Особенности правового регулирования соблюдения избирательных прав граждан в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,35 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правового регулирования соблюдения избирательных прав граждан в Российской Федерации

Введение

Актуальность исследования определена тем, что контроль за, соблюдением избирательных прав граждан является важнейшей частью избирательной системы общества, основными посредниками между обществом и государством и эффективным инструментом в реализации права народа на участие в управлении делами государства. Указанные положения подчеркивают значимость детального правового регулирования контролирующих государственных органов.

Контроль, за соблюдением избирательных прав граждан - это динамически развивающийся институт, который тесным образом связан с различными происходящими в стране общественно-политическими явлениями, и в связи с этим возникает необходимость планомерного изучения и анализа деятельности контролирующих государственных органов и общественных организаций.

На сегодняшний день можно выделить ряд проблемных вопросов, пробелов в регулировании контролирующих государственных органов и общественных организаций, которые требуют изменения действующего законодательства и его обновления в соответствии с объективно существующей реальностью общественно-политической жизни. Перед учеными и практиками стоит выбор векторов дальнейшего развития избирательного права. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является изучение правового регулирования соблюдения избирательных прав граждан в Российской Федерации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

определить цели и виды общественного контроля;

определить цели и виды государственного контроля;

проанализировать особенности становления контроля за избирательными правами граждан;

разработать предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования.

Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с правовым регулированием деятельности контролирующих государственных органов и общественных организаций.

Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, которые устанавливают порядок и особенности деятельности, контролирующих соблюдение избирательных прав граждан государственных органов в Российской Федерации, а также российская правовая доктрина и судебная практика.

Тема выпускной квалификационной работы в целом достаточно полно разработана в научной литературе. Существует множество работ, посвященных избирательному праву, а именно контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в попытке определения пути дальнейшего совершенствования механизмов контроля за деятельностью соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

Практическая ценность заключается в детальном анализе действующего избирательного права, результатом которого стали выявление спорных вопросов и пробелов в правовых нормах, регламентирующих деятельность государственных органов и общественных организаций, осуществляющих контроль, и предложения по совершенствованию законодательства.

Методологическую основу исследования составляют общий диалектический метод познания, метод комплексного анализа, а также специально-юридические методы, в частности, формально-юридический, сравнительно-правовой.

1. Правовое регулирование контроля за соблюдением избирательных прав граждан РФ

1.1История становления контроля за соблюдением избирательных прав граждан РФ

В Российской Федерации выборы получили свое особое политическое значение в начале 20 века, когда широким кругам населения предоставили право на принятие участия в формировании высшего представительного государственного органа - Государственная дума, была учреждена в ходе проведения революции 1905-1907 г.

Этот период характеризуется тем что происходил тщательный подбор избирателей. Предусмотрены категории населения, которые были лишены избирательных прав - это молодые люди до 25 лет, женщины, военнослужащие и студенты. Также не имели права участвовать в выборах кочевые народы. Ограничения в избирательных правах касались национальных меньшинств, обусловлено это было тем что Государственная дума должна была быть «русской по духу».

Также право выбора предоставлялось в связи с имущественными цензами. Было подробно перечислено, какой доход и имущество должны были иметь граждане, чтобы у них было право голоса. Отсутствие этих критериев не давало возможности голосовать и участвовать в выборах. Появление куриальной системы выборов, которая способствовала устранению неугодных для государства категорий населения. Существовало три курии, это землевладельцы, городские избиратели и крестьяне. Потом появилась курия рабочих. Каждая курия избирала определенное число выборщиков, которые потом выбирали депутатов в Государственную думу.

Конституция РСФСР 1918 года, которая была принята после Октябрьской революции 1917 года, установила другие принципы избирательного права граждан. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане обоих полов, которые достигли 18 лет ко дню проведения выборов, независимо от национальности, вероисповедания и оседлости. Право избирать и быть избранными получили военнослужащие Советской Армии. Также существовали ограничения, не могли избирать и быть избранными лица, которые использовали наемный труд с целью извлечения прибыли, лица, живущие на процент от капитала т.е. не трудовой доход, монахи и служащие церкви, служащие и бывшие служащие полиции, особых корпусов жандармов и их отделений, душевнобольные лица, и осужденные за порочащие и корыстные преступления.

В Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только граждане Советского Союза, но и иностранные граждане, которые проживали на территории государства, и относились к классу рабочих или же крестьян.

Конституция СССР 1936 года убрала указанные выше ограничения, отстранила от участия в выборах иностранных граждан, несовершеннолетних, а также осужденных за преступления. Были изменены выборы из многостепенных выборов вышестоящих звеньев представительных органов власти на прямые.2

В 1980 году все постепенно начало меняться, Политические реформы затронули возрождение института выборов. Первый шаг был проведен в 1987 году в ходе выборов в местные Советы народных депутатов, были допущены альтернативные кандидаты. Кроме формирования многомандатных округов особенность этих выборов была в том, что, рассматривалось несколько кандидатов на выборы в депутаты. Также появилось указание данных кандидата, место работы, должность и другие занятия кандидата в депутаты, что давала избирателям увидеть его социальный статус.

Эти изменения позволили и расширили возможности населения для участия и подготовки проведения выборов.

Представители в состав избирательной комиссии могли выдвигаться общественными объединениями, органами общественной самодеятельности по месту жительства населения (сельские, уличные комитеты), советы ветеранов войны, женщин.

Избирательные комиссии получили больше прав, они могли рассматривать жалобы граждан о неточностях в списке избирателей. Установка кабин для голосования, каждый голосующий должен пройти через эту кабинку и только потом опустить свой бюллетень в урну для голосования.

Эти изменения происходили не только в экспериментальных районах в которых были предложены многомандатные выборы, но и в предвыборных собраниях обсуждалось несколько кандидатур в депутаты. Этот эксперимент устранил излишнюю социальную напряженность и дискомфорт для кандидатов, который был связан с предвыборной конкуренцией, поскольку был предоставлен шанс быть резервным депутатом.

Следующий этап в формировании демократических представительных органов Государственной власти стали выборы Народных депутатов СССР 1989 года. Была проведена конференция, посвященная демократизации советского общества и реформах политической системы. В ней обсуждались проблемы об изменении избирательной системе ее обновлении, и были высказаны основные пути этого обновления. Неограниченное выдвижение кандидатур, включение их в список бюллетеней, регулярная отчетность депутатов и возможность их отозвать, строгое соблюдение процедуры выборов.

Одна из самых важных гарантий демократизации избирательной системы, это конституционное закрепление возможностей выборов депутатов из нескольких кандидатов в одномандатных округах, то есть проведение выборов на конкурентной основе.

Число кандидатов при выборах в народные депутаты не было ограничено, все участники собрания могли обсуждать и выдвигать любую кандидатуру, даже себя.

Впервые появились такие нормы как выдвижение кандидата в депутаты собраниями избирателей по месту их жительства. Собрание было полноправным если на нем собиралось более пятисот избирателей, которые проживают на территории избирательного округа.

Нововведение, которое было принципиально важным и необходимым демократизирующий избирательный процесс - это право кандидата в депутаты выступать со своей будущей программой деятельности. Но если он предлагал изменить систему государственных органов, то это уже было нарушением законодательства о выборах, и кандидат привлекался к судебной ответственности.

Сразу же изменился порядок предвыборной деятельности кандидатов, в их распоряжении было 10 человек из доверенных лиц, которые проводили диалоги с избирателями и агитировали их.

Появляются нормы права, которые закрепляют то что на собраниях избирательных комиссий и при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов избирателей, в подведении результатов и итогов выборов, имели право присутствовать трудовые коллективы, общественные организации, собрания избирателей, доверенные лица, а также газеты, телевиденье и радио. Таким образом была расширена открытость и гласность выборов и деятельности избирательной комиссии, появился общественный контроль за подсчетом голосов.

Все это ознаменовалось как первые свободные демократические выборы в СССР. Этот процесс конечно же происходил неравномерно, доли избирателей были неодинаковы в разных районах страны. В 1989 году 26 марта прошли основные выборы, а в апреле и мае были проведены довыборы и повторные голосования.

В составе появились депутаты, которых никогда не было до этого в прежних созывах Верховного совета: сельские арендаторы, руководители арендных кооперативов, священнослужители.

Состав нового депутатского корпуса подтверждал все принципы формирования представительных органов власти.

То есть получается избирательный эксперимент 1987 года нес в себе большое психологическое значение для граждан. Он разрушил устоявшиеся догмы у граждан такие как выборы без выбора, и открыл возможности для полного и свободного обсуждения избирательной системы. Однако в это же время многоступенчатая система выдвижения кандидатов в депутаты, позволяла правящей элите отсеивать неугодных им кандидатов. Выборы в 1989 году проходили совсем в иной обстановке. Начала нарабатываться практика выдвижения нескольких кандидатов на один депутатский мандат, формировались избирательные союзы, выдвижение и обоснования программ кандидатов в депутаты. Выборы показали гражданам СССР, что от их мнения и голоса многое зависит, в том числе и путь, по которому дальше пойдет страна.

В современном этапе развития нашего государства избирательное право, заняло свою нишу в системе права РФ и имеет свою юридическую историю развития и совершенствования.

С начала 90-ых годов происходили структурные изменения всех составных элементов, институты, юридические нормы и ценности, гарантии и учреждения, которые обеспечивали гарантии реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Сейчас же избирательное право в РФ рассматривается как комплексная отрасль права, которая рассматривает и охватывает нормы различной отраслевой принадлежности, административного, конституционного, информационного и финансового, а также другие отрасли права, направленная на обеспечение права граждан избирать и быть избранными, то есть избирательные права граждан РФ. Нормы соответствующих отраслей права (уголовного, административного и гражданского) действуют в сферах отношений, которые регламентированы избирательным правом (к примеру договорные отношения при проведении предвыборной агитации). Используются соответствующие процессуальные механизмы с целью создания эффективных гарантий защиты прав участников избирательного процесса, а также реализация ответственности за совершенные правонарушения.

Сегодня РФ располагает структурированным материальным и процессуальным правом, которые определяют, порядки организации и проведения выборов, их назначение, выдвижение и регистрация кандидатов, основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан, правила агитации и информирования избирателей, правила финансирования избирательных компаний, создание и расходования избирательных фондов, порядок защиты и восстановления нарушенных избирательных прав, порядок голосования и подсчета голосов избирателей.

Новым этапом в развитии избирательного законодательства в Российской Федерации, было прекращение деятельности Верховного совета и Съезда народных депутатов. Появилась необходимость провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны - Федеральное собрание. При проведении этих выборов появились новые особенности, такие как избрание депутатов нижней палаты Федерального собрания, выдвижение кандидатов от избирательных объединений по общефедеральным спискам.

Нормы избирательного права Российской Федерации находятся в следующих источниках:

1)Конституция Российской Федерации.

2)Федеральный закон от 10 октября 1995 года «О референдуме в Российской Федерации».

3)Федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4)Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5)Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента Российской Федерации».

6)Нормативные акты субъектов РФ о выборах в органы государственной власти.

В этих нормативных актах находятся принципы избирательного права Российской Федерации, такие как тайность голосования, равенство всех граждан на выборах, прямые выборы.

«При достижении восемнадцати лет гражданин Российской Федерации является совершеннолетним и наделяется активным избирательным правом».

«Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления появляется с 18 лет, избираться в Государственную думу 21 год, и избираться в качестве кандидата в Президенты РФ 35 лет и проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет».

«Наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан РФ наблюдателями - это самый молодой процесс, практикуемый в Российской Федерации. В СССР наблюдение отсутствовало, и появилось только в 1989 году. Вводились общественные наблюдатели, которые являлись представителями трудовых и вузовских коллективов, общественных организаций, которым было разрешено находиться в помещении для голосования и заседать в избирательной комиссии».

В 1993 году впервые зафиксировался этот институт общественных наблюдателей. Это означало что в день голосования избирательные объединения имели право посылать в участковую избирательную комиссию до 5 наблюдателей, которые имели возможность присутствовать в избирательной комиссии до окончания подсчета голосов.

В 1994 году по Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» институт наблюдателей получил более полную регламентацию. Были провозглашены возможности наблюдателей, присутствовать в участковой избирательной комиссии с момента начала ее работы до подписания протокола об итогах проведения голосования. Так наблюдение перестало носить наполовину неофициальный характер и распространилось на всю территорию Российской Федерации.

Следующим шагом в избирательном законодательстве был 1996 год в виде принятия Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Чуть позже начинается появление множества законов касающиеся наблюдателей. В 2003 году в редакции Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» наблюдателей упомянули в 14 статьях.

Развитие новых технологий в избирательном процессе приводит к принятию Федерального закона «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», где также институт наблюдателей упоминается. Также в 2003 году была проведена редакция Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и там тоже упоминаются наблюдатели. В 2004 году наблюдение закрепилось в источнике которое имеет большую юридическую силу по сравнению с остальными Федеральный закон, «О референдуме Российской Федерации».

Основные права и обязанности можно встретить в любых из перечисленных выше федеральных законов, но друг от друга они мало чем отличаются. Полномочия наблюдателей постепенно расширились и стали обоснованы более четко чем раньше в сравнении с предыдущими годами и формулировками. Но многие из этих норм, которые были утверждены до этого дублировались и повторялись. Некоторые статьи даже бывают идентичными друг другу. Такие проблемы можно и нужно разрешать, например, провести систематизацию всех Федеральных законов, в которых указаны права и полномочия наблюдателей, избирательные права и что касается избирательного процесса, и создать Избирательный Кодекс Российской Федерации. В Государственной думе нет такого законопроекта, и эта мысль по поводу ИК РФ будет абстрактной, но в будущем надеюсь это ситуация сможет измениться. В данный момент этот вопрос не поднимается не в связи со спорами депутатов, а в связи с их общей загруженностью. Это объясняется тем что выборы и проведение голосования, это процесс, который не, повседневен, по статистике в среднем гражданин РФ реализует свои избирательные права очень редко, в то время как бывают проекты, которые требуют незамедлительного регулирования.

«Центральная избирательная комиссия РФ - это государственный федеральный орган, который формируется в соответствии с избирательным законодательством, организует проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, независящий от других органов государственной власти».

«Состав избирательной комиссии создается из пятнадцати ее членов. Пять членов ЦИК назначаются Государственной думой из числа кандидатов предлагаемых Депутатскими объединениями в Государственной думе, членов назначаются из числа кандидатов которых предлагают законодательные и исполнительные органы государственной власти и остальные 5 членов назначаются Президентом Российской Федерации».

Центральная избирательная комиссия, проводит осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан РФ, организация единой системы подведения итогов голосования, оказание помощи избирательным комиссиям, распределение средств финансовой поддержки и обеспечения подготовки и проведение выборов.

Создание одномандатных избирательных округов и образование окружных избирательных комиссий. Определение округов избирательных комиссий тоже относится к полномочиям ЦИК. Они образуются в связи с численностью населения и необходимо чтобы существовало 225 округов. Схемы избирательных округов публикуются ЦИК не позднее чем за 60 суток до начала проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия занимается образованием окружных избирательных комиссий. На каждую из них приходятся Председатель и 12-18 членов из кандидатов, предложенных исполнительными и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В работе избирательной комиссии могут принимать участие представители избирательных объединений, которые зарегистрировали свой список кандидатов по округу.

«Формирование участковых избирательных комиссий и создание избирательных участков, всё это является гарантиями реализации принципа всеобщности избирательного права». Избирательным участком считается часть избирательного округа, территория на которой проживает от 100 до 3000 избирателей (в малонаселенных участках разрешено при 20 избирателях). Образование избирательных участков происходит за 45 дней до проведения выборов, с помощью решений главы администрации района или города. Избирательные участки для граждан Российской Федерации, которые имеют постоянно место жительства за пределами РФ, являются консульские округа на территории проживания гражданина.

Составление списка избирателей. Составляется участковой избирательной комиссией за 30 дней до дня проведения выборов. В список избирателей должен быть включен каждый гражданин, который обладает активным избирательным правом и имеет постоянное место жительства на территории соответствующего населенного пункта, который относится к избирательному округу.

Подводя итоги рассмотрению этого вопроса, хочу отметить что избирательное право РФ находится в стадии развития.

В данный момент в РФ осуществляется реформа избирательного законодательства, цель которой преобразование законодательной базы избирательной системы и избирательного права, референдум, до конституционно - правового уровня. Такие преобразования имеют значение в жизни общества, что оно стабилизирует основные институты и нормы избирательного права, устойчивость политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам проведения выборов.

1.2Понятие контроля за соблюдением избирательных прав граждан, понятие, сущность, принципы

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан - это одна из функций системы управления в сфере отношений избирательных прав граждан, осуществление которого производится для выявления нарушений законодательства и восстановления нарушенных прав граждан, распределяется на государственный и общественный.

Правовое регулирование в сфере избирательных отношений осуществляется с помощью сложной многоуровневой системы нормативно правовых актов, такие как Конституция РФ, Федеральные законы и избирательные законодательства субъектов РФ включающие конституции субъектов РФ. Также учитываются решения Конституционного суда Российской Федерации и постановления ЦИК Российской Федерации.

Как показывает практика прокурорского надзора, нарушения в сфере избирательных прав граждан достаточно распространены и обширны и могут быть допущены на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списка избирателей, при образовании избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов. Частые финансовые нарушения во время избирательной компании, в частности на стадиях выдвижения и регистрации кандидатов, при предвыборной агитации и подведении итогов выборов (подсчет голосов).

Особое внимание со стороны прокурора требуется к законотворческой деятельности законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, потому что нарушения федерального избирательного законодательства находятся в конституциях и законах субъектов Российской Федерации (к примеру установление ценза оседлости для осуществления пассивного избирательного права).

Помимо обычных существуют и дополнительные источники информации о нарушенных правах граждан, из них выделяют, решения органов исполнительной и законодательной власти (вопросы об образовании избирательных комиссий, назначение повторных выборов). Материалы, которые поступают в избирательные при регистрации кандидатов. Данные полученные от налоговых органов, заключение контрольно-ревизионной комиссии. Данные полученные от избирательных комиссий о нарушениях, которые были допущены в ходе проведения избирательного процесса.

Данные о нарушениях избирательных прав граждан могут быть получены прокурором, к примеру, когда он присутствует на заседании избирательной комиссии, органов государственной власти и местного самоуправления. Основания для проверки являются обращение избирательной комиссии, которая располагает данными о правонарушении или же преступлении.

Основные проблемы обеспечения избирательного права граждан выделяется несколько направлений проверок.

Проверка соблюдения избирательных прав граждан при назначении проведения выборов.

Избирательная компания начинается в момент официального опубликования решения о дате проведения выборов. С этого момента граждане становятся участниками избирательного процесса и в праве реализовать свои избирательные права. На стадии назначения выборов следует обратить внимание на несколько моментов: субъект назначения выборов и сроки его назначения, обеспечить недопустимость уменьшения или увеличение сроков полномочий действующих государственных органов и депутатов.

Проверка соблюдения и исполнения законов о соблюдении избирательных прав граждан при составлении списка избирателей.

Основание для появления гражданина РФ в списке избирателей на конкретном избирательном участке, будет являться факт его постоянного или преимущественного проживания на территории данного участка. По законодательству Российской Федерации такими основаниями могут быть также и факт временного проживания.8 Граждане которых признали вынужденными переселенцами или которые обратились в Министерство Внутренних Дел Российской Федерации или ее территориальные органы с ходатайством о признании такого статуса, при проведении выборов должны быть обязательно включены в список избирателей по месту их временного проживания. Также в список избирателей по месту временного пребывания включаются иногородние студенты, больные, которые находятся на лечении в специальных учреждениях (пансионаты, санатории, больницы).

При наличии правонарушений прокурор незамедлительно обязан реагировать и проверять законность решений избирательных комиссий, и воздействует на всю эту ситуацию посредством участия в судебных заседаниях при рассмотрении жалоб граждан.

Проверка соблюдения избирательных прав граждан при образовании избирательных округов, избирательных участков.

Избирательный участок - это территориальная единица, которая объединяет избирателей общим местом для голосования. В пределах избирательного участка формируется избирательная комиссия, которой организуется голосование избирателей при проведении выборов, она же осуществляет подсчет голосов.

Избирательные участки образуются главой местного самоуправления с согласованием с избирательной комиссией на основании данных о численности граждан, не более чем 3000 избирателей на каждом участке, проводится это за 45 дней до начала выборов.

Главный принцип, который вытекает из Конституции Российской Федерации, является принцип свободы выборов.

Свободные выборы, это и есть выражение власти народа. Они обеспечиваются, свободой волеизъявления каждого гражданина (избирателя), он выражает свою волю полностью сам без какого либо, постороннего вмешательства, принуждения, угроз. Свободные условия подготовки и проведения выборов, свобода предвыборной агитации, независимость избирательной комиссии от какого либо, незаконного вмешательства в осуществление ее деятельности.

В отдельной группе находятся другие принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

Речь пойдет о субъективных правах гражданина: о праве избирать (активное) и быть избранным (пассивное).

Всеобщее избирательное право - гражданин Российской Федерации который достиг 18 летнего возраста имеет право избирать, а при достижении 21 года может быть избран в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным независимо от таких обстоятельств, как пол, раса, национальность, язык, имущественное и должностное положение, место проживания, отношения к религии, политических убеждений.9 Но существуют и ограничения для осуществления избирательных прав. Судимый гражданин не имеет права избирать и быть избранным. Не имеют такого права и лица признанные недееспособными судом.

Существует ценз оседлости, который ограничивает пассивное избирательное право граждан, в связи с нахождением их места жительства на определенной территории Российской Федерации, и требование к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории.

Ценз предыдущего избрания - условия к гражданину Российской Федерации пассивного избирательного права, которые не позволяют одному и тому же лицу занимать одну и ту же должность больше раз чем это установлено Конституцией Российской Федерации «Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Принцип равного избирательного права, все граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях, у всех избирателей равное количество голосов (один), каждый депутат представляет одинаковое число избирателей, соблюдается норма представительства в связи с которой образуется равные по количеству избирательные округа. Избиратель не может включаться более чем в один список избирателей. Никакой избиратель не имеет преимущества перед другими избирателями.

Принцип прямого избирательного права избиратель голосует за кандидата или же против всех кандидатов. Помимо этого, бывают многостепенные выборы где избиратели голосуют за выборщиков, а эти выборщики в свою очередь потом избирают из кандидатов в депутаты нужного их требованиям депутата. Чем больше ступеней в выборах, тем больше будет нарушаться первостепенная воля избирателей, то есть будет нарушен принцип свободных выборов.

Тайное голосование - это принцип которые исключает возможности наблюдения за гражданином (избирателем) либо же контроля за волеизъявлением. Этому способствуют скрытые кабинки, и избиратели туда заходят по одному. Давление, угрозы, запугивание избирателей все эти деяния преследуются по закону, потому что из-за таких деяний нарушаются принципы, провозглашенные Конституцией РФ.

Избирательные бюллетени не нумеруются для того чтобы потом не идентифицировать бюллетень, а в последующем и личность избирателя.

Добровольное участие граждан в проведении выборов. Никто не имеет права оказать давление на гражданина Российской Федерации преследуя цель принудить его к участию или неучастию в голосовании, к этому же относятся все препятствия его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации, который проживает за пределами территории России, полностью обладает всеми избирательными правами, при проведении выборов в органы государственной власти РФ. Консульство или дипломатическое представительство должны оказывать полное содействие гражданину Российской Федерации, для того чтобы он смог реализовать свои избирательные права.

Если органами государственной власти не организуются выборы, то их в праве назначить суд общей юрисдикции. Сроки полномочий всех выборных органов, а также полномочий выборных депутатов не могут превышать пяти лет.

Территориальный принцип организации выборов, по которому выборы должны проводится по территориальным округам, а голосование проходит на избирательных участках.

Из всех принципов избирательного права можно выделить группу принципов, которые обеспечивают возможности контроля и реального выбора, соблюдений законности проведения выборов.

Гласность выборов - главной задачей является, обеспечение полной нефальсифицированности и подлинности выборов. Этого можно достигнуть путем законодательного закрепления таких технологий проведения выборов, которая бы позволила не искажать волю избирателей. Для достижения такой цели деятельность избирательной комиссии при подготовке, проведении выборов, подсчете голосов, и определении результатов выборов, осуществляется гласно и открыто.

Основные избирательные действия происходят под особым государственным и общественным контролем в лице наблюдателей, общественных объединений, прокуратуры и СМИ.

Необходимо обязательно опубликовывать в установленные законом сроки информацию об основных избирательных действиях, а также о размере избирательного фонда каждого кандидата.

Альтернативность выборов - количество кандидатов, зарегистрированных на выборы в избирательном округе должно быть больше чем предоставлено мандатов на этот округ. Так избирателям предоставляются возможности реального выбора достойного по своей внутренней оценке кандидата среди всех остальных. Если же этого не удается сделать, то выборы откладываются на 4 месяца, для дополнительного выдвижения претендентов.

Принципы, закрепленные в Конституции, Российской Федерации, которые были рассмотрены выше полностью соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы местного самоуправления и государственной власти, и это позволяет проводить в РФ подлинные выборы, которые позволяют граждан полностью реализовывать свои избирательные права, а власть будет построена на основе выбора большинства голосов народа.

2. Виды контроля за соблюдением избирательных прав граждан в РФ

Государственный контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ.

Государственные органы - это самостоятельные элементы государственного аппарата, участвующие в осуществлении государственных функций и наделены для этого властными полномочиями. Они не рассматриваются и не могут рассматриваться как органы общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, потому что имеют финансовую и организованную зависимость от государства и могут быть в той или иной мере заинтересованы в изменении результатов голосования в определенную сторону (к примеру, так, как желает руководство страны, области, города).

Участковые и территориальные комиссии в законе не определены как органы государственной власти, но способы их формирования и финансирования очень близок к государственным органам. На практике работа участковых и территориальных комиссий в значительной мере контролируется вышестоящими комиссиями и органами местного самоуправления.

Необходимо учесть, что формирование избирательных комиссий всех уровней в соответствии с законодательством осуществляется на основе предложений от избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей. Кроме того, избирательные объединения, кандидаты, которые прошли регистрацию вправе назначить в состав комиссии членов с совещательным голосом, которые обладают более узкими правами в сравнении с членами избирательной комиссии с решающим голосом - по сравнению с обычными наблюдателями. По сути, члены избирательной комиссии и с решающим голосом и с совещательным голосом, представляющие общественные объединения отдельных кандидатов или группу избирателей могут осуществлять общественный контроль за деятельностью комиссий в целом.

Теоретически такие представители гражданского общества могут составить до двух третей избирательной комиссии и оказывать прямое влияние на деятельность комиссии.

На практике же положение закона на основе общественности может нарушаться и нарушается. Вместо объективных и независимых представителей избирательной комиссии и избирательных объединений в их попадают «свои люди» из органов государственной власти или же органов местного самоуправления. Приведу пример в составе окружной избирательной комиссии в Омской области, 9 членов комиссии из 14 были рекомендованы главами из органов местного самоуправления из числа органов исполнительной власти. Должности 5 остальных членов комиссии, рекомендованных избирательными объединениями и избирательными блоками (Женщины России, НДР, Отечество, КПРФ, ЛДПР), были таковы: юрист администрации района, председатель районного союза потребительских обществ, генеральный директор ОАО «Вита», государственно правовой инспектор труда, начальник районной ветеринарной инстанции. Такая практика распространяется при формировании комиссий и на нижележащие уровни (участковые и территориальные). Но это иногда приводит к тому, что комиссия после окончания подсчета голосов избирателей вместе с итоговым протоколом подписывает «на всякий случай» плюсом и чистые бланки протоколов.

Конституцией Российской Федерации гарантируется право «избирать и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участия в референдуме». Конституцией Российской Федерации регулируются избирательные отношения в нескольких аспектах: во-первых, закреплен принцип народовластия, во- вторых, признаются и гарантируются избирательные права граждан, устанавливается конституционное ограничение этих прав.

Ключевая роль в системе законодательства принадлежит основным гарантиям избирательных прав и праву граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые имеют универсальный характер, поскольку устанавливают гарантии избирательных прав, которые общие для всех выборов, независящие от их уровня, они также распространяются и на референдумы, проводимые в Российской Федерации.

В настоящее время все большую роль в усовершенствовании избирательного процесса в РФ играют современные технологии. Среди них - использование государственной автоматизированной системы Выборы работа, которой регламентирована в ФЗ О государственной автоматизированной системе РФ Выборы. С момента внедрения этой системы общество получило универсальный инструмент контроля за ходом подготовки и проведения выборов с помощью компьютерных технологий. Данная система позволяет решать задачи, касающиеся организационных моментов избирательного процесса на всех этапах: планирования подготовки проведения выборов, учёт избирателей, ввод сведений о кандидатах которые избираются в депутаты, проведение голосования, подведение итогов голосования и обработка результатов.

Конституцией (уставом) субъектов Российской Федерации устанавливается срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в местные органы самоуправления, условия реализации избирательных прав граждан РФ. В некоторых регионах проведены кодификации законодательства о выборах, были приняты избирательные кодексы или законы о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прокуратура при выполнении своей надзорной деятельности также руководствуется постановлениями и определениями Конституции Российской Федерации, постановлениями Центральной Избирательной Комиссии РФ, организационно - распорядительными актами Генпрокурора Российской Федерации.

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением избирательных прав граждан РФ, прокуроры должны исходить из того, что избирательные комиссии представляют себя как публичные органы, наделенные специфическими полномочиями. Избирательные комиссии - это федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, организующие подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.

Государственные служащие органов прокуратуры при рассмотрении конкретного заявления либо жалобы вправе провести проверку и потребовать от избирательной комиссии предоставления необходимой документации, совершать иные предусмотренные законом действия. Вместе с этим органы прокуратуры при совершении своих действий не должны дестабилизировать нормальное функционирование избирательных комиссий или каким-либо образом вмешиваться в ход избирательной компании. Гарантии независимости деятельности избирательной комиссии не освобождают от обязанности рассматривать по существу факты реагирования прокуратуры по факту допущенного нарушения законодательства.

Реализация избирательных прав граждан во время проведения различных избирательных компаний сопровождается отступлениями от условий законодательства о выборах. Нарушения происходят на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списка избирателей, при формировании избирательной комиссии, образовании избирательных участков, избирательных округов. Распространены также финансовые нарушения в ходе избирательной компании. Наиболее огромное число нарушений отмечаются на стадии выдвижения и регистрации кандидатов, при проведении предвыборных агитаций, при проведении подсчета голосов избирателей. Именно на этих этапах надзор крайне важен и является необходимым и должен быть эффективным и действенным, поскольку избирательные права граждан РФ здесь затрагиваются в самой прямой форме.

При выявлении нарушений, выборе меры реагирования необходимо знать о том, что избирательные права граждан, связанные с конкретными выборами, не реализованные в установленные сроки по закону Российской Федерации, не могут быть восстановлены.

К источникам информации о нарушениях избирательных прав граждан, помимо обычных, являются: решение органов исполнительной и законодательной власти, которые касаются выборов (к примеру, по вопросам формирования избирательной комиссии, назначения повторных выборов и т.п.), материалы, поступающие в избирательные комиссии при регистрации кандидатов, данные поступающие от налоговых органов, заключения контрольно-ревизионных комиссий, данные Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации о нарушениях, которые были допущены в ходе проведения избирательной компании. Данные о нарушениях избирательных прав граждан РФ могут быть получены напрямую прокурором, например, в период его пребывания на заседаниях избирательных комиссий, органов публичной власти. Причиной для проведения такого контроля могут являться, обращение избирательной комиссии, которые располагают сведениями о совершенных преступлениях и нарушениях.

Организация прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах включает в себя:

Общие задачи организации. При проведении на поднадзорной территории избирательной компании, вне зависимости от уровня выборов, должно быть обеспеченно: взаимодействие разных структур подразделения прокуратуры (согласно с отраслями прокурорского надзора), особый порядок деятельности (дежурство в свободное время, выходные дни), рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав и законодательства о выборах в кратчайшие сроки, учёт сведений о нарушениях законодательства в процессе избирательной компании, систематичное направление данных о процессе избирательной компании в вышестоящую прокуратуру.

Организационные проведения операций перед началом избирательной компании. На момент подготовки к избирательной компании или в начале избирательной компании, органы прокуратуры проводят следующие мероприятия: встречи с председателями избирательных комиссий, редакторами средств массовой информации, начальниками, организаций, которые осуществляют контроль, содействие сотрудников прокуратуры в работе семинаров, «круглых столов» и иных событий, которые посвящены вопросам избирательного законодательства, проводимые как прокуратурой, так и избирательной комиссией и уполномоченными комитетами законодательных органов, выступление сотрудников прокуратуры в средствах массовой информации, составление плана мероприятий для обеспечения проведения выборов.

Организует наблюдение в процессе избирательной компании. В период избирательной компании контроль за осуществлением избирательных прав граждан происходит в соответствии с поставленными задачами и их осуществляют структурные отделения, по надзору за исполнения законодательства и законностью правовых актов, по надзору за действиями следствия и дознания, надзор за исполнением уголовного законодательства, иные организационные мероприятия.

В прокуратуре соответствующего уровня, издаются указы (предписания) о организации работы прокуратуры на время проведения избирательной компании, издание приказов о создании рабочих отрядов. Рабочие отряды создаются для собирания и анализа информации о состоянии законности, моментального рассмотрения заявления о нарушении закона, сообщений и иных оповещений о нарушениях избирательного законодательства, эффективного и своевременного принятия мер по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений законодательства о выборах и привлечению виновных лиц в совершении преступлений к установленной законом ответственности, возмещению причиненного вреда, ущерба, и восстановление нарушенных прав, устанавливается дежурство по личному приему граждан в выходные день на весь период проведения избирательной компании, анализируется информация о состоянии законности в период избирательной компании, и сведения о наиболее серьезных правонарушениях, немедленно отправляются в вышестоящую прокуратуру, проводится особый учет сообщений о нарушениях избирательного законодательства, проводятся совещания руководителей правоохранительных органов и руководителей органов осуществляющих контроль, еженедельные заседания рабочих групп, во время избирательной компании сроки рассмотрения заявлений и сообщений о нарушениях законодательства сокращены.

Решения по жалобам, которые поступили в период избирательной компании принимаются, «в пятидневный срок с момента поступления, но не позднее дня, который предшествует дню голосования, в день голосования или же в следующий день после голосования - незамедлительно». Если жалобы нуждаются в дополнительной проверке для полного обнаружения фактов преступления, то решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Организационные действия при завершении избирательной компании заключаются в том, что, надлежащие структурные подразделения прокуратуры исследуют состояние законности в период избирательной компании. Общий анализ проводит внутреннего руководитель рабочего отряда (структурного отделения по надзору за соблюдением закона и законности правовых актов). Докладное письмо, о состоянии законности на момент проведения избирательной компании отправляется в вышестоящую прокуратуру. По результатам проведения избирательной компании проводится координационное собрание коллегии прокуратуры. Вышестоящая прокуратура направляет информационные письма о состоянии законности на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на момент проведения избирательной компании в нижестоящие прокуратуры.

К основным стадиям избирательного процесса можно вынести вопросы, которые подлежат проверке в период проведения выборов:

при назначении выборов следует установить, присутствуют ли причины для назначения выборов, имеет ли в соответствии с федеральным законом, КС РФ, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, орган либо же должностное лицо, которое приняло решение о назначении выборов, соответствующие полномочия.

при регистрации и составлении списка избирателей определить, исполняется ли уполномоченным лицом или же органом регистрация избирателей, предоставлены ли данные об оформленных избирателях в установленные законодательством сроки в избирательные комиссии, отвечают ли сведения действительности, учтены ли все без исключения избиратели, которые прошли регистрацию на этом избирательном участке, отсутствуют ли случаи регистрации выбывших избирателей.

при образовании избирательного округа и избирательного участка возникает необходимость в установлении, уполномоченным ли является орган, который утвердил схему избирательных округов, существуют ли избирательные округа, основанные на территориях, не граничащих между собою.

при создании избирательных комиссий необходимо сконцентрировать внимание, уполномоченным ли органом предложены претенденты в состав членов избирательной комиссии не включены ли в нее лица, которые в силу законодательства не имеют право быть членом избирательной комиссии и иметь решающий голос в комиссии.

на стадии выдвижения кандидатов и их регистрации обязательно нужно установить, все ли без исключения требуемые документы представлены кандидатами, не проводилась ли процедура сбора подписей избирателей с целью помощи в выдвижении кандидата, ранее установленного законодательством срока, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном участке, округе, где сбор подписей запрещен органом или же лицом, которым сбор подписей запрещен, а также с помощью насилия, угроз, или с предложением вознаграждения, достаточное ли число подписей собрано для совершения регистрации кандидата, не было ли совершенно подделки подписей, не было ли отказано кандидату в регистрации, по причинам, не определенным законодательством РФ.

на стадии предвыборной агитации максимальное число правонарушений избирательного законодательства, поэтому прокуратурой особое внимание уделяется для подавления подобных нарушений, как коррумпирование избирателей, то есть подкуп, проведение предвыборной агитации в то время, когда она еще не была разрешена, на участках на которых она запрещена, либо лицом, которым это осуществляется ему запрещена эта деятельность федеральным законом, опубликование агитационных материалов, не уплаченных с соответствующего избирательного фонда, несоблюдение законов обнародования итогов опросов социального мнения граждан, производство и продвижение анонимных агитационных материалов.

При голосовании, подсчете голосов избирателей, подведении итогов выборов и их опубликования особенный интерес необходимо обратить на то что не были ли выданы избирателям лишние либо предварительно заполненные бланки для голосования, не было ли факта подмены бюллетеней с целью голосования или же незаконного их устранения, верно ли проведен подсчет голосов избирателей, не были ли занесены изменения в протокол о результатах голосования, оформлен ли протокол о результатах голосования и подписан ли уполномоченным на то числом членов избирательной комиссий с правом решающего голоса.

Общественный контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ.

«Наблюдение за выборами считается важным атрибутом не только для государств с устоявшейся демократией, но и в странах в которых формируется демократия власть народа». «Отечественный опыт, а также опыт иностранных государств свидетельствует, то что присутствие наблюдателей во время проведения выборов содействует развитию атмосферы гласности и открытости, что в свою очередь увеличивается уверенность граждан о справедливом характере выборов, способствуя их наиболее активной роли при участии в ходе избирательного процесса».

«Основной целью мониторинга избирательного процесса является контроль по соблюдению законности при подготовке и проведении выборов, который в конечном итоге должен способствовать улучшению избирательной практики».

«Наблюдатели выступают в качестве арбитра, беспристрастного источника данных, которые могут помочь в разрешении дискуссионных вопросов». Содействие наблюдателей в ходе подсчета голосов, синхронное подведение ими результатов голосования или применение других способов контролирования дает возможность получить наиболее объективные оценки относительно подлинности официальных результатов голосования.

Присутствие наблюдателей на участке проведения выборов, способно свести к минимуму вероятность непреднамеренных организационных просчетов со стороны избирательной администрации, а кроме того избежать фальсификации и нарушений проведения выборов. Работа наблюдателей позволяет предотвратить влияния на избирателей.

Исполняя свои функции, наблюдатели обнаруживают и исследуют наиболее частые нарушения избирательных процедур, что дает улучшить в дальнейшем избирательную технику. Публикация произведенных на основе деятельности наблюдателей сведений способны содействовать проведению политических преобразований.

Поставленные наблюдателями оценки формируют отношение избирателей и кандидатов к выборам. «Положительные оценки способствуют признанию их большинством граждан и политических партий, а отрицательные оценки и критика выборов могут привести к непризнанию их результатов общественностью и даже пересмотру в судебном порядке» Резюмируя вышеупомянутое, можно выделить следующие задачи наблюдателя при наблюдении за выборами:

1)Осуществление контроля за ходом избирательного процесса.

2)Предотвращения нарушений процедур при проведении выборов.

3)Содействие для повышения доверия избирателей к институту выборов. прокурорский избирательный гражданин

4)Увеличение политической активности граждан Российской Федерации.

5)Контроль за точным подведением итогов выборов (подсчетом голосов).

6)Публичное освещение событий дня голосования.

7)Вскрытие фактов нарушений избирательного законодательства.

8)Оценка и анализ выборов.

9)Содействие при совершенствовании избирательных практик Правовой статус наблюдателя зависит от его государственной принадлежности, наблюдатели бывают национальные (внутренние) то есть граждане Российской Федерации, и международные (внешние) граждане другого государства. Определение «наблюдатель Российской Федерации» используется в случае, когда Российский гражданин будет осуществлять возложенные на него полномочия на территории иностранного государства.

По сроку полномочий наблюдателей делят на долгосрочных и краткосрочных. Итак, долгосрочные наблюдатели оценивают управление на всех стадиях избирательного процесса. «Долгосрочные наблюдатели преследуют двойную цель. Они должны собирать и проводить анализ связанные с выборами данные и представлять соответствующие отчеты по своим территориям, а также подготавливать почву для размещения краткосрочных наблюдателей. В то время как краткосрочные наблюдатели прибывают в день выборов и осуществляют традиционные полномочия».

Исходя из Российского законодательства любой наблюдатель может быть только краткосрочным, потому что он исполняет функции в ходе голосования и определения итогов выборов. В то время как до этого проходит много стадий - регистрация кандидатов, предвыборная агитация и так далее. Легкая дискриминация по отношению к международным наблюдателям, вполне оправдана, так как процедура их направления весьма затяжная и сложная. Необходимо соблюдать множество условий для отправления наблюдателей из одной страны в другую, подготовить документацию и разрешить иные вопросы в сжатые сроки.

Территориальные признаки зависят от места проведения выборов (референдумов). Если наблюдатель осуществляет свои полномочия на уровне субъекта РФ, то есть в территориальной избирательной комиссии, или в органах местного самоуправления, то есть в участковой избирательной комиссии, то такие наблюдатели считаются общественными. Дополнительно подчеркну, что национальный наблюдатель имеет право присутствовать на выборах всех трех уровней, а международный только на федеральном уровне.

В законодательстве понятие наблюдателя установлено таким образом, что наблюдатель - это «гражданин РФ, который уполномочен осуществлять наблюдение за процессом голосования, занимается подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдумов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума».

Разберем это понятие на составляющие. В соответствии с принципами гражданства в Российской Федерации, не имеет значения, как лицо получило эту правовую связь с государством - по результату принятия, восстановления, по рождению, или любым иным законным способом, потому что гражданство является единым и равным, и не имеет значения какие основания были при его приобретении. Следуя из этого апатриды (лица без гражданства), не имеют права становится наблюдателями, а бипатриды (лица с двойным гражданством) имеют право стать наблюдателем.

Возрастной ценз для становления гражданина наблюдателем достижение возраста 18 лет. Именно с этого возраста гражданин обладает полным объемом прав и обязанностей, при становлении совершеннолетним. Эмансипированные граждане не имеют права стать наблюдателями.

Кандидат в наблюдатели должен обладать активным избирательным правом, то есть иметь возможность голосовать, отсюда следуют различные ограничения.

Итак, лица, признанные судом недееспособными, таким правом не обладают. Законом дееспособность определена как «способность гражданина своими действиями осуществлять и приобретать свои гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». То есть если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, то судом ему присваивается такой статус. «Наличие душевной болезни или слабоумия устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, которая назначается судьей. Факт недееспособности гражданина подтверждается исключительно состоявшимся судебным решением, никакой другой документ, отметки в паспорте или иной общедоступной информации о недееспособности гражданина закон не предусматривает». На ограниченно дееспособных такой запрет, не распространен.

Лица, которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда, также не имеют права стать наблюдателями. Причины вполне объяснимые и понятные, они не обладают правом на участие в референдуме, ни на выборах даже в качестве избирателя. Но как только осужденные отбыли свое наказание к ним возвращаются эти права, и они могут стать наблюдателями, потому что такое ограничение их прав носит временный характер.

Можно сделать вывод исходя из принципа, закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации о всеобщем избирательном праве, «все без исключения дееспособные и свободные граждане РФ, вне зависимости от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, политических убеждений, обладают избирательными правами», то есть они могут стать наблюдателями за избирательным процессом.

Наблюдатель обязан иметь при себе направление, удостоверенное тем лицом, которое его выдало. В направление указываются фамилия, имя, отчество, наблюдателя, адрес места жительства, номер избирательного участка, название комиссии, куда наблюдатель отправляется и запись об отсутствии ограничений. Указание других сведений не требуется. А если наблюдателя направил кандидат, его доверенное лицо, инициативная группа по проведению референдума, то не требуется и проставления печати. Данное направление действительно только при предъявлении паспорта или же документов его заменяющие (военный билет, временное удостоверение личности и т.п.).

Наблюдатель уполномочен наблюдать за соблюдением проведением голосования. Такими полномочиями его наделяют: политические партии, инициативная группа по проведению референдума, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения. Всё это ввел законодатель, очертив большой, но не полный круг уполномоченных органов и лиц. Ниже указаны понятия каждого из них.

Под инициативной группой понимается группа участников, которая образуется с целью реализации инициативы проведения референдума. Её задача - это сбор подписей в поддержку проведения референдума. Она обязана состоять из региональных подгрупп, которые создаются более чем в половине субъектов Российской Федерации, в число которых обязано входить не менее ста участников референдума, место жительства которых это территория того субъекта РФ, где образована подгруппа. Ей могут быть, не менее двух миллионов граждан РФ чуть более одного процента от всего населения страны. Конституционное собрание, если оно разработало новый проект конституции. Федеральный орган государственной власти.

«Общественное объединение - это любое добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных в уставе общественного объединения». К ним относятся общественные фонды, общественные движения, общественные учреждения. Итак, «общественное движение - это не имеющие членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются его участниками». Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещаемых законом поступлений и использование данного имущества для достижения общественно полезных целей.

«При проведении референдума может быть назначен общественным объединением, которое должно быть создано на соответствующем уровне референдуму, или же на более высоком. Если референдум проводится на федеральном уровне, то наблюдатели могут быть назначены общероссийскими объединениями и политическими партиями, а на уровне субъекта РФ или муниципальных образований, межрегиональные и региональные общественные объединения. Когда референдум проводится на территории муниципального образования, то наблюдателей вправе назначить соответствующие местные общественные объединения, которые зарегистрированы в установленном законом порядке».

«Политическая партия - это общественное объединение, которое создано для участия граждан РФ в политической жизни общества, с помощью формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдуме».

«Инициативная агитационная группа - группа участников референдума, зарегистрированная в Центральной Избирательной Комиссии, для достижения цели проведения референдума». Она создает фонд, денежные средства, которые не только поступают для реализации непосредственных задач, но и используются для зарплаты, в том числе и наблюдателям.

Законодательством определено также круг лиц, которые не могут быть наблюдателями, из-за своих должностных обязанностей. Выборные должностные лица, например, Президент РФ - глава государства. Также к ним относится глава муниципального образования, который избирается непосредственно гражданами РФ, проживающие на данной территории.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом города, поселка, который наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наблюдателями не могут стать депутаты, лицо которое избранно гражданами Российской Федерации в представительный орган государственной власти, на основах демократических принципов голосования.

Не могут стать наблюдателями лица, которые находятся в подчинении у вышеупомянутых лиц. То есть лица, которые имеют служебные отношения со своим руководителем, например, это многочисленные помощники, заместители и т.д.

Судьи не могут становиться наблюдателями, потому что полномочия судьи прекратятся если он будет заниматься любой деятельностью политической или предпринимательской.

Прокурор не имеет права приобрести статус наблюдателя. На прокурора возложены обязанности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением законов. Прокуроры в своей деятельности никак не должны быть связаны с решениями общественных объединений.

Также не могут стать наблюдателями члены избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Серьезным шагом в международном наблюдении за ходом избирательного процесса сделало ООН путем создания Отдела содействия выборам Департамента по политическим вопросам. Более конкретные задачи решает Бюро по демократическим институтам и правам человека. Эта организация занимается тем что направляет целые группы профессионально подготовленных наблюдателей, выпуском должностных инструкций наблюдателям, кодекс поведения, занимается развитием научных работ на эту тему.

Институт международного наблюдения изначально как основание для политического контроля за соблюдением общепринятых международных норм, обязательств, взятых на себя государствами по договорам между странами. Однако контроль здесь имеет другой смысл, отличный от используемых в других отраслях права. Под контролем понимается не только выявления каких-либо нарушений, но и их непосредственное устранение. У наблюдателей всегда есть особая методика действий, которые приводили к определенным правовым последствиям, но наблюдатели имеют функцию посредника между нарушителем и лицом, устранившим это нарушение.

Исходя из этого, у иностранного наблюдателя, есть ряд отличий, отделяющих его от национального. Международный наблюдатель имеет такие же права и обязанности, как и национальный наблюдатель.

У иностранных наблюдателей должно быть разрешение на въезд на территорию Российской Федерации. Контроль за наличием такого документа осуществляется транспортной компанией, если иное не предусмотрено международным договором. Основанием для такого разрешения являются приглашения на въезд в Российскую Федерацию органами государственной власти (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ), комиссией, организующей референдум. Наблюдатель должен иметь при себе визу (при безвизовом режиме эти требования отпадают). Иностранные наблюдатели аккредитуются в ЦИК РФ, это официальное признание Центральной Избирательной Комиссией компетентности наблюдателя и возможности выполнять определенную работу в сфере избирательного права.

Сторона, которая пригласила иностранного наблюдателя, дает материальные, медицинские и жилищные гарантии на время пребывания наблюдателя. Предоставляет денежные средства для проживания, обеспечивает заработной платой, предоставляет медицинский страховой полис.

Срок полномочий иностранного наблюдателя начинается с момента аккредитации его Центральной Избирательной Комиссией, и заканчиваются в день официального опубликования результатов выборов, референдума.

Иностранный наблюдатель на время исполнения своих служебных обязанностей находится под покровительством Российской Федерации, комиссий, органов местного самоуправления, должностных лиц. Все они обязаны оказывать наблюдателю содействие в пределах своих полномочий. Иностранный наблюдатель, осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно. Он не зависит от участников референдума, а финансируется такой наблюдатель за счет средств, организаций, которые его пригласили. Иностранный наблюдатель имеет право после окончания голосования на всей территории РФ публично изложить свое мнение о проведении выборов, референдума. О подготовке и проведении выборов, референдума, обращаться к СМИ проводить пресс конференции.

Этим отличаются иностранный наблюдатель от национального наблюдателя.

Иностранному наблюдателю запрещается использовать свой статус не для осуществления свои полномочий, не связанные с наблюдением.

Коммерческая деятельность, предоставление экономических интересов партий, общественных объединений, будут считаться незаконными.

Если международный наблюдатель нарушил эти правила и законодательство, то Центральная Избирательная Комиссия вправе отозвать его аккредитацию и лишить его полномочий.

Полномочия наблюдателя можно разделить на четыре группы: специальные, узкоспециальные, управомачивающие и запрещающие.

К первым относится базис, исходные положения, благодаря которым идет построение всех остальных норм, регулирующих более конкретные положения. Они закреплены в ФЗ и ФКЗ. Предоставляют возможность выбирать вид и меру поведения в определенных случаях. Запрещающие содержат запрет на совершение каких-либо действий или бездействий, под угрозой наказания.

Наблюдатель вправе, ознакомиться со списком избирателей, со списком участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, реестром где находятся заявления и обращения граждан о проведении выборов вне помещения для голосования.

Под этим подразумевается, возможности наблюдателя изучать документы, которые касаются референдумов, выборов. Список избирателей - это составленная избирательной комиссией опись граждан, которые обладают активным избирательным правом. Сведения для всего этого предоставляет глава муниципального образования. Помимо основных списков избирателей существует и дополнительный список избирателей. В этот список заносятся граждане, которые пришли на выборы, на своей участок, но по каким-то причинам не были занесены в списки избирателей.

Открепительное удостоверение - это документ строгой отчетности, по которому участник референдума или выборов, который не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке, делает свой выбор на другом участке голосования на котором он будет находится на момент избирательного процесса.

Граждане, которые в силу своих болезней, инвалидности или другой причины, не могут принять участие в выборах на участке, имеют полное право проголосовать у себя дома. При такой ситуации они подают письменное заявление, или устно обращаются в избирательную комиссию. Избирательная комиссия, это заявление регистрирует в реестре для обращения граждан для голосования вне помещения для голосования.

Наблюдателю необходимо данные заявления и документы рассмотреть, проверить их на законность, нет ли нарушений в форме их составления (есть ли необходимые реквизиты, подпись, серия паспорта, дата рождения, адрес места проживания и т.п.). В силу ограниченности полномочий наблюдателя, он не может провести сопоставление реально существующего избирателя, с гражданином, который отображен только на бумаге с «мертвыми душами». Он может соотнести эти показатели, для этого ему необходимо сравнить размер электората с данными о количестве граждан с правом голоса. Такие данные можно получить государственных структурах, которые занимаются переписью населения. Если количество проголосовавших граждан будет сильно отличаться от теоретических показателей - это будет неплохой повод для дальнейшей проверки.

Наблюдатель имеет полное право находится в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, в день голосования или же в дни досрочного голосования. Имеет доступ в здание, в котором находится избирательная комиссия, где организуются и проводятся выборы. Если же наблюдатель не сможет туда попасть, то соответственно он никак не сможет осуществить возложенные на него полномочия по надзору. Таким зданием может быть общежитие, воинская часть и другие.

Если же в день проведения выборов нет никаких особых сложностей касательно анализа сроков не вызывает, то в остальные периоды времени могут появиться определенные проблемы.

Начало полномочий наблюдающего за проведением избирательного процесса сходятся с моментом начала деятельности участковой комиссии, и завершается получением уведомления о принятии вышестоящей комиссией протокола о результатах голосования, или освещением итогов проведения референдума. Чаще всего избирательные участки открываются и начинают свою работу в 8 утра и закрываются в 20-00 по местному времени. Не допускается ни открытие раньше времени, и не допускаются опоздания в закрытии избирательного участка.

Днем досрочного голосования признается период времени, во время которого происходит голосование, не ранее чем за 15 дней до основного этапа проведения голосования. Досрочное голосование проводится для лиц, которые пребывают в труднодоступных местах, а также на таких выборах или референдумах, на которых не предусмотрены открепительные удостоверения. Бюллетень проголосовавшего досрочно вкладывается в конверт и заклеивается. На конверте ставятся подписи членов комиссии и может быть поставлена подпись наблюдателя. Это условие для наблюдателя не обязательно, и проводится по его желанию.

Вышестоящая комиссия при выявлении ошибок в подсчетах голосования, имеет право произвести их повторный подсчет. Под ним понимается другой период времени. Наблюдатель в таком случае имеет право получить заверенные копии протокола о повторном подсчете голосов.

При своем присутствии в помещении наблюдатель обязательно должен проверить это помещение на соответствие ряду требований. В этом помещении должны находиться: хорошо освещенные кабины с письменными принадлежностями. Если наблюдатель обнаружит карандаш, то он должен составить акт о нарушении потому что это нарушение избирательного законодательства. Потому что, если избиратель будет заполнять поля карандашом его легко можно стереть ластиком и подделать бюллетень. В помещении должен находится стенд, информирующий избирателей о кандидатах. В эту информацию включаются: биографические данные, сведения о доходах, указание на выдвижение (самовыдвижение, или от общественного объединения), информация о неснятой или непогашенной судимости. Ни в коем случае в помещениях для голосования не должны присутствовать агитационные материалы, сведения, побуждающие избирателей голосовать за того или иного кандидата, принимать участие на референдуме или не принимать. К ним относятся: буклеты, листовки, объявления. В Российской Федерации бывали такие случаи, когда члены комиссии писали имя кандидата и ставили напротив него крестик в образец бюллетеня. Такое нарушение расценивается как грубое, и приравнивается к агитации избирателей.

В помещении для голосования должны находиться урны для голосования, и они должны быть сделаны из прочного материала, для того чтобы не было возможности их легко открыть и оперативно вытащить бюллетени.

Необходимо сделать помещение так чтобы урны для бюллетеней находились в поле зрения наблюдателей и членов избирательной комиссии. Наблюдатель должен следить за тем чтобы в одну кабинку для голосования не заходило несколько избирателей чтобы не происходило нарушения тайны голосования. Зачастую члены одной семьи не обращают на это внимания и заходят вместе, но при этом может происходить давление на политический выбор гражданина.

Наблюдать за выдачей бюллетеней для избирателей. Это первичные главенствующие документы, на которых указаны имена кандидатов, за которых имеется возможность проголосовать, или же на них текст вопросов референдума. Каждому избирателю выдается один бюллетень, и выдается он только по предъявлении удостоверяющие его личность документов. Иногда граждане пытаются проголосовать по нескольким паспортам, что является прямым нарушением законодательства Российской Федерации. Избиратель расписывается при получении бюллетеня в соответствующих документах.

Из типографии бюллетени избирателей проделывают огромный путь, изначально они попадают в ту избирательную комиссию, которая совершила заказ, а потом уже в нижестоящие комиссии. Их передачи происходят по актам в которых указывается число бюллетеней и дата, должна, проходить не позже чем в день, предшествующий голосованию. Наблюдатель имеет право потребовать этот акт или же его копию. Количество бюллетеней не может быть меньше чем 90 процентов от внесенных в список избирателей, но и не может превышать его более чем на полпроцента (не менее чем на два бюллетеня). Если на участке ожидается большое количество избирателей, голосующих по открепительным удостоверениям, то число бюллетеней может увеличиться в связи с решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Наблюдатель имеет право присутствовать на голосовании избирателей, вне помещения для голосования. Обычно на одном участке для голосования проводится несколько выездов для таких голосований. Этот процесс совершается как минимум двумя членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. После их возвращения данные о проголосовавших избирателях таким способом заносятся с пометкой о таком голосовании. В итоге число этих бюллетеней в ящиках должно совпадать с количеством бюллетеней в переносных ящиках. Если их окажется больше, то все бюллетени из этого ящика будут являться не действительными.

Данные нормы согласуются и взаимодействуют с вышеуказанными правами, с дополнением их. Основное отличие в том, что, наблюдатель осуществляет надзор не только за выдачей бюллетеней, но и их подсчетом установлением точного количества. Необходимо чтобы итоги были подведены правильно без математических погрешностей.

Погашенный бюллетень - это бюллетень который считается недействительным. То есть у него отрезается левый нижний угол, при этом не затрагиваются квадраты для пометок. Есть и иные установленные законодательством причины погашения бюллетеней. Наблюдатель имеет право ознакомиться с погашенными бюллетенями.

Наблюдатель может обращаться к председателю избирательной комиссии, а в случае его отсутствия, к лицу которое его замещает, с предложениями и замечаниями по проведению избирательного процесса.

Во время голосования иногда возникают неоднозначные ситуации. Например, в 2000 году на выборах в г. Саратов 70 летняя избирательница, которая пришла голосовать впервые за годы реформ России, опустила бюллетени вместо урны в щель фанерного щита. Для того чтобы осуществить ее избирательные права, членам избирательной комиссии пришлось разобрать этот фанерный щит. При возникновении таких ситуаций наблюдатель должен поделиться своими мыслями с избирательной комиссией об улучшении, усовершенствовании, процесса выборов.

Председатель имеет право отказаться от предложений наблюдателя, но если предложение будет конструктивным, то он вряд ли откажется.

Протокол об итогах голосования подписывается всеми членами избирательной комиссии, которые имеют право решающего голоса, и он составляется в двух экземплярах. Если кто то, из комиссии не явился на подведение итогов голосования, то об этом должна быть помечена соответствующая пометка и причины отсутствия. В нем проставляется время и дата (часы и минуты). Протокол будет считаться действительным в том случае, если его подпишут большинство членов участковой избирательной комиссии. Если вместо члена комиссии будет чья то, другая подпись, то протокол будет являться недействительным фиктивным.

Сразу же после подписания протокола наблюдателю выдаются на руки его копии. Факт передачи должен быть установлен в реестре, где наблюдатель ставит свою подпись.

Необходимо чтобы наблюдатель находился в момент составления протокола в Территориальную избирательную комиссию, потому что искажение протоколов является одним из самых простых методов фальсификации. Его отличительные особенности, это простота и малая трудоемкость на уровне Территориальной избирательной комиссии и еще незначительное число в это вовлеченных и посвященных.

К иным документам относятся особое мнение членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые не согласны с содержанием протокола.

Невыдача или же выдача копий протоколов об итогах проведения голосования с нарушением законодательства является самым распространенным нарушений касающихся наблюдателей. Но реальную ответственность по этому поводу никто не несет. По судебной практике, возникают следующие случаи. Наблюдателю не представляют нужный документ он в свою очередь докладывает об этом. Если нарушение действительно произошло, и наблюдатель это доказывает, то результаты голосования признаются недействительными. Кандидат в чью пользу посчитали голоса подает иск в суд, и выигрывает дело. Суд указывает на те обстоятельства, «что нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями при изготовлении и выдаче копий протоколов наблюдателями, не являются теми нарушениями, которые не помогут определить волеизъявление избирательных прав граждан». Так все старания наблюдателя сводятся на ноль.

Наблюдатель носит нагрудный знак, который показывает его статус на голосовании, в нем указаны фамилия имя отчество, наименование кандидата, общественного объединения направивших наблюдателя на выборы. Также форма нагрудного знака может быть установлена, выдана, комиссией, проводящей референдум. Эта норма была введена для того чтобы избиратели могли отличить кто перед ними находится наблюдатель или же член избирательной комиссии.

Также наблюдатель имеет право обжаловать незаконные действия бездействия избирательной комиссии в вышестоящую комиссию. Например, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию РФ или же в суд.

Но все же несмотря на все эти нормы, права наблюдателей, все равно во время выборов случаются нарушения, и серьезные, и небольшие. При обнаружении нарушений наблюдатель информируют об этом председателя комиссии, и составляет два акта, один из которых передается председателю. На втором акте делается отметка о приеме акта, либо об отказе в приеме при свидетелях и их подписях. Позже этот акт направляется в суд как приложение к жалобе или же в вышестоящую комиссию. «Факты нарушений описываются беспристрастно и кратко со всеми юридическими моментами. Через много месяцев, когда удается добиться рассмотрения нарушений, факты, которые не содержатся в акте и прочие ценные мелочи могут забыться и этот акт может стать ценным доказательством. Политические оценки во время заседания суда неуместны. Подписывается акт наблюдателями, члены комиссии, свидетели, очевидцы. Обязательно нужно предъявить акт нарушителю для того чтобы он его подписал, если же он его не подписывает, об этом ставится определенная отметка и ставится подпись человека, который составил этот акт».

Для пресечения правонарушений законодательства наблюдатель имеет право:

*Попросить нарушителя задержаться для выяснения обстоятельств.

*Составить акт установленной вины нарушителя.

*Ставить в известность об этом председателя комиссии.

*Писать жалобы в вышестоящую избирательную комиссию.

*Поставить в известность о нарушении председателя вышестоящей комиссии сообщив ему об этом по телефону.

Если же по мнению наблюдателя нарушения были со стороны вышестоящих избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъектов РФ), то жалобу он обязан подать в Верховный Суд РФ. Это Верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов федерального значения (Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя), суды автономных областей и округов, там обжалуются незаконные действия бездействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Действия нижестоящих избирательных комиссий обжалуются в районный суд. Действовать можно без соглашения с вышестоящей комиссии.

Ответственность за нарушения очень сильно различается. Анализируя статьи кодекса об административных правонарушениях, можно сделать вывод о том, что, чем тяжелее преступление и чем выше по статусу должностное лицо его совершившее, тем больше будет размер штрафа. Но размер штрафа за самое строгое нарушение не превышает 5000 рублей.43 Подобные санкции звучат смехотворно, но по УК РФ за такие преступления предусматривается 6 лет лишения свободы или штраф до 500 тысяч рублей.

Наблюдатель не вправе, выдавать избирателям и участникам референдума бюллетени. Этим занимается член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Наблюдателям и другим членам комиссии запрещено снабжать избирателей бюллетенями так как это не входит в список их полномочий. За такие нарушения наблюдателя или члена избирательной комиссии без права решающего голоса могут удалить с избирательного участка что равнозначно отстранению от работы.

Не имеет права расписываться за участника референдума или избирателя, даже по его просьбе.

Избиратель или участник референдума всегда расписывается в бюллетенях лично. Лишь в некоторых случаях он может попросить помощи в этом, но в этом ему никак не должен помогать наблюдатель не при каких обстоятельствах и просьбах гражданина.

Предпринимать действия, которые повлекут нарушения принципа тайны голосования.

Избиратель и участник референдума должен проявлять свою волю без давления и контроля, запугивания. За ним сохранено право никому не сообщать о своем выборе. Наблюдатель не имеет права присутствовать в кабине для голосования, ни подсматривать из-за угла, ни устанавливать никакие технические средства для слежения.

Не имеет права принимать участие во время проведения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчета голосов избирателей или участников референдума.

Даже если ситуация такова что членам избирательной комиссии предстоит большой объем работы, наблюдатель не в коем случае не должен привлекаться и быть участником такой работы.

Также нарушения наблюдателя, это проведение агитаций для участников выборов или референдума, совершение действий, которые препятствуют работе избирательных комиссий.

Не имеют право также существовать одновременно двое или более наблюдателей от одного кандидата или общественного объединения, инициативной группы проведения референдума.

Заключение

Подводя итог выпускной квалификационной работы, нужно отметить, что контроль за соблюдением избирательных прав граждан является неотъемлемой частью современного правового государства и общества в нем.

Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", что каждый дееспособный совершеннолетний гражданин Российской Федерации независимо от пола, расы и национальности может использовать свое активное избирательное право, то есть участвовать в голосовании и референдуме, избрать по своему критерию оценки кандидата в депутаты. Также может реализовать свое пассивное избирательное право, значит быть избранным в депутаты представительного органа государственной власти.

Широкая деятельность и важная роль избирательного процесса в обществе, указывает, на то, что государство желает добиться полной справедливости выборов и всячески ищет пути завоевания доверия граждан. Деятельность избирательных комиссий, кандидатов в депутаты, политических партий, общественных объединений, во время любого этапа проведения избирательной компании должна подвергаться контролю и надзору, с целью осуществления принципа законности и предостережения нарушений.

В силу сложившейся ситуации, будет целесообразным создать Избирательный Кодекс Российской Федерации в котором будут указаны все права, обязанности и полномочия участников, принимающих участие в избирательном процессе на всех этапах его проведения. Это позволит все систематизировать в один кодекс, что даст возможность гражданам Российской Федерации стать еще более юридически образованными знать о своих избирательных правах важно, но я считаю, что знать о том, как нарушаются и могут нарушится эти права знать намного важнее. То есть обычный гражданин РФ (избиратель) будет знать о всех своих правах, куда и как ему обратится своевременно если его права, нарушили. Кто какие имеет полномочия, и как на всех этапах избирательной кампании должны по закону проводится определенные действия или же бездействия. В данный кодекс могут входить все принципы и законы, связанные с избирательными правами и законодательством.

Подводя итог исследованию, осуществление контроля и надзора за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации находится на должном уровне. Процедура является компетентной и эффективной так, как практика достаточно разработана. Государство не препятствует реализации избирательных прав граждан и только идет на встречу, улучшая осуществление контроля за проведением выборов, добиваясь доверия граждан РФ в честности и прозрачности выборов. Данное явление очень позитивно сказывается на современном демократическом правовом государстве, но все же требует некоторых улучшений и изменений.

Литература

1.Алимов Э.В. Некоторые тенденции конституционно-правового регулирования партийного строительства в Российской Федерации / Э.В. Алимов // Журнал российского права. - 2016 г. - № 2. - С. 46 - 54.

2.Аминова Г.Г. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений: анализ судебной практики / Г.Г. Аминова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016 г. - № 1. - С. 121 - 138.

3.Артемова О.Е. Нормотворческие полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Российская юстиция. - 2015 г. - № 3. - С. 41 - 45.

4.А.В. Якушев, Конституционное право РФ. - М. - «Приор-издат». 2013 г. - С. 55 - 57.

5.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 Т. - М. - Норма, 2011 г. - С. 271 - 272.

6.Байдина О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий // Законность. - 2015 г. - № 2. - С. 16 - 19.

7.Богославский Е.А. Государственный контроль и надзор как форма реализации правовой политики / Е.А. Богославский // Современная научная мысль. - 2015 г.- № 1. - 137 - 146.

8.Братановский С.Н. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации: монография / С.Н. Братановский, Д.В. Развеев. - Москва: Директ - Медиа. - 2012 г. - 207с.

9.Вагапов М.А. Референдум субъекта Российской Федерации как правовое средство разрешения политического кризиса//Адвокат. - 2004 г. - № 9. - 79с.

10.Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебник и научно- практическое пособие. - Москва. - 2008 г. - 453с.

11.Веденеев Ю.А., Смирнов В.В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы // Представительная демократия и электорально-правовая культура. - М. - 2012 г. - С. 21 - 23.

12.Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации // Право и жизнь. - М. - 2012 г. - N 7. - С. 62 - 63.

13.Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М. - 2008 г. - 162с.

14.Зуев М.Н. Отечественная история. - М. - 2014 г. - История России - век XX. - 111 с.

15.Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. - Москва. - 2009 г. - 856с.

16.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М. - Юристъ. - 1999 г. - 608с.

17.Игнатенко В.В. Место и роль участковых избирательных комиссий в системе избирательных комиссий Российской Федерации // Избирательное право - 2013 г. - № 2 - С. 46 - 58.

18.Какителашвили М.М. Органы контроля (надзора) за финансированием политических партий в России и европейских странах / М.М. Какителашвили // Закон и право. - 2015 г. - № 7. - С. 34 -37.

19.Карканова Д.Ю. Рассмотрение судами общей юрисдикции споров о нарушении избирательных прав // Аспирант. - 2015 г. - № 1. - С. 73 - 76.

20.Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия // Учебник. - М. - «Норма». - 2011 г. - С. 205 - 207.

21.Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Судебная практика рассмотрения избирательных споров // Конституционное и муниципальное право. - 2016 г. - № 1. - С. 49 - 52.

Похожие работы на - Особенности правового регулирования соблюдения избирательных прав граждан в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!