Развитие особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Национальные парки

. Природные парки

. Сравнительный анализ национальных и природных парков

. Практическое задание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологического законодательства общего характера.


1. Национальные парки

Национальный парк - территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т.п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Зарождение идеи национальных парков в России, вероятно, следует относить к началу XX столетия.

В реальности первые парки в России появились только в начале 80-х гг. И поэтому они по сравнению с рядом зарубежных парков, существующих более столетия, весьма молоды.

Первый национальный парк в СССР - Лахемаа - был основан в 1971 году в Эстонской ССР. В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. В следующие годы статус национальных парков получили:

Сочинский национальный парк, Лосиный Остров (1983);

"Самарская Лука" (1984);

"Марий Чодра" (1985);

Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный парк, "Приэльбрусье", "Башкирия" (1986) и др.

Последними были внесены в список три национальных парка:

"Онежское Поморье";

"Шантарские острова";

"Чикой".

Согласно п.5, ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота. Также запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков.

Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Основные задачи национальных парков следующие:

сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

сохранение историко-культурных объектов;

экологическое просвещение населения;

создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Кроме того национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и материалов, обосновывающих такое преобразование.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов РФ и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

разведка и разработка полезных ископаемых;

деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов;

заготовка древесины, заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Особенности <consultantplus://offline/ref=4F25EB4EF7AEDCD5CB33980EBD0FB11D34EBB82984481DE468532A43AF1346C531B2F36767E677BEo7L> использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в национальном парке, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статьей 103 Лесного кодекса РФ запрещается на территории национального парка проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями. Земельные участки в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков).

. Природные парки

Согласно п.5, ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Правоотношения, связанные с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий местного значения, претерпели значительные изменения в 2013 году в связи с совершенствованием федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях.

В их границах выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

На 31 декабря 2007 г. в Российской Федерации насчитывалось 56 природных парков общей площадью 17 590,4 тыс. га (0,9% территории России). Природные парки располагались на территориях 9 республик, 4 краев, 10 областей, 2 автономных округов, 1 города федерального значения.

Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов РФ.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов РФ, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, осуществляющим управление природными парками.

Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по участию в согласовании положений о природных парках определяются с учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

правовой национальный природный россия

3. Сравнительный анализ национальных и природных парков

Сравнительный анализ национальных и природных парков приведен в таблице 1.

Таблица 1

Национальные паркиПриродные парки1. Значение особо охраняемой природной территориифедеральноерегиональное2. Органы (лица), принимающие решение о создании охранных зон и об установлении их границфедеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся указанная особо охраняемая природная территориявысшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)3. Орган, утверждающий положение об особо охраняемой природной территориифедеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся указанная особо охраняемая природная территориявысший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ4. Распоряжение природными ресурсами, расположенными в границах особо охраняемой природной территорииприродные ресурсы и недвижимое имущество изымаются из гражданского оборотаприродные ресурсы, ограничиваются в гражданском обороте5. Изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах особо охраняемой природной территориизапрещаетсязапрещается6. Создание особо охраняемой природной территориисоздание осуществляется решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, либо путем преобразования государственных природных заповедниковсоздание осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ7. Управление особо охраняемой природной территориейуправление осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениямиуправление осуществляется государственными учреждениями субъектов РФ8. Пользование земельными участками особо охраняемой природной территориипостоянное (бессрочное)постоянное (бессрочное)9. Изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки особо охраняемой природной территориизапрещаетсязапрещается

. Практическое задание

Горнодобывающее предприятие ООО «Каскад», осуществляя добычу полезных ископаемых, систематически загрязняло подземные воды.

К какой ответственности могут быть привлечены нарушители правил охраны подземных вод?

Основным документом водного законодательства в РФ выступает Водный кодекс РФ. Охране водных объектов посвящена глава 6 данного кодекса.

Согласно статье 59 Водного кодекса РФ, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. Однако, по условиям задачи, горнодобывающее предприятие «Каскад» не соблюдало установленные нормативы допустимого воздействия на подземные воды, загрязняя их, а также не принимало меры по предотвращению загрязнения этих вод.

Ответственности за нарушение водного законодательства отведена глава 7 Водного кодекса РФ.

Согласно статье 68 Водного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 69 Водного кодекса РФ)

Следовательно, нарушители правил охраны подземных вод могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

Законодательство об административных правонарушениях основывается на Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п.4, ст.8.13 вышеуказанного кодекса, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Разграничение административной и уголовной ответственности за загрязнение вод производится по признакам, указанным в ст.250 Уголовного кодекса РФ.

Согласно п.1, ст.250 УК РФ, загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству влекут уголовную ответственность. Состав данного преступления материальный. Загрязнение вод окончено с момента наступления существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

По условиям задачи не сказано был ли нанесен систематическим загрязнением подземных вод существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. При условии, что этот вред был причинен, горнодобывающее предприятие «Каскад» следует привлечь к уголовной ответственности. Если же систематическим загрязнением подземных вод горнодобывающее предприятие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству не нанесло, то оно подлежит административной ответственности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения является ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Административная ответственность согласно ст.8.39 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов предусмотрена ст.262 <consultantplus://offline/ref=6C6DEDA111397B1B132246C5041DD50D814E1BB71E1C738146459334541EE25C686C4056C2E95CE6YDBBM> УК РФ.

Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий именно федерального значения определены в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.

Основным документом водного законодательства в РФ выступает Водный кодекс РФ. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут как административную, так и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 13.07.2015)// Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Уголовный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. с изм. и доп. на…] // Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г. с изм. и доп. на…] // Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 29.12.2015)// Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Водный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 12 апреля 2006 г. с изм. и доп. на…] // Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Лесной кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 8 ноября 2006 г. с изм. и доп. на…] // Справочная правовая база «Консультант Плюс»

. Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года"). Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 №2322-р // Справочная правовая база «Консультант Плюс»

Литература

1. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный) / под ред. О.Л. Дубовик. - изд. 2-е, перераб. и доп. // Справочная правовая база «Консультант Плюс»: [сайт]

. Изъюров Е.Ю., Огродовая Л.Я. Правовые вопросы создания и развития особо охраняемых природных территорий местного значения // Экологическое право. - 2015. - №6. Справочная правовая база «Консультант Плюс»: [сайт]

Похожие работы на - Развитие особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!