Особенности правовой системы и органы государственной власти в Китайской республике на Тайване

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,45 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правовой системы и органы государственной власти в Китайской республике на Тайване















Реферат

Особенности правовой системы и органы государственной власти в Китайской республике на Тайване

Вопрос о политическом статусе Тайваня

«Тайваньский вопрос» остается актуальным по сегодняшний день. Говоря об истории данного конфликта, важно отметить несколько важных моментов.

Начиная с XIII века, Тайвань являлся отдельной административной единицей Китая. На протяжении всей истории Тайвань подвергался значительному китайскому культурному и политическому влиянию. Кроме того, на острове некогда господствовали голландцы, испанцы, маньчжуры и японцы. В 1895 году Япония в ходе войны против Китая захватила Тайвань. В 1945 году Китай вернул себе Тайвань как трофей в результате победы в антияпонской войне. Произошло это на основании подписанной США, Великобританией и Китаем в 1943 году Каирской декларации, утвержденной после на Потсдамской конференции. Так Тайвань попал под юрисдикцию Китая. В то время в Китае за власть боролись две партии: ищущая поддержки у США партия Гоминьдан и опирающаяся на поддержку СССР КПК (Коммунистическая партия Китая). К концу 1948 года лидер Гоминьдана Чан Кайши и его правительство бежали на Тайвань, потерпев поражение от КПК.

Во время Корейской войны США оккупировали Тайвань, и в 1954 году между США и Тайванем был подписан договор о защите, который окончательно отделил Тайвань от КНР. Однако новые политические условия, в частности, необходимость поиска новых союзников в «холодной войне» против СССР, вынудили США пойти на сотрудничество с КНР. В 1972 году Ричард Никсон и Чжоу Эньлай выпустили совместное коммюнике, в котором США признавали законность правительства КНР. В то же время Генассамблея ООН проголосовала за передачу права представительства от Тайваня КНР. Тайвань не предпринял никаких мер по сохранению своего статуса в ООН и перестал признаваться в мире юридически. Таким образом, Тайвань при наличии всех признаков самостоятельного государства и при удивительном экономическом успехе не признается в мире как суверенная страна. Правительство КНР активно осуществляет работу в целях воссоединения Китая. КНР выдвинула принцип «мирного воссоединения» и доктрину «одна страна, две системы». Суть этой политики заключается в том, что в мире существует только один Китай со столицей в Пекине, Тайвань - часть Китая. На территории КНР могут существовать и гармонично развиваться две политические системы - социалистическая на материке и капиталистическая на Тайване. Тайвань будет обладать особым автономным статусом. Все вопросы, которые будут возникать в процессе воссоединения Китая, должны решаться в процессе мирных переговоров. Тайвань с недоверием относится к такому политическому курсу, предполагая, что вскоре после воссоединения курс «одна страна, две системы» превратится в «одна страна, одна система» и Тайвань будет лишен автономии. На сегодняшний момент «тайваньский вопрос» зашел в тупик. Несмотря на усилия КНР, Тайвань до сих пор не соглашается на воссоединение и активно разрабатывает законодательство, в том числе и по МЧП.

История демократизации и источники права в Китайской республике на Тайване

Правовая система Тайваня отличается своим разнообразием: она вобрала в себя элементы романо-германского, англо-саксонского и американского права и сохранила традиционные конфуцианские ценности. К примеру, значительное влияние на развитие тайваньской правовой мысли оказало учение Сунь Ятсена, что будет рассмотрено в пункте 3.4. «Идеи Сунь Ятсена как основа политического и правового строя Тайваня».

Историю права Китайской республики на Тайване условно можно поделить на два этапа - с 1949 года по конец 1960-х и с конца 1960-х по настоящее время. Важно отметить, что эти этапы крайне относительны и обладают прозрачными границами - процесс демократизации на Тайване имел постепенный характер и длился с середины 1950-х и до начала 2000-х. Тайваньское право фактически стало наследником права Китая до 1949 года. После образования КНР Тайвань пошел по другому пути развития. КНР во многом заимствовала советское право, что нельзя сказать о Тайване. Тайвань пошел по капиталистическому пути развития. До 1980-х годов политическая жизнь Тайваня отличалась ярко выраженной борьбой с коммунистами с материка, «закручиванием гаек», - это объяснимо стремлением к автономии. К примеру, Конституция 1946 года, которая провозглашала широкий спектр демократических прав для народа, была исключительно формальностью - в реальности на Тайване господствовал авторитарный режим, оправданный гражданской войной и режимом чрезвычайного положения. Вместо выборов осуществлялось продление президентского срока Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго. Высшие органы власти стали избираться только с конца 1960-х годов, местные - с середины 1950-х. Лидирующие позиции имела политическая партия Гоминьдан - де-факто политический строй был однопартийный.

И только с середины 1980-х годов началась демократизация Тайваня. Гоминьдан постепенно терял позиции, расширялось влияние Демократической прогрессивной партии и Новой партии. В 1990-е годы Конституция подверглась изменениям и стала реальным документом, защищающим права граждан. Провозглашалось равенство всех наций, полов, религий, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний и ряд других демократических прав и свобод.

Как и в КНР, в КР основным источником права является закон. Выработанная в 1946 году Конституция является фундаментом правовой системы Тайваня. Согласно содержанию Конституции, «Китайская республика построена на основе «трех народных принципов»: национализме, народовластии и народном благосостоянии, сформулированных Сунь Ятсеном. Главный источник гражданского права в Китайской республике - Гражданский кодекс, вступил в силу в 1931 году. За основу кодекса были взяты Германское гражданское уложение 1896 года и ГК Японии 1898 года. В ГК КР были включены следующие важные документы: «Закон о исполнении общих положений Гражданского кодекса», «Закон о исполнении положений Гражданского кодекса об обязательствах», «Закон о исполнении положений Гражданского кодекса о вещных правах», «Закон о исполнении положений Гражданского кодекса о родственниках», «Закон о исполнении положений Гражданского кодекса о наследовании» и другие.

Современная система государственной власти в Китайской республике на Тайване

Система органов государственной власти на Тайване подразделяется на Национальное собрание и 5 независимых органов-юаней: Законодательный, Исполнительный, Судебный, Контрольный и Экзаменационный, из них последние два являются дополнительными ветвями власти. Функции парламента исполняет Национальное собрание и Законодательный юань. Национальное собрание вносит и рассматривает поправки к Конституции, в то время как Законодательный юань вырабатывает законы и занимается ратификацией договоров и соглашений. Важно отметить, что 6% мест в Законодательном юане отводится хуацяо - зарубежным китайцам, а остальные места распределяются между политическими партиями. Законодательный юань имеет право выражать вотум недоверия правительству. Распустить Законодательный юань имеет право только Президент. С 1990-х годов наблюдается тенденция к ослаблению роли Национального собрание и усиление Законодательного юаня.

Исполнительная власть представлена Исполнительным юанем и Президентом. Исполнительный юань возглавляет Премьер-министр. Президент может без предварительного соглашения исполнительной власти назначать Премьер-министра, таким образом, большее влияние в исполнительной власти имеет Президент, нежели Исполнительный юань.

Во главе судебной системы стоит Судебный юань. Высшие судьи назначаются Президентом с согласия Законодательного юаня. В составе Судебного юаня пятнадцать высших судей. В полномочия Судебного юаня входит вынесение решений по гражданским, уголовным и административным делам, санкций в отношении госслужащих и политических партий, нарушающих Конституцию. Конституционный Суд, созданный Судебным юанем, может рассматривать и принимать решение об отставке президента или вице-президента по предложению Законодательного юаня.

Экзаменационный юань является органом, отвечающим за проведение экзаменов и экспертиз, назначение на службу, регистрацию на должностях. Члены Экзаменационного юаня назначаются Президентом с согласия Законодательного юаня.

В полномочия Контрольного юаня входит рассмотрение дел по импичменту, порицанию, ревизии, осуществление власти над правительственным бюджетом через Министерство аудита. Контрольный юань может начать процесс импичмента над государственными служащими, за исключением президента и вице-президента.

Идеи Сунь Ятсена как основа политического и правового строя Тайваня

Сунь Ятсен (1866 - 1925) является одним из самых почитаемых политических деятелей Китая. Он прошел путь от простого крестьянина до руководителя партии Гоминдан. Политические взгляды Сунь Ятсена отражаются в его фундаментальной политической концепции, излагающей основные принципы идеального государства. Система взглядов Сунь Ятсена получила название «суньятсенизм».

Политической деятельностью Сунь Ятсен стал заниматься уже в юности. Начиная с 1893 года, Сунь Ятсен создавал политические организации и поднимал восстания в южном Китае. Становление политических взглядов Сунь Ятсена продолжалось в вынужденных эмиграциях в Японии, США и Англии, где он изучал государственный строй западных демократических стран и занимался революционной деятельностью. В 1911 году Сунь Ятсен поднял восстание, сверг династию Цин и стал временным китайским президентом. В следующем году он создал партию Гоминьдан и встал во главе этой партии. Провозглашение второй революции в 1913 году успехом не увенчалось, и революционер бежал в Японию. В 1917 году Сунь Ятсена отстранили от власти, он бежал в Кантон и организовал там демократическое правительство. На следующий год он опубликовал свои знаменитые «три народных принципа» - «национализм», «демократия» и «принцип народного благоденствия».

Однако одним из трех принципов политической концепции Сунь Ятсена был национализм. Важную роль играло китайское традиционное мировоззрение с конфуцианскими настроениями, которые выражались в идеализации китайских правителей, обращении к морали и нравственности. Политическая ситуация времени деятельности знаменитого революционера стала еще одной причиной развития националистических настроений. Их подогревало стремление сначала к свержению маньчжурской династии и появлению у власти ханьцев, а затем к освобождению от западной экспансии. Вторая цель появилась после Синьхайской революции, в то время как Сунь Ятсен закрепил равенство всех наций Китая.

«Социальное строительство» Сунь Ятсена начинается со слов «Китайская нация - самая большая и самая одаренная». Китаецентризм Сунь Ятсена вызывает критику со стороны многих специалистов. К примеру, Меликсетов А.В. пишет: «Отдавая дань традиционному китаецентризму, Сунь Ятсен вставал, таким образом, на зыбкую почву шовинистических представлений об «особых» возможностях китайской нации. Все это наложило субъективистско-националистический и утопический отпечаток на многие стороны его программы».

Переходя к принципу демократии, необходимо подчеркнуть, что с одной стороны она понималась Сунь Ятсеном как режим, с другой стороны - как утверждение республиканской формы правления. Необходимость установления республики Сунь Ятсен объяснял равенством человеческих прав, на примере Европы доказывал отсталость монархического режима, который, по мнению революционера, поставил Китай на грань раздробленности и который продолжал быть причиной множества смут.

Понятие демократии Сунь Ятсен представлял в более широком смысле, нежели как исключительно свободу и равенство. Изначально в планах революционера было полностью перенять демократические идеи и институты западных стран.

Однако позже он убедился в самобытном пути Китая - в процессе гражданской войны Сунь Ятсен стал критиковать западную демократию, утверждая, что в западных странах высок уровень коррупции и бюрократии, а народ располагает лишь формальной властью в виде избирательного права.

Поэтому целью Сунь Ятсена стало создание аппарата управления по китайской модели, что он и изложил в «Конституции пяти властей». Однако важно отметить, что в данном сочинении все же заметно влияние западных идей.

Итак, государственный аппарат делился на законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную власть. На государственном уровне все ветви были представлены отдельным органом - юанем, на уровне провинций ветви объединялись в провинциальную управу.

Но согласно предположениям Сунь Ятсена, создание юаней должны приходиться лишь на третий этап становления демократической власти. Им предшествуют периоды «военной власти» (уничтожение оппонента) и «период опеки» (период становления и укрепления местного самоуправления). Период «политической опеки» вызвал множество споров. Многие называли его антидемократическим, утверждая, что под «политической опекой», целью которой якобы была ликвидация монархических настроений в народе и его перевоспитание, на самом деле скрывалась коммунистическая диктатура. Таким образом, в политическом учении Сунь Ятсена наблюдается синтез западных заимствований и обращения к китайским традиционным истокам, что говорит о стремлении вобрать все лучшее из западной демократии и адаптировать ее под китайскую действительность.

Нужно отметить, что политическая программа Сунь Ятсена во многом предсказывала судьбу многих стран Азии, Африки, Восточной и Южной Европы, которые пытались осуществить демократию без учета местной специфики. Программа строительства государства излагала план гармоничного самобытного развития Китая, но с помощью демократического пути. Несмотря на невозможность осуществления программы на период деятельности Сунь Ятсена, революционер оставил богатое наследие для последующего развития Китая. Полезной его программа оказалась уже в первой половине 1930-х годов. Возможность реализовать программу Сунь Ятсена после войны с Японией на Тайване принесла свои плоды, и Тайвань достиг высочайших темпов развития. Сунь Ятсен до сих пор является одним из самых почитаемых политиков в истории Китая и носит посмертный титул «отца нации». Очевиден вклад Сунь Ятсена в развитие правовой системы Тайваня. Уникальный синтез традиционной китайской правовой культуры и западной демократии, деление государственной власти на пять юаней, благоденствие народа как одно из важнейших целей деятельности власти - все это было описано в трудах Сунь Ятсена и сейчас прослеживается в современном тайваньском государстве и обществе.

Закон «О международном частном праве республики Китай на Тайване»

тайвань китай частный право

История МЧП на Тайване начинается в 1918 году, когда Китайская республика выпустила «Положение о применении законов». Положение уже рассматривалось в данной работе (см. стр. 12). По оценке Rong-chwan Chen, ученого из Тайваньского национального университета, данное Положение несло исключительно символическую функцию для демонстрации способности к применению иностранных законов. После гражданской войны Тайвань стал наследником всей правовой системы Китая, и в 1953 году выпустил другую кодификацию, призванную заменить устаревший и малополезный закон. Кодификация 1953 года не только регулировала частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, но и прописывала коллизионные нормы с континентальным Китаем, Гонконгом и Макао. Эти коллизионные нормы гарантировали определенный правовой компромисс.

В 2010 году после продолжительных обсуждений с конца 1990-х годов Законодательный юань выпустил указ пересмотреть Кодификацию МЧП Тайваня от 1953 года. Она была обнародована Президентом и 26 мая 2011 года заменила Кодификацию от 1953 года. Введение в силу Закона «О международном частном праве республики Китай на Тайване» вывело развитие тайваньского международного частного права на новую ступень после шестидесяти с лишним лет применения старого закона. Целью этого пересмотра была адаптация новейших академических исследований в данной сфере и судебной практики, а также сокращение различий между местным и иностранным законодательствами и международными конвенциями по МЧП. Кроме того, целями пересмотра было усиление правовых гарантий для граждан Китайской республики на Тайване во взаимодействии с иностранными физическими и юридическими лицами и иностранных граждан во взаимодействии с гражданами Тайваня или тайваньскими компаниями. Помимо этого, принятию Закона способствовала общая тенденция к кодификации МЧП.

В Законе КР «О международном частном праве республики Китай на Тайване»(2011) восемь глав и 63 статьи, многие из глав совпадают с Законом КНР - «Общие положения» (глава 1), «Субъекты права» (глава 2), «Обязательственные права»(глава 4), «Вещные права» (глава 5), «Семейное право (глава 6), «Наследственное право» (глава 7) и «Заключительные положения» (глава 8). Помимо аналогичных с Законом КНР статей, также в кодификацию включена статья «Форма юридических сделок и представительства». В Законе КНР она заменена статьей «Интеллектуальная собственность». Важно отметить, что кодификация КР была создана на основе Закона 1953 года, а власти КНР разрабатывали кодификацию фактически «с нуля».

Личный закон lex personalis занимает важное место в МЧП. Рассматриваемый закон в «Общих положениях» регламентирует lex personalis. До внесения поправок гражданство определялось последним полученным гражданством, если гражданства были получены в разное время. Закон применялся лишь в случае, если гражданства получены в одно время. Иначе многие страны отказывались признавать гражданство лица в силу того, что до сих пор люди имеют наибольшее отношение к той стране, в которой было получено первое гражданство.

После внесения поправок гражданство не определяется тем, когда лицом было получено то или иное гражданство. Если сторона не имеет гражданства, закон места жительства должен применяться в дополнение к закону о гражданстве, который подтверждает определенность применимого права. Помимо этого, в Закон был включен принцип о наиболее тесной связи в случае, если у лица несколько гражданств и домицилиев. Все изменения отвечают потребностям глобального мира и современного МЧП.

Во второй главе Закона место жительства используется в качестве соединительного фактора lex personalis. Личный закон был определен местом жительства в случае, если у лица несколько гражданств или нет гражданства. Доктрина наиболее тесной связи используется в случае, если у лица нет домицилия. Тем не менее, место жительство - не лучший принцип определения применимого права, лицо может его сменить. Вследствие отсутствия точного определения места жительства судьям тяжело было определить применимое право, что увеличивало вероятность неточностей и вынесения неточных решений.

Для того, чтобы избежать недостатков использования принципа по месту жительства, Закон предлагает гибкие меры - учет сразу трех факторов - домицилия, гражданства и принцип наиболее тесной связи и использует домицилий в качестве связующего фактора по гражданским вопросам, в том числе по правоспособности, завещательной дееспособности, объявлении лиц пропавшими или умершими, правам личности, лицам без гражданства, браку и семье, личным и имущественным отношениям в браке, личным и имущественным отношениям родителей и детей, разводу, усыновлению, попечительству, наследованию и т.д. Кроме того, определение местожительства было уточнено - необходимо, чтобы лицо постоянно проживал на той или иной территории на протяжении минимум одного года. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в законодательстве КНР: согласно 15 статье Разъяснений ВНС КНР суд может признать постоянным местожительством место, где лицо проживает не менее одного года, за исключением места постоянной работы, служебной обязанности, лечения и т.д. Таким образом, ослабилось влияние lex patriae - в условиях увеличения количества лиц с двойным или тройным гражданством справедливее учитывать все факторы касательно того или иного лица - помимо гражданства, учитывать также домицилий и принцип наиболее тесной связи.

В качестве важнейшей коллизионной нормы принцип автономии сторон был успешно принят по всему миру. Тем не менее, обширное количество интерпретаций этого принципа, в частности, «подразумеваемые намерения» и «предполагаемые намерения» могут с легкостью вызвать непредсказуемые и случайные решения суда, которые порой идут вразрез с настоящими намерениями сторон. Было вынесено предложение отказаться от «подразумеваемого намерения» в законодательстве. Более того, в статье 3(1) в поправке (EC) номер 593/2008 Европейского парламента и совета от 17 июня 2008 года о праве, применимому к договорным обязательствам (именуемый в дальнейшем как «Рим I») предусмотрено, что договор обязан быть под управлением закона, который был выбран сторонами. Подобный выбор должен быть сделан четко и точно должен демонстрировать условия договора и обстоятельства дела. По своему выбору стороны могут выбрать право, применимое к договору частично или в полном объеме. Ограничение «подразумеваемых намерений» является международной тенденцией, которая также проявляется в рассматриваемом Законе. Он отменяет «подразумеваемые намерения» сторон и только предусматривает «выраженные намерения», а также наиболее значимые решения, которые были применены для того, чтобы обозначить применимое право в соответствии с тем обстоятельством, что стороны не имеют «выраженного намерения» насчет выбора закона. В противном случае Закон не может однозначно объяснить, что «подразумеваемое намерение» принято или отменено, что вызовет дилемму в судебной практике и потребует судебного толкования, необходимого для внесения ясности в этот вопрос. Кроме того, стоит отметить, что каркас коммерческих и гражданских отношений, которые стороны имеют право выбрать, были ограничены законом. Если стороны выбирают применимое право в аспекте гражданско-правовых отношений, которые не оговорены в законе, то подобный выбор будет считаться недействительным.

Объективные критерии будут применяться для нахождения применимого права в соответствии с тем обстоятельством, что стороны не заявили о своем намерении. Традиционно страны романо-германской правовой системы склонны применять закон места исполнения договора, а англо-американской чаще применяют закон места заключения договора. Независимо от того, был ли применен закон места исполнения договора lex loci solutionis или закон места заключения договора lex loci contractus, все равно коллизионная норма слишком жесткая, чтобы быть применимой в комплексе договорных взаимоотношений. А следовательно, надлежащая правовая теория и наиболее значимые отношения доктрины были предложены в качестве «гибкого выбора правовых норм», которые фокусируются на характеристиках отдельных случаев до нахождения применимого закона, кроме как через единственные законы места исполнения и заключения договора. Недостаточная гибкость наиболее значимых правоотношений может привести к непредсказуемым результатам применения закона. Страны романо-германской правовой системы чаще используют принцип наиболее тесной связи. «Рим I» обеспечивает характеристику отношений на основе применимого закона в договоре для договора купли-продажи товаров, заключения договора на оказание услуг, договора который имеет отношение к праву частной собственности, недвижимому имуществу, а также к сдаче в аренду жилого помещения на срок не более шести установленных месяцев, договору франшизы, дистрибьюторскому контракту, договору купли-продажи товаров с аукциона, и др. Закон был принят в соответствии с принципом наиболее тесной связи. Принцип о домицилии стороны и законе места недвижимого имущества были использованы в качестве характерного способа исполнения для того, чтобы найти оптимальное право для применения. Ранее так называемые характерные способы исполнения на Тайване не применялись., Постоянное местожительство создает мотив для лучшей работы, обучения и т. д. Поэтому постоянное местожительство является предпочтительней, чем юридический адрес. Тем не менее, он не обеспечивает достаточную определенность в судебной практике. Со временем категории контрактов увеличиваются в своем количестве и нельзя применить ту же формулу отнесения всех категорий договоров, что и раньше. Различные категории договоров имеют разные правовые отношения и особенности, жесткое применение единственной не может помочь справедливо разрешить конфликт. Доктрина автономии сторон является основной формулой атрибуции, применение доктрины автономии сторон различно в разных категориях договоров.

Жесткое применение принципа автономии сторон приведет к материальной несправедливости между предприятиями и сотрудниками. Римская конвенция предусматривает особое положение, чтобы ограничить применение доктрины автономии сторон для защиты права потребителей и сотрудников. Закон о международном частном праве республики Китай на Тайване предусматривает автономию воли сторон как субъективный выбор, поддерживая принцип наиболее тесной связи. Тем не менее, специальных положений, касающихся применимого права потребительского договора и трудового договора еще не предусмотрено. Юридическое толкование может быть использовано для защиты прав потребителей и работников в судебной практике. Закон места работы сотрудника и закон местожительства потребителя могут быть определены, как законы наиболее значимых отношений. Закон о международном частном праве республики Китай на Тайване предоставил специальные положения, касающиеся применимого права потребительского договора и договора занятости. Трудно сказать, могут ли место работы сотрудника или местожительство потребителя обеспечить лучшую защиту, чем закон местожительства работодателя и поставщика услуг. Но существует возможность изменения местожительства, чтобы получать выгоды в суде работодателю и поставщику услуг. Однако закон места работы сотрудника или местожительства потребителя может освободить от ограничения автономии стороны и доктрины наиболее тесной связи и обеспечивать материальную справедливость.

Список литературы

1. Международное частное право; Проспект - Москва, 2012. - 656 c.

. Международное частное право; Юрайт, Юрайт-Издат - Москва, 2012. - 768 c.

. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Эксмо - Москва, 2009. - 704 c.

. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт-Издат - Москва, 2011. - 512 c.

. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт - Москва, 2013. - 960 c.

. Иншакова А. О. Международное частное право; Издательство Российского Университета дружбы народов - Москва, 2011. - 376 c.

. Канашевский В. А. Международное частное право; Международные отношения - Москва, 2009. - 752 c.

. Петрова Г. В. Международное частное право; Юриспруденция - Москва, 2016. - 200 c.

. Под редакцией Петровой Г. В. Международное частное право; Юрайт - Москва, 2011. - 768 c.

. Попова А. В. Международное частное право; Питер - Москва, 2010. - 192 c.

Похожие работы на - Особенности правовой системы и органы государственной власти в Китайской республике на Тайване

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!