Происхождение государства: теория и практика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Происхождение государства: теория и практика















Реферат

Происхождение государства: теория и практика

1. Причины и закономерности возникновения государства

Дискуссия о возникновении государства и права будет существовать в науке столько времени, сколько будут существовать государство и право. Во-первых, приверженцы различных идейных, философских воззрений по разному подходят к объяснению причин и закономерностей этого процесса. Во-вторых, историческая, этнографическая, археологическая науки открывают новые знания о причинах происхождения государства и права.

Материалистическое направление в современной науке связывает процесс возникновения государства и права с развитием производственного базиса, с переходом от присваивающей экономики к производящей. Такой подход получил название кризисной теории. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первобытных людей до возникновения права и государства, было первобытное общество. Человек занимался присвоением готовых животных и растительных форм, используя для этого орудия, изготовленные из природных материалов. Социальной организацией его была семейная община, которой руководили самые опытные и властные люди. В основе этой общины лежали родственные отношения, то есть люди проживали вместе по причине наличия кровного родства. Община имела свои властные институты (власть вождя, совет старейшин, собрание взрослых членов общества, власть жрецов). Власть в первобытном обществе принадлежала всей родовой общине, ее высшим проявлением было общее собрание всех взрослых членов рода. Вождь осуществлял повседневное управление делами общины, участвуя при этом в производственной деятельности наравне с другими. Существовали выборность, сменяемость власти: вождя избирали обычно на собрании всеми членами рода и могли переизбрать. Власть базировалась не только на авторитете, уважении, обычаях, но и на принуждении (использовались наказания, в том числе смерть, изгнание из племени), однако никаких специальных органов для назначения и реализации наказаний не было. Первобытное общество постепенно развивалось. В процессе эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присваивания готовых животных и растительных форм непосредственно к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи. Английский археолог Чайлд в середине XX века назвал этот переход неолитической революцией. Она началась 12 тысяч лет назад и длилась несколько тысячелетий. В этот период времени произошел экологический кризис, изменился климат, произошло вымирание некоторых видов животных и растений. Человечество ответило на этот кризис переходом к новому способу существования. Все это потребовало перестройки властных отношений и появления государственных образований. Возникли ранние земледельческие общества (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Появилась необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества и нормировать выдачу из общественных фондов. Переход от присваивающей экономики к производящей стал толчком для трех крупных разделений общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и появлению слоя людей, занятых в сфере обмена, торговли (купечества). В изменившихся условиях существенно возросла роль мужского труда. Он стал более приоритетным по сравнению с женским. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.

Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные се-мьи(земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи начинается разложение родовой общины. Постепенно наступает очередь неизбежной при разделении труда специализации, повышается производительность труда. Семья не может употребить всё, что производит, остаются излишки, называемые прибавочным продуктом. К тому же ассортимент достаточно однообразен, необходимо вести товарообмен для полноценного жизнеобеспечения. В результате присвоения излишков членами патриархальной семьи возникает частная собственность, происходит социальное расслоение первобытного общества, образование классов, зарождение государства и права. Еще одной важной причиной зарождения государства и права стала необходимость воспроизводства здорового и жизнеспособного потомства человека. Браки внутри одного рода вели к его вырождению, запрещение же инцеста (кровосмешения) способствовало выживанию и укреплению рода человеческого. Однако мало было только осознания того, что инцест ведет к вырождению, ставит род на грань гибели, сложнее было искоренить его. Новое табу трудно приживалось в обществе, нужны были суровые меры пресечения отступлений от него. Поэтому историки и государствоведы полагают, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. Таким образом, родовая организация общества преобразовывалась в государство. Первые государства возникли примерно 5 тысяч лет назад в Египте, Месопотамии, Китае, Центральной Америке. Первоначально они возникли как города- государства. Эти поселки представляли собой уже не родовую общину, а соседскую, в которой живут земледельцы общинники, объединенные общими интересами, а не кровно-родственными связями. В таком городе есть расслоение общества. Город делится на кварталы по ремеслу. Формируется аппарат управления. Государство возникает объективно в процессе изменения материальных условий жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов. Обобщая множество причин и закономерностей, повлиявших на происхождение государства, А.В. Малько выделяет следующие факторы: экономический, демографический, климатический, случайностный, интеллектуальный.

2. Типичные и уникальные формы возникновения государства

государство право концепция

Длительный процесс формирования государства шел у различных народов разными путями. Основными являются два пути: восточный и западный. Сейчас преобладает мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, основанный на «азиатском способе производства». По этому пути шли государства Древнего Востока, Африки, Америки, Океании.

На восточный путь появления государства наибольшее влияние оказали географические условия: теплый климат благоприятствовал земледелию, однако плодородные орошаемые земли на побережьях крупных рек были быстро освоены и потребовалось сооружение ирригационных (оросительных) систем, их эксплуатация и защита. Ирригационные работы являлись сложными и трудоемкими, были под силу только всему роду и требовали умелой организации. Ее стали осуществлять члены общины, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Кроме того, эти гигантские ирригационные сооружения необходимо было всегда держать в порядке, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.

Управление общественной (коллективной) собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Восточные государства во многом отличались друг от друга, хотя имели и общие черты. Все они функционировали в форме абсолютных, деспотических монархий, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. В таких государствах классовое расслоение не было ярким, отчетливым. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими.

Процесс возникновения государства на территории современной Европы шел другим путем. Здесь основным фактором, повлиявшим на его формирование, стало классовое расслоение общества. Активно формировалась частная собственности на землю, орудия производства, скот. Происходят захватнические войны, становится выгодно использовать рабов в качестве рабочей силы, поэтому первые государства на территории Европы становятся рабовладельческими. Схематично происхождение государства можно описать так: появление прибавочного продукта - формирование частной собственности - появление классов - господствующий класс создает государство и подчиняет себе эксплуатируемый класс. Фридрих Энгельс полагал, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность. В то же время не следует понимать, что сначала возникли классы, а затем государство. Эти явления были взаимосвязаны и шли параллельно.

Можно сделать вывод о том, что раннеклассовое государство развивалось в государство азиатского способа производства (типично) или в рабовладельческое государство (уникально) с последующим развитием в феодальное государство.

При всем многообразии форм возникших государств, все они отличались от первобытной организации публичной власти следующими признаками:

в первобытном обществе власть основывалась на кровном родстве членов племени, рода, общины, а в государстве базируется на территориальной общности граждан или подданных;

государство, как особая организация публичной власти, не совпадает со всем населением, проявляется в структурах чиновничьего аппарата и носит политический характер;

общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, власть большинства государств представляет главным образом интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного аппарата насилия (армия, полиция, разведка, тюрьма).


Уже в древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Различными мыслителями в разные времена были созданы теории, по-разному освещающие эти вопросы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Одной из первых возникла теологическая теория, представителем которой являлся Фома Аквинский (трактат «О правлении властителей», 1265-1266 гг.). По мнению авторов данной теории, государство является результатом «божественного промысла», оно будет существовать так же вечно, как и сам Бог. Государь получает от церкви право управлять людьми и должен реализовывать волю Бога на Земле, люди же должны безропотно подчиняться воле государя.

К числу наиболее ранних принадлежит и патриархальная теория, первые идеи которой принадлежат Аристотелю («Политика», 387-322 гг. до н.э.). Окончательное ее оформление произошло благодаря Филмору, описавшему теорию в своей книге «Патриарх или естественная власть королей», 1680 г. Согласно патриархальной теории, государство - это продукт разросшейся семьи. Как мы уже знаем, семья была первой формой цивилизованного общения. По мере разрастания семья делится под влиянием процесса специализации труда. Но, поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, сохранившие генетическую память о своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического происхождения. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы, государственная власть, власть патриарха.

Обратимся к теории договорного происхождения государства, корни которой уходят в древнюю Грецию. Эпикур полагал, что государство создается на основе добровольного соглашения между людьми. Расцвета Договорная теория достигла в XVII-XVIII веках. Её последователями в Англии были Дж. Локк, Т. Гоббс; во Франции - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье; в Голландии - Г. Гроций, Б. Спиноза; в России - А.Н. Радищев, П.И. Пестель.

По мнению всех указанных мыслителей, государству предшествовало естественное состояние. Разумеется, никаких достоверных данных о его форме не существует, поэтому можно лишь предположить каким оно было. Т. Гоббс полагал, что естественное состояние представляло собой войну всех против всех, человек жил в постоянном страхе за свою жизнь, здоровье, имущество. По мнению Дж. Локка это был золотой век всеобщего мира, свободы и равенства. Первая точка зрения, на наш взгляд, более состоятельна, вряд ли человечество захотело бы что- то менять, живя в мире и комфорте. Затем люди вынуждены были заключить всеобщий договор с целью соблюдения ограничений, одинаковых для всех. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что вредно для жизни. Каждый отказался от той части свободы, которая позволяла причинить вред другому человеку, его имуществу. Понадобился гарант, обеспечивающий соблюдение нового запрета. Им стало государство, которое постепенно стало выполнять и иные функции. Сам по себе общественный договор нельзя понимать как исторический факт подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления конкретного государства. Теория общественного договора показывает, что люди добровольно признали необходимость учреждения некоего единого, объединяющего всех центра. Данная теория используется для обоснования народовластия в США.

В XIX веке появилась теория происхождения государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно марксистской концепции, государство возникло в силу экономических причин. В результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился прибавочный продукт. Он накапливался у определённой группы людей, это привело к появлению частной собственности, а затем расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как результат этого возникло государство, которое насилием и управлением сдерживает эти классы, обеспечивая превосходство господствующего класса. Представители классовой теории считали, что государство - явление временное, и оно перестанет существовать, когда не будет классов.

Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Авторы видели причины происхождения государства в применении внешнего и внутреннего насилия. К. Каутский и Л. Г умплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим (внешнее насилие). Для подавления порабощенного племени, управления им и использования в интересах эксплуататоров создается государственный аппарат.

В этот же период времени Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» создал расовую теорию. Предположив, что человеческие расы различаются, Ж. Гобино разделил их на высшие и низшие. Низшие расы не способны сами организовать свою жизнедеятельность. Они могут лишь выполнять конкретные указания. Высшие же расы, состоящие из своего рода элиты, образуют государство для управления низшими.

Французский этнограф и социолог XX века К. Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул инцестную (половую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, то есть кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства. Поддержание запрета инцеста требовало наличия особой группы людей, которые бы занимались контролем за соблюдением запрета и применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей стала выполнять и другие общественные функции. Таким образом, постепенно и происходило образование государственной структуры. Другой французский ученый первой половины XIX века К. Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» предложил патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум). В первобытном обществе земля принадлежала всему племени и находилась в коллективной собственности. Затем происходит сосредоточение власти в руках вождей, они же становятся собственниками земли племени. Постепенно власть вождей становится государственной и распространяется на всех людей, живущих на земле собственника. Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг. На рубеже XIX-XX веков французским социологом Г. Тардом и русским юристом Л. Петражицкимбыла создала психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: у одних людей есть потребность подчиняться, подражать элите общества, у других - потребность властвовать, подчинять себе волю других лиц. В государстве и те и другие находят реализацию своих потребностей. Органическая теория появилась в XIX веке. Её авторы (Г. Спенсер, Р. Вормс) законы развития живых существ переносили на государство. Считали, что государство - это произведение сил природы, общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления.

Литература

1. Теория государства и права; АСТ, Сова - Москва, 2013. - 160 c.

. Теория государства и права; КноРус - Москва, 2012. - 382 c.

. Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2012. - 160 c.

. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.

. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c.

. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2014. - 174 c.

. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c.

. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2011. - 442 c.

. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c.

. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2011. - 208 c.

. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013. - 652 c.

. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.

. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ - Москва, 2013. - 563 c.

. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Высшее образование, Юрайт - Москва, 2012. - 752 c.

. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 752 c.

. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект - , 2011. - 816 c.

. Рассказов Л. П. Теория государства и права; РИОР - Москва, 2012. - 464 c.

. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Норма, Инфра-М - Москва, 2013. - 480 c.

. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Инфра-М, РИОР - Москва, 2014. - 480 c.

. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2011. - 640 c.

. Смоленский М. Б. Теория государства и права; Феникс - Москва, 2014. - 288 c.

. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2011. - 704 c.

. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2013. - 616 c.

. ред. Мокичев, К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература - Москва, 2013. - 520 c

Похожие работы на - Происхождение государства: теория и практика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!