Особенности разрешения споров, связанных с гражданско-правовой ответственностью за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,17 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности разрешения споров, связанных с гражданско-правовой ответственностью за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара в Российской Федерации

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы незаконного использования товарного знака и места происхождения товара.

.1 Становление и развитие товарного знака и места происхождения товара.

.2 Основания возникновения гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарных знаков и мест происхождения товаров.

Глава II. Гражданско-правовая характеристика незаконного использования товарного знака и места происхождения товара.

.1 Объективные признаки незаконного использования товарного знака и места происхождения товара.

.2 Субъективные признаки незаконного использования товарного знака и места происхождения товара

Глава III. Проблемы применения и пути совершенствования способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара

.1 Проблемы применения способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара

.2 Особенности рассмотрения споров о нарушении прав на товарный знак и место происхождения товаров

.3 Пути совершенствования способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика - это своего рода симбиоз рекламы и возрастающих потребностей. Каждый день на экранах телевизоров, по радио и на просторах Интернет человек встречает новые названия фирм, продуктов, различного рода предложений. И часто картинка не совпадает с действительностью.

Актуальность темы исследования обусловлена как не просвещенностью потребителя, который не обращает внимание на предлагаемый ему товар, а на данном этапе (в период кризиса), в основном смотрит на цену, так и самим производителем, который крайне редко анализирует состояние рынка, свою конкурентоспособность и просчитывает возможные варианты афер, которые будут создаваться на почве его марки. В данном ключе, можно говорить и о коллизиях, которые происходят в залах судебных заседаний по поводу выяснения кто имеет право на то или иное название и почему они так похожа, и об бренд-менеджменте, как важнейшем направлении в процессе формирования собственной стратегии развития.

Степень научной разработанности проблемы с одной стороны очень высока, так как вопрос товарной марки, знака или бренда встречается в обществе на протяжении всего периода его развития, но сегодня встает более серьезный вопрос - разграничить эти понятия, так как для потребителя они обозначают одно и то же. И на эту тему писали как отечественные так и зарубежные исследователи. Но для подготовки работы на данную тему, необходимо использовать не только теоретический материал о сущности товарной марки, но так же обратиться к историческим данным по данному вопросу, а так же отстранившись от экономической составляющей изучить правовую сторону вопроса.

Гражданский кодекс и другие кодексы не разграничивают смежные преступлений и правонарушений, и не могут давать отдельные исчерпывающие ответы по некоторым аспектам. Различная ответственность за использование чужих товарных знаков и мест наименования товаров в Российской Федерации, связанные с ответственностью за использование чужих товарных знаков, так же не всегда позволяет четко определить вину или выявить действительных пострадавших. Хотя по факту, единственными пострадавшими в данном случае могут быть потребители, так как они не осознав разницу между названиями поставщиков получили не качественный товар.

В отечественный период, когда еще не настолько был развит сам институт правового регулирования интеллектуальной собственности и, в частности товарных знаков, все-таки были учёные, которые занимались изучением этой темы, такие как, Я. С. Розен, В. Д. Спасович, Г. Ф. Шершеневич.

А работы таких исследователей как: Ю. И. Свядосца, А. И. Адуева, А. П. Павлинской, Е. М. Белогорской, Г. Боденхаузена,В. И. Еременко, Г. И. Тыцкой и др. которые в советский период занимались регулированием ответственности по вопросам наказания за нарушения прав на товарные знаки, в свою очередь дали немаловажный толок в развитии этой отрасли.

В настоящее время различным научно-практическим проблемам правового регулирования товарных знаков посвящены работы В. В. Белова, С. А. Горленко, О. А. Городова, Ю. В. Трунцевского, И. А. Петрова, Д. Е. Сальновой, А. П. Сергеева, В. О. Калятина и др. Которые в свою очередь пытаются внести изменения и помочь решить проблемы настолько быстро развивающейся отрасли.

Проблема исследования может быть сформулирована в рамках выбранной темы, как изучение правового обеспечения коллизий по поводу знака качества и марки.

Объект дипломной работы - общественные отношения, которые связанные с привлечением к гражданско-правовой ответственности физических и юридических лиц за незаконное использование товарных знаков и наименования места происхождения товара.

Предмет акты Российской Федерации, которые устанавливают ответственность за правонарушения в сфере незаконного использования товарных знаков и наименования места происхождения товара, так же рассмотрения практики по данной категории дел и правовых норм, установленных судами и которые регламентируют производство сфере интеллектуальной собственности.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении определенных аспектов коллизионных споров в гражданском праве по поводу марки товара.

В работе необходимо реализовать следующие задачи:

изучить исторические предпосылки становления и развития отечественного и международного законодательства о товарных знаках;

исследовать правовые основания возникновения гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарных знаков;

установить фактические основания гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарных знаков;

рассмотреть проблемы применения и пути совершенствования способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара.

охарактеризовать проблемы применения способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара.

описать особенности рассмотрения споров о нарушении прав на товарный знак и место происхождения товаров

предложить пути совершенствования способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара.

Для реализации поставленных целей и задач квалификационной работы необходимо определить перечень методологических исследований, который включает метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод формализации и другие методы, позволяющие в процессе работы рассмотреть объект и предмет исследования при помощи описания множества понятий и характеристик.

В то же время, в качестве основных методов работы необходимо выдвинуть следующие методы исследования:

теоретический анализ научно-методической литературы, материалов научных исследований и нормативных актов;

сбор информации;

обобщение найденной информации с целью формирования собственных выводов и предложений.

Теоретическая значимость работы, обусловлена в первую очередь тем, что имеет многоплановый характер. Так как в основе исследования будут лежать проблемы изучения юридической природа защиты марки и товарного знака, его место в системе гражданского права. Исходя из этого можно предположить, что теоритическая значимость работы будет заключаться в выводах и анализе найденной литературы.

Практическая значимость проделанной работы заключается в предложенных методах развития российского законодательства в области регулирования системы получения и регистрации товарного знака или марки.

База исследования выбранной темы формируется на исследованиях отечественных специалистов в области юридического обеспечения товарооборота.

Структура исследования определена целями и задачами дипломного проекта и включает следующие части:

введение, где рассмотрены основные вопросы, которые будут раскрыты в работе, обоснована актуальность выбранной темы и определена научная разработанность проблемы;

первая глава «Теоретические основы незаконного использования товарного знака и места происхождения товара», посвящена рассмотрению особенностей исторического процесса появления, формирования и развития товарно-денежных отношений, с последующей правовой ответственностью;

вторая глава «Гражданско-правовая характеристика незаконного использования товарного знака и места происхождения товара», раскрывает особенности регулирования споров в Гражданском праве России их объективные и субъективные признаки;

третья глава «Проблемы применения и пути совершенствования способов правовой защиты права на товарный знак и наименования места происхождения товара» описывает проблемы право применения, пути совершенствования системы и особенности восприятия закона в России;

заключение охватывает все сделанные в работе выводы и предложения, а так же подчеркивает актуальность выбранной темы;

список литературы, который содержит 25 нормативных актов, 53 литературных источника, 9 постановлений из судебной практики.

Глава I. Теоретические основы незаконного использования товарного знака и места происхождения товара

1.1Становление и развитие товарного знака и места происхождения товара

Сегодня мы живем в век капитализма, а потому о значимость капитала в жизни каждого из нас говорить не приходится. «Деньги решают все», с этой фразой живут миллиарды людей, кроме того, она заменяет человеку религию. Возможно, что капитал сегодня стал просто самоцелью жизни человека. С одной стороны это приводит к смене ценностей и целевых ориентиров, но с другой - общество стремится к обогащению и социальная мобильность нам показывает, как из бедного и не известного человека (к примеру, торговца джинсами), может получиться всеми уважаемый и богатый человек (к примеру, олигарх). И наоборот, как из деток богатых родителей выходят зеки и наркоманы.

Со словом «капитал» каждый из нас знаком почти с детства, кто-то, и это относится к старшему поколению, знает его по советскому прошлому - для них это было созвучно постулату «марксистская модель развития». Граждане среднего возраста, наращивали капитал в 90-е года всеми возможными и не возможными способами, тогда капитал ассоциировался только лишь с деньгами, а население было настолько экономически безграмотным, что то и дело ввязывалось в различные аферы и махинации. В начале 2000-ных к этому термину стали относится куда более развернуто, с ним стали связывать не только деньги, материальные ценности или средства производства, но так же ценные бумаги, электронные деньги, различные формы имущества и имущественных отношений. Кроме того к капиталу стали относить человеческие и природные ресурсы.

Сегодня, когда на дворе век капитализма - капитал становится самым важным фактором развития рыночных отношений. Как рынок, так и капитал эти термины многозначны и имеют массу вариантов применения. Но как бы там не было оба эти понятия относятся к экономическим отношениям, предполагающим какую-либо выгоду, рынок предполагает ее получение, а капитал - ее наличие.

Но процесс развития общества прошел долгую историю.

Первобытное общество, как известно - общество общинное. В основе хозяйства было собирательство, охота и рыболовство. А потому, раздел продовольствии и предметов, необходимых для жизни человека производился с расчетом - каждому по заслугам. И важно отметить, что в первобытном обществе были сильны идеи неравенства - существовала четкая иерархия отношений - вожак, его семья, воины - их семьи и все остальные. И конечно же все кто по каким-либо причинам не мог ни охотится, ни заниматься другими общественно полезными делами хотелось как-то проявить себя и получить желанные продукты или необходимые вещи.

В процессе накопления прибавочного продукта общество развивалось, все четче выделялась верхушка и обездоленными оказывались не приобщенные к делу члены общины. Именно в это время начинает развиваться ремесло, и не просто использование подручных материалов для хранения продуктов, а именно посуда и обработанные приборы, развивается оружейное мастерство, формируется система разделения труда и система обмена. Бартер - ключевое понятие данного периода, так как именно он лежит в основе получения желаемого товара в замен за другой. Важно отметить, что и сегодня можно встретить примеры бартера, так в одной из провинций Франции отказались от денег как средства оплаты и перешли к системе взаимопомощи и натуральному хозяйству, в результате если человеку что-либо нужно, он получит это, но в замен должен будет предоставить другую услугу. Эта система была широко распространена в русских крестьянских общинах. И таким образом, можно подчеркнуть, что система бартера, как продуктового, так и услуг, естественно имела большое значение в жизни, как первобытного общества, так и людей в более поздние периоды.

Так, раненые воины, которые больше не могли уходить на охоту, получили возможность обеспечивать семью за счет ремесла (необходимо сделать оговорку и отметить, что это произошло примерно 10-20 тыс. лет назад, когда постепенно идет переход от матриархата к патриархату).

И таким образом, постепенно пришло осознание, за какую работу что можно потребовать, а потому, ряд исследователей говорит о том, что первые деньги - это обычные товары, которые доступны в той или иной местности.

Однако, необходимо отметить, что общество не могло долго оставаться на одних и тех же ступенях развития. Постепенно, благодаря техническим инновациям, а так же разнообразным методам взаимодействия расслоение общества окончательно разделило людей по уровню достатка и возможностей. Дифференциация стала основой для формирования государственных структур, а для закрепления власти необходима была постоянная денежная опора, такой стали деньги. Таким образом, были заложены основы товара-обмена, рыночных отношений и особенностей восприятия ценностей и отношение к вопросу реализации потребностей.

По сути, можно говорить о том, что возникли не сами эти явления, а только их определенные сегменты рынков работ, товаров и услуг, с помощью которых во все последующие времена, вплоть до настоящего времени происходили процессы развития социально-экономической сферы жизни общества. Так, индивидуализация производимой продукции участников гражданского оборота, которые используют системы специальных обозначений, в свою очередь установленном законом порядке является своеобразным сигналом, привлекающим потребителей и образующая неотъемлемые права.

Начиная с XVII века в странах Западной Европы, а затем и в России начинает свое развитие капитализм, при чем это не просто стремление заработать, это был массовый мировоззренческий переворот (и это видно потому как стали относится в дворянству занимающемуся предпринимательством - т.е. не достойным дворянина делом, новой дворянство очень быстро заслужило уважение и почет). И конечно же с развитием торговли появилось и стремление обозначить свое место на рынке товаров и услуг, а для этого нужны были следующие вещи: реклама, знак качества и всеми узнаваемый логотип. И если первое захватит Европу в XVIII-XIX вв., то говорить о товарном знаке и о качестве предлагаемых товаров и услуг стали уже со второй половины XVII века. Так, по мнению В.М. Мельникова, в Англии, еще в 1656 году, по решению королевского суда было вынесено постановление, указывающее на необходимость маркировать одежду, что бы избежать инцидентов, связанных с подделкой. Но только в 1875 году, был издан первый законов о торговой марке. Благодаря нему предприниматели, предоставлявшие определенные товары и услуги на рынок, могли зарегистрировать свои названия и после этого никто другой не мог носить такое же.

В общих чертах, необходимо отметить, что отношения, связанные с товарным знаком невозможно урегулировать только на местном уровне. Так как развитие данной отрасли становилось обширней как внутри государств, так и во внешних отношениях. Что привело к объективной необходимости урегулирования данных отношений на международном уровне. 14 апреля 1891 года в Мадриде рядом стран было всесторонне, на тот момент развития данного института права, рассмотрен данный институт права, что привело к заключению Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков». И увеличило не только объём правовой базы по данной теме, но и дало один не из маловажных толчков к правильному развитию этой отрасли науки.

На территории России еще при царствовании Алексея Михайловича, были упоминания о правовой защите товарного знака. Эти упоминания содержались в Новоторговом уставе XVII века. В дальнейшем с помощью новгородского устава были внесены такие понятия как «Клеймение товаров». Это понятие было ведено в период правления Петра I и целью применения, было взимания таможенных пошлин, с иностранных товаров. Немаловажно отметить что это правило в начале, применялось избирательно, так как с большей части товаров пошлина не взымалась, а некоторые производители даже освобождалась от уплаты пошлины. Но дальнейшими указами было ведено обязательное клеймение именно российским производителем товаров, и имело название «Указ об обязательном клеймении».

В Российской империи начало правового регулирования товарного знака связано еще одним немаловажным аспектом, принятием закона «О товарных знаках (фабричных и торговых марках, и клеймах)» в 1896 года. Этот законодательный акт содержал определение торговой марки, суть которого сохранилась и в наше время - это любого рода обозначения, которые ставят торговцы на товарах или упаковке, в которых они хранятся, для отличия их от товаров других торговцев. Возникновение исключительного права на торговую марку связывалось с ее регистрацией в уполномоченном органе - Министерстве торговли и промышленности, и действовало в течение 10 лет и при некоторых обстоятельствах могло быть восстановлено. Согласно положениям этого закона, уступка торговой марки была возможна только вместе с передачей самого производства (предприятия).

Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) который был принят 15 августа 1918 года стал одним из первых нормативно-правовых актов, изданных во время установления в России власти Советов, данный декрет имел название «О пошлине на товарные знаки». В нем были введены новые правила, согласно которым было необходимо зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности все свидетельства, выданные в царской России как иностранным, так и отечественным предприятиям

июля 1919 года в место старых вводились новые знаки, Постановлении Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) «О товарных знаках государственных предприятий», данные знаки, которые в свою очередь несли сугубо справочный характер и не имели других особых предназначений. Они создавались по принципу простоты и доступности, которые должны были содержать обязательные элементы, такие как название предприятия, а также наименование вышестоящего подразделения, и изображение герба Республики.

Во временна (НЭП) товарные знаки стали не только в полной мере регулироваться, так как переход к новой экономической политике ввел не только новые понятия, но и новую структуру. Которая в этот период стала не только одним из наиболее полных в сфере правового регулирования, но и в немалой степени активизировала динамику товарно-денежных отношений. Данные отношения приводили к большему вниманию к данной отрасли гражданско-правового регулирование отрасли права. Так же данный декрет признавал утратившими силу декрет Совета Народных Комиссаров от 15 августа 1918.

В феврале 1926 года Центральный Исполнительный Комитет СССР издает Постановление «О товарных знаках», в котором было множество поправок и изменений в общем понятии товарного знака в Российской Федерации, которые помогли развитию и преобразованию права на интеллектуальную собственность, данные нормы конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 года.

В результате индустриализации, проходившей в стране в 30-х годах ХХ века, сложилась экономическая ситуация, потребовавшая приведения законодательства о товарных знаках в соответствие изменившимся условиям. Данные условия увеличивали потребность в использовании и улучшении гражданско-правовой и других сферах (уголовной и административной) ответственности за незаконное использование чужих товарных знаков. ЦИК и СНК СССР 7 марта 1936 года принимают совместное Постановление «О производственных марках и товарных знаках», согласно которому, «Все предприятия государственной промышленности, артели (товарищества) промысловой кооперации и кооперации инвалидов, а также предприятия общественных организаций обязаны снабжать выпускаемые ими изделия производственными марками, содержащими указание:

б) его местонахождения;

в) наименования (полного или сокращенного) народного комиссариата, центрального управления или кооперативного центра, в систему которых входит данное предприятие;

г) сорта товара и номера стандарта.»

В международном аспекте, права на товарный знак тоже не стояли на месте и стремительно развивались, многообразие норм и ряд конвенций, с помощью которых были изданы множество правовых актов, собрали достаточную материальную базу. Это не могло пройти мимо российских ученых теоретиков. Так было утверждено новое «Положение о товарных знаках», 8 января 1974 года Госкомизобретений СССР, в котором говорилось о товарных знаках и в соответствии с этим увеличивалась ответственность за данный тип нарушений. Данное положение было необходимостью, и его появление было связанно с международными конвенциями и самым главным это присоединением СССР к ряду этих соглашений. Можно отметить ряд немаловажных конвенций, к которым и присоединилось СССР это Ниццкое «соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» и Парижская конвенция.

Соглашения СССР 1974 года стало рывком в советском законодательстве, связанном с товарными знаками. Оно не только внесло немаловажные изменения, но и привнесло новые аспекты в советское законодательство и привело его к соответствию с общими нормами международных договоров. В этом положение были введены новые определения; уточнялись требования, предъявляемые к товарным знакам; допускалась регистрация товарных знаков, регламентировались процедура регистрации обозначений и порядок их использования давалось новое определение товарного знака.

После распада СССР, началась новая ветка в истории развития правовых отношений в сфере гражданско-правового регулирования товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров, что привело к появлению большого количества нормативных актов. Одним из первых в истории современной России являлся Закон от 23 сентября 1992 года о товарных знаках (Закон РФ от 23.09.1992года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), этот Закон был посвящен регулированию отношений, связанных с использованием, регистрацией и правовой защитой товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров. Согласно данного Закона, под понятием «товарный знак», понимается «обозначение, используемое для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц». На сегодняшний день, данный Закон утратил силу.

В нынешних реалиях, можно выделить ст. 1477 Гражданского Кодекса как одну из основополагающих статей, в соответствии с которой выделяется сама суть и понимание гражданско-правовой ответственности. Раскрывая понятие можно сказать про то что в п. 1 ст. 1477 ГК «товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак».<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=2>

В международном законодательстве можно выделить не только одну основную модель данных отношений, но также ученые выделяют еще одну не более важную модель, регулирования отношений с участием наименования места происхождении товара. Можно выделит территориальное положение стран с различн6ыми подходами к целям правовой охраны и так же средств их индивидуализации. Так Франция и Швейцария, склонялись к тому что нужно создавать отдельное специализированное законодательство. Но по мнению других стран, которые относятся ко второй группе стран, это США, Англия, Германия, регулирование отношений, связанных с товарным знаком и местом наименования товара, должны регулироваться в рамках иных законов, изданных в данных странах. В виде примера можно привести законодательство Германии, где отношения связанные с местом происхождения товара регулируется «Законом о товарных знаках» который был издан в 1994 году. Из этого можно прийти к выводу что в Германии нет законов, специально изданных для регулирование отношении связанных и местом происхождения товара.

В юридическом сообществе России никогда не существовало общего мнения по поводу правовой природы права на наименование места происхождения товара. Многие ученые вели споры о исключительности права пользования наименования места происхождения товара. Приоритетной была точка зрения, которая предполагала не исключительность по своему характеру права пользования наименования места происхождения товара.

Кардинально изменилась ситуация в отношении наименования места происхождения товара с принятием части четвертой ГК РФ, вводившей исключительность права на него(п. 1 ст. 1516 ГК РФ.).»Под правоспособным наименованием места происхождения товара согласно п. 1 ст. 1516 ГК РФ понимается словесное обозначение, которое стало известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно (главным образом) определяются природными условиями и (или) людским фактором, присущим конкретному географическому объекту».<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3> Ранее законом предоставлялась правовая охрана на наименование места происхождения товара, однако право на него не признавалось исключительным (п. 2 ст. 31 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания»)

Согласно ст. 1516 ГК РФ «наименование места происхождения товара определяется как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3> Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации начал использовать обозначение «производитель товара». Можно выделить наименования товара: может быть<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3> исключительно словесным; историческим или современным; неофициальным или официальным; сокращенным или полным.

<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3>Признак известности один из важных значений, его использование в отношении товара влечет не только известность данного наименования, но и взаимодействие правоспособного субъекта с государством. И не использование данного наименования места происхождения товара другим физическим или юридическим лицом. Так же существует видовое понятие такое как обозначение товара определенного вида, которое не каким образом не связанно с местом происхождения товара, и как таковое является географическим наименованием объекта. Данное понятие применялось и ранее, только использовалось для индивидуализации товара. Кроме того, марка товара должна была служить привлечению внимания, а потому каждый предприниматель стремился показать свою уникальность.

На территории РФ действует<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3> исключительное право на наименование места происхождения товара, согласно п. 1 ст. 1517 ГК РФ. Требование государственной регистрации - обязательное требование для возникновения исключительности права на наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1518 ГК<https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3> РФ). Свидетельство является документом, подтверждающим факт регистрации и приобретения исключительного права (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).

марта 1883 года Парижская Конвенция по охране промышленной собственности указывает много деталей и фактов, которые в той или иней мере уточняют, географическое указание и делает его более точным для наименования места происхождения товара в Российской Федерации.

Также, посредством взаимных соглашений межу государствами охраняются географические указания на международном уровне. Примером таких соглашений может являться «Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний подписанное 4 июня 1999 г. в Минске».

Современная экономика - это своего рода симбиоз рекламы и возрастающих потребностей. Каждый день на экранах телевизоров, по радио и на просторах Интернет человек встречает новые названия фирм, продуктов, различного рода предложений. И часто картинка не совпадает с действительностью.

Таким образом, можно предположить, что формирование денежной системы стало наиболее значимым явлением в обществе, так как оно привело к возникновению расслоения в обществе, так же поспособствовало окончательному закреплению системы разделения труда (важно отметить, что в последующие периоды развития общества было крайне затруднительно перейти из одной прослойки в другую). Так же наличие денег потребовало от правящей верхушки определенного контроля, так как фиксированные суммы необходимо было унифицировать, что бы избежать подлогов и прочих махинаций, которые проводились и проводятся до сих пор с денежными элементами. А потому, можно сказать, что с момента появления денежной системы обмена начинает развиваться и правовая основа товарно-денежного оборота, и как следствие выхода на рынок большого числа производители, каждый из которых стремился привлечь внимание покупателя к своему товару. В то же время, рынок - это сложный механизм, деятельность которого зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. И конечно же важную роль в функционировании рыночных отношений отводится экономической системе того или иного государства, которое возможно определить по ряду признаков.

И естественно, что только в эпоху капитализма стали говорить о законодательном закреплении таких элементов рынка, как конкуренция, торговая марка, установление цены и качества товара и прч. А потому, можно с определенной долей уверенности отметить, что по факту и сегодня наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано в соответствии с законом только в отношении товара с особыми свойствами, которые не только отличают данный товар от товаров со схожими признаками и аналогичными товарами. Так же производство данного типа товара должно обуславливаться наличием в географическом объекте исходного сырья, как характером для данного объекта и иными природными условиями, в которых данное сырье должно добываться.

1.2 Основания возникновения гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарных знаков и мест происхождения товаров

На современном этапе развития человеческого общества естественным является наличие широкого перечня законов и норм, которые регулируют общественные отношения.

В то же время, говоря о современных методах расследования и дознания, необходимо начать с момента зарождения представлений у людей о том что есть правильно и что не правильно. Наверное, в начала возникновения человеческого общества в процессе формирования табуированных отношений и начали закладываться представления о том, что будет, если человек нарушит правило или существующий уклад.

Естественно, что в процессе развития общества и появления цивилизации набор запретов рос, возникал перечень наказаний за то или иное преступление, но самого названия процессу расследования и протоколирования произошедших событий, которые сегодня рассматриваются различными по отраслям права кодексами, еще не было.

При этом, в разные периоды исторического развития общества возникали проблемы с определением уровня гражданской ответственности, который в свою очередь зависел от уровня провопорядочности и правосознания граждан.

Начиная с момента зарождения общества можно говорить и об образовании правовой системы. Первоначально это была система запретов - табу, нарушение которых жестоко каралось и всячески пресекалось. Постепенно, в процессе расслоения общества и усложнения общественных отношений складывались правила и законы, которые распределяли слои общества по перечню прав и свобод. Конечно же право на данном этапе развития общества характеризовалось как одна из норм регуляции отношений, хотя уже на заре человеческой цивилизации появляются такие понятия как кража, убийство и т.д.

В дальнейшем развитие права, как отдельного понятия и общественного явления стало неразрывно связано с развитием государства и самого общества - особенно ярко это проявляется в стремлении различных народов к свободам, которое привело к смене политических режимов и переходу к демократии, а следовательно и образованию гражданско-правового общества.

Понятие гражданско-правовой ответственности впервые попытался разработать в 1940 году М.М. Агарков. Рассматривая соотношение категорий долга (обязанности) и ответственности в гражданско-правовых обязательствах, М.М. Агарков писал, что нормальное исполнение должником обязательства является его обязанностью. В случае нарушения этой обязанности, должник помимо его воли принуждается к исполнению своего долга, или к возмещению убытков, то есть, наступает ответственность.

С.М. Братусь развил идею М.М. Агаркова сначала в своей журнальной статье «Спорные вопросы теории юридической ответственности» в 1973 году, а затем в монографии «Юридическая ответственность и законность» в 1976 году. С.М. Братусь утверждает, что юридическая ответственность - это то же самое, что и в обязательстве обязанность, но выполняется не добровольно, а в силу государственного принуждения».

А.С. Иоффе считает, что гражданско-правовая правовая ответственность связана с применением мер государственно-принудительного воздействия, которые являются реакцией на правонарушение. «Юридическая ответственность есть, прежде всего, санкция на правонарушение, следствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения. Эта санкция выражается в применении мер принуждения к правонарушителю».

Исходя из этого определения, авторы приходят к правильному выводу, что юридические последствия, не связанные с государственным принуждением, не является юридической ответственностью. Кроме государственного принуждения авторы выделяют еще две главных признака юридической ответственности - общественное порицание, которое предполагает вину нарушителя, и отрицательные последствия для правонарушителя или личного, или имущественного характера.

Составом гражданского правонарушения, который образует в своей совокупности систему условий, под которой понимается основания гражданско-правовой ответственности. Вина причинённого вреда выделяется как одно из единственных оснований при которых наступает гражданско-правовая ответственность и это прописано в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве исключительного основания наступления данной ответственности. Но из теоретического определения можно вывести одно из оснований гражданско-правовой ответственности, из которого видно, что под основаниями понимается в общем система условий достаточных и необходимых для привлечения нарушителя к ответственности.

Тем не менее, как справедливо отмечает В.А. Белов, «нарушение гражданско-правовой нормы само по себе не может быть основанием для признания действий нарушителя неправомерными, если только такие действия не нарушили субъективных частных прав и (или) охраняемых законом интересов конкретного субъекта частного права». Поэтому решающее значение для возложения гражданско-правовой ответственности имеет ее фактическое основание, которое опосредуется поведением субъектов, наделенных, в первую очередь, объективно-реальным существованием, подчиненных законам природы и факторам взаимодействия друг с другом, и только во вторую очередь - абстрактными свойствами, предписываемыми и предписанными законом.

А.А. Лукьянцев обращает внимание на морально-этические, социально-экономические, общественно-политические основания гражданско-правовой ответственности как правового института, под которым понимается не только часть материи объективного права, но и соответствующая ей правоприменительная практика. В открытый перечень таких оснований А.А. Лукьянцевым включены, в частности, нормотворческая деятельность которая направленна на источник правовых норм с помощью которого достигается и применяются типовые фактические и юридические результаты; сложившиеся общественные представления о справедливости, влияющие на нормотворческий процесс и квалификацию правоприменителем поведения конкретных субъектов; наличие в социуме легитимного правового механизма возложения меры гражданско-правовой ответственности на допустившее противоправное поведение лицо; гражданско-правовые отношения, участники которого являются управомоченными законом на обращение за защитой своих прав к уриздикционным органам что осуществляется путем возложения ответственности на контрагентов и обязанность указанных органов такую защиту оказать.

Однако в последнее время все более распространенной становится позиция, отвергающая применение в цивилистике самого термина «состав правонарушения», имманентно присущего уголовному и административному праву.

М.И. Брагинский и В.В Витрянский отмечают, «что при применении гражданско-правовой ответственности не имеют никакого правового значения «вредоносные последствия» с точки зрения негативного влияния допущенного нарушения гражданских прав на общественные интересы, «объективная» и «субъективная» стороны гражданского правонарушения».

Следует согласиться с этим мнением в той части, в которой показана ведущая роль противоправности в системе условий гражданско-правовой ответственности.

Средства индивидуализации как способы защиты прав, которые существуют в нынешние время и предусматриваются в гражданско-правовом, уголовно-правовом и административно-правовом законодательстве. Законные способы по средствам которых используется товарные знаки и его размещение перечисляются и указываются в «пункте 2 статьи 1484 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

1)на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2)при выполнении работ, оказании услуг;

)на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

)в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

)в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации».

Исход из вышесказанного можно сделать вывод что что рассматривать размещение товарного знака в соответствии с данный нормой можно как частный способ его применения, как же можно подчеркнуть, что данный перечень выводов и не является закрытым.

В соответствии со статьёй 1229, 1519 «Гражданского Кодекса Российской Федерации правообладатель может использовать принадлежащее ему исключительное право любым не противоречащим закону способом, в том числе размещать наименование места происхождения товара:

)на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

)на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

)в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

)в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации».

Одним из оснований для применения мер гражданской ответственности, будет осуществляемый без разрешения правообладателя товарного знака или использование его иным хозяйствующим субъектом что приведет к нарушению самого законодательства по товарным знакам, данное утверждение можно вывести из Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно в п.1 абз.3 ст. 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным».

В сфере регулирования гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак основной статьей является статья 1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой, «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» (абз. 2 п. 3 ст. 1519 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Похожие работы на - Особенности разрешения споров, связанных с гражданско-правовой ответственностью за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!