Дизайн серии многостраничных изданий 'Проектирование в дизайне'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,39 Мб
  • Опубликовано:
    2017-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дизайн серии многостраничных изданий 'Проектирование в дизайне'















Дизайн серии многостраничных изданий «Проектирование в дизайне»

ВВЕДЕНИЕ

Дизайн многостраничных изданий, это - важная составляющая, от которой, в значительной степени, зависит, будет ли пользоваться спросом продукция. Особый интерес представляют издания по дизайну. Они отличаются количеством иллюстративного материала и стильным оформлением. При разработке таких изданий есть ряд правил, которых должен придерживаться дизайнер, чтобы сделать действительно удачный проект. Требуют внимания:

1)   проектирование модульной сетки;

2)       подача информации;

3)       разработка иллюстративных композиций;

4)       шрифтовое и орнаментально-декоративное оформление и др.

Цель дипломной работы - исследовать основы дизайна многостраничных изданий и разработать дизайн-проект серии многостраничных изданий по проектированию в графическом дизайне.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

·        изучить общие принципы работы с многостраничным изданием: исследовать материальную конструкцию издания, познакомиться с принципами пространственно-конструктивной организация текста, изучить виды особых страниц книги и проанализировать основные этапы создания макета;

·        рассмотреть основные виды иллюстративных многостраничных изданий;

·        исследовать разнообразие дизайн-решений в оформлении изданий;

·        рассмотреть до- и послепечатный процесс;

·        изучить дипломные и курсовые, творческие проекты студентов- дизайнеров ХГФ и отобрать необходимый и интересный материал для проекта;

·        структурировать текстовый и изобразительный материал изданий;

·        разработать варианты дизайна серии изданий по проектированию в графическом дизайне.

В теоретической части исследования будут рассмотрены основные виды, разнообразие дизайна и общие принципы работы с многостраничными изданиями.

Практическая часть дипломной работы предполагает создание серии многостраничных изданий «Проектирование в дизайне».

Предметом исследования является разработка и дизайн многостраничных изданий. Объектом исследования является серийность специализированных изданий (графика, шрифты, периодика, упаковка и т.д.).

В процессе исследования будут применяться такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, сравнительно-сопоставительный анализ графической, текстовой и другой информации по многостраничным изданиям. Необходимо проанализировать отечественный и зарубежный опыт дизайна печатных изданий.

Актуальность и практическая значимость дипломного проекта обусловлена профессиональной направленностью и необходимостью таких изданий для студентов, изучающих дисциплины визуально-графической направленности. Издания могут носить не только вспомогательный и обучающий характер для студентов-дизайнеров, но и служить информационным источником для абитуриентов.

Новизна состоит в том, что на факультете до сих пор не было разработано серии многостраничных изданий, которая содержала бы в себе настолько полную по тематикам подборку наиболее интересных примеров студенческих, курсовых и дипломных работ по дизайну, а также методику работы для студентов-дизайнеров.

Рассмотрим подробно теоретические и практические вопросы исследования.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН МНОГОСТРАНИЧНОГО ИЗДАНИЯ

.1 Виды многостраничных изданий

Существует много видов многостраничной продукции. Многостраничная продукция - это издание, выпускаемое на нескольких скрепленных листах бумаги. Издания бывают периодические, непериодические и продолжающиеся. Например, брошюра или каталог могут стать хорошим решением, если нужно разместить большой объем информации.

К основным видам многостраничной продукции относятся:

-         книги;

-         газеты;

          журналы;

          каталоги;

          буклеты;

          брошюры;

          альбомы;

-         учебно-методические пособия, и др.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Книга - один из видов полиграфической продукции, непериодическое издание, как правило, в твердом переплете и с твердой обложкой, со средним или большим объемом страниц. Книга может являться носителем различной информации от учебной, научной до художественных произведений (рис. 1).

Газета - периодическое листовое издание, в виде одного или нескольких листов печатного материала, содержащее оперативную информацию, рекламные или агитационные сведения (рис. 2). Лист в печатном издании - формат бумаги, имеющий определенные стандартные параметры.

Рис. 1 Многостраничное книжное издание

Печатный материал размещается на листе с двух сторон, каждая из которых представляет собой страницу с последовательной нумерацией. Страница - лицевая или оборотная часть листа, на которой размещают печатный текст, иллюстрации, схемы, таблицы или другой вид информации, предназначенный для зрительного восприятия и чтения. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей.

Рис. 2 Газеты

Журнал (от франц. «journal» - дневник, поденная записка) - периодическое издание, имеющее определенную тематическую направленность (рис. 3).

Рис. 3 Журналы

Существуют научные, научно-популярные, общественно-политические, производственно-практические, популярные и литературно-художественные журналы. Журнал включает в себя статьи, репортажи и т.д. Периодичность выпусков, тираж и формат определяются самим изданием. Журналы бывают разных форматов. Как правило, у журнала мягкая обложка разного объема страниц (рис. 4).

Рис. 4 Дизайнерский журнал «Лук»

Каталог (от греч. «katalogos» - перечень, список) - рекламное или справочное непериодическое издание, содержащее систематизированный перечень услуг или товаров. Периодический каталог представляет собой печатную продукцию, которая выпускается в определенные временные промежутки.

Имиджевый каталог, как правило, рассказывает о деятельности компании и ее успехах (рис. 5). В основном, имиджевый каталог необходим для ознакомительных целей - он предлагается потенциальным клиентам на первичных встречах или же распространяется посредством адресной рассылки. В процессе печати имиджевых каталогов, как правило, задействуются самые передовые печатные технологии, а также высококлассная послепечатная обработка.

Рекламный каталог - это представление товаров и услуг определенной компании с указанием цен и информацией о специальных предложениях (рис. 6). Традиционно в таких каталогах существует прайс-лист на все объекты. Рекламные каталоги распространяются бесплатно в точках продаж или рассылаются по почте.

Рис. Имиджевый каталог холдинга «ADIK»

Для этого вида печатной продукции важно соблюдение жесткого графика выпуска и рассылки, так как каталоги требуются в строго определенное время, к проведению той или иной запланированной акции.

Рис. Рекламные каталоги бытовых объектов

Другой вид каталогов - каталоги информационные (рис. 7). Эти каталоги содержат максимум информации о товаре, его изображение, определенные характеристики товара. Задачей подобного каталога является стимулировать покупателя к тому, чтобы после просмотра каталога, он принял решение о покупке товара.

Многостраничные буклеты - многокрасочные непериодические издания, отпечатанные на нескольких листах, сложенные в несколько раз. В таких изделиях нет сгибов, они составляются из нескольких страничек, которые после печати соединяются между собой термоклеем, пружинами или скрепками.

Рекламные буклеты дают потребителю полную информацию, независимо, будь это продукт или место проведения мероприятия. Основными задачами буклета являются информативность, яркость, красочность, правильное и удобное расположение текста.

Очень важен дизайн буклета. При разработке дизайна рекламного буклета необходимо учитывать специфику деятельности компании, виды её продукции, наличие фирменного стиля. Дизайн буклета должен сразу заинтересовать потенциальных клиентов, вызвать желание изучить заложенную информацию [10, с.186].

Рис. Рекламный буклет

Цель создания буклета состоит в том, чтобы представить компанию, ее продукцию или услуги. Сделать это надо интересным способом, чтобы не только привлечь внимание читателя, но побудить его связаться с компанией. Наилучшим дизайнерским решением в этом случае будет сочетание сильных визуальных образов с четно написанными и краткими текстовыми вставками.

Например, при создании буклета для фирмы «Tin Tab» дизайнеры выбрали объемный вариант, чтобы показать потенциальным покупателям, что их клиент знает толк в строительных материалах (рис. 11). Объемные буклеты часто привлекают больше внимания, чем традиционные складные.

Рис. Буклет фирмы «Tin Tab»

Брошюра - (от франц. «brochure» - сшивать) - непериодическое издание небольшого объема страниц, как правило в мягкой обложке. Содержание брошюры может быть очень различным, как и область ее применения. В основном брошюры носят рекламный характер, хотя брошюры могут быть и обучающими.

Необычный дизайн брошюры для Министерства культуры Словении интригует читателя, чтобы он мог узнать для себя что-то интересное. Первая часть брошюры посвящена писателям Словении, а вторая ученым этой страны. Необходимое издание для любого путешественника - путеводитель, представлен дизайнером в оригинальном и ярком оформлении.

Рис. Брошюра-путеводитель для туристов

Нестандартное решение было применено дизайнером для нескольких брошюр одной темы, скрепленных в нижнем левом углу так, что их можно вращать.

Рис. Серия брошюр, скрепленных одним болтом

Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет. Выполненная на качественной бумаге, в хорошем цвете и переплетённая должным образом, брошюра по внешнему виду вполне может соперничать с иными глянцевыми журналами, являясь при этом значительно менее дорогим проектом. Например, УК «Райффайзен Капитал» выпустила брошюру, в которой можно наглядно увидеть зависимость результатов от продолжительности инвестирования (рис. 15). Дизайнеры также применили крепление на болт.

Рис. Брошюра УК «Райффайзен Капитал»

Альбом - (от лат. album - белый) - книжное непериодическое издание, с воспроизведением репродукций картин, рисунков, фотоснимков и т.д., отвечающих определённой теме и сопровождаемые пояснительным текстом. Как правило, альбом состоит из большого количества изображений и небольшого количества текста. Объем альбома может быть различным. Обложка - поле для творчества дизайнера (рис.16).

Рис. Разворот альбома, посвященного художественной выставке

Учебно-методическое пособие - издание, содержащее теоретические материалы по учебной дисциплине (или ее разделу), а также материалы по методике самостоятельного изучения данной учебной дисциплины с использованием различных практических форм закрепления знаний (рис. 17, 18, 19).

Рис. Методическое пособие «Макетирование»

Рис. Разворот раздела о цвете методического пособия «Макетирование»

Рис. Разворот раздела о бумагопластике методического пособия «Макетирование»

Рассмотренные выше примеры многостраничных печатных изданий доказывают насколько велико их разнообразие: по функциональности, содержанию, назначению. Следовательно, каждое издание требует отдельного подхода к его дизайну.

Процесс проектирования представляет собой последовательность действий, началом которых является накапливание данных о работе и выработка исходной целевой установки. На ее базе определяются направления дальнейшего поиска решения, оцениваются альтернативные варианты и ведется разработка выбранной идеи с последующим уточнением и взаимоувязкой под структуру моделей. Внутри дизайна сложилось естественное разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое. Между двумя этими профессиональными установками есть принципиальное различие в методе работы [8, с.154].

1.2 Концепция дизайна издания и предпроектная работа

Во многом дизайн издания зависит от тщательно продуманной концепции. Концепция издания - это замысел, который связывается с конструктивным принципом подготовки произведения к печати. В концепции отражается основная точка зрения дизайнера на издание - его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и полиграфические средства исполнения.

Предпроектная работа дизайнера связана с анализом и сбором материала, формулировкой задач, изучением информации о возможных способах их решения, о достоинствах и недостатках различных решений и разработкой собственных принципов дизайнера.

Как сказал дизайнер Фернандо Гутьеррес: «Все начинается с идеи, вы отвечаете ей, используя все свои знания для того, чтобы представить ее в самом притягательном и соблазнительном свете, насколько это возможно» [12, c. 80].

Дизайн-концепция - основная идея, образ будущего проекта, формулировка его смыслового содержания. Оригинальность и выразительность определяют качественный уровень, и свидетельствует о красоте замысла. Реализация творческой концепции - неотъемлемое условие хорошего дизайна издания. Неслучайно под дизайном в широком смысле понимают «оригинальный ход мысли, новую компоновочную идею, красивый замысел». Разрабатывая концепцию издания, дизайнер мысленно связывает произведение с предполагаемым изданием, представляя в их единстве как гармоничное целое. На рис. 20 пример того как дизайнер образно связывает название книги «Белые мишки» с изображением на обложке мордочки белого медведя.

Рис. Книга «Белые мишки»

При проектировании издания дизайнер определяется с видо- типологическими характеристиками, которые максимально соответствуют специфике произведения (виду литературы, жанру, содержанию, авторскому

«я») в ориентации на потребности и возможности определенной читательской группы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора, необходимо обосновать видо-типологические характеристики будущего издания. Для такого обоснования требуется, во-первых, выявить специфику произведения и, во- вторых, уяснить место издания в ретроспективном, текущем и перспективном информационном потоке.

Определение концепции, общей идеи многостраничного издания - это первостепенная задача при разработке дизайна любого проекта. Следует помнить, что концепция проекта должна во многом определяется вкусом и потребностями потенциальных читателей.

Задача дизайнера на начальном этапе проектирования издания представляет изучение содержания и продумывание, как оно будет смотреться и ощущаться по отношению к сообщению [10, с.12]. Каждый аспект печатного документа - его размер, шрифты, количество текста, взаимное расположение элементов - выступает в качестве носителя содержания. Прежде чем приступить к проекту, дизайнеру необходимо ответить на вопросы:

–         Кому адресовано многостраничное издание?

–        Какова главная мысль, суть издания?

Чем яснее представляется задача проекта и целевая аудитория, тем качественнее будет полученный результат. Важно решить, будет ли дизайн печатной продукции традиционный или современный, спокойный или агрессивный, индустриальный, high-tech или в стиле «ручной работы», грубый или утонченный, черно-белый или цветной. Выбор того или иного стиля, помимо своей визуальной составляющей, определяет технологии печати продукции. Рассмотрим некоторые оригинальные решения многостраничных изданий.

Хорватскими книгоиздателями создана необычная кулинарная книга. Для того чтобы прочитать хотя бы один рецепт, книгу предварительно необходимо запечь в духовке, после чего на страницах появится текст.

Рис. Кулинарная книга, Хорватия

Концепция годового отчета АО «Райффайзенбанк» представлена как сравнение двух стран России и Австрии - страны происхождения головной группы, так и российского банка Райффайзенбанк. В годовом отчете сравниваются достижения в науке и истории австрийских и русских ученых.

Рис. Годовой отчет АО «Райффайзенбанк»

Важные составляющие проектирования издания - композиционное решение, целостность формы, единство и характер всех элементов, соответствие содержанию. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант проектного решения. Структура издания представляется в системном расположении, взаимосвязи и согласованности всех его материальных элементов, а также в делении текста на основной и дополнительный. Осуществляется поиск методов решения, которые позволят использовать новые идеи, либо использовать методы, уже зарекомендовавшие себя, прибегая к их модернизации и совершенствованию [6, c.48].

Ключевые факторы в разработке печатной продукции:

1)   Целевая аудитория - конкретная аудитория, на которую направлено издание.

2)  Требования к печатной продукции:

•         функциональность;

•         эстетичность и цвето-графическое решение должны быть гармонически выдержанными;

•         легкость восприятия информации.

3)  Свойства печатной продукции:

•         информационные;

•        потребительские;

•        эстетические, и др.

Разработанная концепция позволяет рассмотреть вопрос о подготовке издания. Для подтверждения решения о публикации необходимо определить рентабельность издания, проанализировать экономическую ситуацию, возможности имеющейся полиграфической базы, учесть творческие и производственные возможности редакционного коллектива [17].

Печатные издания создаются для того, чтобы: информировать и обучать, развлекать. Дизайн печатного издания должен не затруднять понимание информации, а представлять материал в логическом и удобном формате и др.

Четкого и последовательного расположения материала с логическим переходом его с одной страницы на другую можно добиться благодаря использованию хорошо структурированной модульной сетки. Если дизайнер разработает четкую систему размещения различных блоков информации, таких как заголовки, эпиграфы, вставки и прочее, читатель сможет без труда ориентироваться в тексте.

Все печатные издания имеют различную целевую аудиторию и определенные функции, поэтому каждое из них требует индивидуального подхода и уникального дизайнерского решения. В зависимости от количества информации и запросов аудитории, дизайнер должен создавать такой формат издания, который заинтересует аудиторию и поможет читателям должны образом воспринимать содержание [13, с. 98].

Особенности дизайна в многостраничных изданиях

С печатной продукцией - книгами, газетами, журналами - современный человек соприкасается постоянно, поэтому дизайнеру необходимо уделять пристальное внимание вопросам функционального и художественно- эстетического решения печатных изданий.

Рис. Английский журнал «Who’s Jack»

Стиль многостраничного печатного издания - это совокупность графических элементов, направленных на создание единого узнаваемого образа. Печатные издания - это среда непосредственного размещения шрифта, где шрифт является основой текстового насыщения, построения заголовков, оформления обложки и др. (рис. 24). За счет использования шрифта можно и нужно привлекать внимание читателя. Так, например, в журнале внимание читателя привлекает разворот с увеличенной первой буквой «А» рекламы магазина одежды «American Apparel».

Для обложки журнала «&London» использован шрифт с засечками с использованием нескольких цветов в каждой букве, что привлекает внимание читателя, так как напоминает принцип коллажа.

На обложке журнала «HOW» доминирует крупное название, что неизменно привлекает внимание читателя, когда издание красуется на журнальной стойке. Использование на обложке рисунка вместо традиционной фотографии также выделяет журнал из ряда ему подобных.

Обложка, выполняя функцию идентификации, в то же время несет информационную нагрузку. Как правило, на обложку выносят названия наиболее интересных материалов и тем, чтобы можно было с одного взгляда определить содержание (рис. 29, 30) [9, с.92].

 

Рис. Обложка журнала «National Geographic» Рис. 30 Обложка издания многостраничного женского журнала Marie Claire 2015 г.

Успешный дизайн издания зависим от правильного сочетания шрифтовых начертаний, грамотного набора и верстки, соблюдающей типографические принципы. Классические издания преподносят образцы изысканной простоты типографики. Для некоторых изданий шрифты создаются специально.

Периодические или специальные часто экспериментируют с подачей и композицией шрифтовой информации. Особенно это касается акцидентных шрифтов, используемых в заголовках, резках, подписях [9, с.92]. В качестве примера, можно привести рукописный неровный шрифт на обложках финского журнала мод «Trendi», разработанной графическим дизайнером Lotta Nieminen в 2009-2010 гг. (рис. 31).

Рукописный шрифт дизайнер применила и на страницах журнала. Создается впечатление, что читатель сделал эти заметки самостоятельно, листая журнал.

Интересное решение использовано в рекламном буклете «Mercedes- Benz». Образ автомобиля полностью выполнен из текста, который содержит информацию о данном автомобиле.

 

Рис. Обложка финского журнала мод «Trendi»

Использование в одном издании множества гарнитур, как правило, не приветствуется, но иногда этот метод все-таки используется для привлечения внимания читателя. Как например, в заголовках статей в газете «Ginza News».

Рис. Пример заголовка в газете «Ginza News», март 2016

Шрифт как основной инструмент отражения речи является одним из важнейших и древнейших средств коммуникации. Поэтому одной из первостепенных функций шрифта является коммуникативная - функция передачи информации. Шрифт мелкого кегля трудно прочесть, а значит, труднее происходит коммуникация с читателем и затруднено прочтение и восприятие им текста. Коммуникативная функция - самая универсальная, ведь любая буква является носителем информации: как вербальной, так и визуальной.

Следующей функцией шрифта является эстетическая функция. Каждый шрифт представляет собой произведение искусства и предназначен для привлечения взгляда читателя. Для этого используется множество интересных шрифтов.

По словам Пола Риэрдона из Peter and Paul, обложка должна обладать неким качеством притяжения [7, c.68]. Благодаря наложению друг на друга традиционных буквенных форм на обложке японских журналов образуются неожиданные новые формы и уникальные цветовые сочетания.

Дизайнерская компания «Projector Media» разработала шрифт специально для газеты и рекламных макетов сети пекарен-кондитерских «Коржов».

Интересное дизайнерское решение использовано в чешском журнале. Дизайнер разрывает колонки текста буквами, которые при развороте составляют слово блог («blog»).

Шрифт должен быть удобным и четким. Четкость имеет отношение к легкости, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобство шрифта может относится, например, к легкости, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость связана с написанием текста, расположением и длиной строк, а также со стилем изложения [16].

При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности материала: фактуру и цвет поверхности. Возможности различных способов печати также нельзя игнорировать. Например, некоторые шрифты из- за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.

Размер шрифта должен соответствовать потребностям аудитории. В общем случае размер шрифта должен составлять не менее 9 пунктов в крупных блоках текста. В учебно-методических пособиях для учащихся ВУЗов, как правило, используется шрифт размеров 10-14 пунктов, что облегчает им процесс обучения.

Таким текстом удобно пользоваться, находить необходимый учебный материал. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника - текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться.

Рис. Пример большого и малого интерлиньяжа и кегля

Есть определенная связь между кеглем (размером шрифта), длиной строки и интерлиньяжем. Интерлиньяж - это расстояние между строками текста. Слишком большой интерлиньяж уменьшает читабельность, так же как и слишком маленький. Такие факторы, как высота строчных букв, формат строки и вес шрифта, влияют на размер интерлиньяжа. Чем крупнее кегль, тем больше должен быть интерлиньяж. Чем длиннее строка, тем больше должен быть интерлиньяж. При наборе в несколько колонок межстрочный пробел ни в коем случае не должен быть больше расстояния между колонками. Универсальных отношений кегля и интерлиньяжа не существует. Значение интерлиньяжа при использовании разных гарнитур должно определяться индивидуально. На всем протяжении одного и того же текста интерлиньяж не может изменяться [5, с.133].

Оптимальное количество знаков в строке примерно от 60 до 72. Если их больше, то у глаза возникают проблемы с переходом на следующую строку. Если же строки слишком короткие, то читатель раздражается из-за того, что постоянно приходится возвращаться к началу новой строки [3, с.84].

Рис. Пример обложки с увеличенной буквы в заголовке

Буквица, или увеличенные прописные буквы, - это прием, который использует кегль, как элемент дизайна. Это еще один способ привлечь внимание читателя к началу тексту.

Выравнивание строк абзаца называется выключка. Для достаточно больших текстов подходят два типа выключки: по формату и влево. При выключке по формату (строки выравниваются как по правому, так и по левому краю) интервал между словами в разных строках будет разным. При выключке влево чрезмерные интервалы между словами исчезают. Переносы помогут частично снять слишком большие пробелы между словами.

Все шрифты обладают отличительными характеристиками и различными средствами выразительности, что дает большие возможности при составлении макета страницы многостраничного печатного издания. Одним из немаловажных факторов шрифта являются реальные размеры и форма готового, отпечатанного издания и тип бумаги, на которой оно будет печататься.

Печатные издания - это среда непосредственного размещения шрифта. Каждое издание должно иметь индивидуальный облик. Стиль издания - это совокупность графических элементов макета, направленных на создание единого узнаваемого образа. Шрифт является основой текстового насыщения, построения заголовков, оформления обложк и др. [9, с.92].

Цвет в печатных изданиях

Как сказал Василий Кандинский: «Цвет - это средство прямого воздействия на человека» [4, с.15].

Цвет является одним из основных средств организации информации в печатном издании, а также сильным выразительным средством. Современные издательские и полиграфические технологии практически полностью сняли технические ограничения для использования цвета и тона в дизайне печатной продукции.

Цвет выполняет в печатных изданиях (книжных, рекламных и периодических) следующие функции: коммуникативную, символическую (познавательную) и выразительную (эмоциональную и эстетическую).

Все материалы должны быть удобочитаемыми, они должны разделяться, а не сливаться в один большой текстовый блок - в этом заключается разделительная функция. Чтобы читатель не потерялся в большом количестве текста, наиболее интересный материал необходимо выделить (выделительная функция). Если заголовки, новости, справочные сведения и т.п. будут объединены одинаковой цветовой гаммой, читателю будет легче ориентироваться в издании (объединяющая функция).

Например, на странице печатного издания «Креативная мастерская» автор выделяет цитаты цветной подложкой, чтобы привлечь внимание читателя.

А текст задания для читателя автор оформляет в яркую рамку и помечает цветным восклицательным знаком.

Следующая функция цвета - символическая. В основном в печатных изданиях символичность цвета ассоциативна. Для глаз и мозга человека свойственно физическое, умственное и эмоциональное восприятие цвета. Соответственно, цвета имеют значения. Зачастую обозначение цветов - это культурное соглашение, а взгляды на ассоциации могут различаться и порой противоречить друг другу [11, с.24].

Например, на обложке каталога калифорнийского университета в Лос- Анджелесе изображен вид на пляж, что читатель сразу понимает по ярко голубому небу и желтому песку. Точность цвета не соблюдается, зато выразительно подчеркивается яркость света в это время года.

В проявлении выразительной функции сочетаются ассоциативное значение, физиологическое и психологическое воздействие цвета.

Компания United Airlines заказала компании Morla Design обложку для своего журнала «Hemispheres». Получилась игровая комбинация эллипсов и кругов в стилистике Модерна. Это был первый выпуск журнала после трагедии 11 сентября, и Морла специально подобрала оптимистические тона и пастельные краски.

Серия многостраничных изданий, объединяется одной темой и при этом единым оформлением.

Рис. Серия многостраничных брошюр пяти кинопремий Британии

Для того чтобы цветовое оформление было гармоничным и соответствовало содержанию издания, необходимо учитывать характер издания, его целевую аудиторию. От типа издания зависит проявление функций цвета в организации материала, а также цветовая гамма.

Серия чешских многостраничных изданий, расчитанных на взрослую аудиторию, выдержана в спокойных тонах.

Рис. Серия чешских многостраничных изданий

Цветовая палитра для каталога галереи Уильяма Трейвера, посвященная выставке итальянского мастера стеклодуба Лино Тальяпьетры, была создана на основе фотографий. Дизайнерская компания «Methodology» выбрала для каталога насыщенную обложку и ярко-желтый и розовый цвета для цветового оформления.

Брошюра, посвященная искусству и дизайну, отличается яркими цветами и интересным оформлением. На обложке использовано сразу несколько ярких цветов, соответствующих цветам радуги.

Рис. Брошюра об искусстве и дизайне

В буклете для Swiss Heritage Society цвет создает архитектурность.

Буклет был разработан по случаю церемонии награждения лучших достижений в архитектуре и присуждения премии Уоккера за лучшее развитие швейцарских городов. Буклет напечатан трафаретной печатью, с белыми кругами поверх черного текста на кремовой бумаге.

Рис. Буклет для компании «Swiss Heritage Society»

Творческий проект Appleton Paper - серия книг небольшого формата в черной коробке, над которыми работали разные дизайнеры. При этом все книги изданы на одну тему и в одной цветовой гамме, что сразу дает понять читателю, что все эти издания относятся к единой серии. Основные цвета изданий - черный и красный.

По словам Джона Билберга, одного из дизайнеров книги, цель серии

«выделить важные мысли и тенденции на фоне бурлящего века хаотичной информации и бессодержательных графических метафор». В данные книги включены различные креативные работы, афоризмы, социалогическое исследование среди дизайнеров и личные записи (рис. 54) [11, с.90].

 

Рис. Серия книг, разработанных дизайнерской компанией Appleton Paper

На обложке «Расширенного Каталога UCLA» представлены только основные символы лета. Чистый цвет передает жару этого времени года. Кусочек синего океана и огненно-оранжевое солнце на белом небе - это цвета UCLA.

Существует большая разница между тем, как цвет выглядит на мелованной и немелованной бумаге. Это одно из обстоятельств, с которым сталкиваются дизайнеры. Проектирование и подготовку издания надо вести с учетом типа бумаги, чтобы выбранные цвета выглядели лучше.

В процессе подготовки проекта и в процессе печати целесообразно тесно сотрудничать с печатником и заблаговременно сообщить, какая бумага потребуется: мелованная или немелованная [11, c.88].

Рис. «Расширенный Каталог UCLA»

При сходных ощущениях плотности и толщины, «немеловка» на 20-25 г/м легче мелованной. Особенность немелованной бумаги чувствуется при тактильном контакте: шероховатая бумага передает ощущение натурального материала. Различие объясняется свойствами бумаги впитывать краску. Это не значит, что на немелованной бумаге невозможно получить ярких цветов, это значит, что изображение будет менее контрастным и чуть менее ярким в сравнении с мелованной бумагой.

Структура многостраничного издания

Порядок расположения страниц и структура разделов публикации играет важную роль при проектировании многостраничного издания. При создании печатного издания необходимо сосредоточиться на таких деталях как удобочитаемость текста, ясность информации, форма подачи. Именно эти факторы в совокупности и привлекают читателя.

Структура может быть основой для организации и объединения материала. Каждый переворот страницы издания должен давать новое впечатление, оставаясь при этом визуально, концептуально связанным с предыдущими и последующими страницами.

Визуально схожие между собой элементы, например, рубрики и колонтитулы, подписи к иллюстрациям и небольшие, оторванные от основного текста фрагменты, должны быть организованы так, чтобы не усложнять восприятие текста книги.

С этой точки зрения полезны:

•         специальные зоны размещения иллюстраций, подписей к ним, примечаний и др. (на полосах набора и разворотах);

•        концентрация примечаний, иллюстраций и подписей к ним в одном месте на развороте;

•        вынесение примечаний, иллюстраций, таблиц из основного текста в специальные секции, расположенные в конце книги;

•        применение линеек, рамок или специальных графических знаков для лучшего визуального обособления отдельных элементов, например примечаний, колон элементов.

Независимо от типа любое издание состоит из множества листов скрепленных вместе, и его базовая структура всегда остается одинаковой: обложка, титульные листы, вводные страницы (содержание, введение), основное содержание (текст или изображения, и справочный аппарат) [1, с.127].

Дизайн основных страниц очень важно правильно и красиво выстроить, поскольку от этого состоит общее впечатление читателя.

Верстка - это расположение составных элементов (текста, заголовков, изображений, таблиц) на странице документа. Верстка печатных изданий бывает следующих видов:

Газетно-журнальная.

Верстка - это процесс, который формирует страницы путем компоновки иллюстраций и текста с учетом определенного дизайна печатного издания: книг, газет, журналов в одну целостную картину.

Верстка иллюстраций может быть условно разделена на семь типов:

-   Открытая. Рисунок размещается у края полосы, примыкая к двум или к трем полям страницы.

Рис. Пример открытой верстки иллюстраций

-    Закрытая. Рисунок помещается внутри текста, двумя или одной стороной к боковым полям.

Рис. Пример закрытой верстки иллюстрации. Годовой отчет «Brio Finance», 2014 г.

- Полосная. Рисунок полностью занимает всю полосу.

Рис. Пример полосной верстки иллюстрации, журнал

- С выходом на поля. Иллюстрация частично выходит на поля.

Рис. Пример верстки иллюстрации на полях. Каталог Aroma Charm, 2011 г.

Верстка в обрез. Иллюстрация выходит за обрез, т.е. ее край совпадает с обрезным форматом [16].

Рис. Пример верстки иллюстрации в обрез, брошюра SPMGROUP

Кроме перечисленных, встречается еще один тип верстки: текст помещается внутри рисунка (рис. 63). В некоторых случаях основным объектом построения является рисунок, занимающий значительную часть страницы. Текст же только дополняет рисунок и компонуется в зависимости от него.

Рис. Пример верстки текста внутри рисунка, брошюра MOMO

Разметку колонок, полей, а также областей текста и иллюстраций обычно называют сеткой - это инструмент, который вносит в дизайнерское решение порядок и жесткую структуру.

Сетка делит пространство на ряд соразмерных секций. Это - визуальная структура, на которой будет основан дизайн издания. Параметры сетки нужно выбирать исходя из удобочитаемости.

При размещении материала в брошюрах для музея искусств использована сетка с простой структурой, что позволило добиться последовательности при изложении материала.

Примером удачного расположения материала на странице многостраничных изданий является разумное использование белого пространства и полей.

Горизонтальная сетка используется для работы с более сложным материалом, в котором нужно увязать рисунки, схемы, текст и залоговки. Чем больше в сетке частей, тем больше пространства для маневра: можно интегрировать небольшие куски информации (например, подписи к рисункам), длинные строки (например, открывающие раздел тексты) и боксы с материалом [3, с.100].

Сетка - это невидимая структура линий, которая используется для построения макета полосы или композиции печатного издания. Она задает страницы и помогает поддерживать единообразие во всем документе. Сетки могут охватывать целый разворот и равномерно делить его на ячейки. Размер и количество ячеек в сетке выбирается в зависимости от требований проекта. Чем больше ячеек в сетке, тем больше возможностей у дизайнера [13, c.68].

Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут раз мещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу [2, c.11]. многостраничный издание полиграфический печатный

В рассмотрены основные виды многостраничных изданий, такие как книги, газеты, журналы, каталоги, буклеты, брошюры, альбомы, корпоративные издания, методические пособия, а также их разновидности, особенности содержания и предназначения.

Изучен дизайн современных изданий и их виды по знаковой природе и структуре. Определение концепции, общей идеи многостраничного издания - это первостепенная задача при разработке дизайна любого проекта.

Успешный дизайн издания зависим от правильного сочетания шрифтовых начертаний, грамотного набора и верстки, соблюдающей типографические принципы. Поэтому в главе были рассмотрены роль шрифта в печатном издании и его основные функции, связь между кеглем (размером шрифта), длиной строки и интерлиньяжем, которая влияет на читабельность текста.

Особое внимание в главе уделено роли и функциям цвета в многостраничных изданиях, так как цвет является сильным выразительным средством.

Отдельный раздел главы посящен структуре печатного издания, как основы для организации и объединения материала, а также верстке, ее видам и видам верстки иллюстраций.

ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСТРАНИЧНЫХ ИЗДАНИЙ

2.1 Особенности производства полиграфической продукции и допечатная подготовка

Полиграфия - это процесс многократного получения изображения (его тиражирования) на запечатываемом материале путем переноса краски с какого- либо носителя. И занимаются этим процессом тиражирования печатных изделий полиграфические предприятия - типографии [15, с.15].

Вся полиграфическая продукция проходит процесс производства, состоящий из трех стадий - допечатной подготовки, процесса печати и послепечатной обработки.

Первый этап производства печатной продукции - допечатная подготовка

–        охватывает рабочие моменты, выполняемые перед печатью.

Этапы допечатной подготовки включают в себя:

1)  Разработку идеи и концепции печатного издания.

2)   Верстание электронного макета печатного издания с использованием специального программного обеспечения.

3)  Составление текстового содержания макета.

4)   Коррекция макета с учетом особенностей печатного и послепечатного оборудования.

5)  Печать пробного макета в типографии.

6)     Проверка спуска полос с учетом последующей послепечатной обработки изделия.

Каждый из вышеуказанных этапов применяется в зависимости от производственной необходимости.

Для того чтобы получить ожидаемый результат печати издания, необходимо на стадии изготовления дизайна и допечатной подготовки издания предоставлять полную информацию о конечном продукте, а именно: размер издания (обрезной формат), цветность (красочность), тип печатного оборудования, на котором будет производиться печать издания, а также необходимо представлять всю цепочку послепечатной обработки изделия.

Электронная верстка многостраничных изданий осуществляется с помощью различных программ, наиболее распространенными из которых являются:

-  продукты корпорации Adobe (InDesign PageMaker, FrameMaker),

-         QuarkXPress,

          Corel Ventura Publisher и др.

У каждой из программ есть своя специализация. Например, InDesign, QuarkXpress и PageMaker используются при работе с иллюстрациями, т.е. используются в рекламной, журнальной, книжной верстке.

Для верстки серии изданий дипломного проекта была выбрана программа InDesign. InDesign - это издательское приложение для печатных публикаций, интерактивных документов в формате PDF. Работу в InDesign удобно совмещать с Illustrator и Photoshop. Например, можно импортировать изображения из Ai и PSD напрямую в InDesign.

В InDesign можно экспортировать документ в pdf формате. Файлы pdf легко открываются на любом компьютере.

Преимущества InDesign:

•    возможность импортирования таблицы из Excel и Word в виде настоящих таблиц;

•  поддержка шрифтов и атрибутов OpenType;

•        возможность отслеживать перекрывающиеся цвета на экране и в печати;

•    отображение на экране функциональных возможностей PostScript (пользователь может быть уверен, что напечатается именно то, что он видит на экране);

•  возможность открывать несколько окон одного документа;

•  возможность создавать шаблоны;

•        возможность проверки файла перед печатью;

•  возможность работы как с индивидуальными объектами, так и группами с помощью инструментов и палитры «масштабирование»;

•  возможность писать скрипты как под Windows, так и Macintosh;

•   возможность корректной работы со шрифтами (программа не позволит использовать какое-либо начертание, если такого шрифта не существует);

•    легкость работы с направляющими, которые являются объектами (можно выбирать несколько направляющих, задавать для них численное перемещение, менять цвет, копировать и вклеивать, располагать на разных слоях, объединять в библиотеки и т. п.).

•    легкость работы со словарями (поставляется с 12 словарями, а использование кодировки Unicod позволяет открывать файлы созданные в японских и восточных версиях InDesign) [18].

В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте. Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Макет издания позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций. Все иллюстрации должны быть конвертированы в CMYK.

Рис. Изображение иллюстрации на мониторе и после печати

Модель RGB - экранный, а CMYK - «бумажный» режим. То есть цветовой режим CMYK на экране монитора только приблизительно продемонстрирует то, что будет на бумаге при печати. Особенно яркие RGB изображения при переводе в CMYK светлеют. RGB имеет более широкий цветовой спектр чем CMYK.

Рис. Пример отображения цветов в RGB и CMYK

Второй этап цикла производства печатной продукции - это собственно сам процесс печати. В большинстве случаев этот этап занимает меньше всего времени во всем цикле производства и обуславливается в основном техническими характеристиками и состоянием печатной машины.

Среди современных способов печати выделяются следующие.

Офсетная печать - это самый распространенный типографский метод воспроизведения. Используется матрица разнообразных размеров, которые позволяют печатать как отдельные листы, так и рулоны в системах непрерывной подачи бумаги. Печать идет в многоцветном режиме. Полноцветное воспроизведение цветом достигается с помощью сочетания четырех цветов CMYK. Офсетная печать - это самая дешевая технология, если требуется распечатать от пятиста до ста тысяч экземпляров.

Рис. Офсетная печатная машина

Офсетная печать обеспечивает хорошее качество печати на любых видах бумаги. Офсетную печать удобно использовать при печати больших тиражей за быстрые сроки. Стоимость офсетной печати ниже для больших тиражей.

Однако, несмотря на все плюсы офсетной печати, у нее есть определенные недостатки, а именно, при офсетной печати требуется допечатная обработка (например, цветопробы), что делает невозможным выполнение срочных заказов за короткий срок. За счет необходимости допечатной обработки офсетная печать получается дорогой по цене для малых тиражей.

Технология печати «стаккато» (итал. staccato, букв. отрывисто) является относительно новым методом офсетной печати, которая устраняет полутоновые точечные узоры. На рисунке ниже приведен пример брошюры, в которой закрашены сплошным цветом большие области, что достигается применением процесса с использованием четырех цветов.

Офсетная печать вытеснила высокую печать, которая была популярна в прошлом, до 1960-х годов. В этой традиционной технологии печати краску (чернила) накатывали на металлическую или деревянную пластину, которую затем прижимали к листу бумаги. Из-за прикладываемой нагрузки оттиски получались рельефными. Эта технология подходит для толстой бумаги и картона, но она годится только одноцветного изображения. Сейчас эта технология используется в основном для печати эксклюзивных работ [13, с.56].

Цифровая печать - это изготовление тиражной печатной продукции с помощью цифрового оборудования. Цифровой печатью называют процесс, который позволяет получить изображение на бумаге непосредственно с компьютера.

Цифровая печать больше подходит для малых тиражей и отличается высокой скоростью печати. Однако, по сравнению с офсетной печатью, качество печати ниже, да и стойкость краски оставляет желать лучшего.

В печати используются самые разные сорта бумаги, которые отличаются друг от друга по ряду признаков: качеству, весу и т.д. Поэтому дизайнеру важно знать особенности видов бумаги и их отличия. Различают матовую и глянцевую бумагу.

Глянцевая бумага имеет гладкую и блестящую поверхность. Такая бумага быстро впитывает чернила и быстро высыхает. Недостатком глянцевой бумаги являются царапины, отпечатки пальцев. Глянцевую бумагу применяют при печати ярких иллюстрированных изданий, фотографии портретов, пейзажей, рекламной продукции.

Матовая бумага отличается высокой степенью белизны, отсутствует блеск. Эта бумага имеет мелкие поры, при печати краска впитывается медленнее, сохнет гораздо дольше, чем глянцевая. Такая бумага устойчива к механическим повреждениям. Матовая бумага имеет сравнительно низкую стоимость. На матовой бумаге изображения выглядят детализированными и контрастными. На матовой бумаге не остаются отпечатки пальцев, поэтому она хорошо подходит для изданий.

Существует огромная разница между тем, как цвет выглядит на мелованной и немелованной бумаге. Проектирование и подготовку художественного изображения надо вести с учетом типа бумаги, чтобы выбранные цвета выглядели лучше [11, с.88].

Мелованная бумага имеет гладкую поверхность. Специальная покрытие бумаги позволяет передавать цвета более точно, а также печатать мелкие детали. Такая бумага будет идеальным выбором, если многостраничное печатное издание включает в себя фотографии, яркие цвета и дизайнеру требуется достичь высококачественного изображения. Например, брошюры и каталоги часто печатаются на мелованной бумаге, так как нужна точная цветопередача.

Рис. Пример печатного издания на мелованной матовой бумаге

Издание, посвященное Юрриану Шроферу - графическому дизайнеру, изобретателю фотокниг, арт-директору, преподавателю, вошло в число лучших книг, выпущенных в Нидерландах в 2013 году в конкурсе «The Best Dutch Book Designs», также напечатано на мелованной матовой бумаге.

Рис. Издание, посвященное дизайнеру Юрриану Шроферу

Немелованная бумага имеет зернистую структуру и хорошо впитывает чернила струйного принтера. Но яркость цвета при этом теряется. Поэтому дизайнеру необходимо этот учитывать. Немелованная бумага используется, например, для дизайнерских проектов, где требуется необычный внешний вид и персонификация печатного издания.

Рис. Печатное издание на немелованной бумаге

Одним из главных отличий современной типографии можно назвать широкую палитру цветов, которые доступны при исполнении заказа. Сократилось вредное влияние красок на организм человека, которые больше не используются. Благодаря современному печатному оборудованию выросла производительность труда, сократилось время, затрачиваемое на производство печатной продукции, снизилось количество брака. За счет этого снизилась и стоимость продукции.

Последний, третий, этап производства печатной продукции - послепечатная обработка.

2.2 Послепечатная подготовка издания и отделка печатной продукции

Любой отпечатанный тираж нуждается в послепечатной обработке. Послепечатная обработка это процессы, которым подвергается издание после печати, но до сдачи тиража.

В состав этих работ входит множество процессов и операций: биговка, фальцовка, ламинирование, перфорация, переплет и брошюровка.

Биговка - создание на бумаге специальных «канавок» для последующего сгиба по ровной линии без заломов и трещин.

Фальцовка - один или несколько сгибов листа. Отличается от биговки менее выраженной линией сгиба. Применяется на бумаге не очень высокой плотности.

Ламинирование - нанесение на печатную продукцию матовой или глянцевой прозрачной пленки для придания особых эффектов. Ламинацию относят к отделочным послепечатным операциям. Ламинированная поверхность становится глянцевой, а краски кажутся более насыщенными. Ламинированное покрытие является для изделия надежной защитой от влаги, повышает его стойкость к истиранию и изменению температур.

Перфорация - создание пунктирной «линии отреза», то есть неглубоких отверстий для обеспечения легкого разрыва бумаги.

Переплет и брошюровка - финальная обработка для создания многостраничной продукции: брошюр, каталогов, журналов. Многостраничная продукция требует более сложной обработки. Если полос в издании много, то требуется листоподборка (вложение одного листа в другой в нужном порядке), скрепление листов (брошюровка) различными способами.

Брошюровка считается последним этапом послепечатной обработки. Брошюровка имеет несколько видов. Самый распространенный - это скрепка или скоба. Это быстрое и дешевое решение, подходящее для менее крупных изданий, например, журналов.

Рис. Пример брошюровки скобой

Еще есть такие виды брошюровки как:

-          КБС (клеевое бесшвейное соединение) (рис. 76). Это умеренно надежный вариант, подходящий для крупных изданий и недорогостоящий.

Рис. Пример клеевого соединения листов

-          клеевое сшивное соединение (рис. 77). Это способ переплета печатной продукции, предназначенный для интенсивного и длительного использования (журналы, брошюры, каталоги и т.п.). При этом это бюджетный вариант.

Рис. Пример клеевого сшивного соединения

-          пружина или навивка (рис. 78). Пружина (пластиковая или металлическая) - хорошее решение для небольших многостраничных печатных изданий в том случае, если не требуется особой надежности. Позволяет удалять или добавлять страницы после переплетения.

Рис. Пример брошюровки пружиной

-          болты декоративные (рис. 80). В качестве альтернативы пружине или любому другому переплету возможно использовать соединение блока и крышки болтами. Болты бывают металлические и пластиковые.

Рис. Пример соединения листов болтами

Применение того, или иного вида брошюровки зависит от его назначения и объема страниц в блоке. Брошюра или каталог лучше будут смотреться на скрепке или КБС. Клеевое бесшвейное скрепление - скрепление клеем элементов книжного блока по корешку. Скрепление на болты применяется для дорогих изданий ограниченного тиража, так как придает изданиям презентабельный внешний вид.

В результате работ по послепечатной доработке, печатной продукции придаются функции эксклюзивности, наглядности, удобочитаемости и долговечности в использовании.

Рассмотрены различные программы электронной верстки, их преимущества и отличия: Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign), QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX.

Отдельное внимание уделено видам бумаги (матовая и глянцевая), их достоинствам и недостаткам при печати издания, что помогло определиться с выбором бумаги в ходе подготовки серии многостраничных изданий.

Также в главе рассмотрены такие процессы как ламинирование и брошюровка многостраничного печатного издания. Изучена подготовка иллюстративного материала к печати.

Можно сделать вывод, что вся полиграфическая продукция проходит процесс производства, состоящий из трех основных стадий - допечатной подготовки, процесса печати и послепечатной обработки, каждый их которых играет важную роль при разработке многостраничного издания. Допечатная подготовка - это целый цикл работ, связанный с различными направлениями деятельности. Послепечатная подготовка - важнейший заключительный этап в полиграфии.

ГЛАВА 3. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ СЕРИИ МНОГОСТРАНИЧНЫХ ИЗДАНИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

.1 Предпроектное исследование

Дизайн-проект по разработке серии многостраничных изданий по проектированию в графическом дизайне, а также учебно-методических пособий выполнялся исходя из следующих позиций:

•         дизайн изданий должен соответствовать всем современным требованиям и тенденциям оформления многостраничных изданий;

•      иллюстрационный материал необходимо снабдить текстовыми пояснениями;

•         формат, объем, и оформление каждого издания должен быть удобным для ознакомления.

Организация и дизайн печатного издания играют важную роль, так как от удобства использования, удобства чтения и правильного оформления зависит успешность проекта.

Для создания серии многостраничных изданий и учебно-методических пособий, было изучено множество литературы, вариантов дизайна брошюр, каталогов, альбомов, периодических изданий, учебных пособий и многих других публикаций. Также был проведен анализ предполагаемой аудитории, для которой создавался проект.

Задача заключалась в том, чтобы создаваемая многостраничные издания и учебные пособия были информативными и отражали в себе креативность, современный инновационный стиль, новизну и свежесть идей, а также выполняли свою основную задачу - демонстрировали лучшие работы студентов и выпускников художественно-графического факультета, служили обучающим материалом для студентов.

Источниками материала служили: учебные пособия, художественные издания, периодические издания. Все эти материалы необходимо было изучить,провести работу с текстом, подобрать иллюстративный ряд и так далее.

3.2 Техническое задание и концепция проекта

Определение концепции, общей идеи издания - это первостепенная задача при разработке дизайна проекта. Концепция проекта должна во многом зависеть от вкуса и потребностей потенциальных читателей.

Первым этапом проекта явилась разработка серийного издания по проектированию в графическом дизайне:

1)   Теория. Обучение. Практика.

2)       Студенты-дизайнеры.

3)       Идеи. Инновации. Эксперимент.

Первое издание «Теория. Обучение. Практика.» комплексно представляет процесс и результаты обучения дизайна в МГУ. В издании представлены некоторые учебные пособия, разработанные преподавателями МГУ для студентов, информационные издания, творческие курсовые и дипломные проекты студентов, а также проекты студентов, отмеченные дипломами и грантами на различных дизайнерских конкурсах.

Второе издание «Студенты-дизайнеры для МГУ» представляет широкий спектр дизайнерских работ, выполненных студентами-дизайнерами для МГУ с 2007 по 2016 год.

Третье издание «Идеи. Инновации. Эксперимент.» представляет интересные творческие проекты студентов-дизайнеров, концепция которых базируется на поисковом проектировании.

Все издания спроектированы в едином стиле: структура, модульная сетка, шрифты и др.

  


В ходе работы были изучены все полученные материалы и отобраны наиболее интересные проекты студентов из разных направлений дизайн- деятельности, которые вошли в издания.

Вторым этапом дизайн-проекта явилась разработка учебно-методических пособий по выполнению курсовых работ и выпускных квалификационных работ и создание альбома по проектированию в дизайне. Итого, дизайн-проект включает в себя 6 многостраничных печатных изданий.

Важную роль при проектировании многостраничного издания имеет порядок расположения материала, страниц и структура разделов издания. Разделение пространства создает структуру, которая объединяет элементы в композиции. В ходе работы над изданием было тщательно продумано расположение информации, которая состоит как из текстового, так и иллюстративного материала. Издания должны позволить студентам ориентироваться на лучшие работы, тем самым побуждая их к творческой деятельности, участию в конкурсах.

3.3 Разработка макетов и выполнение проекта

Началом работы над проектом явился изучение и анализ большого объема материала по курсовым и дипломным работам студентов-дизайнеров МГУ за все годы существования кафедры графического дизайна. После тщательного отбора материала самые интересные по дизайну и темам проекты были отобраны для включения в печатные издания. Была проведена подготовительная работа по фотосъемке материалов для учебно-методических пособий, серии печатных изданий и альбома по проектированию в дизайне.

В ходе работы над проектом была разработана модульная сетка для всех печатных изданий.

Рис. Модульная сетка печатных изданий

Было предложено несколько вариантов верстки. В печатных изданиях использованы как симметричная, так и асимметричная верстка.

 

Рис. Варианты верстки разворотов альбома

В ходе верстки изданий было организовано пространство и поля, что позволяет без напряжения читать и понимать представленный материал. При размещении материала использовалась сетка с простой структурой, что позволило добиться последовательности подачи содержания издания.

Не стоит недооценивать важность колонцифр (номеров страниц). Они очень важны, поэтому должны располагаться так, чтобы их было легко найти.

Рис. Пример указания номера страницы в печатных изданиях и учебных пособиях

Брошюра для читателя должна выполнять несколько условий. Подходящий формат передает определенные идеи и обеспечивает функциональность издания. При выборе формата издания, было принято решение использовать формат размером немного меньше стандартного формата А4, 205х270 мм. Этот формат является компактным, не слишком маленьким и удобным при его чтении, хранении и переноске.

В дизайне всех шести изданий использовался один и тот же шрифт.

Главная гарнитура - Calibri Regular.

Для набора фамилии автора был выбран шрифт Calibri Italik гарнитура простая и читабельная. Курсив выбран, чтобы визуально отделить фамилию автора проекта от основного текста.

При выборе шрифта учитывались его удобочитаемость, четкость и легкость восприятия читателем.

Рис. Пример подписей проектов в первых трех печатных изданиях

Рис. Пример подписей рисунков в методических пособиях

Серый и синий цвета использованы во всей серии изданий на каждом развороте как элемент дизайна страницы и на обложке (рис.91).

Рис. Цвет элемента дизайна на страницах и на обложках всех изданий

При этом синий цвет использован в изданиях как акцентный.

Рис. Цвет, используемый для шрифта внутри всех изданий

Для первых трех печатных изданий изначально было разработано 3 варианта оформления обложки, но в итоге был выбран единый вариант дизайна обложки для серии изданий. Обложки содержат визуальный ряд и решены в ярких цветах при относительно простой графике.

Рис. Визуализация обложек многостраничных изданий

Дизайн обложек изданий выдержан в одном стиле, что сразу позволяет определить серийность изданий и придает серии единство (рис. 99). Дизайн обложек был разработан с учетом интересов целевой аудитории. Так например, в оформлении обложек используются фотографии работ из нескольких разделов изданий (например: печатные издания, плакаты, дизайн интерьера, упаковка, учебные пособия).

Дизайн обложек учебных пособий и альбома отличается от первых трех печатных изданий, хотя визуально понятно, что все шесть изданий являются серийными изданиями.

Ниже приведены примеры разворотов первых трех печатных изданий в соответствии с предложенной версткой.

Рис. Разворот раздела «Издания»

Рис. Разворот раздела «Учебное пособие»

Рис. Разворот первого издания с творческим проектом

Рис. Разворот первого издания с презентационными материалами

Для верстки серии изданий была выбрана программа InDesign, так как программа рассчитана на работу с иллюстрациями. Кроме того, в InDesign можно экспортировать документ в pdf формате. Файлы pdf легко открываются на любом компьютере. Файлы pdf легкие и их можно легко печатать, а также удобно пересылать электронной почтой. А также InDesign обладает рядом преимуществ, которые подробно описаны в главе 2.

В ходе подготовки серии печатных изданий была выбрана матовая бумага, так как она отличается высокой степенью белизны, на ней не остаются отпечатки пальцев, и она имеет относительно низкую стоимость.

В серии печатных изданий ламинация была применена на обложках изданий.

Для печатных многостраничных изданий было использовано клеевое скрепление блоков. Это умеренно надежный, подходящий для крупных изданий, и при этом менее дорогостоящий вариант, чем при жестком перелете.

Представлен дизайн обложек шести печатных изданий, а также вариантов разворотов.

В проекте использовалась матовая бумага, ламинация была применена на обложке, использована клеевое скрепление блоков. Электронная вертска проекта была сделана в программе InDesign благодаря определенным преимуществам программы.

Проект представляет сложное серийное издание, которое широко освещает творческую деятельность студентов-дизайнеров:

1)   «Теория. Обучение. Практика.»

2)       «Студенты-дизайнеры для МГУ.»

3)       «Идея. Инновация. Эксперимент.»

4)    «Дипомное проектирование по дизайну. Методические указания к выполнению ВКР для бакалавров.»

5)       «Курсовое проектирование по дизайну. Методические указания к выполнению для бакалавров.»

6)   «Проектирование в дизайне. Дипломные и курсовые работы студентов МГУ.»

Издания выдержаны в одном стиле, что сразу позволяет определить серийность изданий и придает серии единство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в выпускной квалификацинной работе материалы содержат сведения об этапах проектирования многостраничных изданий, структуре издания, важности выбора шрифта, цветовой палитры и т.д.

В процессе исследования были рассмотрены основные виды многостраничных печатных изданий. Особое внимание было уделено дизайну изданий. Работа над изданием начинается с определения руководящей идеи - концепции. Исходя из концепции, дизайнер поэтапно разрабатывает оформление издания. Цель многостраничного издания - донести до аудитории сообщение, содержащее в себе многообразие составляющих: иллюстрации, фотографии, текст, схемы и т.п. Перед дизайнером стоит задача организовать информационное сообщение и оформить его в ярком, креативном решении, наиболее грамотно подающем его суть.

Поэтапное ознакомление с проектированием учебных изданий дало возможность создать дизайн-проект, а именно дизайн серии многостраничных изданий «Проектирование в дизайне». В печатных изданиях и учебных пособиях использовано большое количество студенческих курсовых и дипломных работ. Общее оформление всех изданий выдержано в едином стиле. Можно сделать вывод, что тщательно продуманный дизайн печатного многостраничного издания привлекает потребителя. Методические пособия будут полезны студентам художественно-графического факультета МГУ при написании курсовых и дипломных работ. Издания носят не только обучающий характер для студентов МГУ, но и могут быть полезны для абитуриентов.

В результате проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель достигнута, дизайн-проект выполнен, поставленные задачи решены. Дипломная работа представляет собой законченный целостный продукт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Бхаскаран Лакшими. Анатомия дизайна. Реклама, книги, газеты, журналы. - М.:АСТ, 2006. - 256 с.

2.       Волков Николай, Курс макетирования и верстки, 2006. - 66 с.

3.       Дэбнер Дэвид, Школа графического дизайна, пер. с англ. В.Е. Бельченко - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 192 с., ил.

4.       Иттен И., Искусство цвета, пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. - М.: Аронов Д., 2007. - 95 с.

5.       Келейников Иннокентий, Дизайн книги: от слов к делу. - М.: РИП- холдинг, 2014. - 304 с.

6.   Нельсон Р., статья «Секрет фирмы». Как создать фирменный стиль. Журнал «Техника рекламы» № 11 - М., 2005. - 384 с.

7.   Риверс Шарлота, Максимализм. Графический дизайн эпохи упадка и пресыщенности. - ООО Издательство «Астрель», 2008. - 160 с., ил.

9.       Салтыкова Г.М., Шрифт. - М.: «ДПК ПРЕСС», 2014. - 112 с. илл.

10. Самара Т., Дизайн публикаций. Практикум. - М.: РИП-холдинг, 2004. - 240 с., ил.

11. Стоун Терри Ли, Син Адамс и Норин Мориока, Дизайн цвета. Практикум. Практическое руководство по применению цвета в графическом дизайне., РИП-холдинг, 2006. - 240 с., ил.

12.     Филь Шарлота и Филь Петер, Графический дизайн. - ООО Издательство «Астрель», 2008. - 190 с., ил.

13. Хембри Райн, Самый полный справочник. Графический дизайн., пер. с англ. А.В. Банкрашкова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 192 с., ил.

14. Шервин Дэвид, Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера, пер. с англ. С. Селинский. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с., ил.

Похожие работы на - Дизайн серии многостраничных изданий 'Проектирование в дизайне'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!