходы, общие собрания, конференции, съезды и иные формы прямого волеизъявления граждан); 2) через выборные органы народного представительства и соответствующие органы управления (местную администрацию); 3) через органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (домовые, уличные, квартальные советы или комитеты).

Переходим непосредственно к анализу территориального общественного самоуправления населения как структурного элемента местного самоуправления.

Общественное самоуправление реализуется в различных формах, обладает широкими правами и полномочиями. Однако решения органов общественного самоуправления не могут быть обязательными для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории. В отличие от органов местного самоуправления органы общественного самоуправления не обладают статусом органов местной власти. Это главная особенность общественного самоуправления. Среди других его характеристик можно отметить:

·ориентировано на интересы отдельных, порой, узких групп населения;

·направлено на решение каких-либо частных (локальных) задач;

·формируются по желанию граждан (не является обязательным);

·имеют гибкие границы;

·обладает произвольным набором функций (те, ради выполнения которых граждане объединились);

·временный характер деятельности;

·может не иметь юридического лица.

Широко распространенными формами общественной самоорганизации граждан по месту жительства являются домовые, уличные комитеты самоуправления, комитеты общественного самоуправления микрорайонов. Такие комитеты формируются на части территории административно-территориальной единицы и получили название органов территориального общественного самоуправления. Вопросы деятельности органов ТОС определяются населением, сформировавшим их, или самим органом ТОС. Они могут быть самыми разнообразными - от содействия в проведении избирательных кампаний до осуществления общественного контроля за работой организаций образования, здравоохранения, торговли, ЖКХ [11].

По мнению Харченко К.В., ТОС служит формой непосредственного осуществления власти. Органы ТОС входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, являются органами, через которые осуществляется власть народа [13].

С этим трудно согласиться, ведь ТОС не может быть признан властным институтом, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, т.к. наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти, органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению. Анализ законодательства многих стран Содружества указывает на то, что ТОС, являясь структурным элементом системы органов местного самоуправления, позволяет народу осуществлять собственные интересы в вопросах местного значения. Так, ст. 51 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» устанавливает, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства - на части территории аила, поселка, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения [6]. П.2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <#"justify">Законодательно данный элемент местного самоуправления в различных странах СНГ регулируется следующими нормативными документами:

Кыргызская Республика

) Конституция Кыргызской Республики - ст. 110 [1].

) Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» - глава 8

Республика Беларусь [6].

) Конституция Республики Беларусь - ст. 117 [2].

2) Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» - глава 3 [8].

Российская Федерация

) Конституция Российской Федерации - ст. 131 гласит «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» [3].

Туркменистан

) Конституция - ст. 84 [4].

) конституция Украины - ст. 140 [5].

) Закон Украины «О местном самоуправлении» - раздел 1 ст. 14 [7].

. Территориальное общественное самоуправление в Украинской Народной Республике

Система местного самоуправления Украины осуществляется в рамках Закона Украины «О местном самоуправлении» предусматривает так же наличие органов самоорганизации населения (ОСНы).

Законодательно данный элемент местного самоуправления Украины регулирует следующими нормативными документами:

Конституция Украины (1996), которая предусматривает (ст. 140), что сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества [5];

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» закреплял ОСНы в качестве одного из элементов системы местного самоуправления - наряду с территориальными громадами и органами местного самоуправления. Следует особо отметить, что в этом же законе установлено, что по решению местных советов ОСНы могут быть наделены отдельными полномочиями органов местного самоуправления с передачей им необходимых для реализации этих полномочий средств, материально-технических и других ресурсов. Но вместе с тем, местный совет может принять решение о досрочном прекращении полномочий ОСНа при невыполнении им решений совета, исполкома или общих собраний граждан;

Закон «Об органах самоорганизации населения» в качестве основных задач ОСН устанавливает: 1) создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины; 2) удовлетворение социальных, культурных, бытовых и других потребностей жителей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг; 3) участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории, других местных программ.

Таким образом, украинское законодательство определяет только лишь функции и полномочии ОСНов, а вопросы их формирования и прекращения их деятельности четкого организационно-правового регулирования не имеют.

. Территориальное общественное самоуправление в Кыргызской Республике

Территориальное общественное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется в рамках Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» Согласно данному закону различные виды ТОС, формируемые самим населением, входят в систему местного самоуправления.

Данному институту посвящена 7 глава.

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства - на части территории аила, поселка, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения.

ТОС осуществляется в форме советов и комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, домовых, уличных, квартальных комитетов, жамаатов (общин) и других формах, не противоречащих Конституции, вышеуказанному Закону и иным законам Кыргызской Республики.

Границы территории деятельности ТОС устанавливаются соответствующими местными кенешами с учетом предложений жителей.

Различные формы ТОС приобретают свой статус с момента их учетной регистрации в местном кенеше. ТОС также вправе приобретать статус юридического лица в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Все формы ТОС в своей деятельности подотчетны собраниям граждан, их избравшим, и зарегистрировавшему их местному кенешу.

ТОС могут быть переданы отдельные вопросы местного значения на договорной основе в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Органы местного самоуправления вправе передавать им в собственность хозяйственные объекты, жилой и нежилой фонд, а также часть своих материальных и иных ресурсов.

ТОС вправе через свои уполномоченные органы или представителей:

) принимать участие в работе местных кенешей при обсуждении вопросов данной территории;

) участвовать в работе по благоустройству, ремонту, санитарной очистке территории;

) содействовать выполнению решений местных кенешей, их исполнительно-распорядительных органов;

) организовать исполнение решений курултаев и сходов граждан.

В случае осуществления ТОС в форме юридического лица вправе:

) открывать счета в учреждениях банков;

) взаимодействовать на договорной основе с соответствующими местными кенешами и исполнительно-распорядительными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативами и другими хозяйствующими субъектами;

) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству своей территории, строительству и ремонту жилого фонда и объектов социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения с использованием предусмотренных на эти цели средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;

) осуществлять иные, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, полномочия.

. Территориальное общественное самоуправление в Российской Федерации

В настоящее время ТОС осуществляется на основании Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления». ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

) установление структуры органов ТОС;

) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

) избрание органов ТОС;

) определение основных направлений деятельности ТОС;

) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС:

) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе ТОС устанавливаются:

) территория, на которой оно осуществляется;

) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

) порядок принятия решений;

) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

) порядок прекращения осуществления ТОС.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного муниципального образования.

. Территориальное общественное самоуправление в Республике Беларусь

Территориальное общественное самоуправление - деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы ТОС.

Органы ТОС организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления. На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган ТОС.

Основной целью ТОС являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения. Основными задачами ТОС являются:

Øсодействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

Øоказание помощи исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;

Øизучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

Øпривлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;

Øучастие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);

Øсодействие в организации досуга граждан;

Øучастие в организации работы с неблагополучными семьями;

Øсодействие благотворительности;

Øсодействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений;

Øсодействие в осуществлении нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения;

Øсодействие в решении иных вопросов местного значения.

Орган ТОС может являться коллегиальным органом либо единоличным органом. Коллегиальный орган может создаваться без образования юридического лица либо в виде него. Созданный в виде юридического лица, коллегиальный орган ТОС является некоммерческой организацией, порядок создания, деятельности и прекращения деятельности которой, определяется законодательством о юридическом лице соответствующей организационно-правовой формы с учетом положений Закона «О местном управлении и самоуправлении».

Коллегиальный орган ТОС без образования юридического лица создается и действует в соответствии с вышеупомянутым законом и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня.

Единоличный орган ТОС (староста, старейшина и др.) создается и действует в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении» и вышеуказанным Положением. Учет единоличных органов ТОС осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

Орган ТОС подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету. Контроль за деятельностью органа ТОС осуществляет соответствующий Совет.

Членами коллегиального органа ТОС могут являться граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающие на части административно-территориальной единицы, на которой создается этот орган территориального общественного самоуправления. Кандидаты могут выдвигаться гражданами, а также городскими (городов с районным делением, городов районного подчинения), поселковыми, сельскими Советами, исполнительными и распорядительными органами первичного уровня. Члены коллегиального органа ТОС избираются открытым или тайным голосованием на местном собрании. Форма голосования определяется местным собранием. Срок их полномочий не может превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы.

В состав коллегиального органа ТОС входят председатель, заместитель председателя и другие члены органа. Управление им осуществляет председатель, а в его отсутствие заместитель председателя, избираемые и освобождаемые от обязанностей на заседании коллегиального органа ТОС из числа его членов по согласованию с соответствующим Советом. Председатель подотчетен по всем вопросам своей деятельности этому органу ТОС, местному собранию и соответствующему Совету. ОН осуществляет руководство деятельностью органа, обеспечивает выполнение им решений местного собрания, несет ответственность за его деятельность.

Члены коллегиального органа ТОС имеют право:

в порядке, установленном законодательством и положением об этом органе ТОС, участвовать в управлении его делами;

получать информацию о деятельности органа ТОС.

Они обязаны выполнять требования положения об этом органе ТОС и решения местного собрания.

Для регистрации коллегиального органа ТОС в течение месяца после его учреждения в соответствующий исполнительный и распорядительный орган подаются:

. заявление;

. положение о коллегиальном органе ТОС;

. протокол местного собрания, содержащий сведения об учреждении органа ТОС, утверждении положения о нем и избрании его членов;

. список участников местного собрания;

. список членов органа ТОС.

Регистрация коллегиального органа ТОС осуществляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение десяти дней после представления документов. Исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок после регистрации сообщает об этом председателю органа ТОС в письменной форме и выдает ему свидетельство о регистрации.

Коллегиальный орган ТОС считается созданным со дня его регистрации.

Заседания коллегиального органа ТОС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Заседание правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей его членов. Граждане имеют право свободного доступа на него, участия в его работе с правом совещательного голоса. Решение коллегиального органа ТОС принимается открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании его членов. Они распространяются только на граждан, постоянно проживающих на части административно-территориальной единицы, на которой создан орган ТОС, и исполняются гражданами на добровольной основе.

Коллегиальный орган ТОС может быть упразднен по решению:

) местного собрания;

) Совета в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства.

Заключение

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории. Органы ТОС наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан, непосредственно в местах их проживания.

Интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому для органов местного самоуправления, существование такого института местного самоуправления, является огромным плюсом в решении данных вопросов;

Становление территориального общественного самоуправления в странах СНГ - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика во многих странах Содружества, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

право самоуправление республика

Список использованных источников

1.Конституция Кыргызской Республики 2010 года // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

2.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

.Конституция Российской Федерации 1993 года // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

.Конституция Туркменистан 2008 года // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

.Конституция Украинской Народной Республики 1996 года// Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

.О местном самоуправлении: Закон Кыргызской Республики, от 15 июля 2011 года № 101 // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

.О местном самоуправлении: Закон Украинской Народной Республики 21.05.1997 № 280/97-ВР // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

.О местном управлении и самоуправлении: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2010 г. № 108-З // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 06.10.2003 N 131-ФЗ // Консультант Плюс: Технология 3000 [Электронный ресурс] - 2016.

10.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996. С. 41.

11.Лозовик Н.И., Местное управление и самоуправление: Курс лекций / Н.И. Лозовик - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 281с.

12.Харченко К.В. Территориальное общественное самоуправление: нормативные условия и потенциал развития // Практика муниципального управления. - 2013. - №7. - С. 20-27.

Похожие работы на - Территориальное общественное самоуправление в странах СНГ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!