Социально-экономические права граждан ЕС

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,42 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономические права граждан ЕС

Содержание

Введение

. Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского союза

. Система и содержание основных социально-экономических прав

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Права человека являются высшей ценностью человеческой цивилизации. Принцип уважения прав человека, как руководящее начало правовой деятельности, стал основой конституционализма государств не только Европейского региона, но и практически всего мира. Появившиеся в ХХ веке международные и региональные организации провозгласили своей целью соблюдение принципа уважения прав человека. Защита прав человека перестала быть вопросом сугубо национальным и вышла на новый уровень развития.

Европейское сообщество работает в направлении улучшения условий жизни и труда, экономической и социальной сплоченности. С этой целью в ЕС разработано трудовое законодательство, которое определяет права и обязанности работников и работодателей на рабочем месте, охватывая такие области как условия труда, информация и консультации работников, право на материнство и родительский отпуск. Но несмотря на основательную законодательную базу население ЕС, в частности молодежь, все же столкнулось с проблемами трудоустройства. В свою очередь руководство содружества отреагировало на возникшие проблемы реализацией различных программ, направленных на повышение квалификации молодежи и государственными дотациями.

Далее рассматриваются основные социально-экономические права граждан ЕС и регламентирование этой группы прав.

1. Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского союза

Европейский союз - это объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. На сегодняшний день в ЕС входят 28 государств и с каждым годом это число растет. Главными целями Европейского Союза согласно Амстердамского договора являются: создание крепкого союза народов Европы; содействие сбалансированному и продолжительному экономическому прогрессу благодаря ликвидации внутренних границ, усилению экономического и социального взаимодействия; утверждение собственной идентичности в международной сфере путем проведения общей внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе - и общей оборонительной политики; развитие сотрудничества в юридической сфере; сохранение и приумножение общего благосостояния.

Главными целями в сфере прав человека в Европейском Союзе является: защита прав человека, обеспечение свободы и безопасности своих граждан, борьба дискриминацией, содействие социальной защите и справедливости, обеспечение гендерного равенства, солидарность поколений и защита прав детей.

В частности, в правовой системе Европейского Союза права человека воспринимаются как неразрывно связаны с другими стержневыми для общества постулатами - верховенства права и плюралистической демократии. Ориентация на уважение прав человека закреплена как императив всех ветвей власти.

В настоящее время основополагающий характер прав человека для права Европейского Союза, а также функционирование всех его органов, институтов и учреждений четко зафиксирован в учредительных документах Евросоюза. Так, пункт 1 статьи 6 Договора о Европейском Союзе устанавливает:

«Основополагающими принципами Союза есть общие принципы всех государств - членов - свобода, демократия, уважение прав человека и основных свобод, верховенство права». А пункт 2 данной статьи устанавливает: «Союз уважает основные права, которые гарантированно Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 в Риме, и вытекающих из конституционных традиций, общих в государствах - членах, и трактует их как общие принципы права Сообщества».

Европейский Союз направлен на то, чтобы все сферы прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные, соблюдались в соответствии с положениями Всеобщей декларации по правам человека. Кроме того, ЕС поддерживает права женщин, детей, беженцев, а также лиц, принадлежащих к различного рода меньшинствам.

Важным документом Европейского Союза также является Хартия основных прав граждан ЕС, которые была официально провозглашена на саммите в Ницце 7 декабря 2000 года. Хартия, созданная на основе таких важных источников, как Европейская Конвенция по правам человека, общие конституциональные традиции и инструменты международного права, подтвердила и подчеркнула значимость и важность соблюдения основных свобод для граждан ЕС.

Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».

Однако Хартия имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, Хартия является более современным инструментом защиты прав человека, содержит не только права личного и политического характера, а также процессуальные гарантии этих прав, но и регулирует экономические, социальные права и некоторые права четвертого поколения. Кроме того, Хартия и закрепляет права, связанные с биомедицины и репродукцией (например, запрет клонирования и т.п.). С другой стороны, Хартия, в отличие от Европейской Конвенции, не имеет своего собственного контрольного механизма, который бы обеспечивал индивиду непосредственно обращаться в суд с индивидуальной жалобой защиты своего нарушенного права.

Деятельность Европейского союза включает:

содействие координации общей политики государств-членов в области занятости;

политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;

экономическое и социальное сплочение;

вклад в достижение высокого уровня здравоохранения. Договор о ЕС содержит разделы, касающиеся социальной

политики и здравоохранения (разделы VIII, XI, XIII и XVII).

Согласно п. 1 ст. 136 Договора о ЕС, целями Союза и государств-членов являются:

содействие занятости;

улучшение условий жизни и труда с тем, чтобы осуществлять их постепенное выравнивание, сохраняя при этом все достижения;

содействие надлежащей социальной защите;

содействие диалогу между предпринимателями и трудящимися;

содействие развитию человеческих ресурсов ради долговременного обеспечения высокого уровня занятости и борьбы с социальным отторжением.

Важным является и положение п. 2 вышеуказанной статьи, в котором указывается, что Союз и государства-члены предпринимают меры, учитывающие разнообразие национальной практики, особенно договорных отношений, а также необходимость поддерживать конкурентоспособность экономики Союза. Иными словами, устанавливается взаимосвязь с национальным правом (практикой) в данной сфере, а также с экономическим развитием ЕС.

Кроме учредительных документов ЕС были приняты важные международно-правовые документы в области европейской социальной политики, а именно: Европейская социальная хартия, подписанная под эгидой Совета Европы в 1961 г. и пересмотренная в 1996 г., Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества 1989 г. и Хартия основополагающих прав граждан Европейского союза 2000 года. Несмотря на то что данные документы можно отнести к разряду «мягкого права», их рассмотрение представляется важным, поскольку они повлияли на формирование европейской социальной политики, а также поскольку на их основе был принят ряд директив и регламентов, устанавливающих определенные обязательства для государств-членов.

Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества 1989 г. содержала перечень основных социальных прав трудящихся на свободное движение, обеспечивающее возможность выбора любого вида занятий при любой профессии на территории Сообщества; труд и достойное, справедливое вознаграждение за него; улучшение условий жизни и труда; социальную защиту согласно национальному законодательству каждой страны; свободу ассоциаций и коллективных переговоров; профессиональную подготовку и переподготовку; равенство мужчин и женщин; доступ к информации, консультации и участие в принятии решений на предприятии; охрану здоровья и безопасность на рабочем месте; защиту детей и подростков; достойные жизненные условия для престарелых; интеграцию инвалидов в общество и трудовую жизнь.

Хартия основополагающих прав граждан Европейского союза 2000 г. существенно расширила положения Хартии 1989 года. Помимо положений о социальных правах граждан ЕС, в Хартии 2000 г. содержатся политические и экономические права. Интересной является структура Хартии 2000 года. В ее основу положено деление по таким ценностям, как человеческое достоинство, равенство, свобода и солидарность. Закрепление же конкретных социальных и иных прав рассматривается как гарантия защиты провозглашенных ценностей.

Для поддержки проектов по защите прав человека во всем мире Европейским Союзом финансируется Европейская инициатива для демократии и прав человека (European Initiative for Democracy and Human Rights). Годовой бюджет этой программы, созданной в 1994 году, составляет 100 миллионов евро. Программа направлена на развитие демократии и уважения прав человека и поддерживает проекты в четырех основных областях: укрепление демократии, правильного управления и верховенства закона (развитие политического плюрализма, свободных средств массовой информации и качественной судебной системы);уничтожение смертной казни в тех странах, где она еще существует; борьба с применением пыток посредством мер превентивного характера (таких как, обучение работников полиции) и репрессивных мер (таких как, создание международных трибуналов и уголовных судов);борьба с расизмом и дискриминацией посредством воспитания уважения политических и гражданских прав.

2. Система и содержание основных социально-экономических прав

Право собственности зафиксировано в главе I Хартии, в ст. 17 «Право собственности», корреспондируется ст. 1 «Защита собственности» Протокола № 1 к Конвенции Совета Европы. В содержании права собственности Хартия помимо правомочий собственника - владение, пользование, распоряжение имуществом, закрепляется отдельное право собственника - право завещать имущество, как гарантия этого права.

Действие данной статьи распространяется как на физическое, так и юридическое лицо. Эта статья (статья1 Протокола №1) включает в себя три четких нормы. Первая, которая является общей по своему характеру, утверждает принцип беспрепятственного пользования собственностью, он выражен в положении абзаца 1 статьи 1. Вторая норма касается лишения имущества и оговаривает это рядом условий. Третья норма признает, что государства-участники имеют право контролировать использование собственности в соответствии с интересами общества, вводя такие законы, которые они считают необходимыми для этой цели.

Принятие законодательства, устанавливающего минимальные требования по улучшению трудовых норм и укреплению прав рабочих, является одним из главных достижений Европейского Союза в области социальной политики.

Приоритетной целью трудовой политики является повышение занятости и мобильности рабочей силы, повышение качества рабочих мест и условий труда, информирование и консультирование работников, борьба с бедностью и социальной изоляцией, содействие развитию и поддержке равенства между мужчинами и женщинами, а также модернизация социальной системы защиты трудовых прав.

Изначально трудовое законодательство ЕС разрабатывалось с целью создания единого рынка труда, на котором сохранялись бы определенные трудовые нормы и условия конкуренции. Сегодня, трудовое право также играет ключевую роль в обеспечении высокого уровня занятости и устойчивого экономического роста.

Европейские директивы ЕС рассматриваются государствами-членами, которые затем должны реализовать их в национальном законодательстве в течение определенного периода времени. В результате директива является обязательной, но метод ее реализации выбирается каждым отдельным государством-членом ЕС. Неизменным остается требование обязательного выполнения.

Основными документами в сфере защиты прав работников являются:

Директива Совета 75/117/EEC от 10 февраля 1975 года о сближении законодательства государств-членов, касающихся применения принципа равной оплаты для мужчин и женщин - Директива запрещает любую дискриминацию по в отношении оплаты труда, предлагая прибегнуть к судебному разбирательству и защищает истцов от реакции работодателя.

Регламент Совета (ЕЭС) № 1365/75 от 26 мая 1975 года о создании Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда (Eurofound), который является трехсторонним органом союза, созданного в 1975 году с целью оказания помощи в планировании и внедрении лучших условий жизни и работы в Европе. Его более конкретными целями являются оценка и анализ условий жизни и труда, содействие улучшению качества жизни.

Директива Совета 91/533/EEC от 14 октября 1991 года об обязанности работодателя информировать работников об условиях трудового договора или трудовых отношений. Данная Директива предусматривает основные пункты и сроки, в течение которых информация должна быть предоставлена работнику.

Директива Совета 98/59/EC от 20 июля 1998 года о сближении законодательства государств-членов, касающихся коллективных увольнений - эта Директива обязывает работодателей проводить консультации представителей персонала в случае коллективных увольнений. В ней указывается на условия предоставления консультаций. Кроме того, Директива устанавливает порядок и практические механизмы коллективных увольнений.

Директива 2000/78/ЕС от 27 ноября 2000 года - устанавливает общие рамки для равного отношения в области труда и занятости для всех работников ЕС независимо от их религии или убеждений, физиологических особенностей, возраста или сексуальной ориентации.

Директива Совета 2001/23/EC от 12 марта 2001 года о сближении законодательства государств-членов в области охраны прав работников в случае передачи предприятий, бизнеса или части предприятия - целью настоящей Директивы является защита работников в случае смены работодателя после передачи предприятия.

Директива 2008/94/EC Европейского Парламента и Совета от 22 октября 2008 года о защите работников в случае банкротства работодателя. Директива обязывает государства Европейского союза создать гарантии учреждений и устанавливает процедуры, которые применяются при неплатежеспособности работодателей.

Это далеко не все документы, разработанные руководством ЕС для регулирования сферы защиты прав работников, но даже такая основательная законодательная база не смогла предотвратить проблемы трудоустройства, которые возникли в следствии экономического кризиса. Наиболее уязвимой социальной группой в сфере трудовых отношений оказалась молодежь.

Каждому предоставлено право на обращение к службам, оказывающим бесплатную помощь в трудоустройстве (статья 29), право на защиту от необоснованного увольнения (статья 30), на условия труда, которые обеспечивают его здоровье, безопасность и достоинство, на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени и право на ежедневное и еженедельное время отдыха, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 31).

Социально-экономические права категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите - права, которыми обладают отдельные категории лиц, которые от рождения, в силу болезни, или старости не в состоянии обеспечивать себя средствами к существованию. Недостаточно предприимчивые люди, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода, лечения и т.д.

Право на социальное обеспечение и социальную помощь включает в себя право каждого человека на пособия по социальному обеспечению и на меры социальной поддержки. За всеми, кто не располагают достаточными средствами признается право на помощь в получении жилья. (ст. 35 Хартии).

Права ребенка закреплены в статьях 24 (данная статья основывается на Нью-Йоркской Конвенции о правах ребенка, подписанной 20 ноября 1989 г. и ратифицированной всеми государствами-членами) и 32 Хартии. Обеспечивается право детей на защиту и заботу, которые необходимы для их благосостояния, а также запрещается применение детского труда.

Права пожилых людей гарантированы статьей 25 Хартии. Признается и уважается право вести на достойную и независимую жизнь, а также на участие в общественной и культурной жизни. Разъяснение к данной статье дополняет - «участие в социальной и культурной жизни, разумеется, включает в себя участие в политической жизни».

Права нетрудоспособных лиц признаются Хартией в статье 26, это помощь в обеспечении самостоятельной социальной, профессиональной интеграции и участия в общественной жизни.

Право на защиту семьи, материнства и детства: в статье 33 Хартии дана гарантия правовой, экономической и социальной защиты семьи, право на защиту от увольнения по мотиву, связанному с беременностью, право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в связи с рождением или усыновлением (удочерением) ребенка.

Право на образование - право, которое в статье 14 Хартии признается за всеми лицами, и включает в себя несколько правомочий. Право на образование - возможность человека свободно выбирать форму, место обучения. Статья 2 дополнительного Протокола № 1 к ЕКПЧ, гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование». Право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации; право на бесплатной основе получать обязательное образование; «При соблюдении демократических принципов» свобода создания публичных или частных образовательных учреждений гарантируется как один из аспектов свободы предпринимательства, но она ограничена соблюдением демократических принципов и осуществляется согласно условиям, определенным национальными законодательствами. Право родителей на определение характера образования своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами.

Права потребителей признаются и гарантируются статьей 38 Хартии, обеспечивается высокий уровень их защиты, путем того, что Союз вносит вклад в охрану здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей, а также в развитие их права на информацию, на обучение и на самоорганизацию для защиты своих интересов. Принцип, содержащийся в данной статье, был основан на статье 169 Договора о функционировании Европейского Союза.

Значимой представляется и ст. 36 Хартии: Доступ к услугам общеэкономического значения, под которыми, в первую очередь, понимаются услуги, играющие ключевую роль для экономики и жизнедеятельности современного общества, оказываемые в таких сферах, как телекоммуникации, транспорт и энергетика.

Заключение

право хартия социальный

Сегодня в Европейском Союзе принцип уважения прав человека является одним из основополагающих принципов права ЕС. Он закреплен в уставных документах ЕС.

ЕС защищает культурные, экономические, политические, гражданские и социальные права человека, а также применяет меры по их обеспечению, не противопоставляя их универсальным правам человека.

Разделы IX-XI Лиссабонского Договора образуют ядро социального блока компетенции ЕС. В них закреплены:

правовые основы «политики занятости», в рамках которой на уровне Союза осуществляется координация мероприятий по сокращению безработицы (раздел IX «Занятость»);

правовые основы социальной политики Европейского Союза, направленной на регулирование социально-трудовых отношений, включая гармонизацию (сближение) трудового права стран ЕС (раздел X «Социальная политика»);

основы правового статуса Европейского социального фонда - одного из «структурных фондов», финансируемых за счет бюджета ЕС (наряду с Европейским фондом сплочения и рядом других фондов). Посредством Европейского социального фонда осуществляется поддержка социальных мероприятий Европейского Союза (раздел XI «Европейский социальный фонд»).

Разделы XII и XIII посвящены деятельности ЕС в духовно-культурной сфере, где он наделен весьма ограниченными полномочиями:

раздел XII «Образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт»:

раздел XIII «Культура».

Важной новеллой Лиссабонского договора в этих разделах стало признание за Союзом компетенции развивать «европейское измерение спорта» (новое седьмое тире параграфа 1 статьи 165), что может в перспективе привести к формированию европейской спортивной политики.

Разделы XIV и XV имеют социально-охранительную направленность, понимаемую в широком смысле:

раздел XIV «Здравоохранение» определяет правовые основы мероприятий ЕС по обеспечению «общественного здоровья» с учетом того, что политика в этой сфере в основном проводится на национальном уровне;

раздел XV «Защита потребителей» служит источником компетенции ЕС по принятию мер в целях защиты прав и законных интересов потребителей, в том числе по изданию соответствующего законодательства на европейском уровне.

Список использованной литературы

Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М.: Статут, 2013. 240 с.

Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Энтин Л.М. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2012.

Емельянова Н.Н. Внешнеполитическая деятельность ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора// Международное право. 2010. №1.

Каргалова М. В. Европейская социальная модель: содержание и перспективы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: #"justify">Кембаев Ж.М. Юридическая ответственность государств-членов ЕС за нарушение норм европейского права// Современное право. 2010. №8.

Основы интеграционного права / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. 320 с.

Право Европейского союза. Т. 1: Общая часть. Европейский союз: устройство и правопорядок / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2013. 647 с.

Социальная политика. Малая библиотека Европейского Союза на русском языке / под ред. Ю. А. Борко, М. В. Каргаловой, Н. А. Коваль-кого. - М., 2013

Топорнин, Б. Н. Европейское право: учебник / Б. Н. Топорнин. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 325 с.

Похожие работы на - Социально-экономические права граждан ЕС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!