Классификация международных механизмов защиты прав человека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,13 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация международных механизмов защиты прав человека















Реферат

Классификация международных механизмов защиты прав человека

Содержание

1. Становление международного сотрудничества в области защиты прав человека и его эволюция на современном этапе

2. Понятие и классификация международных механизмов защиты прав человека

Литература

1. Становление международного сотрудничества в области защиты прав человека и его эволюция на современном этапе

Рассматривая вопрос о становлении международного сотрудничества в данной сфере, следует иметь в виду, что классическое международное право не регулировало вопросы, связанные с уважением и защитой прав и свобод человека. При анализе взаимоотношений между государством и его гражданами традиционный подход международного права сводился к тому, что это внутренняя юрисдикция государства. Но были и исключения, если речь шла о защите своих граждан на территории другого государства или защиты национальных и иных меньшинств [1]. В силу ряда исторических причин формирование международных норм, регулирующих права человека, начиналось в отдельных сферах, в первую очередь в сфере защиты национальных и религиозных меньшинств, с разработки законов и обычаев войны, ограничивающих разрушительную силу военных действий в отношении гражданского населения.

Еще в Аугсбургском мирном договоре 1555 года предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Принцип веротерпимости был подтвержден в Вестфальском мирном договоре 1648 года, навязанном Германии Францией после Тридцатилетней войны. По этому договору германский империализм обязывался предоставить свободу вероисповедания всем жителям Германии [2]. Когда по Гентскому (1718 г.) и Парижскому (1763 г.) договорам французские колонии отошли к протестантской Англии, в них гарантировались религиозные права католиков. Правда, истинной подоплекой таких положений было не стремление тех или иных государств защитить права меньшинств, а желание ослабить своих политических противников.

В XIX в. вопрос о веротерпимости стал увязываться с национальной принадлежностью, что получило отражение в Генеральном акте Венского конгресса 1815 года. Берлинский договор 1878 года обусловливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских государств (Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных меньшинств (мусульман и евреев) в них. Подводя итог господствующим идеям, в вопросах интервенции в XIX веке, можно сослаться на мнение Ф. Листа: «Нельзя согласиться с тем, что право вмешательства существует также и в том случае, когда по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества» [1, с. 461].

Если мы коснемся такой болезненной для всего мира темы, как рабство и борьба с ним, то впервые попытки ограничить торговлю невольниками, предпринятые на международном уровне, берут начало с Венского конгресса 1815 года и особенно Берлинской конференции по Центральной Африке 1884-1885 годов. Так, в Генеральном акте Берлинской конференции, наряду с прочим говорится, что «работорговля запрещается в соответствии с принципами международного права». В 1890 году на Брюссельской конференции была принята конвенция, основной целью которой было положить конец преступлениям и опустошениям, порожденным торговлей африканскими рабами. В дальнейшем ряд усилий в этой области был предпринят в рамках Лиги Наций. Первые международные соглашения против торговли людьми были приняты в 1904 и 1910 годах: Международный договор и Международная конвенция о борьбе с торговлей с белыми рабынями соответственно, затем существенно дополнены конвенциями 1921 и 1933 годов: Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми и Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами соответственно. Эти документы включали в себя рекомендации, касающиеся защиты женщин, и некоторые мероприятия против торговли людьми. Впоследствии в них были внесены изменения Протоколом, принятым в 1947 году уже в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).

В 1864 году была принята Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях, которая ознаменовала собой начало кодификации такой отрасли, как международное гуманитарное право. Кодификация законов и обычаев войны была осуществлена в 1899 и 1907 годах на мирных конференциях в Гааге, где был принят целый ряд конвенций, регулировавших правила ведения войны.

Классические права XVIII-XIX вв. относились к свободе индивида. Однако уже в то время получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшения условий жизни, особенно в сфере занятости, социального обеспечения. В результате появились первые конвенции, в соответствии с которыми государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 г. о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав.

Первая мировая война выявила необходимость создания международной универсальной организации, способной защищать мировой правопорядок и гарантировать защиту прав человека в отдельно взятом государстве. Такой организаций стала Лига Наций. И если в период, предшествующий созданию Лиги Наций, мировое сообщество практически приветствовало право государств на войну, то Лига Наций своим Статутом существенно это ограничивала.

После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с 8 европейскими государствами и Турцией, в которых последние брали на себя обязанность предоставить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее принимались государствами при вступлении в Лигу Наций в виде односторонних деклараций Совету Лиги и были поставлены под ее гарантию. Однако договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальный режим для небольшой группы малых государств, поскольку главные союзные и объединившиеся державы не брали на себя никаких обязательств о предоставлении национальным меньшинствам, проживающим на их территории, тех же прав, что и своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов созданной системы. Тем не менее, несмотря на некоторую срезанность, установленная Лигой Наций в 20-е годы XX в. система функционировала весьма успешно. И если резюмировать деятельность Лиги Наций, то нужно сказать, что в период её существования были приняты весьма важный акты, регулирующие значимые социальные вопросы. Значительное количество конвенций и рекомендаций в области труда было разработано Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г. в соответствии с Версальским договором. В части XIII Договора содержался Устав МОТ. Целью МОТ провозглашалось регулирование в международном масштабе отношений между рабочими, служащими и работодателями и условий труда рабочих и служащих. В нем содержался также ряд положений, касающихся социальных гарантий защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защиты интересов трудящихся, работающих за границей, и т. д.

Также значительный вклад Лига Наций внесла в определение и регулирование статуса беженца. Совет - один из основных органов Лиги Наций - осуществил первую меру в области защиты беженцев, приняв в июне 1921 года решение о проведении конференции по вопросу о вынужденной миграции. На конференции, начавшейся в августе, был решен организационный вопрос об избрании верховного комиссара по делам беженцев - Фритьофа Нансена [4].

Значительным шагом в направлении улучшения правового регулирования проблемы, следует считать внесение поправок и дополнений в документ об удостоверении личности беженцев, осуществленное в рамках конференции по проблемам русских и армянских беженцев, состоявшейся 12 мая 1926 г. в Женеве. В новых поправках впервые было дано определение термина «беженец». Лига Наций 28 октября 1933 года приняла Конвенцию о международном статусе беженцев. Первоначально она была подписана Королями Бельгии, Болгарии, Египта, Норвегии и Президентом Французской Республики. Положения Конвенции впервые были направлены на закрепление принципа невыдачи и невысылки беженцев и создание национальных комитетов.

В Конвенции определялся личный статус беженцев (ст. 4), условия расторжения брака (ст. 5). Статья 6 Конвенции предусматривала право свободного обращения в суды на территориях договаривающихся сторон и освобождение от уплаты судебных расходов (cautio judicatum solvi). В Конвенции оговаривались трудовые и социальные права, право на образование, а также вопросы налогообложения беженцев. Данная Конвенция применялась в отношении русских, армянских и ассимилированных беженцев. В июне 1935 г. было разработано и принято Соглашение о выдаче удостоверений личности беженцев из Саарской области, а ещё через год - Временное соглашение о статусе беженцев из Германии.

В последующей международно-правовой практике критерии установления статуса беженцев постепенно расширялись.

февраля 1938 была принята Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии. Согласно данной Конвенции беженцами признавались: «лица, обладающие или обладавшие германским гражданством и не обладающие каким-либо иным гражданством, в отношении которых фактически установлено, что они не пользуются по закону или фактически защитой германского правительства; лица без гражданства, на которые не распространяются предыдущие конвенции или соглашения, которые покинули германскую территорию после того, как они поселились на ней, и в отношении которых установлено, что они не пользуются по закону или фактически защитой германского правительства» [3]. Однако история ярко продемонстрировала, что Лига Наций исчерпала свои ресурсы и не смогла оправдать тех ожиданий, которые были с ней связаны. Неспособность предотвращения Второй мировой войны стала решающим фактором для ликвидации данной организации [4].

Первым международно-правовым договором, отражающим этот новый подход, является Устав Организации Объединенных Наций, принятый 26 июня 1945 года в г. Сан-Франциско. Он свидетельствует о движении к долговременной и устойчивой интернационализации прав человека. Будучи учредительным правовым документом Всемирной международной организации Устав ООН закрепил основные принципы послевоенного мирового порядка. Однако среди семи принципов, изложенных в статье 2, нет сколько-нибудь явной формулировки о принципе международного уважения прав человека. Тем не менее можно согласиться, что ряд подробных положений, рассеянных по всему Уставу, свидетельствует о признании международного уважения к правам человека одним из важнейших принципов Организации Объединенных Наций. Это предположение при толковании Устава с годами стало широко распространенным мнением [6].

Благодаря мерам по созданию организационных и функциональных рамок создались условия для подготовки конкретных норм о правах человека. В 1946 году ООН приступила к реализации программы, направленной на принятие так называемого Международного билля (хартии) о правах человека, в состав которого должны были войти декларация о правах человека, конвенция о правах человека и меры по их реализации.

Задача первого этапа в реализации Международного билля (хартии) о правах человека была решена 10 декабря 1948 года, когда был принят первый необязательный документ общего характера - Всеобщая декларация прав человека. В тот же период были приняты первые конкретные юридически обязательные нормы (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 года; Конвенция № 87 МОТ относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию 1948 года и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года). Однако бесспорно, что высшим достижением этого этапа стало провозглашение во Всеобщей декларации первого международного каталога прав человека, содержавшего гражданские и политические, а также экономические, социальные и культурные права.

Второй этап (1949-1966) можно считать этапом кодификации программы, закрепленной во Всеобщей декларации. Данный период был в значительной мере посвящен разработке конвенции о правах человека и созданию механизма их реализации, как предусматривалось в Международном билле (хартии) о правах человека. Эта работа продолжалась почти 20 лет - до 16 декабря 1966 года, когда Генеральная Ассамблея приняла три раздельных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол ко второму Пакту. С принятием этих договоров закончился период закладки общих правовых основ для прав человека, провозглашенных во Всеобщей декларации.

Однако стоит отметить, что в этот период предпринимались также и меры по кодификации, направленные на выработку более подробных и конкретных конвенций о правах человека: о статусе беженцев (Конвенция 1951 года), о политических правах женщин (Конвенция 1952 года), о ликвидации расовой дискриминации (Конвенция 1965 года), об упразднении принудительного труда (Конвенция МОТ № 105 от 1957 года) и т. д.

Третий этап (1967-1989), который можно назвать постегерманским, характеризуется преобладанием четырех тенденций. Первая была связана со вступлением в силу Пактов и Факультативного протокола 1967 года и, следовательно, с началом реализации целого набора мер по их осуществлению, призванных гарантировать соблюдение прав человека и контроль за этим процессом. Вторая тенденция стала продолжением предыдущих усилий по подготовке детальных договоров о правах человека (например, были приняты Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года). Третья тенденция просматривается в большом числе мер, направленных на совершенствование осуществления прав, а также органов и механизмов, созданных с этой целью. Четвертую тенденцию можно определить как поиск новых сфер и способов защиты и поощрения прав человека, включая тенденцию к включению прав человека в более широкий контекст таких глобальных предпосылок, как мир, развитие и окружающая среда [6, с. 34-35]. Таким образом, к середине XX века во всем мире сложились вполне четкие условия для эффективной работы совокупности институтов по защите прав человека.

2. Понятие и классификация международных механизмов защиты прав человека

Говоря о понятии «механизм защиты прав человека», можно сказать, что это совокупность приемов и способов, а также существующих международных и внутригосударственных институтов и органов, способствующих защите прав человека. Институт международной защиты прав человека состоит из созданных в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз) международных органов и созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека конвенционных органов.

Существует много различных классификаций механизма защиты прав человека. Например, существуют институциональные и конвенционные механизмы защиты прав, региональные и межрегиональные организации. Некоторые авторы подразделяют механизм защиты прав человека на универсальный (система ООН), региональный (Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод) и внутригосударственный (институт Уполномоченного по правам человека, обращение в органы адвокатуры и самозащита в судебных органах). Е.А. Лукашева считает, что в рамках внутригосударственного механизма защиты прав человека присутствуют такие инструменты, как конституционный контроль, Институт Омбудсмена, право на петицию, процедура «хабеас корпус» и административная юстиция.

международный право билль беженец

Литература и источники

1.Лукашева Е.А. Права человека: учебник для вузов. М.: НОРМА; ИНФРА-М., 2002. С. 459.

2.Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 26-27.

3.Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / сост. Ю.Л. Сарашевский, А.В. Селиванов. - Минск, 2000. С. 17, 31.

4.См. Аванесова А.А. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 2009. 188 с.

5.Зыбайло А.И. Право прав человека: учебно-методический комплекс. Минск: БГУ, 2012.

6.Введение в вопросы международной защиты прав человека / под ред. Райя Хански и Маркку Сукси; Институт прав человека «Або Академи». Або/Турку, 1997. С. 24.

Похожие работы на - Классификация международных механизмов защиты прав человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!