Опыт ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Департамент Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»





рЕФЕРАТ

на тему:

«ОПЫТ ВЕДУЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ»











Москва 2014

Оглавление

Введение

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Заключение

Список источников

Введение

Актуальность темы работы. Необходимость безотлагательного преодоления коррупции обуславливается тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, честной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления.

Проблемные моменты, причиной которых является коррупция, имеют место практически в любой стране. Коррупция составляет существенную угрозу как для экономически развитых стран с традиционно крепкими устоями демократии, так и для стран, находящихся на пути к разрешению кризисных моментов своего существования как в политической, так и в экономической и социальной сферах.

Злоупотребляют служебным положением чиновники как в странах с рыночной экономикой и чрезвычайно высоким уровнем демократии, так и в государствах с административно-командной системой и тоталитарным режимом.

Правовым фундаментом противодействия коррупции в контексте формирования общегосударственных отношений, а так же и общественных отношений в процессе администрирования налогов и сборов является национальное и международное (нормы которого имеют приоритет над национальным) антикоррупционное законодательство.

Наряду с указанным, международные нормативные документы были разработаны мировым сообществом, как источники стандартов для применения в процессе предотвращения и противодействия коррупции, а также с целью включения определенных аспектов международного законодательства в исследуемой сфере в национальные нормативно-правовые акты.

Целою работы является комплексное изучение опыты ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции.

Исходя из цели работы ее задачами стали следующие:

) определить понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции;

) проанализировать опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции;

) охарактеризовать опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции.

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

Коррупция представляет собою результат проблем, возникающих в политической, социальной и экономической сфере государства, это негативное явление вполне характерно государству, находящемуся на этапе реформирования.

Даже наличие возрастных демократических традиций и определенного опыта противодействия коррупционным проявлениям не избавило страны мира от различных форм коррупции. Но ее уровень проникновения в государственные учреждения значительно ниже благодаря наличию достаточных условий для противодействия.

Необходимость безотлагательного преодоления коррупции объясняется тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, добросовестной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления [8, с. 44].

Исследования современных ученых сфере коррупции принадлежать, к примеру, таким исследователям, как А.В. Куракин и С.Л. Сибиряков. Эти авторы подчеркивают, что исследование опыта антикоррупционной борьбы в странах зарубежья является первоочередным, исходя из возможностей его использования на уровне законодательства нашей страны.

Проблемы коррупции в органах государственной власти рассматриваются ведущими учеными и экспертами настоящее. Такие исследователи, как А. Мельниченко, Ю. Мельник, В. Ткач, Г. Толстых, В. Степанюк, В. Филипповский, Г. Чернецкая, И. Чубенко занимались вопросом государственной политики противодействия коррупции среди государственных служащих, рассматривали причины и пути преодоления этой преступной деятельности.

Анализируя причины коррупции, стоит согласится мнением А. Мельниченко о том, что основными причинами коррумпированности чиновников есть низких доход в виде заработной платы, получаемой по месту госслужбы, а также - катастрофический разрыв между доходами государственных служащих и «людей бизнеса» [7, с. 20].

Автор В. Малиновский определяет одним из объективных факторов, стимулирующих «теневую» деятельность чиновников, очень низкий уровень официальных доходов отечественных государственных служащих [4, с. 112].

Продолжая эту мысль, Е. Матвиишин и В. Максимишин отмечают, что коррупция является одним из следствий слабой мотивации государственных служащих [6, с. 449].

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

Германия. Усилия немецких властей в сфере предотвращения коррупции сосредоточены на определенных нормативных мерах и мероприятиях по предотвращения различного рода злоупотреблений. Кроме того, используются организационные, кадровые и другие механизмы и действия.

К основным обязанностям госслужащих в Германии относится беспристрастное и справедливое исполнение возложенных на них функций.

При этому, действующим законодательством страны на госслужащих возложена личная ответственность за выполнение служебных функций и их правомерную реализацию [5, с. 34].

Органом. Который уполномочен разрешить чиновнику осуществить дачу показаний или заявлений является руководство службы с последнего места работы чиновника. Закон закрепляет обязанность государственного служащего заявлять об уголовно наказуемых деяниях, ставшие ему известными.

Таким образом, госслужащий в Германии подлежит определенными ограничениям, связанным с порядком несения государственной службы, однако, такие ограничения компенсируются значительным государственным содержанием чиновника и другими выплатами, гарантиями, которые призваны обеспечить надлежащий уровень жизни госслужащего.

Великобритания. Законодательная база страны в сфере коррупционной борьбы существенно разнообразна и широка. При этом, Наблюдается определенный разброс норм, содержащих антикоррупционные нормы в разных актах законодательства Великобритании.

год стал годом вступления в силу закона «О борьбе со взяточничеством». Данным законодательным актом установлено ответственный орган по борьбе с коррупцией - Британское бюро по расследованию махинаций.

Данный нормативно-правовой акт - пример систематизации существующих норм и правил в сфере борьбы с коррупцией, закрепляет принципы политики, направленной против коррупции и т.п. [1, с. 16].

Специальными нормами в Великобритании урегулировано определенные проявления в сфере коррупционной деятельности. К последним относят: мошеннические действия с использованием персонала, кражу интеллектуальных активов, махинации в сфере государственных закупок и т.п.

Юридические лица, которые на данный момент ведут хозяйственную деятельность на территории страны, подлежат мерам ответственности за коррупционные действия сотрудников и представителей, если они не могут оспорить предъявляемых им обвинений.

Польша. Правительство страны в 2002 году приняло основы программы борьбы с коррупцией на уровне государства. Название ее «Антикоррупционная стратегия» [2, с. 94].

Способом осуществления мер данной программы стало создание специального органа под названием Чрезвычайная кодификационная комиссия сейма Польши. Данный орган разрабатывает изменения в основные законодательные акты страны касающиеся возложения мер ответственности за проявления коррупции в рамках государства.

Также одним из органов, которые призваны выявлять и решать вопросы, связанные с коррупцией, стало Центральное антикоррупционное Управление (ЦАУ), статус которого был закреплен на законодательном уровне путем принятия соответствующего законодательного акта. К основным функциям ЦАУ относятся, в частности, преследование за проявления коррупционной деятельности, проверки порядка декларирования имущества государственных служащих, слежка за установленным порядком осуществления государственной деятельности и коммерческих выгод.

Швейцария. В этой стране на государственном уровне принято меры по борьбе с проявлениями коррупции. Так, 3 сентября 1999 г. Парламентом Швейцарии было утверждено «Директивы по организации и осуществлению политики безопасности». Данный акт стал первоначальным в процессе развития антикоррупционной политики государства. В 2002 году было осуществлено завершение формирования структуры госорганов Швейцарии в целом, а также тех органов, которые ответственны за борьбу с проявлениями коррупции в государственной сфере и т.п.

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Япония. Отличительной чертой антикоррупционной деятельности в рамках Японии является определение запретов на участие политиков, государственных служащих в любой деятельности, которая носит не государственный характер. При этом, такие запреты касаются как периода нахождения чиновника на государственной службе, так и после ее завершения последним. Таким образом, кадровая политика японских государственных организаций и государства в целом является активным способом противодействия коррупционным преступлениям в Японии. Однако, названные выше ограничения компенсируются путем высокого уровня материального содержания чиновников. Кроме того, антикоррупционная политика включает так же разработку этических положений относительно деятельности госслужащих [3, с. 84].

Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель также уделяет этическому поведению политиков и служащих.

Сингапур. Положительным примером может служить высокоразвитый город-государство Сингапур. Премьер-министр с большими полномочиями Ли Куан Ю в 1959-1990 годах предложил сделать кристально честными первые сто человек в государстве, обеспечить их всем необходимым, «и они будут заботиться только об интересах государства». Чиновники Сингапура получили самые высокие в мире зарплаты, что наряду с государственным контролем позволило искоренить коррупцию и превратить город в «азиатскую Швейцарию». Правда, не все сингапурские методы приемлемы (например, повешение за серьезные преступления по должности), но кое-что, может, и нужно заимствовать. В то же время хотелось бы объяснить, что даже высокоразвитый демократический строй сам по себе не является панацеей от коррупции. Усилия правительства в сфере предотвращения коррупции сосредотачиваются на законодательных, организационных, кадровых и других мероприятиях предотвращения различного рода злоупотреблений. Так практикой, принятой в Сингапуре, предполагается ежегодная отчетность государственных должностных лиц по их имуществу, активам и долгам; прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в коррупции и т.п.

Основным инструментом антикоррупционной политики Сингапура является высокий уровень заработной платы госслужащих, где применяются рыночные методы при начислении заработной платы министрам и чиновникам [5, с. 40].

Государственная служба Сингапура действует на основе меритократии (системы личных заслуг), нейтральности, подотчетности обществу, честности и антикоррупционной дисциплины.

Заключение

Таким образом, на законодательном уровне государств мира заложены основные пути эффективной антикоррупционной политики. Но практика показывает несколько проблем, мешающих эффективной реализации этой политики. Так, небольшая доля привлеченных к административной ответственности не останавливает публичных служащих совершать коррупционные деяния, дает основания полагать об использовании судом недостаточно жесткой позиции относительно коррупционных деяний, а также о возможности ослабления ответственности в результате использования различных подходов к квалификации преступления.

Сложность преодоления коррупции в нашем государстве сегодня связана еще с тем, что в таких противоправных деяниях заинтересованы не только представители органов власти, но и бизнесмены и рядовые граждане. Люди склонны дать взятку, даже когда ее у них не требуют, с целью иметь государственное решение в свою пользу в кратчайшие сроки. Необходимость решения этих и других проблем обусловливают дальнейшие исследования по выработке эффективной антикоррупционной политики.

Основой законодательного и нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в зарубежных странах являются нормы международных правовых актов, таких как Конвенция ООН против коррупции и других.

Международный опыт противодействия коррупции предусматривает определенные антикоррупционные стандарты, которых целесообразно придерживаться для преодоления этого негативного явления. В значительной степени международные стандарты направлены на устранение причин, а не последствий коррупции, установление морально-этических правил, создание систем добродетели, а не только традиционно определяют право-исполнительную деятельность в сфере уголовного и административного права. коррупция противодействие профилактика

Международные стандарты определяют основные минимально необходимые свойства специализированных антикоррупционных институтов. Такими свойствами являются: независимость и автономия, наличие специально подготовленных и квалифицированных сотрудников, обеспечение адекватными полномочиями и ресурсами.

Список источников

1.Волженкин Б. В. Корупция / Б. В. Волженкин. - СПб: Санкт-Петербургский юрид. Ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 44 с.

2.Куракин А.В. Государственная служба и коррупция Под ред. М.В. Костенникова. / А.В. Куракин. - М.: NOTA BENE, 2009. - 328 с.

.Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы / А.В. Куракин // Журнал российского права. - 2003. - №7. - С.84.

.Малиновский В. Я. Государственная служба: теория и практика / В. Я. Малиновский. - М., 2013. - 160 с.

.Мартел Ж.-Ф. Служба чиновника. Управление его карьерой: правовое регулирование или анархия? / Ж.-Ф. Мартел // Кадровая работа за рубежом. - М.: ИНПАИ, 2008. - Вып. 4. - С. 34-48.

.Матвишин Е. Мотивационный мониторинг - способ повышения эффективности работы государственных служащих / Е. Матвиишин, В. Максимишин. - М., 2012. - Вип. 5. - С. 449-455.

.Мельниченко О. Преодоление коррупции как составляющая государственной политики детенизации доходов чиновников / О. Мельниченко // Актуальные вопросы государственного управления. - Д.: ДРИДУ НАДУ, 2012. - Вип. 4 (22). - С. 20-27.

.Сибиряков С.Л. Место и роль коррупции в системе наиболее опасных видов преступности / С.Л. Сибиряков // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. - Вып.2. Часть 2: Вопросы борьбы с преступностью. - Нижнекамск, 2000. - С.44.

Похожие работы на - Опыт ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!