Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,67 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней















Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней

ВВЕДЕНИЕ

социальный защита население

В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием.

Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности.

Следовательно, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве [3, с. 1-5].

Правовая сфера жизни общества представляет собой социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.

В данной работе мы изучим вопрос «Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней»

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Социальная структура общества как компонент социальной сферы (но не только этой сферы) представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. В связи с этим социальная работа предусматривает вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, малообеспеченность и т.д.), в которой они оказались, и требует применения самых разнообразных технологий социальной работы с ними.

Единый объект социальной работы - социальную сферу - можно конкретизировать, выделив его составные части. Это важно для понимания того, каким образом можно воздействовать на них, т.е. применять различные технологии.

Составные компоненты социальной сферы, сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются [5, с.4-8]

-сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры - эта сфера включает в себя среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе, - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;

-городские и сельские, а также промежуточные формы расселения - с точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленного и сельскохозяйственного и др.), благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.;

-сфера здравоохранения - система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;

-сфера образования - включает все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, а также соответствующую инфраструктуру;

-сфера науки - область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе;

-сфера культуры - включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в этой деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей);

-культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой, спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности;

-силовые структуры общества - армия, военный флот, пограничные части, милиция (полиция), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций указанных силовых структур;

-социально-этническая среда; - в широком смысле это общественно-политическая система, в которой функционирует социальноэтническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества); в узком смысле - непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей: семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера;

-сфера бытового обслуживания населения - часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных услуг (ремонт жилья, химчистка, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фото-ателье, ремонт бытовой техники и т.д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

Таким образом, в каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказанию медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами.

В конечном счете речь идет о создании (путем осуществления социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности, осуществлении позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

2.ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная роль социальной работы по обеспечению правовой сферы жизнедеятельности в сфере здравоохранения - это сохранение здоровья и жизни клиентов. Функции специалистов социальной медицины направлены на соблюдение прав и гарантий клиентов в сфере здравоохранения.: Конечной целью социальных работников является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть рекомендации гигиены - науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни (ЗОЖ) [2, с.115-121].

Основная задача социальной работы в правовой сфере социальной защиты является: реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.

Основными принципами социальной работы с семьей по обеспечению правовой сферы являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др. Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Следует отметить что правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

1. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.

. Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывалось в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ. В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы [1, с.191-192].

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений; в сфере образования; в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей. Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом.

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ. Осуществляется в сфере образования, в процессе установлении, опеки попечительства в среде детских домов.

Так, например, в ХМАО-Югре права ребенка гарантируются законом ХМАО - ЮГРЫ о мерах реализации отдельных положений федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ХМАО - ЮГРЕ». Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 3 июля 2009 года (в ред. Законов ХМАО - Югры от 17.12.2009 N 226-оз, от 16.12.2010 N 239-оз) [6].

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), а также порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования) мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, относятся: ограничение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм подъема и перемещения тяжестей; ограничение труда женщин на работах в ночное время; установление облегченных условий труда беременным женщинам; предоставление отпуска по беременности и родам.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и др. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от личных признаков и имущественного положения.

Таким образом, опыт социальной работы по обеспечению правовой сферы жизнедеятельности в различных сферах демонстрирует соблюдение прав и гарантий в сфере здравоохранения, в сфере социальной защиты и в других сферах. Социальная работа направлена на обеспечение правовой сферы детей, семей, женщин, инвалидов, лиц временно не работающих, пожилых людей, лиц без определенного места жительства, молодежи, девиантных лиц, мигрантов России, малообеспеченных слоев населения. На примере ХМАО-Югра рассмотрен опыт обеспечения правовой сферы жизнедеятельности детей, установленный законодательством РФ и округа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной реферативной работе был изучен вопрос «Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней».

Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения; сфера образования; сфера науки; сфера культуры; культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказанию медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании (путем осуществления социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности, осуществлении позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

Опыт социальной работы по обеспечению правовой сферы жизнедеятельности в различных сферах демонстрирует соблюдение прав и гарантий в сфере здравоохранения, в сфере социальной защиты и в других сферах. Социальная работа направлена на обеспечение правовой сферы детей, семей, женщин, инвалидов, лиц временно не работающих, пожилых людей, лиц без определенного места жительства, молодежи, девиантных лиц, мигрантов России, малообеспеченных слоев населения. На примере ХМАО-Югра рассмотрен опыт обеспечения правовой сферы жизнедеятельности детей установленный законодательством РФ и округа.

Библиографический список

1.Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. -217с.

2.Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005. -471с.

.Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 2006, -217с.

.Мицкевич А.В. Основы права. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.92-94

.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. -379с.

Похожие работы на - Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!