Налоговая ответственность. Права эмансипированных лиц

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,23 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая ответственность. Права эмансипированных лиц

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра административного и финансового права






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: «Межотраслевые связи юридической науки и методика ее преподавания»


Работу выполнила Савелькина Анна Сергеевна

Факультет юридический, магистратура/ЗФО 1 курс 3 группа

Специальность/направление: Юриспруденция





Краснодар 2017

1. Соотношение налоговой ответственности, ответственность за преступления в сфере налогообложения и административной ответственности в сфере налогов и сборов

Одним из основных элементов характера и степени общественной опасности налоговых правонарушений является посягательство на установленную Конституцией Российской Федерации ст. 57 публично-правовую обязанность всех граждан платить законно установленные налоги и сборы. Специфика посягательства на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги согласно их экономической, социально-политической и юридической сущности выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства.

Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становятся основными факторами невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внутренних и внешних функций, влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность. Нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться в качестве как налогового, так и административного правонарушения.

Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК НФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями.

Как и любые правоотношения, возникшие при формировании государственности, в случае неправомерного воплощения налоговых норм или воздержании от их исполнения, возникает налоговая ответственность.

В современной науке существует 2 подхода к определению налоговой ответственности:

) Одни рассматривают ее как комплексный институт, включающей меры административной, уголовной и гражданско-правой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ оценивается как административная ответственность, т.к. штрафные санкции по НК РФ ничем не отличаются от административных штрафов. ( И.И. Кучеров - д.ю.н., проф., заслуженный юрист Российской Федерации.)

) Другие авторы и их мнение заслуживает поддержки, считают, что налоговая ответственность является самостоятельным и самодостаточным видом юридической ответственности. Она характеризуется своими отраслевыми принципами, основанием ответственности и производством по делу о налоговом правонарушении. (Зудов И.Г. канд.эконом.наук)

Общие черты:

. Имущественный характер наказания (ч.1 ст. 116 НК РФ, ч.2 ст. 15.3 КоАП РФ);

. наличие смягчающих обстоятельств при избрании наказания (ст.112 НК РФ, ст. 4.2-4.3 КоАП РФ);

. объект (общественные отношения в сфере налогообложения);

4. объективная сторона (действие/бездействие налогоплательщиков);

5. возраст ФЛ привлекаемого к ответственности (ч.2 ст.107 НК РФ, ч.1 ст.2.3);

. субъективная сторона (наличие вины в форме умысла или неосторожности ч.1 ст.110 НК РФ, ст. 2.2 КоАП РФ).

Различия:

. исковая давность (ст.112 НК РФ, ст. 4.5 КоАП РФ);

. наличие отягчающих обстоятельств при избрании наказания (ст.112 НК РФ, ст. 4.2-4.3 КоАП РФ);

.налоговое законодательство находится в сфере ведения РФ (п.6 ч.2 и ч.7 ст.1 НК РФ);

. законодательство об административных правонарушениях находится в ведении РФ и субъектов РФ (ст. 1.1. КоАП РФ);

. круг лиц, привлекаемых к ответственности. По КоАП РФ - это должностные лица (руководители предприятий), по НК РФ - физические (например, индивидуальные предприниматели.

Отдельно стоит остановиться на отягчающих и смягчающих обстоятельствах. Проанализировав статьи КоАП РФ и НК РФ перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств имеет сходства лишь в некоторых частях. Так, смягчающие обстоятельства административной и налоговой ответственности сходятся лишь в «совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств» п.8 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ и «совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств» п.1.ч.1 ст.112 НК РФ. Кроме того п.5 ст.4.3. КоАП РФ устанавливает отягчающую ответственность за совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. В то время как НК РФ в ст. п.1ст.111 относит эти обстоятельства к исключающим вину вообще.

Проведенный сравнительный анализ административной и налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства позволяет выявить проблемы с правоприменением и создает предпосылки для совершенствования законодательства.

Наиболее серьезная проблема - соотношение налоговой и уголовной ответственности за правонарушения в фискальной сфере..

Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание. Налоговое преступление характеризуется следующими признаками:

общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

противоправностью, т. е. запрещенным уголовным законом деянием;

виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;

Все эти признаки в совокупности должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения установлена в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Рассмотрим подробнее состав данного вида преступлений. Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:

а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной части бюджета;

б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку не плательщик налогов оказывается в привилегированном положении;

в) нарушение принципа социальной справедливости;

г) противодействие функциям государственного управления экономикой, так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними. Негативные последствия налоговых преступлений имеют материальный характер - государство недополучает денежные средства для формирования доходов, что заставляет защищать его интересы с помощью уголовного закона. Статьи о налоговых преступлениях предусматривают привлечение к ответственности только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Наступление негативных последствий должно быть вызвано действиями преступного лица, при этом для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать бесспорную связь последствий с поступками преступника.

Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций, а также с неисполнением обязанностей налоговых агентов. Законодательство определяет субъекта - гражданина России, иностранного гражданина и лица без гражданства, достигшего 16-летнего возраста, имеющего облагаемый налогом доход и обязанного представить в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Статья 199.2 УК РФ конкретизирует субъекта данного вида налогового преступления, а именно: собственник денежных средств или имущества; руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступлений субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих применение норм уголовного законодательства.

На сегодняшний день имеется наличия трёх нормативно-правовых актов, регулирующих сферу налоговых правоотношений: НК РФ, КоАП и УК РФ. Данное обстоятельство приводит к усложнению правоприменительной практики и появлению в науке большого количества различных точек зрения по вопросу соотношения видов налоговой ответственности.

. Характеристика последствий эмансипации для различных типов публичных и частных правоотношений

Эмансипация - и.ж. (книж.) освобождение от зависимости.. Понятие эмансипации в юриспруденции эмансипация (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. в соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с согласия родителей, усыновителей или попечителя) занимается предпринимательской деятельностью, это производится по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии согласия родителей (усыновителей, попечителя) - по решению суда. родители, усыновители и попечитель не отвечают по обязательствам эмансипированного.

Для того что бы быть участниками правоотношений, как частных так и публичных необходимо обладать правоспособностью. Правоспособность - способность лица обладать субъективными правами и обязанностями. Самостоятельно осуществлять все права и обязанности гражданин может с 18 лет, но законодатель осознает, что в определенный момент отдельная часть молодежи способна активно участвовать в общественных отношениях, а значит, возникла потребность в регулировании этих отношений. Для привлечения несовершеннолетних в сферу законного предпринимательства в качестве стимулирующего, поощрительного средства законодатель принял нормы об эмансипации. Эмансипация известна зарубежным странам, которая отличается от российского в первую очередь тем, что у них занятие определенным видом деятельности следует за эмансипацией, а у нас предшествует ей. В результате эмансипации происходит преобразование правового статуса несовершеннолетнего.

Суть эмансипации состоит в том, что несовершеннолетний переходит из категории граждан обладающих частичной гражданской дееспособностью в категорию субъектов полностью дееспособных и поэтому в гражданско-правовых отношениях он приравнивается к совершеннолетним гражданам, сохраняя при этом свои фактический социальный статус. Следует заметить, что правила о последствиях эмансипации применяются в тех случаях, и к тем правоотношениям, к которым иным федеральным законом не установлено иных возрастных рамок реализации конкретного права. Так, например, даже и эмансипированное лицо не может приобретать оружие, избирать, быть избранным, призываться или иным образом поступать на государственную службу (за исключением случаев поступления в учебные заведения, где лицо приобретает статус военнослужащего или иного государственного служащего). Налоговое законодательство не содержит специальных оговорок о правах эмансипированных, следовательно, эмансипированное лицо может быть полноправным участником налогового спора, как в суде, так и во внесудебном порядке. Финансовая дееспособность указывает на возможность своими действиями приобретать права и реализовывать финансовые обязанности, в том числе и связанные с уплатой налогов.

Есть точка зрения о том, что финансовая дееспособность, причем, в полном объеме наступает с 14-и летнего возраста, то есть с того возраста, когда работающий или получивший имущество в собственность несовершеннолетний становится плательщиком налогов, хотя эту функцию за него выполняет налоговый агент в лице работодателя или законные представители. Однако, данной позицией искажается сама суть дееспособности, которая предполагает, что лицо приобретает права и несет обязанности своими, а не чьими-то действиями. Налоговое законодательство не содержит обязанностей несовершеннолетнего по осуществлению уплаты налогов своими действиями, вводя институт налогового агента или законного представителя, следовательно, надо говорить о материальной налоговой дееспособности лишь с 18 лет. Не менее важен вопрос о возрасте наступления процессуальной дееспособности физического лица, как субъекта налогового спора. Если речь идет о внесудебном способе обжалования действий и бездействий налоговых, таможенных и финансовых органов, то действующее законодательство вообще не содержит упоминания о возрасте лица, которое может подать жалобу. Раз так, то следует обратиться к положениям Конституции РФ, которая предполагает полный объем дееспособности с 18 летнего возраста. Но не ясно, охватывается ли право жалобы словосочетанием «в полном объеме» или выходит за его рамки.

Представляется, что косвенный ответ на этот вопрос дает ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, где говорится, что гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. И тот же ГПК РФ в ст. 37, раскрывая гражданскую процессуальную дееспособность несовершеннолетних, делает несколько оговорок относительно возраста, с которого лицо может лично защищать свои права в производстве из публичных правоотношений. Аналогична ситуация с правом управления транспортным средством.

Основным последствием эмансипации является возможность эмансипированного совершать сделки без письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих). В частности, эмансипированный может самостоятельно завещать свое имущество. Он несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, возникающим из причинения вреда.

Эмансипированный самостоятельно реализует свои личные неимущественные права (право на имя, выбор места жительства, право на создание юридического лица).

Если в гражданском праве права эмансипированных лиц четко определены, то для публичных отраслей права факт эмансипации далеко не всегда влияет на изменение объема публичной дееспособности.


Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1999 № 146 ФЗ (с изм., доп. вступ в силу от 18.07.17)

.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1999 № 146 ФЗ (с изм., доп. вступ в силу от 18.07.17)

.Ботвинкин М.Ю. «Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения»: диссертация канд.ю.н.: Москва, 2011 143 c. : 61 97-12/134-5

.Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М., 2001. С. 245.

6.Лабутина Н.А. Cоотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 63-67.

7.Общая теория публичных правоотношений / Е.Б. Лупарев, М.Б. Добробаба, Т.В. Мокина.

.Толковый словарь Ожегова .С. И .Ожегов, Н.Ю. Шведова.1949-1992.

Похожие работы на - Налоговая ответственность. Права эмансипированных лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!