Дизайн поэтического сборника 'Времена года'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,69 Мб
  • Опубликовано:
    2017-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дизайн поэтического сборника 'Времена года'















Дизайн поэтического сборника «Времена года»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы иллюстрации

.1 Понятие иллюстрации

.2 Художественные и технические приемы иллюстрирования в разные века

.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Выводы по первой главе

Глава 2. Книга: структура и методы печати

.1 Значение книги

.2 Конструкция книги и ее основные элементы

.3 Технологии печати книг

Выводы по второй главе

Глава 3. Основные требования к дизайну и верстке книги для детей

.1 Зрительное восприятие

.2 Модели цветового восприятия

Выводы по третьей главе

Глава 4. Разработка дизайна книги

.1 Техническое требование к верстке

.2 Этапы разработки проекта

.3 Выбор цветовой палитры

.4 Выбор шрифта

.5 Графика и работа с изображениям

.6 Визуализация поэтического сборника

Выводы по четвертой главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В наше время, несмотря на интенсивное развитие электронной техники (телевизоров, персональных компьютеров, планшетных компьютеров, смартфонов и т. п.), а также Интернета, книга не теряет своей актуальности. При этом в связи с усиливающейся ролью визуального восприятия особую важность приобретает иллюстративная составляющая книжных изданий. Эта тенденция обусловлена исторически: еще во времена поздней античности иллюстрация стала весьма значимым атрибутом рукописных книг, а в дальнейшем получила наибольшее распространение именно как элемент полиграфического искусства.

Сегодня красочные иллюстрированные издания востребованы, в первую очередь, у маленьких читателей - ведь именно с помощью такой подачи информации у ребенка появляется замечательная возможность лучше узнать мир.

Целью дипломной работы является разработка поэтического сборника « Времена года».

Задачами дипломной работы является изучение книжной полиграфии с иллюстративными элементами. Изучение понятия иллюстраций, структуры метода печати, технические требования к верстке. Необходимо исследовать принципы изобразительного искусства в книжной продукции.

Объектом исследования является детская полиграфия . В теоретической части будут рассмотрены такие вопросы как восприятие цветовых моделей человеком и зрительное восприятие.

В практической части необходимо на основе исследования создать свое собственное иллюстрированное многостраничное издание на тему поэтического сборника «Времена года».

Актуальность исследования обусловлена тем, что проект будет интересен не только детской аудитории, но и подросткам, и взрослым. Также затрагивается вопрос восприятия цветовой гаммы на литературный материал.

Глава 1. Теоретические основы иллюстрации

1.1 Понятие иллюстрации

Иллюстрацией называется изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Иллюстрация находится в смысловом и художественном единстве с текстом, непосредственно участвует в его чтении и, что немаловажно - в его уяснении различными категориями читателей. Выступая как составная часть книжной графики, она дополняется декоративными элементами оформления (заставками, концовками, инициалами), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Специфика иллюстрации в детской книге заключается в том, что она должна быть приспособлена к детскому восприятию, быть наглядной, иметь познавательный характер, не теряя, однако, полностью своих развлекательных свойств. При этом нельзя рассматривать иллюстрацию, предназначенную для детей, в отрыве от общих направлений развития книжной графики, существовавших в разные времена стилей и авторских художественных приемов.

Первые иллюстрированные печатные издания появились в XV веке, с возникновением типографского делав Западной Европе. Этими книгами были Библия и букварь. Конечно, в те времена еще не существовало специализированной детской литературы, а потому и не выпускались детские книги с иллюстрациями. Однако уже в XVII веке вышел в свет учебник знаменитого педагога Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Появилась возможность преподавать детям основы научных знаний, используя книжные иллюстрации.

В России традиция иллюстрированной учебной книги, изданной типографским способом, восходит к XVI веку. В качестве примера можно привести вышедшую в 1596 году «Грамматику словенскую» Лаврентия Зизания, содержащую ряд гравюр. «Азбука» 1637 года также была проиллюстрирована гравюрами, изображающими школьную жизнь тех времен. Стоит отметить, что данный иллюстративный материал и по сей день не потерял своей актуальности.

Одним из самых значительных русских лицевых изданий XVII века был лицевой «Букварь» Кариона Истомина, выпущенный в 1694 году. Можно сказать, что это уникальное произведение полиграфического искусства, настоящая живописная энциклопедия, которая не могла не привлечь внимания юных читателей. В ней исключительно гармонично подобраны иллюстрации, выполненные в технике гравюры, при этом все они строго соответствуют текстам книги.

Известны также иллюстрированные «Азбука» и «Прописи», относящиеся к XVIII столетию. И здесь иллюстрации имели, в первую очередь, учебно-познавательный характер.

В XVIII веке в Европе у маленьких читателей появилась, наконец, замечательная возможность читать не только специальную учебную литературу, разглядывая при этом картинки. К концу этого столетия в Германии появились две иллюстрированные книги, изданные для детей. Это были энциклопедии выдающегося немецкого педагога Иоганна Бернхарда Базедова «Первоначальное обучение» и «Книжки-картинки для детей» (вып. 1-12) писателя и переводчика Фридриха Иоганна Юстина Бертуха. Постепенно книга начала принимать такой, в каком мы привыкли ее видеть в наши дни, а чтение стало излюбленным семейным занятием, представлявшим интерес для людей всех возрастов. В XIX веке книжка-картинка стала любимым чтением детей 3-7 лет, многие из которых еще только учились разбирать буквы.

Начало XX века было отмечено новыми явлениями и процессами в культуре, общественной жизни и экономике, бурным развитием технического прогресса. В XX веке, в особенности, в первой его половине, мир был потрясен грандиозными событиями, изменившими ход мировой истории. Во многом под влиянием этих потрясений, под влиянием войн и революций произошел перелом в развитии всех сфер человеческой деятельности. Огромные, масштабнейшие перемены произошли в мировом искусстве. Так, в литературе появились новые художественные направления, развились новые стихотворные формы, и это не обошло стороной детскую книгу. Пришло время иллюстратору переосмысливать подход к работе с детскими книгами, каждая из которых теперь приобрела собственную цветовую и пространственную композицию, подчинялась своим законам образной выразительности и соответствовала определенному читательскому восприятию. Художники сделались не просто авторами своих иллюстраций - они приняли активное участие в создании стихов для малышей, рассказов, маленьких поэм и сказок. Можно с уверенностью говорить о том, что именно искусство иллюстрации послужило мощным толчком для развития и популяризации детской литературы XX века.

Если рассматривать лучшие иллюстрированные детские издания XIX-XX веков, можно отметить глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, характерное для работавших над этими книгами художников, всецелое соответствие их иллюстраций основным идеям, вложенным авторами в свои произведения, их неординарный творческий подход. Такие издания свидетельствуют о высоком профессионализме и художественном уровне мастеров книжной иллюстрации. Вместе с тем, наряду с прекрасно подготовленными детскими книгами в этот период встречаются и совершенно противоположные им по качеству издания, содержащие невзрачные, серые, не наполненные цветом скучные картинки, которые никогда не заинтересуют маленького читателя.

Каким же целям служат иллюстрированные детские издания?

Иллюстрации необходимы, в первую очередь, для того чтобы максимально расширить восприятие детьми текста, они также способствуют более глубокому переживанию прочитанного материала. Все это развивает эмоциональную сферу личности ребенка. Например, в плане восприятия книги маленькими читателями очень важно начинать ее не с текста, а с ярких красочных картинок. Иногда и первоначальный замысел книги связан с графическими или живописными работами художников. Так, художник- иллюстратор В.В. Лебедев нарисовал сценки на темы цирковой жизни, к которым уже потом С.Я. Маршак написал стихи.

Иллюстратор книги берет на себя огромную ответственность: он подобно поэту как бы пишет стихи, но пользуется не языком слов, а, будучи художником, использует свой, визуальный язык подачи информации, ибо перед ним стоит задача графической интерпретации текста. Иллюстрирование - это своего рода рассматривание внутреннего мира литературного произведения, возможность лучше о нем рассказать и лучше его понять - с помощью фантазии и зрительных образов художника.

В познавательной книге рисунок несет в себе дополняющие функции, наряду с текстом объясняя систему знаний. Хорошо проиллюстрированный учебный текст дает ребенку возможность лучше усвоить содержащуюся в нем информацию.

В качестве примера можно привести детскую энциклопедию Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где на 588 страницах расположено 516 рисунков. Их функции разнообразны. Они образно объясняют ребенку ход последовательных действий, раскрывают содержание текста в целом или их фрагменты, поясняют текст, они помогают познакомиться ребенку с новой информацией. На страницах книги можно увидеть известных и любимых многими детьми герoев мультфильмов Уолта Диснея. Это дружные Чипп и Дейл, смешной утенок Дональд, знаменитый ушастый Микки Маус и неуклюжий слоненок Дамбо.

Рис. 1. Иллюстрации к энциклопедии «Расти большой»

Преимуществ такого подхода к иллюстрированию текста множество. Ребенку достаточно тяжело читать и воспринимать большое количество научного текста, порой ему просто необходимо переключить свое внимание на яркие изображения, разбавив текст позитивными иллюстрациями, да и еще такими, на которых он может видеть любимых героев из мультфильмов. Маленький читатель всегда будет с легкостью и большим энтузиазмом воспринимать сведения, изложенные в таких изданиях.

Важно отметить, что сами герои мультфильмов на страницах подобных книг становятся читателями, подавая детям пример поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Отличительным моментом является то, что в подписях к таким иллюстрациям поясняются ключевые моменты текста, что не только воздействует на ум ребенка, но и усиливает его внимание к излагаемому материалу, объединяя положительные эмоции с умственной сосредоточенностью.

1.2 Художественные и технические приемы иллюстрирования в разные века

Одними из первых дошедших до нас иллюстраций являются древнеегипетские папирусные миниатюры. Известны иллюминованные листы и свитки папируса, содержащие магические заклинания и гимны Древнего Египта. На страницах учебных пособий или в крупнейших музеях мира можно полюбоваться на это древнейшее искусство великого народа. Впоследствии, через несколько веков после появления нового материала, - пергамента, техника иллюстрирования постепенно распространилась и на пергаментные кодексы.

Иллюстрации, нарисованные на пергаменте, известны и в составе древнерусских рукописных книг. ВXI веке такие рисунки к рукописям создавались в единичном экземпляре. Конечно, они стоили очень больших денег, были недоступными для большинства грамотного населения Руси. При создании подобных иллюстраций использовались высококачественные краски, они украшались драгоценным металлом. Древнерусские мастера книжной миниатюры создавали настоящие шедевры - выдающиеся произведения искусства.

Уже к концу XIV века в Европе развивается ксилография и гравюра. В те времена использовались различные методы гравирования текста. Эта удобная и доступная техника широко употреблялась, производственный процесс был не сложен: доски смазывали черной краской, бумага прижималась к доске. Однако отрицательная сторона такой печати состояла том, что для тиснения иллюстраций, так же, как и для печати текста, использовалась краска одного цвета, в основном, черная.

Но спустя небольшое количество времени, в середине XV века, в Германии изобретают новый способ печати, изобретатель типографского станка И. Гутенберг создает металлические буквы, которыми можно было набирать слова. Если посмотреть на историю становления книгопечатания, можно увидеть, что до конца XVIII века оно не испытывало существенных изменений, между тем как сами иллюстрации совершенствовались в своем исполнении и изобразительной подаче.

В 1798 году появляется более дешевый и удобный способ печати - литографический. С помощью нового изобретения рисунки приобрели более детализированный вид. В это время появляется еще одно важное изобретение - торцово-тоновая репродукционная гравюра. Она была настолько популярна, что использовалась вплоть до начала XX века. В середине XIX века появились первые фотоаппараты. Фотоискусство затронуло и печать. Начинает выпускаться иллюстрация с помощью фотомеханических процессов. Так зародилась цинкография - изготовление фотографическим путем цинковых клише для типографской печати,(Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка) а также автотипия - получение рисунка с помощью полутонов.

Как мы уже отмечали, в России история детской иллюстрации началась по сути с книги «Букварь» Кариона Истомина. Это учебное пособие гравировалось на меди.

Страницы «Букваря» в изобилии украшены буквицами, изображениями животных, растений, различных предметов, персонажей Священного Писания и мифологии, например, звездочета, держащего в руках баночку с чернилами и раскрытую книгу. Этот «Букварь» можно смело назвать настоящим кладом иллюстративного материала.

Рис. 2.«Букварь» Кариона Истомина

В XIX веке в связи с развитием технического прогресса появились новые возможности создания и печати иллюстраций. В технике графического изображения стали использоваться такие материалы, как акварель, масло, гуашь, карандаш и др. У художников появилось намного больше возможностей передавать свои творческие замыслы с помощью новых методов нанесения иллюстраций на лист. В качестве примера можно привести иллюстрации к детской книге «Усатый полосатый», которые художник А.П. Пластов выполнил с помощью цветных карандашей, как нельзя лучше передающих мягкую шерстку главного героя.

Рис. 3. Обложка к сказке С. Я. Маршака «Усатый полосатый»

Конечно же, выбор того, с помощью какого материала, какой цветовой гаммой и в какой технике исполнять рисунок, напрямую зависит от художественного направления и стиля литературного произведения. В конце XIX века к иллюстрированию детских книг приобщились великие русские живописцы. Необыкновенная красота, мастерство, глубина мысли и мастерство их работы и по сей день радуют новые поколения. Такие живописцы, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. Н. Нестеров, А. М. Васнецов создавали выразительные, яркие, запоминающиеся изображения для детей. Именно с этого времени детская книга полностью отделяется от взрослой и становится отдельным объектом творческой деятельности. Она приобретает особую структуру и индивидуальный облик. Отличительной особенностью детской книги становится большое количество иллюстративного материала, подробное раскрытие с его помощью темы литературного произведения, яркая колористика. Эти признаки и сегодня является характерными для профессионально исполненной детской книжной иллюстрации.

Для того чтобы передать идею, замысел произведения, художник использует не только цвет, он также работает над формой изображаемых людей или предметов, в зависимости от поставленной задачи применяет технику пятна, продумывает линию, показывающую формы и границы предмета, применяет метод светотени, что позволяет ему передать расположение объекта в композиционном листе.

Наконец, важнейшим моментом в работе иллюстратора является четкое понимание его роли создателя изображение.

Художник-иллюстратор должен работать, руководствуясь не собственным произволом, а опираясь на литературное произведение. Его роль заключается в том, чтобы преобразить, сделать наглядным то, о чем рассказывается в книге.

«Художник - активный толкователь литературного произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования, но он обязан иллюстрировать идеи произведения, переводить их на пластический язык изобразительного искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл». [№7, стр. 61].

Выдающийся отечественный график и иллюстратор книг В. А. Фаворский писал: «Художник становится и соавтором, который, не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным еще большему числу людей».[№18, стр. 48]

Действительно, и сам Фаворский своими работами блестяще доказал, как можно приблизить к современному читателю такие великолепные образцы духовного и художественного наследия человечества, как книги Священного Писания («Книга Руфь») или древнерусское эпическое сказание - «Слово о полку Игореве».

Рис 3а. Битва князя Игоря с половцами. Гравюра на дереве В. А. Фаворского

Чтобы точнее понять авторский замысел литературного произведения, художнику нужно прочувствовать, как бы пережить то, что пережил и автор. Художник должен быть подобен актеру, вживающемуся в роль, которую ему предстоит играть. И чем глубже иллюстратор погрузится в замысел автора, тем лучше получится у него передать созданные им образы.

1.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Большая ответственность возлагается на художника при создании иллюстрации, ведь зачастую именно от его работы зависит успешная продажа тиража издания.

Художник с помощью иллюстраций развивает в маленьком читателе фантазию, помогает участвовать в приключениях, о которых повествуется в тексте литературного произведения, облагораживает ум, сердце и душу. Вспомним некоторых наиболее известных русских и зарубежных художников, которые внесли значительный вклад в искусство детской книги.

Одним из выдающихся иллюстраторов был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Благодаря оригинальности и своеобразию графики он приобрел широкую популярность среди читателей. Большого формата книга толщиной в тонкую тетрадь проиллюстрирована большими и красочными рисунками. Здесь он является не только автором красочных иллюстраций, но и эмблем, разработчиком новой гарнитуры шрифта, разнообразных декоративных элементов для обложки, орнаментальных украшений и инициалов. В 1901-1903 годах в свет выходит ряд его известных работ, наполненных яркими иллюстрациями. Это издания русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Василиса-Прекрасная», «Белая уточка» и. др. Также художник проиллюстрировал сказки А. С. Пушкина («Сказку о золотом петушке», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане»).

Одна из характерная особенностей творчества Билибина, за которую его книги так любили читатели, это иронический пафос в изображении литературных персонажей. Такой подход тесно соприкасается с отечественным фольклором, ведь ирония и юмор весьма характерны для русского народного творчества. Билибинус одинаковой легкостью удавалось изображать злых и добрых, веселых и грустных героев. Эти персонажи, когда мы были детьми, привлекали к себе особое внимание: они учили нас совершать добрые дела, презирать зло и несправедливость.

Рис. 4. Иллюстрация И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Одним из выдающихся русских художников XIX-XX веков был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он был одним из немногих иллюстраторов, который сумел раздвинуть привычные рамки жанра сказки и показать красочный мир волшебных историй. Васнецов широко использовал живопись для иллюстрирования литературного материала. Известны его иллюстрации к былинам, русским народным сказкам, стихотворениям русских поэтов, произведениям других литературных и фольклорных жанров.

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал о нем критик В. В. Стасов. Благодаря живописным иллюстрациям Васнецова русская сказка начинает восприниматься в новом художественном ракурсе, тем не менее, вполне соответствующем отечественной фольклорной традиции.

Васнецов предоставил нам уникальную возможность быть очевидцами прошлого. Даже сегодня, когда прошло уже почти сто лет со дня смерти художника, его полотна радуют миллионы людей, они наполнены русским духом, они живут как бы вне времени. Детство художника прошло в вятском селе, среди живописных пейзажей, и с самого детства он был пропитан любовью ко всему русскому. Васнецов любил историю своего народа, внимательно и глубоко изучал русский фольклор. Уже в самом начале творческого пути художник создал ряд иллюстративных материалов к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица», а в дальнейшемнаписал множество картин посвященных фольклорным темам, среди которых - «Витязь на распутье», «Три богатыря».

В одной из самых его знаменитых картин «Иван-Царевич на сером волке» (сейчас на нее можно полюбоваться, посетив Государственную Третьяковскую галерею) художник прекрасно передал состояние души главных героев. Он взял от народа самое прекрасное: его простоту и естественность.

Рис. 5. Картина В. М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке»

Одна из самых трогательных картин В. М. Васнецова - «Аленушка» (на нее также можно посмотреть, посетив Государственную Третьяковскую галерею). Эта картина писалась в знаменитом живописном селе Абрамцеве, где долгие годы жил Васнецов. Образ Аленушки сложился у художника под впечатлением от общения с простой девушкой-крестьянкой, печальный вид которой поразил и восхитил его. Эта картина наполнена печалью, общий колорит картины, ее природа и сама героиня - олицетворение самой русской жизни.

Другой художник, носивший фамилию Васнецов, - Юрий Алексеевич (1900-1973), дальний родственник Виктора Михайловича, также оставил свой след в истории детской книги. Он был создателем целых галерей героев произведений детской литературы. Художник иллюстрировал фольклорные песни, прибаутки, сказки Льва Толстого, Самуила Маршака, Петра Ершова. Познакомившись с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, можно отметить его огромную любовь к русскому пейзажу. Его фантастические и сказочные поля, леса, речушки - все это по-настоящему завораживает читателя. Лучшие работы Ю. М. Васнецова, которые произвели большое впечатление на читателей, это иллюстрации к сказкам «Теремок», «Три медведя», «Конек-горбунок».

Рис. 6. Иллюстрация к сказке Ю. М. Васнецова «Теремок»

Выдающимся немецким иллюстратором был Мориц фон Швинд (1804- 1871). Он создавал так называемые «монументальные иллюстрации» по мотивам сказок. Сегодня эти огромные полотна висят на стенах мюнхенской Старой Пинакотеки. Наиболее известен цикл его работ «Золушка», состоящий из одиннадцати акварелей. Также художник создал иллюстрации к таким сказкам, как «Прекрасная Мелузина», «Семь воронов и верная сестрица», «Семеро швабов», «Кот в сапогах», ряд больших художественных полотен, которые можно увидеть в залах мюнхенской Старой Пинакотеки.

Одним из знаменитейших французских иллюстраторов был Гюстав Доре. Ему удавалось передавать в своих иллюстрациях легкость штриховки, но в то же время и напряженную линию, обогащая при этом произведения разнообразными художественными образами. Этот художник считается одним из самых плодовитых и популярных иллюстраторов XIX века. Всемирную известность ему принесли циклы иллюстраций к Библии, роману Сервантеса «Дон Кихот», «Божественной комедии» Данте, а также цикл, получивший название «Иллюстрированный Рабле».

Рис. 7. Иллюстрация Гюстава Доре к роману Сервантеса «Дон Кихот»

Не менее известен шведский художник Йон Бауэр (1882-1918), прославившийся своими иллюстрациями, созданными по мотивам скандинавских сказок. Каждое Рождество в Швеции выставлялись его работы. Это именно его заслуга: сочетать лесные пейзажи с изображением мифологических персонажей, гномов, троллей, эльфов. Одни из самых знаменитых иллюстраций художника были созданы к сказке «Среди эльфов и троллей».

Рис. 8. Иллюстрация Йона Бауэра к сказке «Среди эльфов и троллей»

Замечательным иллюстратором был французский художник Гранвиль (его настоящее имя Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847). Он создавал серии забавных иллюстраций, придавая животным человеческие повадки. Его творческая деятельность не ограничивалась иллюстрированием книг, художник занимался также рисунком, живописью, карикатурой. Он оказал большое стилистическое внимание на развитие и совершенствование полиграфического жанра книжек-картинок для детей. Гранвиль рисовал изображения к басням Лафонтена (1837), «Приключениям Гулливера» Дж. Свифта (1839-1843).

Рис. 9. Иллюстрация Гранвиля к роману Дж. Свифта «Приключения Гулливера»

Английская художница Кейт Гринуэй (1846-1901) прославилась своими иллюстрациями к книге «Под окном», которая имела большой успех у детейв викторианской Англии. Наиболее известными работами Кейт Гринуэй стали рисунки к изданию средневековой немецкой легенды о Гаммельнском крысолове, а также к изданиям английских народных сказок («Сказки матушки Гусыни»).

Рис. 9. Иллюстрация к английской народной сказке «Матушка Гусыня»

Не остались незамеченными художниками и всеми нами любимые сказки про Мумми-Тролля. Их автор,ТувеЯнссон (1914-2001), была одновременно и художником-иллюстратором, она сама сочинила и проиллюстрировала своипроизведения.

Среди современных отечественных художников-иллюстраторов следует отметить О. В. Боловинцеву (р. 1958), получившую известность благодаря иллюстрациям сказок с арабским сюжетом.

Выводы по первой главе

Иллюстратор выполняет важную функцию в иллюстративном издании. Он выступает в роли визуального писателя или рассказчика после автора литературного произведения. Иллюстратор может опираясь на свой художественный опыт, предлагать свои художественные варианты оформления, но он обязан подчиняться автору литературного произведения и изображать дословно то что описано в текст. Художник должен растолковать читателю задумку писателя, это является важным моментом особенно в детской литературе, где маленькому читателю сложно воспринимать информацию.

Глава 2. Книга: структура и методы печати

2.1 Значение книги

Книга сопровождает нас в жизни, начиная с младенческого возраста. Можно сказать, что книга является нашим подлинным учителем жизни. Каждый возраст в жизни человека - это новый этап, который требует терпения, смелости и тяги к новым знаниям. И книга нам в этом помощник. С самого раннего возраста малыш рассматривает иллюстрации, знакомясь с окружающим миром. Знания, полученные таким путем, помогут ребенку легче ориентироваться в мире, полном трудностей. Это могут быть картинки, объясняющие малышу, какие продукты полезно есть, а какие нет, или на какой свет надо переходить дорогу. Затем ребенок подрастает, и книг вокруг него становится гораздо больше. Ведь он уже посещает школу, и каждый день усваивает новые знания.

Книга дает возможность передавать знания из поколения в поколение. Книги могут быть художественными, историческими, научными, но в любом случае они сохраняют знания человечества с тем, чтобы ими могли воспользоваться самые разные специалисты, например, инженеры, математики, художники. А для читателя-неспециалиста книга (в первую очередь это, конечно, художественное произведение), является не только и не столько кладезем знаний, сколько источником истинного эстетического наслаждения. Воистину, книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Рис. 10.Разворот Библии, которая была напечатана на первом печатном станке, созданном Иоганном Гутенбергом

2.2 Конструкция книги и ее основные элементы

Название слова «книга» пришло к нам из церковнославянского языка Церковнославянское слово «кънигы»в переводе означает «грамота» или «письмо». Книгой называют непериодическое издание, она состоит из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой. Также книгой может называться брошюра. Брошюра - это издание объемом не более 48 страниц.Чаще всего брошюра имеет мягкую обложку, ее книжный блок обрезан с трех сторон и скреплен на месте сгиба.Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет. Выполненная на хорошей бумаге, полноцветная и аккуратно переплетенная брошюра по внешнему виду вполне может соперничать с иными глянцевыми журналами, являясь при этом значительно менее дорогим изданием.

Рис.11.Элементы книги

Основные элементы книги: обложка, переплет, форзацы, фронтиспис, титульный лист, предисловие, послесловие, содержание, словарь, иллюстрации.

Каждая книга состоит из нескольких частей.

Книжный блок состоит из листов, на которых производится печать, далее их подбирают по нужной нумерации и складывают (фальцуют) в тетрадь. Корешок является местом сгиба и скрепления листов.

Рис.12.Книжный блок

Длиной и высотой блока называется расстояние между верхним и нижним обрезом. Объем книжного блока - от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради, именуется толщиной блока. Когда в типографии изготавливают тетради для блока, их получают с помощью фальцовки листов-оттисков. На каждом из таких листов имеются определенные обозначения, которые облегчают выполнение последующих технологических операций. В зависимости от желаемого числа сгибов листа при фальцовке (1, 2, 3, 4) на нем размещают определенное число полос (4, 8, 16, 32).

Запечатанное место издания называется полосой. У каждой полосы имеется свой порядковый номер, который называется колонцифрой и в готовой книге обозначается номером страницы.

Рис.13. Дополнительные печатные элементы книжного блока

Для правильного проведения брошюровочно-переплетных работ каждый лист (тетрадь книжного блока) снабжен дополнительными печатными элементами. Так, элемент«сигнатура» обозначает порядковый номер листа (тетради). Главная сигнатура ставится на первой странице листа для фальцовки (кроме первого листа) и располагается в его левом нижнем углу. Дополнительная сигнатура ставится на третьей странице листа, также под текстом. Она повторяет главную и обозначается цифрой со звездочкой. Рядом с главной сигнатурой ставится норма - фамилия автора, название книги или номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого заказа. На корешковую часть наносятся специальные контрольные метки: подтетрадные и подзаказочные. Подтетрадные метки на каждой последующей тетради располагаются со смещением по корешку на 3-3,5 мм и при правильной комплектовке блока образуют одну или две «лесенки» с равномерным чередованием ступенек; позаказные метки у всех тетрадей удалены на одинаковое расстояние от верхнего обреза и образуют на корешке блока поперечную полосу.

К месту, где находится корешковый край, к первой и последней тетради прикрепляют клеем или нитками листы плотной бумаги, которые складывают пополам, по размеру тетрадей. Это передний и задний форзацы (последний также называется нахзацом). В месте крепления форзаца располагают марлю или тесьму, с помощью которой в дальнейшем сшивают тетрадь в книжный блок.

К внутренним сторонкам крышек форзацы приклеивают наружными сторонами - таким образом скрепляется блок с крышкой. Форзац делится на несколько конструкций, цельнобумажных и составных. По способу крепления к тетрадям форзацы подразделяются на приклеенные, прошивные, пришивные и накидные. Для того чтобы тетрадь была плотно и надежно закреплена, с обоих концов корешка блока приклеивают каптал.

Рис.14.Переплетная крышка

Очень важным элементом книги является переплетная крышка. Она защищает издание от повреждений, а также служит элементом дизайнерского оформления. Чаще всего ее делают из картонных сторон, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоску тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. По своей конструкции переплетные крышки делятся на цельнокрытые и составные.

Цельнокрытые крышки покрывают переплетным материалом целиком. Обычно в качестве таких материалов используются: ледерин, коленкор, различные текстильные ткани, кожа, бумага. У составных крышек корешки (а иногда и уголки) изготавливают из прочных материалов, а картонные сторонки покрывают тканью или, чаще, бумагой.

От повреждений и загрязнений переплет хорошо защищает суперобложка. Она состоит из синтетической пленки, которая является достаточно прочным материалом. Суперобложка удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. На суперобложке можно размещать художественные элементы и рекламу.

По конструкции брошюра значительно проще книги. Она не имеет форзацев, каптала и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Брошюры покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.


2.3 Технологии печати книг

Печать- это способ получения печатных оттисков. Печатанием называется многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал: бумагу, картон, жесть, пленку и т.д.

Печатная форма- носитель графической информации (текста и изображений), который выглядит как пластина.

Существуют различные методы печати.

Так, плоская офсетная печать, основана на использовании двух компонентов: воды и масла, которые не должны смешиваться. Чтобы начать такую печать, форма должна быть зажиренной, что позволяет отталкивать воду и воспринимать краску. Пробельные элементы обладают противоположными свойствами.

При плоской офсетной печати форму нужно сначала увлажнить специальным раствором, который смачивает только гидрофильные элементы. Затем наносят печатную краску, которая состоит из специальных жировых кислот, благодаря чему краска прилипает только к олеофильным печатным элементам. Так как все эти элементы находятся в одной плоскости, краска ложится тонким, ровным и одинаковым слоем. Формы, с которых производится печать, весьма разнообразны, и подбираются работниками типографии в соответствии с задачами печати. Элементы форм могут быть разными, но принцип печати остается тем же: места, где нет изображений, незажирены, они остаются неизменными.

В книгопечатании также обширно используются формы для малых офсетных печатных машин. Для листовых и рулонных офсетных машин применяются одни и те же формы. Их создают в основном из алюминия, на который наносят светочувствительный слой. Изготавливают формы с использованием как негативного, так и позитивного способов копирования.

При использовании светочувствительного копирования светочувствительный слой под действием ультрафиолетового облучения становится малоустойчивым и поэтому в дальнейшем удаляется. Чтобы вода отталкивала краску, а металл притягивал воду, покрытие не должно подвергаться воздействию облучения. Тиражи объемом до 100 000 экземпляров печатаются с использованием негативного способа копирования. Для получения высокого качества изображения при однокрасочной печати, а также почти во всех случаях печати в многоцветном режиме применяется позитивный метод печати. Формы для позитивного копирования также используют при тираже 2 000 000 и большего числа копий. Чтобы формы были более долговечными, они подвергаются специальной обработке инфракрасными лучами.

Рис.15. Машина дляофсетной печати

Если применяется метод высокой печати, форму для нее подготавливают путем нанесения рельефных полосок, расположенных в одной плоскости. Пробельные плоскости при этом делают углубленными. В процессе печатания форма покрывается равномерным слоем краски, а на места, где есть углубленные пробельные элементы, краска не попадает. При высокой печати используется огромное разнообразие печатных форм, которые бывают двухосновных видов: оригинальные и стереотипные. Стереотипы - это формы-копии, их получают с оригинальных форм, и они обычно служат для печатания тиража. Оригинальные изобразительные формы независимо от способа их изготовления называются клише.

Печатные формы чаще всего делают на основе жестких или гибких пластин, которые равны формату запечатываемого листа. Продолжают также использоваться наборо-отливные формы, получившие широкое распространение в XIX-XX веках. Это формы, набранные из отдельных, отлитых в некоторых случаях с помощью специальных машин - линотипов, металлических литер и элементов. При изготовлении форм для высокой офсетной печати широко применяются химические и фотографические процессы. Стойкость тиражирования при этом зависит от интенсивности печати: тираж колеблется от нескольких десятков до 5 000000 и более оттисков.

иллюстрирование детский книга дизайн

Рис.16.Принципиальная схема высокой печати

Метод глубокой печати отличается использованием печатных форм, в которых также присутствуют печатные и пробельные элементы, но углубленные на различные или одинаковые уровни. Независимо от того, какая издательская продукция будет запущена в печать, печатающие элементы выглядят как отдельные ячейки, очень маленькие по размеру. Между собой они разделены тонкими перегородками-пробелами,которые находятся на одном уровне.

Рис.17.Принципиальная схема глубокой печати

При использовании флексографического метода печати форма создается из гибкого материала: фотополимера или резины. Затем уже с этой формы изображение переносится на запечатываемую поверхность. Запечатываемые материалы, на которых производится печать методом флексографии, могут быть самыми разнообразными, включая и гофрокартон. Благодаря гибким формам флексографическая печать становится возможной на огромном количестве материалов: на бумаге, фольге, пластиковых пакетах и т.д.

Рис.18.Принципиальная схема флексографической печати

Цифровой способ печати отличается высокой степенью оперативности, скоростью и технологичностью, но и высокой стоимостью. Непосредственно с компьютера на различных принтерах, плоттерах, а также используя специальные цифровые типографии, сегодня можно печатать практически любую издательскую продукцию, с применением самых разных материалов. С помощью цифровых методов производят как высокотиражные, так и малотиражные издания. При небольших тиражах достигается определенная экономия финансовых ресурсов заказчика, так как для цифровой печати не нужно изготавливать формы, при этом стоимость одного оттиска на цифровом аппарате не зависит от тиража.

Рис.19. Цифровая мини-типография

Выводы по второй главе

В наше время рынок книжной продукции развивается стремительными темпами. Сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество разнообразных изданий. При производстве полиграфической продукции используются самые разные типографские машины, различные методы печати на огромном числе материалов. Современные типографии могут выполнять широкий круг требований и задач, поставленных заказчиком.

Глава 3. Основные требования к дизайну и верстке книги для детей

3.1 Зрительное восприятие

Верстка и иллюстрирование книг - это очень интересное и увлекательное занятие. Cначала дизайнер книги получает от заказчика весь необходимый материал: это могут быть фотографии, иллюстрации, наброски и текстовый файл, над которым он будет работать. В дальнейшем дизайнер, опираясь на техническое задание заказчика и на собственный вкус, профессиональный опыт и восприятие, создает дизайн макета книги. При этом важно понимать, что одно из главных отличий книги от брошюры или журнала состоит в том, что он не предназначена для одноразового прочтения. Хорошая книга радует глаз, ее приятно держать в руках, ее передают из поколения в поколение. Во многих семьях, особенно в нашей стране, еще совсем недавно было принято иметь в доме хорошо подобранную библиотеку. Заметим, что одним из украшений таких библиотек всегда служили так называемые «роскошные», то есть, как правило, богато и со вкусом иллюстрированные издания.

При разработке дизайна книг, предназначенных как для взрослой, так и для детской аудитории необходимо соблюдать установленные и принятые государственные и отраслевые стандарты.

В остальном (в плане художественного решения макета изданий) не существует безусловных ограничений, только если книга не является учебником. При этом, конечно же, при разработке дизайна книги необходимо учитывать содержание и стилистику издания, а также восприятие и потребности целевой аудитории. Тем не менее, если обратить внимание на книжные прилавки, можно увидеть разнообразие дизайнерской фантазии и достаточно вольный подход к иллюстрированию.

Создавая макет книги, адресованной детям, дизайнеру следует обратить внимание на следующие особенности.

Во-первых, в зависимости от возрастной категории издания выбирается гарнитура, кегль и начертание шрифта, которые будут использоваться для верстки текста. Версткой в издательском деле называется размещение текстового и графического материала на полосах. Дизайнером-верстальщиком (в первую очередь, если речь идет о книге для детей) должны быть соблюдены все композиционные и стилистические, а также технические принципы такого издания. Все элементы, отличающиеся от основного текста (заголовки, таблицы), отбивками по высоте приводятся к высоте, кратной кеглю основного текста. Такое правило не применяется только для изданий газетного типа. При разработке детской книги большое значение придается удобочитаемости шрифта, соблюдению отступов между частями текста.

Во-вторых, исключительное внимание уделяется цветовому решению издания. Считается, что цвет оказывает сильнейшее психологическое воздействие на человека. Мы привыкли воспринимать окружающий мир с определенными цветовыми маркерами, и знаем, что лес зеленый, а кровь красная. Когда мы видим какой-либо объект, информация поступает к нам в мозг через сетчатку глаза и таким образом в голове у нас складывается образный цветовой шаблон. Такие шаблоны сложились исторически, они развивались вместе с развитием человечества. Опираясь на эти шаблоны и на современные цветовые ассоциации, и выстраивают цветовую композиция издания. Например, зеленый цвет ассоциируется у человека с ощущением спокойствия и свежести. Чаще всего зеленый цвет - это цвет травы, листвы деревьев. Можно сказать, что он является одним из цветов живой природы (растительного мира). Красный цвет, наоборот, пробуждает энергию, повышает творческую активность, обновляет духовные силы человека, но, вместе с тем, может быть связан и с разрушительной силой, с агрессией. Неслучайно знамена революций окрашены в красные тона.

Белый цвет ассоциируется с чистотой и невинностью. Сегодня в большинстве европейских стран невесты одевают на свадьбу платье белого цвета (хотя в Средние века и в эпоху Возрождения женское свадебное платье было красным).

Черный цвет имеет несколько значений: он, с одной стороны, ассоциируется с мраком, трагедией, смертью, ночью (вспомним отрицательных персонажей детских сказок: магов или злых волшебников, которые облачены в черный плащ и черный колпак). Однако с другой стороны черный цвет имеет представительский характер, ассоциируется с торжественностью, стильностью, утонченностью (например, правительственные автомобили черного цвета).

Серый цвет набросок, очень хорошо дополняется другими яркими цветами, например, красным или желтым. Он служит прекрасным фоном, так как он собирает изображение в композиционном плане. Ноне следует применять его чересчур активно, особенно оформляя книги, предназначенные для детей, так как в большом объеме он ассоциируется с унынием, дождливым днем, серым асфальтом. Этот цвет хорош в качестве второстепенного, не стоит его использовать интенсивно.

Много ассоциаций зависит от оттенка. Например, если взять светлые тона красного цвета, то оранжево-красный тон воспринимается как цвет солнца, клоунов и безумия, а также опасности, а темные оттенки красного: багровый, темно-красный, связаны в нашем восприятии с войной, ненавистью. Сам по себе красный цвет очень плотен и тепел, но если его нарочито использовать при оформлении книг, он может раздражать. Этот цвет хорошо контрастирует с зеленым и с синим цветами, гармонично сочетается с черным, белым, серым и желтым. Для того чтобы привлечь внимание к какой-нибудь надписи или выделить объект, лучше всего также использовать красный цвет. Но если заливать этот цвет на большом пространстве, глаз читателя будет быстро уставать.

Синий - цвет покоя. Синее море, темно-синее ночное звездное небо - все это успокаивает и убаюкивает. Синий ассоциируется с холодом и зимой. Чистый синий цвет достаточно пассивен и статичен. Также этот цвет внушает честность и лояльность. Его часто используют для политических плакатов, на фирменных бланках. Несмотря на свою пассивность, этот цвет внушает доверие и деловитость. У него много разных оттенков(так, например, голубой связан с представлением о чистом небе, о воздушности). Он хорошо сочетается с оранжевым, белым цветами. В детских книгах часто встречается как успокоительный элемент (синие одеяла). В иллюстрациях к изданиям колыбельных песен также часто можно увидеть оттенки синего.

Желтый - яркий, энергичный, позитивный цвет. Ассоциируется с солнцем, богатством, процветанием, золотом. Для детей желтый цвет очень полезен, он повышает умственную работоспособность. У желтого также множество оттенков: лимонный цвет холодный и кислый, тусклый желтый - цвет безумия, зависти. Сам по себе этот цвет концентрированный, он самый светлый из всех остальных цветов, поэтому он часто меняется по отношению к другим рядом стоящим цветам. Также этот цвет ассоциируется с разлукой (например, желтые розы и с сумасшествием). «Человеческий взгляд воспринимает желтый быстрее других, но так же быстро от него устает, поэтому использовать его фоном - опасный ход, если только нет задачи шокировать и раздражать(вспомните ассоциации со словами “желтый дом”)». [11 стр. 98.]

Зеленый цвет находится между синим и желтым(он получается при смешивание этих двух цветов). Он является дополнительным цветом. Зеленый ассоциируется с воздухом, природой, умиротворенностью, растениями, плодородием, надежностью. Такой цвет часто используют в банковских компаниях для придания внушительности. Многие психологи рекомендуют использовать в дизайне детской комнаты зеленый цвет, ставить побольше растений. При этом помещение сразу интуитивно воспринимается более просторным и успокаивающим. Также хорош этот цвет и для детских иллюстраций. Отрицательные ассоциации, связанные с этим цветом, это зависть, тоска (так называемая «зеленая тоска»).

Рис. 20.Цветовой круг. Основные цвета - красный, желтый, синий, остальные цвета получаются путем смешения основных и называются дополнительными цветами

Теперь скажем несколько слов о других факторах, влияющих на общее зрительное восприятие книги.

Прежде всего, это ее формат. Перед началом работы формат продумывают заранее, ведь он воздействует на восприятие общей верстки, композиции и цветового колорита. Формат зависит и от содержания книги. Он отвечает за целесообразность всей ее композиции, связывает ее смысловой и художественный планы.Формат книги должен соответствовать восприятию книги определенной читательской аудиторией. Наиболее удобные форматы книг для детей - стандартный А4 и любой слегка вытянутый квадрат, (например, 210x230 мм).

Рис. 21. Обложка книги формата А4

Рис. 22. Обложка книги формата210х230 мм

.2 Модели цветового восприятия

Принято различать несколько физических моделей цветового восприятия, некоторые из которых активно используются в полиграфии.

Аддитивной моделью восприятия называется такая модель, в которой при слиянии трех цветов (красного, зеленого, синего) получается белый. Эту модель по английскому наименованию цветов обозначают как RGB (red, green, blue).«Эта модель представляет собой координату из трех цветов, каждый такой цвет имеет 256 значений (от 0 до 255), т. е. компьютер может создать 256 оттенков каждого из основных цветов. Остальные цвета получаются путем смешивания оттенков». [№11,стр.32] Эта цветовая модель работает для передачи изображения электронными приборами. Это телевизоры, экраны мониторов, настольные и планшетные компьютеры и т.д.

Рис. 23. RGB-модель синтеза цвета

При печати полиграфической продукции используется другая, субтрактивная цветовая модель, -CMYK.С (Сyan) обозначает голубой цвет, М (Magenta)-пурпурный, Y (Yellow)-желтый. При вычитании этих трех цветов создается четвертый цвет, черный, который обозначается буквой К. Если три цвета (Сyan, Magenta, Yellow) смешать в равных пропорциях, получится серый цвет. Несмотря на то, что модели RGB иCMYK связаны с друг другом, они не конвертируются идентично одна в другую. Так, если создать изображение, предназначенное для печати, и править его в дальнейшем в цветовой модели RGB, при конвертировании вCMYK цвета будут передаваться неправильно.

Рис. 24. CMYK-модель представления цвета

Кроме того, существует независимая аппаратная модель HSB. Она была разработана специально для художников, для того, чтобы специалист мог работать с цветом на компьютере, выполнять цветокоррекцию. Английская аббревиатура HSB расшифровывается следующим образом: Н(Hue) - тон, (S) Saturation - насыщенность, (B)Brightness- яркость. Существует множество программ, которые могут использовать операции, связанные с регулированием цвета в соответствии с модельюHSB. Одной из самых распространенных таких программ на сегодняшний день является AdobePhotoshop, где применяются операции, связанные с изменением цвета в рамках данной модели. Двигая ползунки, дизайнер может добиться нужного цветового результата. При этом яркость зависит от количества лучей света.

Рис. 25. ОпцияHue/Saturation в программе Adobe Photoshop

Выводы по третьей главе

Грамотно оформленная книга очень важна для читательской аудитории. Дизайнер-верстальщик должен грамотно подойти к подходу своей работы. Не мало важным является начальный этап работы, когда дизайнеру приходит техническое задание от заказчика. Внимательное прочтение технического задания в дальнейшем облегчит рабочий процесс и отношения с заказчиком. Помимо технических соблюдений, дизайнер так же должен опираться на свой вкус, композиционное восприятие и на ассоциативный ряд. Грамотный подход, ответственность, внимательность, творческий подход и вкус, обеспечат дизайнеру успешную верстку.

Глава 4. Разработка дизайна книги

4.1 Техническое требование к верстке

Верстка многостраничного поэтического сборника «Времена года» разрабатывалась в программе Adobe InDesign, а иллюстрации корректировались в программе Adobe Photoshop.

Размер страница которая будет печататься должна быть равна обрезному формату.

Все элементы публикации, выходящие за обрезной формат, должны иметь припуски на обрез (Bleed). Величина припусков должна соответствовать требованиям типографии.

Вылеты со всех сторон составляют по 5 мм. Важные элементы верстки должны находится не ближе чем 5 мм к месту обреза.

Все черные элементы присутствующие в моем макете имели следующий процент цвета: CMYK 0-0-0-100, так же в макете присутствуют два оттенка серого, их процентное значение: CMYK 0-0-0-85 и CMYK 0-0-0-70.

Все растровые изображения были откорректированы в программе Adobe Photoshop , переведены в цветовую модель CMYK с разрешением 300dpi. , перенесены в Adobe InDesign с отношение 1:1 без потери качества. Изображение иллюстраций находятся на прозрачном слое, сохранены в формате PSD.

Размер линии должен быть не меньше меньше 0,5 пункта. Размер макета: 200х225 мм.

Бумага мелованная 120 гр., 4+4

4.2 Этапы разработки проекта

Вначале разрабатывался примерный эскиз макета. Было несколько вариантов поиска шрифта, компоновки текстовых блоков и размещения композиции в листе. Изначально мною было принято решение создавать иллюстрации на акварельной бумаге используя акварельные краски и карандаш. Так как я считая что с помощью использования этой краски можно добиться живописности, плавных цветовых переходов и разводов. Кроме этого акварельными красками отлично можно прорисовать тонкие детализированные моменты.

Было разработано несколько вариантов цветовых пятен.

Рис. Цветовое пятно для главы «Осень»

Рис. Цветовое пятно для главы «Весна»

Также в ходе работы было несколько поисковых вариантов иллюстрирования стихотворения.

Рис. Поисковый вариант для иллюстрации на тему «Осень»

Рис. Поисковый вариант для иллюстрации на тему «Осень»

Рис. Поисковый вариант для иллюстрации на тему «Осень»

Рис. Окончательный вариант иллюстрации после легкой коррекции в программе AdobePhotoshop

Так же разрабатывалось несколько вариантов обложки.

Рис. Вариант разработки обложки

Рис. Вариант разработки обложки

Рис. Окончательный вариант обложки

В разработке иллюстрации к первой главе «Зима» изначально был нарисован портрет девушки карандашом.

Рис. Разработка иллюстрации карандашом

Далее я нарисовала синие разводы которые символизируют состояние данной главы. В программе Adobe Photoshop я произвела не большую цветокоррекцию изображения. На двух картинках убрала белый фон, чтобы изображение было на прозрачном фоне. Далее соединила два изображения в одно, получилось что из волос девушки выходят синие разводы подобно северному сиянию на зимнем небе. Далее переводила в цветовую модель CMYK.

Рис. Разработка иллюстрации в программе Adobe Photoshop

Рис. Окончательный вид иллюстрации в макете

Производился поиск верстки.

Рис. Поиск верстки текста

Рис. Окончательный вариант верстки

4.3 Выбор цветовой палитры

«В психологии под чувством цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникает определенные образы, связанные с ними воспоминания, эмоции, психические состояния. То есть появляются ассоциации, связанные с цветом.» [№ 2, стр. 41]. Поэтому в разработке иллюстраций для каждого времени года я использовала определенную цветовую гамму. Зима это холод и мороз, для этой главы я использовала холодную цветовую гамму, кобальт синий переходящий в ультрамарин и фиолетовый. Эти цвета мы часто встречаем в зимних пейзажах. Снег и сугробу в зимнее время года отдают холодным цветовым оттенком, а в тенях присутствуют ультрамариновые и фиолетовые оттенки. Зима по своей сути очень насыщенная, в это время года часто наблюдаются резкие перепады температуры от суровых морозов до оттепели.

Так я могу сказать что зима это время контрастов и насыщенности. Поэтому я использовала только насыщенные и яркие пятна. Для оформления главы «Весна» я использовала зеленую гамму. По отношение к зиме, весна более мягкое время года, поэтому зеленые по сравнению с синей гаммой, более приглушенный, не такой насыщенный. Травяной, изумрудный с добавлением лимонного цвета присуще весеннему состояния. Ведь после суровой и холодной зимы, под теплыми лучами солнца природа начинает оживать, все холодные оттенки исчезают, тени становятся более теплыми, голые деревья обрастают зеленью, а земля покрывается травой. Все это происходящее с природой в данное время года ассоциируется с зеленой цветовой гаммой. У лета, на мой взгляд, есть немного схожие моменты с зимой, лето оно так же яркое и очень насыщенное время года. Только летом присуще теплые цветовые оттенки, все таки оно жаркое. Для этой главы я использовала ярко алый и малиновый переходящий в фиолетовый.

В главе «Осень» я использовала красные и оранжевые оттенки. Осень по своей погоде схожа с весной, но на мой взгляд абсолютно не схожа по своему колориту и природному состоянию. Я использовала красные и оранжевые оттенки не только потому что листва на деревьях желтеет, все таки осень это не обычное время ,это переход из яркого, жаркого летнего колорита в холодную насыщенную зиму. Поскольку до середины октября осени присуще оттенки лета, я решила оставить красный цвет и добавить желтый который будет рассказывать об состоянии увядания.

4.4 Выбор шрифта

При чтении человеческий глаз начинает уставать от сплошного текста. Поэтому я решила разделить текст с помощью пробелов и размером шрифта. В своем макете я использовала только шрифт Times New Romans. На мой взгляд визуально этот шрифт выглядит удобочитабельным и элегантным.

В верстке стихотворений я использовала размер Times New Romans(Italic) 12pt интервал между строк 14,4 pt, выключка по левому краю, для названий стихотворений и в содержании глав использовала (BoldItalic) 14 pt, цвета подобранны под стилистическую тематику главы. Для подписи автора использовался (Italic) 10pt. Для нумерации страниц и глав белым использовался Times New Romans (Bold) 36 pt.

4.5 Графика и работа с изображениям

Каждая глава начинается со страницы где проиллюстрирована заглавная буква слово которым называется глава. На следующей странице расположена полоса с аналогичными цветными разводами. Так же при разработке этой иллюстрации вначале на акварельной бумаге были созданы разводы и отсканированы. Далее я в программе Adobe Photoshop создала заглавную букву шрифтом Times New Roman, и сделала как бы силуэт используя команду выделения перенеся картинку на отдельный слой. На следующей странице присутствует полоса с аналогичными акварельными разводами.

Рис Варианты разработки иллюстрации к началу главы

Рис Варианты разработки иллюстрации к началу главы

4.6 Визуализация поэтического сборника

















Выводы по четвертой главе

Поэтический сборник « Времена года» это не только литературный сборник содержащий стихотворную поэзию русских авторов. Но также иллюстративный материал, сконцентрированный в первую очередь на ассоциативное восприятие с помощью цветового насыщения. Читатель сможет погрузится в чтение и представить себе то или иное время года не только с помощью стихотворений ,но и иллюстраций, яркие акварельные разводы в виде графических элементов, расположены во всей книге. Нумерация страниц, начало главы, название стихотворения, все эти графические элементы расположенные на страницах сборника, помогут читателю еще больше прочувствовать состояние описанное автором стихотворения.

Заключение

Не смотря на то что все большую популярность набирает электронная техника, книга не теряет своей актуальности. Очень многие читатели предпочитают держать у себя в руках не электронную книгу, а живую, настоящую книгу, странички которой можно перелистывать и почувствовать пальцами поверхность бумаги. С развитием технологий появилась замечательная возможность создавать многообразную полиграфическую продукцию. Поэтому на книжных прилавках можно увидеть огромный ассортимент разнообразного оформления, видов печати, текстур, иллюстрирования и т.д. Особенно интересны книги с иллюстрациями, на сегодняшний день они могут быть как и для взрослой, так и для детской аудитории. Иллюстрация это неотъемлемая часть книги, особенно если это предназначено для детской аудитории. Картинка помогает лучше понять текст.



Список использованной литературы

1.      Бондарева К.Ю., Ильина О.В.,"Цветоведение и колористика"

2.       Буймистру Т. Колористика. «Цвет - ключ к красоте и гармонии».

3.       Виноградова А. С , "Графика русских художников от А до Я", 2002, Издательство СЛОВО.

4.       Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964.

5.       Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989.

6. Герчук Ю. Я., "История графики и искусства книги" - М.: "Аспект Пресс", 2000.

7.      Ельшевская Г. В.- М.: Советский художник, Иллюстрация 1988.

8.      Лаптев А. "Рисунок Пером"1962 Издательство Академии Художеств СССР.

9.      Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. -М: Советский художник. 1981.

10.     Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1994.

11.     Никулина И.А. Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010.

12.     Пахомов В. Книжное искусство, кн. 1, изд. Искусство, 1961.

13.     Писаренко Т.А., Н.Н. Ставинский «Основы дизайна».

14     Пикок Д. Издательское дело. - М.: ЭКОМ, 1988.

15     Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. Изд. 2,переработанное. - М.: Книга, 1991.

16     Сидоренко В.Ф. Рисунок для дизайнеров. Уроки классической традиции. -М: МГТУ им.А.Н.Косыгина 2006.

17      Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. -М: Искусство.

18      Фаворский В.А. Глаз художника -глаз первооткрывателя. В кн. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988.

19      Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955.

20      Чегодаев А. Д. Русская графика. Рисунок. Эстамп. Книга. 1928- 1940. М., 1971.

21     #"900689.files/image058.gif">









































Приложение 2









Похожие работы на - Дизайн поэтического сборника 'Времена года'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!