Основы функционирования земельно-имущественного комплекса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,87 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы функционирования земельно-имущественного комплекса

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет

Северного Зауралья»

Агротехнологический институт

Кафедра земельного кадастра






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы функционирования земельно-имущественного комплекса»

для направления подготовки «Землеустройство и кадастры»


Выполнила: студент гр. БЗК-21з Бахарева М.А

Проверила: к.с.-х.н., доцент Литвиненко Н.В.







Тюмень 2017

Содержание

земельный имущественный сельский населенный

Введение

Основные положения о ЗИК

Классификация ЗИК по их целевому назначению

Факторы, обеспечивающие функционирование ЗИК сельского населенного пункта

Характеристика факторов, обеспечивающих развитие населенного пункта в конкретных природно-климатических и социально-экономических условиях

Заключение

Список литературы


Введение

Можно с уверенностью сказать, что от эффективности управления земельно-имущественным комплексом (далее ЗИК) во многом зависит уровень стабильности экономического и социального развития страны и каждого региона, уровень жизни населения. Поэтому объективной необходимостью является решение вопросов по усовершенствованию и улучшению законодательства, информационных, управленческих и экономических механизмов на различных территориальных уровнях, направленных на эффективное функционирование ЗИК и их элементов.

Несмотря на то, что земельная реформа в России начала проходить в конце двадцатого - начале двадцать первого столетия, но до сих пор земельно- имущественные отношения нуждаются детальной правовой регламентации, в государственном регулировании, существует еще много недоработок по усовершенствованию системы управления ЗИК. Проведя анализ экономической литературы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования ЗИК на различных административно-территориальных уровнях, а выбор показателей эффективности использования ЗИК неоднозначен.

В системе управления земельно-имущественными отношениями на всех территориальных уровнях должен обязательно всегда проводится системный анализ формирования ЗИК, процессы его функционирования должны быть эффективными и прозрачными, а сама система управления ЗИК должна базироваться на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах, которые обеспечивают эффективное управление и регулирование.


Основные положения о ЗИК

Управление земельно-имущественным комплексом (ЗИК) осуществляется в рамках нескольких пространств - социального, политического, правового, экономического, культурного, исторического, природно-климатического, экологического. Проблема его функционирования сложна и многогранна, из числа основных блоков факторов, влияющих на развитие комплекса, можно выделить следующие:

трансформация административных органов и механизмов хозяйствования;

становление рынков недвижимости и инвестиций;

деятельность многообразных частных обеспечивающих структур

консалтинговых, инвестиционных, юридических, образовательных. Каждый из многочисленных процессов, влияющих на развитие ЗИК, реализуется через законодательное, информационное и идеологическое обеспечение.

Системный характер среды управления земельно-имущественным комплексом затрагивает интересы различных социальных групп, что обусловливает сложные многоуровневые взаимосвязи в управлении.

Решение проблем функционирования ЗИК в России значительно усложняется вследствие отсутствия системного подхода в управлении объектами государственной и муниципальной собственности, нарушения системы экономических взаимосвязей, неразвитости форм широкого участия социальных слоев и групп в управлении социально-экономическими процессами. Хозяйственная практика управления ЗИК нуждается в концептуальном обеспечении, разработке адекватных методик и технологий управления.

В исторической ретроспективе отношения к собственности претерпевали неоднократные изменения, обусловленные стремлением преодолеть противоречие между ограниченностью вовлекаемых в производство ресурсов и возрастающими потребностями людей. В поисках путей максимизации эффективности производительных сил общество периодически трансформировало формы собственности на средства производства и механизм государственного участия в управлении экономикой.

Центральным звеном общественно-экономических отношений всегда выступали отношения земельной собственности. В конце 90-х и начале 2000-х годов прошлого столетия в России началось масштабное проведение земельной реформы, которая привела к формированию новой социально-экономической категории, как земельно-экономический комплекс, а также к новым методам управления землей и недвижимостью. Основной принцип земельного законодательства закреплен в статье 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), это принцип «единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков 1 .

Из существа данного принципа следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, неразрывно с ним связаны и, безусловно, не могут существовать без земельного участка. С этой взаимосвязью в России отошли от старой советской модели по технической инвентаризации зданий и сооружений без учета земли, и перешли кобщепринятому в мире рыночному пониманию объекта недвижимости, объединяющему в единое целое земельный участок и все строения на нем.

Земля является базисом любой недвижимости. Так, согласно статье 130 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».

Объектом может быть ЗИК, как целостная совокупность разнородных объектов, прочно связанных с землей, образованная на основе прав владения, распоряжения и пользования такими вещами для организации определенного вида хозяйственной деятельности или получения материальных благ. В нормативно-правовой базе России не приводится определения ЗИК, а в современной научной литературе не высказано единого мнения в определении его понятия.

В. П. Кухтин отмечает, что в ЗИК объединяются две составляющие:

«земля как пространственно-социально-экономическое понятие существования нации и государства»

«имущество, как социально-политическое понятие, определяющее объем имущественных прав и обязанностей различных субъектов права по отношению к законодательно зафиксированному недвижимому имуществу».

Классификация ЗИК по их целевому назначению

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса все земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

) Земли сельскохозяйственного назначения;

) Земли поселений;

) Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

) Земли особо охраняемых территорий и объектов;

) Земли лесного фонда;

) Земли водного фонда;

) Земли запаса.

Совершенно понятно, что законодателями это сделано для охраны земель и недопущению использования их не по назначению, которое может привести к потере земельным участкам своих первоначальных свойств, к их безвозмездной утере. Всё это вполне вписывается в рамки земельного законодательства, ещё одним принципом которого является приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, согласно которому, изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаления значения земель других категорий. Следует отметить, что, хотя законодательством земли Российской Федерации, и разделены на соответствующие категории, однако в том же законе отсутствует чёткое общее определение того, что же это за понятие - категория земель. В Земельном кодексе приводится только определение непосредственно самих категорий земель, закрепляющих уже ранее возникших понятие и способов их хозяйственного оборота, а также перечень земель, входящих в данную категорию.

Например, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Основным следствием отнесения к этой или иной категории земель является использование их в строгом соответствии с их целевым назначением, для каждой из категорий, которых является четкое определение их правового режима. Это является ограничением права собственности на земельные участки, где собственник имеет право использовать свой земельный участок только в соответствии с законом. Любое действие по распоряжению своим имуществом в данном случае, которое не соответствует закону, может рассматриваться как нарушение земельного законодательства и будет иметь негативные для его собственника, в применении к нему санкций за нарушение земельного законодательства, вплоть до принудительного изъятия земельного участка.

Ещё одно понятие - разрешённое использование земельного участка. Оно заключается в определении правового использования земельных участков исходя из отнесения их к соответствующему зонированию территории. Общие принципы и порядок проведения такого зонирования земель в РФ устанавливаются федеральными законами. Это положение является очень важным, так как устанавливает единый порядок зонирования для всей территории РФ.

В соответствии с федеральными законами может быть установлен особый режим использования указанных земель. Определение разрешенного использования земель для строительства зданий, сооружений приведён в ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: разрешённое использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве:

использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом;

ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также сервитуты.

Данное определение раскрывает градостроительные требования, связанные с застройкой земельных участков и адресованных лицам, имеющим соответствующие права на земельные участки.

Категория земель и разрешённое использование являются близкими, по сути, понятиями, однако между ними есть значительные отличия. Прежде всего, понятие категории земель даётся непосредственно в законе (ст. 7 Земельного кодекса) исходя из сложившихся условий землепользования в РФ. Всего, как уже указывалось, категорий земель 7 и их число не может быть увеличено. Напротив, число видов разрешённого использования гораздо больше и определяются они локальными актами.

При этом, несмотря на то, что число видов разрешённого использования больше, но их перечень также конечно конечен и определяется системой классификаторов для целей ведения государственного земельного кадастра, принятый и введённый в действие Приказ Госкомзема России №84 от 22 ноября 1991 года.

В этом документе приводится перечень функционального использования земель (разрешённое использование земельных участков) и вид использования зданий (строений), сооружений. При этом в каждой из категорий земель могут быть различные виды разрешённого использования земельных участков.

То есть деление земель по категориям носит общий характер, в то время как такое понятие как разрешённое использование земель является более узким, конкретизирующим правовой режим использования земель соответствующих категорий.

К тому же порядок перевода земель из одной категории в другую является более сложным, чем изменение разрешённого использования земель.

Так, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса отнесение земель к категориям, и их перевод из одной категории в другую осуществляется:

Земель, находящихся в федеральной собственности, правительством РФ;

Земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти, субъектов РФ.

Факторы, обеспечивающие функционирование ЗИК сельского населенного пункта

Проблемы села являются актуальными для многих поколений россиян. В селе наблюдаются такие процессы как обезлюдивание, свертывание Агро производства, отмечается рост безработицы, снижаются доходы сельского населения.

На протяжении ряда лет заработная плата работников сельского хозяйства продолжает оставаться самой низкой среди других отраслей экономики и составляет около 52-53% от среднероссийского уровня заработной платы. Почти 20% сельских жителей имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. А ведь сельские территории занимают две трети площади страны (около 5691,8 тыс. кв. км).

Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (около 30% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн. человек.

производственную - удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства, а также в другой, в том числе несельскохозяйственной продукции;

демографическую - увеличение демографического потенциала страны, так как экологические условия села значительно лучше экологических условий городов, то и рождение здоровых детей здесь гораздо выше;

трудоресурсную - обеспечение городов мигрировавшей из села рабочей силой (прежде всего для занятия рабочих мест, не востребованных горожанами) использование в городских организациях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах, а также привлечение трудоспособного сельского населения для работы в организациях (филиалах), размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами;

жилищную - размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе, а также предоставление им в пользование объектов сельской инженерной и социальной инфраструктуры;

пространственно-коммуникационную -размещение и обслуживание дорог, линий электропередач, водопроводов и других инженерных коммуникаций, а также создание условий для обеспечения жителей сельских территорий услугами связи;

социальный контроль над сельской территорией - содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях, а также охрана пограничных зон;

экологическую - поддержание устойчивого равновесия в агробиоценозах и на всей территории страны, содержание заповедников, заказников и т.д.;

рекреационную - создание условий для восстановления здоровья и отдыха городского

Основой реализации народнохозяйственных функций является земельно-имущественный комплекс сельских территорий, так как именно он определяет взаимосвязь и взаимозависимость сельскохозяйственного производства, экологических процессов, среды жизнедеятельности человека и интегрируя, таким образом, экономику, экологию и социальные процессы. Однако, именно земельный вопрос вызывает негодование большинства сельских жителей. Отметим, что с начала осуществления «земельной реформы» и по настоящее время остается весьма сложной ситуация с ненадлежащим оформлением прав в отношении земельных участков, приобретенных гражданами в долевую собственность в порядке приватизации сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.


Характеристика факторов, обеспечивающих развитие населенного пункта в конкретных природно-климатических и социально-экономических условиях

Социально-экономические условия развития населённого пункта изучаются по материалам генерального плана; статистического отчета по экономическому и социальному развитию города; проекта лесоустройства городских лесов; проекта водоснабжения, канализации и т.д.

Характеристика социально-экономических условий населённого пунктадолжна включать информацию о наличии и размещении:

· памятников истории, архитектуры и искусства;

· культурно-бытовых учреждений;

· инженерных сетей и другого оборудования по благоустройству территории города;

· рекреационных объектов;

· охраняемых ландшафтов;

· промышленных предприятий и объектов.

Для того чтобы правильно оценить социально-экономическую благоприятность населенного пункта необходимо провести анализ жилых территориальных зон.

К социально-экономическим факторам относятся:

функциональные удобства территории (при размещении жилой застройки, общественных зданий, промышленных объектов);

санитарно-гигиеническая (экологическая) характеристика участков (озеленение, наличие источников загрязнения окружающей среды, подтопление, засоление и т. д.);

архитектурно-художественная и эстетическая характеристика территории (наличие архитектурных, исторических памятников, охраняемых ландшафтов и т. д.);

экономические условия (наличие и состояние уличной сети, коммуникаций, состояние зданий, сооружений и т. д.);

Оценка социально-экономических условий жилой зоны проводится по таким факторам, как:

уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания;

транспортная и пешеходная доступность;

уровень благоустройства;

экологическое и эстетическое состояние;

экономические условия (жилищные условия по степени износа жилого фонда).

Уровень социально-экономической благоприятности населенного пункта Решетникова определяется по оценочной шкале социально-экономических условий жилой зоны:

уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения условия на территории населенного пункта благоприятные, так как в населенном пункте Решетникова имеются объекты торговли и обслуживания, детское дошкольное учреждение и общеобразовательная школа, на территории поселения имеется объект здравоохранения;

уровень транспортной и пешеходной доступности благоприятный, так как в населенном пункте движение осуществляется по асфальтированным улицам и пешеходным тротуарам, объекты культурно-бытового обслуживания находятся на доступном расстоянии;

условия экологического состояния населенного пункта удовлетворительные, так как в населенном пункте имеются заболоченные участки.


Заключение

Чтобы экономика нашей страны активно развивалась необходимо повышать эффективность использования земельных ресурсов в составе земельно- имущественного комплекса, как основного природного ресурса и фактора воспроизводственного процесса. Земельно-имущественный комплекс на современном этапе развития является базовым элементом общественных и земельно-имущественных отношений, и при правильном его формировании и использовании достигается высокий уровень жизни, развитие предпринимательской и другой деятельности, умножение доходности в бюджетах всех уровней от налоговых и иных поступлений при использовании ЗИК.

Земельно-имущественные отношения затрагивают как интересы всей страны в целом, так и интересы регионов и муниципалитетов, а также хозяйствующих субъектов и граждан. Поэтому одной из главных задач на современном этапе развития страны является создание адекватно функционирующей системы управления ЗИК, от эффективности управления которой, зависит предпринимательский климат и инвестиционная активность в регионах и на местах.

Эффективное управление ЗИК всегда должно осуществляться по следующим направлениям: - сведения реестра недвижимости и реестра прав должны быть достоверны для достижения гарантии правового существования ЗИК;

необходим анализ эффективности землепользования для эффективного использования ЗИК;

необходимо прогнозирование использования земельных ресурсов с учетом оптимизации взаимодействия объектов ЗИК:

необходимо оптимизировать налоговые и арендные платежи за землю на основе выбора правового режима функционирования ЗИК и его элементов и при обязательной оценке его инвестиционной привлекательности. В настоящее время, проведя анализ экономической литературы, можно сделать вывод, что до сих пор в стране отсутствует единная обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования земельно- имущественного комплекса на всех административных уровнях и сам выбор показателей эффективности использования ЗИК неоднозначен.

Система управления ЗИК на всех административно-территориальных уровнях должна базироваться на принципиально новых подходах (экономических, организационных, информационных), которые бы обеспечивали эффективное регулирование земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью. Здесь особое значение должно уделяться системному анализу формирования земельно-имущественного комплекса, и все его функциональные процессы должны быть прозрачными и эффективными. Здесь может также помочь зарубежный опыт системы управления ЗИК и регулирования земельно-имущественных отношений.


Список литературы

Агроэкология / В.А. Черников [и др.]; под ред. В.А. Черникова, А.И. Черекеса. - М.: Колос, 2000. - 536 с.

Балацкий О.Ф. Экономика и организация охраняемых природных территорий/ О.Ф. Балацкий, Ю.В. Планосовский, А.В. Чумис. - М.: Агропромиздат, 1989. - 235 с.

Варламов А.А. Теория и методы ведения государственного мониторинга земель как информационной основы государственного кадастра недвижимости [Текст]: Монография /Под ред. А.А. Варламова; Государственный ун-т по землеустройству. - М., 2009. - 290 с.

Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр в 6 т. Государственная регистрация и учет земель. - М.: Колос, 2005. - Т.3.

Варламов А.А. Экология землепользования и охрана природных ресурсов /А.А. Варламов, А.В. Хабаров. - М.: Колос, 1999. - 159 с.

Вергунов А.П. Ландшафтное проектирование/А.П. Вергунов, С.С. Ожегов. - М.: Высш. шк., 1991. - 154 с.

Вершинин В.В., Воробьев А.В., Демидова М.М. Практикум (научно-методические рекомендации) по составлению землеустроительной документации /В.В. Вершинин, А.В. Воробьев, М.М. Демидова . - Волгоград: Станица-2, 2004. - 256 с.

Водный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2006. - 64 с.

Волков С.Н. Землеустройство/С.Н. Волков. - М.: Колос, 2001.- Т.1. - 496с.

Гладкий В.И. Кадастровые работы в городах/В.И. Гладкий. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние РАН, 1998. - 281 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Новая Волна, 1997. - 511 с.

Похожие работы на - Основы функционирования земельно-имущественного комплекса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!