Правовое обеспечение рекламы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,96 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое обеспечение рекламы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(ФИЛИАЛ)






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Предпринимательское право»

Тема: «Правовое обеспечение рекламы»

Выполнил: студент 3 курса

УОП специальности (направления)

«Юриспруденция»

Лаврухина К.С.

Проверил: к.ю.н., доцент

Вассалатий Ж.В.


Сургут 2017

Введение

Рекламная деятельность является специфичной сферой общественной деятельности. Она возникла в условиях, когда торговля преобразовалась в сложнейший механизм с широчайшим ассортиментом товаров, появились принципиально новые средства коммуникации, а управленческая, политическая, государственная, научная и творческая деятельность приобрели самостоятельный характер. Становление рекламной деятельности требовало определения правового поля действия, а социальная ответственность рекламы вызывала необходимость ее правового регулирования как условия гармонизации отношений в обществе.

Разработка рекламного законодательства на переходном этапе развития России осуществлялась в предельно короткие сроки, как реакция государственных структур на возникающие конфликтные ситуации. Процесс развивался от закрепления отдельных правовых норм в законодательных и нормативных актах, опосредованно связанных с рекламной деятельностью, до создания основного Федерального закона «О рекламе»[5]. Инициатива исходила «сверху», от самого государства.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст.3 Федерального законаN 38-ФЗ «О рекламе»).

Правовое обеспечение рекламы предусматривает разработку и принятие национальных законодательных и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и использования рекламы; определяющих принципы рекламной деятельности; предотвращающих и пресекающих недобросовестной рекламы и рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали.

1. Регулирование рекламной деятельности

Правовое регулирование рекламы осуществляется в целях:

) защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

) предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение;

) предотвращения рекламы, способной нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.[14]

Участники рекламного процесса стремятся воздействовать на рекламу в необходимом для себя направлении. При этом рекламодатели, рекламные агентства и фирмы, владеющие средствами распространения рекламы, пытаются избежать двух крайностей. Во-первых, полного отсутствия норм и правил, в результате чего создаются условия для всякого рода злоупотреблений, наносящих ущерб как потребителям, так и рекламодателям. Во-вторых, передачи всех рычагов управления рекламой государственным органам и соответственно возможности в значительной степени ущемлять интересы участников рекламного процесса.

Государство использует законодательство в качестве меры ограничения экономических агентов от нечестных форм конкурентной борьбы, предупреждения обмана потребителей, дискредитации конкурентов с помощью инвестиций в рекламу, меры учреждения норм общественной морали, которые трансформируются в правила делового поведения.

Высокий уровень деловой этики создает основы взаимного доверия участников рекламного процесса и построения между ними стабильных долгосрочных отношений.

1.1 Государственное регулирование рекламы

Рекламодатели и рекламные агентства стремятся в максимальной степени контролировать рынок рекламы. В то же время государство вынуждено все более активно управлять их рекламной деятельностью под давлением общественного мнения и под угрозой нежелательных социально-экономических последствий.

Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на:

·Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

·Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС).

В широком смысле законодательство о рекламе охватывает значительное число нормативных актов, которые регулируют не только отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, но главным образом отношения общегражданские, не специфические только для рекламы. Так, отношения, касающиеся рекламы как приглашения делать оферты, регулируются гражданским законодательством (ст. 437 ГК РФ[2]). Названным законодательством регулируются и отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица (ст. 152 ГК РФ[2]). К законодательству о рекламе в широком смысле относятся и некоторые нормы законодательства о налогах и средствах массовой информации. Ст.36 Закона РФ "О СМИ" от 27.12.1991 посвящена распространению рекламы, а ст.60 этого Закона - ответственности за нарушение правил распространения рекламы[9].

В узком смысле законодательство о рекламе составляют нормативные акты, регламентирующие собственно рекламные отношения, которые возникают в процессе производства, размещения и распространения рекламы, и иные сферы, получившие регламентацию в Законе о рекламе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Правовое регулирование касается преимущественно коммерческой рекламы. Политическая реклама, то есть свободное выражение определенных политических взглядов и агитация за них, пользуется, как правило, конституционной защитой в любом демократическом государстве. И хотя определенные ограничения для политической рекламы существуют (например, во время избирательных кампаний), они не так строги и ужесточены как для рекламы коммерческой. Так, в ч.2 ст.2 ФЗ «О рекламе» прямо сказано, что «настоящий ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума»[5].

Коммерческая реклама трактуется как реклама, направленная в первую очередь на увеличение прибылей от продажи товаров и услуг и конституционно защищена гораздо меньше.

Правовое регулирование рекламы должно осуществляться государством исключительно в целях утверждения и реализации конституционных прав и свобод граждан, безопасности государства, сохранения здоровья нации. Поэтому, если потребление алкогольных и табачных изделий приобретает в каком-либо государстве столь широкий размах, что можно всерьез опасаться деградации населения и ухудшения генофонда нации, то государство вправе ограничить или вовсе запретить рекламу этих товаров, наложить ограничения на производство и стандарты в области прав человека предусматривают право граждан на охрану здоровья, а государствам, присоединившимся к этим стандартам, корреспондируется обязанность создать все условия для реализации этого права.

1.1.1 Федеральная антимонопольная служба

Полномочия антимонопольного органа в сфере рекламы определены ст.33 Закона о рекламе[5] и в Положении о ФАС [10].

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе.

Антимонопольный орган вправе:

)предупреждать, выявлять и пресекать нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

)возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

)выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе;

)предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства;

)предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы;

)обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе нормативных и ненормативных правовых актов;

)применять меры ответственности;

)обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.

1.2 Саморегулирование рекламной деятельности

Саморегулирование предполагает добровольный контроль организаций бизнеса за поведением его участников в сфере рекламы. Оно основано не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом. Доп элементы государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Основой саморегулирования являются этические кодексы. Самый первый из них был принят в 1937 году Международной торговой палатой - Международный кодекс рекламной деятельности[12].

В систему саморегулирования входит:

)Разработка этических стандартов, правил поведения

)Информирование и признание их участниками

)Формирование независимых организаций по саморегулированию

)Заявки на внесение корректировок в законы

)Консультации

6)Мониторинг

)Меры воздействия (неблагоприятная гласность, пред доп проверка в будущем, бойкот СМИ, лишение привилегий, передача в гос. органы).

законодательство реклама полномочия антимонопольный

2. Законы и нормативные акты, обеспечивающие рекламную деятельность

В Конституции Российской Федерации [1] заложены основы правового регулирования рекламной деятельности. Среди них можно выделить следующие важнейшие правовые принципы:

üВ Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст.8[1]).

üКаждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч.4, 5 ст.29[1]).

üКаждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности(ст.34[1]).

Административное право регулирует формы и методы государственного контроля, полномочия антимонопольных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, основания и порядок применения административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы.

В рамках гражданского права регулируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры. В структуру гражданского права входят также правовые нормы, определяющие отношения в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы, искусства, исполнений, фонограмм, товарных знаков и др.

Основой же законодательства о рекламе является ФЗ «О рекламе»[5].Цели данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно указанной статье, закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства.

Согласно ст.4 ФЗ «О рекламе»[5], законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Одним из таких нормативно-правовых актов является постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»[10].

Некоторые сферы распространения рекламы, помимо ФАС, контролируются также иными органами и службами. В частности, порядок размещения наружной рекламы определен Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»[11].

Кроме нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения практически в любой сфере деятельности, в том числе и в рекламной, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, тем не менее принимаемые как основа корректного поведения в данной области. Таким является Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты[12].

Однако документ, названный кодексом и подписанный в Москве в 1995 г. рядом общественных организаций, в данном случае не является обязательным для исполнения, а носит лишь рекомендательный характер и может применяться судами в качестве справочного документа в рамках законодательства.

Также важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

·Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»[6];

·Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7];

·Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» [8].

3. Необходимость совершенствования правового обеспечения рекламы

Реклама во всех своих проявлениях с некоторого времени прочно вошла в нашу жизнь. Люди по своей природе любопытны и не обращать внимания на усилия производителей, продвигающих свои товары, не могут. Мировоззрение каждого человека состоит из стереотипов и установок, которым он следует в жизни. Реклама может в какой-то степени повлиять на эти стереотипы и установки и тем самым изменить взгляд людей на окружающий мир. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы заключаются в том, что реклама делает возможным выбор желаемого, создает конкуренцию на рынке, помогает потребителю разобраться в потоке товаров и услуг, захлестнувших российский рынок. Минусы же в том, что реклама способна ввести потребителей в заблуждение или способствовать нанесению вреда их здоровью, имуществу, окружающей среде. Она может затронуть, в негативном аспекте, честь, достоинство, деловую репутацию, общественные интересы.

Серьезное влияние на нынешнее состояние рекламной сферы оказывает несовершенство законодательной и иной нормативной правовой базы. Практика показывает, что применение действующих норм в рекламе крайне затруднено в силу большого количества актов различного характера, избыточности и противоречивости их требований к средствам рекламы и отдельным видам товаров, неоднозначности трактовок отдельных положений, сложности некоторых формулировок для восприятия широким кругом участников рекламной деятельности, отсутствия системы профессионального консультирования. Положения правовых актов в преобладающей степени обращены в сторону защиты прав потребителя рекламы в отличие от иных участников рекламной деятельности. На практике же это состояние защищенности потребитель рекламы в полной мере обрести не может, в первую очередь из-за низкой правовой культуры. Рекламодатель, рекламопроизводитель (рекламораспространитель) в условиях низкокачественной рекламной среды и отсутствия должной реакции на нее со стороны потребителя не проявляют заинтересованности в расширении границ своей защищенности, считая, что существующее положение изменится не скоро.

Также практика рекламной деятельности настоятельно требует четкого разграничения в ее направлениях. Потребитель должен ясно представлять различие между коммерческой и политической рекламой. При этом основной понятийный аппарат должен быть единым. Политическая реклама не регламентируется ФЗ «О рекламе»[5], что затрудняет ее трактовку в части производства и продвижения, необоснованно ее обособляет, а также завышает ее роль и значимость. Нынешнее состояние российского общества требует выделения социальной рекламы наряду с коммерческой и политической. В структуре закона это могло бы найти свое воплощение в выделении трех разделов: коммерческая реклама, политическая реклама и социальная реклама. Последняя должна обрести в законодательных нормах понятный механизм производства и распространения, отличный в части их оплаты, компенсаций и т.п. в силу ее высокой общественной значимости.

Заключение

При сравнении российского законодательства и Международного кодекса рекламной практики можно заметить, что часть положений Кодекса нашла отражение в ФЗ «О рекламе», однако, еще недостаточно сознательности для использования в рекламной деятельности более этичных приемов и методов. В современной российской действительности сложилась ситуация, когда все, что явно не запрещено законом, разрешено им. Тем не менее, работая в сфере рекламы, следует четко понимать, что, нарушая элементарные этические нормы, рекламодатели и рекламопроизводители подрывают тем самым сам институт рекламы. В результате из стимулирующего механизма реклама превращается в отталкивающий. Часто приходится слышать фразу: «Если что-то рекламируют, значит, товар плохой; хорошую продукцию и так покупают». Это лишний раз свидетельствует о снижении покупательского доверия к рекламе, что стало результатом недобросовестной, недостоверной рекламы на протяжении многих лет.

Анализ состояния законодательной базы о рекламе, а также опыт ее применения в практике рекламной деятельности предопределили следующие направления ее совершенствования: уточнение понятийного аппарата законодательных актов; упрощение формулировок (в особенности запретительного толка); исключение необоснованных формулировок (с учетом развития законодательства РФ); введение требований к качеству рекламных продуктов; ужесточение санкций к нарушителям закона. Подкреплением правовых позиций рекламной сферы должна стать работа по формированию структур (может быть, даже аккредитованных при органах государственной власти и управления), способных оказывать информационно-консультационные услуги участникам рекламного процесса.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 28.03.2017);

.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);

.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017);

.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2017);

.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ(ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016);

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);

.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1(ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016);

.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1(ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);

.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331(ред. от 17.10.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);

.<Письмо>Росстандарта «О применении ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»;

.Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) (в ред. от 02.12.1986);

.Потапенко А.А. «Предпринимательское право». Учебное пособие. - М.: Проспект, 2017. - 342 с.;

.Демичев А.А. «Предпринимательское право».Учебник для студентов вузов. - М.: Инфра-М, 2017. - 459 с.

Похожие работы на - Правовое обеспечение рекламы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!