Правовые основы общественного питания

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,76 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы общественного питания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра маркетинга и предпринимательства






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Правовое регулирование маркетинговой деятельности

На тему Правовые основы общественного питания









Архангельск 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Общественное питание - важная отрасль народного хозяйства, в которой организовано производство и реализация готовой пищи, обслуживание посетителей. [2] Общественное питание представляет собой форму удовлетворения потребностей людей по организации питания во внедомашних условиях.

В России общественное питание долгое время находилось в монополии у государства. Только после значительных преобразований в стране, в 90-х годах прошлого столетия, началось возрождение рынка общественного питания, появилась конкуренция. При этом активно осуществлялся процесс внедрения государственного регулирования данного рынка цивилизованными правовыми методами. Возникла определенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятий питания. [1]

Фундаментальную основу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предприятий общественного питания, составляют федеральные законы и постановления, ГОСТы, СанПиН, СНиПы, приказы, рекомендации, разработанные федеральными министерствами, а также приказы и распоряжения регионального правительства.

Объект исследования данной контрольной работы - сфера общественного питания. Предмет исследования - правовое регулирование общественного питания. Цель данного исследования - изучение правового регулирования в сфере общественного питания.

Основными задачами является:

-Рассмотреть и проанализировать нормативные документы, которые регулируют права общественного питания;

-Показать особенности сертификации услуг общественного питания.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.

Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

В настоящее время быстрое увеличение количества предприятий общественного питания, рост конкуренции между ними, а также необходимость государственного регулирования качества предоставляемых ими услуг стали важными задачами правового обеспечения данных предприятий. Степень изученности последнего пункта является крайне низкой, как в литературе зарубежных стран, так и в литературных изданиях Российской Федерации. Необходимым является рассмотрение нормативно-правовой документации в сфере управления качеством услуг общественного питания, а также исследование процесса государственного регулирования качества услуг питания и законодательных актов Российской Федерации в этой сфере.

Государство осуществляет свое вмешательство в регулирование системы общественного питания посредством административных и экономических методов. Качество услуг в сфере общественного питания регулируется с помощью законодательных и нормативных правовых актов, которые определяют права и обязанности каждой из сторон. Базой для разработки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей». Существуют утвержденные специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данные правила являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания. [1]

Этими правилами не закрепляется понятие «услуги общественного питания», а лишь определяется, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Тем не менее, данные правила детализируют набор оказываемых услуг общественного питания, порядок заключения соответствующего договора, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности каждой из сторон, а также ответственность за их нарушение. Кроме того, данные Правила определяют порядок приема и оформления заказов на услуги, а также самого оказания услуг, порядок и форму их оплаты. [4] Вне зависимости от формы деятельности, все предприятия общественного питания опираются на одну нормативно-правовую базу, которая состоит из следующих, обязательных к исполнению и соблюдению, документов:

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей";

Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 N 276 "О внесении изменений в Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036"

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст);

"ГОСТ 30390-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1675-ст)

"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N98 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.06.2003 N 4654) Являясь одной из отраслей народного хозяйства, общественное питание выступает в виде множества предприятий, которые имеют сходный вид производства и переработки продукции, а кроме этого организуют реализацию и потребление произведенных изделий.

Регулирование таких предприятий общественного питания со стороны государства основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Любой нормативно-правовой акт, который имеет отношение к регулированию общественного питания, должен соответствовать конституционным нормам.

Одними из наиболее важных аспектов, относящихся к государственному регулированию, являются регламентация и государственное воздействие на рынок, при котором происходит изъятие определенного количества прибыли через систему налогообложения.

Отсутствие в настоящий момент единого нормативно - правового законодательства в сфере общественного питания значительно усложняет процесс взаимодействия всех сторон, принимающих участие в производстве и реализации продукции. Одну из основных ролей в сфере общественного питания играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Особенностью рыночной экономики является установление направления развития рынка в целом, поддержание нормального функционирования регулирующих механизмов. Она не предусматривает четкую регламентацию деятельности всех предприятий. В отличие от рыночного механизма регулирования сферы общественного питания, чьим приоритетом является обеспечение порядка в процессе производства, а также операции с совокупным общественным и национальным доходом, у государственного регулирования имеются свои приоритеты, больше ориентированные на социальную сферу.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

правовой питание государственный сертификация

В Российской Федерации для осуществления своей деятельности предприятиям общественного питания необходимо пройти государственную сертификацию.

Среди большого числа законодательных актов в общественном питании важное значение имеет закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В нём подробно расписаны обязанности и ответственность участников сертификации, а кроме этого изложены основы обязательной и добровольной сертификации продукции. Сертификация представляет собой соответствие продукции предопределенным нормам.

Сертификация имеет определенные цели:

-Помощь потребителям в выборе продукции;

-Создание условий для защиты потребителей от производителей, нарушающих установленные законом нормы;

-Подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителем.

Для непосредственного осуществления сертификации существуют такие органы государственной власти, как: Госстандарт Российской Федерации; Роскомторг; Всероссийский институт питания, выполняющий функцию методического центра; Совет по сертификации; испытательные лаборатории. [1]

В соответствии с единым перечнем продукции и услуг, утверждённым Постановлением Правительства № 982 от первого декабря 2009 года, обязательной сертификации общественного питания подлежат услуги предприятий, которые занимаются изготовлением и реализацией кулинарной продукции и кондитерских изделий и отпускают свои изделия в магазины кулинарии, розничную торговую сеть, другие предприятия. Объектами обязательной сертификации являются как производимая предприятием продукция, так и технологии её изготовления, а также иные процессы, которые связаны с производством, реализацией, эксплуатацией и утилизацией продукции. Участники обязательной сертификации: государственные органы, лаборатории, проводящие испытательные работы, органы сертификации, имеющие лицензию на право её осуществления, производитель продукции, потребитель. По окончанию проведения обязательной сертификации изделие и сопроводительная документация на него маркируются знаком соответствия, затем продукция выводится на продовольственный рынок. [6]

Остальные предприятия питания, согласно Российскому законодательству, имеют право проводить сертификацию своих услуг на добровольной основе. Добровольная сертификация - это своего рода аудит, который оказывает профессиональную помощь предприятиям, стремящимся работать в рамках законодательства. Объектами проверки могут быть: продукция, помещения, технологические процессы, оборудование, персонал.

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется в нескольких направлениях. Самыми важными направлениями являются:

Соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан;

Охрана окружающей среды;

Установленные в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания. [5]

Сертификация услуг общественного питания осуществляется экспертами в той области, в которой данный орган по сертификации имеет аккредитацию. Разницы между аккредитацией услуг предприятий общественного питания зарубежных и отечественных фирм не существует

Сертификационные проверки оформляются актами испытания - протоколами. Оценка деятельности предприятий, результаты проверки и испытаний продукции, данные о функционировании процесса организации оказания услуг оформляются в виде акта. Хранением акта занимается орган по сертификации.

Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги, но не более чем на 3 года. После выдачи «Сертификата соответствия» орган выдавший документ осуществляет инспекционный контроль, с целью установления соответствия сертифицированных услуг или продукции требованиям, подтвержденным при сертификации.

Согласно правилам сертификации периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяются органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.

В случае несоответствия услуг установленным требованиям или отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия общественного питания, вне зависимости от категории и месторасположения, являются одними из самых динамично развивающихся на современном рынке. Данный процесс будет необратим по причине увеличения темпа жизни населения.

Организация деятельности предприятий сферы питания в РФ регулируется оптимальным вариантом сочетания международного и российского законодательства.

Наличие большого числа нормативно-правовых документов в сфере общественного питания несет противоречивый характер. Улучшая качество предоставляемых услуг, оно делает малый бизнес нерентабельным. Количество процедур, связанных с оформлением документации и дальнейшим функционированием, тормозят создание большего числа малых предприятий, затрудняют работу уже имеющихся, в связи с чем наблюдается рост крупных сетевых компаний и заполнение ими данного сегмента рынка.

Исходя из вышеизложенного следует, что основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания. Соответствие требованиям нормативно-правовой документации и стандартам качества в сфере общественного питания является одним из наиболее важных аспектов функционирования предприятий.


1Пшецукова К.Х., Правовое обеспечение предприятий общественного питания в Российской Федерации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития - 2015, - №23 - С. 186-190

Богушева В.И., Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник / В.И . Богушева. - Ростов н /Д : Феникс, 2008 . - 253 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).

Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Б. Е. Токарев. - М. : Магистр : ИНФРА М, 2013. - 512 с.

Токарева К.Г., Проблемы правового регулирования услуг в сфере торговли и общественного питания // Евразийский Союз Учёных - 2015, -№6-5(15) - С. 43-45.

Косян С.Б., Нормативно-правовые обеспечения деятельности предприятий общественного питания // Научные основы стратегии АПК и сельских территорий в условиях ВТО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию образования ВолГАУ, - 2014, - С. 392-395.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»

Похожие работы на - Правовые основы общественного питания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!