Посконин В.С. Французская ... - С. 15.
Роше В. Избранные... - С. 384.
Манфред А.З. Указ. соч. С.500.
Различные140 0970,69правые группи-ровки
Деголлевская партия ЮДР получила полное превосходство в Национальном собрании. Однако, майско-июньские забастовки серьезно повлияли на отношение ко всему режиму де Голля. Со слов В.Роше, сказанных им на пленуме ЦК ФКП: «Итоги избирательной кампании не могут затушевать уроков майского кризиса. Голлизму будет все труднее и труднее управлять Францией так, как он управлял ею в течение последних десяти лет». 12 июля 1968 г. правительство Помпиду сменилось на правительство Кув де Мюрвиля и ситуация в стране стала налаживаться.
Вместе с тем кризис в мае-июне 1968 г. раскрыл всю суть классовых противоречий, которые копились предшествующие 10 лет. Этот кризис говорил о натиске рабочего класса «не только на отдельные группы капиталистов, но и на всю систему государственно-монополистического господства».
Это событие показало наглядно большое стремление к масштабным переменам общества у французских трудящихся. Было поставлено под вопрос само наличие господства монополий. Движение в котором участвовало 10 млн. рабочих, студентов и трудящихся, ослабило режим личной власти, который раньше казался незыблемым, а статус президента Франции генерала де Голля был очень сильно подорван. Рабочий класс показал своими действиями, «что именно он является главной антикапиталистической силой», с помощью которой возможно осуществление социально-экономических требований как для себя, так и для других слоев общества. Но также, забастовочная борьба трудящихся явила собой урок, заключающийся в том, что успех в сопротивлении может принести наличие ясной политической программы а так же крепкий союз левых сил.
.2 Май 1968 года: интерпретация и реинтерпретация в исторической науке
«Значительный вклад в изучение этих событий сделан французскими исследователями-маркистами и советскими историками». Однако, многие статьи советских авторов содержат сведения о выборочных событиях, которые к тому же появились сразу после событий мая-июня 1968 г.
Большой вклад внесли авторы, которые одновременно являлись непосредственными участниками левоэкстремистских группировок, принимавшие активное участие в событиях «Красного мая». «В идейный арсенал левацкой публицистики прочно вошли основные лозунги гошистских групп, отождествлявших майско-июньские события с попыткой осуществления революции, которая якобы не удалась только потому, что ФКП и ВКТ не поддержали гошистов». К числу первых работ левых о «майско-июньских» волнениях относятся книги французских социологов Эдгара Морена, Клода Ле- фора, Матильды Ниэль и Эпистемона. Сюда же можно отнести работы журналистов Жана-Луи Бро и Жана Ферньо. С позиции троскистов май 1968 г. подвергся тщательному описанию в книге Алена Кривина. Французские троцкисты в это время заявляли о себе как о тех, кто подготавливает кризис, даже считая это своим долгом.
Первые шаги на пути к оценке этих событий в историографии были сделаны практически «по горячим следам», которые с какой-та стороны не могли нести в себе чёткой и полностью законченной картинки. Однако изучение ранних трудов не теряет своей значимости в рамках этой работы.
Изучая самые ранние политические оценки "майско-июньских" событий, большой интерес представляют парламентские дебаты о "Красном мае". "Первый раз вопрос о майских студенческих выступлениях был поставлен на дневном заседании Национального собрания 7 мая 1968 г." Депутат из партии ФКП , Л. Бойто, заявлял о том, что прямое отношение к студенческим выступлениям имеет крах политики университета голлистской администрации.
Большое количество литературы, посвящённой этому событию находится в трудах марксистско-ленинского течения. Сразу после «майско- июньских событий», французские коммунисты выпустили первые книги, характеризующие случившееся. Среди этой литературы особого внимания заслуживает доклад Генерального секретаря ФКП В. Роше «За передовую демократию, за социалистическую Францию», и его книга «Будущее Французской коммунистической партии». Сюда можно добавить книги Ж.Дюкло. Французские коммунисты выступали со стороны рабочего движения и считали, что современная Франция «переживает период обострения всех противоречий капитализма и усиления классовой борьбы между трудом и капиталом в условиях господства государственно-монополистического капитализма» . Они расценивали эти события как «первое серьёзное столкновение периода ускоренной капиталистической концентрации, первое крупное столкновение между трудящимися массами и властью монополий, находящейся в плену неразрешимых противоречий» . В. Роше подвёл итог событиям мая- июня, назвав большим успехом достижения рабочего класса, которые позволили ясно осознать всю силу трудящихся.
Этой проблеме посвящено множество трудов гошистов, для литературы которых «характерно необоснованное утверждение, будто в мае-июне 1968 г. была налицо революционная ситуация и имелись все необходимые условия для нанесения решающего удара по французскому капитализму. Леваки утверждали, что в мае 1968 г. «можно было делать всё», и даже революцию. И если майские восстания не смогли одержать верх над режимом, «то отнюдь не потому, что в то время отсутствовал целый ряд элементов революционной ситуации. Главным «тормозом» «майской революции» гошисты объявляют ФКП и ВКТ». Что касается причин кризиса, то по мнению гошистов они сводятся к «кризису системы духовных ценностей», а что касается государственной монополии, охватившей большинство предприятий, её же напротив отрицают. Например К.Лефор говорил о том, что до студенческих выступлений, которые поистине перевернули страну, Франция якобы чувствовала себя хорошо. Нужно отметить, что гошистские публицисты уступают первое место в идейном руководстве студенческому движению. «Если студенческое движение действительно предприняло попытку штурмовать небо, - писал Ж. -М. Кудре, - то поведение пролетариата, его пассивность по отношению к собственным руководителям и к голлистскому режиму, его инертность, индифферентное отношение ко всему, что выходит за рамки экономических требований, прижимали к земле штурмовавших небо» .
Что касается взглядов троцкистов на «майско-июньские» выступления, то они можно сказать пропагандировали бассттующих на ожесточенную борьбу против коммунистов. Так же они не ставили во главу угла объединение народных сил социалистов.
Из марксистско-ленинской публицистики 70-х,начала 80-х гг., можно выделить книги Ж.Сеги.: «Май 1968 г. и ВКТ» и «Борьба». Он отмечал, что майско-июньское движение рабочего класса «еще дальше оттеснило утопические идеи о классовом сотрудничестве и анархо-синдикалистские концепции и способствовало утверждению концепции революционного синдикализма, т.е. классовой борьбы».
С позиции буржуазной публицистики оценка этих событий не имеет однозначного обоснования. Для многих из них эти события, по их собственному признанию, продолжают оставаться «головоломкой», «сфинксом 1968 г.». Но то, что выделяет эту литературу в отдельную категорию, так это стремление замаскировать антикапиталистическое направление «красного мая».
Крайне правая публицистика стремилась охарактеризовать весну-лето
1968 г. «как нечто абсурдное и чуждое Франции» . По мнению монархиста П. де Буадеффра, эти выступления явились «коллективным умопомешательством». Многие даже говорили об этом событии как о заранее подготовленном зарубежном заговоре. Так Ф.Дюпра в книге «Майские дни 1968 г.: закулисная сторона революции» писал, что «левоэкстремистские группы во Франции были приведены в действие из Восточного Берлина специальными службами Национальной народной армии ГДР». Буржуазно публицистическая и историческая литература ставила задачу предельно полно информировать господствующий класс о реальной угрозе..., и одновременно усилить идеологические давления на рабочий класс распространением новых реформистских идей "участия", "социального контракта", "нового общества" в качестве альтернативного революционного пути развития".
Освещение этой проблемы в трудах французских социологов очень сильно изменило вектор направления причин «Мая 1968 г.» в начале 1990-х годов. Столь резкий и внезапный скачок Франции в самой структуре общества стал основным в оценке этих событий. Реакцию на изменившийся общественный уклад, социологи характеризуют «кризисом адаптации», «испытавшего непосильную перегрузку новых требований и впечатлений».
Существует еще одна концепция, характеризующаяся французскими социологами как «первый симптом принципиально нового социально- классового конфликта «постиндустриального» (или «технократического»)
общества» . Наконец, имеется и такая оценка весны-лета 1968 г., как цепь несвязанных между собой событий и интересов. «Как писал автор одной из посвященных «красному маю» статей, «студенты в Латинском квартале сжигали автомобили в знак протеста против адской четы производство- потребление, а бастующие рабочие требовали увеличение заработной платы, чтобы купить новое авто». Ж. Капдевьея и Р. Мурио видят в майском кризисе многомерное событие, которое нельзя рассматривать в какой-то одной схеме. Обострение классовой борьбы они рассматривают не как всплеск архаичных эмоций, но как проявление глубокого социального противоречия, с которым был сопряжен процесс обновления французского общества.
Май ознаменовал крах идеологии социального консенсуса, питавших её иллюзий, порожденных периодом экономического роста 50-60-х гг. И в то же время в нём проявилось смутное стремление к ценностям, присущим новой фазе общественного развития, обозначаемой авторами как «современность». Э.Морен оценивает эти события как «симуляцию революции», говоря о том, что это было лишь экспериментом «проигрывания» революционного восстания, сравнивая с тем как проводят военные манёвры, где всё как на войне, за исключением раненных и убитых. Из записи Международной конференции молодых историков: события весным-лета 1968 г. явив собой перемены в мироощущении общества, призывали к осмыслению места человека в собственной жизни, утверждали его автономию, право на самовыражение, на любовь и равенство полов. Май 1968 г. стал новым явлением, началом "процесса очеловечивания современной цивилизации".
К.Рохас даёт очень современное мнение на этот счет, оценивая события 1968 г. как революцию культурных структур, охватившую в конце 1960-х множество стран, и "переиначенную каждый раз в соответствии с местными условиями». Рассматривая географические области различных движений молодежи и рабочих, происходившие в конце 1960-х г., он говорит о том, что легко можно заметить единый процесс глубокой трансформации культурной жизни, «идёт ли речь о том, что вдохновляло культурную пролетарскую революцию Китая в 1966 г., или о «жаркой осени» 1969 года в Италии, или о массовых студенческих и рабочих движениях в мае 1968 года во Франции, о студенческом мятеже, жестоко подавленном в Мексике, либо о «Пражской весне», задавленной советскими танками, или об «оккупации» студентами зданий в Нью-Йорке и Беркли, берлинском движении протеста, коротком массовом восстании в Аргентине и многих-многих других» .
По его мнению, это был истинный переворот в основных механизмах устройства и воспроизведения структур культурной жизни: школы, семьи и средствах массовой информации. Подводя итог оценки мая-июня 1968 г., К.А. Рохас отмечает, что «культурная революция 1968 года привела к полному и окончательному отказу от всех форм прежнего «воспроизводства культуры, действовавших с 1848 до 1968 г., заложив основы для реконструкции культурных механизмов, которой занимается человечество на протяжении последних тридцати лет».
Таким образом, события мая-июня 1968 года во Франции, были освещены во множестве трудов французских, советских а так же постсоветских историков, публицистов, социологов и журналистов. Свой вклад в изучение этой проблемы внесли множество разных направлений исторической мысли. Важнейшим источником формирования ранних политических оценок «красного мая» явились дебаты проходившие в парламенте Франции. Особенно, их заслуга состоит в том, что они определили идейные направления «майской литературы», а именно три крупных течения,- марксистско-ленинское, левацкое и буржуазное.
Большая заслуга в оценке майско-июньских событий принадлежит марксистско-ленинскому течению, которые решительно отстаивали позиции рабочего класса в майско-июньской революции. Труды леваков гласили же, в основном, что революция не удалась, якобы по вине компартии и рабочего класса, которые не поддержали гошистов. Буржуазные труды в целом были направлены на маскировку антикапиталистического характера движения.
Говоря о том общем, что было характерно для всех трех течений, нужно отметить стремление заглушить социально экономическое напряжение, вызванное капиталистическим противоречием.
Однако, в 70-е годы, можно проследить как эволюционировали оценки мая-июня 1968 г. Например, многие левацкие публицисты, изменили своё мнение о том что «всё было возможно», одновременно с этим усилилась и критика действий гошистов. Буржуазное направление тоже отчасти поменяло вектор оценки, отказавшись от версии заговора, на смену которой был поставлен кризис духовных ценностей.
Изучение проблем «красного мая» шло и в работах социологов, которые интерпретировали май-июнь 1968 г. как «кризис адаптации» в условиях резкого изменения общественного устройства.
Но если раньше эти события воспринимались учеными как состоявшаяся революция, или напротив, как неудавшиеся попытки сделать революцию, или же как борьбу за радикальную трансформацию в образовательной системе и в условиях рабочих на предприятиях, то сегодня, напротив майско-июньские события рассматриваются как глубочайшее социокультурное событие, как реакция на сложившееся общество потребления, как «кризис личности», находившейся в «ловушке» потребительства, окруженная послевоенным поколением, которых в общем-то всё устраивало. И этот кризис общества потребления, охватил не только Францию. Он прокатился по всему миру, в особенности охватив развитые капиталистические страны, проявившись как абсолютная критика потребительской современной культуры, и пытающаяся «революционизировать повседневную жизнь людей», указывая на ограниченность способа иерархизирования образовательной среды и структуры семьи.
.3 События мая 1968 года в оценке деятелей искусства и кино
Особое место среди любимцев молодёжи 68-го занимал французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр. Идеи свободы, индивидуальной ответственности, вовлеченности в общественный процесс, с большим удовольствием были восприняты молодёжью тех лет, и оказали большое влияние на мировоззрение левых. Сартр, полностью поддержав студентов-леваков, описывал протест мая 1968 как дело огромной ответственности. В 1968 году он увидел в майско-июньских событиях недовольство и отказ от селекционистского характера образования, который настроен превратить из школ фабрики, штампующие специалистов для нужд монополий, «сторожевых псов буржуазии».
Сартр в это время говорил о неразрывной связи между устройством системы образования и общественным укладом, и оправдывал бунтовщиков, выступающих за демократизацию университетов. Незадолго до майских событий Сартр много говорил «о борьбе за революционное преобразование общества, не дожидаясь пока созреют объективные условия свершения революции». Во время «Красного мая» «он призывал молодежь и рабочих взять власть и свершить истинную революцию».
Будучи страстно вовлеченным в водоворот событий, Сартр обвинял все левые партии во Франции в предательстве революции и ставил свои идеи за революцию в конфронтацию тактике коммунистического движения. «Красный май» запросил новое условие- условие суверенности, поскольку на Западе лишь формально заявлено о независимости, но по факту её не существует, утверждал Сартр. И исходя из этих условий и появляются черная, студенческая и рабочая власть.
Подводя итог этим событиям, Сартр усмотрел в них «первую попытку восстания против современного капитализма. Для Сартра был важен радикальный гуманизм студенческого протеста». Так же он поддерживал отсутствие строго организованной борьбы, считая это наиболее действенным способом одержания победы против сил капиталистической системы.В рядах интеллигенции, оказавшей поддержку студентам, находилась французская писательница и драматург, Франсуаза Саган. «Во время событий мая 1968 года на романистку, золотая легенда которой порождала сарказм, показывали пальцем студенты, занявшие "Одеон". Ей ставили в упрек, что она ездит на "феррари". Ее спасли чувство юмора и находчивость: "Нет, нет, это "мазерати"!" Вокруг нее все засмеялись. "Были моменты очень серьезные, были моменты веселые", - говорит она об этих днях бурных уличных дебатов».
Ей была близка атмосфера анархии и вольнодумства, которой был пропитан тот период. Франсуаза рассказывала, как у ее ног оказалась граната. «Дамы были в шоке, у них потек макияж. Они стали неузнаваемы, - говорит романистка. - Ко мне на колени упал парень, истекающий кровью. Раненый укрылся в клубе. Друзья поднялись в ее квартиру, где можно было промыть глаза».
Франсуаза Саган чуть позже написала роман «Синяки души», в котором впервые обращалась к читателю напрямую. В нем нашлось и место для критики общества потребления, его лозунгам «Обогащайся» и «Потребляй». «Она, как и героини её лучших книг, тоскует по настоящим человеческим отношениям и грустит от отсутствия таковых и в жизни и в литературе».Об этих событиях в одном из интервью вспоминал швейцарский кинорежиссёр Ален Таннер. «Майское дитя, которому могло бы позавидовать французское кино» - писал о нём французский кинокритик Жан-Луи Бори. Таннер заявлял о том, что революционными эти события назвать никак нельзя. «Это был большой хэппенинг. Студенты разыгрывали сцены из Парижской коммуны и знали это. Это было чистой символикой, но, однако, политический истеблишмент дрогнул. Некоторые все еще мечтают о тех идеях, но они исчезли в конце 70-х. Традиции вернулись полностью во всех областях жизни. Это было полным отступлением. Вы могли видеть, как лидеры 60-х становятся хорошими бизнесменами».
Отрицала революционный характер майско-июньских событий 1968 известная французская сценаристка, режиссёр и актриса - Катрин Брейя. «Для меня "май 68-го" - микроскопическое событие невеликой важности. Воспевать эту маленькую оперетту как революцию - это не более, чем национальное французское тщеславие, и никто, включая лидеров этой "революции", не в состоянии определить ни её суть, ни её влияние». Так же она опровергала улучшение положения женщин, утверждая, что в этой «революции» как и в Великой французской революции слабый пол вновь остался за бортом. Достигнутое равноправие было по её мнению лишь реакцией на «май 68-го», что явилось абсолютно естественным процессом.
Писатель и участник майских событий Андре Глюксман коротко вспоминает о майско-июньских волнениях, и их особенностях в одном из интервью: «Во всем мире это был момент вступления во взрослую жизнь нового поколения, людей, родившихся вовремя и сразу после Второй мировой войны. Они искали свое место в политике и обществе и смотрели на многие вещи не так, как их родители. Конечно, в каждой стране был свой предмет протеста. Но везде происходила либерализация нравов, взаимоотношений полов («сексуальная революция»). Во Франции в отличие от других стран это была не только антиавторитарная революция - оспаривание роли полиции, правительства, преподавателей. Она была еще и антикоммунистической, что почти уникально для Запада. Может быть, еще чуть-чуть это проявилось в Италии» .
Говоря о забастовке рабочих, он отмечает, что она оказалась самой огромной за всю историю Франции 20-го века. «12 миллионов прекратили работу. Началось как раз с восстания студентов, затем забастовали предприятия». Он отмечает, что именно благодаря влиянию студентов, рабочие начали свою забастовку. «Рабочие не пойдут бастовать из-за покроя штанов, рок- музыки и права ходить в общежитие к девушкам. Они знали, что коммунистическая ВКТ и сама ФКП не хотели организовать движение, а вопросы к обществу назрели».
Из всего этого следует, что недовольства сложившимся обществом «потребления», студентов, а позже и рабочих, разделяли и деятели искусства, кино, а многие даже принимали участие и поддерживали революционные настроения. Из чего можно сделать вывод, что сложившуюся в послевоенные годы структуру общества, основанную на гедонизме, искусстве потреблять и тратить, можно считать главной причиной, из-за которой вся рабочая Франция за считанные дни объявила забастовку капиталистическому строю.
Так же нужно отметить, что большое влияние на идеи студентов и молодёжи оказали взгляды Ж.-П. Сартра, который говорил о близкой, почти неразрывной связи между тем, как устроена система образования и тем, как устроено общество.
Подведём итоги:
Таким образом в первой главе дипломной работы были описаны предпосылки «Красного мая», из которых выяснилось, что спусковым механизмом майско-июньских событий, явился резкий скачок страны с индустриального на потребительский путь, к которому была не готова большая часть населения страны. Исходя из написанного во втором параграфе, следует что первые вспышки революционных настроений начались с выступлений недовольного студенчества, к которым в последствии присоединилось рабочее население Франции. Был изучен и изложен подробный ход событий, начиная с перепалок между студентами и администрацией университетов в начале марта и образования движения «22 марта», заканчивая ослаблением режима личной власти, изменениями условий рабочих на предприятиях и привнесением значительной демократизации в университеты Франции.
Так же были приведены подробные оценки «Красного мая» в историографии Франции, СССР и современной России. Огромный вклад в изучение этого вопроса внесли марксистско-ленинская, левацкая и буржуазная публицистика. Наряду с этим была проанализирована эволюция оценок майско- июньских событий, исходя из которых можно было заметить, что если раньше эти события воспринимались как революция, то современные историки трактуют эти события как реакцию на сложившееся общество потребления.
В свою очередь, были исследованы мнения и оценки касающиеся «мая 1968» деятелями искусства и кино, благодаря которым, видно, что сложившаяся ситуация страны, а именно общество, основывающееся на покупательных способностях, отсутствие демократических свобод, требуемые временем, преобладание рутинной работы, лишающей человека творческого начала, всё это не разделяла большая доля населения, не исключающая и деятелей творческого процесса.
Глава 2. Отражение событий 1968 года в кинематографе
Майско-июньские события были напрямую связаны с кинематографом. Одной из отправных точек этих событий являлось увольнении Анри Ланглуа, директора Французской Синематеки. Причиной тому стали разногласия с министром культуры. А именно в 1959 году в Сенаматеку, будучи некоммерческим объединением, начали поступать финансовые средства от правительства. Например, «в 1963 году для нее был специально спроектирован и отделан тот самый зал во дворце Шайо, где она просуществовала более тридцати лет». Но Ланглуа защищал организацию от подчинения каким-либо уставам и от проникновения любых меркантильных целей чиновников. Скандал не заставил себя ждать, и, стоявшего на своём директора уволили, обвинив в самовольстве.
На сторону защиты встали главные режиссеры Новой волны. 14 февраля 1968 года прямо перед зданием Синематеки, прошла демонстрация, в главных рядах которой собрались такие знаковые фигуры как Франсуа Трю- ффо и Жан-Люк Годар. Около трёх тысяч демонстрантов расположились по среди площади, вокруг которой незамедлительно собрались и полицейские.
«Этот день вошел в историю под названием «День полицейских дубинок» , поскольку многие из манифестантов получили ранения от рук полиции.
.1 Май 1968 года в кинематографе 1970-х гг
Первый фильм, который будет рассмотрен в этом параграфе принадлежит режиссёру Жан- Люку Годару. Его очень часто называют вдохновителем и предтечей «Красного мая». Дело в том, что бастующие студенты выросли на его фильмах, в которых уже тогда был заложен проект бунта и социального радикализма. Жан-Люк явился одним из главных основоположников и активным участником всех революционных проектов французского кинематографа. Во время студенческих выступлений он выпускал «кинолистовки», и в этом же году снял ленту под названием «Веселая наука», которую запретили к показу, за агитационно- революционный характер.
«На 10 лет Годар стал политическим активистом, пропагандистом, документалистом, создателем фильмов-инструкций. Подобно Сартру, признанному философскому вдохновителю Мая 68-го, ставшему участником дискуссий в захваченном студентами «Одеоне» и распространителем маоистской газеты «Коз дю пёпль», Годар влился в 1968 году в измененную реальность, в массовое выламывание в экзистенцию».
В 1972 году Жан-Люк Годар совместно с Жан-Пьером Гореном выпустил фильм «Всё в порядке» / «Tout va bien». Еще в самом начале картины, проводится сопоставление между 1968-м и 1972-м годом. В картине «Всё в порядке» переплетены взгляды на майско-июньские события вперемешку с событиями происходившими в 1972-м году.
Сам фильм фиксируется на супружеской паре: рекламщике Жаке, который находится в состоянии творческого упадка и журналистке, приехавшей во Францию из Америки, Сьюзен. Они отправляются на завод, по производству колбасы, где рабочие взяли в плен своего босса, закрыв его в собственном кабинете и не запрещая ходить в туалет чаще, чем это разрешено самим рабочим
Сам Годар, позже говорил: «что именно вы усвоите из «Все в порядке», зависит от обстоятельств и условий вашей жизни. Нам нравится считать экран классной доской, чистой классной доской. На эту доску мы наносим три элемента, три социальные силы, представленные тремя «шумами». Администрация, голос босса; голос Компартии и голос леваков - мне не нравится это определение, ну, скажем так, голос с обочины. Вот три социальные силы, действующие сегодня во Франции. Мы взяли эти шумы из реальности. Мы не придумывали их, мы просто расположили их в определённом поряд- ке» .
В данной картине поднимаются всё те же вопросы, послужившие причинами для волнения студентов в мае-июне 1968-го. Здесь высказываются недовольства характером труда, а именно утомительность, однообразие и монотонность, которая сопровождает работу на конвейерном оборудовании. Жалобы удручающим положением рабочих на заводе начинаются со слов девушки: «Главное это запах, в начале я никак не могла к нему привыкнуть, даже выйдя после работы мне казалось, что я его всё еще чувствую, он меня преследовал». Затем мужчина подхватывает недовольства, говоря о том, что хоть это и противно, но к этому вполне можно привыкнуть, но вот что по его мнению самое трудное - перевозка мяса, «ведь туши адски тяжелые. Когда к нам приходит новенький, ему сразу поручают перевозку нескольких тон мяса. Через пару-тройку дней парень уже еле ноги волочет. Он подавлен, подавлен физически» . И это еще не всё, говорит еще один из сотрудников. «Представьте себе, вы работаете на ручной обработке. Это такой зал, где стоят машины, которые делают обертку для колбасы и ваша задача связывать её. Весь день одно и тоже движение, и ты понимаешь, что к концу дня уже ничего не чувствуешь. Ты просто представить себе не можешь на сколько тебе надоедают эти идиотские движения».
Подобное положение вещей, с которым были не согласны студенты и рабочие в майско-июньских событиях, напрочь убивает в человеке индивидуальность, превращая его в машину по производству товаров для непрекращающегося потребления.Сотрудничество медийных и рабочих лиц в фильме, очень похожи на сотрудничество студентов и интеллектуалов с рабочим классом, во время майских событий 1968 г.
Пока голоса за кадром рассказывают о выпавшей на их долю ноши, зрителю показывают кадры с участием Монтана и Фонды, пробующих себя в роли рабочих на конвейерной линии. Здесь прослеживаются необходимые, но в тоже время нелепые попытки интеллектуалов сопереживать вместе с рабочим классом. Эти кадры вновь переносят зрителя к майским событиям 1968-го, обнажая и слегка высмеивая попытки интеллектуалов понять жалобы простого рабочего класса.
За весь фильм можно услышать буквально несколько предложений, с помощью которых можно оценить восприятие и отношение к майско- июньским событиям в данной картине. К примеру директор, заточенный в своём кабинете по случаю бессрочной забастовки, устроенной рабочими завода, оценивает случившееся как «заражение, проистекающее из мая 1968- го», из чего следует, что по его мнению «Красный май» является «болезнью», которую необходимо лечить, указывая на помощь психиатра, что кстати характерно для оценок буржуазии того времени. Или вещание Джейн Фонды, рассказывающей о том, как изменилась её жизнь и мировоззрение после мая 1968-го. Она стала большим специалистом по левым экстремистам. Теперь её мало интересовала прошлая «она», будучи полностью вовлеченной в общественные процессы, происходившие с мая 1968-го. И наконец её супруг, говорящий о причинах того, почему он перестал снимать фильмы, которые ему «ужасно осточертели» и начал заниматься делом, доставляющим удовлетворенность.
Картина, выпущенная Годаром и Гореном и на сегодняшний день представляет огромную ценность за своё видение неиерархического общества и играет немалую роль в изучении майско-июньских событий 1968-го.
В 1976 году увидел свет фильм Алена Таннера «Иона, которому будет 25 лет в 2000 году», где перед зрителем предстают несколько бывших бунтарей 1968-го, которым казалось, что мир изменится до неузнаваемости. В фильме только один раз вспоминаются майские события 1968-го - в беседе между только что познакомившимися девушкой и молодым человеком.
«-Чем для вас был май 68-го?- Временем цветения вишни?
Временем цветения вишни.
А что потом?
После этого ничего не изменилось. -Вы так думаете? Я не уверена.
Ничего не изменилось. -Всё даже хуже, чем прежде. Сплошные мании во всём мире, макро-какая-то еда, испорченные дети, случайный секс, тант- ризм...»
Олег Горяинов, в статье «Революционер с опытом неудавшейся революции» отмечает, что сам фильм оказался «лучшим высказыванием о долгом и горьком послевкусии утраченной надежды». Что касается самих героев фильма, будучи еще не оклемавшиеся от «Красного мая», эти восемь человек находятся в душевном смятении, в постоянном поиске себя. Это видно исходя из того, как часто с ними происходят увольнение, разорение, а с кем-то даже тюрьма. Вместе с этим атмосфера фильма наполнена светом надежды, утопическими взглядами на собственное будущее.
Майские волнения 1968-го были широко изображены в фильме «Побег». Эта картина режиссера Жерара Ури, герои которого помещены в самый разгар майско-июньских событий.
Сама история фильма о том, как адвокат Жан-Филипп Дюрок не справившись с защитой ложно обвинённого в убийстве Голара, которого приговаривают к смертной казни. Для подписи ходатайства об амнистии, о которой он решил просить самого президента де Голля, Дюрок приезжает в тюрьму и становится очевидцем бунта, устроенного заключенными, которые услышали сообщения по радио о бунтующих студентах против правящей верхушки. Волей случая Дюрок бежит вместе со своим подзащитным, в желании не попасть под пули полицейских. В начале Голар презирает адвоката, но в последствии начинается их путешествие, наполненное забавными ситуациями происходящими в столице, охваченной массовыми волнениями.
Уже на первой минуте, зрителя погружают в атмосферу того времени, показывая несколько перевернутых машин и множество раскиданных деревянных ящиков прямо посреди бульвара. Стены повсюду расписаны лозунгами «Под булыжниками пляж!», «Вся власть народу!» «Я не люблю писать на стенах! ». Некоторые из них не встречаются в письменных источниках по «Красному маю» и вероятнее всего можно выявить не соответствие с исторической правдой. Почти сразу озвучивается четкая дата и место, а именно 27 мая 1968 года Лион. Согласно историческим данным в этот день «в резиденции Совета министров на улице Гренель представители профсоюзов, предпринимателей и правительства подписали Гренельское соглашение». В середине ленты, когда на экране показывается пара богачей, расположившихся на природе и поедающих лобстеров, по радио передают об итогах Гренель- ских соглашений, исходя из которых выясняется, что условия соглашения были отвергнуты большинством бастующих и рабочие утверждают, что «этого недостаточно» добавляя о желании получения других гарантий, до сих пор не предпринятых министерством труда.
В фильме так же использованы достоверные записи обращения президента по телевидению, представляющие большой интерес в изучении «Красного мая» в которых он говорит следующее: «я решил, что Сорбонна будет полностью открыта с понедельника. Так же начиная с понедельника правосудие, согласно действующему законодательству, рассмотрит прошение об освобождении всех задержанных студентов. Сорбонна вновь будет открыта. Она вновь обретет статус учебного заведения. Необходимы совместные усилия по осуществлению университетской реформы. В этом будут участвовать все заинтересованные стороны: преподаватели и студенты».
Что касается бунта, организованного в тюрьме, или на железнодорожном вокзале, то они нашли своё место только на экране и не соответствуют действительному развитию майско-июньских событий. Однако в какой -то мере забастовочные настроения происходящие на каждом шагу в фильме, помогают прочувствовать обстановку тех дней, когда множество сфер в стране оказались заблокированы.
В фильме также продемонстрирован вылет Шарля де Голля на вертолёте в Западную Германию, имевший место 29 мая 1968 года.
Таким образом, был рассмотрен кинематограф 1970-х годов, в котором нашли своё отражение майско-июньские события, воспоминания об этих событиях и их оценка в рамках кино. Так же был проведен анализ данных фильмов с точки зрения исторической правды.Во всех лентах поднимаются вопросы о поиске человека в мире, утрате ценностей и необходимости изменить общество. Так же в данных фильмах подвергается сомнению иерархическая структура общественного устройства, что соответствует идеологии студентов, критикующих любую власть. Наряду с этим ставится проблема изнурительных и неблагодарных условий на предприятиях. Все рассмотренные фильмы критикуют капиталистическую структуру общественного устройства и богатство среди бедности. Таков, в общих чертах политический и идеологический контекст, представленный в рассмотренных фильмах 1970-х годов.
.2 События мая 1968 года в современном французском кино: эволюция оценок и подходов
Событиям весны-лета 1968 года, на фоне создания своей персональной действительности и личных (в первую очередь сексуальных) отношений молодёжи посвящен фильм «Мечтатели», режиссёра Бернардо Бертолуччи (2003 г). Бернардо Бертолуччи является давно признанным классиком кинематографа и во многих картинах обращается к табуированным моделям человеческой сексуальности.
Образная составляющая картины полностью проникнута явлением синефилии. Герои осознанно повторяют кадры из любимых фильмов, копируют жесты и поведение полюбившихся персонажей. К примеру, когда Изабель заявляет, что её первыми словами на английском были «New York Herald Tribune» это первая фраза американки в ленте Годара «На последнем дыхании», а попытка покончить жизнь самоубийством, забрав с собой Тео и их американского друга, совмещается с кадрами самоубийства из фильма Брессона «Мушетт».
Так же в ленте использовались цитаты из таких фильмов как «Дамы Булонского леса» Брессона, «Золотой век» Бюнюэля, «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса, «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера, «Белокурая Венера» с Марлен Дитрих, «Королева Кристина» с Гретой Гарбо, «Цилиндр» с Фредом Астером.
События показанные в фильме полностью соответствуют исторической действительности. В первой сцене «Мечтателей» Бертолуччи продемонстрировал демонстрацию в защиту французской Синематеки и ее создателя Анри Ланглуа, имевшее место в начале 1968 года. Слова Мэттью прекрасно подобраны к данным событиям: «Ланглуа уволил правительство». Наряду с этим показана студенческая забастовка на улицах города, сопровождающаяся забрасыванием бутылок с зажигательной смесью со стороны молодежи. Полиция же в ответ пускала слезоточивый газ и забрасывала улицы дымовыми шашками.
Интересное мнение даёт журналистка Ида Доминиянни, интерпретируя май 1968 в «Мечтателях» не как революционную программу, а как, в первую очередь, глубокий переворот в самом жизненном укладе, в революции сознания людей: ««В «Мечтателях» нет революционного проекта, нет единства рабочих и студентов, нет борьбы интернационализма с капиталом. Есть как раз миг зарождения зари, с которой это все только должно прийти, еще больший «идеалистический утопический импульс» делает это возможным, мыслимым, реализуемым. Тело, политика, кино, музыка, сексуальность - вот ингредиенты «волшебного очага», подготовившего в шестьдесят восьмом взрыв и общественной, и частной жизни. Жажда эротики, жажда знания, жажда объединенного существования... Личное и политическое, связанное неразрывно в мечте о революции во всем... С тех пор уже ничего не было как раньше, нет таких прав, которые можно было бы потребовать сегодня и которые не выросли бы из свободы, которую мы в то время взяли сами, которую никто нам не давал».
В действительности, нельзя не согласится, что интерпретация событий 1968 года в сравнении с кинематографом 1970-х в корне меняется, май- ско-июньские события показываются как милая, поэтическая революция, попытка полностью революционизировать образ жизни и каждую её составляющую частицу.
«Мечтатели», пишет Бертолуччи, «показали, что шестьдесят восьмой еще беспокоит и раздражает даже многих из тех, кто в нем участвовал. Происходит что-то вроде ревизионизма, попытки сдать в архив этот революционный период как нечно глубоко отрицательное, как если бы шестьдесят восьмой напоминал своим героям о поражении, как если бы он был болезненным воспоминанием. Я же, напротив, думаю, что революция была лишь мечтой, я никогда не верил, что она осуществилась бы».
Фильм Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» перекликается с фильмом еще одного известного режиссера, Филиппа Гарреля «Постоянные любовники», объединенные одной большой темой - майско-июньские события во Франции в 1968 году.
Выход фильма «Постоянные любовники» можно сравнить с прямым ответом в адрес Бертолуччи на картину, выпущенную им двумя годами ранее. В действительности, сам Гаррель, на Венецианской премьере «Мечтателей» стоял в рядах разочарованных, публично обвинив картину в ревизионизме. В фильме Гарреля, речь идет о любовной истории на фоне майской революции 1968 года. В центре сюжета история влюблённых - Франсуа, которого съиграл сын Гарреля, Луис и его подружки Лили. Вместо кино в их любовной игре, на главную арену выходит поэзия: Франсуа живёт не фильмами, а стихами.
В целом, можно сказать, что это абсолютная полемика с Бертолуччи. Гаррель, в точности как и Бертолуччи, привлекает зрителя яркой гаммой чувств. Подобную полемику можно проследить и в моменте, происходящем на квартире, оставленной родителями, где поселилась группа молодых героев. Но если в «Мечтателях» герои в основном занимаются сексом и всякого рода психологическими опытами, то в «Постоянных любовниках» находится место и стычкам с полицией, и действительно роковым чувствам, и юношескому надлому, и играм со смертью.
Структура фильма поделена на три части. Началом становится длинная и неподвижная «Ночь баррикад», где почти отсутствуют диалоги между героями. Сразу после этого идет развитие романа между Франсуа и Лили, а так же описывается окружение бунтующей молодежи которая проводит дни и ночи в наркотическом угаре. Здесь же много говорят о маоизме и о критике рабочего движения, которое одержимо деньгами. Затем плавно наступает третья часть, повествующая зрителю о послевкусии революции. Герои баррикад разбредаются кто куда. Лили бросает Франсуа и отправляется в Америку ради карьеры и перспективного будущего. Осознав, окончание революции как и любви, Франсуа понимает, что с ним остается лишь одно искусство.
Хочется заметить, что в фильме отчетливо показаны различия выдвигаемых требований студентов и рабочих во время майских событий, и даже, критика рабочего движения со стороны молодёжи.
Так, один из друзей Франсуа говорит: «рабочие готовы сдаться. Профсоюзы боятся революции больше чем буржуа. Они думают только о том, как бы вытянуть из хозяев больше денег, как будто это сделает их счастливее. Они не понимают, что самое главное это жизнь, а не деньги. Ведь деньги не изменят их жизнь. Как тяжело это понимать. Это меня просто из себя выводит. Так что теперь единственный вопрос: можем ли мы сделать революцию для рабочих против воли рабочих».
Что касается изображения сексуальной революции, то у Гарреля она выражается лишь двумя действиями. Лили просит у Франсуа разрешения изменить ему. И сообщает, вернувшись, о своём неудовлетворении.
Не нужно пристально вглядываться, чтобы заметить, что было внутри у бунтарей 1968 года. Если Бертолуччи показал майские события в атмосфере праздности и как нечто поэтическое и даже утопическое, то «Любовники» же полностью проникнуты чувством страха. Страх разлит в воздухе.Из статьи Михаила Трофименкова «Время вишен»: «Черно-белая гамма - это ночь, в которой прячутся герои. Страшно на баррикадах. Страшно жить вдвоем. Страшно жить одному. Страшно жить. Страшно, когда в дверь стучатся полицейские. Когда друзей на ночной улице останавливают и обыскивают. Именно страх определяет судьбу большинства героев. Антуан, замешанный в наркоторговле, бежит в Марокко. Франсуа делает смертельную инъекцию героина: случайно или умышленно - неважно. А Лили, что Лили? Лили уехала в Америку». Прекрасная, идеалистическая эпоха всеобщего праздника оказалась вовсе не такой праздничной, как ее чаще всего изображают.
Напоследок хотелось бы поговорить о картине Оливье Дюкастеля и Жака Мартино «Рождённые в 68». События данного фильма крутятся вокруг 20-ти летних студентов Сорбонны, преисполненных идеями коммуны, и решившими переехать на заброшенную ферму во французской провинции. Там молодые люди попытаются построить сексуальную коммуну. Они бурно переживают смену президентов во Французской республике, противостояние студентов Нантера с властью, идеи пацифизма, появление аналога брака для геев и прочее.
Сами действие фильма начинаются с эпизода в университете, где студенты высмеивают обвинения газетчиков в адрес молодёжи: «Как всегда, когда рабочие и демократические силы объединяются, левые агитаторы работают повсюду. Они особенно активны, среди университета Нантер». Однако если взглянуть на историческую действительность, то всё начиналось именно с левых агитаторов, а не с рабочих, как пишут в газете, что и вызывает смех у студентов. Но так же можно предположить, что режиссёры просто отошли от исторических реалий, и смеются студенты по каким-либо иным соображениям. Здесь же упоминается о движении «22 марта», которое существовало в реальной жизни.
Большое значение в фильме уделено сексуальной революции, внутренней свободе и гендерному равенству. Главные герои стирают границы социальных стереотипов, или во всяком случае движутся в этом направлении. Примером этому может служить момент, когда за Жереми гонится толпа полицейских, и он не находит другого выхода как попросить впустить его в первую попавшуюся дверь для того чтобы спрятаться. Пойдя ему на встречу, Катрин впускает Жереми, и быстро снимает с себя всю одежду, что убирает с неё подозрения в укрывательстве. Подобная откровенность встречается в фильме неоднократно. Но погружаясь в реальность своих грёз, не всем удаётся жить в подобной атмосфере и многие возвращаются обратно в «систему».
В «Рождённых в 68-м» ярко выражена критика потребительского общества, да и критика всех общественных устройств, сложившихся к 68-му году, что не раз можно услышать в разговорах между героями. Герои на протяжении всего фильма основательно подрывают производственную систему и социальные отношения. Брак, любовь, верность, собственность, всё это молодые революционеры относят к буржуазным концепциям.
Рассмотрев современный кинематограф, затрагивающий майские события, можно заметить то, как изменилось восприятие и отношение к данным событиям. Раньше оценки режиссёров на тему майских событий сводились к различного рода протестам и недовольствам. Недовольства сложившимися условиями на предприятиях, недостаточно демократизированным и устаревшим образованием. Где-то оценки носили характер неудовлетворения режимом личной власти де Голля, и верой в то, что с новым президентом жизнь изменится в лучшую сторону.
В кинематографе 70-х годов поднимается множество вопросов, но они не рассматривают проблему «Майских событий», как нечто, сложившееся в связи с изменением общественного уклада, где доминирующие позиции стала занимать покупательная способность членов общества.
Потом, особенное отличие кинематографа 70-х заключается и в том, что оно не учитывает всю целостность картины, всю совокупность факторов, вызвавших «Майские события», а именно, социально-экономическую политику «государства благосостояния», отсутствие демократических свобод, требуемые временем, преобладание рутинной работы, лишающей человека творческого начала. Всё это в целом и вызвало кризис личности, оказавшейся в ловушке потребительства.
Современный же кинематограф интерпретирует данные события как революцию образа жизни, изменение всего и вся. Современные режиссёры стали воспринимать весну-лето 1968 года как бархатную, милую, поэтическую "молодежную революцию" и реформу жизненного уклада, то есть беря во внимание все условия, подготовившие почву для кризиса и вылившихся в конечном итоге в общественный протест против существующего порядка.
Заключение
Таким образом, составление общего представления о майских событиях 1968г., позволило прийти к заключению о том, что спусковым механизмом майско-июньских событий, явился резкий скачок страны с индустриального на потребительский путь, к которому была не готова большая часть населения страны. А изучение оценок и восприятий Майских событий в историческом пространстве, помогло прийти к заключению о том, что если раньше «Май 1968» воспринимался учеными как состоявшаяся революция, или напротив, как неудавшиеся попытки сделать революцию, или же как борьбу за радикальную трансформацию в образовательной системе и в условиях рабочих на предприятиях, то сегодня, напротив Майские события рассматриваются как глубочайшее социокультурное явление, как реакция на сложившееся общество потребления, как «кризис личности», находившейся в «ловушке» потребительства, окруженной послевоенным поколением, которых в общем-то всё устраивало. И этот кризис общества потребления, охватил не только Францию. Он прокатился по всему миру, в особенности охватив развитые капиталистические страны, проявившись как абсолютная критика потребительской современной культуры, и пытающаяся «революционизировать повседневную жизнь людей», указывая на ограниченность способа иерархизирования образовательной среды и структуры семьи.
В свою очередь, анализ мнений и оценок «Мая 1968» со стороны деятелей искусства и кино, позволил увидеть и понять, что структура общественного устройства, основывающаяся на покупательных способностях, отсутствие демократических свобод, требуемые временем, и преобладание рутинной работы, лишающей человека творческого начала, не разделяла большая доля населения, не исключающая и деятелей творческого процесса.
Рассмотрев кинематограф 1970-х годов, в котором нашли своё отражение майско-июньские события, это позволило прийти к выводу о том, что во всех лентах поднимаются вопросы о поиске человека в мире, утрате ценностей и необходимости изменить общество. Так же в данных фильмах подвергается сомнению иерархическая структура общественного устройства, что соответствует идеологии студентов, критикующих любую власть. Наряду с этим ставится проблема изнурительных и неблагодарных условий на предприятиях. Все рассмотренные фильмы критикуют капиталистическую структуру общественного устройства и богатство среди бедности. Таков, в общих чертах политический и идеологический контекст, представленный в рассмотренных фильмах 1970-х годов.
Рассмотрев современный кинематограф, затрагивающий майские события, можно заметить то, как изменилось восприятие и отношение к данным событиям. Раньше оценки режиссёров на тему майских событий сводились к различного рода протестам и недовольствам. Недовольства сложившимися условиями на предприятиях, недостаточно демократизированным и устаревшим образованием. Где-то оценки носили характер неудовлетворения режимом личной власти де Голля, и верой в то, что с новым президентом жизнь изменится в лучшую сторону.
В кинематографе 70-х годов поднимается множество вопросов, но они не рассматривают проблему «Майских событий», как нечто, сложившееся в связи с изменением общественного уклада, где доминирующие позиции стала занимать покупательная способность членов общества.
Потом, особенное отличие кинематографа 70-х заключается и в том, что оно не учитывает всю целостность картины, всю совокупность факторов, вызвавших «Майские события», а именно, социально-экономическую политику «государства благосостояния», отсутствие демократических свобод, требуемые временем, преобладание рутинной работы, лишающей человека творческого начала. Всё это в целом и вызвало кризис личности, оказавшейся в ловушке потребительства.
Современный же кинематограф интерпретирует данные события как революцию образа жизни, изменение всего и вся. Современные режиссёры стали воспринимать весну-лето 1968 года как бархатную, милую, поэтическую "молодежную революцию" и реформу жизненного уклада, то есть беря во внимание все условия, подготовившие почву для кризиса и вылившихся в конечном итоге в общественный протест против существующего порядка.
Список использованных источников и литературы
Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции. М., 1986.
Айвазова С.Г., Бунин И.М., Великовский С.И. и др. "Майский взрыв" 1968 г.: предпосылки и сущность // Франция глазами французских социологов. - М.: Наука, 1990.
Бертолуччи Б. Моё прекрасное наваждение. Воспоминания, письма, беседы. 1962-2010. М.: Колибри, 2012.
Бертолуччи Б. Кинофильм Мечтатели 2003 [Электронный ресурс] DVD-R.
Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1995.
Великовский С.И. Бастующая интеллигенция // Иностранная литература. 1971. №7.
Вокруг Света. 2007. № 5.
Гаррель Л. Кинофильм 2004 г. Постоянные любовники. [Электронный ресурс] DVD-R.
Глухарев Л.И. Воздействие «Общего рынка» на экономику Франции. М.: МГУ, 1971.
ГлюксманА. Сайт Новые известия [Электронный ресурс] URL: <http://www.newizv.ru/world/2008-05-15/90044-pisatel-andre-gljuksman.html> (дата обращения 2.03.2016)
ГодарЖ.-Л. Кинофильм 1972г. // Всё в порядке. [Электронный ресурс] DVD-R.
ГоряиновО. Киноте. [Электронный ресурс] http://kinote.info/articles/2274- revolyutsioner-s-opytom-neudavsheysya-revolyutsii (дата обращения 20.03.1016)
ГоряиновО. Революционер с опытом неудавшейся революции / [Электронный ресурс]. URL: http://kinote.info/articles/2274-revolyutsioner-s-opytom- neudavsheysya-revolyutsii (дата обращения 1.03.2016)
Долгучиц Е.А. Борьба ФКП за единство левых сил в ходе майско-июньского кризиса 1968 г. во Франции: Весн. БДУ. М., Сер. 3.-№1.
ДомбровскаяИ. Каннский фестиваль и "дело Ланглуа". [Электронный ресурс] URL: http://www1.rfi.fr/acturu/articles/101/article_242.asp (дата обращения 12.03.2016)
ДубининЮ.В. Де Голль и майско-июньские события // Шарль де Голль 1890-1970 гг.: Сб. ст. - М., 2000.
ДюкастельО. Мартино Ж. Кинофильм «Рожденные в 68» 2008 г. [Электронный ресурс] DVD-R.
.Зорин В.А. Запись бесед посольства СССР во Франции//Исторический архив. 1996. №2.
.Коломийцев В.Ф. Рабочий класс и «Красный май» 1968 г. во Франции// Вопросы Истории. 1973. № 5.КоломийцевВ.Ф. События мая-июня 1968 г. во Франции в оценке Французских публицистов// Вопросы истории. 1973. № 10.
Красныймай" 1968 года во Франции: феномен политической незавершенности и творческого начала движения // Международная конференция молодых историков / Под общ. ред. Ручица И. М.,1994.
Левое студенческое движение в странах капитала. М.: Наука, 1976. Литература
ЛамиЖ.-К. пер. с фр. Ваксберг А. «Франсуаза Саган». Б/м.: Молодая гвардия. 2005.
МанфредА.З. Далин В.М. Загладин В.В. Павлова С.Н. Сказкин С.Д. История Франции. Т. 1-3. М.: Наука, Т.3.
МатериалыXXIV съезда КПСС». М.: Политиздат, 1971.
МировичМ.О. Генерал де Голль. Штрихи к политическому портрету. М.: 2000.
Пер.Медведев К, Адибеков К. «Борьба на два фронта. Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов. 1968-1972» М.: Свободное Марксистское Издательство 2010.
ПономаревМ.В. «Общество потребления» и его крах // История стран Европы и Америки в Новейшее время. М.: Проспект, 2010.
ПосконинВ.С. События мая-июня 1968 года во Франции в освещении левацкой публицистики// Проблемы новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М.: МГУ. 1978.
Реальность,в которую трудно поверить: наследие 1968 // Синематека / [Электронный ресурс]. URL: http://www.cinematheque.ru/post/137835/print/ (дата обращения 1.03.2016)
Рохас.К. А.А. Критический подход к истории французских "Анналов". М.: Кругъ, 2006.
РошеВ. Задачи Французских коммунистов.
РошеВ. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972.
Саган Ф. 8 романов. Пер. с фр.: Кристалл, 1999.
СидоровА.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (5070-е гг XX в.). И.: ИГТУ, 2006.
Сидоров А.Н. Позиция Сартра во время Красного Мая // Сайт иркутских анархистов.2005.[Электронныйресурс]. http: //pl .maoism.ru/foreign/Sartre.htm (20.01.2016)
Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М.: Дрофа, 2001.
Стрельцова Г.Я. Проблемы личности и ее свободы в экзистенциализме Ж.- П. Сартра С.// Философские науки. 1971. № 4.
ТаннерА. Кинофильм 1976 г. Йонас, которому исполнится 25 лет в 2000 году. [Электронный ресурс] DVD-R.
ТарасовА. Научно-просветительский журнал [Электронный ресурс] URL: http://scepsis.net/library/id_550.html (дата обращения 15.03.2016)
ТрофименковМ. Время вишен // Сеанс № 33. [Электронный ресурс] URL: http://seance.ru/n/33-34/seance-guide33-34/vremya-vishen (дата обращения 10.03.2016)
УриЖ. Кинофильм 2005 г. Побег. [Электронный ресурс] DVD-R
Франция /Под. ред. Дилигенского Г.Г. - М., 2002.