Правовой режим земель водного фонда

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой режим земель водного фонда












Контрольная работа

Правовой режим земель водного фонда

Содержание

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

2. Общая правовая характеристика водных объектов

3. Особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Библиографический список

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

Сущностное содержание земель водного фонда вытекает из ст.102 ЗК РФ, которая к землям водного фонда относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность формирования так называемых "искусственных земельных участков, созданных на водных объектах". Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1 устанавливает, что на водном объекте, находящемся в федеральной собственности может быть создан искусственный земельный участок, представляющий собой сооружение, образованное путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и предназначенное для строительства на нем зданий, сооружений и т.д. Такой участок может как прилегать к существующим земельным участкам, так и быть изолированным от них. По общему правилу искусственные земельные участки создаются с разрешения органа исполнительной власти субъекта федерации, на территории которого находится водный объект. Инициаторами его создания могут выступать федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица. После завершения формирования данного земельного участка и получения разрешения на ввод в эксплуатацию у инициатора возникает право собственности на него. Искусственный земельный участок является полноценным объектом гражданских прав, к нему применяются все нормы, применяющиеся к земельным участкам естественного происхождения.

В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

Если исходить из буквальной трактовки положений ст.102 ЗК РФ, то может возникнуть искаженное мнение, будто преобладающая часть земель водного фонда занята водными объектами. Официальная статистика свидетельствует: общая площадь земель под водой в пределах границ Российской Федерации составляет 71,7 млн га. Вместе с тем значительные земельные территории, занятые водой (земли под водой), отнесены к категории земель лесного фонда (18,1 млн га, или 25,2 %), сельскохозяйственного назначения (13,2 млн га, или 18,4 %), запаса (10 млн га, или 14 %), особо охраняемых территорий (1,7 млн га, или 2,4 %).

Значительный удельный вес под водой составляют земли, отнесенные к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для космической деятельности, обороны и безопасности и иного специального назначения (0,9 млн га, или 0,8 %). В общем составе земель, занятых водными объектами, земли водного фонда занимают 37,9 % и составляют площадь 27,2 млн га. Стало быть, решающим обстоятельством и условием отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда является не столько наличие водного объекта, сколько его государственная кадастровая регистрация и юридический факт отнесения земель, занятых водными объектами, к категории земель водного фонда.

Другую наиболее значительную часть земель водного фонда составляют земли водоохранных объектов, зоны и округа санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов. Последняя составная часть земель водного фонда представлена землями, занятыми гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями и их эксплуатирующими организациями. Разнообразие видов и состав гидротехнических сооружений закреплены в Федеральном законе от 21 июня 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"1.

В соответствии со ст.3 названного закона гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В качестве эксплуатирующих организаций гидротехнических сооружений выступают государственные или муниципальные унитарные предприятия либо организации любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Если гидротехнические сооружения построены (созданы) на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда либо на землях особо охраняемых территорий, они к землям водного фонда не относятся.

2. Общая правовая характеристика водных объектов

Поскольку правовой режим земель водного фонда обусловлен целями, видами и характером водопользования, установленным водным законодательством, режимом охраны вод и в значительной мере подчинен ему, то представляется целесообразным ограничиться хотя бы кратким обзором понятий и видов водных объектов как геометрических водообразующих пространств, которые и представляют собой земли водного фонда.

В юридическом представлении воды - это вся вода, находящаяся в тех или иных водных объектах, являющихся объектами водных отношений. При этом в соответствии со ст.7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Говоря юридическим языком, водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

В зависимости от физико-географических, морфологических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются:

на поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии;

подземные водные объекты, к которым относятся бассейны подземных вод; водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка и в силу этого обстоятельства по книгам государственного кадастра недвижимости входят чаще всего в состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов либо в состав земель иных категорий.

Подземные водные объекты - это сосредоточение находящихся в гидротехнической связи вод в горных породах, имеющих границы, объем и черты водного объекта, но в то же время не сопряженные с использованием их для хозяйственнобытовых либо лечебно-оздоровительных целей (водоносные горизонты, бассейны подземных вод), не влекущие за собой права владения, пользования и распоряжениями землями. В тех случаях, когда подземные воды сопряжены с извлечением вод, особенно для хозяйственно-бытовых либо лечебнооздоровительных целей, возникает необходимость использования земель для образования горно-санитарных округов и зон охраны, санитарных округов. Использование для этих целей земельных участков и их охрана регулируются как нормами водного, так и земельного, природоохранительного (экологического) законодательства.

По своему правовому режиму и основаниям возникновения права водопользования и землепользования водные объекты подразделяются:

на водные объекты общего пользования, т.е. находящееся в общедоступном, открытом пользовании. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, общее водопользование может быть ограничено;

обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в том числе и в собственности муниципальных образований.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено в ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. Для общего пользования предназначается полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса). В ВК РФ (ст.6) предусматривается, что каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе для рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина береговой полосы не может превышать 20 м. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.

Данное положение позволяет юридически признавать 20-метровую полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования неотъемлемой частью земель водного фонда, тем более что береговая полоса в преимущественных случаях находится в пределах водоохранной зоны. Доминирующими факторами в определении правового режима водных объектов выступают формы и виды права собственности на воды.

В соответствии с действующим ВК РФ (ст.8) устанавливается федеральная собственность на водные объекты, за исключением случаев, установленных в ч.2 ст.8 ВК РФ (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому и юридическому лицу). Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического и юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование в зависимости от целей использования, ресурсового потенциала и экологического состояния водных объектов. Юридические основания возникновения права пользования водными объектами делятся на две группы. К первой группе относятся решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ (например, о предоставлении водного объекта и соответствующих земель водного фонда в особое пользование для обеспечения целей государственной безопасности или обороны страны). Ко второй группе относятся договоры водопользования.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем 20 лет. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования. На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование:

для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование:

для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

сброса сточных и (или) дренажных вод;

строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

разведки и добычи полезных ископаемых;

проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

подъема затонувших судов;

сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные в ГК РФ, если иное не установлено в ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор водопользования должен содержать:

сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных в ч.1 ст.11 ВК РФ;

срок действия договора водопользования;

размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Договор водопользования наряду с указанными условиями может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется:

для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

правовой режим водный фонд

забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

воспроизводства водных биологических ресурсов;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

рыболовства, рыбоводства, охоты;

осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

научных, учебных целей;

разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст.6 ВК РФ;

проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.

Наряду с общими основаниями прекращения права водопользования (добровольный отказ от пользования водным объектом, истечение срока, на который предоставлен водный объект, смерть гражданина, прекращение деятельности юридического лица и т.п.) действующее водное законодательство (ст.10 ВК РФ) предусматривает случаи принудительного прекращения прав пользования водными объектами. К ним относятся:

нецелевое использование водного объекта;

использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

прекратить в установленный срок использование водного объекта;

обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Одновременно с прекращением права пользования водным объектом прекращается и право пользования землями водного фонда, и прежде всего для таких видов водопользования, как питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение; сельскохозяйственное водопользование; охотничье хозяйство; пользование водным объектом для промышленных нужд; использование водных объектов для рекреации.

Отличительной чертой правового режима охраны водных объектов, равно как и земель водного фонда, является бассейновый принцип государственного управления в области использования и охраны водных объектов. Особенно это касается осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, входящих в тот или иной бассейн, установления лимита водопользования (водопотребления) и водоотведения субъектов Федерации, подготовки заключений и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и об охране бассейновых соглашений.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Данные требования, в частности, устанавливаются в ст.42 ВК РФ, в которой указано, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

На граждан и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, возлагается обязанность принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и вредного воздействия вод. В процессе эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных вод в соответствии с установленными нормами сточных вод;

производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние;

осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и окружающей среды. Особое внимание в земельном и водном законодательстве уделяется охране источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно ст.43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в которых осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещается или ограничивается.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

3. Особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Впервые в истории развития земельного и водного законодательства водоохранные зоны включены в состав земель водного фонда. Само понятие "водоохранная зона" как правовой категории дано в ст.65 ВК РФ. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима в пределах территории водоохранной зоны является неотъемлемой составной частью комплекса природоохранных мер, направленных на улучшение гидрологического, гидротехнического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий. Размеры и границы водоохранных зон, равно как и правовой режим их использования и охраны, устанавливаются исходя из физикогеографических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

В зависимости от вида водоема ширина водоохранных зон устанавливается:

для рек стариц и озер - от средне-многолетнего уреза воды в летний период;

водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

морей - от максимального уровня прилива;

болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон зависит прежде всего от протяженности от их истока и устанавливается в следующих пределах:

до 10 км - 50 м;

от 10 до 50 км - 100 м;

от 50 км и более - 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 1 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны

оз. Байкал устанавливается в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"1. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что значительная часть поверхностных водоемов (водотоков) в пределах границ городов и других поселений не учитывается в составе земель водного фонда, и тем не менее на водоохранных зонах должны соблюдаться все требования по установленным видам запретов хозяйственной деятельности, включая дополнительные ограничения и обременения как для граждан, так и для юридических лиц.

От водоохранных зон водных объектов необходимо отличать и другую установленную законодательством земельноправовую категорию, а именно прибрежную защитную полосу. Если представить ее виртуально, то она находится в пределах границы водоохранной зоны вдоль береговой линии, имеет меньшие по ширине размеры, но с правовых позиций большие объемы (параметры) запретов, обременений и ограничений.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3о и 50 м для уклона 3о и более. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос исходя из практической целесообразности осуществляется одновременно в строгом соответствии с нормативно-методическими документами.

Для правового режима водоохранных зон характерно прежде всего установление запретов и ограничений на те или иные виды хозяйственной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:

использование сточных вод для удобрения почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством, а также в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются:

распашка земель;

размещение отвалов размываемых грунтов;

выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В пределах территорий водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

На территории прибрежных защитных полос устанавливается более строгий правовой режим охраны земель водного фонда, в том числе запретов, ограничений и сервитутов. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

В целях предотвращения истощения водных объектов и улучшения гидрологического режима прилегающих к ним земельных участков прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены, т.е. заняты лугами. Обязанности по поддержанию в надлежащем порядке и состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагаются на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим использования и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Подводя итог рассмотренным вопросам, можно отметить следующее. Решающим обстоятельством и условием отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда является не столько наличие водного объекта, сколько его государственная кадастровая регистрация и юридический факт отнесения земель, занятых водными объектами, к категории земель водного фонда.

Правовой режим земель водного фонда обусловлен целями, видами и характером водопользования, установленным водным законодательством, режимом охраны вод и в значительной мере подчинен ему.

Отличительной чертой правового режима охраны водных объектов, равно как и земель водного фонда, является бассейновый принцип государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Доминирующими факторами в определении правового режима водных объектов выступают формы и виды права собственности на воды.

Библиографический список

Основная литература

1.Земельное право: учебник для бакалавров / С.А. Боголюбов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - С.318-332.

2.Земельное право: учеб. / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова [и др.]. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - С.675-689.

Дополнительная литература

3.Игнатьева, И.А. Правовые проблемы охраны озера Байкал в свете современных тенденций развития законодательства / И.А. Игнатьева // Гос-во и право. - 2008. - № 11. - С.54-60.

4.Романова, О.А. Водохозяйственная деятельность как объект научного правового исследования / О.А. Романова // Журнал российского права. - 2014. - № 5. - С.158-164.

Нормативно-правовые акты

6.Земельный кодекс РФ от 20 сентября 2001 г. №136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. - №44. - Ст.4147.

7.Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - №23. - Ст.2381.

.Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2011. - № 30. - Ст.4594.

.Федеральный закон от 21 июня 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. - 1997. - № 30. Ст.3589.

Похожие работы на - Правовой режим земель водного фонда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!