Оперативно-розыскная информация. Проверочная закупка

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,48 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оперативно-розыскная информация. Проверочная закупка

ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН РОССИИ











Контрольная работа













Пермь

Оглавление

Введение

. Оперативно-розыскная информация. Понятие, источники, требования, предъявляемые к ней

. Проверочная закупка. Определение. Объект. Содержание объективной стороны. Субъекты проведения. Фиксация данных и юридически значимая оценка результатов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства.

В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих. Оперативно-розыскная деятельность отождествляется с разведывательной, сыскной деятельностью, что предполагает определенную скрытость осуществляемых мероприятий, направленную прежде всего на обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности. Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Скрытость оперативно-розыскной деятельности является своего рода реакцией государства по отношению к внешним и внутренним силам, посягающим на интересы общества и государства. Тайная деятельность антигосударственных, антиобщественных элементов определяется их естественным стремлением избежать ответственности за преступное вмешательство в дела государства, какой-либо его структуры или отдельно взятой личности. Скрытой деятельности враждебных государств, преступности внутри государства не может не противопоставляться адекватная деятельность самого государства в целях обеспечения своих интересов, интересов общества и граждан.

Объектом данной контрольной работы являются общественные отношения, рассматривающие в себе сущность оперативно-розыскной информации.

Предметом являются нормативно-правовые акты, регламентирующие сущность оперативно-розыскной информации.

Цель настоящей контрольной работы выражается в том, чтобы изучить сущность оперативно-розыскной информации.

Чтобы исполнить поставленную перед нами цель, нужно выполнить следующие задачи:

. изучить сущность оперативно-розыскной информации;

Данная контрольная работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка литературы.

1.Оперативно-розыскная информация. Понятие, источники, требования, предъявляемые к ней

Анализ литературы показывает, что содержание оперативно-розыскной информации характеризуется широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативной обстановки, основных сил, средств и методов оперативной деятельности, оценке результатов их использования. Оперативно-розыскная информация, являясь производной от оперативно-розыскной деятельности, обладает присущим только ей чертами: спецификой данных, подлежащих поиску, сбору, переработке и использованию; особенностями источников возникновения; спецификой её прохождения от источников к потребителю; особенностями её обработки, использования и правового регулирования; спецификой субъекта получения; способностью объективно отражать реальные факты, явления (процессы), обстоятельства, имеющие значение для борьбы с преступностью.

С точки зрения познавательного назначения используемую в оперативно-розыскной деятельности информацию классифицирует по пяти основным направлениям:

изучение оперативной обстановки;

исследование конкретных обстоятельств, требующих мер предотвращения преступления;

установление обстоятельств совершенного преступления и получение данных о доказательствах;

установление обстоятельств побега из-под стражи или уклонения от следствия, суда и получения данных о месте нахождения виновных;

обеспечение тактики предотвращения и раскрытия преступлений.

Оперативно-розыскная информация разделяется в зависимости от её соотнесения с целями и решаемыми задачами ОРД на стратегическую и тактическую.

Стратегическая информация определяет цели и содержание процессов управления оперативно-розыскной деятельности. На её основе избираются перспективные направления развития оперативно-розыскной деятельности, определяются наиболее важные цели, устанавливается их иерархия, последовательность, пути и средства достижения. Такая информация позволяет заранее предвидеть отклонения системы от заданной цели и в соответствии с этим повышать степень приспосабливаемости системы оперативно-розыскной деятельности к изменяющейся с течением времени социальной среде. Стратегическая информация содержит вероятную (прогностическую) картину отдаленного процесса и потому является одной из основ стратегических планов.

Стратегическая информация создает предпосылки для успешного решения тактических задач оперативно-розыскной деятельности. Имея общее представление о состоянии и тенденции развития преступности в конкретных регионах (по линиям работы оперативных аппаратов), руководители и работники оперативных аппаратов смогут принимать успешные решения по конкретным делам оперативно-розыскного учета и материалам как в рамках оперативно-тактического планирования, так и в проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Практическое значение разделения оперативно-розыскной информации на стратегическую и тактическую состоит в обеспечении полного удовлетворения информационных потребностей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

По своему содержанию оперативно-розыскная информация представляет собой сведения об определенной группе объектов, к которым относятся, во-первых, лица; во-вторых, факты (события); в-третьих, предметы (вещи); в-четвертых, места, представляющие в той или иной степени оперативный интерес, отражение которых в сознании оперативных работников обусловливает возникновение данной информации.

Источниками получения тактической оперативно-розыскной информации сотрудниками оперативных аппаратов могут быть, прежде всего, различные граждане, с которыми оперативные работники вступают в контакт. Их разделяют на:

  • законопослушных граждан;
  • маргинальных лиц, которые соприкасаются с преступным миром, но не являются в принципе, его атрибутным элементом;
  • преступников, занимающихся совершением общеуголовных, насильственных, корыстных и корыстно-насильственных преступлений в составе групп, как правило, с неустойчивой структурой и в одиночку;
  • организаторов и членов организованных преступных групп, в том числе мафиозного и профессионального типа, для которых устойчивая противоправная деятельность обычно является основным источником существования.

В соответствии с количественной и качественной неоднородностью выше перечисленных категорий лиц определяются и реализуются задачи оперативных аппаратов по обнаружению, сбору, фиксации, закреплению, сохранению оперативно-розыскной информации для последующей её эффективной реализации в целях борьбы с преступностью.

В процессе функционирования оперативные аппараты постоянно взаимодействуют с законопослушными гражданами как источниками информации, необходимой для выявления, предупреждения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников с одной стороны, с другой стороны, их отношения (экономические, политические, социальные, нравственные и т.д.) являются объектом посягательства преступников, и некоторые из них под влиянием криминальных факторов изменяют свое поведение с законопослушного на маргинальное (находящееся на грани преступного поведения) или противоправное. Поэтому, являясь носителем такой информации, они должны оставаться в свою очередь в сфере профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел вообще и оперативных аппаратов в частности.

Маргинальная группа граждан - это бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики и пр., как правило, постоянно соприкасаются с преступным миром, при определенных условиях они могут встать на путь совершения преступлений. В этой связи эта категория лиц как источник оперативно-розыскной информации является для оперативных аппаратов весьма существенной.

Категория общеуголовных преступников по своей численности в общем составе всех преступников занимает абсолютное большинство. Информация о замышляемых преступлениях данной категории лиц представляют значительный оперативный интерес.

Устойчивая противоправная деятельность характерна для преступников мафиозного и профессионального типа. Численность этих представителей преступного мира незначительна, но их общественная опасность исключительно велика. Именно эта категория преступников широко использует в своей деятельности для обеспечения успеха и безопасности тайные методы, включая разведку и контрнаблюдение. Это обстоятельство крайне важно учитывать оперативным аппаратом при организации разведывательной работы в этой устойчивой преступной среде.

К особой категории источников оперативно-розыскной информации относятся лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям.

Таким образом, с учетом выше названных литературных источников, оперативно-розыскную информацию можно рассматривать как фактические данные, полученные субъектом системы оперативно-розыскной деятельности посредством управления её силами, средствами и методами, объем и содержание которых устраняет неопределенность и обеспечивает функционирование данной системы в решении стоящих перед оперативными аппаратами задач в борьбе с преступностью.

оперативный розыскной информация проверочный покупка

Проверочная закупка - регламентированное ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в возмездном приобретении предметов, веществ и изделий, получении определенных услуг у лица, проверяемого в связи с его возможной причастностью к преступной деятельности, а также в целях фиксации противоправных действий этого лица и решения частных задач оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с ФЗ «Об ОРД» проверочная закупка предусматривается также Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». В соответствии со ст. 49 названного Закона проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.

В процессе проверочной закупки могут приобретаться товары и получаться услуги как находящиеся в свободном гражданском обороте, так и те, свободный оборот которых ограничен или запрещен (оружие, боеприпасы, наркотические средства и психотропные вещества и др.).

Субъектом проверочной закупки как оперативно-розыскного мероприятия всегда выступает должностное лицо оперативного аппарата. К проведению проверочных закупок широко привлекаются и иные субъекты оперативно-розыскной деятельности, включая лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочные закупки подразделяются на три вида: гласные, негласные и зашифрованные. Особенностью гласной проверочной закупки является то, что ее начальный этап осуществляется в условиях полной негласности. Продавец (лицо, оказывающее услугу) не должен знать о проводимом мероприятии, однако по завершении расчета и передачи предмета закупки (предоставления услуги) покупателю должностное лицо объявляет об акте закупки (контрольной закупки), после чего начинается полная проверка по факту закупки (оказания услуги). В ходе проверки производятся повторные взвешивания, перемеривания, пересчет и другие действия, ранее сопровождавшие саму закупку. Результаты проверки отражаются в акте контрольной закупки, который подписывается всеми ее участниками, включая продавца и, при возможности, представителя администрации предприятия, учреждения или организации, которым принадлежит или на территории которых функционирует проверяемая структура. Копия акта под роспись вручается лицу, у которого производилась проверочная закупка. По результатам проверки и последующего расследования к виновному в обмане могут быть применены меры соответствующего юридического воздействия в зависимости от тяжести совершенного правонарушения и в соответствии с действующем законодательством. Иногда гласные проверочные закупки проводятся на этапе реализации материалов оперативной проверки для установления оснований возбуждения уголовного дела.

Порядок проведения зашифрованной проверочной закупки тот же, что и гласной. Однако отношение к ней фактического инициатора и организатора - оперативного аппарата, скрывается от лиц, у которых она проводилась. К проверочной закупке в таких случаях привлекаются, как правило, органы Роспотребнадзора.

Негласная проверочная закупка по организации и порядку проведения имеет большое сходство с гласной и зашифрованной, однако факт ее проведения не оглашается, а результаты закупки определяются ее участниками также негласно, прежде всего, по отношению к продавцу (лицу, оказавшему услугу).

Документальное оформление проверочной закупки зависит от ее вида. Так, гласная и зашифрованная проверочные закупки оформляются актом установленной формы. Впоследствии такие акты могут быть приобщены к материалам уголовного дела и использоваться в доказывании. По факту проведения негласной проверочной закупки оперативным работником составляется справка или рапорт на имя руководителя органа дознания. Результаты негласной проверочной закупки также могут использоваться в доказывании, однако ее факт и результаты должны быть оформлены в соответствии с требованиями УПК (допросы участников негласной проверочной закупки, осмотр и приобщение к делу полученных кассовых чеков, фото- и видеоматериалов и т. п.).

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, в процессе осуществления которой соответствующими государственными органами и их оперативными аппаратами реализуются такие функции, как оборона страны, охрана прав и свобод граждан, собственности и правопорядка, борьба с преступностью. Основная особенность оперативно-розыскной деятельности состоит в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно негласных возможностей в целях реализации конкретных задач, определяемых перечисленными функциями.

Преступность как социальное явление предполагает комплекс специальных мер по организации борьбы с ней, охватываемых социальной сферой деятельности государства. В связи с этим любая информация криминогенного характера используется компетентными государственными органами в раскрытии и предупреждении преступлений.

Информация, полученная в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий и использования возможностей лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе, называется оперативно-розыскной (оперативной) информацией. Порядок получения оперативно-розыскной информации устанавливается ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами, регламентирующими организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru

.Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995

.Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 49

.Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация. \Под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчинского. М.: ИНФРА - М, 2010

.Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2014

Похожие работы на - Оперативно-розыскная информация. Проверочная закупка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!