Периодизация истории криминологии
На современном этапе развития человеческого общества естественным является наличие широкого перечня законов и норм, которые регулируют общественные отношения.
Нет ни каких оснований сомневаться в том, что человек с самого начала своего появления оказался перед фактом совершаемых преступлений. Убийства, кражи и прочие нарушения общественной жизни необходимо было сдерживать и создать систему запретов и наказаний.
Механизмы самозащиты присущи практически всему живому. На них основывалась первоначальная практика защиты от нападений, которые в период дикости были нормой, а затем в ассоциативный период (когда произошло объединение в стада и племена) стали приобретать характер начала неодобряемого, а затем - запретного поведения. Неразвитость механизмов стадного регулирования делала самозащиту основой практики противодействия отклоняющемуся от социальных норм поведению.
Процесс становления общества в рамки человеческого понимания прел в систему отношений такое понятие, как «табу» - ненарушимых правил (нельзя было создавать семью с близкими родственниками, нельзя охотится на животное - покровителя рода, таких запретов было множество), при нарушении запрета человека карали, казнь или выдворение из группы - вот основные методы.
Но помимо всего этого появляется и представление об убийстве - в стремлении добиться желаемого первобытные люди часто шли на преступления, с нашей точки зрения. Но не всегда такие действия воспринимались ими как запретные (насилие, убийство соперника, убийство детей соперника - это все проявление животного в человеке, но оно имело место фактически до момента образования государственности).
Так же существовало такое явление как «кровная месть», люди часто мстили за своих сородичей и это могло ограничиваться внутрисемейными проблемами или затрагивать весь род, а могли оказаться и на уровне межплеменных отношений, что превращалось в неконтролируемую войну соседних деревень.
В процессе развития такое противостояние стало определяться вождями и ими же ограничиваться. В результате систему мер наказания за преступления так же стали определять вожди. Позже их место заняли правители (цари, фараоны и прч.). Кроме того, в жизни первобытного и древнего человека огромное значение играла религия, и именно она стала определять что есть хорошо, а что - плохо. А если опираться на пример Древневосточных государствах, то к этому добавляется философия смерти, когда человек должен был отвечать за свои поступки перед богами и получить либо новую жизнь, либо потерять душу на всегда - она будет растерзана (далее это учение перерастет в учение о рае и аде).
По мере развития карательных способов реагирования на преступления появилось "бессмертное" изобретение человечества - тюрьма.
В результате практики противодействия преступности сформировалось два важных принципа воздействия на это зло:
необходимость постоянного поиска более эффективных мер воздействия, что формирует систему достаточно разнообразных мер (появляются зачатки системности в воздействии на преступность);
требование экономичности мер воздействия, соответствия затрат на них материальным и физическим возможностям вождя.
Эти принципы живы и по сей день.
По мере развития цивилизации, когда лучшие умы человечества интуитивно почувствовали, что кара не всесильна, поиск мер воздействия на преступность стал осуществляться в других областях. Одной из них стала религия. Религия контролировала не только дурные поступки людей, но и дурные мысли, которые могут стать известны Богу. Таким образом, религиозная форма социального контроля оказывалась самой всеобъемлющей.
Однако религия в Древнем мире и в Средневековой Европе сильно отличаются, последняя стремилась подчинить своей воле всех представителей общества, искореняя зло как из умов, так и из поведения. Важно понимать и значимость религии для людей прошлого. Современному человеку тяжело это осознать, так сегодня мы живем в соответствие с законами науки и логики.
Таким образом, правоохранительная деятельность в период Средневековья полностью контролировалась религией и от части церковью, в то же время большое значение продолжал играть светский суд - решения принятые королем, но любой осужденный мог потребовать Божьего суда - т.е. защитить свое имя через честный поединок с обвинителем.
С возникновением государств, утверждением религии как господствующей идеологии преступления стали рассматриваться как отступничество от веры, догм церкви и законов государства, выражающих волю бога. Причиной такого отступничества, по общему правилу, признавалась "нечистая сила", "бес", которые вселись в человека. Борьба с преступностью в основном свелась к применению мер физического воздействия к совершившему богоотступничество с целью уничтожения "нечистой силы", вселившейся в него.
По сути, проводимое в средние века расследование и дознание по большей части соответствовало интересам правящей верхушки, а не поиску правды и справедливости. Эти понятия стали популярны только к началу Нового времени. Именно с XVI века идеи Возрождения начинают распространятся и в среде простых людей. Гуманизм, антропоцентризм и первенство науки оказывали неизгладимое впечатление на все процессы происходящие в обществе.
В современной юридической науке принято считать, что осмысление проблем преступности и борьбы с ней приобрело научный и более или менее систематический характер во второй половине XVIII столетия. Однако это не означает, что до этого отсутствовали объяснения преступности и рекомендации мер борьбы с ней.
В юридической литературе принято выделять три периода в развитии криминологической науки:
) классический (со второй половины XVIII в. по последнюю треть XIX в.);
) позитивистский (с последней трети XIX в. по двадцатые годы XX в.);
Таким образом, можно подчеркнуть, что процесс развития криминологии был, в основном связан с самим процессом переосмыслением человеческой сущности.
Не зря в Эпоху Возрождения восстанавливаются представления о правопорядке Античных исследователей. По сути, тому общественному устройству - высшая прослойка, духовенство, армия, ремесленники/торговцы (горожане) и крестьянство, от части соответствовало представлениям об общественном устройстве в Античности, когда были патриции (высшее сословие), духовенство (которое так же имело отношением к патрициям), армия и плебеи (последние не имели прав довольно длительный период). И подчеркивая главенство высшего сословия и духовенства исследователи Эпохи Возрождения так же пришли к мнению, что человек может иметь право на самореализацию, но помимо этого он должен иметь права и свободы. Но крестьяне все еще были зависимым населением, а потому говорить о справедливости суда так же не имеет смысла.
«Свобода, равенство и братство» - как ведущий лозунг Великой Французской Революции, в последствие оказался приемлем, так же и в правовой системе. Все свободно рожденные оказались равны перед законом, и следовательно необходимо было как-то регулировать вопросы расследования и дознания, важно было разработать конкретные мероприятия по выяснению обстоятельство преступления, поиска свидетелей, протоколирования, проведения следственных экспериментов и прч.
Все эти понятия появляются в XVIII веке и сегодня продолжают развиваться и совершенствоваться.
Таким образом, вопрос о том, когда и как появилось представление о том, что не всегда виновный может оказаться таковым возник относительно недавно, примерно в XVIII-XIX веках, в странах Западной Европы начались разработки следствия. Конечно, можно говорить и о более ранних представлениях о дознании, которые возникли еще в период инквизиции, или углубиться в древности, когда допрос проводился, в основном с целью выяснения государственных тайн и шпионажа.
2.Классический период зарубежной криминологии
Развитие культуры, переосмысление возможностей жестокости как фактора регулирования общественных отношений способствовали широкому распространению гуманных воззрений на развитие различных социальных процессов, в том числе и процессов воздействия на преступность.
Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XVIII в. философов Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье. Они развили идеи утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о справедливом общественном устройстве как способе избавления государства от преступности, сделали эти идеи более реальными, менее утопичными.
Они выдвинули много положений о гуманизации всей системы воздействия на преступность за счет уменьшения роли и степени применения кары. Установление равенства граждан, устранение нищеты и бесправия самых обездоленных социальных слоев, по их мысли, приведут к снижению уровня преступности. Гармония в обществе, социальный мир - лучшая мера устранения преступлений.
Классический период развития криминологии характеризуется тем, что идеи о природе преступлений, их причинах и мерах борьбы с ними формировались в рамках классической школы уголовного права.
Основоположником классической школы уголовного права признается итальянский мыслитель Эпохи Просвещения Чезаре Беккариа (1738-1794 г). Основные положения этой школы он изложил в своей знаменитой книге "О преступлениях и наказаниях" (1765 г).
Ч. Беккариа утверждал, что преступление ни как не связано с происками дьявола или другими идеями церкви об отступничестве человека от пути Господня. Каждый человек, который совершает преступление делает это только в силу своего представление о хорошем и плохом, так как у каждого есть свой разум и именно он определяет наши поступки. И конечно же, если опираться на идеи гуманизма - каждый человек творец своей судьбы - становится ясно, что только от конкретного человека будет зависеть как он построит свою жизнь и будет ли там место криминалу.
Но раз уж человек проявил слабость и оступился, разве можно принижать его достоинство, мучать и пытать? Любой человек заслуживает «человеческого» обращения, кроме того сама церковь учит нас быть милосердными. А потому, наказание за преступления должны соответствовать тяжести совершенного нарушения.
Интересна позиция Ч.Беккариа по отношении значимости наказания. Если во все предыдущие периоды наказания были всего лишь формой мести (начиная от кровной мести и заканчивая божественным возмездием за преступления против человека и веры), то Беккария и его сторонники считали, что наказание за преступления должны предупреждать возникновение новых преступлений - человек не должен переступать закон, понимая, что его поймают и накажут и наказание будет вести его к раскаянию (а не процесс дознания, которые ведется при помощи пыток). А потому, просвещение людей, воспитание и распространение правопорядочного поведения - вот цели которые должны преследователь правители и правительства для установления и нормализации правоотношений в обществе.
Идеи классической школы уголовного права сыграли прогрессивную роль в коренной демократической реформе уголовного законодательства европейских стран XVIII-XIX веках и практики его применения.
Классический период криминологии непосредственно вытекает из эпохи просвещения перехода от феодализма к капитализму (XVII-XVIII вв.). Он предшествует и сопутствует государственным, общественным и духовным преобразованиям, происходившим в Европе после буржуазно-демократических революций. В это время наука отходит от господствующей прежде теологической трактовки преступления как «духовного падения», рассматривавшегося исключительно в качестве результата действия сверхъестественных сил. Предпринимаются попытки рационального, сугубо теоретического объяснения того, почему человек совершает преступление. Разрабатываются более гуманные меры уголовного наказания.
Таким образом, можно с долей уверенности отметить, что классический период, потому и имеет такое название, так как за столь незначительный срок общество осознало и сформулировало основные идеи справедливого судопроизводства и расследования преступлений.
Конечно, в не зависимость от того, что вышеперечисленные исследователи - это далеко не весь перечень ученых, которые говорили о принципах и основах судопроизводства. Но в любом случае работы исследователей Просвещения не были профессиональными, все они относятся к области философских поисков, в не зависимости от того, что современная наука, от части на них опирается.
Работы Ч. Беккариа, Дж. Говарда, И. Бентама, А. Фейербаха и их последователей сформировали классическое направление уголовного права. В рамках этой школы развивались и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к следующему:
человек является носителем свободной воли, и преступление есть результат его произвольного выбора; в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;
усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения;
искусство законодателя и его гуманизм заключаются в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу "чем больше, тем лучше", а по принципу "ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным".
Необходимо отметить, что в не зависимости от того, что исследователи Нового времени внесли огромный вклад в процесс развития криминологии и в вопрос восприятия наказания, в частности, все равно их работы подвергались жесткой критике современником, кроме того многие считали, что все идеи просветителей никак не могут быть реализованы. От части в этом заслуга огромного влияния церкви, которая не сдавала свои позиции вплоть до XIX века, но с другой стороны сами люди не стремились к реформам, так как совершать преступления и оставаться безнаказанными хотел каждый, а оказаться в исправительном заведении, где не просто придется отбывать срок но и перевоспитываться желал не каждый преступник.
Кроме того, важно отметить и тот факт, что как и сегодня, в прежние времена судебное и досудебное рассмотрение дел не всегда отличались точностью в вопросах подозреваемых и осужденных, потому часты были случаи смертных казней не виновных. Это привело к новой волне изучения криминалистики и пересмотру системы наказания.
Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что процесс становления криминологической науки основывался на идеях Возрождения и начал свое развитие в Эпоху Просвещения. Возрождение определило наличие идей гуманизма и антропоцентризма, Просвещение утвердило необходимость признания равенства всех перед законом и не возможности осуждения человека до тех пор пока его вина не будет доказана.
Важно так же и то, что принципы ужесточения и введения новых наказаний, предложение тех или иных методов противостоянию преступлений и его разбирательства были предложены именно мыслителями XVIII-XIX вв. Они разрабатываются и сегодня, реализуясь и дополняясь. И не смотря на то, что исследователи данного периода считаются великими философами, нужно отметить, что без философии, а сегодня и психологии, реализация расследования, следствия и дознания была бы крайне затруднительна.
правоохранительный преступность наказание
Заключение
Подводя итог, важно отметить следующее:
говоря о периодизации история развития криминологии, необходимо поднять вопрос о том, когда и как появилось представление о том, что не всегда виновный может оказаться таковым. Скорее всего, он возник относительно недавно, примерно в XVIII-XIX веках, в странах Западной Европы начались разработки следствия. Конечно, можно говорить и о более ранних представлениях о дознании, которые возникли еще в период инквизиции, или углубиться в древности, когда допрос проводился, в основном с целью выяснения государственных тайн и шпионажа;
изучая классический период развития криминологии, необходимо подчеркнуть, что процесс становления этой науки основывался на идеях Возрождения и начал свое развитие в Эпоху Просвещения. Возрождение определило наличие идей гуманизма и антропоцентризма, утверждавших значимость человеческой жизни и его деятельности. Просвещение утвердило необходимость признания равенства всех перед законом и не возможности осуждения человека до тех пор пока его вина не будет доказана, в это время наибольшую популярность получил лозунг «Свобода, равенство и братство».
Таким образом, классический период - наиболее значимый в истории развития криминологии, так как именно в это время формулируются основные принципы и методы ведения расследования.
Список литературы
1.Алексеев А.И. Криминология. Курс лекци
.Иншаков С.М. Зарубежная криминология
3.История криминологии <http://isfic.info/vakar/crliog02.htm>. Классический период криминологии
4.История криминологии//
5.Периодизация истории криминологии
6.Шестаков А.Д. Криминология