Теория государства и права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,19 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория государства и права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования









Контрольная работа

по дисциплине: Теория государства и права


Исполнитель: студент (ка)

Направление (профиль):

Юриспруденция

Гражданско-правовой




Туринск

1. Отомрет ли государство в будущем, с развитием цивилизованности общества? Выскажите свои аргументы «за» и «против»

Прежде чем рассуждать над данным вопросом следует отметить, что об «отмирании государства» уже шла речь в истории политики. «Отмирание государства» - одно из положений классического (раннего) марксизма, постулировавшее, что при социализме (коммунизме) происходит постепенное исчезновение государства.

Термин впервые бал употреблен в работе Ф. Энгельса «Анти-Дюринг»: «Государство было официальным представителем всего общества, оно объединяло его в одной видимой организации, но оно исполняло эту роль лишь постольку, поскольку было государством того класса, который сам являлся представителем всего современного ему общества: в древности - государством граждан-рабовладельцев; в средние века - феодального дворянства; в наше время - буржуазии. Сделавшись, наконец, действительным представителем всего общества, оно станет излишним. Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию»[1].

Марксисты верили, что в коммунистическом обществе, когда будет подавлен капитализм и не будет различия между членами общества по их отношению к общественным средствам производства, тогда «исчезнет государство и можно будет говорить о свободе»[2] .

По мере развития гражданского общества потребность в его организации постепенно ослабевает. Если рассматривать этот вопрос в теории, то, безусловно, цивилизованное общество не нуждается в государстве. Но для того, чтобы стать таковым, ему необходимо справится со всеми проблемами, стать сильным и самостоятельным.

Я считаю, что общество не сможет развиться до идеального - способного к самоорганизации, самопроизводству и самоконтролю.

Во-первых, государство существует на протяжении достаточно большого времени. За этот период сложилась традиция отождествления общества и государства. И у индивида на психологическом уровне с момента начала процесса социализации заложено, что обществом должен кто-то управлять. Доказательством является например то, что термин «государство» используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество.

Во-вторых, чем совершеннее общество, тем больше оно нуждается в управлении, потому как достигнутое состояние нужно постоянно поддерживать и развивать дальше. А без осуществляющего данные функции органа социуму не обойтись.

Если брать конкретно нашу страну, то здесь роль государства как института велика по причине огромной территории, численности населения и многонациональности. По этому поводу еще Аристотель считал, что совершенное государство должно соответствовать по человеческой мерке: т. е. быть ни слишком населенным, ни малонаселенным, как, впрочем, и территория: оно должна быть достаточно большой, чтобы удовлетворять материальным нуждам, но не настолько, чтобы тяготить своими размерами. Именно по этой причине в России построить свободное от государства общество практически не возможно.

Хотя моя точка зрения и основывается на невозможности отмирания государства, я не исключаю построение идеального общества. Но для этого должны быть реализованы сложнейшие для современного государства условия. Среди них можно отметить следующие:

положение человека в обществе не должно определяться частной собственностью;

главными принципами взаимодействия между людьми должны быть свобода, равенство и справедливость;

страна должна быть по территории и численности сравнительно небольшой;

интерес общества должен быть направлен на общую пользу и прочее.

правовой тоталитарный государство

2. Составьте сравнительную таблицу правового и тоталитарного государства. Попробуйте составить собственное определение правового государства. Выпишите основные отличительные признаки правового государства, охарактеризуйте их. Прочтите внимательно оду А. С. Пушкина «Вольность». Выпишите выражения, характеризующие характер государства.

Прежде чем сравнивать «правовое» и «тоталитарное» государство, дадим им краткую характеристику.

Правовое государство

Правовое государство - это государство, в котором правит закон. Его концепция имеет глубокие исторические корни. Еще в древности Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги»[3].

По мнению авторов учебника «Правоведение» под редакцией М. И. Абдулаева, правовое государство - это форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности[4].

Согласно «Большому юридическому словарю», правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам:

народный суверенитет;

нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;

связанность государства конституционным строем;

верховенство конституции по отношению ко всем другим законам;

разделение властей и институт ответственности власти[5] .

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

наличие развитого гражданского общества;

действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

ограничение государственной власти[6] .

Правовое государство имеет свои отличительные признаки. Среди них можно выделить:

. Верховенство права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство. Деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

. Верховенство закона. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

. Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами. Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть. Она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

. Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

. Взаимная ответственность гражданина и государства - предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица - за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола, как государства, так и индивида.

Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ - источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.[7]

В целом правовое государство - это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

Итак, теперь можно сделать вывод, что под правовым государством понимается государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Тоталитарное государство

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке. Именно таким является тоталитарное государство.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее[8] .

При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Стоит отметить, что организации, чья деятельность не поддерживается властью, - например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии - ограничиваются или запрещаются.

Среди признаков тоталитарного государства в политологии выделяют:

. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества;

. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией;

. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества;

. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации;

. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации;

. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения;

. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»);

. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур;

. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод;

. Централизованное планирование экономики;

. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения;

. Административный контроль над осуществлением правосудия.

. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.[9]

На основе описанных выше признаков правового и тоталитарного государств можно составить сравнительную таблицу.

Из проведенных сравнений понятно, что правовое и тоталитарное общества абсолютно противоположны. Вот их основные отличия: во-первых, тоталитаризм - это диктатура государства, а правовое государство предполагает народовластие. Во-вторых, тоталитаризм связан с утопической идеей, а демократия подразумевает идеальное государство. В-третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом, в правовом обществе существует равноправие и суверенитет народа.

Сравнительная характеристика правового и тоталитарного государств

Правовое государствоТоталитарное государствоНародовластиеДиктатура государстваВерховенство права и законаНаличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система обществаРазделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратомШирокие права и свободы человекаУничтожение индивидуальных гражданских прав и свободСильная и независимая судебная властьАдминистративный контроль над осуществлением правосудияЗаконы имеют приоритет справедливости, демократичности, гуманности, разумностиЗаконы построены в соответствии с всеобъемлющей жесткой идеологией, на которой построена политическая система общества

Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за сферами общественной жизни (имущественных, семейных, нравственных отношений), не вмешивается в частную жизнь граждан.

Таким образом, правовое государство - это государство, в котором создаются условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Ода А.С. Пушкина «Вольность»

В оде А. С. Пушкина «Вольность» ярко отражена борьба с подобным тоталитарному обществу - монархией.

«Увы! куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела - Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть».

«Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле».

Пушкин говорит о гибели общества, где правительство властвует над законом.

«И горе, горе племенам,

Где дремлет он неосторожно,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно!»

Поэт призывает «правителей» передать власть закону и самим подчиниться ему. Пушкин за правовое государство, только в верховенстве закона, писатель видит спасение общества.

«Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье».

«Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон».

«Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой».

. Одним из признаков правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Как Вы представляете практическое проявление ответственности государства перед личностью?

Взаимная ответственность государства и личности - основной принцип взаимоотношений в правовом государстве. Он предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица - за нарушение прав и свобод человека и гражданина. Попробуем разобраться, в чем же выражается эта ответственность.

Одним из главных видов ответственности государства пред личностью является обеспечение ее прав и свобод. В соответствии со ст. 2, 18, 19 и др. Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данные статьи определяют деятельность всех органов государственной власти и обеспечиваются правосудием. На основе конкретных статей Конституции РФ, закрепляющих права личности, между каждым гражданином и государством складываются общие правоотношения, в соответствии с которыми государство обязано, как и все остальные субъекты:

воздерживаться от действий, нарушающих эти права;

осуществлять активные действия, направленные на создание условий, гарантирующих возможность использования гражданином его прав и свобод, а также их защиту[10] .

Среди видов ответственности за нарушения или невыполнение своих обязанностей можно выделить:

ответственность правительства перед представительными органами;

дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и прочее.

Взаимоотношения государства и личности характеризуются также принципом единства прав и обязанностей. Права и обязанности не существуют в отрыве друг от друга. Закрепляя, основные права граждан, государство одновременно возлагает на них выполнение ряда обязанностей. Этому же принципу подчинено само государство в его практической деятельности. Например, государство, представляя каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, берет на себя обязанность обеспечить такое состояние окружающей среды и возмещать ущерб, причиненный здоровью человека экологическими правонарушениями.

Говоря об ответственности государства перед личностью, стоит поговорить и об ответственности самого гражданина.

Среди видов ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы можно выделить:

уголовную: применяется только за преступления. Меры наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, - лишение свободы и т. д.;

административную: наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п.;

гражданскую: наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности;

дисциплинарную: применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т. д.;

материальную: наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996.

. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. М., 1990.

. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е издание, Т. 33. - М.: Издательство политической литературы, 1974.

. Облиенко С. В., Попкова Е. С. Юридическая ответственность: Лекция. - М., 2001.

. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996.

. Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 2. - М. - 1972.

. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М. И. Абдулаева - М.: Финансовый контроль, 2004.

. Хропанюк В. Ч. Теория государства и права. М. 1993.

. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / filosof.historic.ru/

[1] Энгельс Ф. Анти-Дюринг /filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001015/st000.shtml

[2] Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е издание, Т. 33. - М.: Издательство политической литературы, 1974, - с. 89.

[3] Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 2. - М. - 1972, - с. 188-189.

[4] Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М. И. Абдулаева - М.: Финансовый контроль, 2004, - с. 43.

[5] Большой юридический словарь / law-enc.net

[6] Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. М., 1990.

[7] Хропанюк В. Ч. Теория государства и права. М. 1993, - с.56-57.

[8] Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996, - с. 427.

[9] Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996.

[10] Облиенко С. В., Попкова Е. С. Юридическая ответственность: Лекция. - М., 2001.

Похожие работы на - Теория государства и права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!