Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,97 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации












Контрольная работа

Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации

Содержание

1. Критериальный анализ государственной и профессионально-общественной аккредитации

. Использование профессионально-общественной аккредитации в процессе государственной аккредитации

Список использованной литературы

Приложение

государственный аккредитация профессиональный контрольный

1. Критериальный анализ государственной и профессионально-общественной аккредитации

Государственная аккредитация является обязательной контрольной процедурой органов государственной власти согласно действующему законодательству Российской Федерации. Она направлена на выявление соответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и включает следующие критерии оценки качества:

Содержание образовательной программы. Сформированность компетенций выпускников, сформулированных в ФГОС ВОпо направлениям подготовки.

Профессорско-преподавательский состав (соответствие ППС квалификационным характеристикам, остепененность преподавателей).

Научная деятельность ППС (публикационная активность, проведение научных исследований).

Материально-техническое обеспечение программы.

Библиотечный фонд.

Информационные ресурсы, информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии.

Финансовая обеспеченность.

Данные критерии легко ложатся на структурные части, составляющие содержание федеральных государственных образовательных стандартов. Очевидно, что по сравнению с профессионально-общественной аккредитацией, отсутствуют точки сопряжения с профессиональной сферой, несущественную роль играет система выстраивания менеджмента программы, нивелированы показатели участия заинтересованных сторон в разработке и модернизации образовательной программы.

В силу того, что главная цель государственной аккредитации - выявление соответствия образовательной программы требованиям ФГОС ВО, основной задачей экспертов является проверка и подтверждение наличия / отсутствия документов, (не) соблюдения нормативов, сверка показателей.

В конечном счете, игнорирование содержательных аспектов приводит к одностороннему анализу образовательной программы. Экспертами не учитываются основы, составляющие суть программы: кому и зачем она нужна, насколько соответствует требованиям рынка труда и востребована в современной жизни.

В отличие от государственной, независимая профессионально-общественная аккредитация проводится с целью повышения качества подготовки выпускников профессиональными агентствами и экспертными организациями для выявления принципиальных особенностей, сильных сторон и выигрышных позиций конкретной образовательной программы по сравнению с другими.

Профессионально-общественная аккредитация не повторяет государственную экспертизу оценки качества, устанавливающую соответствие образовательной программы вуза требованиям ФГОС ВО, а развивает следующие направления повышения качества подготовки в образовательных организациях высшего образования. Можно выделить два основных направления воздействия: приоритетное и стратегическое. Приоритетное заточено под нахождение решений непосредственных проблем образовательной организации, а стратегическое спроецировано на выстраивание перспективы развития вуза.

Приоритетное направление:

расширение количества показателей и параметров оценивания деятельности образовательной организации и ее результатов;

активное взаимодействие вузов по конкретным направлениям подготовки с работодателями и локальными секторами рынка труда;

повышение имиджевых показателей и раскручивание бренда вуза;

расширение влияния образовательных технологий на содержание и качество осваиваемых программ дисциплин;

оценка и совершенствование организационной структуры вуза;

активное вовлечение обучающихся в проводимые в вузе научные исследования и усиление научной составляющей образовательной программы;

увеличение степени влияния профессиональных субъектов (выпускников, работодателей) на содержание и качество оказываемых образовательных услуг;

выбор образовательной организации высшего образования для обучения;

информационная открытость и достоверность сведений о деятельности образовательной организации;

систематизация, анализ и продвижение удачного опыта реализации образовательной программы.

Стратегическое направление:

усиление тенденции непрерывного совершенствования деятельности образовательных организаций;

создание или модернизация с целью увеличения степени эффективности работы системы менеджмента качества в образовательных организациях;

мониторинг целевой аудитории потребителей и активный поиск новых заказчиков образовательных услуг;

увеличение векторов интернационализации вуза и в качестве потенциальной цели изменение места образовательной организации в рейтингах и ранкингах национального и мирового масштаба;

знание и обязательный учет общественных интересов и потребностей современного рынка труда при проектировании новых образовательных программ.

Принципиальные отличия целей профессионально-общественной аккредитации (повышение качества подготовки в образовательных организациях, увеличение роли профессионального сообщества в проектировании и совершенствовании образовательных программ, изменение места и роли образовательной организации в образовательном и социальном пространстве) от государственной аккредитации (государственный контроль) предполагают использование особых установок и методов при формулировании критериев и требований, предъявляемых в процессе проведения профессионально-общественной аккредитационной экспертизы образовательной программы.

Важно отметить, что наряду со срезовой оценкой текущего положения образовательной программы, эксперты профессионально-общественной аккредитации выделяют достоинства и недостатки программы и дают рекомендации по дальнейшему улучшению и совершенствованию образовательной деятельности.

Очевидно, что основные направления деятельности образовательной организации, сопоставляемые как при проведении государственной аккредитации, так и при профессионально-общественной аккредитации, в основном пересекаются. Но серьезным образом отличается подходы в работе экспертов при проведении данных процедур.

Необходимо отметить, что профессионально-общественная аккредитация образовательных программ проводится экспертными организациями не только в вузах, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, но и неаккредитованных.

Профессионально-общественная аккредитация предполагает, что по аккредитуемой образовательной программе (специальности или направлению подготовки) критериальные показатели превышают планку, установленную государственным органом власти (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) в качестве пороговой. Весомым аргументом является определение профессиональной состоятельности программы и ее рыночнаяадаптированность.

Если при прохождении государственной аккредитации выявленные недостатки и замечания экспертов по реализации образовательной деятельности по аккредитуемой программе могут компенсироваться за счет высоких достижений в других областях, то профессиональные эксперты оценивают программу в целом, все критерии работают на общую итоговую оценку. В данном контексте ключевую роль играет руководящий центр образовательной программы.

При проведении профессионально-общественной аккредитации эксперты различают два вида критериальных показателей (что несвойственно для работы комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки):

) метрические (фактические) показатели;

) экспертная оценка.

Важно отметить, что эксперты независимой профессионально-общественной аккредитации уделяют больше внимание на изменение показателей образовательной программы, ее динамику, а не статичные данные.

Метрические показатели замеряют наличие / отсутствие тех или иных данных по образовательной программе, оценка предполагает вынесение определенного решения эксперта по степени выраженности критерия в отношении оценки деятельности образовательной организации. Если сравнить долю оценочных показателей в общей системе экспертизы, то она будет чуть выше доли фактических показателей. Кроме того, эксперты используют так называемые смешанные критерии, где фактическая выраженность подтверждается (или опровергается) экспертной оценкой.

Подводя итоги аналитического рассмотрения критериев оценки качества государственной и профессионально-общественной экспертизы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сходство основных оцениваемых показателей (как при государственной аккредитации, так и при профессионально-общественной проводится анализ основных направлений деятельности образовательной организации), подход профессиональных экспертов более широк, объективен (в силу использования различных видов показателей и методов проведения замера), заточен под работодателя и направлен на совершенствование образовательных программ, их приближение к лучшим практикам.

. Использование профессионально-общественной аккредитации в процессе государственной аккредитации

Учитывая минимальную содержательную составляющую в процедуре государственной аккредитации, мы предлагаем использовать в процессе оценки качества показатели профессионально-общественной экспертизы, отвечающие за содержание подготовки и взаимодействие с профессиональной средой.

На наш взгляд, необходимо критерии проведения государственной аккредитации дополнить стандартами профессионально-общественной, которые будут учитываться при выставлении итоговой оценки государственной экспертной комиссии. Наиболее спорные и неоднозначные критерии мы предлагаем уточнить показателями, расширяющими и углубляющими систему данных по образовательной программе, используя разные виды и методы проведения оценки качества.

Проанализировав стандарты государственной экспертизы на предмет полноты, прозрачности и объективности, мы попытались восполнить недостающую, на наш взгляд, информацию, опираясь на показатели профессионально-общественной аккредитации.

Мы выбрали 2 основных подхода при критериальном отборе:

Усиление роли профессиональной составляющей в образовательной программе (государственная образовательная тенденция: сопряжение ФГОС ВОс профессиональными стандартами и классификаторами, сближение образования и профессиональной сферы);

Совершенствование системы качества образования.

В соответствии с данными подходами были сформулированы новые показатели и критерии-дополнения к стандартам государственной аккредитации.

При анализе мы использовали стандарты оценки аккредитующих организаций, рассмотренных в Главе 2: Национального центра профессионально-общественной аккредитации, Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры, Ассоциации классических университетов России, Ассоциации юристов России, Ассоциации инженерного образования России.

. Содержание образовательной программы. Соответствие учебного плана и календарного графика требованиям ФГОС ВОпо направлениям подготовки. Выполнение требований по срокам освоения программы и общей трудоемкости. Сформированность компетенций выпускников, сформулированных в образовательной программе.

Данный показатель определяется, в первую очередь, по анализу документации образовательной программы и заполненным экзаменационным и зачетным ведомостям (по прослушанным дисциплинам), что формализует экспертный подход и не позволяет объективно оценить степень освоения заявленных в образовательной программе компетенций.

Мы предлагаем конкретизировать данный критерий за счет результатов тестирования / анкетирования студентов, интервьюирования обучающихся, выпускников и работодателей и оценки компетентностной модели образовательной организации.

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Структура и содержание программы1Компетентностная модель получила признание рынка труда: коррелирует с профессиональными запросами (профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками); сформулированные компетенции учитывают региональные потребности в специалистах данного профиля и разработаны с участием работодателей2Все дисциплины программы нацелены на формирование компетенций выпускника3Фонды оценочных средств ориентированы на проверку знаний, умений, владений, содержат материалы, включающие реальные практические кейсы4Четкие критерии и открытые объективные процедуры оценивания знаний / компетенций студентов, соответствующие планируемым результатам обучения5В рамках реализации программы используются технологии и методики, разработанные с участием работодателей6Программа ИГА составлена с учетом мнения работодателей и позволяет оценить сформированность компетенций выпускника7Темы ВКР сформулированы в соответствии с запросами профессиональной сферы8Работодатели привлекаются к проектированию, анализу и модернизации ООП9Работодатели привлекаются для реализации образовательной программы10Работодатели привлекаются к проведению процедур ИГА, участвуют в оценке ВКРСтандарт. Студенты1Результаты прямой оценки компетенций студентов подтверждают уровень сформированности компетенций, зафиксированный в документах образовательной организации2Уровень сформированности компетенций соответствует требованиям работодателей

. Профессорско-преподавательский состав (соответствие ППС квалификационным характеристикам, остепененность преподавателей).

В соответствии с текстом ФГОС ВО пунктом 7.2. устанавливаются требования к кадровым условиям реализации образовательной программы: остепененность научно-педагогических работников, профильное образование, штатное расписание. Требования к квалификации руководящих и научно-педагогических работников образовательной организации прописаны в пункте 7.1.5.

Показатель по ППС предлагается дополнить следующими позициями:

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Кадры1Рабочая нагрузка преподавателя позволяет обеспечить эффективную академическую работу, контроль достижений студентов, вносить свой вклад в программу и ее усовершенствование, продолжать профессиональный рост2Образовательная организация стремится к тому, чтобы к реализации программы были привлечены преподаватели, владеющие различными методами и технологиями обучения и представляющие различные точки зрения на актуальные вопросы в сфере профессиональных практических и научных интересов3В образовательной организации существует система внутреннего мониторинга деятельности ППС, позволяющая оценить качество преподавания и потенциал развития кадрового состава (механизм и критерии оценки)4В образовательной организации существует система повышения мотивации деятельности ППС5В образовательной организации существует система ключевых показателей эффективности ППС и АУП6Доля преподавателей, совмещающих научно-педагогическую деятельность в ОО с профессиональной деятельностью по профилю подготовки7В образовательной организации существует система подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей8Удовлетворенность ППС кадровой политикой, реализуемой на образовательной программе9Для оценки и/или экспертизы академической программы и/или результатов обучения привлекаются преподаватели иных ведущих российских или зарубежных ООВО, возможных организаций работодателей

. Научная деятельность ППС (публикационная активность, проведение научных исследований).

Научная деятельность ППС в рамках образовательной программы регламентирована п.7.1.7. ФГОС ВО, где указано необходимое соответствие среднегодового числа публикаций (в российских, зарубежных журналах, изданиях, рецензируемых ВАК) научно-педагогических работников на образовательной программе за период реализации программы в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок).

Важную роль, на наш взгляд, играет процесс привлечения обучающихся к разработке научных исследований программы.

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Научная работа1Использование результатов НИР в образовательном процессе2Участие студентов в выполнении НИР3Наличие на образовательной программе научных студенческих кружков и проведение студенческих мероприятий4Результаты научных исследований, выполненных ППС и студентами, находят реальное применение на практике5Не менее 10 % обучающихся по программе принимают участие в международных и/или российских научных конференциях, в разработке совместных с работодателями и/или научных руководителей научных проектов, в работе школ (центров) молодых исследователей6Не менее 90 % курсовых и дипломных работ тематически связаны с актуальными проблемами науки, техники и инновационных технологий или проблемами экономического, социокультурного или гуманитарного характера (в соответствии с направлением подготовки)7Образовательной программой предусмотрено прохождение студентами практики на предприятиях или в организациях, способствующих развитию и формированию компетенций8Научная работа студентов в рамках образовательной программы обеспечивает условия для дальнейшей исследовательской работы на следующих уровнях (этапах) высшего образования и трудовой деятельности9Участие ППС в совместных международных проектах, зарубежных стажировках

. Материально-техническое обеспечение программы.

Достаточными и удовлетворительными считаются материально-технические условия в случае их соответствия пункту 7.3. ФГОС ВО, что подразумевает полноценное обеспечение проведения руководством программы всех видов деятельности (аудиторной, внеаудиторной), практической и научно-исследовательской работы студентов, запланированных в учебном плане.

Согласно ФГОС ВОв образовательной организации высшего образования предполагается наличие специально оборудованных помещений, учебных аудиторий для проведения занятий, выполнения самостоятельной работы. Особую роль при оценке играет материально-техническое обеспечение, которое необходимо для эффективной реализации образовательной программы. Перечень необходимого оборудования представлен в ФГОС ВОдля каждого отдельного направления подготовки и уровня образования.

Помимо указанных условий мы предлагаем дополнить выделенный показатель.

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Материально-техническое обеспечение1Образовательная организация располагает современным профессиональным оборудованием для эффективной реализации программы2Материально-технические ресурсы программы позволяют внедрять e-learning в учебный процесс3Базы практики оснащены современным оборудованием, необходимым для формирования профессиональных компетенций, сформулированных в образовательной программе

. Информационные ресурсы, информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии.

При выполнении данного критерия образовательная программа ориентируется на пункты:

.1.2, 7.3.3, 7.3.4. ФГОС ВО, которые обязуют образовательную организацию обеспечить каждого обучающегося и научно-педагогического работника доступом к Интернету и электронно-библиотечным системам и внедрить в учебный процесс информационно-образовательную среду, позволяющую пользователям иметь свой аккаунт (личный кабинет, электронное портфолио) и беспрепятственно использовать электронные ресурсы и учебно-методические материалы образовательной программы. Кроме того, данная платформа может быть задействована в проведении различного вида занятий, в реализации внутренних мониторингов, процедур оценки качества обучения, в виртуальном пространстве может фиксироваться ход образовательного процесса.

В связи с развитием электронного обучения и распространением дистанционных образовательных технологий данный критерий достаточно полно представлен и строго контролируется и проверяется органами государственной власти.

. Библиотечный фонд.

Требования к библиотеке и обеспеченности образовательной программы печатными изданиями прописаны в пункте 7.3.1. ФГОС ВО.

. Финансовая обеспеченность.

Требования к финансовым ресурсам зафиксированы в заключительном пункте 7.4. ФГОС ВО и определяются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 638.

В силу того, что в образовательной сфере наблюдается тенденция информационной открытости, мы предлагаем ввести критерии доступности и прозрачности механизмов формирования и использования финансовых ресурсов в рамках образовательной программы, что будет соответствовать политике честности и открытости, проводимой образовательной организацией.

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Финансовая обеспеченность1Процессы формирования и использования финансовых ресурсов, поступающих на реализацию программы, прозрачны и открыты2Финансовые ресурсы образовательной программы позволяют обслуживать материально-техническую базу, необходимую для эффективной реализации программы3Финансовые ресурсы образовательной программы позволяют обеспечивать учебный процесс высококвалифицированными преподавателями и сотрудниками, компетентными в своей сфере деятельности4Использование механизмов, направленных на привлечение дополнительных источников финансирования

Помимо дополнения существующих критериев государственной экспертизы, мы предлагаем ввести дополнительные показатели оценки, касающиеся цели и миссии образовательной организации и образовательной программы, системы обеспечения качества и взаимодействия с профессиональной средой.

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт. Цели и миссия образовательной программы1Поддержка целей и миссии программы профессиональным сообществом2Согласованность целей программы с целями профессиональной деятельности выпускника3Соответствие планируемых (и реальных) результатов обучения целям образовательной программы4Востребованность выпускников на региональном, национальном и международном рынках труда5Научные и профессиональные успехи выпускниковСтандарт. Система управления качеством обучения1Стратегия, политика и процедуры гарантии качества официально опубликованы и доступны общественности, система отражает ожидания заинтересованных сторон2Студенты, преподаватели, работодатели и другие заинтересованные стороны принимают участие в процессе разработки и модернизации образовательной программы3Политика в области качества, обеспечения честности академической деятельности и присвоения квалификаций и степеней принята и разделяется сотрудниками образовательной организации и студентами4В рамках образовательной программы осуществляется периодический мониторинг и оценка системы обеспечения качества, а также оценка значимости программы и ее востребованности5В рамках образовательной программы осуществляется публикация мониторинга успеваемости обучающихся6В рамках образовательной программы осуществляется сравнение результатов успеваемости обучающихся по видам и формам обучения7В рамках образовательной программы осуществляются процедуры оценки содержания программы сторонними органами и заинтересованными организациями8Наличие системы обратной связи со студентамиСтандарт. Выпускники и трудоустройство1Образовательная организация/руководство программы сохраняет связь со своими выпускниками и имеет реестр всех выпускников за период реализации программы, ведет хронологию выпусков и накапливает сведения об обучающихся студентах и карьерных траекториях выпускников.2Информация о достижениях выпускников программы общедоступна и открыта3Образовательная организация имеет ассоциацию выпускников (ассоциацию выпускников по конкретной образовательной программе)4Выпускники программы участвуют в организации практики и трудоустройстве студентов программы5Образовательная организация имеет подразделение, занимающееся проблемами трудоустройства выпускников, обучающихся по программе. Анализ результатов деятельности подразделения по трудоустройству (в соответствии с профилем (направленностью) образовательной программы) обучающихся используется в академическом процессе для совершенствования содержания программы6Образовательная организация/руководство программы публикует потенциальные возможности успешного построения карьеры студентов при достижении ими целей образования по программе7Удовлетворенность результатами обучения работодателей (достаточность, актуальность, полнота сформированных компетенций)8Удовлетворенность результатами обучения выпускников программы (достаточность обучения для начала карьеры, полнота сформированных компетенций)

Методика расчета оценки стандартов и критериев

Процедура оценки ООП позволят сравнивать образовательные программы между собой и при достижении определенных значений интегральных показателей аккредитовывать образовательные программы.

Очень важно иметь не просто субъективные высказывания экспертов о состоянии программы, но и получить объективные числовые оценки образовательных программ, исходя из анализа оценок экспертов. Поэтому рекомендуется включать в группу экспертов представителя сферы образования, сферы науки и работодателя.

В процессе проведения профессионально-общественной аккредитации эксперты используют разные материалы с целью формирования общей объективной оценки. Анализируются сведения образовательной программы, представленные по процедуре проведения самообследования, результаты анкетирования и интервьюирования субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации программы, материалы и результаты выездной проверки экспертов.

На основе собранных данных каждый критерий оценивается экспертами по следующей шкале: от 0 до 5 баллов.

- минимальная выраженность критерия или его отсутствие;

- критерий слабо выражен;

-4 - средние значения реализации критерия;

- полная реализация критерия.

Эксперты, проставляют оценки по критериям и заполняют таблицу стандартов «Показатели, характеризующие критерии прохождения образовательной программой профессионально-общественной аккредитации» (Приложение 1.).

Впоследствии данные оценки используются при проведении государственной аккредитации для вынесения окончательного решения о прохождении процедуры экспертизы с учетом мнения разных оценивающих субъектов.

Мы представили таблицу стандартов «Показатели, характеризующие критерии прохождения образовательной программой профессионально-общественной аккредитации» в Приложении к работе как нормативно-правовой акт, рекомендованный к утверждению органом государственной власти (Министерством образования и науки Российской Федерации) и обязательный (желательный) для заполнения (помимо отчетной документации) экспертами, проводящими профессионально-общественную аккредитацию, вне зависимости от аккредитующей организации и, соответственно, выбранной системы оценки. Данный документ является приложением к Свидетельству о прохождении профессионально-общественной аккредитации и в дальнейшем может быть использован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации в процессе проведения государственной процедуры оценки качества.

Список использованной литературы

Сериков В.В. К методологии исследования проблем личностно ориентированного образования // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград, 1998. С. 191-203.

Система оценивания качества образовательного процесса в европейских странах (Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция) и США [Электронный ресурс] // Режим доступа: #"justify">Суббето А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга // Стандарты и качество. 2000. № 2. С. 62-66.

Стукен Т.Ю. Общественно-профессиональная аккредитация как фактор повышения качества образовательных услуг

Федоров И.Б. Качество образования - категория фундаментальная // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 3-7.

Чучалин А.И., Гашева Ю.В. Конгресс Международного инженерного альянса // Инженерное образование. 2013. № 12.С. 90-96.

Чучалин А.И., Яткина Е.Ю., Цой Г.А., Шамрицкая П.С. Критерии профессионально-общественной аккредитации образовательных программ СПО и ВПО по техническим специальностям и направлениям // Инженерное образование. 2013. № 12.С. 76-90.

Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. № 11. С. 23-28.

Шмелькова Л.В. О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Качество образования. 2013. № 3. С. 5-8.

Яткина Е.Ю. Общественно-профессиональная аккредитация - эффективный инструмент совершенствования образовательных программ. Опыт Томского политехнического университета // Инженерное образование. 2013. № 12.С. 96-104.

AHELO [Электронный ресурс] // Режим доступа: <#"justify">Приложение

Утверждены

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «____» ________________ № _____

Показатели, характеризующие критерии прохождения образовательной программой профессионально-общественной аккредитации

№Критерий (представлен обобщенный вариант на основе анализа стандартов разных аккредитующих организаций)Балл (0-5)Источники информации, комментарийСтандарт 1. Цели и миссия образовательной программы1.1Поддержка целей и миссии программы профессиональным сообществом1.2Согласованность целей программы с целями профессиональной деятельности выпускника1.3Соответствие планируемых (и реальных) результатов обучения целям образовательной программы1.4Востребованность выпускников на региональном, национальном и международном рынках труда1.5Научные и профессиональные успехи выпускниковСтандарт 2. Система управления качеством обучения2.1Стратегия, политика и процедуры гарантии качества официально опубликованы и доступны общественности, система отражает ожидания заинтересованных сторон2.2Студенты, преподаватели, работодатели и другие заинтересованные стороны принимают участие в процессе разработки и модернизации образовательной программы2.3Политика в области качества, обеспечения честности академической деятельности и присвоения квалификаций и степеней принята и разделяется сотрудниками образовательной организации и студентами2.4В рамках образовательной программы осуществляется периодический мониторинг и оценка системы обеспечения качества, а также оценка значимости программы и ее востребованности2.5В рамках образовательной программы осуществляется публикация мониторинга успеваемости обучающихся2.6В рамках образовательной программы осуществляется сравнение результатов успеваемости обучающихся по видам и формам обучения2.7В рамках образовательной программы осуществляются процедуры оценки содержания программы сторонними органами и заинтересованными организациями2.8Наличие системы обратной связи со студентамиСтандарт 3. Структура и содержание программы3.1Компетентностная модель получила признание рынка труда: коррелирует с профессиональными запросами (профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками); сформулированные компетенции учитывают региональные потребности в специалистах данного профиля и разработаны с участием работодателей3.2Все дисциплины программы нацелены на формирование компетенций выпускника3.3Фонды оценочных средств ориентированы на проверку знаний, умений, владений, содержат материалы, включающие реальные практические кейсы3.4Четкие критерии и открытые объективные процедуры оценивания знаний / компетенций студентов, соответствующие планируемым результатам обучения3.5В рамках реализации программы используются технологии и методики, разработанные с участием работодателей3.6Программа ИГА составлена с учетом мнения работодателей и позволяет оценить сформированность компетенций выпускника3.7Темы ВКР сформулированы в соответствии с запросами профессиональной сферы3.8Работодатели привлекаются к проектированию, анализу и модернизации ООП3.9Работодатели привлекаются для реализации образовательной программы3.10Работодатели привлекаются к проведению процедур ИГА, участвуют в оценке ВКРСтандарт 4. Кадры4.1Рабочая нагрузка преподавателя позволяет обеспечить эффективную академическую работу, контроль достижений студентов, вносить свой вклад в программу и ее усовершенствование, продолжать профессиональный рост4.2Образовательная организация стремится к тому, чтобы к реализации программы были привлечены преподаватели, владеющие различными методами и технологиями обучения и представляющие различные точки зрения на актуальные вопросы в сфере профессиональных практических и научных интересов4.3В образовательной организации существует система внутреннего мониторинга деятельности ППС, позволяющая оценить качество преподавания и потенциал развития кадрового состава (механизм и критерии оценки)4.4В образовательной организации существует система повышения мотивации деятельности ППС4.5В образовательной организации существует система ключевых показателей эффективности ППС и АУП4.6Доля преподавателей, совмещающих научно-педагогическую деятельность в ОО с профессиональной деятельностью по профилю подготовки4.7В образовательной организации существует система подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей4.8Удовлетворенность ППС кадровой политикой, реализуемой на образовательной программе4.9Для оценки и/или экспертизы академической программы и/или результатов обучения привлекаются преподаватели иных ведущих российских или зарубежных ООВО, возможных организаций работодателейСтандарт 5. Научная работа5.1Использование результатов НИР в образовательном процессе5.2Участие студентов в выполнении НИР5.3Наличие на образовательной программе научных студенческих кружков и проведение студенческих мероприятий5.4Результаты научных исследований, выполненных ППС и студентами, находят реальное применение на практике5.5Не менее 10 % обучающихся по программе принимают участие в международных и/или российских научных конференциях, в разработке совместных с работодателями и/или научных руководителей научных проектов, в работе школ (центров) молодых исследователей5.6Не менее 90 % курсовых и дипломных работ тематически связаны с актуальными проблемами науки, техники и инновационных технологий или проблемами экономического, социокультурного или гуманитарного характера (в соответствии с направлением подготовки)5.7Образовательной программой предусмотрено прохождение студентами практики на предприятиях или в организациях, способствующих развитию и формированию компетенций5.8Научная работа студентов в рамках образовательной программы обеспечивает условия для дальнейшей исследовательской работы на следующих уровнях (этапах) высшего образования и трудовой деятельности5.9Участие ППС в совместных международных проектах, зарубежных стажировкахСтандарт 6. Студенты6.1Результаты прямой оценки компетенций студентов подтверждают уровень сформированности компетенций, зафиксированный в документах образовательной организации6.2Уровень сформированности компетенций соответствует требованиям работодателейСтандарт 7. Материально-техническое обеспечение7.1Образовательная организация располагает современным профессиональным оборудованием для эффективной реализации программы7.2Материально-технические ресурсы программы позволяют внедрять e-learning в учебный процесс7.3Базы практики оснащены современным оборудованием, необходимым для формирования профессиональных компетенций, сформулированных в образовательной программеСтандарт 8. Финансовая обеспеченность8.1Процессы формирования и использования финансовых ресурсов, поступающих на реализацию программы, прозрачны и открыты8.2Финансовые ресурсы образовательной программы позволяют обслуживать материально-техническую базу, необходимую для эффективной реализации программы8.3Финансовые ресурсы образовательной программы позволяют обеспечивать учебный процесс высококвалифицированными преподавателями и сотрудниками, компетентными в своей сфере деятельности8.4Использование механизмов, направленных на привлечение дополнительных источников финансированияСтандарт 9. Выпускники и трудоустройство9.1Образовательная организация/руководство программы сохраняет связь со своими выпускниками и имеет реестр всех выпускников за период реализации программы, ведет хронологию выпусков и накапливает сведения об обучающихся студентах и карьерных траекториях выпускников.9.2Информация о достижениях выпускников программы общедоступна и открыта9.3Образовательная организация имеет ассоциацию выпускников (ассоциацию выпускников по конкретной образовательной программе)9.4Выпускники программы участвуют в организации практики и трудоустройстве студентов программы9.5Образовательная организация имеет подразделение, занимающееся проблемами трудоустройства выпускников, обучающихся по программе. Анализ результатов деятельности подразделения по трудоустройству (в соответствии с профилем (направленностью) образовательной программы) обучающихся используется в академическом процессе для совершенствования содержания программы9.6Образовательная организация/руководство программы публикует потенциальные возможности успешного построения карьеры студентов при достижении ими целей образования по программе9.7Удовлетворенность результатами обучения работодателей (достаточность, актуальность, полнота сформированных компетенций)9.8Удовлетворенность результатами обучения выпускников программы (достаточность обучения для начала карьеры, полнота сформированных компетенций)

Похожие работы на - Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!