Юридические лица как субъекты гражданского права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,15 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридические лица как субъекты гражданского права













Контрольная работа по теме:

Юридические лица как субъекты гражданского права

Содержание

1. Понятие и признаки юридического лица

. Классификация юридических лиц

. Порядок создания юридических лиц

. Реорганизация и ликвидация

Литература

1. Понятие и признаки юридического лица

Юридическое лицо является особым субъектом права. Наука гражданского права выработала ряд теорий объясняющих сущность юридического лица: теория фикций, теория «целевого имущества», теория «интереса», реалистические теории юридического лица, теория государства, теория коллектива, теория директора, теория правового средства.

В принципе условно все тории можно подразделить на две группы: первая объединяет теории, рассматривающие юридическое лицо как фикцию (олицетворение); вторая - теории, утверждающие, что юридическое лицо это действительно существующий, реальный субъект общественных отношений.

Сразу оговоримся, что Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ понятие юридического лица, его организационно-правовые формы, виды и типы, понятие органа юридического лица, лиц, выступающих от имени юридического лица, подверглись существенным изменениям, а в ряде случаев выступают как качественные новеллы, ранее неизвестные гл. 4 ГК РФ.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаками юридического лица являются:

организационное единство, связанное с совокупностью людей, восполняющих неспособность юридического лица формировать волю и приводить эту волю в действительность. Юридические лица должны будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных в п. 2 ст. 50 ГК РФ для коммерческих организаций, а п. 3 ст. 50 ГК РФ для некоммерческих организаций;

имущественную обособленность, под которой понимают материальную базу, необходимую юридическому лицу для вступления в гражданский оборот, для оплаты труда работников и иных физических лиц, для того, чтобы эти физические лица могли осуществлять непосредственную уставную деятельность юридического лица за счёт его имущества или для того, чтобы физические лица могли заключать договоры с другими субъектами гражданского права от имени и за счёт имущества юридического лица;

самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на вещном праве имуществом);

участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени (юридическое лицо имеет свое собственное наименование, которое должно быть определено в учредительных документах, содержать указание на его организационно-правовую форму, а в некоторых предусмотренных законом случаях - на характер деятельности юридического лица);

регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц, в одной из организационно-правовых форм.

Единственным учредительным документом любого юридического лица является устав. Исключение сделано для хозяйственных товариществ, которые будут действовать на основе учредительного договора.


Классификация юридических лиц помогает формировать представление обо все разновидностях юридических лиц и дает возможность четкого определения правового статуса. ГК РФ закрепляет следующие виды коммерческих организаций:

акционерные общества (АО), которые теперь будут подразделяться на публичные (размещающие акции путем открытой подписки) и непубличные:

общества с ограниченной ответственностью (ООО);

полное товарищество;

товарищество на вере (коммандитное);

КФХ;

производственный кооператив;

хозяйственное партнерство;

казенное предприятие;

ГУП (МУП).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в 11 организационно-правовых формах. Некоммерческие организации (НКО) тоже делятся на корпоративные (к примеру, потребительский кооператив) и унитарные (к примеру, фонд). Отметим, что вводится новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости.

Классификации юридических лиц бывают различными, ниже, на рисунке 1 представлены наиболее популярные классификации.

Рисунок 1 - Классификация юридических лиц

Рисунок 2 - Классификация коммерческих юридических лиц

3. Порядок создания юридических лиц

Юридические лица образуются либо путем создания вновь, либо в результате реорганизации.

Они создаются по воле их учредителей: т.е. либо по воле собственника (например, унитарные предприятия и учреждения), либо по воле их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо по воле тех учредителей, которые вносят имущественные вклады, не принимая затем участия в их деятельности (например, фонды).

Государство осуществляет контроль над созданием юридических лиц путем их государственной регистрации.

Уведомительный (явочный) порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента представления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону). Такой порядок применяется в некоторых зарубежных странах, например в США.

Нормативно-явочный (заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, при этом он не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. В таком порядке создавалось большинство юридических лиц в нашей стране до 1 июля 2001 г.

Разрешительный порядок предусматривает, что необходимо получить предварительное разрешение на создание юридического лица от уполномоченных органов публичной власти. До 1 июля 2002 г. такой порядок применялся у нас в качестве предусмотренного законом исключения для создания некоторых юридических лиц (например, для создания банков, страховых компаний). Кроме того, данный порядок использовался для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также любых коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышала 100 тысяч МРОТ (необходимо было получить обязательное согласие антимонопольного органа на создание таких юридических лиц).

Распорядительный порядок заключается в том, что юридическое лицо создается на основании распоряжения учредителя. При этом дальнейшей государственной регистрации не требуется. В таком порядке возникало большинство юридических лиц в СССР в условиях плановой экономики.

В юридической литературе иногда выделяются также признаковый, нормативный, уставный и иные способы создания юридических лиц, однако данные способы не нашли широкого практического применения, поэтому мы не будем останавливаться на детальном их рассмотрении.

С 1 июля 2002 г. существует следующий способ регистрации: учредители или уполномоченные ими лица представляют в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы. Регистрирующий орган не проверяет соответствие учредительных документов действующему законодательству, а только проверяет наличие всех необходимых по закону документов. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Полагаем, что в настоящее время в России все же сохранился нормативно-явочный способ создания большинства юридических лиц, правоспособность юридические лица приобретают не с момента представления в регистрирующий орган необходимых документов, а с момента записи о регистрации в Единый государственный реестр. В то же время отдельные виды юридических лиц создаются, как и ранее, в разрешительном порядке. Это касается, например, кредитных организаций и страховых компаний.

Государственной регистрации юридических лиц обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц.

В настоящее время государственная регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном Законом от 8 августа 2001 г. N 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация должна осуществляться Федеральной налоговой службой.

Содержащиеся в реестре сведения являются открытыми и общедоступными и должны предоставляться по требованию любого лица (ст. 6 Закона о регистрации). Исключение составляют паспортные данные физических лиц. Отказ в предоставлении сведений не допускается. Срок предоставления сведений не может превышать 5 дней со дня получения регистрирующим органом запроса. Сведения о государственной регистрации размещаются также на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Все вышеназванные сведения позволяют кредиторам и заинтересованным органам власти установить связь с коммерческой организацией, определить полномочия лиц на подписание сделок, привлечь к ответственности коммерческую организацию или ее учредителей.

В случае изменения каких-либо сведений, подлежащих внесению в государственный реестр юридических лиц (за исключением некоторых сведений, указанных в законе), организация обязана сообщить о произошедших изменениях в течение трех рабочих дней.

4. Реорганизация и ликвидация

юридический лицо реорганизация ликвидация

В новой редакции ГК РФ подробно прописаны измененные правила реорганизации и ликвидации юридических лиц. Выделяются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Тем же п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной;

осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства являются в совокупности неисполнение должником денежного обязательства и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей.

Литература

1.      НИУ БелГУ, Экономический фак., Каф. мировой экономики; сост. Ю.А. Комнатная; рец.: В.Е. Лоба, Е.В. Сафронова: Гражданское право. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012.

.        НИУ БелГУ, Экономический фак., Каф. мировой экономики; сост. Ю.А. Комнатная; рец.: В.Е. Лоба, Е.В. Сафронова: Гражданское право. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012.

.        НИУ БелГУ, Экономический фак., Каф. мировой экономики; сост. Ю.А. Комнатная; рец.: В.Е. Лоба, Е.В. Сафронова: Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине "Гражданское право" для студентов экономических специальностей всех форм обучения. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012.

.        Бойкова О.Ф.: Правовая среда библиотеки. - М.: Либерея-Бибинформ, 2011.

.        Волков А.В.: Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике. - М.: Волтерс Клувер, 2011.

.        Корнеева И.Л.: Наследственное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011.

.        М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, О.В. Котарева; рец.: Л.В. Акопов, А.Ф. Изварина: Наследственное право. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

.        Максименко А.В.: Гражданско-правовое регулирование арендных отношений. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

.        Максименко А.В.: Гражданско-правовое регулирование предоставления жилых помещений в пользование. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

Похожие работы на - Юридические лица как субъекты гражданского права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!