Механизм государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,13 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм государства















Реферат

Механизм государства

Содержание

власть государство законодательный

1. Понятие механизма государства

. Понятие и признаки государственных органов

. Принцип разделения власти: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти

Литература

1. Понятие механизма государства

Понятие «механизм государства» возникает в связи с необходимостью охарактеризовать порядок функционирования государственного организма. В наиболее общем виде под механизмом государства понимают целостную иерархическую систему органов государственной власти и государственных учреждений, осуществляющих властные полномочия.

Можно выделить следующие признаки механизма государства:

целостность, которая проявляется в том, что механизм государства представляет собой единый организм. На территории одного государства может существовать только один государственный аппарат;

иерархичность, проявляющаяся в том, что механизм государства образует сложную властную пирамидальную структуру, построенную на началах координации и субординации;

особый состав - государственные органы и учреждения формируются на конкурсной основе из людей, имеющих определенную квалификацию;

специальные цели деятельности. Органы государственной власти предназначены для осуществления задач и функций государства;

материально-техническая база.

Существует несколько подходов к соотношению понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

данные понятия полностью совпадают по объему и используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность. Такой точки зрения придерживается, например, С.С. Алексеев;

под государственным аппаратом понимают систему органов, которые непосредственно осуществляют управленческую деятельность и наделены для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включают еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно - исполнительные учреждения), опираясь на которые государственный аппарат функционирует (В.В. Лазарев);

под аппаратом государства подразумевают органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства

под аппаратом государства понимают совокупность государственных служащих. Механизм же государства является более обширной категорией и включает в себя совокупность лиц-служащих, материально-технических объектов (государственные учреждения и предприятия), служащих для реализации государственных функций и задач (С.А. Комаров).

Государственный аппарат придает конкретный характер правовым актам, наполняет их практическим содержанием, но нередко он сводит их на нет. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, что многие принимаемые Федеральным Собранием Российской Федерации законы остаются пустыми декларациями, застрявшими в бюрократических жерновах государственного аппарата. Даже правительственные решения, преломляясь в конкретных действиях аппарата, становятся неэффективными.

. Понятие и признаки государственных органов

Первичным структурным элементом аппарата государства выступает государственный орган, который можно определить как часть механизма государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная для этого властными полномочиями.

Рассмотрим признаки государственных органов, которые показывают их специфику и позволяют отличить от других организаций, имеющихся в государстве и обществе.

Функционирование органа государства невозможно без наличия у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия содержат в своём составе три основных элемента:

1)возможность принятия решений, обязательных для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного органа государства;

2)способность организовать исполнение принятых решений, обеспеченная материальной базой (например, средствами государственного бюджета);

3)способность охраны принятых решений от нарушений путем применения методов убеждения и принуждения.

Перейдем к характеристике других признаков органа государства.

Во-первых, орган государства представляет собой организованный коллектив людей, объединенных едиными целями и родом деятельности. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

Правовой статус государственных служащих закрепляется в нормативных правовых актах. Служащие государства в результате своей деятельности не производят материальных благ, поэтому их содержание возлагается на общество. Они получают заработную плату из государственного бюджета в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией, выслугой лет и другими критериями. Г осу- дарственный орган может быть представлен и отдельным гражданином данного государства (например, глава государства - Президент).

Во-вторых, орган государства формируется в особом порядке, заранее установленном государством в законах.

В-третьих, государственный орган предназначен осуществлять задачи и функции государства: одни органы решают широкий круг задач, другие - направлены на реализацию одной функции.

В-четвертых, орган государства наделяется определенной компетенцией, включающей в себя совокупность предметов его ведения и полномочий в отношении этих предметов ведения.

В-пятых, орган государства действует в установленном государством порядке.

В-шестых, для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

Организация и деятельность органов государства основана на единых принципах. Приведем несколько принципов, закрепленных в Конституции РФ:

принцип народовластия, означающий формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти (ст. 3 Конституции РФ);

принцип разделения власти, выражающийся в самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции РФ);

принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти (ч. 3 ст. 11, ст. 71-73 Конституции РФ);

принцип законности, проявляющийся в точном и неукоснительном соблюдении органами государственной власти предписаний норм права (ст. 15 Конституции РФ);

осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ);

употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с государственным русским языком (ст. 26, 68 Конституции РФ).

Учитывая признаки органов государства и принципы организации их деятельности, сформулируем следующее определение: государственный орган представляет собой гражданина или коллектив граждан, наделенных государственно- властными полномочиями, уполномоченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке.

Органы государства можно классифицировать по множеству различных оснований.

По способу возникновения они делятся на первичные и производные. Первичные органы государства образуются либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре, получая власть от избирателей (Президент РФ). Производные органы формируются первичными органами, получая от них властные полномочия (Правительство РФ, министерства).

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не относятся к органам государства, а образуют самостоятельную систему). Высшие органы государства распространяют свою власть на всю территорию государства. Местные органы государства функционируют в пределах административных единиц (графствах, округах, провинциях), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции наделены правом решать широкий круг вопросов. Например, Правительство РФ, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на исполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования, министерство здравоохранения).

По порядку формирования различают выборные и назначаемые органы государства, по составу - коллегиальные и единоличные.

В соответствии с принципом разделения власти образуются законодательные, исполнительные судебные органы государственной власти, а также могут быть выделены органы, не относящиеся ни к одной ветви власти.

. Принцип разделения власти: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти

Государственный аппарат большинства современных государств строится на основе принципа разделения власти, который закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации, а также в конституциях большинства современных государств. Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

«Суть разделения власти проявляется в двух аспектах. Первый аспект - функциональный. Каждая ветвь власти специализируется на выполнении полномочий в сфере правотворчества, правореализации или правосудия, становясь специалистом в своей сфере, осуществляя функции квалифицированно, качественно. Разделение власти позволяет сделать работу государственных органов эффективной. Однако смысл разделения властей не может сводиться просто к разделению труда по осуществлению всех прерогатив государственной власти.

Второй аспект - ограничительный. Разделение власти призвано создать такую систему органов, в рамках которой не допускается узурпация власти, но представляется возможность обезопасить тех, кем осуществляется руководство.

Любое средство, которое оказывает содействие такому состоянию, является элементом разделения власти».

Первые идеи, положенные в основу принципа разделения власти, встречаются уже в работах Аристотеля. В четвертой книге своего трактата «Политика» он предлагает разделить власть в государстве на три части: законодательную, должностную и судебную. Каждую из властей должен представлять самостоятельный орган. Такая организация власти должна была увести государственное управление от деспотизма, диктатуры монархов. Расцвет теоретического оформления идеи разделения власти произошел в эпоху Просвещения и связан с именами Джона Локка и Шарля Луи Монтескьё. Именно эти просветители осуществили наиболее основательную разработку принципа разделения власти. Являясь противником тирании и сторонником «теории общественного договора», Джон Локк в работе «Два трактата о государственном управлении» предложил разделение власти по трем сферам на законодательную (принадлежащую парламенту), исполнительную (принадлежащую монарху) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причем ее отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды. Шарль Луи Монтескьё в трактате «О духе законов» предложил уже традиционную, привычную нам модель разделения власти: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть осуществляет законы, судебная власть карает преступления и разрешает конфликты между частными лицами.

С конца XVIII - начала XIX веков принцип разделения власти получает своё первое закрепление в основных законах многих государств. Наиболее последовательно он был проведён в Конституции США 1787 года.

В дальнейшем теория и практика применения принципа разделения власти связаны с попытками расширить перечень ветвей власти. Ряд европейских стран, Тайвань, Никарагуа (1987 г.), Бразилия (1988 г.), Колумбия (1991 г.) законодательно выделяли дополнительно экзаменационную, юридическую, учредительную, контрольную, избирательную ветви государственной власти. В философской, социологической, публицистической литературе нередко называют многие другие виды власти: партийную, техническую (технических специалистов, чьи мнения предопределяют решения), «четвёртую власть прессы» (об этом говорится и в конституции Египта 1971 г. в редакции 1980 г.), «церковную власть».

Сущность теории разделения власти направлена на критику теории единоначалия, которая приводит к тоталитаризму и деспотии. В соответствии с ней единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов, направленной на то, чтобы власть не сосредотачивалась только в одной ветви, у одного лишь главы государства. Система сдержек и противовесов предполагает самостоятельность в рамках законов и взаимодействие трех частей (ветвей) единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

-законодательной, исполнительной и судебной, а к тому, чтобы они на законодательной основе функционировали как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.

Основное направление деятельности законодательной власти - создание легитимного закона, основанного на справедливости. От исполнительной власти требуется эффективность в осуществлении процесса реализации законов, созданных законодательной властью, и соблюдение этих законов. Главная характеристика судебной власти - ее независимость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять свои обязанности.

Вместе с тем, у принципа, разделения власти есть и свои «подводные камни». Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

Кроме органов государства, функционирующих в рамках теории разделения власти, в государствах обычно действуют и органы, не укладывающиеся в традиционную триаду «ветвей власти». В России, например, к таким относятся Президент РФ, Прокуратура РФ, избирательные комиссии.

Современная трактовка принципа разделения власти включает также необходимость разграничения полномочий между высшими и местными органами управления государством, что наиболее четко проявляется в федеративных государствах.

Говоря о разграничении властных полномочий, отметим, что каждый орган государственной власти должен иметь свой собственный, уникальный набор полномочий. Дублирование функций приводит к возникновению правовых коллизий, что негативно отражается на качестве права.

Литература

1. Теория государства и права; АСТ, Сова - Москва, 2013. - 160 c.

. Теория государства и права; КноРус - Москва, 2012. - 382 c.

. Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2012. - 160 c.

. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.

. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c.

. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2014. - 174 c.

. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c.

. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2011. - 442 c.

. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c.

. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2014. - 192 c.

. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2011. - 208 c.

. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013. - 652 c.

. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.

. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Высшее образование, Юрайт - Москва, 2012. - 752 c.

. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 752 c.

. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект - , 2011. - 816 c.

18. Рассказов Л. П. Теория государства и права; РИОР - Москва, 2012. - 464 c.

Похожие работы на - Механизм государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!