Содержание и порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание и порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

Оглавление

Введение

Краткая история института религии до образования Российской Федерации

Содержание свободы совести и вероисповедания

Порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

Вывод

Список использованной литературы

Введение

На протяжении всей истории нашего государства религия и совесть занимали в нём особое место. С полной уверенностью можно утверждать, что именно они были тем звеном, что связывало все народы, населяющие территории Киевской, Московской Руси, позже - Российской Империи и СССР, а теперь - Российской Федерации, вместе. Даже во времена «Воинствующего атеизма», когда имели место массовые гонения на религиозные учреждения, служителей культа, и институт религии как таковой, на её место вставала совесть, забирая на себя всё те же функции. И людей снова сплачивала вокруг себя определённая идея, не давая им разбредаться и помогая преследовать намеченную цель.

Более того, именно с началом крещения Руси и установления единой религии для всех славянских племён появилось и стало развиваться то государство, которое, пусть и с многими изменениями, мы имеем в настоящем времени. Сегодня Россия является государством светским, что запрещает устанавливать любую религию в качестве государственной или обязательной, уравнивает все религиозные объединения перед законом и отделяет их от государства. В то же время, каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Разрешается даже свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В своём докладе я постараюсь представить наиболее важные аспекты данного правового института с целью выявить его достоинства и недостатки, а также предложу возможные варианты устранения последних.

Краткая история института религии до образования Российской Федерации

Перед тем, как приступить к рассмотрению современного состояния названного выше, хочу обратиться к тому положению, которое религия и совесть занимали в прошлом. Рассмотрим период Российской Империи и Союза Советских Социалистических Республик.

Начиная с крещения Руси религия играла государствообразующую роль. Собственно говоря, с этой целью и принималось христианство: сплотить разрозненные племена в одно единое и мощное государство, объединить схожие по духу и происхождению народы. Первоначально на Руси не было даже своего Патриарха - его назначали византийские священнослужители. После падения Константинополя под гнётом турок отечественная Церковь стала полностью самостоятельной, какой и остаётся. В семнадцатом веке в Церкви произошёл раскол, а при Петре Первом Церковь была уже полностью отделена от государства, утратив былое могущество и позиции.

С отречением Николая Второго от престола отношение к религии резко изменилось. Постановлением от 20 марта 1917 г. Временное правительство отменило существовавшие на тот момент в России вероисповедальные ограничения (Вест. ВП. 1917. N 15/61), а Постановлением от 20 июня в стране вводилась полная свобода совести. "Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры" (Вест. В.П. 1917. N 109/155). Далее Постановление определяло, что вероисповедание малолетних детей, не достигших десятилетнего возраста, определялось их родителями с преимуществом веры отца при различии с верой матери. С 14-летнего возраста разрешался переход из одной веры в другую. Этим же актом в России вводился светский порядок регистрации актов гражданского состояния (п. 8 Пост.).

После прихода к власти большевиков положение Церкви стало ещё плачевнее: в ней теперь видели не столько фактор сплочения и утешения людей, сколько организацию, существующую за чужой счёт, ничего при этом не производящую, нахлебника. А её материальное положение заставляло задуматься над тем, достойны ли служители культа такого великолепия. Из государственной организации Церковь превратилась в организацию антигосударственную, мешающую построению нового общества.

Что же предприняли новые правители? На высшем законодательном уровне можно назвать два положения: первое - в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами; второе - монахи и духовные служители церквей и религиозных культов не избирались и не могли быть избранными, т.е. лишались как активного, так и пассивного избирательного права. Также следует упомянуть такие нововведения, как обеспечение каждому гражданину Российского государства свободы совести (посему пользование гражданскими и политическими правами не зависело от принадлежности к вероисповеданию и никто не мог быть преследуем и ограничен в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры). Церкви закрывались, здания переоборудовались под иные нужды, имущество национализировалось, служители культа отправлялись под суд, многие были расстреляны. Лишь в 1927 году Церкви удалось «наладить контакт» со светской властью, а в 1943 - вернуться на менее притесняемый государством уровень.

С другой стороны, власть не смогла применить столь жёсткие меры к представителям других конфессий - например, к служителям ислама. Причина кроется в более сильном влиянии этой религии на верующих. К сожалению, это сыграло и отрицательную роль во время Великой Отечественной войны.

Такова краткая история религии в нашей стране, неоднородна и трагична. Разумеется, этот опыт учитывается и при современном правовом регулировании в данной сфере. Вспомнив, с чего всё начиналось, можно вести речь уже о действующем законодательстве.

Содержание свободы совести и вероисповедания

Наиболее значимым является Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле этого НПА говорится, что «Федеральное Собрание Российской Федерации подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений», в чём наглядно демонстрируется соответствие нормам Конституции РФ, и проистечение из них. Далее сказано, что «признаётся особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» - сразу вспоминаются недавняя попытка закрепить данное положение в Конституции, которая не нашла понимания и поддержки у законодателя. Также говорится об «уважении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», что отражает многоконфессиональный характер Российской Федерации. В заключении этой речи указывается цель принятия данного закона - содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. В этом прослеживается острая необходимость, учитывая то, как часто приходится сталкиваться с разного рода проявлениями не просто нетерпимости, но порой и ненависти представителей одной религии к другой (косвенно об этом свидетельствуют заявления не только приверженцев определённой религии, но и официальных представителей разных конфессий, основанные на догмах о том, что только их религия является истинной). Положение осложняется ещё и тем, где проходят обучение будущие служители культа - например, большинство муфтиев получают образование в тех регионах мира, где постоянно случаются кровавые распри между представителями разных течений ислама - шиитами и суннитами (в нашей стране таких учебных заведений в достаточном количестве нет).

Предметом данного закона являются правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Но следует отметить, что термин «свобода» здесь обозначает качество вероисповедной деятельности, что есть объект правового опосредования, а не юридическая мера поведения. Уже это обстоятельство свидетельствует о возможных трудностях, которые могут возникнуть при законодательном регулировании и реализации прав и обязанностей в этой области. Но что же даёт индивиду эта свобода? Она даёт возможность самостоятельно, т.е. без принуждения со стороны другого индивида, общества или государства (что закреплено в п.3 ст.29 Конституции РФ: никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них), входить в область вероисповедных отношений. Эти отношения включают как различные проявления религиозной жизни общества, так и допустимые законом варианты отношения к ней (п.2 ст.29 Конституции РФ не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду религиозного превосходства). Это может быть содействие любой из конфессий, теоретическое осмысление религиозных догматов, их соблюдение, или же наоборот - непризнание и опровержение.

Ядром этих отношений является религиозная вера, представляющая собой установку на безусловное принятие каких-либо утверждений, а также решимость им следовать и оценивать как категорию, которая недоступна человеческому опыту, является сверхчувственной и сверхъестественной. Несмотря на такие свойства, вера и чувства верующих не могут подвергаться какому бы то ни было оскорблению, как и сами верующие. Например, под угрозой уголовного наказания запрещаются публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих; подобные действия, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; действия, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, или с применением насилия или угрозой применения насилия. Под угрозой административного наказания запрещается воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение.Ответственности подлежат как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории нашей страны. Наравне с россиянами они пользуются и правом на свободу совести и свободу вероисповедания.

Особо хочется отметить и тот факт, что законом охраняется тайна исповеди. Это выражается в том, что священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, не могут быть привлечены к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны им на исповеди. Что, конечно же, не исключает возможности священнослужителя самостоятельно обратиться в правоохранительные органы для сообщения информации.

Внутреннее же содержание свободы вероисповедания детализируется в следующих правах на:

Исповедание определённого религиозного культа;

Смену религиозной принадлежности и переход из одной религиозной конфессии в другую при соблюдении внутрицерковных правил соответствующих конфессий;

Участие в отправлении религиозных обрядов;

Миссионерскую и религиозно-просветительскую деятельность;

Религиозное образование и воспитание.

Приведу наглядную реализацию данных прав с позиции человека, который разделяет взгляды Русской Православной церкви:

Гражданин (а равно иностранец или апатрид) имеет право исповедовать определённый религиозный культ. В данном случае - культ многонациональной Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными православными Церквами (например, Константинопольской, Иерусалимской, Албанской и др.). Он может являться должностным лицом и сотрудником канонического подразделения, клириком или мирянином. В качестве прихожанина (т.е. лица православного исповедания, сохраняющего живую связь со своим приходом), мирянин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода, материально содержать причт и храм.

Гражданин имеет право перейти из одной религиозной конфессии в другую. Например, обратиться в старообрядца, и стать приверженцем Русской Православной Старообрядческой Церкви, или же перейти в Ислам (что, кстати, является одним из самых простых и коротковременных процедур - достаточно осмысленно произнести несколько фраз в присутствии нескольких представителей данной религии) или Иудаизм.

Гражданин участвует в Богослужебных (это те священнодействия, которые входят составной частью в литургическую жизнь Церкви: освящение артоса, великое освящение воды, освящение плодов нового урожая в день Преображения Господня, чин посвящения в чтеца и певца, помазание предстоящих освященным елеем на утрени, вынос святой плащаницы в Великую Пятницу и т.д.), Символических (обряды, которые выражают различные религиозные идеи, но при этом открывают и реальный путь к Богообщению. Самый яркий пример из повседневной жизни каждого христианина - крестное знамение, которое символизирует крестные страдания Христа, являясь вместе с тем действенным средством защиты человека от воздействия инфернальных сил.), и тех, что освящают житейские нужды людей (освящение домов и других помещений, используемых в деятельности человека; поминовение усопших; освящение семян, овощей, пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и т. д. ).

Миссионером в конкретном смысле является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства. Он осуществляет воспитательную миссию (это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры), апологетическую (это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями), информационную (это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы), внешнюю (это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре) и миссию примирения (должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия).

Религиозное образование и воспитание осуществляется духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви, т.е. высшими и средне специальными учебными заведениями, подготавливающими священно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников, которые состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет.

Поскольку Россия является государством светским, то государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Оно не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, а также не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. И, разумеется, государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В добровольном порядке предусмотрена возможность получения образования от религиозных организаций.

Законодатель предусматривает возможность создания религиозных объединений - добровольных объединений граждан России, иных лиц, постоянно или на законных основаниях проживающих на её территории, и обладающих всеми правами, которые составляют внутреннее содержание свободы совести и вероисповедания. Об этих объединениях и пойдёт речь в следующей части доклада.

Порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

Религиозные объединения обладают следующими признаками: вероисповеданием; совершением богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей. Данные объединения создаются в форме либо религиозных групп, либо религиозных организаций. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Это, однако, не запрещает выделять на их территории места, предназначенные для отправления культа.

Религиозная же группа представляет собой добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Отсюда следует, что они не могут быть отслежены и учтены государством. Если же участники группы намерены создать из неё организацию, то они обязаны уведомить о создании и начале деятельности таковой органы местного самоуправления. Религиозные группы могут совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. При этом нет возможности проверить их деятельность в виду латентности последней. Помещения и необходимое для деятельности группы имущество предоставляется её участниками.

Для того, чтобы создать религиозную организацию, требуются десять учредителей-граждан РФ, которые могут подтвердить существование своей религиозный группы на протяжении не менее пятнадцати лет, или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. Подтверждение выдаётся органами местного самоуправления или существующей на территории муниципального образования религиозной организацией. Участниками (учредителями и членами) религиозной организации не могут быть следующие лица:

иностранный гражданин или апатрид, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Деятельность организации осуществляется на основании её устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В нём указываются наименование организации, место нахождения, цели создания, задачи и формы деятельности, источники образования денежных средств и иного имущества организации, ряд других положений.

Для регистрации организации требуется предоставить в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром (уже указывалось мною); сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией, а также документ об уплате государственной пошлины. Заявление рассматривается от одного до шести месяцев (для проведения государственной религиоведческой экспертизы).

В регистрации может быть отказано, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства или содержащиеся в них сведения не достоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, которое не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на которое не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством.

Допускается приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.

Религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм законодательства РФ, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); по решению суда в установленных законом случаях.

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии (часто в СМИ прослеживаются случаи, когда «Свидетели Иеговы» запрещают своим членам переливать кровь иных лиц, в результате чего умирают они сами либо их дети); воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения и иные.

Я не буду анализировать права и условия деятельности религиозных организаций, но частично затрону их в заключении своего доклада, подводя итог работы.

Вывод

Рассмотрев содержание и порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания, в заключении я обращусь к юридическим определениям свободы совести и свободы вероисповедания. Именно теперь, когда сложилось целостное представление об этом правовом институте. право свобода совесть вероисповедание

В юридических определениях этих понятий и кроется главная проблема, мешающая привести законодательство в состояние, близкое к идеалу. Так вот: юридических определений свободы совести и свободы вероисповедания нет! Их просто не существует ни в отечественном, ни в зарубежном законодательстве. Объясняется это тем, что данные категории больше философские или морально-нравственные по своей природе, чем правовые. И пока не будет законодательно закреплено, что есть эти права, у законодателя будут возникать трудности.

Теперь о плюсах и минусах данных свобод.

К плюсам можно отнести сам факт закрепления их в Конституции РФ. Это даёт определённые, обеспеченные государством, гарантии гражданам, что и позволяет вести продуктивную деятельность в данном направлении. Это большой шаг к сближению с другими государствами, которые не являются атеистическими.

Положительным моментом представляется и детальная разработка этих свобод как на федеральном, так и на региональном уровне.

Минусы, к сожалению, имеются значимые. Сводятся они не столько к некачественному законодательному регулированию, сколько к невозможности регулирования такого уровня вообще. Причина в том, что любое религиозное учение представляет свою точку зрения единственно верной, что ведёт к конфликтам с представителями других конфессий. И хотя сегодня многие религиозные учения приходят к компромиссу, сложности остаются. Но и законодатель, на мой взгляд, допускает ряд недочётов, среди которых - недостаточное регулирование гражданско-правовых отношений. Например, коммерческая деятельность, учёт доходов, извлекаемых религиозными организациями и т.д. Негативную роль вносят и отечественные СМИ (например, показывая передачи одной конфессии на определённом канале, вместо того, чтобы обеспечить доступ к разным).

Негативную роль играет и возведение религиозного служения в разряд основных, а не сопутствующих функций (в разных сферах деятельности государства), что проистекает из постановки церковной организации над государственной (это можно проследить в решениях религиозных органов по тем или иным вопросам, касающихся образа жизни верующих).

Минусом можно назвать и консерватизм института религии как токового, что мешает более подробно разработать его в правовом поле, и главное - донести до гражданина. Достаточно обратиться к аналогичной проблеме, стоявшей во взаимодействии СМИ с нашей армией, которая долгое время сохраняла статус организации, в плане информации не просто ограниченной, а игнорирующей взаимодействие с гражданским обществом.

Законодатель несовершенен и в критериях, по которым допускается деятельность религиозных организаций. Особенно это касается списка экстремистских материалов, который носит настолько непостоянный, и, зачастую, субъективный характер, что просто вызывает отторжение от института религии как такового. Яркий пример - книга господина Истархова (естественно, псевдоним) «Удар Русских Богов», которая трижды была запрещена и вносилась в списки экстремистских материалов под разными номерами.

Список положительных и отрицательных черт можно продолжать довольно долго, но я перечислил те, что считаю наиболее важными.

Какие же меры следует предпринять для исправления сложившейся ситуации? Предлагаю:

Законодательно закрепить определения свободы совести и свободы вероисповедания в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Для этого потребуется создать комиссию из ведущих отечественных правоведов и религиоведов, желательно - работников соответствующих академий;

Разграничить свободу совести и свободу вероисповедания по причине светского характера первой (до сих пор непонятно, как их объединение в одну статью Конституции РФ не оскорбило чьих-либо чувств). Декларировать свободу совести в отдельной статье Конституции РФ;

Установить в качестве критерия, запрещающего деятельность религиозных организаций, наличие в уставе и иных документах положений, допускающих невыполнение общеобязательных положений светского законодательства (большинство религиозных учений привлекает тем, что наказание наступит после смерти, а государство гарантирует его при жизни, что, конечно, несколько возвеличивает церковь в глазах мирян). В любом случае, должно возобладать здравомыслие: например, в 1968 г. Верховный суд США постановил, что члены секты Свидетелей Иеговы не имеют права отказываться по религиозным мотивам от переливания крови своим детям, а в РФ такой порядок не урегулирован, и порой нарушается право граждан на отказ от оказания медицинской помощи;

Ограничить взаимодействие религиозных организаций с государственными в целях повышения качества деятельности последних. Этим можно добиться улучшения принципа светскости образования, воспитания, и осуществления государственной власти;

Ужесточить контроль над деятельностью СМИ в целях повышения достоверности и точности информации, обеспечения равного доступа ко всем СМИ различных религиозных организаций. В противном случае, в представлении граждан, происходит клирикализация, что создаёт проблемы государству в осуществлении своих обязанностей.

Обратиться к зарубежному опыту по регулированию отношений государства и церкви, т.к. за годы атеизма в СССР он отсутствует, в должном объёме. Прежде всего, рассмотреть Романо-германскую правовую семью.

Считаю, что предпринятые меры, будут способствовать значительному снижению неправомерных действий в сфере реализации гражданами и их объединениями права на свободу совести и вероисповедания, а также более тесному и открытому взаимодействию государства и церкви как между собой, так и с гражданами России, а равно апатридами, бипатридами и иностранными гражданами.

Итогом всего предложенного хочется увидеть посильное устранение пробелов как в самом законодательстве, так и в его реализации, что приведёт к улучшению качества жизни россиян, обретению достойной идеи и плана развития страны, установление единых ориентиров для всех граждан - как верующих, так и атеистов. Это выведет Россию на новый уровень развития!

Список использованной литературы

Конституция РФ от 12.12.1993

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Конституционное право России: учебник / отв. Ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - 4-е издание.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ

Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной Церкви», утвержденный определением Священного Синода РПЦ от 27.12.2011г. (журнал №152)

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27.03. 2007г. Сайт прихода иконы Всей скорбящих Радость / #"justify">Устав Русской Православной Церкви принятый на Архиерейском Соборе 2000г.

СП (Своды правил по строительству) 31-103-99

С.А.Авакьян : Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт - #"justify">Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.

"История Российского государства и права: Учебник" (Исаев М.А.) /КонсультантПлюс.

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)

Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти»

Пыхалов Игорь: За что Сталин выселял народы - #"justify">Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П "По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления"

Информационные материалы книги В.А. Истархова «Удар русских богов», изданной ООО «Русская Правда-пресс» (решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 03.07.2008);

Книга В.А. Иванова, В.В. Селиванова (В.А. Истархова) «Удар русских богов», 4-ое издание, изданное ООО «Русская Правда» в 2007 г. - 416 стр.» (решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23.12.2009).

Информационные материалы книги «Удар русских богов», автор В.А. Истархов, изданной ЛИО «Редактор», г. Санкт-Петербург, 2001 год (решение Касимовского городского суда Рязанской области от 12.03.2010).

Петров А.М. Свидетели Иеговы и переливание крови // Религия и право. 2004. N 1. С. 40.

Европейский суд по правам человека и Российская Федерация: постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 г. М., 2005.

Судебная практика Конституционного Суда РФ/ СПС "КонсультантПлюс"

Похожие работы на - Содержание и порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!