Конституционно-правовые основы органов государственной власти

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,73 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционно-правовые основы органов государственной власти














Контрольная работа

Конституционно-правовые основы органов государственной власти

Содержание

1. Понятие государственной власти и особенности складывания ее системы в РФ

. Конституционно-правовой статус Президента

. Федеральное Собрание Российской Федерации

. Конституционно-правовой статус Правительства РФ

. Конституционно-правовые основы судебной власти

. Конституционный Суд РФ

Литература


. Понятие государственной власти и особенности складывания ее системы в РФ

Государственная власть осуществляется или непосредственно народом, или органами государственной власти. Прямая реализация государственной власти со стороны народа возможна через такие формы, как референдум и выборы органов законодательной власти, а также государственных выборных должностных лиц (Президента, глав администраций субъектов РФ). В демократических государствах обычно эти две формы - представительная и непосредственная демократия сочетаются друг с другом.

Правовая природа государственной власти выражается в принятии нормативных правовых актов, имеющих государственно-обязательную силу, которые должны быть обеспечены авторитетом, организационными мероприятиями и, если это необходимо, принуждением со стороны государства.

Органы государственной власти по горизонтали делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной, судебной власти; а по вертикали - на два вида: федеральные (национальные) и субфедеральные (субнациональные) органы.

Общими признаками системы власти являются: целостность, приоритет общего над частным, взаимосвязь, взаимозависимость. Поэтому под системой органов государственной власти следует понимать целостную, внутренне согласованную и взаимосвязанную совокупность органов государственной власти, призванных обеспечить эффективность действия государственной власти. С этой точки зрения, система государственной в России окончательно не сложилась. В царской России баланс системы государственной власти нарушался господством императора и его придворных чиновников в ущерб другим органам государственной власти; в советский период система государственной власти не смогла полноценно сформироваться из-за беспрецедентного давления политической партии, ее центрального аппарата на государство в целом.

Попытки изменения системы органов государственной власти РФ были начаты с введением института конституционного контроля и учреждением Конституционного Суда РФ, наделенного широкими полномочиями по проверке конституционности не только законов, но и любых актов Президента РФ, Правительства РФ, правоприменительной практики и др. Речь идет не просто о создании еще одного органа государственной власти, а о принципиально новом, не известном ранее институте, призванном защищать Конституцию РФ.

Наряду с указанными изменениями в рассматриваемый период шел процесс усиления власти Президента РФ. В ряде случаев парламент принимал специальные решения, делегируя Президенту РФ дополнительные, не предусмотренные Конституцией РФ полномочия.

Переход на систему разделения власти с самого начала, т.е. с 1991 г., осуществлялся непоследовательно, что объясняется сложностью перехода от старых институтов власти к новым в рамках еще советской конституции 1977 г.

сентября 1993 года Президент РФ издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», прерывавшим осуществление функций советского законодательного органа в лице Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ и назначившим выборы в Государственную Думу Федерального Собрания на 11-12 декабря 1993 г.

Следует отметить, что этот Указ за номером 1400 - акт, противоречащий Конституции РФ, т.к. согласно Конституции РФ полномочия Президента РФ должны были прекратиться с момента издания этого указа, чего фактически не произошло. Да и для ликвидации высших, а впоследствии и других органов государственной власти у Президента РФ не было правовых оснований. Последствия этого акта, который утратил силу с принятием Конституции РФ 1993 г., фактически до 2000 года отрицательно влияли на режим законности и разделения власти в России.

Таким образом, если с 1991 по 1993 гг. был определенный перевес в сторону законодательной власти, то после 1993 г. и по настоящее время явно наблюдается тенденция к президенциализации власти.

Согласно Конституции РФ 1993 г. государственная власть в РФ осуществляется на двух уровнях: федеральном и субфедеральном. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, двухпалатное Федеральное Собрание РФ (законодательная власть), Правительство РФ (исполнительная власть) и федеральные суды (судебная власть). На субфедеральном уровне государственную власть отправляют образуемые каждым из 85 ныне существующих субъектов РФ органы государственной власти.

Осуществление государственной власти в городах, сельских поселениях и на других территориях, как правило, не предусматривается в связи с изменением природы власти на местах, которая квалифицируется не как власть государственная, а как местное самоуправление. Допускается делегирование местному самоуправлению государственно-властных полномочий.

Единство системы государственной власти РФ только складывается. Конституция РФ, с одной стороны, подчеркивает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, с другой, - предусматривает механизм согласования всех звеньев системы государственной власти через власть Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), который выведен из системы разделения власти. В этих условиях предполагается обеспечение баланса только за счет внешнего воздействия, идущего от Президента РФ, механизм самобалансирования внутри системы разделения власти, к сожалению пока бездействует. Таким образом, президентская власть закреплена как основа государственной власти, а три ветви власти, являясь юридически самостоятельными, взаимодействуют друг с другом в пределах президентской власти, которая и выступает гарантом такого взаимодействия.

Единство системы органов государственной власти юридически провозглашается только в пределах отдельных ветвей власти. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает единую систему исполнительной власти в РФ, а из п. 3 ст. 118 Конституции РФ вытекает принцип единства судебной системы РФ, который достаточно полно реализован в федеральном конституционном законе о судебной системе. Единство судебной системы не отрицает независимости и самостоятельности судей и судов. Речь идет о единстве в организации и отправлении правосудия.

Сложность складывания системы государственной власти в РФ заключается в том, что реальное соотношение различных ветвей власти постоянно меняется, и это препятствует стабильному управлению страной. Юридически слабый парламент борется за расширение своих прерогатив. Фактические полномочия Правительства РФ колеблются в широких пределах и в значительной мере зависят от Президента РФ.

. Конституционно-правовой статус Президента РФ

Роль и место Президента РФ в системе органов государственной власти. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить особенность его положения как главы федеративного государства. Она заключается в том, что Президент представляет интересы всех россиян, независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Например, Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при игнорировании других. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Этот орган власти должен находиться вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 82 Конституции РФ), дает обещание защищать суверенитет, безопасность и целостность государства.

Полномочия Президента РФ.Объем конституционных полномочий Президента РФ и его роль третейского судьи дают основания полагать, что Президент наделен широкими властными полномочиями: с одной стороны власть Президента - самостоятельная ветвь власти в системе «разделенных властей» (ст.11 Конституции РФ), с другой, - Президент - арбитр властей (ч.2 ст.80, ч.1 ст.85), поскольку он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (т. е. республик, краев, областей, автономных образований и т.д.).

Обширные полномочия Президента осуществляются через механизм президентской власти, во главе которого стоит сам Президент. Структура этого механизма достаточно сложна. Среди подразделений президентской власти следует выделить, прежде всего, три обязательные структуры, так как они прямо упоминаются в Конституции РФ 1993 года:

Совет Безопасности РФ (ст. 83 «ж»);

Администрация Президента РФ (ст. 83 «и»);

институт полномочных представителей Президента РФ (ст. 83 «к»).

Совет Безопасности РФ предоставляет Президенту РФ полную информацию О событиях в стране: рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и т.д.

Особенность правового регулирования Совета Безопасности РФ состоит в том, что его статус согласно Конституции РФ устанавливается не Указами Президента РФ, а федеральным законодательством: ФЗ «О безопасности РФ» от 5 марта 1992 года с изменениями от 25 декабря 1992 года (отменены), от 28.12.2010 ФЗ - 390 (последняя редакция).

Изменения от 2 марта 2007 г. (№ 24-ФЗ) ограничили вопросы совмещения Секретаря Совбеза:

он не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не оговорено в соответствующем законе.

Кроме федеральных законов, правовое регулирование статуса Совета Безопасности осуществляется Указами Президента РФ:

Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации от 6 мая 2011 г. (с изменениями от 11.05.2014 г. № 590);

Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ от

сентября 2000 г. (с изменениями от 05.03.2014 г. № 119);

Об утверждении структуры аппарата Совета Безопасности РФ от 25 декабря 2000 г. (с изменениями от 6 апреля 2004 г. № 490) и др.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов РФ для участия в работе Совета Безопасности привлекаются их полномочные представители, а также Председатель Государственного комитета РФ по национальной политике.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и т.д.

Администрация Президента РФ - государственный орган (ч. «и» ст. 83 Конституции РФ), создающий условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий. С этой целью Администрация Президента РФ выполняет следующие функции:

готовит законопроекты для внесения их Президентом в Г осдуму в порядке законодательной инициативы;

готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию;

контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ;

обеспечивает взаимодействие Президента РФ с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями;

анализирует информацию о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращения граждан, предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе анализа готовятся доклады Президенту РФ. Общее руководство своей Администрацией осуществляет Президент РФ. А непосредственно управляет работой Администрации ее глава - Руководитель Администрации.

Статус Администрации Президента РФ регулируется помимо Конституции РФ соответствующими указами Президента:

Администрация Президента РФ имеет комплексную структуру, которая определяется Положением об Администрации Президента РФ. Она состоит из Руководителя Администрации Президента, его заместителей, иных должностных лиц. Администрация Президента включает около двух десятков подразделений:

Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления);

Аппараты полномочных представителей Президента России в федеральных округах (на правах управления);

Аппарат советников Президента РФ;

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации;

Канцелярия Президента РФ (на правах управления);

Контрольное управление Президента РФ;

Референтура Президента РФ (на правах управления);

Секретариат Руководителя АП РФ (на правах управления);

Управление Президента РФ по внешней политике;

Управление Президента РФ по внутренней политике;

Управление Президента РФ по вопросам государственной службы;

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан и т.д.

Должности федеральной государственной гражданской службы АП РФ приравниваются к воинским званиям: Руководитель АП - к первому заместителю Министерства обороны; помощник Руководителя АП - командиру мотострелкового корпуса; действительный государственный советник РФ 1 класса - генералу армии и т.д.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся четыре главных управления, 14 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.

В Администрации есть специальное подразделение, рассматривающее устные и письменные обращения в адрес Президента и его Администрации - Управление Президента по работе с обращениями граждан.

Главная задача Организационного управления делами Президента - это обеспечение и осуществление координации при проведении мероприятий федеральными органами государственной власти, таких как:

всероссийские конференции и совещания с участием первых лиц государства;

массовые мероприятия на Красной площади и Поклонной горе, посвященные знаменательным датам и памятным событиям военной истории России;

заседания совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

торжественные собрания, заседания, концерты и приемы по случаям государственных праздников, юбилейных дат истории государства и федеральных органов государственной власти.

В результате реформы 2004-2005 гг. значительная часть членов АП подчиняется Президенту РФ напрямую, либо имеет двойное подчинение - Президенту и руководителю АП. В частности, заместители главы администрации наделены статусом помощников Президента и напрямую подчиняются главе государства.

Реформа структуры президентской власти изменила и статус АП РФ. Так, по указу Президента РФ «Об администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 г. она представляет собой государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента РФ.

Указ Президента от 6 июня 2004 г. предусмотрел дальнейшее развитие механизма исполнительной власти путём создания Института Советников Президента РФ.

Советники Президента России обязаны подготавливать для него аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению. Число советников Президента РФ определяется им самим.

Полномочные представители Президента РФ. В конституционном праве России XXI век отмечен развитием института полномочных представителей Президента РФ, к причинам которого можно отнести следующие:

потребность в улучшении надзора и координации федеральным имуществом на огромных пространствах России;

приведение в соответствии законодательства субъектов федерации федеральному законодательству, особенно по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

выработка единой стратегии в сфере кадровой политики РФ и т.д.

Статус полномочных представителей Президента РФ определяется Положениями, которые утверждаются Указами Президента РФ, в соответствии с которыми территориальное представительство Президента РФ осуществляется через полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. При этом действовавший прежде институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Учреждено 9 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский (с 19 01. 2010 г.) Крымский (указ Президента от № 168, столица - Симферополь).

Территория каждого из федеральных округов охватывает территории от 2 (Крымский) до 18 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий России).

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и непосредственно ему подчиняется. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Полномочный представитель имеет заместителей, которые также являются федеральными государственными служащими и входят в состав администрации Президента РФ. Их назначение и освобождение от должности и применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента РФ (ч.4 ч. I Положения от 13 мая 2000 г.).

Задачи и функции полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе производны от президентской компетенции. К ним относятся:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;

представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесении Президенту РФ соответствующих предложений» (ч. II Положения);

анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, состояния кадровой обеспеченностью в указанных органах и т.д.

Следует обратить внимание на то, что полномочный представитель, хотя и имеет высокий политический рейтинг, однако не наделен самостоятельной компетенцией, он предназначен для того, чтобы обеспечивать осуществление президентских полномочий и сократить территориальную отдаленность Президента РФ, обеспечив постоянное присутствие президентской функции на всей территории страны как гаранта единства и территориальной целостности РФ.

. Федеральное Собрание Российской Федерации

Структура и функции Федерального Собрания РФ. Парламент России, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), учреждён указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В соответствии с переходными положениями Конституции 12 декабря 1993 года обе палаты первого созыва были избраны всеобщим голосованием сроком на два года. После истечения этого срока Г осудар-ственная Дума избиралась на 4 года до 2008 года, но в результате внесения поправки в Конституции (ФКЗ от 30.12.2008 года № 6 «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы») Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Совет Федерации формируется по принципу представительства: от каждого субъекта Российской Федерации - по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Согласно Закону РФ от 21.07.2014 года «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Президент РФ получил возможность назначать членов СФ ФС РФ, «представляющих интересы всей России в целом», численность которых не должна превышать 10% от числа членов Совета Федерации, «представляющих отдельные регионы».

Палаты парламента заседают раздельно, хотя статья 100 предусмотрела и совместные заседания для «заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств». Никаких совместных органов, кроме вспомогательных комиссий для предварительной выработки компромиссных предложений по конкретным законопроектам, палаты не создают и не принимают совместных постановлений.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ 1993г. Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура его обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Среди функций ФС РФ особенно выделены две: представительская (представлять интересы народа) и законодательная (принимать законы от имени и в интересах народа) (ст. 94 Конституции РФ).

В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания РФ предусматривает:

порядок избрания депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации закреплены Конституцией РФ;

получение депутатами ФС РФ мандата на осуществление государственной власти через их избрание народом;

право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;

право назначения выборов Президента РФ и право отрешения его от должности;

право сдерживания деятельности Правительства РФ через выражение недоверия ему;

право оказания влияния на процесс назначения судей высших судебных органов РФ.

Реализация этих задач означает, что Федеральное Собрание России выражает волю народа в законах и иных актах совершенно самостоятельно, т.е. без контроля с какой бы то ни было стороны.

В целом, можно выделить три основных группы полномочий палат Федерального Собрания РФ, закрепленных конституционно:

относящиеся к исключительному ведению каждой из палат ФС;

связанные с организацией деятельности палат;

связанные с принятием законов России.

В результате разделения полномочий между палатами российского парламента к исключительным полномочиям СФ можно отнести:

регулирование федеративных отношений;

назначение на должность судей Конституционного Суда, РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (до 2014 года), Генерального прокурора и т.д.

Некоторые полномочия Совета Федерации связаны с неординарными ситуациями: решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; утверждение Указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения и т.п.

Государственной Думе предоставляется право участвовать в принятии решений, с помощью которых палата может влиять на осуществление государственной политики:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты РФ, половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;

назначение трети состава членов Центральной избирательной комиссии РФ;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если в течение трех месяцев Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, если Государственная Дума отказывает в доверии, то Президент РФ в течение 7 дней принимает решение или об отставке Правительства, или о роспуске Государственной Думы.

В течение 14 дней после вступления в должность вновь избранного Президента РФ либо после отставки Правительства РФ или после отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент РФ вносит в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ, которое Государственная Дума рассматривает в течение недели со дня внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу, назначив новые выборы. Выборы нового состава Государственной Думы в случае ее роспуска назначаются таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение первого года своих полномочий (за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства), с момента вы-

движения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не может принимать решений о роспуске Государственной Думы.

Понятие и принципы законодательного процесса. Законодательный процесс

установленный (конституцией) порядок принятия законов, состоящий из нескольких стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование.

Центральной идеей законодательного процесса является принцип равновесия трех основных субъектов законотворчества - верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ и Президента РФ. Все они участвуют в процессе лишь в той мере, в какой это установлено Конституцией (ст. 105,107). Благодаря именно этому балансу обеспечивается принятие взвешенных и устраивающих общество решений. Иногда поддерживать это равновесие не просто, поскольку разделение полномочий не отменяет естественной конкуренции различных институтов власти.

Логика законодательного процесса предполагает не только сотрудничество, но и конфликт. Каждый из этих трех элементов способен выступить противовесом двум другим. Так бывает каждый раз, когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет идею и принципы закона, а также по-своему оценивает последствия его принятия. В каждом случае это недовольство выражается по- своему:

Государственная Дума имеет право отклонить законопроект, затормозив процесс в самой начальной стадии;

Совет Федерации может не одобрить закон, принятый Государственной Думой;

Президент РФ вправе отклонить законопроект, благополучно прошедший через обе палаты парламента.

Общество, называющее себя гражданским, относится к законодательному процессу довольно строго. Появление нового закона обставляется целым набором требований, соблюдение которых свидетельствует о «доброкачественности» законотворчества. Первым и основополагающим следует считать принцип легализма, означающий законность только тех нормативных актов, которые приняты с соблюдением строго фиксированных процедур. Формально воля законодателя не знает ограничений - он может принимать законы по своему усмотрению. Именно поэтому важна роль процедуры. Неукоснительное следование принципу легализма позволяет обществу самым непосредственным образом влиять на формирование воли законодателя на всех этапах, от проявления законодательной инициативы и до обнародования закона.

Не менее важным принципом в работе законодателя оказывается коллегиальность. В процессе рождения закона ни одно решение не принимается единолично. Утверждение этого правила не столь очевидно, как на первый взгляд кажется. История знает немало примеров, когда воля избранного народом парламента узурпировалась небольшой группой людей. Сегодня все решения в ФС РФ принимаются депутатами большинством голосов, будь то на уровне фракции, комитета или же пленарного заседания.

В Конституции РФ 1993 года в ст. 13 установлен принцип политического многообразия и многопартийности, который должен обеспечивать реализацию интересов множества общественных и политических движений и партий. Принцип политического многообразия означает, что носитель любых представленных в парламенте политических взглядов имеет право выразить свое мнение в законотворческом процессе.

Принцип открытости процесса принятия и подготовки законов означает его доступность СМИ, представляющим подробную информацию о законотворчестве, о возникающих при этом спорах, дебатах и т.п.

4. Конституционно-правовой статус Правительства РФ

Отличительные признаки и место исполнительной власти в системе федеральных органов государственной власти.Деятельность органов этой власти направлена на реализацию государственной политики во всех сферах общественной жизни. Органы исполнительной власти, в отличие от других ветвей, чаще нарушают законы, поэтому гарантии независимости и неприкосновенности на статус должностных лиц этих органов власти не распространяются.

В отличие от парламента, принятие решений в котором связано с коллективным голосованием, органы исполнительной власти представляют собой властную вертикаль с жесткой субординацией. Исполнительная власть в целом базируется на централизованном управлении, во главе которого стоит правительство.

В отличие от судов, деятельность которых детально регламентирована законом, в деятельности исполнительной власти остается широкая возможность для усмотрения, а правовое установление принципов и целей такого усмотрения зачастую малоэффективно.

Исполнительная власть находится в тесном взаимодействии с законодательной и судебной властями. Это проявляется в следующем:

законодательная власть санкционирует финансовые полномочия исполнительной власти путем утверждения государственного бюджета и участвует в формировании кадрового состава исполнительной власти;

законодательная власть может привлечь Правительство к политической ответственности, вынеся вотум недоверия. При этом Правительство дает заключения о финансовой возможности принятия законопроектов, хотя эти заключения не влекут каких-либо правовых последствий;

функции Правительства и Президента обусловливают их тесное взаимодействие. Предоставленные Президенту РФ полномочия позволяют фактически руководить Правительством, а также вторгаться в сферу ответственности правительства, осуществляя руководство рядом федеральных органов исполнительной власти, хотя Правительство формально остается независимым органом, осуществляющим в полном объеме исполнительную власть;

судебная власть осуществляет контроль за исполнительной властью в рамках административной юстиции.

Система органов исполнительной властив общем видерегулируется статьями 5 и 77 Конституции РФ, а также - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ(с изменениями на 6 апреля 2015 года).

Следует заметить, что идея единой системы органов исполнительной власти выражена слабо не только в Конституции РФ, но и в целом в федеральном законодательстве. Дефицит единства системы государственной власти проявляется в том, что:

федеральные и региональные органы исполнительной входят в эту систему в пределах компетенции РФ, т.е. частично. Если федеральный орган исполнительной власти действует в пределах компетенции субъекта федерации, а орган исполнительной власти субъекта федерации действует в рамках собственной компетенции, то в обоих случаях эти два органа не входят в единую систему органов исполнительной власти государства 1;

несмотря на то, что Президент не входит в систему органов исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ) но де-факто именно ему принадлежат прерогативы в сфере исполнительной власти, хотя ч.1 ст. 110 провозглашает сосредоточение всей исполнительной власти в руках Правительства РФ;

слабая взаимосвязь внутри самой системы, т.е. органы исполнительной власти субъектов федерации не подчинены Правительству РФ, которое вправе лишь координировать их деятельность в той мере, в какой они входят в единую систему;

федеральное правительство не вправе применять меры конституционной ответственности к органам исполнительной власти субъектов федерации, а может только вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия

Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М.: МГУ, 1999. С.274.

актов этих органов в случае их противоречии конституционному и федеральному законодательству;

акты самого Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ не только по причине их незаконности, но и в случае противоречия его указам.

Кроме того, основы системы органов исполнительной власти были установлены не Конституцией РФ, а ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-фкз (в ред. от 07.05.2013 г.), до этого времени система фактически устанавливалась указами Президента РФ.

В целом, систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

органы, составляющие аппарат главы администрации;

управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

Функции исполнительной власти. В понятие «функции исполнительной власти» входят, прежде всего, цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, а также - основные направления ее деятельности, правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей.

Первая функция исполнительной власти - это функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности. С этой точки зрения, исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство и функциональную направленность государства. Ослабление этой функции отрицательно сказывается на управление экономикой, финансами, культурой и т.д., что сопровождается ростом административных проступков и даже преступлений. Эта функция основана на принуждении.

Вторая функция - регулятивно-управленческая - представляет собой деятельность публичных служб по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Она осуществляется государственными органами и учреждениями. Распорядительный характер этой функции говорит о том, что органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители законов, но как органы, принимающие важные политико-правовые решения, что наделяет их правом издавать нормативные и индивидуальные акты для нижестоящих органов.

Третья функция - обеспечение прав и свобод граждан. Как правило, это функция закреплена за органами исполнительной власти во всех нормативных актах, устанавливающих их правовой статус. Эта функция особая и отличается от первых двух тем, что осуществляется она индивидуально и по конкретным случаям.

Вспомогательные (или инструментальные) функции исполнительной власти, к которым относятся:

нормотворческая функция (издание нормативных актов управления): если закон принимается парламентом, то подзаконный нормативный акт издается органом исполнительной власти;

оперативно-исполнительная функция, означающая, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и в подзаконных актах;

юрисдикционная функция исполнительной власти, играющая особую роль, так как юрисдикционные органы осуществляют деятельность по применению разного рода санкций (административных, финансовых, дисциплинарных и т.п.) по отношению к работникам аппарата управления, представляющих исполнительную власть.

Кроме того, Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, которые осуществляют внешнеполитическую деятельность. Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет и заключает международные переговоры и соглашения.

Компетенция Правительства РФ. Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме. Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключение его говорится, что оно осуществляет и «иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства.

Поэтому, кроме Конституции РФ, компетенция Правительства РФ регулируется главой III ФКЗ от 14 мая 1997г. «Полномочия Правительства РФ» (с последующими изменениями и дополнениями). Статьи 13-21 содержат ряд полномочий, относящийся к определенной сфере:

общие полномочия (ст.13);

полномочия в сфере экономики (ст. 14);

полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (ст.15):

полномочия в социальной сфере (ст. 16);

полномочия сфере науки, культуры, образования (ст.17);

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст.18);

полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (ст.19);

полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации (ст. 20);

полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (ст.21) и иные полномочия (ст.22).

К наиболее обширным и значимым в социально-экономическом плане относятся следующие полномочия правительства.

Бюджет и финансы. Правительство РФ - соучастник бюджетного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Социальная политика. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ.

Управление федеральной собственностью. Правительство РФ (через Государственный комитет по управлению государственным имуществом) осуществляет общее управление федеральной собственностью, решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.

Оборона, безопасность, внешняя политика. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но, в то же время, значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.

Обеспечение прав и свобод граждан. В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Ряд полномочий Правительства сформулирован в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Полномочия Правительства РФ тесно переплетаются со многими полномочиями Президента РФ, текстуально они никогда не могут быть доведены до абсолютной точности и конкретности. Даже беглый взгляд на структуру и наименования исполнительных органов дает представление о сложности и многообразии вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ. Кроме того, следует принимать во внимание, что государственное управление неизбежно требует многих оперативных и непредвиденных мер, которые, принципиально не выходя за пределы компетенции Правительства, часто не укладываются в общие законодательные формулировки обязанностей федеральной исполнительной власти.

Реализация компетенции тесно связана с деятельностью аппарата Правительства, вспомогательных (консультативных) органов и, прежде всего, с работой Председателя Правительства.

Компетенция Председателя Правительства РФ в самом общем виде сводится к следующему. Председатель Правительства РФ:

организует работу Правительства РФ;

ведет его заседания;

систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента РФ Правительству РФ;

принимает решения по оперативным вопросам;

издает постановления и распоряжения на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства, международных договоров РФ в пределах своих полномочий;

осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (в части полномочий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и её субъектов);

принимает меры по устранению нарушений законодательства России;

заслушивает на своих заседаниях федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти т.д. в целях осуществления контроля за исполнением Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров РФ, актов Президента и решений Правительства;

дает оценку деятельности указанных органов и соответствующих организаций;

принимает решения: во-первых, об отмене или о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти; во-вторых, о внесении Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; в-третьих, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством;

вносит предложения Президенту РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ;

рассматривает проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов;

Обращения в Правительство, содержащие предложения о принятии федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, других решений Правительства, направляются в федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство, в соответствии со сферами ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Указанные органы проводят проработку обращений, принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения, при необходимости вносят в Правительство в установленном порядке проекты актов, по которым требуется решение Правительства, и о результатах рассмотрения информируют заявителей.

Обращения, содержащие жалобы на неудовлетворительную работу руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, направляются на рассмотрение в Администрацию Президента России, а жалобы на неудовлетворительную работу руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам, направляются Аппаратом Правительства соответствующим федеральным министрам.

Правовые акты Правительства. В качестве исполнительной власти Правительство обязано исполнять законы, принятые Федеральным Собранием. Но модель деятельности Правительства «на основе и во исполнения Конституции и законов», применяемая до принятия Конституции 1993 г., несколько изменилась за счет нормотворческой (Указы Президента) деятельности Президента РФ.

По Конституции нормотворчество не входит в полномочия органов исполнительной власти. В связи с этим Правительство вправе издавать нормативные правовые акты только в тех случаях и по тем вопросам, которые отнесены к его ведению законом и только в тех пределах, в которых это необходимо для исполнения закона. Теории известны ситуации, когда законодательный орган передает правительству право в установленных случаях осуществлять правовое регулирование в полном объеме (делегированное законодательство), однако действующая Конституция РФ этого не допускает.

Правительство РФ издает постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и иным текущим вопросам), которые обязательны к исполнению, и подлежат официальному опубликованию в случаях, установленных Конституцией (ст. 15 Конституции РФ), в порядке и на условиях, установленных Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.

Постановления Правительства РФ могут быть обжалованы на предмет соответствия федеральному закону - в Верховный Суд РФ и на предмет соответствия Конституции РФ - в Конституционный Суд РФ.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

В процессе работы над проектом нормативно-правового акта должно быть изучено не только законодательство РФ, но и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также - практика применения соответствующих нормативно-правовых актов и т.д.

Нормативно-правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Государственной регистрации подлежат не все акты, а только те, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству

РФ;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

государственный власть президент правительство

5. Конституционно-правовые основы судебной власти

Понятие судебной власти и судебной системы. Судебная власть - одна из трех ветвей власти, особенностью которой является то, что она может реализовываться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в конституции РФ 1993г. и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 (№ 1- ФКЗ). От других ветвей власти судебная отличается особенностью порядка ее формирования, о чем более подробно будет сказано ниже.

Судебная власть как одна из трех ветвей власти нетождественна судебной системе, т.к. она по своему содержанию выходит за пределы судов. Социальная роль судебной власти - восстанавливать и гарантировать справедливость в обществе через организацию и деятельность судов.

Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:

конституционная юстиция, в рамках которой решаются дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат федерального собрания и других актов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

суды общей юрисдикции, т.е. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях - в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

арбитражное разрешение споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т.е. арбитражного судопроизводства.

Особенность судебной власти заключается в том, что она реализуется на основе и строго в соответствии с процессуальным законом.

Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным процессуальным законам относятся:

уголовно-процессуальный кодекс;

гражданский процессуальный кодекс;

кодекс об административных правонарушениях;

арбитражный процессуальный кодекс.

Исключительность судебной власти находит свое выражение в том, что она осуществляется только судами, входящими в судебную систему России. Каждая из форм судопроизводства осуществляется соответствующими, полномочными на то судами. Специфика задач судебной системы определяет особенности их организации и деятельности.

Под судебной системой понимается совокупность судов, структурированных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями.

Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ) судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (эти суды составляют подсистему федеральных судов общей юрисдикции);

К судам субъектов РФ относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

мировые судьи (они являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ).

Подобный вид судебная система приобрела с начала девяностых годов, а до этого она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный суд РСФСР). 15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного суда РСФСР, а 24 мая 1991 года - арбитражных судов. В конце декабря 1991 года военно-судебные органы, дислоцированные на территории РСФСР и бывшие до тех пор судами СССР, перешли под юрисдикцию Российской Федерации.

Обобщая вопрос о судебной власти и судебной системе, следует выделить следующие их общие признаки.

Во-первых, судебная власть осуществляется только судами. Суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только конституцией или федеральным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Конституция запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 118).

Во-вторых, речь идет о единстве судебной системы, означающей:

установление Конституцией РФ исчерпывающего перечня судов;

установление правил судопроизводства федеральными законами, которые являются обязательными для всех судов;

обязательное исполнение актов судов, вступивших в силу на всей территории РФ;

закрепление федеральным законодательством единого статуса для судей всех судов;

финансирование всех судов из средств федерального бюджета.

Здесь следует обратить внимание на то, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, хотя законодательно включены в единую судебную систему страны, но правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а субъект РФ и финансирование этих судов осуществляется из бюджета субъекта РФ. Таким образом, и порядок финансирования, и порядок замещения должности мировых судей устанавливает субъект федерации. Согласно ст. 1 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) определение полномочий и порядка деятельности мирового судьи отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В-третьих, в основе организации судебной системы лежит принцип федерализма, означающий, что при организации системы судов учитывается федеративное устройство: суды делятся на федеральные суды и суды субъектов, создаваемые и финансируемые субъектами РФ самостоятельно. В свою очередь, территория деятельности федеральных судов ограничивается территорией субъекта РФ (республиканские, краевые, областные суды) и административнотерриториальных единиц субъекта (районные суды).

В структуру судебной системы России входят:

суды общей юрисдикции, которые рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

арбитражные суды, которые рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

конституционные и уставные суды, осуществляющие охрану конституций и уставов субъектов федерации.

В государственную судебную систему не входят ни коммерческие третейские суды, ни суды, осуществляющие международную защиту прав.

В каждом суде создается собственная организационная структура, которая включает в себя:

председателя и президиума суда - единоличный и коллегиальный органы, избираемые судьями этого суда,

пленум - собрания всех судей,

палаты (если речь идет о Конституционном Суде РФ),

коллегии, (если речь идет о рассмотрении дел определенных категорий).

Правосудие может осуществляться от лица всего суда единолично судьей или коллегиально.

В структуру судебной системы можно включить ещё и судейское сообщество как гарант независимости судей. Как известно, независимость судов обеспечивается самостоятельным решением всех организационных, финансовых и кадровых вопросов. В этих целях все судьи России образуют профессиональное объединение - судейское сообщество. В рамках этого сообщества создаются специальные органы: съезды и конференции судей, Советы судей, квалификационные коллегии, судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Независимость судебных органов обеспечивается:

независимостью судей, которые при рассмотрении дел должны руководствоваться только законом и своим убеждением, сложившимся в процессе рассмотрения дела;

организационной подчиненностью председателю суда;

несменяемостью до истечения срока, на который судья был назначен;

запретом быть членом политической партии.

Судьям обеспечивается ряд социальных и трудовых гарантий, многие из которых сохраняются при определенных условиях за судьей и после прекращения исполнения им судейских полномочий (за судьей в отставке).

Для назначения на должность судьи кандидат должен отвечать ряду требований, обеспечивающих необходимую квалифицированность принятия решений. Как условие назначения выступает обязанность сдать квалификационный экзамен. Судьи всех федеральных судов, за исключением высших, назначаются Президентом РФ.

Ответственность судей ограничивается рядом условий. Лишение судей неприкосновенности для привлечения к публично-правовой ответственности, как и привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется органами судейского сообщества.

Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами:

независимость при осуществлении правосудия (запрет вмешательства на его деятельность, право на отставку и т.д.);

несменяемость, означающая запрет на перевод судьи на другую должность или в другой суд без его согласия, а также - запрет прекращения или приостановления полномочий, помимо оснований и порядка, установленных законом о статусе судей;

неприкосновенность:

а)освобождение его от административной и дисциплинарной ответственности;

б)освобождение от ответственности за принятое решение в процессе правосудия;

в)особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности;

г)неприкосновенность судьи распространяется и на его жилище, служебное помещение, транспорт и т.д.;

профессионализм:

а)наличие российского гражданства, возраст не моложе 25 лет;

б)высшее юридическое образование;

в)5 лет юридического стажа;

г)сдача квалификационного экзамена на должность судьи;

д)рекомендация квалификационной коллегии судей;

е)деполитизация;

наличие дискреционных (властных) полномочий, объем которых определен законом. Требования и распоряжения судей обязательны для всех государственных органов, общественных и иных объединений, должностных лиц, граждан, иностранцев и т.д.;

судейское сообщество: в РФ насчитывается около 24 тыс. судей, которые образуют судейское сообщество, выступающее как гарант независимости судей и выразитель их интересов. Судейское сообщество институционально представлено собственными органами в виде съездов (конференций) и собраний судей, избираемых ими на совете судей.

Органы судейского сообщества формируют квалификационные коллегии судей, рассматривают актуальные проблемы судов и т.д.

В статус судей входит и поощрение в виде жалования или заработной платы, включающей в себя:

должностной оклад;

доплата за особые условия труда;

% - доплата за квалификационный класс;

доплата за выслугу лет;

доплата за сложность и напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

доплата за ученую степень: кандидат юридических наук - 5 %, доктор юридических наук - 10 %, почетное звание «Заслуженный юрист РФ» - 10 %;

денежные поощрения (премия) по итогам работы за квартал и год;

судьям РФ, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено, при выходе в отставку.

Принципы и виды судопроизводства. Под принципами отправления правосудия понимаются общие правила рассмотрения дел в судах, к каковым относятся:

равенство перед законом и судом;

право на судебную защиту, включающее также и право на обжалование и пересмотр судебного решения вышестоящим судом в порядке как апелляции, так и кассации, которое, однако, не распространяется на сферу конституционной юстиции;

право на юридическую помощь;

право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных;

недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона;

презумпция невиновности;

обязательность решений судов;

гласность, открытость и устный характер судебного разбирательства;

государственный язык судопроизводства;

принцип состязательности и равноправия сторон;

непосредственность судебного разбирательства - означает исследование судом материалов дела в судебном заседании; решение суда выносятся только на основании тех материалов, которые были им исследованы; конституция РФ запрещает заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством;

участие граждан в отправлении правосудия (это не только принцип, но еще и конституционное право - ст. 32 Конституции) в качестве присяжных заседателей, представителей общественных организаций и трудовых коллективов (общественные обвинители и общественные защитники).

Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также судопроизводство и в арбитражных судах, поэтому можно выделить и арбитражное судопроизводство.

Конституционное судопроизводство обеспечивается образованием и деятельностью особого органа конституционного контроля - Конституционным Судом РФ.

. Конституционный Суд РФ

Правовая природа КС РФ. Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

КС РФ был учрежден в период российской конституционной реформы 12 декабря 1990 года вместо Комитета конституционного надзора РСФСР, который был предусмотрен Конституцией при реформе 1989 года, но так и не был создан. Первый закон о КС РФ был принят 12 июля 1991 года, он предусматривал пожизненное избрание судей КС и предельный возраст 65 лет.

Правовая природа КС РФ имеет двойственный характер: с одной стороны, он является особым судебным органом, входящим в общую систему судебной власти (ст. 118 Конституции РФ); с другой, - Конституционный Суд - это один из высших (конституционных) органов власти (наряду с законодательной и исполнительной), обеспечивающий баланс властей.

Отнесение Конституционного Суда к высшим органам государственной власти обусловлено тем, что его компетенция, наряду с компетенцией Президента, Г осударственной Думы, Совета Федерации и Правительства, прописана достаточно ясно в Конституции РФ. Это в некоторой степени дистанцирует его от Верховного Суда РФ, компетенция которого в большей степени определена текущим законодательством. Кроме того, статус КС РФ и порядок его деятельности установлен федеральным конституционным законодательством, что подчеркивает значимость его места системе государственного управления.

Вместе с тем, Конституционный Суд не является высшим судебным органом РФ в том смысле, что он не возглавляет систему судебных органов и не является для судов общей, арбитражной, конституционной юрисдикции кассационной или надзорной инстанцией. Поэтому правильнее его можно определить не как высший, а как федеральный судебный орган конституционного контроля.

Порядок формирования Конституционного Суда РФ.Впервые КС РФ был избран Съездом народных депутатов РСФСР еще 29-31 октября 1991 года в составе 13 судей и действовал до октября 1993 года, когда его деятельность была приостановлена Президентом РФ из-за того, что КС РФ признал противоречащим Конституции РФ Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года, которым он распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.

Конституционное правосудие в Российской Федерации, появившееся впервые в 1991 году на основе внесения поправок в действовавшую Конституцию РСФСР, развивалось далее через принятие второго Закона о Конституционном Суде уже в 1994 году, того Закона, который попытался учесть недостатки первого опыта регулирования и, прежде всего, освободился от права суда самостоятельно по своей инициативе начинать производство по делу о конституционности каких- либо действий или каких-либо актов. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 1994г. был разработан с учетом опыта западноевропейских стран. Этот закон включает в себя как правила, регулирующие структуру, компетенцию, образование Суда, так и правила, регулирующие судебные процедуры. И таким образом, в нормативной своей базе конституционное судопроизводство в России отвечает всем тем признакам, которые характерны для демократической организации конституционного судебного контроля в правовом государстве.

ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 05.04.2005 г. № 3-ФКЗ внёс ряд изменений в ст. 14 о сроках полномочий судьи КС РФ:

полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком;

предельный возраст пребывания в должности судьи КС - семьдесят лет;

судья считается вступившим в должность с момента принятия им присяги;

полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет;

судья КС РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Порядок формирования конституционного суда. Действующими конституциями во всем мире используются две процедуры формирования состава суда: парламентская и смешанная. Примером парламентского порядка формирования может служить федеральный конституционный суд Г ермании, 1/2 членов которого избирается Бундестагом, а вторая половина - Бундесратом. Смешанная процедура предполагает участие в формировании данного органа нескольких субъектов власти: нижняя и верхняя палаты парламента, президент и т.д.

В России согласно Конституции РФ 1993 г. судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Ст. 8 ФКЗ содержит требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ:

судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет;

безупречная репутация;

наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет;

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи в

срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Структура и функции Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд представляет собой двухпалатный орган, каждая палата которого состоит соответственно из 10 и 9 судей. Обе палаты комплектуются по жребию и полностью равноправны, так что аналогия с верхней и нижней палатами парламента здесь неуместна. Председатель Конституционного Суда и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС РФ.

В структуру Конституционного Суда России входят:

Председатель КС РФ, полномочия которого установлены ст. 24 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г. и в параграфе 2 Регламента Конституционного Суда (курирует вопросы международного характера, федеративного устройства и т.д.);

заместитель Председателя КС РФ, полномочия которого регулируются ст. 26 ФКЗ от 1994г. (вопросы права человека и правоприменительная практика, трудовое право и социальное обеспечение и т.д.);

судья-секретарь КС РФ (курирование рабочей комиссии судей по бюджету, финансам и управлению);

рабочие комиссии судей КС РФ: комиссия по бюджету, финансам и управлению; комиссия по совершенствованию структуры аппарата Конституционного Суда и кадрам; аналитическая комиссия по Регламенту и вопросам применения ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; комиссия по координации с органами судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации и государств - участников СНГ; комиссия по международным связям;

аппарат Конституционного Суда, который осуществляет:

а)организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

б)прием посетителей;

в)в) рассмотрение обращения в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

г)содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

д)изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда.

В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний:

вопросы о конституционности основных законов регионов;

о толковании Конституции РФ;

о заключении по поводу отрешения Президента от должности;

о принятии посланий;

о выступлении с законодательной инициативой.

Кроме того, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению.

Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС РФ, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании.

Создание палат в составе КС РФ способствует ускорению рассмотрения дел. КС не может переходить к рассмотрению нового дела, пока не вынесет решение по рассматриваемому делу, но очередь для пленарного заседания и для каждой палаты своя, что позволяет рассматривать параллельно три дела (одно в пленуме и два в палатах).

Конституционный Суд иногда рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции палат, в пленарных заседаниях. Примерами могут служить «чеченское», «удмуртское» и др. дела, по которым были вынесены Постановления Конституционного Суда РФ.

Принципы конституционного судопроизводства. Правила конституционного судопроизводства основываются на принципах, общих для различных форм осуществления судебной власти и в то же время отличаются определенной спецификой. Среди общих принципов можно отметить:

непрерывность рассмотрения дела;

состязательность (которая имеет определенную специфику);

коллегиальность.

В порядке абстрактного нормоконтроля, для толкования Конституции, разрешения спора о компетенции и получение заключения в Конституционный Суд могут обращаться перечисленные в Конституции и законе органы и должностные лица, а в порядке конкретного - физические лица и суды. Физические лица подают в Конституционный Суд жалобы, по спорам о компетенции подается ходатайство, а во всех остальных случаях - запросы. Обращения (жалобы, ходатайства и запросы) являются поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде, поскольку, как и другие суды, он связан внешней инициативой (в отличие от французской модели).

Сторонами в конституционном процессе являются обратившиеся физические лица, органы или должностные лица, а также органы, издавшие нормативный акт, конституционность которого ставится под сомнение, и органы, чья компетенция оспаривается.

Основанием для производства в Конституционном Суде является неопределенность в вопросах применения Конституции (вопросе о соответствии нормативных актов Конституции по форме или содержанию, вопросе о содержании её положений и т.д.).

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 устанавливает процедуру рассмотрения дела в Конституционном Суде, включающую ряд стадий (предварительное рассмотрение обращения, подготовка дела к слушанию, слушание дела и вынесение решения).

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Система органов конституционной юстиции включает, помимо федерального Конституционного Суда, также конституционные и уставные суды субъектов (соответственно в республиках и других субъектах РФ). Эти органы образуются субъектами РФ самостоятельно и могут наделяться полномочиями по проверке нормативных актов субъекта на соответствие конституции или уставу субъекта, по толкованию конституции или устава, а также иными полномочиями, соответствующими природе органов конституционной юстиции.

Вопросы организации деятельности этих судов - порядок назначения и сроки полномочий судей, процессуальные правила судопроизводства, указанный выше перечень полномочий определяется субъектом РФ в специальном законе.

Принятый в декабре 1996 Федеральный конституционный закон о судебной системе записал, что конституционные (уставные) суды входят в судебную систему РФ, но не относятся к системе федеральных судов, а являются судами субъектов Федерации. Порядок их формирования и деятельности устанавливается законами субъектов Федерации. Конституционным (уставным) судам регионов посвящена ст. 27 закона. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может (но не обязан) создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов и нормативных актов субъекта Федерации, а также актов местного самоуправления Конституции (Уставу) субъекта и для толкования Конституции (Устава). КС (УС) финансируется из регионального бюджета, избирается и действует в соответствии с законом субъекта Федерации. Решение КС (УС) субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Закон устанавливает, что ни один суд в РФ не может быть упразднен без передачи вопросов его юрисдикции в компетенцию другого суда.

Литература

1. Конституция РФ. М., 2007.

. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т.1. М., 2005.

. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т.2. М., 2007.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. М.: "Норма", 2011.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М., 2014.

. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В трех томах. Учебник для юридических вузов (полный курс). - М., 2011

. Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Инфра, 2013.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Прспект, 2007.

. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2011.

. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Авт.: С.А. Авакьян, К.Ф. Гуценко, А.И. Ковлер, М.Н. Марченко; М.: Норма, 2010.

. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., доп. И перераб. / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2011.

. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. Учебник. - М., 2012.

. Хрестоматия по российскому конституционному праву /Под ред. Е.М. Ковешникова. М., 2011.

. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник.- М., 2014.

Похожие работы на - Конституционно-правовые основы органов государственной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!