Понятие и сущность правового государства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,88 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и сущность правового государства















Контрольная работа

Понятие и сущность правового государства

Содержание

1. Возникновение и развитие идеи правового государства

. Понятие, сущность и признаки правового государства

. Формирование правового государства

Литература

1. Возникновение и развитие идеи правового государства

Размышляя о происхождении правового государства, следует в самом общем виде определить сущность данного понятия. Под правовым государством следует понимать такой способ организации общества, при котором обеспечивается господство права, в полной мере реализуются права и свободы человека, соблюдается равенство всех перед законом, функционирует принцип разделения власти, а разрешение конфликтов происходит исключительно справедливым судом.

Впервые идея о правовом государстве возникла в эпоху античности. Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель высказывали мысль о том, что государственность возможна только там, где господствуют справедливые законы. Однако в Древней Греции теория правового государства не могла быть реализована, так как господство права в то время еще не сложилось. Например, народное собрание греческого полиса могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям, несмотря на отсутствие указания на эти основания в существующих актах.

Впервые отдельные принципы правового государства получили реализацию в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, законодательно обеспечивалось равенство граждан перед законом. В то же время правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, реализация принятых судебных решений была малоэффективной, императоры не были связаны законом и стояли выше него, имея возможность самостоятельно принимать любые решения. Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась.

В средневековой Европе идеи правового государства не развивались и проявлялись лишь в отголосках наследия Древнего Рима. Например, продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. В странах Востока правовое государство так же не получило своего распространения.

Активное формирование идеи превосходства права в эпоху Возрождения было порождено конфликтом между начинающим формироваться гражданским обществом и абсолютистским феодальным государством с деспотической властью. Суть политико-правовых теорий, возникающих в период Нового времени, заключалась в создании системы положений, позволяющих оградить частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Большую роль в разработке этих теорий сыграли труды Джона Локка и Шарля Луи Монтескьё.

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства, такие как разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную, верховенство закона, получили своё закрепление в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Один из авторов Статута канцлер Лев Сапега полагал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы.

Впервые осознанно и целенаправленно принципы правового государства были воплощены в жизнь при образовании США. Наиболее полно теория правового государства была сформирована в XIX веке и отражена в работах немецких юристов Г. Еллинека и Л. Штейна. Термин Rechtsstaat (с немецкого языка - правовое государство) введён в научный оборот Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

2. Понятие, сущность и признаки правового государства

В связи с тем, что Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, нам необходимо в теоретическом плане разобраться в этом понятии.

Как и любое общественное явление, правовое государство в первую очередь предстает как идея об идеальной организации государства. Правовое государство не насаждается, не внедряется по чьей-то воле, а представляет собой естественнодемократическое развитие общества, самостоятельно выходящего на идеи и принципы правового государства. Правовое государство, в отличие от многих других типов государства, формируется не силой, не в результате революций, а естественно-историческим путем, эволюционно, через осознание и осмысление его преимуществ перед другими исторически известными типами государства.

Как понятие правовое государство не является отражением конкретного государства. Оно является результатом осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств, которые основываются на принятых в мире ценностях и представлениях о правах человека, законности, правопорядке, легитимной власти.

Иногда, принятые государством законы, закрепляющие самые позитивные идеи, являются фиктивными, общественная жизнь организуется без учета этих законов. Ценность же правового государства заключается в том, что оно, должно функционировать на подлинно демократической основе. В правовом государстве важно не только соответствие закону деятельности государственного аппарата, но и демократический характер самой государственной власти, гуманистические цели деятельности государства, построение законов на естественно-правовых идеях.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Правовое государство противопоставляется деспотическому государству, в котором власть не связана справедливым законом и действует произвольно, равенство всех перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Таким образом, правовое государство - это правовая организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение власти, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Сегодня в мире немало государств, которые, закрепляя ряд параметров правового государства в своих основных законах, считают себя таковыми. В связи с этим необходимо четко определить признаки правового государства.

Признаки правового государства - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

Можно выделить следующие признаки правового государства.

1.Наличие в государстве и реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина, закрепленных международными актами. Перечень таких прав и свобод провозглашен Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году.

Основными характеристиками института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве являются:

полное соответствие основных прав и свобод человека общепризнанным принципам и нормам международного права;

непосредственно действующий характер прав и свобод человека, который определяет смысл, содержание и применение законов;

равенство всех перед законом, его правовая и фактическая гарантированность;

гарантированность прав и свобод лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам в соответствии с конституцией, общепризнанными нормами международного права;

недопустимость ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных международными актами и конституцией;

правовая и реальная гарантированность гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;

создание и эффективное функционирование институтов ответственности должностных лиц за посягательство на основные права и свободы человека и гражданина.

2.Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклоняться от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.

3.Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

4.Взаимная ответственность личности и государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это.

Меры юридической ответственности в отношении органов публичной власти и должностных лиц должны занимать важнейшее место в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статус чиновников необходимо трансформировать из «привилегированного» в действительно «обслуживающий» гражданское общество и личность. Нужно установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (импичмент для президента, вотум недоверия правительству), так и для всего остального «служивого люда», - отмечает А.В. Малько.

6.Народный суверенитет. Только народ источник всей той власти, которой располагает государство.

. Формирование правового государства

Размышляя о правовом государстве, нельзя упустить вопрос о путях и закономерностях его формирования. В историческом аспекте можно определить несколько этапов формирования правового государства. Обратимся к этапам, выделенным Ф.М. Раяновым.

На первом этапе происходит теоретическое осмысление философии правового государства. На основе анализа деятельности реального государства, сравнения его с другими, более прогрессивными государствами, вычленения его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального правового государства. Идеи правового государства, как правило, возникают как реакция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, тоталитарное государство.

Второй этап начинается, когда основные теоретические выводы об идеальном народном государстве реализуются в различных документах (декларациях, конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Сюда можно отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г.

Третий этап характеризуется тем, что само общество, государство которого формально закрепило основные принципы правового государства, созрело для восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия для дальнейшего продвижения идеи правого государства в реальной жизни.

На четвертом этапе, когда государствообразующее общество становится правовым, наступает время для реального функционирования правового государства.

В масштабе сегодняшней России мы сегодня находимся на уровне осмысления идей правового государства и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства, однако мы сознаем, что альтернативы ему нет. Отсюда необходимо последовательно развиваться в этом направлении, преодолевать преграды, стоящие на пути к цели.

Для создания правового государства в РФ необходимо преодолеть идеологию безусловного главенства общественных интересов над интересами личности. Следует исходить из того, что в ряде случаев интересы личности священны и неприкосновенны. Ничто не может служить основанием ограничения прав человека, кроме прав и свобод других людей. Нужно юридически закрепить и реально придерживаться превосходства общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными. Следует преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти, к теории сдержек и противовесов в механизме функционирования государственной власти. Необходимо преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позволяющего рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе; преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе; преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня объявлять свою волю правом и законом. Следует покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения.

Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание как у управляющих, так и управляемых.

правовой государство россия

Литература

1.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. - М.: ИНФРА - М Норма, 2009. - 776 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 420 с.

.Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов \ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2008. - 360 с.

.Основы права: учебник для студентов технических вузов \ Под ред. В.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа, 2006. - 460 с.

.Фарберова О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2008. - 400 с.

.Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. - 3 изд., перер. и доп. - М.: Академия, 2006. - 352 с.

Похожие работы на - Понятие и сущность правового государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!