Внесудебные формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,97 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внесудебные формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

"Российский государственный университет правосудия"

Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы








Дипломная работа

Внесудебные формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы внесудебной защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.1 Понятие и сущность института внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

.2 Правовое регулирование внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

.3 Становление и развитие внесудебной формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

.4 Зарубежный опыт внесудебной защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

Глава 2. Внесудебные формы защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.1 Непосредственная форма внесудебной защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.2 Общественная форма внесудебной защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.3 Управленческая форма внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Заключение

Список использованных источников литературы

Введение

Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена тем, что в России реализуется реформа государственной системы социального обеспечения для приведения ее в соответствие с новоиспеченной социально-экономической действительностью, право на социальное обеспечение в качестве автономного сегмента в общей системе права получает особенное значение. Нормы данной отрасли выступают индикатором социальной политики государства, адекватно отвечая на все социальные риски, объединенные с переходным к рыночной экономике периодом.

Нормы права социального обеспечения адресованы всему обществу. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца его жизни, так как в основу зарождения правовых отношений в области социального обеспечения положены такие моменты, как появление человека на свет, болезнь, старение, смерть, безработица, потребность в общественной поддержке в силу обстоятельств, которые, в свою очередь, не зависят от самого человека.

Нормы этой отрасли нужно знать и понимать каждому человеку. Их понимание дает возможность вовремя и всецело воспользоваться социальной защитой, адресованной человеку, и, если это требуется, отстоять свои права. Юридическая служба многообразных учреждений, предприятий и компаний, независимо от организационных и правовых форм и форм собственности обязана хорошо ориентироваться в нормах права социального обеспечения, разумно их употреблять и прибегать при нарушении прав граждан, предопределенных данными нормами, к определенным законодательством методам защиты. право внесудебный социальный пенсионный

В сфере социального и пенсионного обеспечения обширное распространение приобрели такие формы правонарушений, как злоупотребление служебными полномочиями, присваивание полномочий служебного лица, превышение служебных полномочий, получение взятки. При всем этом опасность содержится в том, что они зачастую либо совмещаются с хищениями, либо содействуют их совершению. Помимо этого, злоупотребления по службе сочетаются с иными правонарушениями.

При исполнении населения своих прав на некоторые виды социального и пенсионного обеспечения могут появиться разнообразного вида разногласия (препирательства) между ними, а также государственными и муниципальными органами, компаниями, организациями, дающими обеспечение, поэтому важно, чтобы граждане имели возможность оперативно решить возникшие споры во внесудебном порядке.

Объект исследования - споры, возникающие в процессе социального и пенсионного обеспечения.

Предмет исследования - формы внесудебного разрешения споров в сфере социального и пенсионного обеспечения.

Так, цель данного исследования - выявить и проанализировать внесудебные формы разрешения споров в сфере социального и пенсионного обеспечения.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

·изучить понятие внесудебной защиты прав граждан;

·выявить общие положения по защите прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения;

·проанализировать формы и особенности внесудебного разрешения споров в социальной и пенсионной сфере в РФ;

·дать характеристику эффективности внесудебной защиты нарушенных прав социального и пенсионного обеспечения в Республике Крым.

Методы исследования: общенаучный диалектический метод познания, а также общие и специальные методы исследования: исторический, комплексный, системный, сравнительно-правовой, нормативный, логический, технико-юридический. Комплексный характер работы основан на сочетании указанных методов.

Базой исследования послужили нормативные и правовые акты в сфере социального и пенсионного обеспечения, а так же использовались труды следующих авторов: Акашева Н.И., Макашкина Т.Н., Люминарской С.В., Добромыслова К.В., Гусова К.Н., Васильева Ю.В. и других авторов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал может быть использован работниками социальной сферы или юристами с целью оперирования основными понятиями и определениями, применяемыми в праве социального обеспечения; для анализа и решения юридических проблем в сфере социального обеспечения; для своевременной возможности всецело употребить социальную защиту, адресованной человеку, и, если требуется, отстоять его права.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы. В первой главе рассматриваются теоретические положения о нарушениях в сфере социального и пенсионного обеспечения. Во второй главе проводится анализ внесудебных форм защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения на территории РФ, а так же внесудебное решение споров в сфере социального обеспечения на международном уровне. Так же во второй главе выявлена эффективность внесудебного регулирования споров в сфере социального и пенсионного обеспечения на примере работы Уполномоченного по правам человека в Республике Крым. В заключении подводятся общие выводы по всей работе. В списке использованных источников перечислены авторы при помощи, которых была написана дипломная работа.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы внесудебной защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.1 Понятие и сущность института внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лиц.

Немаловажную роль в данной области играет законодательство субъектов РФ. Роль исполнительной власти в обеспечении соответствующего функционирования института прав человека довольно существенна. Органы исполнительной власти не только призваны формировать потребные условия для осуществления прав и свобод граждан, но и исполняют функцию защиты данных прав. Конституция фиксирует обязанность государства по охране прав личности, что, тем не менее, не отменяет автономных активных действий индивида, употребление им многообразных методов защиты прав и свобод, не воспрещенных законодательством. Данный факт дает возможность существенно расширить возможности гражданина по защите личных интересов.

Конституция России обусловливает особенное место человека в структуре конституционных взаимоотношений, определяет охрану его прав в качестве принципа, функционирующего в социуме и государстве в целом.

Для осуществления данного принципа обязаны иметься эффективные механизмы защиты и гарантий прав личности. В иностранных государствах имеется значительный опыт формирования и функционирования разветвленной структуры институтов, способствующих гарантированию охраны прав и свобод человека, обозначенных в конституциях и зафиксированных во внутреннем законодательстве. Немаловажным компонентом охраны прав личности, одной из организационных и правовых гарантий их защиты является право на подачу жалобы. Человек вправе обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашем государстве юридическая незащищенность населения перед разнообразными ведомствами, организациями, чиновниками и страной в принципе - факт несомненный.

Внесудебная защита прав человека - это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органов. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров. В данной связи необходима научная и практическая разработка представленных вопросов.

На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.

Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериями:

·относительной независимостью;

·характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).

Институт внесудебной защиты прав человека - это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.

Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).

Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.

Характерностью процедур, употребляемых в рамках несудебной защиты прав человека, выступает то, что личности дается возможность независимого их предпочтения для отстаивания личного права. Какие действия будет свершать личность, отстаивая свое право - это ее усмотрение, самое важное, чтобы это осуществлялось в рамках законодательства.

Правомерное регулирование права на внесудебную защиту в Российской Федерации реализовывается Конституцией Российской Федерации, федеральным законопроектом, законодательными документами субъектов Российской Федерации.

Проанализировав последовательность нормативно-правовых документов, которые регулируют несудебную защиту прав и свобод человека, стоит обратить внимание, что задачей функционирования органов, предопределенных в данных нормативно-правовых документах выступает отстаивание права, то есть восстановление преступленных субъективных прав или правомерных интересов, но достигается она не при помощи использования методов защиты права, а, во-первых, методом использования прочих мер законного воздействия и, во-вторых, методом обращения к формам защиты права.

В общем же, давая оценку правовому регулированию несудебной защиты прав и правомерных интересов человека в РФ, стоит обратить внимание, что оно отвечает национальным стандартам, но обладает некоторыми недостатками: отдельные положения законодательства обладают декларативным характером, отсутствует кодифицированный акт, который, в свою очередь, регулирует несудебную защиту прав и правомерных интересов населения, что не может не отразиться на характерном функционировании несудебной защиты. Рассмотрение правовых критериев, воздействующих на деятельность института несудебной защиты прав человека, дает возможность прийти к выводу о потребности в усилении законодательного регулирования несудебной защиты. Работу по улучшению процедурно-правовых форм исполнения права на несудебную защиту личности стоит осуществлять стабильно.

При рассмотрении нормативно-правовых документов, которые регулируют работу специально уполномоченных органов по защите прав человека определено, что главными вопросами выступают противоречивость и неординарность правовой базы; нечеткость формулировок отображающих статус, функции и полномочия, специально уполномоченных органов в Конституции РФ, в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ.

Следует увеличить роль законодательства в регулировании отношений, участником которых являются лица, реализовывающие свое право на защиту автономно (самооборона требует серьезных изучений и улучшения), не взывая к помощи специально уполномоченных органов, сформировать структуру воздействий рекомендательного характера, которую заинтересованное лицо могло бы применять при появлении соответственного случая. Для этого требуется порядок процедур, устремленных на разработку и применение мер роста правовой культуры и правового формирования человека, наряду с особыми мерами для лиц, препровождающих административный аппарат (государственных и муниципальных служащих); на образование нормативных и правовых документов, открывающих механизм и процедуры исполнения права человека на самооборону и т.д. В настоящее время нет, не то, что единого закона, определяющего предоставленное субъективное право, но, довольно часто оно в принципе не именуется в структуре правовой защиты человека.

Обстоятельной проблемой в работе действенного функционирования института внесудебной защиты выступают несовершенства осознания прав личности. Правовой нигилизм выступает одной из наиболее основательных проблем в последовательности социальных и психологических условий совершенствования института внесудебной защиты. Варианты решения этой проблемы многообразны и они содержат стремление, как государства, так и самого общества.

Улучшение нормативно-правового регулирования несудебной защиты права непосредственно будет иметь зависимость от действенности исполнения законодательства, регламентирующего процедуру защиты. На сегодняшний день вследствие утверждения ряда федеральных законов, которые в свою очередь регулируют процедуру реализации главных прав и свобод личности, формируется цель добиться наибольшего эффекта осуществления законодательства.

Осуществляемая деятельность по защите права - деятельность несудебного характера, протекает в определенных формах, то есть меры правомерного влияния, правом употребления которых наделены надлежащие государственные органы и организации (прокуратура), или негосударственные - не обладающие государственно-властными силами (самооборона, нотариат), реализуются в установленном законе порядке.

На основании выше обозначенного можно установить, что внесудебная защита прав человека - это зафиксированная законодательством деятельность по гарантированию защиты прав и свобод гражданина без помощи судебных органов. Внесудебная защита выступает добавочным элементом по отстаиванию прав населения в российском государстве. Гарантией от неправомерных воздействий или бездействия со стороны государственных органов выступает способность обжаловать обозначенные воздействия или бездействие в судебном порядке. Проблема отстаивания прав и свобод человека и гражданина в области исполнительной власти непрерывно объединена с административным и правовым статусом человека в качестве субъекта различных административных взаимоотношений.

Возможность административного и правового метода защиты прав и свобод предопределена ст. 33 Конституции РФ. Устанавливается, что существенным значением обладают два аспекта деятельности государственных органов: в первую очередь, разбор заявлений и жалоб населения на воздействия служебных лиц представленного органа (внутренний контроль за следованием прав человека служебными лицами представленного государственного органа), затем, анализ заявлений и жалоб граждан согласно главным целями и задачами работоспособности государственного органа (внешний контроль за следованием правам человека всеми лицами в отвечающей области).

Описывая состояние внутреннего контроля над соблюдением прав человека, можно прийти к выводу, что результативность его весьма мала, а в отдельных ситуациях приближена к нулю. Отсюда, обжалование воздействий сотрудников исполнительной власти в вышестоящий орган не дает почти никакого итога, "внутренние расследования" почти ничего не дают населению, которое, в свою очередь, пострадало от незаконных воздействий представленных работников. Практически в каждой ситуации следует направляться в суд. Внешний контроль над соблюдением прав человека - непосредственный долг соответственных государственных органов, осуществляется всецело в сопоставлении с предыдущим, тем не менее, совершенно не достаточно. Главным внесудебным органом по защите прав и свобод населения выступает прокуратура. Все же ясно, что данную задачу она преодолевает не полностью. Направляясь в органы прокуратуры, многие не получают соответствующей защиты своих преступленных прав.

С точки зрения гарантирования правомерности, охраны прав и свобод гражданина стоит давать оценку роли государственного контроля и надзора за работой органов исполнительной власти. Варианты их реализации разнообразны, объединены с конституционными полномочиями органов и лиц, которые представляют соответственные сегменты исполнительной власти.

Значительной формой подобного контроля вступает исполнение Президентом РФ его конституционных полномочий. Выступая обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции РФ), Президент гарантирует скоординированное функционирование всех сегментов власти. Согласно п. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент РФ должен гарантировать реализацию федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации и, соответственно, следить за работой данных органов, также и через аппарат своей Администрации и при помощи своих полномочных представителей в субъектах государства.

Стоит отметить, что подобный элемент, как "механизм внесудебной защиты" - недостаточно разработанный и мало исследованный, оттого не следует претендовать на полноценность обозначенных положений и рассматривать представленный механизм в качестве постановки проблемы, полагая, что данный факт может вступить ориентиром для последующих изучений внесудебной формы защиты прав человека.

В юридической литературе разбирают формы защиты прав, методы, меры и средства защиты. Форма защиты является видом юридической деятельности, в которой осуществляются охранительные правовые отношения. Обозначаются непосредственная, управленческая, социальная, судебная и национальная формы зашиты прав граждан.

Непосредственная форма защиты описывается постановлением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за определением юридического факта, представлением обеспечения).

При общественной форме защиты прав защита реализовывается преднамеренно сформированным правозащитным органом. В области социального обеспечения подобным органом выступает комиссия (уполномоченный) по общественному страхованию.

Управленческая форма защиты прав содержит деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

Так же существует национальная защита прав граждан, она реализовывается преднамеренно сформированными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (на данный момент - Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге, Экономическим судом СНГ и др.).

Более подробно вышеперечисленные формы внесудебной защиты в сфере социального и пенсионного обеспечения проанализированы во второй главе данной работы.

1.2 Правовое регулирование внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина предопределяются, прежде всего, издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Роль исполнительной власти в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но, и осуществляют функцию защиты этих прав. Конституция закрепляет обязанность государства по охране прав личности, что, однако, не исключает самостоятельных активных действий индивида, использование им различных способов защиты прав и свобод, не запрещенных законом. Это позволяет значительно расширить возможности гражданина по отстаиванию своих интересов. Конституция России определяет особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигает охрану его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве.

Для реализации этого принципа должны существовать действенные механизмы защиты и гарантий прав личности. В зарубежных странах накоплен большой опыт создания и функционирования разветвленной системы институтов, содействующих обеспечению охраны прав и свобод человека, провозглашенных в конституциях и закрепленных во внутреннем законодательстве. Важным инструментом охраны прав личности, одной из организационно-правовых гарантий их защиты выступает право на подачу жалобы. Человек может обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашей стране юридическая незащищенность человека перед различными ведомствами, учреждениями, чиновниками и государством вообще - факт очевидный.

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Более конкретно юридические гарантии защиты прав граждан установлены в других статьях Конституции РФ. Так, в ст. 33 закреплена внесудебная защита прав граждан. Исходя из содержания этой статьи, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Мы выяснили, что, внесудебная защита прав граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Нормативным правовым актом общего назначения является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Большое значение имеет вопрос о сфере применения данного Закона. Взгляды ученых по этому вопросу неоднозначны. Так, по мнению некоторых ученых, из смысла ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 указанного Закона явствует, что его положения не распространяются на порядок рассмотрения обращений в коммерческих организациях, негосударственных образовательных учреждениях и общественных объединениях, унитарных предприятиях, и что порядок рассмотрения обращений граждан в них регламентируется внутренними локальными нормативными актами либо законодательством РФ. В Комментарии к Конституции РФ указывается, что положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ распространяются на обращения граждан в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Со вторым мнением можно согласиться, так как в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. С одной стороны, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 относится к числу иных федеральных законов о порядке рассмотрения обращений граждан, с другой же стороны - в нем не в полном объеме регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалоб. К числу специальных нормативных правовых актов относятся акты по отдельным видам социального обеспечения. Это Закон о трудовых пенсиях (ст. 18), Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (ст. 65), Закон о социальной помощи (ст. 9). В то же время ряд нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения либо включают отсылочные нормы, либо предусматривают лишь судебную защиту прав граждан, что противоречит Конституции РФ.

К числу первых можно отнести Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (п. 86), а к числу вторых - Закон о ветеранах (ст. 27), Закон о социальной защите инвалидов (ст. 32) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. 32). Основной задачей органов, создаваемых для первичного разрешения спорных вопросов социального обеспечения, является защита прав граждан в рамках тех органов, учреждений и организаций, куда они обратились за предоставлением обеспечения. Как правило, речь идет о случаях, когда гражданин обращается за обеспечением к руководителю органа или организации, где он осуществляет трудовую деятельность или проходит военную или правоохранительную службу (непосредственная форма защиты). Наиболее распространенным органом общественной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, имеющим оформленный правовой статус, является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию. Согласно Типовому положению об этой комиссии (уполномоченном) она образуется в организациях независимо от форм собственности, зарегистрированных в качестве страхователей в территориальных органах ФСС РФ, с числом работников более 100 человек. В организациях с числом работников более 1000 человек комиссии могут создаваться в структурных подразделениях. Если же число работников в организации менее 100 человек, функции комиссии может выполнять уполномоченный по социальному страхованию. Члены комиссии избираются из числа представителей администрации страхователя (работники службы управления персоналом, финансово-экономической, юридической и бухгалтерской служб и др.), а также профсоюзной организации или трудового коллектива на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

В таком же порядке избирается уполномоченный по социальному страхованию. Положение о комиссии или уполномоченном разрабатывается в каждой организации-страхователе на основании Типового положения и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При возникновении спора между комиссией и администрацией организации-страхователя, а также в случаях неисполнения администрацией решений комиссии комиссия вправе обращаться в территориальный орган ФСС РФ.

В свою очередь администрация страхователя или застрахованное лицо могут обжаловать решения комиссии в территориальный орган ФСС РФ. Контроль над работой комиссии осуществляет территориальный орган ФСС РФ. В отдельных государственных органах по их собственным решениям создаются внутренние структуры, предназначенные для разрешения спорных вопросов предоставления отдельных видов социального обеспечения. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2002 г. № 72 утверждено Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения. Положение утверждено в соответствии с п. 1.5 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942. В данном пункте указано, что спорные вопросы назначения и выплаты пенсий, в том числе вопрос о зачете в выслугу лет отдельных периодов службы (работы, учебы), решаются комиссией Генеральной прокуратуры РФ, положение о которой утверждается Генеральным прокурором РФ.

1.3 Становление и развитие внесудебной формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Важное место в системе субъектов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти, затрагивающей права и свободы граждан, в том числе в сфере социального и пенсионного обеспечения занимает институт омбудсмена. Его функции направлены на защиту прав граждан от произвола и злоупотребления властью со стороны чиновников. Омбудсмен рассматривается в качестве возможной альтернативы или необходимого дополнительного элемента ненадежной административной системы, гаранта справедливого принятия ею решений. Его создание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Несмотря на усиливающуюся во всем мире критику государственной деятельности, общепризнанно, что омбудсмен способствует росту публичного доверия к администрации.

Поэтому сегодня этот институт по справедливости считается важнейшим фактором укрепления законности и правовой основу в деятельности исполнительной власти, формой внесудебного контроля. Основной принцип института омбудсмена - его функциональное назначение в качестве инструмента защиты прав человека и гражданина, отличного от парламентского, судебного, административного и иных форм контроля и надзора. Оригинальность этого института оправдывает небольшой экскурс в прошлое.

Институт омбудсмена впервые был основан в Швеции в 1809 г. Современный его тип является прототипом Королевского омбудсмена. Когда король Швеции Карл XII потерпел поражение в битве под Полтавой (1709 г.), он покинул страну и уехал в Турцию. В это время в Швеции начались волнения и беспорядки. Чтобы прекратить их, король, находясь в Турции, издал в 1713 г. закон о создании в Швеции Королевского омбудсмена. В его обязанности входило следить за тем, чтобы законы и статуты исполнялись, а гражданские служащие четко выполняли свои обязанности. Позднее этот пост стал называться "канцлер юстиции". С 1766 по 1772 г. шведский парламент почти все полномочия короля взял в свои руки, в том числе и назначение канцлера. Однако в 1772 г. король Густав III восстановил королевские прерогативы. В 1809 г. король Густав IV Адольф, прославившийся своим деспотизмом, был свергнут и за многие годы, наконец - то, созвали риксдаг (парламент), который решил принять новую конституцию, основывающуюся на принципе равновесия власти короля и парламента.

Таким образом, либерализация общества в начале XIX в. способствовала возникновению конституционных норм в Швеции. Парламент в 1809 г. принял "Документ о правлении" (конституционный акт), созданный под влиянием теории Монтескье о разделении властей. Чтобы как-то уравновесить широкие полномочия короля с полномочиями парламента, последнему предоставлялось право избирать специального парламентского комиссара (омбудсмена) для осуществления надзора за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти. В государственно - правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Упрочение омбудсменовской идеи в мире - закономерный итог демократизации общества. Омбудсмен, представляет собой редкий тип государственно-правовых институтов, который, не изменяя своей основной природе и содержанию, обладает способностью к модицификациям. Каждый омбудсмен работает в условиях, характерных для его страны. С учетом этого организация и способы функционирования института омбудсмена различны. Национальные особенности отдельных стран, оригинальные правовые и административные системы влекут за собой многообразие форм данного института.

Специфические условия каждой страны, государственно - правовые преобразования, предшествовавшие или сопровождавшие создание омбудсменовских служб, предопределяют ту или иную модификацию классического скандинавского омбудсмена.

Этот феномен демонстрирует, что правозащитные институты не знают национальных границ.

В настоящее время в нашей стране существует много средств, направленных на охрану прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения. Однако права граждан еще очень часто нарушаются, а существующие способы защиты недостаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина.Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся инструментов, но и создания новых, гарантирующих и охраняющих права человека. Эти вопросы взаимосвязаны и не могут быть оторваны друг от друга, так как чем больше действенных способов защиты прав гражданина в современном государстве, тем человечнее данное общество. Поэтому институт омбудсмена следует рассматривать как дополнительное, а не как альтернативное средство правовой защиты в системе иных механизмов, направленных на осуществление данной деятельности.

1.4 Зарубежный опыт внесудебной защиты нарушенных прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

Часть 3 ст. 46 Конституции РФ предопределяет возможность для каждого гражданина согласно международным договорам РФ адресоваться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если использованы все существующие внутригосударственные средства правовой защиты.

Возможность обращения граждан Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав человека истекает из ст. 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, установленный на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., также заключает порядок положений, касающихся анализируемых вопросов.

В соответствии со ст. 55 Устава ООН способствует общему уважению и следованию правам человека и главных свобод для всех, без деления на расы, пола, языка и религии. Статья 66 Устава уполномочивает Экономический и Социальный совет отдавать рекомендации для поощрения уважения прав человека и главных свобод для всех. Совету доверено сформировать комиссию по поощрению прав человека.

Соответственные институты международной защиты прав человека предопределены учредительной документацией специализированных органов ООН (таковой является МОТ), а также региональными международными объединениями (для России это СЕ и СНГ).

Организация Объединенных Наций не выносит обязательных для государств постановлений по вопросам прав человека. Аппарат ООН в своей деятельности по защите прав человека может только принять во внимание соответственное преступление прав человека. Поэтому, как мы полагаем, нелегко принять этот институт международной защиты прав граждан действенным. Также невозможно не обратить внимание на то, что на смену Комиссии ООН по правам человека, которую критиковали за чрезвычайную политизированность, пришел Совет ООН по правам человека (СПЧ). Согласно резолюции Генеральной ассамблеи от 15 марта 2006 г. СИМ заключается из сорока семи членов, которые выбираются на 3 года. Среди государств - членов СПЧ состоит и Российская Федерация.

Малодейственным выступает и такой институт межгосударственной защиты прав человека, как контроль со стороны МОТ за использованием международных норм о социальном обеспечении. Дело в том, что в соответствии со ст. 24 Устава МОТ, когда в Международное бюро труда (МБТ) приходят представления (претензии) или жалобы от организации предпринимателей или работающих на несоблюдение государством - членом МОТ конвенции, участником которой оно выступает. Административный совет дает начало процедуре, основное в которой - формирование комиссии по расследованию. Следствием деятельности комиссии выступают рекомендации касаемо тех мер, которые стоило бы утвердить для удовлетворения жалобы. По материалам печати, вМОТ уже поступали обращения из России с жалобами на несвоевременную выплату пенсий. Но тут возникает одна проблема, которая состоит в том, что право адресоваться с жалобами в МОТ населению не предоставлено. Во время устремления к повсеместному утверждению прав человека подобное положение верно является неоправданным и старомодным.

Стоит обратить внимание, что в представленной части Устав МОТ возражает ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором свободы и права, изложенные в Декларации, могут быть целиком реализованы.

Третий межгосударственный институт защиты прав человека - в границах СНГ. Правовую основу межгосударственной защиты прав человека в рамках СНГ заключают: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., утвержденная Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ, Хартия социальных прав и гарантий граждан СНГ, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 28-29 октября 1994 г., а также Положение о Комиссии по правам человека СНГ, утвержденное решением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1995 г.

В ст. 16 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека зафиксировано право каждого человека на социальное обеспечение, подсоединяя социальное страхование по возрасту, при условии болезни, потери кормильца, инвалидности, воспитания детей и в иных случаях, определенных национальным законодательством. Статья 19 определяет, что каждый человек, права и свободы которого преступлены, имеет право на действенное восстановление в правах и свободах согласно национальному законодательству. То есть Конвенция предоставляет государствам - членам СНГ автономно отстаивать права своих граждан. В то же время Конвенция в ст. 34 предопределяет, что наблюдение за ее реализацией выполняется Комиссией по правам человека СНГ. Главной задачей Комиссии выступает надзор за осуществлением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в границах Содружества. Комиссия разбирает персональные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных объединений по вопросам, связанным с нарушениями прав человека. Тем не менее, Комиссия не анализирует никаких обращений по существу, пока не уверится в том, что этот вопрос не разбирается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования, что заявитель использовал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с того времени прошло не более 6 месяцев, а также что обращение не представляется анонимным. Постановления Комиссии закрепляются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответственных документах, засвидетельствованные копии которых передаются государствам - членам СНГ.

Ни в указанной Конвенции, ни в Протоколах к ней не идет речь о правах граждан в сфере социального обеспечения. Тем не менее, в ст. 2 Конвенции говорится о том, что право каждого человека на жизнь охраняется законодательством, а в ст. 1 Протокола № 1 определено, что каждое физическое лицо вправе свободно употреблять свое имущество, и не может быть лишено своего имущества, по-иному как в интересах общества и на условиях, предопределенных законодательством и общими принципами международного права. Основываясь на данных положениях, российские граждане, на наш взгляд, обладают возможностью адресоваться в Европейский Суд по правам человекас жалобами на невыплату пенсий и ежемесячных пособий на детей.

Что касается Европейского Суда по правам человека, то в связи с принятием Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней": граждане России приобрели возможность адресоваться в Европейский Суд с жалобами на нарушения Конвенции.

Такие обращения допустимы:

·только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

·только против действий или решений органов властей;

·если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

·до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и утверждено положение о нем.

Таким образом, гарантированность социального обеспечения как конституционный принцип представляет собой комплекс конституционных гарантий права на социальное обеспечение в случаях, считающихся государствам социально значимыми.

Глава 2. Внесудебные формы защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

.1 Непосредственная форма внесудебной защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

Исходя из изложенного в первой главе материала, было выявлено, что внесудебная защита прав граждан содержит непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в области социального обеспечения содержат как нормативные правовые документы общего предопределения, так и акты особого предопределения.

Нормативным правовым документом общего предопределения выступает Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке разбора обращений граждан Российской Федерации". Существенным значением обладает вопрос об области употребления представленного Закона. Мнения специалистов по данному вопросу неординарны. Следовательно, как полагают отдельные специалисты, из смысла ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 обозначенного Закона, очевидно, что его положения не распространяются на последовательность разбора обращений в коммерческих учреждениях, негосударственных образовательных учреждениях и социальных ассоциациях, унитарных организациях, и что последовательность разбора обращений граждан в них регламентируется внутренними локальными нормативными документами, либо законодательством РФ. В Комментарии к Конституции РФ уточняется, что положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ распространяются на обращения граждан согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. (ред. от 09. 02. 2009) № 4866-1 "Об обжаловании в суд воздействий и решений, преступающих права и свободы граждан". Со вторым суждением можно достичь соглашения, так как согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ определённый данным Законом ряд анализа обращений населения исходит на все обращения граждан, не учитывая обращений, которые надлежит разбору в последовательности, предопределённой федеральными конституционными законодательством и прочими федеральными законопроектами. С одной стороны, Закон РФ от 27 апреля 1993 г.(ред. от 09. 02. 2009) № 4866-1 причисляется к числу прочих федеральных законов о ряде анализа обращений граждан, с другой же стороны - в нем не полностью регламентирована последовательность подачи и разбора жалоб.

К ряду особых нормативных правовых документов причисляются документы по некоторым вариантам социального обеспечения. Данный Закон о социальной помощи (ст. 9), Закон о рабочих пенсиях (ст. 18), Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (ст. 65). Наряду с этим порядок нормативных правовых документов по вопросам социального обеспечения или содержат отсылочные нормы, или предопределяют только судебную защиту прав населения, что возражает Конституции РФ. К ряду первых можно причислить Порядок и условия установления и выплаты государственных пособий гражданам, которые имеют детей (п. 86), а к ряду последующих - Закон о социальной защите инвалидов (ст. 32), Закон о ветеранах (ст. 27) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. 32).

Главной целью органов, формируемых для начального разрешения спорных вопросов социального обеспечения, выступает защита прав граждан в границах тех органов, организаций и учреждений, куда они адресовались за просьбой обеспечения. Как принято, имеются в виду ситуации, когда гражданин адресуется за обеспечением к начальству органа или учреждения, где он реализовывает рабочую производительность или осуществляет военную или правоохранительную службу. В этом и содержится непосредственная форма защиты.

.2 Общественная форма внесудебной защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения

Довольно распространенным органом социальной защиты прав граждан в области общественного обеспечения, обладающим оформленным правоверным статусом, выступает комиссия (уполномоченный) по общественному страхованию. В соответствии с Типовым положением о данной комиссии (уполномоченном) она формируется в учреждениях автономно от форм собственности, зафиксированных в качестве страхователей в местных органах ФСС РФ, с количеством сотрудников более сотни населения. В учреждениях с количеством сотрудников более тысячи человек комиссии могут формироваться в системных подразделениях. Если же количество сотрудников в учреждении менее сотни человек, функции комиссии может осуществлять уполномоченный по общественному страхованию.

Члены комиссии выбираются из ряда представителей администрации страхователя (сотрудники службы управления служащими, экономической, финансовой, бухгалтерской и юридической служб и др.), а также профсоюзного объединения или трудящегося коллектива на общественном собрании (конференции) рабочего коллектива. В такой же последовательности выбирается уполномоченный по социальному страхованию.

Положение о комиссии или уполномоченном формируется в каждой компании - страхователе на базе Типового положения и закрепляется общественным собранием (конференцией) рабочего коллектива. В положении устанавливаются количество членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудящегося коллектива), срок полномочий комиссии, последовательность принятия ею решений и т.д.

Комиссия анализирует спорные вопросы снабжения пособиями по общественному страхованию, появившиеся между сотрудниками и администрацией компании. Комиссия должна в десятидневный срок разбирать заявления (жалобы) сотрудников компании по вопросам общественного страхования. Решения комиссии фиксируются протоколом.

При зарождении спора между комиссией и администрацией компании-страхователя, а также при условиях неосуществления администрацией решений комиссии, комиссия может обращаться в местный территориальный орган ФСС РФ. Следовательно, администрация страхователя или застрахованное лицо вправе обжаловать решения комиссии в территориальный орган ФСС РФ.

Контроль над работой комиссии реализовывает территориальный орган ФСС РФ.

В некоторых государственных органах по их личным постановлениям формируются внутренние структуры, предопределенные для решения спорных моментов предоставления некоторых вариаций социального обеспечения. Например, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2002 г. № 72 ратифицировано Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по решению спорных вопросов пенсионного обеспечения. Документ ратифицирован согласно п. 1.5 Положения об исчислении выслуги лет, установлении и выплате пенсий и пособий следователям и прокурорам, ученым и педагогическим сотрудникам органов и учреждений прокуратуры РФ, обладающим классными званиями, и их родным, который ратифицировано постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942. В обозначенном пункте говорится о том, что спорные вопросы установления и выплаты пенсий, также это касается вопроса о зачете в выслугу лет некоторых этапов службы (работы, учебы), разрешаются комиссией Генеральной прокуратуры РФ, положение о которой ратифицируется Генеральным прокурором РФ.

Комиссия включает в себя 5 человек. Индивидуальный состав комиссии ратифицируется приказом Генерального прокурора РФ. Главными целями комиссии выступают: разбор спорных вопросов, появляющихся в ходе использования нормативных правовых документов об исчислении выслуги лет и установлении пенсий сотрудникам прокуратуры и их близким; создание цельной практики использования законодательства о пенсионном обеспечении следователей и прокуроров и их родных пенсионными службами прокуратур субъектов РФ. Комиссия разбирает спорные вопросы установления и перерасчета пенсий, исчисления выслуги лет и общего рабочего стажа, исчисления сроков установления или перерасчета пенсий и др.

Комиссия вправе призывать на свои собрания заинтересованных лиц, передавать поручения отделу пенсионного обеспечения Управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, спрашивать нужные данные, аннулировать или менять свои решения по снова обнаружившимся обстоятельствам.

Положение о комиссии контролирует и отдельные процессуальные моменты деятельности. Так, заседания комиссии осуществляются по мере надобности или не меньше одного раза в два месяца при присутствии не меньше трех членов комиссии. Период исполнения заседания комиссии и область лиц, которые подлежат приглашению на собрание, устанавливает главное лицо комиссии. Сбор данных к заседанию комиссии выполняет секретарь. Решения комиссии выносятся простым превалирующим числом голосов. При равноправии голосов право заключительного решения остается за председателем комиссии. Заседание комиссии фиксируется протоколом, который заверяют председатель и секретарь комиссии. Заявителю посылается выдержка из решения комиссии.

Вынесенные комиссией постановления выступают обязательными для реализации всеми органами прокуратуры РФ. Постановление комиссии может быть обжаловано Генеральному прокурору РФ или в суде.

Комиссии по рассмотрению спорных вопросов в сфере пенсионного обеспечения функционируют и в иных министерствах и ведомствах силового блока - Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФСИН России, а также в судебной последовательности. Скажем, Инструкцией о формировании работы по пенсионному обеспечению в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации, ратифицированной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, предопределено формирование комиссий МВД, Управления внутренних дел (УВД), Главного управления внутренних дел (ГУВД) субъектов РФ по рассмотрению спорных аспектов по пенсионному обеспечению (п. 12.2.3). В ФСБ России функционирует комиссия по рассмотрению спорных аспектов (Последовательность формирования пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, ратифицированного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302, п. 11). В структуре ФСИН России разногласия по зачету в выслугу лет для установления пенсии разнообразных этапов службы, работы и учебы работников разбираются комиссией территориального органа или главной аттестационной комиссией. Препирательства по назначению и определению размеров сумм материального довольствия для начисления пенсии рассматриваются руководителем территориального органа, а при многообразной подчиненности пенсионного органа и подразделения финансовой службы - финансовым и экономическим управлением ФСИН России. Данные положения фиксированы в п. 13.1 и 13.2 Инструкции о формировании работы по общественному обеспечению работников и их родных в уголовно-исполнительной структуре, ратифицированной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 258.

При появлении спорных моментов по вопросам установления ежемесячного бессрочного содержания судей данные вопросы выдвигаются на разбор комиссии, в которую входят представители Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Формирование подобной комиссии предопределено п. 7.2 Инструкции о последовательности установления и выплаты каждый месяц бессрочного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ратифицированной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 3, 9 и 29 июля 2003 г.

Положение о Комиссии по разбору появившихся спорных моментов при установлении каждый месяц бессрочного содержания судьям ратифицировано Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 1, 19 июля и 6 сентября 2004 г. Объектом разбора Комиссии выступают спорные аспекты, появляющиеся при установлении и выплате: каждый месяц бессрочного содержания судьям, которые пребывают в отставке, бывшим судьями бывшим государственным арбитрам; каждый месяц прибавки к доходу в размере пятьдесят процентов от ежемесячного бессрочного содержания судьям, обладающим правом на приобретение каждый месяц бессрочного содержания в полном объеме, но также продолжающим осуществлять свою деятельность; каждый месяц компенсирования в связи со смертью судьи не способным работать членам семьи, которые находились на его содержании.

Комиссия разбирает жалобы (заявления) на решения комиссий по установлению на каждый месяц бессрочного содержания, сформированных при краевых и областных судах, верховных судах республик, судах автономной области и автономных округов, судах городов федерального значения, Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах РФ (дальше - Комиссии по определению ежемесячного бессрочного содержания).Помимо разбора жалоб (заявлений), Комиссия вправе давать объяснения по вопросам употребления Инструкции о последовательности установления и выплаты каждый месяц бессрочного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикциии мировым судьям. Комиссия выносит растолкования вследствие возникновения запросов, которые поступили от судей федеральных судов, мировых судей, также состоящих в отставке, бывших судей, их представителей. Запросы могут также исходить от председателей и членов комиссий по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания, руководителей управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, председателей федеральных судов общей юрисдикции, руководства Судебного департамента, при которых сформированы комиссии по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания, членов семей умершего судьи, которые пребывали на его содержании, их представителей. Изъяснения Комиссии обладают рекомендательным характером.

В Положении о Комиссии устанавливается последовательность ее образования и работы. Составляющими Комиссии выступает квалификационная коллегия судей по указанному вопросу. В данную коллегию входят судьи от Верховного суда РФ и от Судебного департамента РФ. Состав Комиссии провозглашается постановлением Генерального директора Судебного департамента. Председателя, заместителя председателя и секретаря члены Комиссии выбирают автономно.

Жалоба (заявление) разбирается около месяца, данный срок исчисляется с времени регистрации.

Решение Комиссии выносятся обычным превалирующим числом голосов се членов, которые присутствовали на заседании. Члены Комиссии не могут не принимать участие в голосовании. При одинаковом количестве голосов постановление Комиссии считается утвержденным в пользу лица, жалоба (заявление) которого разбирается Комиссией.

Комиссия выносит одно из последующих решений: оставить решение комиссии по установлению на каждый месяц бессрочного содержания без изменения; аннулировать решение и отправить документы на новое рассмотрение в комиссию по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания. Постановление Комиссии об отмене решения и назначении документов на повторное рассмотрение выступает обязательным для осуществления и фиксируется в действие положениями соответственных должностных лиц в срок до пяти дней со дня поступления (регистрации) постановления Комиссии. При условии несогласия с решением Комиссии лицо, по жалобе (заявлению) которого принято обозначенное постановление, может в дальнейшем обжаловать его в судебном порядке.

Соответственные структуры формируются в органах ПФР. В Исполнительной дирекции ПФР сформировано Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, компаний и страхователей. На управляющих отделениями ПФР в субъектах РФ поручено обязательство по образованию подразделений по взаимодействию с обращениями граждан.

Постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. № 275п ратифицирована Инструкция по взаимодействию с обращениями граждан, застрахованных лиц, компаний и страхователей в Ревизионной комиссии ПФР и Исполнительной дирекции ПФР и Постановление о формировании приема населения, застрахованных лиц, представителей компаний и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации. В Инструкции заключаются общие положения, правовые нормы о приеме и фиксации письменных обращений граждан, сроках разбора обращений граждан, контроле реализации обращений, образование дел по обращениям, формирования рассмотрения обращений, а также о работе но обобщению и рассмотрению обращений. Положение о формировании приема заключает общие положения, нормы о создании приема населения, приеме населения первым заместителем, Исполнительным директором ПФР и его заместителями, заместителями Председателя Правления ПФР, приема граждан руководителями структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями и прочими лицами, которые, в свою очередь, наделены нужными для этого полномочиями, по аспектам, имеющим отношение к их компетенции.


Защита прав граждан в области социального обеспечения при помощи управленческой формы основывается на более серьезной нормативной базе, предопределяющей соответственную процессуальную работу данных органов и служебных лиц. Помимо этого, обозначенный метод защиты обладает долголетней историей.

Главным методом защиты прав граждан в области социального обеспечения выступают их обращения. Федеральный закон "О последовательности рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" зафиксировал 3 варианта обращений: предложение, заявление, жалоба. Этот Закон заключает определения понятий данных вариаций обращений (ст. 4).

В функционирующих нормативных правовых документах и специализированной литературе детально изучена последовательность разбора обращений граждан. Исходя из этого основной целью выступает лишь обнаружение особенностей, которые свойственны для употребления норм права социального обеспечения в ходе разбора обращений в органах, организациях и учреждениях, реализовывающих социальное обеспечение населения, а также в прочих органах, разбирающих обращения населения по обозначенным вопросам.

Здесь говорится о последующих главных учреждениях и органах:

) вышестоящих учреждениях ФСС РФ, ПФР, ФФОМС и ТФОМС;

) вышестоящих учреждениях и органах общественной защиты населения;

) органах прокуратуры;

) вышестоящих органах правоохранительной системы и органах военного управления;

) Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ;

) Уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

) Управлении Президента РФ по работе с обращениями населения и учреждений.

Главная нагрузка по разбору обращений населения в структуре ПФР возлагается на отделения фонда по субъектам РФ. Они выступают вышестоящими организациями по отношению к управлениям ПФР в городах и регионах.

В структуре социальной защиты граждан спорные вопросы и жалобы разбираются органами социальной защиты населения субъектов РФ, а также Минздравсоцразвития России.

На федеральном уровне в структуре социальной защиты общества обращения населения анализирует Минтруд России.

Деятельность с обращениями населения в Минтруде России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной услуги "Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним постановлений и отправка ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок", ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 6143н.

Согласно Порядку организации и работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н, жалобы граждан, которые проходят освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы разбирает главное бюро. При условии принятия жалоб аргументированными главное бюро меняет либо аннулирует постановление бюро. Помимо этого, главное бюро осуществляет освидетельствование населения, которые обжаловали постановления бюро.

Жалобы граждан на постановления главных бюро разбирает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. При условии утверждения жалоб аргументированными Федеральное бюро меняет или аннулирует решения главных бюро и осуществляет освидетельствование граждан, которые обжаловали постановления главных бюро.

Имеются отдельные особенности обжалования заключений военно-врачебных комиссий.

Деятельность с обращениями населения в Минздравсоцразвитии России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним решений и направление ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок", ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. № 293н. Этот Административный регламент заключает в себе сорок три пункта, систематизированных в пять разделов. Данные разделы отражают общие положения, требования к последовательности осуществления государственной функции, административным процессам, последовательности и формам контроля над реализацией государственной функции, последовательности обжалования действий (бездействия) и постановлений, исполняемых (принимаемых) в процессе реализации государственной функции.

Согласно ст. 65 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих разногласия по вопросам установления и выплаты пенсий военнослужащим, работникам правоохранительных органов и их родственникам, взимание чрезмерно осуществленных сумм разрешаются вышестоящими органами в последовательности подчиненности. В Минобороны России таким органом выступает Комиссия Минобороны, заключающаяся из лиц структурных подразделений Министерства. В МВД России споры и жалобы решает Финансово-экономический департамент, в ФСБ России - Комиссия по спорным вопросам, в судебной структуре - Комиссия, заключающаяся из представителей Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Спорные вопросы пенсионного обеспечения в структуре прокуратуры РФ разрешаются Комиссией Генеральной прокуратуры.

В структуре ФСИН России разногласия по аспектам социального обеспечения анализируются разнообразными органами. Разногласия по исчислению выслуги лет в последовательности обжалования разбирает Центральная аттестационная комиссия, по исчислению денежного довольствия - Финансово-экономическое управление ФСИН, а прочие споры - также Финансово-экономическое управление.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и прочие обращения, заключающие информацию о преступлении законов. Последовательность разрешения обращений населения регулируется Инструкцией о последовательности разбора и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, которая ратифицирована приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.

По каждому обращению в органе прокуратуры осуществляется одно из последующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в иные органы; приобщение к ранее зачислившейся жалобе. Обращения населения считаются разрешенными и отстраняются с контроля, если изучены обозначенные в них вопросы, выполнены нужные меры, получены полные ответы согласно действующему законодательству и направлен письменный ответ.

Если по жалобе вынесен протест, предъявлен иск или употреблено другое средство прокурорского реагирования, заявителю говорится о том, где в дальнейшем он вправе приобрести сведения об итогах рассмотрения.

В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов осуществляется также прием граждан. Помимо этого, в каждой прокуратуре устанавливается ящик для заявлений и обращений, который располагается в приемной или в открытом для заявителей месте.

Следует отметить, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсионное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав граждан и не должно нарушаться.

В случае нарушения прав пенсионного и социального обеспечения граждане Республики Крым граждане могут обращаться за внесудебной помощью в решении споров относительно нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, например к Уполномоченному по правам человека по Республике Крым. Так, в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2014г.№ 25-ЗРК "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым", одной из основных задач Уполномоченного в его деятельности является содействие беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина, и всемерное содействие их восстановлению в случае нарушения государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления.

В 2016 году в Республике Крым продолжился рост количества обращений в защиту социальных прав граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Представляется, что в такой ситуации чрезвычайно важна роль Уполномоченного по правам человека, профессионально осуществляющего защиту прав граждан от нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления и их должностных лиц, одного из немногих институтов гражданского общества, оказывающего бесплатно правовую помощь.

Количество граждан, получающих пенсионные выплаты в органах Пенсионного фонда Республики Крым на 01 января 2017 года составляет 605 487 человек (на 40 107 получателя пенсии больше чем в 2016 г.). После проведенных индексаций средний размер пенсии по Республике Крым на 01.01.2017 г. - 11 460,49 руб., что на 313,30 руб. (2,8%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. - 11 147,19 руб. Однако размеры государственных пенсий растут медленнее, чем цены на продукты питания и услуги ЖКХ. Многим пенсионерам все еще не хватает средств на существование. Все это "толкает" пенсионеров на продолжение трудовой деятельность и после выхода на пенсию. Так, на 01 января 2017 года 125 557 пенсионеров продолжали работать. За 2016 год к Уполномоченному поступило 708 обращений по пенсионным вопросам, что составляет 15 % от общего количества обращений. Граждан волнуют различные вопросы, касающимися сферы пенсионного обеспечения. Главные из них: назначение льготных пенсий, несогласие с размерами начисленных пенсий, начисление пенсии не в полном объеме из-за отсутствия документов, подтверждающих страховой стаж граждан, жалобы из-за нерадивости чиновников органов пенсионного фонда.

Анализ обращений, поступающих Уполномоченному, результаты личных приемов населения позволили выявить проблемы пенсионного обеспечения граждан. К Уполномоченному неоднократно поступали обращения от граждан, которые не имели возможности получить пенсионные выплаты, из-за длительного ожидания пенсионного дела из Украины.

Например, к Уполномоченному за помощью обратилась жительница города Ялта, которая долгое время проживала в Крыму, но пенсию получала в Черкасской области. В связи с отсутствием ее выплатного дела, которое было затребовано более полутора лет назад и не поступило в органы пенсионного фонда, ей не выплачивали пенсию. После вмешательства Уполномоченного ей назначили социальную пенсию, до поступления дела, а после произвели перерасчет пенсионной выплаты на основании поступивших документов.

К Уполномоченному продолжают поступать обращения граждан с жалобами на отказ территориальных органов ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в оформлении ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты по инвалидности). Одним из оснований для отказа в начислении указанной выплаты, является временная регистрация на территории Республики Крым.

Так, заявитель Ч. в своем обращении указал, что сотрудниками территориального органа пенсионного фонда ему отказано в оформлении данной выплаты в связи с тем, что в его паспорте гражданина РФ отсутствует штамп постоянной регистрации (заявитель имеет временную регистрацию).

Посчитав отказ необоснованным, Уполномоченный обратился в ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в ходе проведенной проверки, был подтверждена необоснованность и незаконность отказа в удовлетворении заявления о назначении ЕДВ. Уполномоченным было рекомендовано ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым наладить взаимодействие с территориальными органами для оказания им консультативной помощи с целью повышения уровня их правовых знаний. В соответствии с п. 4 ст. 6.3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин имеет право на выбор услуг в натуральном или денежном виде либо отказаться от них, подав соответствующее заявление до 1 октября текущего года.

В переходный период пенсионное обеспечение крымчан осуществлял Пенсионный Фонд Республики Крым, который был ликвидирован по окончанию указанного периода. При этом граждане, которым пенсионные выплаты были назначены, но по каким-либо причинам не были им выплачены до конца 2015 года, утратили возможность получить или взыскать в судебном порядке образовавшуюся задолженность в связи с отсутствием правопреемника у ликвидированного Пенсионного Фонда Республики Крым.

Отметим, что именно безответственность некоторых сотрудников Пенсионного Фонда Республики Крым привела к недостаточному информированию крымских пенсионеров о последствиях неполучения ими начисленной, но не выплаченной суммы пенсии. После единственной возможностью для граждан, не дополучивших пенсионные выплаты, являлось установление вины конкретных должностных лиц в административном или судебном порядке и последующее взыскание задолженности путем подачи в суд соответствующего иска о взыскании имущественного ущерба.

Заключение

В итоге стоит отметить, что актуальность проводимого исследования раскрыта и поставленные задачи решены. В ходе работы выявлено, что особую значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

В трудных обстоятельствах перехода к рыночной экономике в особенности острыми выступают проблемы уровня жизни всего общества и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц оказавшихся в сложной жизненной ситуации, то есть тех слоев, которые не способны самостоятельно гарантировать себе достойный уровень жизни.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация является социальным государством. Данный факт говорит о том, что при любых структурных и системных реорганизациях экономики страны, главной целью ее политики выступает гарантирование значительных жизненных стандартов для большинства населения страны. Социальное государство призвано заботиться об образовании условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из главных направлений социальной политики государства выступает обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита общества и в особенности более уязвимых его слоев от отрицательного влияния рыночных отношений в экономике.

Социальное обеспечение - это один из методов разделения части государственных средств посредством предоставления гражданам материальных благ, для выравнивания их собственных доходов при условии наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников. В объёме и на условиях жестко нормируемых социумом, государством для сохранения их полноценного общественного статуса.

Социальное обеспечение на протяжении долгого времени занимало и занимает одно из главных, обусловливающих мест в жизни государства и общества. Оно напрямую зависит от совершенствования экономики и теснейшим образом объединено с политикой и социальным благополучием населения труда и неработающих слоев общества.

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения.

За распространенностью преступности в области социального и пенсионного обеспечения стоят немалые просчеты в управлении делами государства и общества, малоразвитая экономическая и организаторская основы функционирования государственной и муниципальной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости применения любых средств для гарантирования своего благополучия, правовой нигилизм и нравственный цинизм. Положение дел во многом определено основательными моральными издержками в обществе. Серьезность преступности в области социального и пенсионного обеспечения бесспорна, ее размеры приобрели беспрецедентный характер и по количеству торгующих своими должностными полномочиями служащих и по количеству подкупающих их лиц и, в особенности, по пораженности коррупцией руководителей.

Поэтому внесудебные формы защиты нарушенных прав социального и пенсионного обеспечения особо актуальны, поскольку за счет них можно добиться более оперативного результата, чем через суд. Форма защиты является видом юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Среди внесудебных форм защиты нарушенных прав, выделяются непосредственная, общественная, управленческая и международная формы зашиты прав граждан. Во второй главе данного исследования был проведен более подробный анализ каждой из них.

Так же в итоге проведенного исследования, стоит отметить, что внесудебная защита социальных и пенсионных прав действительно работает в Российской Федерации и является эффективной, так изучив работу Уполномоченного по правам человека в Республики Крым было выявлено, что за прошедший год было решено более 1475 споров относительно нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, граждане получали оперативную и бесплатную помощь без судебного разбирательства. Данный факт подтверждает особую важность работы муниципальных и государственных органов в сфере внесудебного решения споров нарушенных прав социального и пенсионного обеспечения.

Список использованных источников литературы

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. - М.: Юрист, 2014. - 56 с.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года N 195-ФЗ: текст Кодекса по состоянию на 13 мая 2016 г.- Москва: Зерцало, 2016.- 300 с.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ: текст Кодекса по состоянию на 3 июля 2016 г.- Москва: Зерцало, 2015.- 600 с.

4.Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996 года N 63-ФЗ: текст Кодекса по состоянию на 30 декабря 2016 г.- Москва: Зерцало, 2015.- 300 с.

5.Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс

6.Федаральный закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"/ 27 апреля 1993 (с изменениями и дополнениями от 09.02.2009)/ /Консультант Плюс

7.О занятости населения РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1: по состоянию на 9 марта 2016 г.- Режим доступа: СПС Гарант

8.О страховых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ: по состоянию на 19 ноября 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

9.О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей [Электронный ресурс]: федеральный закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1: по состоянию на 14 января 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

10.О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ: по состоянию на 29 декабря 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

11.О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс]: федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ : по состоянию на 29 декабря 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

12.Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ: по состоянию на 9 марта 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

13.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ : по состоянию на 29 декабря 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант

14.Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый па XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.- СПС Консультант - Плюс

Специальная литература

15.Акашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. - 2015. - №4. - С.88-94.

16.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2015.- 468 С.

17.Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова. - М.: КНОРУС, 2009.-528с.

18.Буянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.- 630 с.

19.Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении / Ю.В. Васильева // Государство и право. - 2013. - N 11. - 374 С.

20.Галаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования / Л.А. Галаева // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - 518 С.

22.Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / К.Н. Гусов. - М.: Проспект, 2014.- 449 С.

23.Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие и практикум / К.В. Добромыслов. - М.: Книжный мир, 2010. - 370 с.

24.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: Краткий курс лекций / Г.Д. Долженкова. - М.: Юрайт, 2012.- 168 с.

25.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", 4-е издание, переработал и дополнил / М.Л. Захаров.- М.: ВолтерсКлувер, 2005.- 400 с.

26.Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова.- М.: Юстицинформ, 2008.- 250 с.

27.Лушников, А.М. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учеб пособие/ А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Т.Ю. Барышникова; Яросл. Гос. ун-т.-Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 288 с.

28.Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения / С.В. Люминарская // Вестник Удмуртского Университета. Экономика и право. - 2010. - №2. - С.59-64.

29.Маслов С.С. Ответственность за непредоставление социального обеспечения / С.С. Маслов // Трудовые споры. 2007. N 2.- С. 8-10.

30.Миронова Т.К. Право и социальная защита / Т.К. Миронова. - М.: Права человека, 2006. - 336с.

31.Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореф. дис. д-ра юрид. наук / Т.К. Миронова. - М.: Норма- М, 2008. - 54 с.

32.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебн. Пособие / Е.Е. Мачульская. - М.: Зерцало, 2012.- 300 с.

33.Павленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М.: Просвет, 2007. - 559 с.

34.Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.И. Гусова. - М.: Зерцало, 2004. - 290 с.

35.Рождествина А.А. Право социального обеспечения / А.А. Рождествина.- М.: Зерцало, 2013. - 487с.

36.Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М.Ю. Федорова.- Омск.: Знание, 2000.- 75 с.

37.Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым: Электронный ресурс/ Режим доступа: http://ombudsman.rk.gov.ru

Похожие работы на - Внесудебные формы защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!